Приспособление латиницы к разным языкам вызвало
необходимость дополнить алфавит знаками для
передачи особых фонем, характерных для этих
языков. Осуществлялось это путём введения диакритики сочетаний букв.
В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава – князя Великой Моравии,
государства западных славян. Первые
миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли
это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать проповедников в Моравию, способных толковать
Священное Писание на родном для моравян языке. С этой
целью он снарядил посольство в
Константинополь. Император Михаил и патриарх Фотий
направили в Моравию греков – учёного мужа Константина Философа и его старшего брата Мефодия.
Родом они были из Солуни (по-гречески Салоники), где жило много славян.
Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда
ещё не существовало. Но славяне, видимо, уже
пытались записывать свою речь при помощи
латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином
Философом в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком.
Создав славянский алфавит, братья начали
переводить с греческого на славянский главные
богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов,
выполненных Константином, Мефодием, а затем их
учениками, теперь называют старославянским
языком.
Старославянский
язык во многом искусственный: чтобы передавать многие книжные и христианские понятия, создатели славянской письменности придумывали слова, пользуясь как
славянскими морфемами, так и заимствованиями из
греческого. Этот язык, впервые донесший до славян
текст Священного Писания, на столетия стал языком
славянской культуры. На Русь письменность пришла в 10 веке (после крещения Владимиром в 988 году), но первые дошедшие до
наших дней рукописные книги относятся
к 11 веку.
Что
же известно о братьях Константине и Мефодий? Они
родились в Солуни (Салониках). Старший брат Мефодий
родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен
воеводой в населённую славянами местность.
Воеводой пробыл десять лет, а потом ушёл в монахи. Младший брат, Константин,
родился в 827 году. Уже в юности он знал, что его путь – это путь
учёного-книжника. В Константинополе он учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а
позже стал библиотекарем при соборе
Святой Софии и фактически секретарём патриарха.
Первое
дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. проповеди христианства сарацинам (арабам). В
860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии. Узнав
от императора, что ему предстоит проповедовать христианство в Великой Моравии, Константин сказал «Хотя тело моё
утомлено, хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для
своего языка». Услышав, что букв нет, он возразил: «Как можно на воде
слова писать...». Император ответил ему:
«Если ты захочешь, Бог тебе их даст». Затворившись в монастыре Полихрон, братья выполнили свою великую задачу.
В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у
Константина появились ученики, среди
которых своими талантами выделялся
некий славянин по имени Горазд. В 867
году братья с учениками отправились в Рим, получив
приглашение от Папы Николая I Великого. В конце
868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял
схиму под именем Кирилл. Перед смертью Кирилл обратился к брату «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду
пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869
года он скончался, было
ему 42 года.
Вскоре после смерти брата Мефодий
отправился в Паннонию (ныне территория
Венгрии, в те времена там жили славяне), чтобы вести и там богослужение на
славянском языке. Однако его деятельность вызвала озлобление немецкого духовенства. Баварские священники, нарушив церковные законы, бросили Мефодия
в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После
освобождения Мефодий покинул Паннонию
и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года.
Древнейшие
славянские надписи и рукописи, относящиеся к 10 веку, выполнены двумя
графическими системами. Одну из них называют кириллицей,
а другую – глаголицей (старославянское слово глаголь
означает речь, слово). Так,
надписи на стенах и керамических плитах церкви царя Самуила в Тырнове выполнены частично кириллицей, частично глаголицей. Но веди Константин Философ перед тем, как уехать
в Моравию, составил какую-то одну
азбуку...
Глаголица
– очень своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами. Но
каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является
результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему
алфавиту. (Далее…)