Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М О Л О Д Ы М 23.11.24
13 февраля 2008 года, Дом офицеров, встреча с курсантами Пензенского военного артиллерийского инженерного института

13 февраля 2008 года, Дом офицеров, встреча с курсантами Пензенского артиллерийского инженерного института.

 

 

– Как человек должен готовиться к посещению храма?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Друзья, не существует определённого ритуала, почему-то у нас сейчас в сознании: это надо так, а это не так… Люди боятся идти в церковь, потому что не знают, как там себя вести. Проще простого: вы приходите в храм Божий, как на встречу вашей души с Богом, как можно проще надо себя вести. Быть чистым. В дореволюционные годы крестьяне дома в красном углу держали одежду чистую, которую надевали в храм, и только. Нет особых правил, только: чисто и аккуратно.

Что касается вхождения в храм, я думаю, священник вам рассказывал. Есть такая притча о мытаре и фарисее. Оба пришли в храм. Фарисей – это по тому времени учитель, хорошо одетый, зажиточный, ему все кланялись. А мытарь – это, современным языком, работник налоговой службы Римской империи. Они нещадно обирали народ, их ненавидели, презирали. И вот фарисей вошёл на середину храма и молился так: «Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как другие, как этот мытарь: я и пощусь, и десятую часть доходов жертвую…» А мытарь, осознавая себя самым грешным, презираемым, встал в церковном притворе, склонил голову и просил: «Боже, милостив буди мне, грешному…» И в притче Христос говорит, что мытарь вышел оправданным, а не фарисей, который хвалился своими добродетелями, но презирал простого человека.

 

 

– Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Митрополиту Филарету (Дроздову), занимавшему московскую кафедру почти 50 лет, пережившему четырех императоров, принадлежат такие слова в ответ на подобный вопрос: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Очень просто. Но обычно в храме сидят люди пожилые, инвалиды, это позволительно. А в молодом возрасте надо приучать себя, как вы приучаетесь к строевой службе, к физическим нагрузкам. Но здесь работа не в ногах и не в теле, а эта работа в душе – и это посложнее.

 

 

– Что символизирует поставленная перед образом свеча?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – В Евангелии есть слово, где Христос называется Светом миру. После Ветхого Завета приход Христа – это яркий солнечный луч для человечества. И Европа преобразилась, и другие страны стали другими. Если раньше «око за око», «зуб за зуб», то теперь – возлюби ближнего своего, как самого себя, ударившего тебя в одну щеку подставь другую. Это не буквально: ударили тебя – подставься, а в том смысле, что на всякое зло надо отвечать добром. А если злом на зло, то всё зло соединится и его станет ещё больше. Это всё равно, что пожар тушить бензином.

Свеча – символ света, показывающий нам, как душа наша должна светиться, а не коптеть. Это ещё и символ человеческой жизни: у неё есть начало и конец, придёт время, и она сгорит, это нам напоминание о вечности, о скоротечности нашей земной жизни.

 

 

– Кому и сколько свечей надо ставить?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Это дело вашего желания. Обычно ставят свечу празднику – в центр храма у праздничной иконы, потом с правой стороны – Спасителю, с левой – Богородице, и тем святым, которых вы знаете, от которых вы получили какую-то помощь: великомученику Пантелеимону, Николаю Чудотворцу, Георгию Победоносцу.… Это – исходя из вашего настроения. В храме человек свободен в своих благочестивых чувствах.

 

 

– Почему именно у распятия ставят свечи за упокой?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Не столько у распятия, а есть специальный столик, у которого есть распятие, и туда ставят свечи, вспоминая имена умерших.

 

 

– Для чего совершается поминовение усопших?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Человек умирает, но его душа остаётся, она переходит в вечность и продолжает своё бытие. Это реальность, об этом написаны книги. Поэтому поминовение усопших – это когда наша к ним любовь простирается и за гробом. Как не молиться за родителей, за близких? Это продолжение человеческой любви к ближнему, переходящей в вечность.

 

 

– Сколько раз в году надо причащаться?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – По каноническим церковным правилам, как минимум, 4 раза в год, во время постов. А хорошо бы во все 12 праздников в году, проходя перед этим исповедь, чтобы освободить свою душу от груза негативных поступков. Греховные наши поступки становятся тяжестью.

