«Растёт
интерес к православной культуре»
С докладом «О некоторых аспектах работы по
духовно-нравственному воспитанию учащихся в муниципальной системе образования
г. Кузнецка Пензенской области» выступила начальник Управления образования г. Кузнецка,
заслуженный учитель РФ Т. Б. Кремнева:
–
В
1969 г. во Франции скончался человек, который создал стиль иконописи, 20-му
веку. На иконах инока Григория (Круга) глаза Спасителя и свойственный
Богородицы как бы не решаются взглянуть на нас. Конечно, они обращены к нам. Но
они не проникают в наши души, ничего не повелевают и не приказывают, никого не
судят. Это глаза человека мудрого, много познавшего и испытавшего, но
смирившегося с тем, что людям его мудрость не нужна и не понятна. Так, может
быть, смотрел на Своих гонителей Христос. И, наверное,
очень многое ещё предстоит сделать для того, чтобы российские иконы 21 века
отличились от икон 20 века и с надеждой смотрели бы прямо в сердце человека.
Наш разговор сегодня о том, как
выстроить систему нравственно-духовного воспитания детей, молодёжи, как сделать
так, чтобы ввести ребёнка в жизнь традиции. Очевидно, что для обеспечения
результативности в работе по возрождению отечественной духовно-нравственной
традиции необходимо решить целый ряд задач по координации деятельности
различных социальных институтов, интеграции задач духовно-нравственного
воспитания и просвещения в существующих социологических, оздоровительных и
педагогических программах.
И главный путь решения – обеспечение
системного подхода. Не случайно сегодня вместе собрались духовенство, педагоги,
медики; представляется, что наша общая цель – создание социально-педагогической
среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.
Каковы роль и место учреждений
образования в этой общей работе? На наш взгляд, это:
–
интегрирование
духовно-нравственного содержания в социально-педагогические программы,
реализуемые в образовательных учреждениях:
–
реализация
комплекса мер по развитию милосердия, толерантность;
–
поддержка
семьи как социального института.
Сегодня мы можем чётко
констатировать рост интереса к православной культуре. Анализ результатов
анкетирования среди учащихся школ и их родителей показал, что 48,8% хотели бы,
чтобы их дети были компетентны в вопросах религии. В то же время 64% родителей
говорят о собственном незнании православных традиций и 56% из них хотят
овладеть этими знаниями. Налицо чёткий социальный заказ.
Этот процесс обусловлен объективными
обстоятельствами, выдающимся значением православной христианской религии в
истории и современной жизни российского общества и государства, местом
православной культуры в отечественной истории и культурном наследии. Росту
интереса существенной части учащихся и их родителей способствуют также новые
социальные условия, отказ от односторонней идеологизации
светского образования, наметившаяся в последнее время тенденция ориентации
российской школы на ценности традиционной духовной культуры, восстановление
исторической и культурной преемственности. Отметим, однако, что в то же время
верное понимание процесса духовно-нравственного воспитания предполагает
соблюдение принципа разделения светского и религиозного с одной стороны, а с
другой – объединение усилий духовности власти и образовательных учреждений.
Система работы по
духовно-нравственному воспитанию в системе образования представлена шестью
направлениями.
1.
Формирование
комплекса нормативно-правового, организационно-методического и
информационно-просветительского обеспечения системы. Прежде всего: разработка
механизма взаимодействия субъектов духовно-нравственного воспитания в городе
(учреждений образования, культуры, здравоохранения, СМИ). Система образования
успешно взаимодействует с попечительским советом Вознесенского храма, в
практике работы совместное проведение курсов повышения квалификации для
учителей, ведущих предмет «Основы православной культуры», совместная разработка
методических рекомендаций, участие педагогов в паломнических, просветительских
поездках по святым местам области и России.
2.
Интегрирование
духовно-нравственного содержания в педагогические программы образовательных
учреждений.
Остановлюсь подробнее на двух
курсах. (Далее…)