Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

САДОВНИКОВА Вероника, 10А класс, МОУСОШ №60 г.Пензы «Свет Рождества в русской поэзии» 29.04.24
Следующий затем диалог пастухов воплощает мотив ожидания удивительного праздника на человеческом уровне

Следующий затем диалог пастухов воплощает мотив ожидания удивительного праздника на человеческом уровне. Партия первого пастуха посвящена «Сидящему в вышних пределах Востока!». Восторженное славословие Иеговы воссоздается через цепочку сравнений: «как агнец в долине, как легкий олень...». Второй пастух, начинающий славословие более осторожно, с нейтрально-спокойного мотива «приятно» – по поводу отдыха и встречи с близкими, затем наращивает энергию восторга, которого «словами нельзя изъяснить». И вот праздник наступает. Автор повествует о великом событии, ничем не выдавая своего присутствия или участия в нем, подчеркивая тем самым всеобщее ликование природы и людей, их единение пред лицом чуда, открывшегося для всех и вся. Праздник сияет, освещенный новым солнцем – звездой Вифлеема, озвученный хвалебными гимнами «во славу рожденного Бога», и эта блистательная картина производит тем более завораживающее впечатление, что ей предшествовала ситуация длительного безмолвного и беззвучного ожидания в темноте ночи. В следующем, самом торжественном моменте праздника, является Архангел Гавриил с долгожданной вестью: «Бог во плоти днесь явился». Праздник в своем безудержном разливе достигает кульминации в этом явлении, краткосрочном и ослепительном. Третий пастух готов принять ангела за Бога: настолько необыкновенно небесное блистание ангела, которому соответствует стилевой поток, пронизанный неземным сиянием, блеском, весельем и радостью. По велению Гавриила пастыри идут к вертепу, чтобы поклониться Богу-Младенцу и Его Непорочной Матери. Ершов интерпретирует евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в сказочно-поэтическом духе, с радостной стороны изображая это событие как самый чудесный и нарядный праздник. Ничто не омрачает этого события гармонии и согласия всех его участников (людей и природы). Сравнительно с сонетом Кюхельбекера, где есть драматическое смятение, даже конфликт человека с космосом, потребовавший вмешательства Бога-Отца, здесь торжествует только свет звезды Вифлеема.

Звезда Вифлеема горела над входом вертепа.

Ангелы пели: «Слава Сущему в Вышних!

Мир на земли, благодать в человеках!»

Пастыри входят – и зрят непорочную Матерь при яслях,

И Бога – Младенца, повитого чистой рукою Марии,

Иосифа – старца, вперившего очи в Превечное Слово...

И пастыри, пав, поклонились.

Поэту А.С. Хомякову удалось нарисовать словами почти зримую картину этого явления, как и художнику, Густаву Дорэ, лучшему иллюстратору Священного Писания. Мы почти видим, как «бесшумно двигались колесницы», как «важно шли верблюды и слоны», как «устремляли взор в небосклон» наездники. «Три царя в затейливых тюрбанах» ехали на поклон к новорожденному Младенцу.

Образный строй стихотворения вызывает чувство тихой радости и умиления у читателя, особенно у юного. Многие художники изображали пещеру, в которой в сиянии света лежал в корзинке или просто на соломе в яслях Ребенок в окружении домашних животных. Первыми увидели «спящее прекрасное Дитя» ягнята, дети кротких овечек. О Марии поэт не упоминает, но Она незримо присутствует. В последней строфе мы читаем о значимости рождения Иисуса Христа для человечества и «всего живого на земле», потому что с Ним пришла в мир доброта. Необычность события выражают образы и картины стихотворения: «тварь была в волненье», «пели птицы в полуночной мгле», «в эту ночь Земля была в волненьи». Автор имел в виду, прежде всего, людей, их реакцию: уже в первой строфе упоминаются не только «пустыни и сады», но и «горы и селенья». С рождением Иисуса Христа для человечества наступила эра разумного существования, названного поэтом словами «благоволенье» и «мир». Возвещая всем благоволенье,

Наступленье мира на земле.

Знающий Нагорную проповедь Христа сам продолжит стихотворение мысленно, вспомнит всю жизнь Иисуса, Его учение, Его мученическую смерть и завещание, которое Он оставил людям. Стихотворение написано просто, понятно всякому, и в то же время оно пробуждает потребность думать о необходимости выполнять заветы Спасителя.

Рождество Спасителя – это великая тайна обручения Бога с человеком, ведь Иисус Христос имеет два естества: Божественное и человеческое. «С нами Бог» – это перевод на русский язык имени Спасителя – Эммануил. Да, тогда родился не просто человек, а Мессия, принесший в мир нечто вечное, спасительное для человечества – учение о том, как надо жить, чтобы заслужить Царствие Божие.

Во время рождения Христа на небе появилась новая звезда, которая дала знак волхвам, «царям Востока», о рождение Мессии, а пастухам, пасшим стада, явился ангел сказать, что родился Иисус, чтобы они пошли первыми поклониться Ему.

Бог не где-то далеко в определенном месте, Он с нами всегда и везде. Куда бы мы ни пошли, чем бы мы ни занимались, Бог невидимым образом присутствует с нами. Спаситель с каждым, кто уверовал в Него, лишь Он объяснит людям тайны рождения жизни и условия ее сохранения. Он – опора и поддержка в повседневной жизни каждому, кто просит Его и верит в Его помощь и милосердие.

Рождество Христово – это великая радость для всех, ведь Он пришел на землю, чтобы, пострадав за нас, указать нам путь, по которому надо следовать, чтобы войти в Царство Божие. Под Его защитой нам не страшны диавольские силы. Перед верой «бессильно зло». Верить в Бога – значит оградить себя от бед и зла. «Мы вечны», потому что «с нами Бог». На такой благочестивой мысли заканчивается стихотворение В. Соловьева, объясняющее, почему Рождество Христово имеет в жизни православных такое большое значение. Человек бескорыстно взят Спасителем под незримую охрану, если он верит в Него. В стихотворении «Святая ночь» есть утешительная мысль о том, что человек вовсе не сирота беззащитная на земле, у него есть милостивый и могущественный защитник Господь. В нелегкое для Православия в России время В. Соловьев утешает христиан, владеющих «всерадостной тайной», заканчивая стихотворение ликующим восклицанием: «С нами Бог!». В Православной Церкви есть торжественное, праздничное песнопение, которое так и называется: «С нами Бог!». Его поют именно в праздник Рождества Христова и на Пасху. Один раз услышав, его уже невозможно забыть.

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг