Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 22.11.24
«Состояние семьи сегодня вызывает тревогу»

«Состояние семьи сегодня вызывает тревогу»

 

Декан факультета профессиональной переподготовки Пензенского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат психологических наук, доцент Г. П. Редя выступила на Чтениях с докладом «Диалог школы и семьи в процессе воспитания ребёнка»:

– Уважаемые присутствующие! Вопросы, которые сегодня обсуждаются, действительно актуальны и требуют своего решения. Выступающие уже упомянули, что семья и школа – это два основных института социализации, которые призваны воспитать и подготовить к самостоятельной жизни подрастающее поколение. Рассматривая эти два важнейших института, которые созданы в процессе развития человеческой истории, необходимо отметить, что именно семье отдаётся приоритет, главенство в формировании и воспитании личности ребёнка. Основа личности закладывается именно в семье. Школа должна поддерживать, содействовать, развивать. Именно сегодняшнее состояние семьи вызывает, мягко скажем, волнение. Именно с состоянием современной семьи связаны те проблемы, о которых сегодня упоминал губернатор и о которых мы все хорошо знаем. Основная проблема – это то, что молодые люди, наше подрастающее поколение, не умеют и не хотят подчиняться. Вот это и есть та свобода, которая у всех на устах: в СМИ, на телевидении. Проблема дисциплины, проблема подчинения – то, что мы теряем, а это рычаги воздействия на подрастающее поколение. Оно становится всё более неуправляемым, эта проблема очевидна. Растёт инфантилизм подрастающего поколения. Он проявляется в том, что молодые люди не умеют нести ответственность за собственную жизнь и за собственные поступки. Они хотят только получать, но не хотят зарабатывать, они хотят всё сразу, они хотят красивой жизни и не задумываются о том, что прежде надо вложить.

Много говорят о бездуховности подрастающего поколения, проявлениями которой являются алкоголизм, наркомания, высокий уровень правонарушений, ранняя беременность, высокий процент самоубийств среди молодёжи, который, к сожалению, растёт. Все эти проблемы не могут нас не беспокоить. Естественно, что усилиями родителей, педагогической общественности надо пытаться эти проблемы устранить. Надо сказать, что Министерство науки и образования Пензенской области совместно с Институтом повышения квалификации работников образования этой проблеме уделяют самое пристальное внимание. И на протяжении уже ряда лет проводятся мониторинги, научные исследования в образовательных учреждениях города и области по проблемам взаимодействия семьи и школы. Результаты этих исследований отражаются в методических пособиях, научных статьях, которые были сегодня представлены на выставке в фойе училища. Актуальные проблемы взаимодействия родительской и педагогической общественности регулярно рассматриваются и на курсах повышения квалификации работников образования. Например, только в январе этого года по инициативе министерства науки и образования планируется провести пять семинаров для педагогов на базе основных районов области по злободневной теме, которую мы сегодня обсуждаем, – это взаимодействие семьи и школы. Но, обсуждая эти современные подходы, надо вспомнить, что, как это нередко бывает, новые подходы – это хорошо забытые старые. Обращение к православным педагогическим традициям открывает перед нами безценное хранилище многовекового опыта по воспитанию ребёнка в православной семье. К сожалению, на мой взгляд, этот опыт мало известен широкой педагогической общественности, учителям, родителям по целому ряду очевидных обстоятельств. В этой связи хотелось бы выразить благодарность Владыке Филарету за то, что он всегда откликается на наши просьбы выступить перед педагогами области по насущным проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения.

Итак, разрешите очень коротко, для примера остановиться на некоторых положениях, представленных в православной педагогической литературе по вопросу роли семьи в воспитании ребёнка.

Первая проблема – проблема дисциплины, подчинения, умение вести себя. Известный русский философ И. А. Ильин утверждал, что именно в семье ребёнок должен учиться правильному восприятию авторитета. Рассматривая основы духовного здоровья семьи, Ильин говорил о том, что в мире естественного авторитета отца и матери ребёнок впервые встречается с идеей ранга и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. В семье ребёнок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчинённого, пренебрегать его внутренней свободой, ломать его характер. Наоборот, он призван воспитывать человека во внутренней свободе. Семья, пишет Ильин, есть первая и естественная школа свободы.   (Далее…)

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг