Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 22.11.24
«У православной педагогики нет альтернативы»

«У православной педагогики нет альтернативы»

 

Иеромонах Илларион (Исаев), преподаватель Пензенского православного духовного училища, выступил с докладом «Духовное образование и духовное воспитание»:

 

«Знание без любви есть зимнее солнце , которое не оживляет и не возвращает .

 Итак , аще кто учится, аще учит, с любовью сие да творит .»

 

Архиепископ  Феофан Полтавский.

 

 

Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но неразрывно соединены с исторической судьбой  Православия на Руси. Определяя неповторимый лик нации, Православие вместе с тем способствует раскрытию внутреннего сущностного облика каждого человека, дарует ему свободу и творческую силу, указывает стезю, на которой эти дары не пропадут втуне.

Сегодня мы переживаем момент, когда свобода воли обрушивается на душу поистине трагическим бременем ответственности за выбор ценностей и ориентиров не только для себя, но и для своих детей. Отказаться от этой ответственности немыслимо, принять ее – значит взять на себя воистину неисполнимые усилием одного человека обязательства. К счастью, отечественная культура предоставляет нам незыблемую опору – историческое наследие своих творцов, прославленных и забытых, осуществивших и не осуществивших своих планов, но искренне радевших за судьбу России.

Современное историко-педагогическое знание предлагает нам весьма широкие возможности для осмысления логики и перспектив развития духовно-нравственного образования в России. При этом мы можем обнаружить такое многообразие мнений, что и без того широкие понятия духовности и нравственности становятся вообще с трудом определяемыми. Если же духовность и нравственность рассматривать не просто как человеческие качества, а учитывать закономерности процесса их становления, то проблему усложняет еще и выбор средств их формирования. Таким образом, трудность определения того, что духовно и нравственно, зачастую отступает на второй план перед проблемой  как образовать духовного и нравственного человека.

Даже в тех педагогических системах, которые базировались, в отличие от сегодняшних, на достаточно однозначных, определенных, аксиологических основаниях ( прежде всего это педагогическая мысль и образование Древней Руси ), эта проблема «как» никогда не могла быть решенной. Тем более трудно педагогам в наше время, когда с одинаковой актуальностью стоит проблема и «что», и «как ».

Либеральные реформы, начатые в нашей стране, затронули все области нашей жизни, в том числе и сферу воспитания и образования. Реформаторы прекрасно осознают, что их будущее во многом зависит от того, какую систему ценностей удастся привить подрастающему поколению.

Незадолго до “перестройки”, в отечественной педагогике начало распространяться довольно странное явление – новаторство. Продолжается оно и по сей день под названием “авторская педагогика”. Звучит вроде бы красивото же будет оспаривать ценность новаторства? – Оно необходимо в любом деле. Но подлинное обновление возможно лишь при условии, если оно опирается на традициюогда мы имеем дело с “творческим традиционализмом”. Если же идеей обновления, новаторства прикрываются те, кто преследует цель девальвировать многовековой духовно-нравственный опыт народа, его предание-традицию, то это уже совсем другое.

Можно ли педагогику без Христа вообще считать педагогикой?

На этот вопрос блестяще отвечает Константин Дмитриевич Ушинский: «…Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения  позади и без результатов впереди». Из этих слов явствует, сколь велики роль и цена православного воспитания и православной педагогики вообще. У нее нет альтернативы. Либо православная педагогика, стоящая на адамантовом фундаменте церковного учения, либо безответственное и злонамеренное экспериментирование с детьми, основанное на духе отрицания и пустоте, то есть нигилизме.

Так называемый дух времени, современный научно-технический прогресс делают все возможное, чтобы исключить самопознание человека, не дать ему углубиться в самого себя, прийти к себе, к своему духовному центру, то есть стать личностью.

Здесь необходимо заметить, что на католическо-протестантском Западе тоже употребляется термин “личность”, но означает он совсем не то, что на православном Востоке.

На Западе под личностью подразумевается индивид, стремящийся к независимости (автономности) от Бога и, по возможности, от людей. Индивид – это крайний эгоист, то есть человек внешний.

 

(Далее…)

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг