Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 26.11.24
Таким образом, существует много проблем в педагогике, в том числе и в российской педагогике, причем на наш взгляд кажется, что

Таким образом, существует много проблем в педагогике, в том числе и в российской педагогике, причем на наш взгляд кажется, что основная причина всех наших неурядиц и бед заключается в том, что уже почти целое столетие мы живем чужой идеологией, чужой педагогикой (т.е. чужой головой). Мы следуем за Западной Европой, а этот путь очень опасен. Путь Западной Европы – это путь постепенного ухода от Христа. Его очень точно и лаконично определил русский философ – славянофил И. Киреевский, который сказал так: «Сначала разум в недрах веры (средневековая схоластика), потом реформация в вере (протестантизм), а затем разум вне и против веры (атеизм)».

Начиная с Петровских времен частично, а после революции 1917 года всецело, Россия также пошла этим гибельным путем. Для того, чтобы показать опасность слепого подражания Западной Европе, приведем пример. Амос Коменский, которого считают основателем педагогики, высказал одну из своих идей – идею природосообразности, которой заражена вся западноевропейская педагогика последующих времен. Согласно этой идее человеческую природу в процессе воспитания нельзя насиловать, но нужно давать ей свободно развиваться. На первый взгляд кажется, что это очень гуманная идея, но по сути своей она сильно вредна и несовместима с православной педагогикой. В результате такой вседозволенности в человеке развивается не только добро, но и зло. Причем зло всегда побеждает и человек, в конечном итоге, оказывается рабом своих страстей. Дело в том, что Амос Коменский был протестантом (даже протестантским пастором), а протестантство не учитывает факт греховной поврежденности человеческой природы, тогда как православная педагогика обращает внимание на греховную испорченность нашего человеческого естества и, соответственно, предлагает все злое, греховное пресекать, а доброе, святое  развивать и укреплять.

Такой же неправильной является и педагогическая идея гармонического развития, ведь православная педагогика говорит о иерархическом развитии человеческой личности, где дух, как высшее начало в человеке, всегда превалирует. Конечно, мы не говорим о том, что нужно всецело отвергнуть всю историю педагогической мысли и опыт Западной Европы, нет, вовсе нет, но к ней нужно относиться очень осторожно и критически.

Выявление таких ошибок в западноевропейской педагогике можно было бы продолжать, но пришло время поставить вопрос: какой выход? Какой путь избирать для Российской педагогики?

Отвечая на этот вопрос, следует сказать, прежде всего, то, что педагогика по своей природе не столько наука (любая наука всегда строится на строгих закономерностях), сколько искусство (искусство – неповторимо). Правда,  дидактическая часть педагогики – методология – более научна по своему характеру. Но педагогика, как теория воспитания – это, прежде всего, искусство.

Таким образом, педагогике целесообразно учиться через ее историю. В истории человечества было множество разных подходов воспитания. Единой концепции, единого универсального метода в педагогике никогда не было и не будет. Все великие, гениальные люди (философы, ученые, художники и др.) начиная с древних времен, как правило, в конце своей жизни уделяли внимание вопросам педагогики.

Путь для русской педагогики наметил К.Д. Ушинский, который, посещая страны Западной Европы, пришел к следующему заключению: в Англии – своя педагогика, во Франции – своя педагогика, в Германии тоже своя педагогика, следовательно, и в России также должна быть своя родная национальная педагогика. Тем более, что в Древней и Средневековой Руси – России была такая педагогика. По своему характеру она насквозь православная, церковная, евангельская, святоотеческая (существуют классические дореволюционные пособия по истории русской педагогики П.Ф. Каптерева, М. Демкова и др.). Причем эта педагогика проверена многовековым опытом Православной Церкви и благочестивой жизнью православных народов. Мы глубоко убеждены, что никакие другие пути не спасительны для России, в том числе и так называемый системный подход, о котором так уверенно говорил один из докладчиков. Сам термин «система» – технический. В педагогике он даже неуместный, т.к. человеческую личность, человеческий дух нельзя втиснуть в рамки каких либо систем.

Только возврат к своим родным истокам, только изучение духовного, культурного сокровища тысячелетней истории Православной Руси-России способны оздоровить как саму педагогику, так и одряхлевшую душу русского человека.

Следовательно, возрождение России зависит от православной педагогики.

 

Священник Иоанн Дутчак, преподаватель ППДУ

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг