Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 25.11.24
«Мы оторвались от своих корней»

«Мы оторвались от своих корней»

 

Гость епархии, профессор Самарской Духовной семинарии, кандидат педагогических наук, игумен Георгий (Шестун) выступил перед собравшимися с интереснейшим докладом о практической работе, которая проводится в Самаре по духовному воспитанию детей и молодёжи:

   Ваше Высокопреосвященство, Владыка ФИЛАРЕТ, Ваше превосходительство г-н губернатор, дорогие отцы, братья и сестры! Ко мне однажды пришла молодая женщина и плачет: «Батюшка, муж пить начал». Я её спрашиваю: «Зачем же ты за пьяницу замуж пошла?» Она говорит: «А он не пил, он был хороший». «Сколько лет прожили «Пять лет». «Что ж ты с ним сделала, тебе Господь хорошего человека дал, что он прожил с тобой пять лет и запил?»

Вот Господь такой народ дал России, который не проиграл ни одной войны, ни одной. Сражения проигрывал, а войны все выигрывал. Освоил 1/6 часть суши, просвещал более 150 национальностей, создал великое государство, великую культуру, которой восхищается весь мир, но за ХХ век власть сделала так и так повела себя со своим народом, что он запил и руки стал на себя накладывать, и загулял, и землю бросил, и детей своих забыл. И сейчас мы можем говорить, что наш народ учит всех воровать, пьянствовать. И мы должны понять: в чём тут причина, причина падения нашего народа? Почему мы, оторвавшись от своих корней, потерялись и стали, в общем-то, вымирающим народом? Сейчас мы уже говорим о том, что смертность нашего народа такая же, как в воюющем государстве. Говорим о том, что ежегодно 4-5 млн. абортов совершается, что ежегодно вымирает 1 млн. наших соотечественников. Представляете: вот в Самаре 1,5 млн. жителей, в Пензе – около 600 000, и каждый год с лица России исчезает большой областной центр. Поэтому мы должны говорить: что делать? У нас глава города собрал учителей более ста школ в зале нашей семинарии вместе с Владыкой и сказал, что пора вводить православную культуру. Вы знаете, что по закону глава города не может её ввести как региональный компонент. И в Самаре во всех школах его ввели как школьный компонент. Нужно было подготовить учителей для этого, поэтому министерство образования Самары вместе с семинарией второй год готовит учителей для этого предмета. Мы создали свою программу, которую наше министерство культуры утвердило как региональную. Сейчас этот предмет планируется вводить как региональный компонент. Поэтому что мешает директору школы ввести «Основы православной культуры» как школьный компонент? А что мешает губернатору ввести этот предмет как региональный компонент? Можно много говорить: что делать? что делать? А надо на самом деле делать, как Владыка ФИЛАРЕТ говорил: надо не смотреть на аварию, а людей спасать и машины вытаскивать.

Но мы должны и о другой проблеме говорить: почему вообще надо вводить «Основы православной культуры»? Спорят: надо или нет? Мы до чего дошли: по ТВ показывают группу старушек-мусульманок, и они с такой ревностью, присущей только молодым людям требуют убрать с русских паспортов наш герб! И требуют ещё убрать символику нашу. Когда это в России такое было? В нашем губернском белом доме собрались мусульмане, православные и иудеи и начали обсуждать, как вводить «Основы православной культуры». Мулла мусульманский заявил, что мы с русскими всегда жили как соседи, мирно жили. Меня поразило, что мусульмане просят жить единым народом, единой семьёй, никогда мы не жили, как соседи. Мы сейчас спорим, что на самом деле у нас многонациональное государство, а я хочу вам сказать, что в Конституции нет такого понятия – «многонациональное государство». Там написано: «многонациональный народ России». Конституция утверждает, что мы едины, что мы многонациональный народ России. И говорить, что татары с нами живут как соседи а чуваши как братья, а мордва вообще как не русские… Это неправда, потому что есть так называемое бытовое сознание. И вот на уровне этого бытового сознания наши политики часто и рассуждают, потому что бытовым сознанием легче манипулировать. Поэтому политическое сознание и бытовое они как бы сродни, а вот есть сознание научное и сознание государственное. Вот они, в общем-то, тоже родственные,  эти понятия. И после этих разговоров Владыка послал меня на международную конференцию в Казань. В Казани в зале сидели уже не старушки-мусульманки, которые ещё и толком не знают, что такое мусульманство, а сидели доктора наук, академики, профессора-татары, мои коллеги, я диссертацию защищал в Казани. И тогда мы проблемы начали рассматривать по-другому, мы стали говорить о том, что мы живём большой семьёй, 150 национальностей и больше. Вот есть проблема общемировая, касающаяся любого человека: любой народ в любом государстве многонационален. И есть проблема, когда один народ живёт в рамках русской православной цивилизации Вот как совместить национальные корни и корни цивилизации? Но когда Владыка в следующий раз отправил меня в С.-Петербург, там шёл разговор о другой проблеме – о том, что цивилизации, которых достаточно в нашем мире, они сейчас вступают в новое противостояние по глобалистическим тенденциям. Вот как сохранить лицо цивилизации в процессе глобализации? Получилась трёхуровневая модель нашей жизни. Как сохранить народ в иной цивилизации и как сохранить цивилизацию в глобалистических процессах? Вот мы и должны с вами рассуждать о том, что когда рождается человек, то он рождается в лоне какой-то конкретной цивилизации, он несёт кровь своего народа, своей национальности. Значит, каждый человек рождается как носитель национальной культуры. Но одновременно этот человек живёт в рамках цивилизации, которая объединяет этот народ в единое целое. И эта цивилизация должна ещё обеспечить человеку выход в мировое сообщество. Вот что произошло в ХХ веке? В ХХ веке система образования практически исключила возможность каждому человеку изучать свою национальную культуру. Вы, наверное помните что мы идеализировали нашу школу, но вопросы образования, национального быта, языка – они были просто исключены из неё. Далее, традиционная наша культура – от культуры восточно-православной Византийской –– она объединила все 150 народов в единую семью, это язык, это литература наша, это история, традиции, потому что для того, чтобы жить единым народом, мы должны знать общий язык, на котором мы можем все общаться должны знать культуру цивилизации, в которой живём, должны знать уклад жизни государствообразующего народа, мы должны быть знакомы с верованием и историей этого народа. Всё это мы должны знать, и только в этом случае мы сможем жить одной семьёй. Вот эта культура цивилизации была заменена идеологией, неким симбиозом, отрывочными представлениями о культуре цивилизации и плюс некоторыми филологическими моментами. А мировое сообщество для нашего народа было вообще закрыто железным занавесом. И получается, что в ХХ веке человека оторвали от корней национального бытия, от корней народного единства от корней международного сообщества.   (Далее…)

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг