ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О БОЛЕЗНЯХ*
* Духовная брань. М, Паломник, 1993. С. 28-303.
Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних –
болезнями и помыслами.
Прп. Амвросий Оптинский
Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь - душе.
Что больна, – не беда: грешным людям это – очищение; как
огонь очищает железо от
ржавчины, так и болезнь врачует душу.
Прп. Анатолий Оптинский
Болезнь избавляет от многих душевных страстей. Апостол
Павел говорит: ...если внешний наш человек... тлеет, то внутренний... обновляется.
(2 Кор. 4, 16)
Грех не душу только поражает, но и тело.
В иных
случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною, но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не
здоровая.
Уже одно то, что грех наводит мрак и тугу (см. тужить
– прим. А.П.), должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда
припомнишь, что он отделяет от Бога –
Источника жизни и ставит человека в разлад
со всеми законами, действующими и в
нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения.
Следовательно,
больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от
грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь к благодетельному
действию лекарств.
Известно, что был
какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не
исповедуется и не причастится Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее
этого требовал.
Свт. Феофан Затворник
Болезнь для человека является милостью Божией.
И если
христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет
терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай... Болезни – молотьба:
чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание
его, потом – в виде хлеба – в печь
и, наконец – на трапезу Божию.
Свт. Феофан Затворник
Благодарите
Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша –
великий дар Божий. Денно и
нощно за сие и за все хвалите и благодарите
– и спасена будет душа Ваша.
Старец Арсений Афонский
Когда же будут тебя безпокоить
неудобства
или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Священного
Писания: Многими скорбями подобает нам внити
в Царствие Небесное.
Прп. Амвросий Оптинский
Бог не требует от больного подвигов телесных, а только
терпения со смирением и благодарения.
Прп. Амвросий Оптинский
Когда, например, больной расположится благодушно
переносить болезнь свою и переносит...
Враг,
зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить
такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела,
которые мог бы он совершить, если бы находился в другом положении. И старается убедить
его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и
себе, и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и
под.
Заметив,
что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает,
проводит
до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или
другие дела, и возбуждая жаление, что связан по
рукам и ногам болезнию.
Мало-помалу,
при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в
недовольство и досадование.
Прежнее благодушное терпение, таким образом,
расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели
терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее
делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.
Доведши до сего,
враг украдает из ума его и сердца эту благую
цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья как здоровья, заставляет
досадливо смотреть на болезнь не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное
само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями,
берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного
терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.
Невидимая брань
Больной ли ты, или бедный, терпи.
Ничего кроме терпения
Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром
деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в
добре, если благодушно терпишь, тогда как у
здорового дела добрые идут с промежутками.
Почему [поэтому], желая перемены своего положения, ты желаешь променять
лучшее на худшее.
Невидимая брань
Больной и бедный – не жалуйся и не ропщи на свою судьбу,
на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись
всецело Промыслу Божию.
Один
старец, страдавший водяною болезнию,
говорил братиям, которые
приходили к нему с желанием лечить его:
«Отцы, молитесь, чтобы не подвергся
подобной болезни мой внутренний
человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он
не вдруг освободил меня от нее, ибо
насколько внешний наш человек ...тлеет, настолько внутренний
...обновляется (2 Кор. 4, 16)
Прп. Серафим Саровский
Один старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной
добродетели, которую бы делал он. И только одно находил в нем – то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милости. Но с благодарностию
переносил болезнь свою, – и посему Бог принял его».
Патерик Афонский
Великий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них
воссылать благодарственные песни Богу.
Старец заболевшему своему другу внушал: «Молиться надо
чаще: "Господи! Даждь ми зде терпение, тамо
отпущение"».
Если оттерпелся
здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким
блаженством, перед которым теперешнее счастье – ничто.
Воистину, телесными болезнями душа приближается к
Богу.
Свт. Григорий
Богослов
Пришел как-то к о. игумену Антонию один больной ногами
и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня
смущает». О. Антоний ответил ему: «Да уж в Писании сказано: сыне, даждь Ми сердце, а не нози».
Прп. Амвросий Оптинский
Некоторая женщина, имея болезнь в груди, называемую рак,
и слышав об авве Лонгине, искала случая встретиться с ним.
Он жил
в девяти милях от Александрии к западу. Когда же искала его женщина, случилось блаженному сему собирать
дрова при море; и, увидев его, женщина говорит ему: «Авва, где живет раб Божий авва Лонгин?» – не зная, что это он сам. Он же сказал:
«Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи
к нему, ибо он обманщик. Что же тебе
нужно?» Женщина же показала болезнь.
Старец, знаменав крестным знамением то место, отпустил ее, сказав:
«Ступай, Господь исцеляет тебя. Лонгин же не может
помочь тебе». Женщина ушла, поверив
слову, и скоро была исцелена. Когда
же рассказала некоторым о сем и
сказывала признаки старца, узнали, что
это был сам авва Лонгин.
Патерик Афонский
Не убий.
