Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 22.11.24
Любая профессиональная деятельность опирается на реальное умение человека, на его способность к тем или иным операциям

На протяжении всей истории развития человечества можно видеть не только разные личности педагогов, но и разные педагогические системы. Откуда же рождается та или иная педагогическая система?

В каком отношении находится педагогика с общественным сознанием данного времени?

Если мы посмотрим на любое общество, то обнаружим некий комплекс доминирующих идей, систему ценностей, некую идеологию, через которую общество не только осознает само себя, но и формулирует свои императивы, то есть систему долженствования.

Она рождается из естественной потребности развития, так как любое общество стремится не только себя воспроизвести, а как бы дойти до совершенства в самом себе, преодолеть противоречия и пороки сегодняшнего дня. Эта – то система долженствования, а проще, правил – и закладывается в основу педагогики – этим правилам начинают учить детей. Таким образом, педагогика отражает не только нравы конкретного исторического общества, но и то, как общество хочет жить, как оно мыслит себя в будущем. Этим и обусловлено содержание образования в каждую конкретную историческую эпоху.

Педагогику как общественное явление принято условно делить на несколько областей. Прежде всего – это воспитание и обучение. Они представляют собой диалектическое единство, но вместе с тем можно вычленить круг специальных интересов каждой.

Воспитание – это процесс ориентации детей в культурно-социальном пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление у них иерархической системы ценностей. Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность ребенка, формирование его мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю. Именно на основании чувств и воли, подкрепленных ясным видением и пониманием действительности, возникает у человека возможность активного поведения в обществе, адекватного своему мировоззрению.

Великие педагоги считали, что процесс воспитания является базовым основанием любой педагогики.

В педагогической литературе можно встретить несколько синонимов слова “воспитание”. Это – образование, формирование и даже просвещение. Во всех случаях речь идет об участии в духовно-нравственном становлении личности.

«Образовать человека, существо самое непостоянное и сложное из всех, есть искусство из искусств», – говорит Святой Григорий Назианзин.

Перейдем ко второй составляющей педагогики – к обучению. Обучение есть целенаправленный процесс передачи технологического, научного и художественного опыта подрастающему поколению.

В результате обучения дети получают систему научных знаний, фактов, овладевают практическими навыками жизнедеятельности. Умение читать и считать, умение мыслить и сопоставлять, умение решать различные задачи – вот что является одним из итогов правильного обучения. Но, пожалуй, самый главный навык, который должен быть привит человеку в детстве – это умение учиться, то есть желание приобретать новые и новые полезные знания и навыки.

«Правильно обучать юношество – это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», – пишет выдающийся педагог Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике».

Любая профессиональная деятельность опирается на реальное умение человека, на его способность к тем или иным операциям. Отсюда иногда обучению отводят первенствующую роль в педагогике. С этим трудно согласиться, так как любая деятельность включает в себя анализ и понимание проблемы, умение и возможность ее разрешить и, может быть, самое главное – желание приложить свое усилие к ее решению. Можно научить “правильно” анализировать ситуацию и выработать нужные технологические навыки, но желание участвовать в деле и воля к труду могут быть развиты только в процессе длительного системного воспитания. Может быть, поэтому замечательный педагог XIX столетия А.С. Симанович писала в своей книге “Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей”: «Обучение – одно из вспомогательных средств воспитания. Посредством обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные способности и нравственные силы». К этому близка была и позиция немецкого педагога Фридриха Фребеля, который провозгласил тезис: “воспитание – в процессе обучения”, связав тем самым цель и средства педагогики в одно целостное действие.

Таким образом, функция педагогики – воспитывать и обучать. Но реализуется она только при одном условии – условии развития. Развитие – общий закон жизни. Развитие жизни остановить нельзя, так же, как нельзя остановить время. Но педагогу недостаточно эмпирически чувствовать факт развития, ему нужно осмыслить его философски, а самое главное – духовно. «Сущность развития – в направленном изменении систем от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию, в росте их организации», – так определяет развитие современная психология. Причем мы нигде не встретим в жизни автономной системы: всегда одна система будет заключена в другой, а вместе они будут живой частью третьей и так далее.

. (Далее…)

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг