В Германии изучают «Основы
православной культуры», а что, Германия – не светская страна? В высшей степени светская. Другое утверждение – «Россия – многонациональная
страна». Это тоже демагогия, это тоже обман. Последняя перепись населения
показала нам, что более 82: опрошенных записали себя русскими людьми, это
больше, чем французов во Франции и англичан в Великобритании. Мы –
мононациональная страна с многими национальными
меньшинствами. А какая культура у русского народа была испокон века? Есть у нас
русские мусульмане? Есть русские католики? Есть русские буддисты? Их нет.
Православие – единственная религия русского народа. И пусть далеко не каждый
русский человек скажет, что он православный, но мы должны уважать религиозную
культуру большинства, знать её. В связи с этим мы должны задуматься о том, что
стоит за теми препятствиями, которые мы имеем сейчас в области преподавания
Основ православной культуры. У нас в Самарском регионе есть поучительный опыт,
заставляющий задуматься. Одно время наше областное министерство образования
резко и решительно выступало против введения этого предмета, во многом из-за
личностного неприятия руководства этого министерства. Рассылались в школы
циркуляры, где девальвировалось то письмо министра Филиппова о введении в
школах «Основ православной культуры» факультативно в региональный компонент.
Оно, это письмо из нашего министерства, запрещало под страхом определённых
гонений вводить этот предмет. И только самые мужественные директора школ
вводили этот предмет в Самаре, Тольятти, некоторых других городах. У нас в
Тольятти таких директоров нашлось четыре человека (из ста), и во там этот
предмет был введён, конечно же, не как региональный компонент, но опыт уже
есть. В настоящее время, слава Богу, благодаря личной поддержке губернатора К.
Титова и Владыки Сергия этот предмет объявлен вводящимся в региональный
компонент. Примеры того в России уже
есть: в Курске, Кемерово, Смоленске, Белгороде… В
Курске, например, уже 8 лет 700 школ (а это все школы на территории области)
изучают «Основы православной культуры»,
и за это время не было ни одного отрицательного заявления ни от
мусульман, от представителей других традиционных конфессий, ни от родителей.
Однако, к сожалению, мы должны
сейчас осознать, что государственной поддержки этим инициативам практически
нет.
Вот ещё о чём хотелось бы упомянуть.
Сейчас выстраивается медленно, но, слава Богу, планомерно система нашего
православного российского воспитания. Сегодня в России сотни детских православных
садиков, гимназий, лицеев, институтов, Духовные семинарии и Академии. Там
получают образование десятки тысяч молодых людей. Но почти 90% из них не получают бюджетного финансирования,
дотаций, это всё по воле прихожан, родителей, благотворителей. Конечно же, это
ситуация, которой нет ни в одной цивилизованной стране. В прошлом году к нам
приезжала делегация из Германии, из Гамбурга. Узнав о существовании нашей
Тольяттинской православной гимназии, гости были удивлены, сказав, что ни одна,
даже самая затхлая школа Германии при таких условиях существовать не может, т.
е. без всякой поддержки со стороны государства. Однако таких гимназий в России
десятки. В то же время мы понимаем, что негосударственный сектор образования не
может быть основным в области православного просвещения. Очень странно, когда
нам заявляют: «Пожалуйста, создавайте негосударственную школу в 300 человек и
изучайте любые предметы, мы вам не мешаем. А вот в обычную школу придти не
смейте!». Почему? Что мешает нам учить детей истинным, непреходящим ценностям в
той массовой школе, которая сейчас абсолютно не занимается вопросами воспитания
и духовно-нравственного просвещения? Есть два момента. Первый – это
стереотипное советское мышление, у которого пунктик: Церковь отделена от государства.
Это не демократический, а большевистский принцип, унижающий право выбора
конкретного гражданина. С другой стороны, это растущая агитация недругов нашего
Отечества, мешающая нам вернуться к своим истокам. И вот завершая своё, может
быть, слишком эмоциональное слово, я хотел бы вернуться к рассказу г-на
губернатора о его недавнем путешествии в Казахстан, о том, что действительно,
мы знаем, что там происходит развитие этой республики. Психологически люди там
чувствуют себя уверенней, чем в России, хотя эта страна не более богата, чем
наше Отечество. Почему? А потому, что, несмотря ни на что,
основному народу этой страны (а в Казахстане казахов чуть более 50 %, а когда
был распад СССР, из было чуть более 30%) позволено было развиваться в
соответствии со своей культурной и духовной идентичностью. Им никто не
ставил палки в колёса. Они создают свои курултаи, свои общественные советы,
союзы, изучают ислам казахскую культуру, язык и обычаи своего народа, прочее и
прочее. Всего этого мы не имеем. Там власть активно поддерживает и финансово, и
политически все эти инициативы. Мы, к сожалению, всего этого пока не имеем,
что-то только наклёвывается. И в связи с этим мы должны осознать, что
необходимо обрести тот путь, по которому 1000 лет шла Россия, вернуться к тому
истоку, когда Россия принесла христианство и стала великим государством. И
нынешние призывы обрести какую-то идеологию, открыть какие-то новые пути,
которыми Россия до сих пор не шла, и вот в этом и будет найдено спасение – это,
конечно же, неправда. Если мы изменим своему историческому духу, своей
исторической культуре, если забудем, что наш путь – это путь к православному
храму как сердцу нашего Отечества, то нам грозит участь сойти в историческое
небытие. И в связи с этим сегодня как никогда призыв этот звучит и должен дойти
до наших сердец. Здесь присутствуют педагоги, люди
неравнодушные, которые переживают за судьбы нашего Отечества, наших детей, тех,
которым скоро расти и строить, выходить на те верные пути, по которым будут
судить о нашей стране. Вот дай Бог сил и крепости духовной не оскудеть,
не ослабеть, но устоять и идти с верой и Богом в сердце. Спасибо за внимание. (Далее…)
К началу