Убивают,
между прочим, и врачи от неведения болезни больного, прописывая ему вредные
лекарства.
Убивают
и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача.
Убивают те, которые
раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного
чахотке, и тем ускоряют его смерть.
Убивают
те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине,
врачебного пособия больному, хлеба голодному.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые
добрые люди. Почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию
телесною?»
«Потому,
– отвечал старец, – чтобы мы, как бы солию досолившись здесь,
отошли туда чистыми».
Патерик
Афонский
Один из приходских священников сделался болен, и, приближаясь
уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и
низвести во ад.
Тогда
явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с отвратительнейшим
демоном, державшим отверстую книгу, в которой были записаны все грехи священника.
Между
тем пришел другой священник, чтобы напутствовать собрата. Началась исповедь;
больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением
грехи свои, как бы извергая их из себя. И что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил
какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи.
Таким образом, исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои, и, получив
исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая
ближним
для назидания их, видение, запечатленное чудесным исцелением.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Еще говорила (блаженная
Синклитикия): много у диавола
острых орудий.
Когда
не победил
он душу бедностию, приносит богатство к обольщению.
Не
одолел ее обидами и поношениями – расточает на нее похвалы и славу.
Не
побежден здравием человек – тело его поражает болезнями. Ибо
не могши обольстить
его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека
тяжкими болезнями с тем, чтобы чрез сие в нерадивых помрачить любовь к Богу.
Но всякий раз, когда
поражается тело твое или воспламеняется
сильною горячкою, также томится
несносною жаждою, – если ты грешник,
то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни
по суду и не пренебрегай настоящими
[наказаниями] (Евр.
12, 5). Но радуйся, что Бог посетил
тебя, и повторяй сие прекрасное изречение:
Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117, 18). Ты – железо, и огонь очистит твою
ржавчину.
Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь
на большее. Ты золото, – и чрез огонь
сделался чище. <...>
Лишаемся
ли мы очей? – перенесем это без отягощения, ибо через это мы лишаемся органов ненасытности и
просвещаемся внутренними очами.
Оглохли
ли мы? – Будем благодарить Бога, что мы совершенно потеряли суетный слух.
Руками ли ослабели? – Но мы имеем внутри себя руки, уготованные на борьбу со врагом.
Немощь
одержит все
тело? – Но от сего, напротив, возрастает здравие по
внутреннему человеку.
Патерик Афонский
Старец сказал: как воск несогретый
и неумягченный не может принять
наложенной на него печати, так и человек, если не будет искушен трудами и болезнями, не
может принять
силы Христовой. Посему-то Господь говорит божественному Павлу: довольно для тебя благодати Моей,
ибо сила Моя совершается в немощи. И сам Апостол хвалится, говоря: И потому я
гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12, 9).
Патерик Афонский
Старец сказал: «Не малодушествуй, когда постигнет тебя
недуг телесный. Ибо, если угодно Господу, чтобы ты страдал телом, то кто ты,
тяготящийся этим? Не Он ли печется о тебе во всем? Не Им ли ты живешь?
Итак, переноси болезнь и моли Его, да дарует тебе все на
пользу, то есть по воле Его; сиди (в келье) с долготерпением, питаясь подаянием».
Патерик Афонский
Отец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы.
Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что «то» хлеб и рыба, чего просим, а
Отец Небесный видит, что просимое будет
для нас камень или змея – и не дает просимого.
Отец и мать
изливают пред Богом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем
выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив,
здоров и счастлив. Господь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее. Только не по понятию просящих, а так, как
оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой умирает сын.
Для
тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание,
а делание
наперекор или предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая
жизнь только приготовление к другой жизни, не может быть сомнения, что сын, о
котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва
и что
для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут.
Скажешь:
так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах
всегда надо содержать в мысли условие: «Если, Господи, Сам Ты находишь это
спасительным».
Св.
Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать
так: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей».
Сет. Феофан Затворник
Некто жил где-то далеко в пустыне.
Заболели у него
внутренности: легкие ли, или сердце, или печень, или все вместе. Боль, хоть умирай. Людской
помощи неоткуда ожидать, прибег к Богу со всеусильною
молитвою.
Услышал Господь. В
одну ночь, заснув, видит он такое видение. Пришли два Ангела с ножами, разрезали его,
вынули больные части, вычистили их, вымыли и чем-то смазали. Затем все
положили на свое место, спрыснули чем-то, и - все срослось, как будто и разрезов не было.
Проснувшись, старец
встал совсем
здоровым, как будто никогда не болел, новеньким, будто юноша во цвете сил.
Свт. Феофан Затворник
...
Равный вред душе в обоих случаях – и когда плоть
непокорна, от избытка здоровья предаваясь неистовым порывам, и когда от мучительных
болезней изнурена, расслаблена и неподвижна.
Потому
что душа при таком состоянии тела не имеет времени возводить взоры горе, но по всей
необходимости бывает занята ощущением боли; и ослабевает,
подавляемая злостраданием тела.
Вся жизнь да будет временем молитвы.
