Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 17.07.24
Великий русский педагог К

 

Развитие есть само течение жизни, сам ее процесс. Оказаться вне развития значило бы оказаться вне жизни. Поэтому для педагогики развитие – это та операционная среда, которая и дает наставнику возможность действовать, то есть стихийное развитие личности делать целенаправленным.

«Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка», – пишет А.С. Макаренко в книге для родителей. Весь этот “хаос” не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания.

Говоря о педагогике нельзя не обратить внимания на глубинную связь воспитания с изначальным планом Бога о человеке и мире. Согласно церковному учению, Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию. Человек – Адам должен был постоянно совершенствоваться, уподобляться Богу для того, чтобы стать Сыном Божьим по благодати. Поскольку, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «Адам был создан с телом, однако вещественным, а не духовным еще...».

Иными словами, человек должен, сохраняя покорность и верность Богу и Его Заповеди, воспитываться, то есть питаться Благодатью Святого Духа, свободно восходить от силы в силу, “обоживаться” и в результате получить дар Богосыновства. Поскольку человек поставлен господином над всей земной тварью, то ему, по плану Божьего домостроительства, вменялось в обязанность воспитывать, то есть питать и облагораживать земной мир во всем разнообразии его растительных и животных форм.

Через обожение человека произойдет и обожение всего тварного мира, который человек вернет Богу как дар. Но человек, нарушив заповедь Божию, впал в грех непослушания Богу и свое задание не выполнил . Произошел разрыв сыновних отношений человека с Богом – Отцом, и как следствие – деформировались все отношения человека с тварным миром. Но, по неизреченному милосердию Божиему, по Его безконечной любви, в мир пришел Спаситель, чтобы примирить нас с Богом.

План Божьего домостроительства снова стал актуальным для человека, поскольку обожение, стяжание Благодати Святого Духа, снова стало возможным. Как сказал преподобный Симеон Новый Богослов, «…Бог всего сущего, Господь наш Иисус Христос, сошел на Землю и соделался человеком для того, чтобы воссоздать и обновить человека и низвести благословение на всю тварь, подвергшуюся проклятию за человека».

Для православного воспитания эти святоотеческие слова имеют огромное методологическое значение. Удивительно перекликается со Святыми Отцами К.Д. Ушинский: «Слово “воспитание” прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно и к историческим обществам, племенам и народам, то есть к организмам всякого рода…». Иначе говоря, воспитание носит универсальный характер и, выражаясь современным научным языком, педагогика должна руководствоваться системным подходом. Следовательно, человек как воспитатель обязан печься, заботиться обо всем мире и за все нести полную ответственность («всякий человек за всех и за вся виноват»).

Французский писатель Сент-Экзюпери как-то сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Исходя из сказанного, следует практический вывод о том, что православный педагог ни на минуту не должен забывать об огромном количестве постоянно изменяющихся факторов, влияющих на воспитательный процесс в целом и на каждого ребенка в отдельности. Для отечественной христианской антропологии понимание человека не только традиционно, оно соответствует нашему культурному архетипу, особенностям русского менталитета и всему строю нашего общественного бытия.

Для того, чтобы выступить в качестве детерминирующего фактора образовательного процесса, понятие личности должно получить конкретное содержательное наполнение, которое создается посредством укоренения представлений о личности в национальной культурной традиции. Поэтому все системы обучения и воспитания носят ярко выраженный национальный характер

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, проведя сопоставительный анализ европейских и северо-американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и используемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает “душу народа”, его менталитет. Если существуют английская, немецкая, французская педагогики, то, естественно, в России педагогика должна быть русской, иметь свое лицо. Не надо бояться словосочетания “национальное образование”, в нем нет национализма. Любовь к Отечеству, культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей. Как актуально звучат сегодня слова К.Д.Ушинского, написанные более века назад:

«Нам не мешало бы понять вместо всех прочих, одну черту из западного образования – черту уважения к своему Отечеству; а ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили».

Меняются представления о сущности человека, трансформируются педагогические системы, но остается “душа народа”, его духовность, которая не позволяет оборваться нити культуры и дает нам сейчас “возможность восхождения к истокам”. Очевидно, что наша школа призвана опереться в деле нравственного воспитания на уже давно положенное предками основание отечественной духовной культуры, которая неразрывно связана с этическими ценностями христианства.

Известно, что все культурные богатства, созданные этносами, своими корнями уходят в культурообразующую религию, которую исторически и исповедует тот или иной народ. На основе законов этой религии создавались нравственные устои, национальный этикет, семейные и общественные отношения. Наш Закон об образовании, утвердив постулат отделения школы от Церкви, практически закрыл дорогу для восстановления религиозных, а следовательно, и культурных связей образования с нравственным воспитанием. И одновременно это открыло широкую дорогу в российскую образовательную систему безбожия, отрицания необходимости руководствоваться совестью и христианскими нравственными ценностями. Разгул растущей детской преступности, безнравственности заставляет многих ответственных и думающих о судьбах Родины педагогов искать возможности незамедлительного решения задачи противостояния этой страшной тенденции, усугубляющейся национальными конфликтами.

.    (Далее…)

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг