Такую власть праведников над
животными можно
наблюдать не только в древние времена. Перед революцией странник Тит призывал всех уходить в леса, ибо грядет горе бескрайнее. Он умер в тайге у Тобольска. Его тело трое суток стерег медведь, который указал на него охотникам.
Впоследствии на могилу Тита ходило много зверей
и кланялось ему, ибо он ни разу в жизни не согрубил ничему живому.
«Радуйся, Кирилле,
зимою на пути в ссылку выброшенный с поезда в тайге, но согретый дыханием медведя», – гласит
«Акафист Новомученикам Российским». На лесоповал, где
валили лес заключенные, повадился громадный медведь. Он выходил из чащи и
ложился у ног Новомученика владыки Стефана (Бех). Все, в том числе и охранники, в ужасе разбегались, а святитель,
лучась улыбкой,
потчевал хищника арестантской «пайкой». Он не боялся: Сам Господь дал обет охранять верных,
когда они наступят на аспида и василиска (Пс. 90, 13). Любящие Его могут безболезненно брать в руки
ядовитых змей (Мк. 16, 18), заграждать уста львов (Евр.
11, 33). Таковым
возвращается образ Божий, погубленный для потомков Адама, они обретают дары праотца, утерянные
через падение. «Преподобному Герасиму
служил лев, а мне, убогому, медведь. Видимо,
и зверь неразумный в послушании у нас пребывает», – говорит преподобный Серафим.
Блаженный Феофил тоже кормил зверей, сбегавшихся к нему, из дубравы Голосеевской.
Он приучил неуправляемого бычка, который стал
смирнее овечки, и ездил на нем вместо
лошади задом наперед, углубившись в Псалтирь, а
бычок сам знал, куда везти юродивого старца. Вот и матушка Алипия
взошла на такую высоту сочувствия ко всему
живому, что понимала язык земли, разговаривала с травами, с птицами,
котами, пророчествовала на тварях
бессловесных.
У одной рабы Божией сын воевал в Афганистане. От него долго не было писем. Измученная тревогой мать пришла в Голосеевскую избушку. Выслушав ее, старица полезла на дерево. Была пора сбора плодов, и к грецкому ореху была прислонена лестница. Прихватила в белую тряпочку выпавшего
из гнезда птенца. Спустившись, сказала: «Жив птенчик, улетел и тряпочку на спинке унес!» Скоро и сын вернулся, живой, по комиссованный, с травмой позвоночника.
Монахиня Назария
Флоровского монастыря получила
послушание воспитывать собаку для охраны
обители. Ходила с ней в клуб собаководства и очень скорбела, что в воскресенье, когда все после службы читают молитвы, ей приходилось переодеваться
в мирское и спешить на «собачью площадку». Пожаловалась матушке Алипии. Старица
велела показать ей подопечного.
Матушка Назария
привезла пса в Голосеево. Он послушно сел у крыльца, ожидая команд. Матушка покачала
головой и с уважением произнесла: «Это не
собака, это лев, четвертый угол Евангелия». И вынесла псу для угощенья коробку шоколадных конфет. Матушка Назария
смирилась: со львом изображается
евангелист Марк, это евангельское послушание...
В Голосеевском
доме обитало множество котов. С ними было связано нечто таинственное. Очевидно, они тоже пребывали на
службе у матушки,
деля с ней труды по исцелению ближних. Оптинский старец
Нектарий говорил: «Кот спас Ноев
ковчег. Дьявол послал мышь, мышь прогрызла
дно, кот ее поймал. За это все кошки будут в
раю».
Мать Алипия
несла тяжелый крест, вымаливая больных,
и звери ей в этом помогали, Природный мир дан
человеку для гармонии. Любящий животных скорее выживет при травме, в реанимации: чувствуя, что ему плохо, четвероногие друзья подключаются на расстоянии и посылают больному земную нежность свою.
В зимнюю Вифлеемскую ночь
новорожденного Богомладенца согревали дыханием ослики и волы. Искушаемый в Сорокадневной
пустыне, Христос
«был со зверями» (Мк. 1,13). Когда Печерские отцы Спиридон и Никодим пекли просфоры, из печи вырвался огонь и опалил
потолок келий.
Заткнув печь мантией, Спиридон побежал к колодцу. Вернувшись, обнаружил, что ткань не повреждена, пожара не произошло.
На иконе, изображающей
бедствие, в углу нарисован котенок. Не
он ли помог укротить стихию мягкой преданностью
своей?
Преподобный Серафим ставил свечи
за всех, приходящих
к нему. По тому, как горит свеча – быстро, ровно, падает, тлеет, – он все знал о судьбе посетителя. Вот и в
матушкиной избушке происходящее
с животными было как бы прообразом происходящего с людьми, причем хозяйка имела власть молитвенно изменять
ситуацию к лучшему. (Далее…)