 

 

– Что такое соборование?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Это простонародное название, правильно – елеосвящение. Соборование – это потому, что раньше этот чин совершали 7 священников, собором. Оно совершается над заболевшим человеком, но не находящимся при смерти! Оно заповедано нам ещё апостолом Иаковом, это значит, что человек может получить исцеление, это врачевание души. Мы лечим тело, но забываем, что за телесными недугами стоит подчас болезнь души, с этого всё начинается.

 

 

– Как часто следует посещать храм?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – В норме церковной жизни – каждое воскресенье, в большие праздники. Духовная жизнь такова: неделю человек работает, устало тело, надо отдыхать. Но надо не на кровати лежать, а дать душе отдохнуть, а душа отдыхает в храме. Тот, кто испытал это в своей жизни, понимает, о чём я говорю. Я много раз был в Греции, это православная страна, с которой у нас сейчас налаживаются очень хорошие отношения. Президент был в Греции, на Святой Горе Афон. Так вот, в Греции в храме обычно губернатор, мэр, они два часа на литургии, потом едут отдыхать. Власть всегда в храме с народом, это закон. Не забудьте, Греция православна 2000 лет, мы – 1000 лет. Это у них в укладе жизни. Там среда и пятница – выходные дни, с полудня магазины закрываются, постный день. На каждом углу храмы, через 50 метров – часовни, мы побывали в Греции, как дома побывали, народ там такой же.

 

 

–Что означает для верующих посещение храма?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Это духовная потребность. В ком она есть, это очень хорошо, плохо, когда её нет. Возьмите аккумулятор: он нуждается в подзарядке. Так и человеческая душа нуждается в духовной подпитке, в крепости. Нам придётся многое преодолеть из прежнего арсенала так называемого научного коммунизма, который очень твёрдо сидит в головах. Надо уяснить себе, что такое христианство, православие, что такое вера, храм Божий. На многие вопросы вы получите ответы, выйдя из этого зала: я привёз из Москвы книжечку «Почему ты не в Церкви?». Она написана удивительно лёгким языком, затрагивает самые актуальные вопросы молодёжи и общества. Люди после прочтения её стали активно посещать храм, уже понимая, почему это надо делать.

 

 

– Какой грех называется смертным?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Их семь. Убийство, прелюбодеяние, любодеяние… Что такое смертный грех?  Это наиболее тяжкий грех, поражающий душу. Это сейчас телевидение сделало грехи наши обычным делом. А спросите свою совесть, она есть у каждого, есть угрызения совести, и стыд есть, никуда мы от него не денемся. Это сигнализаторы, говорящие нам: остановись! Дальше нельзя! Опасно! А когда человек идёт дальше, это называется страстью, а затем – порок. И человеку становится всё равно, как пьяному море по колено. Люди спиваются, опускаются, и жизнь заканчивают очень плохо.

 

 

– Как избавиться от худых привычек?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Сейчас психологи, заговоры… все предлагают мгновенное исцеление. Друзья мои, не покупайтесь на это. Притом у них для приманки иконы, свечи.… Это уловки. Как преодолеть? У каждого человека есть воля, которую надо воспитывать. Если бы вы в школе изучали «Основы православной культуры», вам было бы легче, вы бы уже понимали, что можно делать и что нельзя. А пока десять шишек русский человек не набьёт, только тогда начинает понимать, что такое опыт. Второй метод, более верный, христианский: вытеснять греховные мысли и чувства добродетелью, то есть совершенно противоположным. Ты скуп – а вот постарайся дать милостыню нуждающемуся человеку. Ты гневливый – а ты постарайся смириться, когда тебя ругают, может быть, и неприятно, но перетерпи. Это многое даст. И так, по ступенькам можно произвести в себе огромные перемены. Как в русской пословице: без Бога не до порога. Ничего мы с собой без Него не сделаем.

 

 

– Как избавиться от дурных привычек?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Добрыми привычками. Основное – молитва. Очень коротко и просто – это беседа человеческой души с Богом. И Кутузов молился, и Суворов. Это придаёт человеку силу и энергию.

 

 

– Что такое страсть и добродетель?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Страсть и прелесть – эти слова в 19-м, 20-м столетиях получили иное значение. Страсть – это болезнь, то, что мучает человека: дурные привычки, навязчивые мысли. Потом идёт порок. А добродетель – это когда человек старается жить по принципу добра. Не поймите, что надо быть «добреньким», доброта – это естественное качество человеческой души. Она вложена Богом в человека, а страсти и грехи в нас проявляются, когда у нас появляются дурные привычки. У Чехова есть мысль, что человеческое сердце может стать мусорной корзиной, когда мы собираем в неё отбросы жизни. И в Евангелии говорится: где сокровище ваше, там и сердце ваше. Что мы вбираем в себя, тем и живём. Если мы сквернословим, совершаем дурные поступки, то человек так и живёт, по словам апостола Иоанна Богослова, весь мир во зле лежит. Это не значит, что мы обречены, что это рок какой-то, но… Кто жизнь строит и создаёт? Да мы с вами. Какие мы – такая и жизнь.

