«У
православной педагогики нет альтернативы»
Иеромонах Илларион
(Исаев), преподаватель Пензенского православного духовного училища, выступил с
докладом «Духовное образование и духовное воспитание»:
«Знание без любви есть зимнее
солнце , которое не оживляет и не возвращает .
Итак , аще кто учится, аще учит, с
любовью сие да творит .»
Архиепископ Феофан Полтавский.
|
Духовная жизнь русского человека,
тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо,
но неразрывно соединены с исторической судьбой
Православия на Руси. Определяя неповторимый лик нации, Православие
вместе с тем способствует раскрытию внутреннего сущностного облика каждого
человека, дарует ему свободу и творческую силу, указывает стезю, на которой эти
дары не пропадут втуне.
Сегодня мы переживаем момент, когда
свобода воли обрушивается на душу поистине трагическим бременем ответственности
за выбор ценностей и ориентиров не только для себя, но и для своих детей.
Отказаться от этой ответственности немыслимо, принять ее – значит взять на себя
воистину неисполнимые усилием одного человека обязательства. К счастью,
отечественная культура предоставляет нам незыблемую опору – историческое
наследие своих творцов, прославленных и забытых, осуществивших и не
осуществивших своих планов, но искренне радевших за судьбу России.
Современное историко-педагогическое
знание предлагает нам весьма широкие возможности для осмысления логики и
перспектив развития духовно-нравственного образования в России. При этом мы
можем обнаружить такое многообразие мнений, что и без того широкие понятия
духовности и нравственности становятся вообще с трудом определяемыми. Если же
духовность и нравственность рассматривать не просто как человеческие качества,
а учитывать закономерности процесса их становления, то проблему усложняет еще и
выбор средств их формирования. Таким образом, трудность определения того, что
духовно и нравственно, зачастую отступает на второй план перед проблемой как образовать духовного и нравственного человека.
Даже в тех педагогических системах,
которые базировались, в отличие от сегодняшних, на достаточно однозначных,
определенных, аксиологических основаниях ( прежде всего это педагогическая мысль и образование
Древней Руси ), эта проблема «как» никогда не могла быть решенной. Тем более
трудно педагогам в наше время, когда с одинаковой актуальностью стоит проблема
и «что», и «как ».
Либеральные реформы, начатые в нашей
стране, затронули все области нашей жизни, в том числе и сферу воспитания и
образования. Реформаторы прекрасно осознают, что их будущее во многом зависит
от того, какую систему ценностей удастся привить подрастающему поколению.
Незадолго до “перестройки”, в
отечественной педагогике начало распространяться довольно странное явление –
новаторство. Продолжается оно и по сей день под
названием “авторская педагогика”. Звучит вроде бы красиво.Кто же будет оспаривать ценность новаторства? – Оно
необходимо в любом деле. Но подлинное
обновление возможно лишь при условии, если оно опирается на традицию.Тогда мы имеем дело с “творческим
традиционализмом”. Если же идеей обновления, новаторства прикрываются те, кто
преследует цель девальвировать многовековой духовно-нравственный опыт народа,
его предание-традицию, то это уже совсем другое.
Можно ли педагогику без Христа
вообще считать педагогикой?
На этот вопрос блестяще отвечает
Константин Дмитриевич Ушинский: «…Для нас нехристианская педагогика есть вещь
немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели,
предприятие без побуждения позади и без
результатов впереди». Из этих слов явствует, сколь велики роль и цена
православного воспитания и православной педагогики вообще. У нее нет
альтернативы. Либо православная педагогика, стоящая на адамантовом фундаменте
церковного учения, либо безответственное и злонамеренное экспериментирование с
детьми, основанное на духе отрицания и пустоте, то есть нигилизме.
Так называемый дух времени,
современный научно-технический прогресс делают все возможное, чтобы исключить
самопознание человека, не дать ему углубиться в самого себя, прийти к себе, к
своему духовному центру, то есть стать личностью.
Здесь необходимо заметить, что на
католическо-протестантском Западе тоже употребляется термин “личность”, но
означает он совсем не то, что на православном Востоке.
На Западе под личностью
подразумевается индивид, стремящийся к независимости (автономности) от Бога и,
по возможности, от людей. Индивид – это крайний эгоист, то есть человек
внешний.
(Далее…)