Много ярких примеров мы находим в IV-м Золотом веке святоотеческой
письменности. В это время жили св. Афанасий Великий, св.
Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский
(брат св. Василия Великого), св. Иоанн Златоуст, Блаженный Августин и др. Все
они были высокообразованными людьми своего времени. Так, например, св.
Василий Великий в совершенстве знал все современные ему науки. Но некоторые из
этих свв. Отцов посещали пустыни, где жили духоносные подвижники, в частности, преп. Антоний Великий
(который был неграмотным человеком) для того, чтобы поучиться высшей мудрости.
И таких примеров в истории
христианской Церкви было немало.
Приведем пример из нашей Русской Церковной
истории. Для сравнения возьмем святителя Филарета, митрополита Московского,
доктора богословия, основателя Санкт-Петербургской Духовной академии, человека
глубокого ума и потрясающей эрудиции, который мог вразумить даже Пушкина; и его
современника преп. Серафима Саровского, который не
оканчивал никаких академий (даже Духовных) и большую часть своей жизни провел в
разнообразных духовных подвигах в Саровском монастыре
и его окрестностях, но стяжал такую благодать Святого Духа, за которой к нему и
по сей день идут миллионы людей со всего мира.
Хороший пример для нашей темы
имеется и у нас в г. Пензе, где нашими небесными покровителями являются:
святитель Иннокентий Пензенский и святой праведный Иоанн Оленевский.
Святитель Иннокентий – доктор богословия, образованный и ученый человек, а
святой праведный Иоанн Оленевский, по причине своего
тяжелого детства, почти неграмотный, но народ православный одинаково почитает
их святость.
Какой же напрашивается вывод из
вышеприведенных примеров? А вывод следующий: св. Православная Церковь, с одной
стороны, положительно смотрит на человеческую мудрость, образованность и
ученость, но, с другой стороны – она не переоценивает их значение. Можно быть
совершенно вне всякой человеческой образованности и учености, и в то же время
выше их. Ведь самое высокое просвещение бывает тогда, когда душа человеческая
просвещается Духом Святым, – говорит преп. Силуан Афонский. Но Дух Святый входит
только в такую человеческую душу, которая очистит себя от страстей. А очищение
от страстей не происходит мгновенно. Это дело не одного дня, но непрестанный
подвиг всей жизни. Именно в том и заключается цель и смысл человеческой жизни
по учению Православной Церкви, чтобы за время земной жизни очистить себя от
грехов и страстей и стяжать благодать Святого Духа, – говорил преподобный
Серафим Саровский. Другими словами – достичь Царства
Небесного, т.е. Вечного спасения. Конечно, этого нельзя осуществить в одиночку.
Только находясь в лоне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, какой
является Православная Церковь, только с помощью молитв, постов, всех святынь и,
прежде всего, Святых Таинств, совершаемых в этой Церкви, возможно достижение
цели человеческой жизни – Вечного спасения.
Следует заметить и то, что цель
человеческой жизни, по православному учению, совпадает с целью православной
педагогики, которая в отличие от всякой иной педагогики ясно указывает на то,
что человека нужно воспитывать для Царства Небесного, т.е. Вечного спасения. И
когда доминантой является именно эта цель, тогда многие проблемы устраняются
сами собой. Если бы родители воспитывали своих детей добрыми христианами, –
говорил еще в IV-м веке св. Иоанн Златоуст, – то не нужно было бы ни судилищ, ни темниц.
Эту же мысль в девятнадцатом веке в
России развивал Николай Иванович Пирогов, который говорил, что нужно готовить
не врача, не юриста, не инженера, т.е. не специалиста, а, прежде всего,
человека – православного христианина, и тогда он будет и хорошим врачом, и
юристом, и инженером. Сейчас приходится констатировать тот факт, что в основном
вся современная педагогика (не только у нас в России, но это явление
наблюдается в мировом масштабе) почти никакого внимания не уделяет этой главной
цели и весь акцент переносит только на специальное образование. Общее
гуманитарное образование совершенно обесценивается (такое отношение и к
духовному, богословскому образованию). А если оно и ценится, то это бывает
только тогда, когда само выступает в качестве специального. (Далее…)