 

 

– Как узнать, какой сон от Бога, а какой от врага?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Священные книги Ветхого и Нового Заветов советуют вообще не доверяться снам. Так называемые вещие сны – особые, они бывают 1–3 раза в жизни и связаны с какими-то тупиками в человеческой жизни, из которых человек годами ищет выхода, и вдруг его словно осеняет во сне. Вот случай с М. В. Ломоносовым. Его отец был рыбаком и однажды не вернулся с моря. Ломоносов, будучи в Москве, томился в неизвестности. И вот во сне видит, что его отец утонул, а тело выброшено на остров, который он знал. И когда он сообщил об этом своим родным, рыбаки вышли на судах и в этом месте нашли тело отца. Это бывает редко. Но вообще снам лучше не доверяться.

 

 

– Какую силу имеет изображение на себе крестного знамени?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Огромную силу, если это делается сознательно, не карикатурно, не смеясь. На кресте был распят Христос. Вот тут у вас вопрос – откуда грех? Так вот, он оттуда, с дохристианского человечества. Не думайте, что дерево познания добра и зла, или яблочко, как иногда высмеивают, не в яблочке дело, а в послушании. Когда люди нарушили послушание Богу, тогда они были изгнаны из рая, из той жизни, которую дал им Бог. И до пришествия в мир Христа человечество мучилось в грехах, и потому, чтобы его освободить, Христос и был распят на кресте. Я не стану об этом долго говорить, это серьёзный вопрос. Так вот, мы ограждаем себя крестным знамением утром, с призыванием Святой Троицы: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Наши предшественники были мудрые люди. Когда говорят, что они были отставшие люди, не верьте. Самый простой пример: за время царствования императора Николая Второго с 1894 по 1917 годы население России увеличилось почти на 50 млн. человек. Каждый год был прирост в 3,5 млн. Так где лучше было? Не надо думать, что до 1917 года всё было плохо. Да, лакировать Россию не надо, она конфеткой не была. Но говорить, что всё было отвратительно.… Я бы так не сказал. Сколько прошу власть нашу часовню поставить перед въездом в город – не получается. Кресты поставили – опять кому-то не нравится. А раньше кресты стояли. Едет путешественник – увидел крест, перекрестился, уже едет осторожно. А у нас сегодня столько аварий… Машины должны быть освящены, на водителе крестик, и есть молитва водителя.

 

 

– Какое занятие в жизни самое важное для христианина?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Трудно сказать, потому что у каждого есть призвание. Менее всего надо стремиться к тому, что нравится, надо немного остепениться и почувствовать: что я могу делать, а что не могу. Есть такая мысль, что у нас в обществе нелады, потому что многие занимаются не своим делом. Если говорить о христианстве, то сегодня как никогда надо быть милосердным и сострадательным. Вокруг много бедствующих людей, в обществе охладела заповеданная Богом любовь друг к другу. Мы должны любить друг друга, а когда этого нет, тогда и трагедии начинаются. И революция произошла не из-за социального неравенства, а из-за утраты любви и уважения друг к другу. Мы должны любить человека, а не его худые поступки. Нельзя быть индивидуалистом, надо помогать ближним.

 

 

– В любое ли время и в любом ли месте можно молиться?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Да. В любом месте. В Троице-Сергиевой Лавре побывали все космонавты, включая Гагарина. А один высокопоставленный офицер Генштаба тайно принял схиму, носил её под мундиром и никто об этом не знал. Он и на службе творил Иисусову молитву, по дороге на службу, в метро. В дореволюционной России посол наш был во Франции, строгое время было, и он был вынужден по долгу службы сидеть с семьёй в оперном театре, и он писал в воспоминаниях: мы сидели в театре, а внутри себя творили Иисусову молитву. Молитве ничто не препятствует. Не обязательно надо креститься, кланяться на все стороны…

 

 

– Как победить в себе гнев?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Надо, чтобы в вас появилось смирение. Чтобы как-то успокоиться. Гневливость – это чувство раздражительности, она возникает в человеке, когда в душе что-то не в порядке. Вы можете себе представить людей в храме, чтобы они раздражались и гневались? Редко так бывает. Верующий человек не должен быть таким. Гневаться не нужно, ведь вы сами себя губите, разрушаете. Василий Великий писал: от поста бледнеют, а от злобы синеют. Лучше этого не делать. И опять в этом поможет молитва, посещение храма, разговор со священником, его совет.

