Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 22.11.24
«Свет Христов просвещает всех»

 

«Свет Христов просвещает всех»

 

С докладом «Пути становления православного образования в современной российской школе» на Чтениях выступил гость епархии – преподаватель православной гимназии г. Тольятти протоиерей Димитрий Лескин:

– Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка Филарет, Ваше превосходительство господин губернатор, уважаемые участники первых региональных образовательных Рождественских чтений! Прежде всего позвольте поблагодарить за возможность выступить здесь перед вами и поделиться своим опытом, опытом Самарской епархии, православной классической гимназии, которой 10 лет исполнилось в нынешнем году, как мы решаем вопросы православного образования у нас в городе, в регионе, как вообще видятся наши перспективы, будущее возможного нашего развития в этом направлении. На самом деле услышанные сейчас слова губернатора и Владыки Филарета болью отдаются в нашем сердце. Я думаю, никто не мог к ним равнодушно отнестись, потому что это наша Россия, это наша трагедия, это те вопросы, которые сама жизнь поставила перед нами. Вопросы эти уже озвучены, и наша задача не в той интеллигентской формулировке «Что делать: и Кто виноват?», а осознать  те пути, на которые мы можем стать. Сегодня главной темой нашей конференции является «Церковь и школа», вопросы образования, а лучше сказать, просвещения. Не будем забывать, что до революции и даже в определённый советский период министерство, занимавшееся вопросами образования, носило имя «просвещение». Позже, в перестроечные годы, оно изменило своё название и, наверное, это не случайно.

Ведь Евангельский принцип «Свет Христов просвещает всех» лежит, как корень всего, как идея основная, как призыв к тому, что должен делать истинный педагог. И вот не случайно сейчас вспоминали слова упомянутого Владыкой Ушинского, которого по праву мы должны считать отцом нашей отечественной педагогики, что педагог не делает самого главного, если не приводит  ребёнка к вратам храма. Церковь и школа – понятия неразделимые, если мы мыслим о будущем нашей страны как страны духовной, культурной, развитой, образованной и имеющей шанс на существование. Владыка Филарет упомянул европейский опыт, который, к сожалению, как ни странно, нами просто замалчивается. Во многих моментах мы говорим, что мы должны равняться на просвещённую Европу, например, в вопросах демографии. Ещё несколько лет назад мы могли слышать из уст самых высокопоставленных чиновников: «Ну, что вы переживаете? Демографический кризис не только в России, а и во всех просвещённых странах Европы, там тоже смертность превышает рождаемость». Но при этом мы забываем, что у нас рождаемость ниже европейской, а смертность выше африканской. Вот такая деталь. А в других моментах мы совершенно забываем об европейском опыте в целом. Вопрос преподавания христианства, не культуры православной, как сейчас Святейший Патриарх многократно обращается ко всем – и общероссийским, и региональным уровням власти с просьбой ввести этот необходимый предмет в наши школы.  «Основы православной культуры» – это культурологический предмет, предмет исторический, литературный, из области искусства, он возвращает нам историческую память. И тут раздаются, не побоимся этого слова, истошный, истерический крик определённых средств массовой информации, определённых либерально-демократических политиков, общественных деятелей, которые готовы костьми лечь, но не разрешить преподавания православия в школе. Почему им это так противно? Чего они боятся?  А боятся того, что Россия обретёт свои корни, Россия вернётся к тому, что делало её великой и святой. Вот Василий Кузьмич сейчас говорил о том, что пьянство стало трагедией для нашего русского человека. Но мы не должны забыть с вами, что в досоветский период алкоголизм, как его не живописали наши интеллигентные писатели, не был повальной болезнью русского общества. Пьянство в русской деревне было минимальным по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. В советские годы писали, что наша глубинка спивалась, но это обман, это ложь, которая не соответствует действительности. На самом деле нормы были очень чёткие, к примеру, на Масленицу человек мог себе позволить и отдохнуть, и отпраздновать, но не дай Бог, если в понедельник, в первый день Великого поста, пьяного мужика хотя бы одного в селе видели. Община следила, такого мужика брали и трижды головой в прорубь опускали, и он уже до Пасхи хранил трезвость и спокойствие. Вот эти нормы общественного порядка, конечно же, были нарушены и уничтожены в советский период, когда мы сейчас безвольно созерцаем разврат, распущенность, уничтожение будущего нашей страны. То, что творится в школе, здесь сегодня уже упоминали, мы всё это знаем, вздыхаем, сидя у телевизоров, но нет общественной воли изменить, прекратить это, сделать нечто. Мы, являясь народом большинства, культурой большинства, мы, которые несём в имени своём название государства, ничего не можем предпринять и во многом живём здесь, как квартиранты, не зная, что здесь будет дальше. Почему так важно преподавание православной культуры в нашей отечественной школе, и не только как  предмета отдельного, а как построение всей системы Российского образования с учётом национальной исторической традиции нашей? Мы можем услышать такие противоречия, например: «Россия является светским государством». Но это просто демагогическая отговорка. Франция, Италия, Испания, США являются в высшей степени светскими государствами, однако и в этих странах предмет христианской культуры вводится, либо на факультативе, как во Франции, по четвергам, почему школьники выходные? Потому что в этот день они могут посетить храм, костёл, посетить воскресные церковные школы, и везде получить определённые сведения о Боге. Либо как в Германии, Польше, Словакии и во многих других европейских государствах ситуация такая, что государство сознательно финансирует, содержит, обучает преподавателей и ведёт курс ревизии своих школ. Вот мне пришлось знакомиться с опытом земли Северная Вестфалия, действительно, поразительный пример: там местное руководство крайне заинтересовано в том, чтобы с 1 по 11 класс, как у нас, этот предмет занимал 10% учебного времени. 10% учебного времени в школах этой страны принадлежит изучению религии. И если там возникает маленькая группа мусульман, например, больше 10 человек, то для них тоже может быть приглашён специалист.   (Далее…)

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг