Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ПОЧЕМУ ТЫ НЕ В ЦЕРКВИ? 19.04.24
ГЛАВА 6

ГЛАВА 6.  О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДОВ

 

Как дождь возращает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели. (Св. Ефрем Сирин).

Можно сказать, что не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку. (Филарет, митр. Московский).

 

1.О существе церковных обрядов

В Православной Церкви есть  много  священнодействий, которые формою своего совершения имеют сходство с Таинствами и называются обрядами. Но существо обрядов состоит не во внешних видимых действиях, а во внутреннем молитвенном возношении к Богу.

Таинства установлены Основателем Церкви – Господом Иисусом Христом. Этого нельзя сказать об обрядах. Многие из обрядов не были установлены Христом или даже апостолами и вошли в употребление в послеапостольское время. Поэтому обряды могут совершаться и совершаются и над неодушевленными предметами.

Обряды совершаются не с целью низведения на верующих благодати, а с целью призвать на человека, а часто даже и на внешнюю жизнь и деятельность его, вообще милость Божию, благословение Божие. (Архим. Георгий Тертышников)

В оправдание своего отступления от церковной жизни некоторые говорят о наших церковных порядках: «У вас все только обряды и обряды, и больше ничего; исполнил обряд – и спокоен».

В самом деле, что значит слово обряд? Возьмем богослужебную часть, потому что в ней наиболее выражается церковная жизнь. Что есть каждое свяшеннослужение? Ряд молитв, которые читаются, поются и мысленно возносятся к Богу. В этом существо свяшеннослужения. И всякое такое служение требует своего времени, места и порядка, своей обстановки. Все это есть обряд. Но существо дела не в этом внешнем, а в ряде молитвословий, совершаемых при этом.

Возьмем простое дело – писание письма. Тут нужно и перо, и чернила, и бумага; нужно и приспособиться к писанию. Но все это – внешняя обстановка, без нее не напишешь письма; но когда она есть, нельзя сказать, что письмо напишется. Письмо образуется в уме и сердце. Когда это выразится на бумаге, тогда и явится письмо.

Таково и всякое священнослужение и молитвословие. Духовная потребность и желание вознестись к Богу с прошением или благодарением вызывает известное молитвенное действование телом, которое, будучи совершено, являет дело молитвы, в которой внутреннее и духовное сочетается с внешним и телесным. Смотря на пишущего письмо, не думаешь же, ты, что во внешнем положении пишущего и в порядке его действий заключается все дело письмописания? Не думай и не говори того же и о молитве и служении Богу.

Мы свою веру и свое служение Богу считаем нужным выражать внешним установленным порядком. Но при этом силу полагаем не во внешнем, а во внутреннем, т. е. веруем не в силу внешнего чина, а в силу внутреннего обращения к Богу. (Свт. Феофан Затворник)

И в других сторонах церковной жизни, таких, как пост и милостыня, существо составляет дух, с каким они совершаются, а не видимость, в какой являются. И в посте есть своя, Церковью утвержденная внешняя сторона, которая наиболее зрима во время говения. И милостыню, по заведенным в Церкви порядкам, тоже творят разнообразно: обеды для нищих устраивают, по тюрьмам ездят, больных посещают и по силе своей подают бедным. Все это – церковные порядки обрядового свойства. Но и здесь существо дела не во внешних порядках, а во внутреннем духовном настроении. В лощении и вообще в подвигах существо дела не в одном отказе себе в пище, сне и прочем, а в духе покаянного сокрушения и смирения и в отрешении от всякого самоугодия. Так же в творении милостыни и вообще в доброделании существо не во внешнем образе, а более во внутреннем расположении, т. е. в милостиво – возгреваемой воззрением на всемилостивого Господа, Его святую заповедь и славу имени Его. (Свт. Феофан Затворник)

 (Далее…)

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг