Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 22.11.24
Какой же напрашивается вывод из вышеприведенных примеров

Много ярких примеров мы находим в IV-м Золотом веке святоотеческой письменности. В это время жили св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский (брат св. Василия Великого), св. Иоанн Златоуст, Блаженный Августин и др. Все они были высокообразованными людьми своего времени. Так, например, св. Василий Великий в совершенстве знал все современные ему науки. Но некоторые из этих свв. Отцов посещали пустыни, где жили духоносные подвижники, в частности, преп. Антоний Великий (который был неграмотным человеком) для того, чтобы поучиться высшей мудрости.

И таких примеров в истории христианской Церкви было немало.

Приведем пример из нашей Русской Церковной истории. Для сравнения возьмем святителя Филарета, митрополита Московского, доктора богословия, основателя Санкт-Петербургской Духовной академии, человека глубокого ума и потрясающей эрудиции, который мог вразумить даже Пушкина; и его современника преп. Серафима Саровского, который не оканчивал никаких академий (даже Духовных) и большую часть своей жизни провел в разнообразных духовных подвигах в Саровском монастыре и его окрестностях, но стяжал такую благодать Святого Духа, за которой к нему и по сей день идут миллионы людей со всего мира.

Хороший пример для нашей темы имеется и у нас в г. Пензе, где нашими небесными покровителями являются: святитель Иннокентий Пензенский и святой праведный Иоанн Оленевский. Святитель Иннокентий – доктор богословия, образованный и ученый человек, а святой праведный Иоанн Оленевский, по причине своего тяжелого детства, почти неграмотный, но народ православный одинаково почитает их святость.

Какой же напрашивается вывод из вышеприведенных примеров? А вывод следующий: св. Православная Церковь, с одной стороны, положительно смотрит на человеческую мудрость, образованность и ученость, но, с другой стороны – она не переоценивает их значение. Можно быть совершенно вне всякой человеческой образованности и учености, и в то же время выше их. Ведь самое высокое просвещение бывает тогда, когда душа человеческая просвещается Духом Святым, – говорит преп. Силуан Афонский. Но Дух Святый входит только в такую человеческую душу, которая очистит себя от страстей. А очищение от страстей не происходит мгновенно. Это дело не одного дня, но непрестанный подвиг всей жизни. Именно в том и заключается цель и смысл человеческой жизни по учению Православной Церкви, чтобы за время земной жизни очистить себя от грехов и страстей и стяжать благодать Святого Духа, – говорил преподобный Серафим Саровский. Другими словами – достичь Царства Небесного, т.е. Вечного спасения. Конечно, этого нельзя осуществить в одиночку. Только находясь в лоне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, какой является Православная Церковь, только с помощью молитв, постов, всех святынь и, прежде всего, Святых Таинств, совершаемых в этой Церкви, возможно достижение цели человеческой жизни – Вечного спасения.

Следует заметить и то, что цель человеческой жизни, по православному учению, совпадает с целью православной педагогики, которая в отличие от всякой иной педагогики ясно указывает на то, что человека нужно воспитывать для Царства Небесного, т.е. Вечного спасения. И когда доминантой является именно эта цель, тогда многие проблемы устраняются сами собой. Если бы родители воспитывали своих детей добрыми христианами, – говорил еще в IV-м веке св. Иоанн Златоуст, – то не нужно было бы ни судилищ, ни темниц.

Эту же мысль в девятнадцатом веке в России развивал Николай Иванович Пирогов, который говорил, что нужно готовить не врача, не юриста, не инженера, т.е. не специалиста, а, прежде всего, человека – православного христианина, и тогда он будет и хорошим врачом, и юристом, и инженером. Сейчас приходится констатировать тот факт, что в основном вся современная педагогика (не только у нас в России, но это явление наблюдается в мировом масштабе) почти никакого внимания не уделяет этой главной цели и весь акцент переносит только на специальное образование. Общее гуманитарное образование совершенно обесценивается (такое отношение и к духовному, богословскому образованию). А если оно и ценится, то это бывает только тогда, когда само выступает в качестве специального.   (Далее…)

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг