РУНОВА Алёна, ученица 10 «Б» класса, МОУ СОШ №2 р.п. Лунино
Конкурсное сочинение
Дорога
к письменности
Русский писатель и
историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные
эпохи: изобретение букв и типографии;
все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, – особенно в наше время, при
нынешних успехах разума.
Дорога к
письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень
давно. В те далекие времена люди жили в
пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.
Однажды люди
вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на
стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины,
которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли,
что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так
возникла дорога к письменности.
На смену
рисуночному письму пришли «священные знаки» – иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад
финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе
финикийского письма в Греции появился
греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.
События
первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти –
«Повести временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма
отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения
общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных
летописцем к 988 году.
Войдем в слой
родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года:
штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня,
его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную
веру самого
князя, его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров...
И как самое ударное,
завершающее год 988. – открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья
книжного».
Возник центр книжной
культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.
Так, наряду с
латинской, греческой и арабской школами, на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием
славянской азбуки Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием в 863
году. Первая школа, где велось
преподавание церковнославянского (иначе – старославянского) языка, была открыта
братьями в столице Моравского княжества Велиграде.
Ими было воспитано около 200 книжников.
Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже
тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.
Первые школы
создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложились два типа школ:
демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощенный 32-буквенный
кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давалась 44 – 45
- буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка.
Для лиц, избравших
духовную карьеру, главным было овладение богослужебной и церковно-учительной
литературой. «Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания
рукописных книг — при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах. (Далее…)