Хорошим руководством для дальнейшего плавания могло быть еще одно житие, которое везли с собой Константин и Мефодий.
Это житие монаха Епифания. Константин, в недавнем прошлом главный хранитель патриаршей библиотеки, был знаком с
текстом этого жития4.
Монах Епифаний прошел этим же путем из Босфора в
Херсонес за несколько десятилетий до братьев. Он
описал свое морское путешествие, рассказал о
местных святынях, сверяя свои житийные сведения
об Андрее Первозванном с местными приданиями:
в Синопе, в Трапезунде, в Босфоре Киммерийском (Керчи),
Феодосии, и, наконец, в Херсонесе. Скорее всего, солунские
братья буквально копировали маршрут своего предшественника
Епифания, используя его житие как путеводитель.
Значит, святые просветители посетили и Керчь, и Феодосию,
и мыс Феолент в окрестностях Севастополя с его Георгиевским
монастырем.
Таврия ко времени пребывания здесь братьев-просветителей
была прославлена подвигами многих святых
людей. Это и Климент, Папа Римский, святители Стефан Сурожский, епископ Иоанн
Готфский. Константин и Мефодий не могли обойти вниманием святые алтари
Софийского собора в Суроже, где покоились мощи святителя
Стефана, и монастырской базилики в Партените, где находились останки епископа Иоанна. Солунские братья знали славу епископа Стефана Сурожского как мужественного,
стойкого защитника иконопочитания. Память святого
Стефана совершалась в Суроже 15
декабря. Может быть, именно к этому дню братья поспели
к сурожской пристани на долгом своем пути из Константинополя? Поспели, чтобы
услышать под сводами храма Святой Софии
стихиру в память святителя-иконопочитателя. В
Херсонесе братья провели немало времени, изучая хазарский язык. Константин здесь же перевел 8 частей еврейской грамматики.
Они изучали ее для того, чтобы успешнее
просвещать хазар и состязаться с евреями, которых было много в Хазарии. Здесь
же братья узнали, что мощи святого
священномученика Климента, Папы Римского,
находятся в море. Именно Константин и Мефодий смогли
найти место захоронения святого и поднять их на корабль. Произошло это 31 января 861 года – точная дата исходит из
текста самого Константина.
В «Житии Кирилла» упомянуто еще загадочное место – Фуллы.
Замечательно повезло Фуллам: историческая наука, в первую очередь археология, неустанно разыскивает их с 30-х годов XIX века.
Одни историки ищут Фуллы на южном берегу Крыма, другие – в городе Чуфут-Кале, в окрестностях Бахчисарая. Существует
более 15 вариантов, где мог находиться этот город. Из жития святых братьев мы
узнаем, что они разговаривали с жителями Фулл,
народ города принял святое крещение благодаря проповедям Константина.
На каком языке говорили братья с жителями Фулл? Еще в
Херсонесе Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь,
русскими письмены писана», а также человека, говорившего
на этом языке. Просветитель, беседуя с ним, научился этой речи... Константин сопоставил говор Солуни с речью,
которая впервые зазвучала для него в Херсонесе. И в далекой
Солуни, и здесь, в Херсонесе-Корсуни, она
одна привычна и понятна – славянская речь,
хотя некоторые слова произносились по-разному. Наверное,
здесь, в Крыму, Константин продолжал работу по созданию
славянской азбуки.
Но продолжим путешествие славянских просветителей дальше. В житии Кирилла читаем, что их путь из Херсонеса в Хазарию был
таков: « к Меотскому озеру и к Каспийским
воротам Кавказских гор6». Меотское озеро – это Азовское море. Поскольку
после него обозначен только конечный ориентир, то возникает возможность двух
маршрутов дальнейшего продвижения: либо вверх по Дону, мимо недавно отстроенной хазарской крепости Саркел, либо с переправой из Керчи на Таманский полуостров, где начинался старинный Шелковый путь, как раз выводивший к Каспийским
(Дербентским )воротам.
Томи
–Таматарха – Тмутаракань – Тамань... Этот город, поменявший за века существования столько названий,
братья уже навещали по дороге из
Константинополя. Здесь проживало много христиан,
которые терпели притеснения от хазар, с конца 8 века исповедовавших ислам. Даже местная
архиепископская кафедра, одна из
древнейших в северном Причерноморье, была разорена хазарами.. Поэтому нет
сомнения в том, что целью поездки братьев в каганат было и разрешение этого вопроса – восстановление православной кафедры (церкви), в которой так
нуждалось русское население Хазарии.
Этой «Русской Хазарией» ученые называют поселения Таманского
полуострова. Византийские, арабские
источники, а также археологические находки свидетельствуют о том, что в 30-е
годы IX века на
территории Тамани находился город Руссия или Россия (современная станица Голубицкая) и что местное население приняло крещение благодаря солунским братьям. Это очень интересная и малоизученная страница истории жизни великих
братьев, которая требует отдельного рассмотрения. Таким образом, можно
составить кирилло-мефодиевскую карту Крыма и
с уверенностью сказать, что великие просветители посетили
Сурож и Партенит, Кафу и Керчь, Херсонес и загадочные Фуллы. Это путешествие было наполнено важными событиями и встречами, изысканиями. Константин и Мефодий продолжили свою
просветительскую и миссионерскую
деятельность во славу Православия и Просвещения.
______________________________________________________
1. Повесть временных лет. Древнерусская
литература. Книга для чтения. М., 1996, с.34.
2. История России. Под редакцией
М.М.Зуева. М., 1995, с. 16.
3.Лощиц Ю. Загадочные Фуллы и русские
письменаУ/Воскресная школа. 1999, №18
4. Великое наследие славянских
просветителей Кирилла и Мефодия. Каменка, 1999,с.13
5. Житие Константина
6. Житие Константина