Православная Церковь учит, что
личность характеризуется, прежде всего, соборностью сознания и способностью
пожертвовать всем и даже самой жизнью ради Бога и ближнего. Личность есть
“внутренний человек“, раскрывающийся в жертвенной любви. «Всякий человек за
всех и за вся виноват», –
говорит старец Зосима в «Братьях Карамазовых». Дух и смысл соборности
замечательно переданы в стихотворении К.Р. ( Великого
Князя Константина Романова ) «Молитва»:
Научи меня, Боже, любить
Всем умом тебя, всем помышленьем
Чтоб и душу тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем…
Всех, которых пришел искупить
Ты своею Пречистою кровью
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
К сожалению, за столь длительный
период либеральных реформ в нашей стране, индивидуалистическое миропонимание
охватило значительную часть общества. У современного человека остается все
меньше времени и возможностей на раскрытие в себе “внутреннего человека“ и
подчинение ему “внешнего”. Напротив, все делается для того, чтобы внешний
человек, безразличный к нравственности, подчинил себе, точнее, подавил в себе
нравственную личность. Внешнему человеку противопоказана нравственная
рефлексия, являющаяся характерной особенностью души, живущей по закону обратной
перспективы. Такой человек живет по закону прямой перспективы, для него
задуматься – означает потерять все. Он существует по принципу, очень точно
подмеченному одним современным поэтом: «Тот, кто задумался, пропал…». Поэтому
внешний человек должен быть все время в материальном движении, любая остановка
причиняет ему нестерпимую душевную боль. Эта боль могла бы быть спасительной
для человека, потому что без нее нельзя обрести смысл жизни. И вот несчастный
человек загоняет себя в полный тупик, поскольку нравственной боли, страдания он
боится, а от постоянного, как бы “спасительного” веселья, в конце концов,
впадает в отчаяние. По этому поводу находим очень точные слова у Г.К.
Честертона: «Отчаяние приходит не тогда, когда ты пресытился страданием, а
когда ты пресытился весельем».
В связи с этим приходит осознание
неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности
“одухотворения” образовательной практики.
Понятие “духовность” прочно вошло в
современный педагогический лексикон, но, к сожалению, оно стало модным и очень
часто используется не в прямом своем значении, а лишь как синоним
нравственности, гуманности. По своей семантике понятие “духовность” достаточно
однозначно указывает на принадлежность к области духа, идеальному как
противоположности телесному, материальному. Провозглашение приоритета духовных
ценностей влечет за собой кардинальные изменения всей идеологии образования.
Любая система образования включает в себя две составляющие: информационную и
воспитательную. Воспитательный элемент образования, его цели, задачи и методы
определяются пониманием сущности человека, того, каким он должен быть. Само
понятие “образование” происходит от слова “образ”, указывая на некую заданность, наличие идеала,
который необходимо раскрыть в человеке и по которому идет процесс “образования
души”.
Образ человека, идея личности –
ядро, системообразующий принцип образования,
воплощение которого есть главная задача процесса образования. Без “образа”
образование превращается, по меткому выражению А.И. Солженицына, в “образованщину”, становится безобразным. Сегодня проблемы
воспитания приобретают особое значение в связи с тем, что именно в этом
направлении происходит нарастание негативных тенденций. Введение в
концептуальное поле образования понятия духовно-нравственное воспитание требует
изменения самого представления о личности и природе моральных
регулятивов. Личность уже не может рассматриваться
только как “совокупность общественных отношений” или “развитая форма исходной
сущности человека, его родовая сущность”.
Педагогика тем больше преуспеет в
своем деле, чем больше выявит системных связей в предмете воспитания. Системный
подход не только не противоречит учению Церкви, но, напротив, еще раз
подтверждает его истинность, особенно, когда речь идет о соборности,
предполагающей охват всей Вселенной. Объясним это подробно и обратимся к
истории. Само слово “педагогика” переводится с греческого как “детоводительство”. Так называли слугу, который препровождал
ученика к учителю (дидасколу). Со временем это слово
приобрело и новое значение – педагогикой стали называть искусство воспитания
детей, а также науку о воспитании. Как область общественной деятельности
педагогика порождена самой жизнью. Именно через воспитание общество
репродуцирует себя, то есть обеспечивает свое воспроизводство.
(Далее…)