КАЧУРИН Дмитрий, ученик 6Б класса, МОУ СОШ №9 им.Кирилла
и Мефодия
Пребывание Кирилла и Мефодия в Крыму
Святых
братьев Кирилла и Мефодия Церковь прославляют как просветителей славян во всем мире. Хождения святых равноапостольных
братьев к разным славянским племенам и
народам – это святые пути вглубь славянского мира.
Братья – продолжатели дела святого апостола Павла, о чем напоминает
«Повесть временных лет». «До морав же доходил и апостол Павел и учил там, там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне1». Как известно, за три года своей миссии
в Великоморавскую славянскую державу, святые Кирилл
(тогда еще – Константин) и Мефодий совершили морское путешествие к берегам другой,
великой в будущем, славянской державы,
Киевской Руси. Они были у нас, ходили
по земле, унаследованной нами, слышали нашу речь!
Цель моего исследования – проследить путь равноапостольных братьев
в период миссионерского путешествия в Хазарию, составить своеобразную кирилло-мефодиевскую карту Крыма.
860 год... Константин и его брат Мефодий отправляются по поручению
византийского императора в Хазарский каганат. Официальная
цель поездки – доказать преимущества христианства перед исламом и
иудаизмом. Хазары жили тогда на территории Крыма, Северного Кавказа и на Нижней
Волге. Их столицей был город Итиль, расположенный на обоих берегах Волги,
севернее современной Астрахани.
Считается,
что из византийской столицы путешественники прибыли
в Херсонес в конце 860 года. Как мог выглядеть морской маршрут из устья
Босфора в Херсонскую бухту в пору зимних штормов?
Эвксинский Понт (так называлось тогда Черное
море) веками приучал мореходов жаться ближе к берегам. Чтобы
попасть из Северного Причерноморья к стенам
Константинополя, можно плыть двумя
водными путями: вдоль фракийского (румынского и болгарского берегов) или вдоль берега малоазиатского и
кавказско-крымского.
«Житие Кирилла» молчит о том, каким же путем плыли братья,
но восточный путь (второй) выглядел более
предпочтительнее. Во-первых, эта
территория была более обжита. Но главное - это был освященный путь в
христианском понимании святости. Он был связан с именами великих светочей веры,
начиная от первых апостолов-святых Андрея Первозванного, Симона
Кананита, учителей
и отцов Церкви, таких, как святители Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, и кончая святыми, совсем
недавно тогда, в IX веке, просиявшим, – Стефаном Сурожским,
Георгием Амастридским, Иоанном Готфским. Все они
выбирали именно этот морской путь.
Правила благочестия, обязательные для путешественника-христианина, а особенно для странников, облеченных духовной миссией, подсказывали череду остановок, ритм плавания. Первой пристанью могла стать Амастрида.
Из жития святого Георгия, архиепископа Амастридского,
написанного в первой половине IX века, Константин и
Мефодий хорошо знали о недавнем военном набеге руссов на этот богатый город
Малой Азии.
Дело в том, что в 860 году состоялся первый поход Руси на Византию. Тогда русское войско на 200 судах появилось на
берегах Босфора, когда император Византии Михаил III был занят войной с
арабами. Результатом этого похода было мирное соглашение. Это было «дипломатическое признание» Руси2.
Византийской империей. Богатая крепость Амастрида тоже была целью набегов руссов. Из жития святого Георгия мы узнаем что «варвары-грабители» были в Амастриде
чудесным образом вразумлены в стенах здешнего храма, возле мощей этого святого3.
Скорее всего, речь идет о тех захватчиках,
которые подвергли город разграблению, но в соборе, перед мощами святого были
остановлены. И вот теперь, после заключения мира с руссами, святые братья не
могли не задержаться в этом городе. Здесь, в крепости они, наверное, слышали
рассказы участников этих событий, встречали мирных скифских купцов,
приплывавших на своих судах в город. (Далее…)