ПЕРВЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ
ЧТЕНИЯ
ЦЕРКОВЬ
И ШКОЛА
Тема выступления:
Православный взгляд на образование и воспитание.
Ваше Высокопреосвященство, Владыка
Филарет, многоуважаемый Василий Кузьмич и все досточтимое собрание.
Сегодня в г. Пензе действительно исторический день,
во-первых, потому, что проходят Первые Рождественские
чтения, а, во-вторых, потому, что на них обсуждается очень актуальная жизненно
важная тема – тема взаимодействия Православной Церкви и школы, Православной
педагогики и общего образования. За годы советской власти Православная Церковь
и школа были искусственно разделены и насильственно разведены в разные стороны.
Сейчас, слава Богу, начинается процесс их сближения, и это очень радует всех
нас. Ведь у Православной Церкви и школы, в конечном итоге, одна общая цель –
подготовка человека к будущему. С другой стороны, Православная Церковь также
может быть названа Школой, но это, прежде всего, Школа Вечности. «Итак, идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их
соблюдать, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века.
Аминь» (Мф. 28, 19-20) – заповедал
Своим ученикам Господь наш Иисус Христос.
Школа, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, также всегда связана с
формированием будущего: как отдельного человека, так и всего народа и
государства в целом. Таким образом, сближение Православной Церкви и школы (всех
уровней) потенциально несет в себе положительный результат, общее благо. Но это
сближение у нас только начинается, и, к большому сожалению, приходится говорить
о том, что существует еще много камней преткновения, существует еще много стереотипов в общественном сознании
наших соотечественников, препятствующих успешному взаимопониманию. С другой
стороны, это неудивительно, ведь психологические наблюдения над социальной
жизнью показывают нам то, что старые идеи очень трудно, медленно изживаются из
массового сознания. Причем наблюдается еще и такая закономерность: чем дальше
от центра, тем громче заявляют о себе эти зловредные старожилы.
Следовательно, для успешного диалога
нужно мало-помалу путем просвещения расчищать почву, на которой могли бы
плодотворно нести свои миссии и Православная Церковь, и школа.
Одним из таких распространенных
препятствий является еще не до конца изжитый из общественного сознания
советский стереотип о том, что Православная Церковь является чем-то
непросвещенным, невежественным. Да и вообще, многие, даже православные люди, не
всегда знают, как верующему человеку относиться к образованности, науке и
культуре в целом.
Для того,
чтобы ответить на этот вопрос просто, ясно и без всяких отклонений в какую-либо
сторону, изберем путь от частного к общему и совершим краткий экскурс в историю
Православия.
Недавно мы совершали великий
праздник Рождества Христова и слышали о том, что к новорожденному Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу первыми пришли
поклониться пастыри (пастухи), т.е. люди простые, а вслед за ними – волхвы
(мудрецы), т.е. люди ученые, но Господь всех их принял одинаково.
Из жизни святых апостолов мы можем
привести такой пример: два первоверховных апостола свв. Петр и Павел рядом изображаются на иконе. Один из них,
св. апостол Петр – простой, некнижный человек, рыбак; а св. апостол Павел –
ученейший муж своего времени, но они находятся в равном апостольском
достоинстве.
Начиная со второго века, в истории христианской Церкви появляется целая
плеяда писателей, известная под именем христианских апологетов (защищающих),
которые защищали Евангельское учение письменным словом. Они же пытаются
примирить, привести в согласие человеческую мудрость со Словом Божиим.
Один из самых ярких представителей
христианских апологетов святой Иустин Философ в молодости прошел многие философские школы,
но не найдя там ответов на свои вопросы о цели и смысле жизни, он, в конце
концов, пришел к христианству, которое считал высшей философией, и за которое
претерпел даже мученическую смерть.
(Далее…)