Свт. Василий Великий
Здоровье есть дар Божий, – говорил прп. Серафим Саровский, – но не всегда
бывает полезен этот дар: как и всякое страдание,
болезнь имеет
силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и
смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать
о Боге. Поэтому болезни
нужны и нам, и нашим детям.
Бывает, что болезнь схватывает, чтобы
пробудить душу заснувшую.
Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не
встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах, и пребывало
неизменным, если только возлюбим жить в добродетели.
Бывает, что Бог болезнию
укрывает иных от беды,
которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.
В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать
очиститься от грехов в Таинстве Покаяния и в совести своей примириться с Богом.
Свт. Феофан Затворник
В опасных болезнях
заботься сперва об очищении своей совести и о
спокойствии своей души.
Болезни наши большею частью происходят от грехов,
почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не
грешить.
Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми
легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей
– сатана – пред лицом Самого Бога засвидетельствовал,
что телесные
болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие
бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу,
подвергшись тяжкой болезни.
Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о
смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы
болящий озаботился, наконец,
и приготовлением к смерти.
Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие
средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит,
что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том,
что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат
к истреблению похотений, а и пост, и земные
поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и
болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.
Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь
Его.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Больному надобно утешать себя чтением Божественного
Писания и страданием Спасителя.
Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.
Будучи больной, не
понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом да твори Иисусову молитву.
Прп. Анатолий Оптинский
Однако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не
лежать, а усесться на постели, прислонясь, если
немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.
Свт. Феофан Затворник
Будучи немощной, и правило, как можешь, так и
исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади.
Не скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить
молитвенного правила, а благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если
без ропота и с благодарением терпим.
Старец Арсений Афонский
Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в
Бога и надежды на Его Божественный Промысл. Истинный
христианин
верует, что все случающееся с нами в жизни делается по воле Божией; что без воли Божией и
волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби,
то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание
веры и любви к Нему. И потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на
Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает
его; что по милосердию Своему Бог хочет временными
скорбями
заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с
праведным Давидом: Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим.
Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от
преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в
жизни будущей.
Блж. Иероним
Господь послал тебе
болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе,
чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога,
заботящегося о тебе.
Игумен Никон (Воробьев)
Облегчение поста для немощных
дозволительно по правилу церковному (Апостол, 69-е правило).
Свт. Филарет, митрополит Московский
Бывает, что некоторые больные употребляют в пост
скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили
правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей
совести и сознанию... Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.
Бывает иногда при болезни искушение. Прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Душа не может
освободиться от искушения иначе, как призывая Иисуса Христа
и прибегая к духовному отцу».
Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но
смирение.
Прп. Варсануфий Великий
Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся
предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие
благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и
сделаешься самоубийцей.
Если находишься в долговременной болезни и имеешь
какое-либо утешение от служащих
тебе, то посмотри на тех, которые внутри
терпят скорбь и печаль, снаружи ранами
покрыты, и не имеют, кто бы им послужил,
накормил, напоил, поднял, омыл раны,
– и они терпят.
Свт. Тихон Задонский
Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в
неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет
искать виновника этим скорбям среди людей (околдовали, сделали), бесов,
обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет
ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее). Возбудит в
нем вражду и ненависть к
ним, желание мстить, оскорблять и прочее, а
через это приведет душу такого человека
в мрак, отчаяние, безнадежие,
желание уйти в другое место,
скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего – диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его.
Господь из любви к нам посылает по силе каждого
болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради,
тот будет угрызаться совестью в будущем веке, – ведь можно было показать свою любовь ко
Христу терпением болезни и скорбей, и [ты]
не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви
к нам, хотя и не все люди и не всегда
понимают это.
Страдания, если они озлобляют болящего, не преображая
его, не давая благотворной реакции [исправления и благодарения] – только сугубое зло.
Следует упомянуть также о том, что святые отцы предлагают
освящать принимаемое лекарство: так, преподобный Варсануфий
Великий
рекомендовал одному ученику принимать лекарство – розовое масло со святой водой. Тот же старец
при болезнях не советует усиленно просить об исцелении, ибо мы не знаем, что нам
полезно.
В болезни не желай себе смерти – это грешно.
Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе
причину его болезни, но постараемся утешить его.
Посещение
лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда.
Посещай болящих, да
посетит Бог тебя.
Равную награду получает больной
и кто служит ему.
Прп. Пимен Многоболезненный
Есть тяжелые больные (после операции, сильно изнуренные
болезнью, с переутомленной нервной системой и т.п.), которые тяготятся посещением и
страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вообще разговорами.
Поэтому, прежде чем посетить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему,
будет ли приятно их посещение болящему.
Хотя и доброе дело – иметь заботу о больных и посещать их,
но надобно иметь рассуждение: где повреждается душевное устроение ваше, то и без вас дело обойдется.
Господь недостаток наших добрых дел восполняет или
болезнями, или скорбями.
Свт. Димитрий
Ростовский
Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от
болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в исполнении заповедей Его.
(Далее…)