ГЛАВА 6. О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДОВ
Как дождь возращает семя, так церковная служба укрепляет душу в
добродетели. (Св. Ефрем Сирин).
Можно сказать, что
не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку. (Филарет, митр. Московский).
1.О существе
церковных обрядов
В Православной Церкви есть много
священнодействий, которые формою
своего совершения имеют сходство с
Таинствами и называются обрядами. Но
существо обрядов состоит не во внешних видимых действиях, а во
внутреннем молитвенном возношении к Богу.
Таинства установлены
Основателем Церкви – Господом Иисусом Христом. Этого нельзя сказать об обрядах. Многие из
обрядов не были установлены Христом или даже апостолами и вошли в употребление в послеапостольское
время. Поэтому обряды могут совершаться и совершаются и над неодушевленными предметами.
Обряды совершаются
не с целью низведения на верующих благодати, а с целью призвать на человека, а часто даже и на
внешнюю жизнь и деятельность его, вообще милость Божию,
благословение Божие. (Архим. Георгий Тертышников)
В оправдание своего
отступления от церковной жизни некоторые говорят о наших церковных порядках:
«У вас
все только обряды и обряды, и больше ничего; исполнил обряд – и спокоен».
В самом деле, что
значит слово обряд? Возьмем богослужебную часть, потому что в ней
наиболее выражается
церковная жизнь. Что есть каждое свяшеннослужение? Ряд молитв, которые
читаются, поются и мысленно возносятся к Богу. В этом существо свяшеннослужения. И всякое такое
служение требует своего времени, места и порядка, своей обстановки. Все это есть обряд.
Но существо дела не в этом внешнем, а в ряде молитвословий,
совершаемых при этом.
Возьмем простое дело
– писание письма. Тут нужно и перо, и чернила, и бумага; нужно и приспособиться к писанию. Но все это
– внешняя обстановка, без нее не напишешь письма; но когда она есть, нельзя
сказать, что
письмо напишется. Письмо образуется в уме и сердце. Когда это выразится
на бумаге, тогда и явится письмо.
Таково и всякое священнослужение и молитвословие. Духовная
потребность и желание вознестись к Богу с прошением или благодарением вызывает
известное молитвенное действование телом, которое,
будучи совершено,
являет дело молитвы, в которой внутреннее и духовное сочетается с
внешним и телесным. Смотря на пишущего
письмо, не думаешь же, ты, что во внешнем положении пишущего и в порядке его действий заключается все дело
письмописания? Не думай и не говори того же и о
молитве и служении Богу.
Мы свою веру и
свое служение Богу считаем нужным выражать внешним установленным порядком. Но при этом силу полагаем не во
внешнем, а во внутреннем, т. е.
веруем не в силу внешнего чина, а в силу внутреннего обращения к Богу. (Свт. Феофан Затворник)
И в других
сторонах церковной жизни, таких, как пост и милостыня, существо составляет дух,
с каким они совершаются, а не видимость, в какой являются. И в посте есть своя,
Церковью утвержденная внешняя сторона, которая наиболее зрима во время говения. И милостыню, по заведенным в Церкви порядкам,
тоже творят
разнообразно: обеды для нищих устраивают, по тюрьмам ездят, больных посещают и по
силе своей подают бедным. Все это – церковные порядки обрядового
свойства. Но и здесь существо дела не во внешних порядках, а во внутреннем духовном настроении. В
лощении и вообще в подвигах существо дела не в одном отказе себе в пище, сне и
прочем, а в духе покаянного сокрушения и смирения и в отрешении от всякого самоугодия. Так же в творении милостыни и вообще в доброделании существо не во внешнем образе, а более
во внутреннем расположении, т. е. в милостиво – возгреваемой воззрением на всемилостивого
Господа, Его святую заповедь и славу имени Его. (Свт. Феофан Затворник)
(Далее…)