«Свет Христов просвещает всех»
С докладом «Пути становления православного образования в
современной российской школе» на Чтениях выступил гость епархии – преподаватель
православной гимназии г. Тольятти протоиерей Димитрий
Лескин:
– Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка
Филарет, Ваше превосходительство господин губернатор, уважаемые участники
первых региональных образовательных Рождественских чтений! Прежде всего позвольте поблагодарить за возможность выступить здесь
перед вами и поделиться своим опытом, опытом Самарской епархии, православной
классической гимназии, которой 10 лет исполнилось в нынешнем году, как мы
решаем вопросы православного образования у нас в городе, в регионе, как вообще
видятся наши перспективы, будущее возможного нашего развития в этом
направлении. На самом деле услышанные сейчас слова губернатора и Владыки
Филарета болью отдаются в нашем сердце. Я думаю, никто не мог к ним равнодушно
отнестись, потому что это наша Россия, это наша трагедия, это те вопросы,
которые сама жизнь поставила перед нами. Вопросы эти уже озвучены, и наша
задача не в той интеллигентской формулировке «Что делать: и Кто виноват?», а
осознать те пути, на которые мы можем
стать. Сегодня главной темой нашей конференции является «Церковь и школа»,
вопросы образования, а лучше сказать, просвещения. Не будем забывать, что до
революции и даже в определённый советский период министерство, занимавшееся
вопросами образования, носило имя «просвещение». Позже, в перестроечные годы,
оно изменило своё название и, наверное, это не случайно.
Ведь Евангельский принцип «Свет
Христов просвещает всех» лежит, как корень всего, как идея основная, как призыв
к тому, что должен делать истинный педагог. И вот не случайно сейчас вспоминали
слова упомянутого Владыкой Ушинского, которого по
праву мы должны считать отцом нашей отечественной педагогики, что педагог не
делает самого главного, если не приводит
ребёнка к вратам храма. Церковь и школа – понятия неразделимые, если мы
мыслим о будущем нашей страны как страны духовной, культурной, развитой,
образованной и имеющей шанс на существование. Владыка Филарет упомянул
европейский опыт, который, к сожалению, как ни странно, нами просто
замалчивается. Во многих моментах мы говорим, что мы должны равняться на
просвещённую Европу, например, в вопросах демографии. Ещё несколько лет назад
мы могли слышать из уст самых высокопоставленных чиновников: «Ну, что вы
переживаете? Демографический кризис не только в России, а и во всех
просвещённых странах Европы, там тоже смертность превышает рождаемость». Но при
этом мы забываем, что у нас рождаемость ниже европейской,
а смертность выше африканской. Вот такая деталь. А в других моментах мы
совершенно забываем об европейском опыте в целом.
Вопрос преподавания христианства, не культуры православной, как сейчас
Святейший Патриарх многократно обращается ко всем – и общероссийским, и
региональным уровням власти с просьбой ввести этот необходимый предмет в наши
школы. «Основы православной культуры» –
это культурологический предмет, предмет исторический, литературный, из области
искусства, он возвращает нам историческую память. И тут раздаются, не побоимся
этого слова, истошный, истерический крик определённых средств массовой
информации, определённых либерально-демократических политиков,
общественных деятелей, которые готовы костьми лечь, но не разрешить
преподавания православия в школе. Почему им это так противно? Чего они
боятся? А боятся того, что Россия
обретёт свои корни, Россия вернётся к тому, что делало её великой и святой. Вот
Василий Кузьмич сейчас говорил о том, что пьянство стало трагедией для нашего
русского человека. Но мы не должны забыть с вами, что в досоветский период
алкоголизм, как его не живописали наши интеллигентные писатели, не был
повальной болезнью русского общества. Пьянство в русской деревне было
минимальным по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. В советские годы писали,
что наша глубинка спивалась, но это обман, это ложь, которая не соответствует
действительности. На самом деле нормы были очень чёткие, к примеру, на
Масленицу человек мог себе позволить и отдохнуть, и отпраздновать, но не дай
Бог, если в понедельник, в первый день Великого поста, пьяного мужика хотя бы
одного в селе видели. Община следила, такого мужика брали и трижды головой в
прорубь опускали, и он уже до Пасхи хранил трезвость и спокойствие. Вот эти
нормы общественного порядка, конечно же, были нарушены и уничтожены в советский
период, когда мы сейчас безвольно созерцаем разврат, распущенность, уничтожение
будущего нашей страны. То, что творится в школе, здесь сегодня уже упоминали,
мы всё это знаем, вздыхаем, сидя у телевизоров, но нет
общественной воли изменить, прекратить это, сделать нечто. Мы, являясь
народом большинства, культурой большинства, мы, которые несём в имени своём название
государства, ничего не можем предпринять и во многом живём здесь, как
квартиранты, не зная, что здесь будет дальше. Почему так важно преподавание
православной культуры в нашей отечественной школе, и не только как предмета отдельного, а как построение всей
системы Российского образования с учётом национальной исторической традиции
нашей? Мы можем услышать такие противоречия, например: «Россия является
светским государством». Но это просто демагогическая отговорка. Франция,
Италия, Испания, США являются в высшей степени светскими государствами, однако
и в этих странах предмет христианской культуры вводится, либо на факультативе,
как во Франции, по четвергам, почему школьники выходные? Потому что в этот день
они могут посетить храм, костёл, посетить воскресные церковные школы, и везде
получить определённые сведения о Боге. Либо как в Германии, Польше, Словакии и
во многих других европейских государствах ситуация такая, что государство
сознательно финансирует, содержит, обучает преподавателей и ведёт курс ревизии
своих школ. Вот мне пришлось знакомиться с опытом земли Северная Вестфалия,
действительно, поразительный пример: там местное руководство крайне
заинтересовано в том, чтобы с 1 по 11 класс, как у нас, этот предмет занимал
10% учебного времени. 10% учебного времени в школах этой страны принадлежит
изучению религии. И если там возникает маленькая группа мусульман, например,
больше 10 человек, то для них тоже может быть приглашён специалист. (Далее…)