 

 

– Какое лучшее средство от уныния?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Трудно, когда уныние, радоваться и улыбаться. Тяжело. Но, друзья мои, опять скажу, что уныние имеет свои причины. Это следствие того, что с нами происходит: или мы в чём-то разочаровались, или что-то случилось.… Но поверьте мне, что если христианин молится утром и вечером, то уныния не будет. А если оно наступает, самое лучшее средство – открыть Евангелие и читать, сколько можете. Это самое действенное лекарство от уныния.

 

 

– Как бороться с душевной тяжестью?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – К той же категории относится. Верующему человеку лучше всего пойти на исповедь, обратиться к духовнику. Хочу сказать, что не каждый священник духовник, у нас есть особо опытные священники, обычно это люди в возрасте, вот это духовники, они могут дать мудрый совет.

 

 

– Откуда взяли праздник День влюблённых?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Из Америки. В Европе был такой праздник, он не имеет отношения к Православию. США взяли и американизировали его, сейчас он и в Росси распространяется, хотя у нас есть свои святые, которым надо бы подражать. Это Муромские святые Пётр и Феврония. Он был князем, она простой девушкой, они поженились, несмотря на протест родни князя, жили – душа в душу и так любили друг друга, что скончались в один день. Они похоронены в одном гробу, в Муроме их мощи. А перед въездом в Муром стоит огромная фигура Ильи Муромца, а нам почему-то вбили в сознание, что это сказка. Это преподобный Илья Муромский, мощи которого находятся в Киево-Печерской Лавре.

 

 

– Можно ли носить крестик некрещёному человеку?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – В общем, это не запрещено, можно носить. Но, друзья мои, лучше этого не делать напоказ, плохо, когда крест носят как украшение, с золотом, с камнями. Не в этом охранительная сила креста. Все крестики освящаются в храмах, значит, если вы человек некрещёный, а крестик носите, то вам надо тоже подумать об освящении своей души в Таинстве Крещения. Я знаю, что во время чеченской войны все вертолётчики были люди крещёные, и если кого на борт брали, спрашивали: крещён или нет. Если нет, не брали, боялись, что вертолёт разобьётся.

 

 

–Что означает «Причащение святых Таин, Тела и Крови Христовой»?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Тема очень большая. Что такое Тело и Кровь Христовы? Накануне Своих страданий Христос на Тайной вечере в Сионской горнице освятил хлеб и вино и сказал, что отныне это будет Телом и Кровию Христа. Это то, что называется евхаристией, это греческое слово, в переводе – благодарение. За Божественной Литургией читаются особые молитвы, которым, кстати, уже 2000 лет, в ходе которых хлеб и вино преломляются в Тело и Кровь Христову, т. е. получают освящающие свойства во исцеление души и тела.

 

 

– Имеет ли значение, какого размера свечи ставят перед образом?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Никакого значения. У основателя Троице-Сергиевой Лавры Сергия Радонежского, который благословил князя Димитрия на Куликову битву, в храме и келье горели лучины – свечей не было, монахи жили просто. При этих лучинах в храме и келье было гораздо светлее, чем в огромных залах и больших приёмных покоях (это по свидетельству людей, которые писали о Сергии Радонежском). Потому что там была любовь преподобного, там была молитва.

 

 

– Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Только в силу болезни, например, при диабете, тогда это благословляется, но не в тех случаях, когда человек причащается, а если просто идёт на богослужение. Но по русскому обычаю принято ходить в храм натощак. В крайнем случае – съесть кусочек просфоры и запить святой водой.

 

 

– Почему РПЦ выступает против праздника 8 Марта?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Во-первых, РПЦ не выступает против, потому что это гражданский праздник. Другое дело, РПЦ считает, что этот праздник должен отмечаться в другой день. Святейший Патриарх ещё 15 лет назад передавал в Думу это пожелание РПЦ – отмечать в день жен-мироносиц. Это те женщины, которые сопровождали Христа, которые удостоились увидеть Его после Воскресения первыми. Сложность в том, хотя и Президент, и правительство были с этим согласны, что праздник святых жен-мироносиц переходящий, он зависит от Пасхи, а она бывает в разные дни. Вот почему этот вопрос сложно решить.

