Второй год в 12 из 14 школ г.
Кузнецка ведётся факультативный курс «Основы православной культуры». Курс
введён на основании решений педагогических советов школ и заявлений родителей
обучающихся. Программа курса разработана творческой группой педагогов гуманитарных
дисциплин школ города. В культурологическом аспекте рассматриваются следующие
вопросы: православная христианская картина мира; история православной религии и
культуры; письменная культура православия; православный образ жизни;
нравственная культура православия; культурно-исторические судьбы России. Данные
содержательные линии конкретизируются по блокам начальной, основной и старшей
школы. Большое внимание уделяется созданию высокого эмоционального фона
организации учебно-воспитательного процесса. Как отдельные темы выделены:
искусство иконописи, колокольный звон, певческое искусство, потому как песня
русская, глубокая, как человеческое страданье, искренняя, как молитва.
На начальном этапе
работы были некоторые проблемы, нам говорили о том, что Управление образования
допустило в школы Закон Божий, в школах преподают основы Православия, и нужна
была спокойная разъяснительная работа о том, что да, преподавая православную
культуру, мы обязательно будем говорить о догматической её основе, мистическом
смысле храмов, икон, молитв, и при этом иллюстрировать всё конкретными
примерами, т. е. результатами духовной жизни общества, народа, человека. Так, рассказывая
о церковном пении, мы говорим о русской классической музыке, которая вобрала в
себя мотивы церковного пения. Мы не можем рассказывать о русской православной
культуре, потеряв её богословскую основу, так же как нельзя преподавать Закон
Божий, не говоря о культуре как внешнем проявлении духовной жизни. Есть
культурологический подход, а именно он направленно реализуется на то, чтобы
ребёнок знал отечественную культуру. И мы требуем от него именно знаний того,
что дано на уроке. Но не требуем от детей жить по этим
канонам, а просвещаем их, даём им право выбора. Я глубоко убеждена в том, что
духовный опыт Церкви – это не только сокровищница прошедших столетий, но
возможность и средство самосовершенствования.
Анализ организации
учебно-воспитательного процесса по «Основам православной культуры», его первые
результаты позволяют сделать вывод о том, что этот предмет даёт возможность
по-настоящему понять истоки, язык, культуры России. Православная культура – это
то, что просвещает и объединяет нас. Это не столь вероучительный
предмет, а предмет, дающий нашим детям возможность не просто запомнить, а
понять глубину и смысл изучаемых гуманитарных предметов.
Новым содержанием для детей,
изучающих этот курс, наполняются такие понятия, как «духовная жизнь»,
«патриотизм».
Преподавание курса способствовало
созданию нового направления в работе городского лингвистического центра,
объединяющего учащихся 7-11 классов. С 1 сентября 2005 г. наряду с секциями
европейских языков и языков народов России открыта секция, где дети изучают
старославянский язык, постигая мудрость и силу русского слова.
В одном из детских садов города успешно функционирует православная
группа, где реализуется программа «Возрождение» для детей среднего и старшего
дошкольного возраста. Программа рассчитана на 2 года. Цели её: сохранение
духовно-нравственного здоровья детей, изучение истории, культуры России,
воспитание милосердия, сострадания, умение прощать обиды, толерантность.
Содержание курса представляет собой
7 взаимосвязанных блоков: «Дерево доброе приносит плоды добрые…», «Православная
культура», «О чём поёт колокол», «История в архитектурных памятниках».
Поскольку с детьми дошкольного
возраста занятия могут проводиться продуктивно всего 10-15 минут, широко
используются рисование, раскрашивание, игры-драматизации, чтение поучительного
рассказа.
На наш взгляд, необходимо именно в
дошкольном возрасте обеспечить принцип непрерывности и преемственности
воспитания в детском саду и в семье. Поэтому педагог параллельно работает и с
родителями воспитанников в двух направлениях: ведя просветительскую работу и
включая родителей в жизнь детской группы: в совместное проведение праздников,
экскурсий, заочных путешествий.
Именно этот аспект – системная
работа по возрождению традиционного уклада семьи и семейных отношений –
представляется нам чрезвычайно важным. Формы работы самые различные: курсы и
отдельные лекции для родителей по вопросам воспитания детей, на которых
рассматриваются нравственные основы уклада семейной жизни, годовой круг
семейных праздников, семейные гостиные.
В городе успешно работает родительская
ассамблея, клубы молодой семьи.
Очень важным аспектом считаем
организацию взаимной помощи семьям, организацию мастерских на базе школ, где
дети работают вместе с родителями.
Ещё одно направление работы –
социальное служение, развитие чувства милосердия, благотворительности. Это
акции и декады милосердия «Ветеран живёт рядом», «Наши корни», «Спешите делать
добро», патронат над детским домом и Домом ребёнка.
Мы много говорим о том, как
загрязнена окружающая среда, но часто забываем,
как осквернена и загрязнена душа человека. Повреждён окружающий мир –
повреждена и больна и душа человеческая. Поможем же вместе ей выздороветь! (Далее…)
К началу