2. Для чего нужны
церковные обряды?
Вообрази большую,
широкую и глубокую реку. Через нее построены мосты и устроены разные другие переправы, лодки,
пароходы. Из тех, кому нужно переправиться на другую сторону, кто идет через мост, кто садится в лодку или
пароход, и переправляются.
Но вот явились
мудрецы, которые, возмечтав, что им для переправы не нужны ни мосты, ни лодки,
что дух некий
схватит их и перенесет, сели на берегу в сказанной уверенности и сидят,
не двигаясь, лишь с усмешкою посматривая на других, переправляющихся, как заведено, и обзывая их
суетными. Попадут ли они когда-либо на другой берег? Конечно, нет. Так и просидят
весь свои век.
Точь-в-точь в таком
находятся положении те, которые чуждаются Святой Церкви и всех ее
спасительных учреждений, Самим Господом установленных во спасение наше. Не
видать им того берега, не ступить на землю спасенных.
Без внешних чинов
нам, временно пространственным, быть нельзя. И у Ангелов есть свои чины. И в будущем веке будут свои. И на все свое
время, место и порядок. Только в духе
служение Богу может и должно быть
непрерывно, не ограничиваясь ни временем, ни местом, ни положением.
Дух наш питается и
живет, проходя многие чины церковной жизни и извлекая из них сокрытые в них духовные стихии. (Свт. Феофан
Затворник)
Как кровоточивая,
коснувшись края ризы Господа, привлекла Его целительную силу, так всякий,
делающий что-либо церковное или участвующий в том, принимает приток
духовных стихий для оживления своего духа. (Архим. Георгий Тертышников)
Следует понимать,
что Церковь преисполнена Небесных сил. Кто придет в соприкосновение с нею, тот
причастится ее сил. Вводят же в это соприкосновение разнообразные церковные
молитвословия или молитвенные чины. Через какой чин ни прикоснись к Церкви,
ты коснешься всей ее силы. А вот вне Церкви – что ни делай,
ничего выходить не будет. (Свт. Феофан Затворник)
(Далее…)