Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

РУНОВА Алёна, ученица 10 «Б» класса, МОУ СОШ №2 р.п. Лунино 02.05.24
В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвел «яко крин пречистый» и дал удивительные образцы оду

В результате крещения Руси старославянский язык у восточных славян расцвел «яко крин пречистый» и дал удивительные образцы одухотворенных и целомудренных сочинений, к которым затем обращались многие поколения наших дедов и отцов.

Без старославянского языка трудно себе представить развитие русского литературного языка. Старославянский язык, подобно латыни в западных романских странах, был всегда надежной опорой, гарантией чистоты и источником обогащения русскою языка. Так, употребляя пословицу «Устами младенца глаголет истина», мы совершенно не задумываемся над тем, что не используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова, и ощущаем лишь некоторую книжность этого мудрого речения.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы (или инициалы), заставки, иллюстрации, ко­ричневые столбцы текста вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.

Несколько слов о буквицах, обычно начинающих ту или иную главу рукописи.

Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Древнерусский книжник не просто украшал  буквицу орнаментом, он,  прежде всего, старался красиво передать мысль. Он не считал буквицу просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой было книгой, развернутым свитком, который не каждому дано прочесть. Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквы, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографическими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постараетесь догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали.

(Выходят по очереди учащиеся с плакатом – буквицей, рассказывают, что изображает её рисунок, становятся в ряд так, что получается слово слова.)

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать «назубок». Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли своё начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день – являются предметом споров и обсуждений, о судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введён Петром 1 в 1708 году. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны.

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг