Еще одна величайшая проблема
концептуальных оснований современного образования требует пересмотра в связи с
понятием духовности – природы морали и моральной мотивации. Система
духовно-нравственного воспитания влечет за собой дополнения гуманистической морали
моралью религиозной. Попытки государственного образования построить
нравственное воспитание на основе неких общечеловеческих ценностей оказались
малоэффективными. Декларация необходимости духовно-нравственного воспитания
остается пустыми словами, а души детей заполняются тем временем: прагматизмом, стяжательством,
вседозволенностью.
Система духовно-нравственного
воспитания должна опираться на глубинную религиозную мотивацию, предполагающую
абсолютность и незыблемость нравственных норм. Не следует торопиться и делать
вывод о столкновении двух подходов к нравственности: гуманистического и
религиозного. Секулярный гуманизм также воспитывает
человека на высоких нравственных стандартах, но для того, чтобы воспитание было
прочным и основательным, он непременно должен быть восполнен религиозной
моралью. Это традиционная и наиболее устойчивая форма мотивации поступков и
поведения человека.
Таким образом, краткий анализ
духовности, как фактора развития образования на общесистемном, концептуальном
уровне, дает возможность зафиксировать осознание важности духовно-нравственного
воспитания, которое, правда, пока в основном, остается у нас неосуществленной
задачей. Для претворения ее в жизнь требуется пересмотр образовательной
парадигмы через обращение к духовной культурной традиции, в основе своей
религиозной. По словам Святейшего Патриарха Алексия II: «Перед всеми нами стоят общие цели
– формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению
все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и
возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития
отеческих традиций».
Необходима углубленная разработка
нового содержания образования. Чтобы на всемирном состязании народов наш народ
смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим
себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость и
разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые
нравственные принципы, где не презираются честность во взаимных отношениях и
добросовестность в труде.
В трудных исторических
обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда
пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны
свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба
России, будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей, священнослужителей.
И в самом деле, если мы упустим
несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в
их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви,
исканий правды Божией – и не будет России на свете.
От того, насколько нам удастся
справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные
традиции, зависит само существование нашего народа.
Нравственная жизнь невозможна без
пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом
в себе самом. Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей
важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории,
русской литературы. Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как
Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Достоевского, Преподобных Сергия
Радонежского и Серафима Саровского. На всех нас лежит
колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Только всей
своей жизнью, где каждое слово неразрывно с делом, можно свидетельствовать о
непреходящих духовных ценностях.
Православное воспитание и
образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным
нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ,
создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый
строй душевной жизни.
Было бы
хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы
образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных
обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного
просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших
общественных задач. Да возродится Русский народ и все народы великой нашей
России в верности своему историческому призванию, в верности Церкви Божией
К началу