Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 22.11.24
К сожалению, за столь длительный период либеральных реформ в нашей стране, индивидуалистическое миропонимание охватило значите

Православная Церковь учит, что личность характеризуется, прежде всего, соборностью сознания и способностью пожертвовать всем и даже самой жизнью ради Бога и ближнего. Личность есть “внутренний человек“, раскрывающийся в жертвенной любви. «Всякий человек за всех и за вся виноват», – говорит старец Зосима в «Братьях Карамазовых». Дух и смысл соборности замечательно переданы в стихотворении К.Р. ( Великого Князя Константина Романова ) «Молитва»:

 

Научи меня, Боже, любить

Всем умом тебя, всем помышленьем

Чтоб и душу тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биеньем…

 

Всех, которых пришел искупить

Ты своею Пречистою кровью

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

 

К сожалению, за столь длительный период либеральных реформ в нашей стране, индивидуалистическое миропонимание охватило значительную часть общества. У современного человека остается все меньше времени и возможностей на раскрытие в себе “внутреннего человека“ и подчинение ему “внешнего”. Напротив, все делается для того, чтобы внешний человек, безразличный к нравственности, подчинил себе, точнее, подавил в себе нравственную личность. Внешнему человеку противопоказана нравственная рефлексия, являющаяся характерной особенностью души, живущей по закону обратной перспективы. Такой человек живет по закону прямой перспективы, для него задуматься – означает потерять все. Он существует по принципу, очень точно подмеченному одним современным поэтом: «Тот, кто задумался, пропал…». Поэтому внешний человек должен быть все время в материальном движении, любая остановка причиняет ему нестерпимую душевную боль. Эта боль могла бы быть спасительной для человека, потому что без нее нельзя обрести смысл жизни. И вот несчастный человек загоняет себя в полный тупик, поскольку нравственной боли, страдания он боится, а от постоянного, как бы “спасительного” веселья, в конце концов, впадает в отчаяние. По этому поводу находим очень точные слова у Г.К. Честертона: «Отчаяние приходит не тогда, когда ты пресытился страданием, а когда ты пресытился весельем».

В связи с этим приходит осознание неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности “одухотворения” образовательной практики.

Понятие “духовность” прочно вошло в современный педагогический лексикон, но, к сожалению, оно стало модным и очень часто используется не в прямом своем значении, а лишь как синоним нравственности, гуманности. По своей семантике понятие “духовность” достаточно однозначно указывает на принадлежность к области духа, идеальному как противоположности телесному, материальному. Провозглашение приоритета духовных ценностей влечет за собой кардинальные изменения всей идеологии образования. Любая система образования включает в себя две составляющие: информационную и воспитательную. Воспитательный элемент образования, его цели, задачи и методы определяются пониманием сущности человека, того, каким он должен быть. Само понятие “образование” происходит от слова “образ”, указывая на некую заданность, наличие идеала, который необходимо раскрыть в человеке и по которому идет процесс “образования души”.

Образ человека, идея личности – ядро, системообразующий принцип образования, воплощение которого есть главная задача процесса образования. Без “образа” образование превращается, по меткому выражению А.И. Солженицына, в “образованщину”, становится безобразным. Сегодня проблемы воспитания приобретают особое значение в связи с тем, что именно в этом направлении происходит нарастание негативных тенденций. Введение в концептуальное поле образования понятия духовно-нравственное воспитание требует изменения самого представления о личности и природе моральных регулятивов. Личность уже не может рассматриваться только как “совокупность общественных отношений” или “развитая форма исходной сущности человека, его родовая сущность”.

Педагогика тем больше преуспеет в своем деле, чем больше выявит системных связей в предмете воспитания. Системный подход не только не противоречит учению Церкви, но, напротив, еще раз подтверждает его истинность, особенно, когда речь идет о соборности, предполагающей охват всей Вселенной. Объясним это подробно и обратимся к истории. Само слово “педагогика” переводится с греческого как “детоводительство”. Так называли слугу, который препровождал ученика к учителю (дидасколу). Со временем это слово приобрело и новое значение – педагогикой стали называть искусство воспитания детей, а также науку о воспитании. Как область общественной деятельности педагогика порождена самой жизнью. Именно через воспитание общество репродуцирует себя, то есть обеспечивает свое воспроизводство.

   (Далее…)

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг