На протяжении всей истории развития
человечества можно видеть не только разные личности педагогов, но и разные
педагогические системы. Откуда же рождается та или иная педагогическая система?
В каком отношении находится педагогика
с общественным сознанием данного времени?
Если мы посмотрим на любое общество,
то обнаружим некий комплекс доминирующих идей, систему ценностей, некую
идеологию, через которую общество не только осознает само себя, но и
формулирует свои императивы, то есть систему долженствования.
Она рождается из естественной
потребности развития, так как любое общество стремится не только себя
воспроизвести, а как бы дойти до совершенства в самом себе, преодолеть
противоречия и пороки сегодняшнего дня. Эта – то система долженствования, а
проще, правил – и закладывается в основу педагогики – этим правилам начинают
учить детей. Таким образом, педагогика отражает не только нравы конкретного
исторического общества, но и то, как общество хочет жить, как оно мыслит себя в
будущем. Этим и обусловлено содержание образования в каждую конкретную
историческую эпоху.
Педагогику как общественное явление
принято условно делить на несколько областей. Прежде
всего – это воспитание и обучение. Они
представляют собой диалектическое единство, но вместе с тем можно вычленить
круг специальных интересов каждой.
Воспитание –
это процесс ориентации детей в культурно-социальном пространстве общества,
вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям
и понятиям, установление у них иерархической системы ценностей. Воспитание по
своим методам есть глубинное проникновение в личность ребенка, формирование его
мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в
его чувства, направлять волю. Именно на основании чувств и воли, подкрепленных
ясным видением и пониманием действительности, возникает у человека возможность
активного поведения в обществе, адекватного своему мировоззрению.
Великие педагоги считали, что процесс воспитания является базовым
основанием любой педагогики.
В педагогической литературе можно
встретить несколько синонимов слова “воспитание”. Это – образование,
формирование и даже просвещение. Во всех случаях речь идет об участии в
духовно-нравственном становлении личности.
«Образовать человека, существо самое
непостоянное и сложное из всех, есть искусство из искусств», – говорит Святой
Григорий Назианзин.
Перейдем ко второй составляющей
педагогики – к обучению. Обучение
есть целенаправленный процесс передачи технологического, научного и
художественного опыта подрастающему поколению.
В результате обучения дети получают
систему научных знаний, фактов, овладевают практическими навыками
жизнедеятельности. Умение читать и считать, умение мыслить и сопоставлять,
умение решать различные задачи – вот что является одним из итогов правильного
обучения. Но, пожалуй, самый главный навык, который должен быть привит человеку
в детстве – это умение учиться, то
есть желание приобретать новые и новые полезные знания и навыки.
«Правильно обучать юношество – это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы
именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», –
пишет выдающийся педагог Ян Амос Коменский в своей
«Великой дидактике».
Любая профессиональная деятельность
опирается на реальное умение человека, на его способность к тем или иным
операциям. Отсюда иногда обучению отводят первенствующую роль в педагогике. С
этим трудно согласиться, так как любая деятельность включает в себя анализ и
понимание проблемы, умение и возможность ее разрешить и, может быть, самое
главное – желание приложить свое усилие к ее решению. Можно научить “правильно”
анализировать ситуацию и выработать нужные технологические навыки, но желание
участвовать в деле и воля к труду
могут быть развиты только в процессе длительного системного воспитания. Может быть, поэтому замечательный педагог XIX столетия А.С. Симанович
писала в своей книге “Практические заметки об индивидуальном и общественном
воспитании маленьких детей”: «Обучение – одно из вспомогательных средств воспитания. Посредством обучения, начиная с
раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные
способности и нравственные силы». К этому близка была и позиция немецкого
педагога Фридриха Фребеля, который провозгласил
тезис: “воспитание – в процессе обучения”, связав тем самым цель и средства
педагогики в одно целостное действие.
Таким образом, функция педагогики – воспитывать и обучать. Но реализуется она
только при одном условии – условии развития.
Развитие – общий закон жизни. Развитие жизни остановить нельзя, так же, как
нельзя остановить время. Но педагогу недостаточно эмпирически чувствовать факт
развития, ему нужно осмыслить его философски, а самое главное – духовно. «Сущность развития – в направленном изменении систем от менее
упорядоченного к более упорядоченному состоянию, в росте их организации», – так
определяет развитие современная психология. Причем мы нигде не встретим
в жизни автономной системы: всегда одна система будет заключена в другой, а
вместе они будут живой частью третьей и так далее.
. (Далее…)