Во-вторых, само происхождение праздника 8 Марта. Вы, наверное, знаете, я не стану перечислять те имена, которые, поверьте, не являются идеалом женской жизни. Или вот в прессе шум подняли: РПЦ переименовывает…(это касается Спасска, бывшего Беднодемьяновска). Простите, мы не переименовываем, а возвращаем исконное имя городу. Переименовывали те, кто после 17-го года менял названия. Ну, хотя бы новые улицы и города называли, а то.… В Москве Тверская – Горького, Тверь поменяли на Калинин… Как это можно? Или Санкт-Петербург? Многим не нравится, название какое-то немецкое, но ведь в переводе это город святого Петра, не Петра Первого, а святого апостола!

 

 

– Правильно ли я понимаю, что христианская жизнь заключается в соблюдении Уставов Церкви?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Не совсем. Устав РПЦ – это несколько иное, это больше относится к священнослужителям: что можно делать в храме и как делать. Они исполняют Устав. А христианская жизнь заключается в соблюдении заповедей Божиих. Эти заповеди – нормативы нравственной жизни человека, без них нельзя. Когда Христа спросили, какая наибольшая заповедь в Его учении, Он ответил: возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, и вторая, подобная первой: и ближнего твоего, как самого себя. Это норма жизни.

 

 

– Кем была Мария Магдалина?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Она была, говоря сегодняшним языком, женщина лёгкого поведения, падшая женщина. Но она, когда услышала слова Спасителя, пошла за Ним, Его слова проникли в её душу, она стала ученицей Христовой, в ней внутри произошло перерождение. Другой жизни надо захотеть, душой это почувствовать, а не жить, как все. Часто говорят: живу, как все живут. Я студентов в Лавре спрашивал, когда они что-то натворят: зачем ты это сделал? – Простите, Владыка, все так делают, и я стал делать.… Я говорю: если ты увидишь, что в коридоре стоят 9 человек и бьются головой о стену, ты что, должен стать десятым? Надо жить не как все, а как Бог велит.

 

 

– Как нужно вести себя, когда слышишь осуждение священника?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – В Евангелии сказано: не судите – да не судимы будете. Но есть и другие слова. До Христа учителями народа были книжники и фарисеи, им воздавали почести, но не все из них вели себя достойно. Подошли ко Христу с вопросом: как к ним относиться? И Христос ответил: то, что они говорят, делайте, но по делам их не поступайте. А вам не надо забывать, что молодой священник проходит все соблазны сегодняшней жизни, он вырос не в благочестии, он вырос у телевизора, у танцплощадки, казино, он такой, как и вы. И ему надо больше работать над собой, чтобы многое негативное в себе преодолеть.

 

 

– Какие последствия для души несёт в себе нецензурная брань?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Иными словами – сквернословие. Что такое скверна, вы понимаете. В самом слове смысл. Когда мы сквернословим, мы в себя принимаем скверну этих слов, их грязь, она входит в психологию, в ум человеческий.

 

 

– Можно ли силой веры сплотить воинский коллектив?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Да. Я верю, что это можно, но при встречном движении. Насильно никого в храм Божий не тянут, но надо чаще общаться, вот как мы с вами сегодня общаемся. Вы задаёте вопросы – мы отвечаем. Вера – великая сила. А безверие.… Как великий Суворов говорил: безверное войско учить, что перекаленное железо точить; т. к. оно хрупкое, из него ничего нельзя сделать.

 

 

– Говорят, что в течение 40 дней после смерти человека нельзя трогать его вещи, а другие советуют их раздавать. Ваши рекомендации?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Друзья мои, так может сказать только неграмотная бабушка. После кончины человека его душа нуждается в молитве, что мы делаем в храме, и в милосердии в его память. Обычно вещи раздаются, а бедным людям даются продукты с просьбой помянуть усопшего. Это испокон веков так было.

 

 

– Почему в нашем институте есть церковь, а нет мечети?

 

Владыка ФИЛАРЕТ: – Ну, я вроде не муфтий.… Насколько я знаю, на областном призывном пункте есть комната для мусульман. Друзья мои, основное население у нас русское, славянское, мы не унижаем другие национальности и вероисповедания. У нас есть традиционные религии, я лично знаю многих мусульман, это очень хорошие добрые скромные люди, у нас хорошие отношения…

 

Аудиозапись – Александра ДВОРЖАНСКОГО

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг