Царский род,
аристократия крови – все это, разумеется, противоречит самой сущности
христианства. Будучи человеком невоцерковленным, так
сказать, неорганизованной, "стихийной" христианкой, я смотрела фильм Говарда со смутным ощущением пустоты и обиды. Как будто
лично у меня отнимают что-то очень дорогое. От книжки такого
послевкусия не осталось. Почему? Потому что книга для
нас – предмет науки ("книжный человек" – ученый человек). Наука
призвана задавать вопросы и сомневаться. А путь искусства – это путь веры.
Если у Христа был
ребенок, значит, мы все Его детьми не являемся. Если Христос – "великий,
но человек", значит, миллионы людей ежедневно отправляют свои молитвы в никуда. С этим трудно, с этим невозможно смириться.
Человечество уже два с лишним
столетия отстаивает свое право на Шекспира. Не хочет признавать его фантомом.
Кого бы нам ни подсовывали вместо Уильяма Джоновича –
Елизавету I, Фрэнсиса Бэкона, Генри Хансдона или Мэри Пемброк, мы
говорим: "Нет". И радуемся, когда наше "нет" вновь и вновь
подтверждается фактами.
Если грустно жить без
Шекспира, то каково – без Христа!?
Или, представьте, завтра
скажут: "Пушкин "Евгения Онегина" не писал. Зато в разных точках
России и ближнего зарубежья обнаружилось еще 25 потомков великого
поэта"... Эй, ребята, так не пойдет! Слишком неравноценный обмен. Заберите
назад потомков и отдайте нам "Онегина". Потому что чьи бы то ни было
жены, дети и прочие родственники никакой исторической ценности не представляют.
Как великолепно сформулировал когда-то Влас
Дорошевич: "В литературе жена Достоевского – это только однофамилица
Достоевского"...
Фильм Рона Говарда может поколебать неустойчивых, обидеть истово
верующих и нанести урон любой ортодоксальной христианской конфессии.
Но сделать зрителей хуже он не может. Потому что при одном намеке на такое
глобальное сиротство человек, как испуганный ребенок, еще сильнее тянется к
Богу. Если на улицах Москвы с плакатов смотрит Джоконда, а публика, до одури
пропахшая поп-корном,
расходится, громко обсуждая столь возвышенные (все равно – возвышенные) сюжеты,
Говарду можно только сказать спасибо.
Есть такая пословица:
"Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного".
Дело не в том, что люди спрятали и зашифровали. Гораздо важнее – что они
открыли и поняли. Это относится и к "Коду...", и к ортодоксам от
религии, которые до хрипоты отстаивают догмы вместо того, чтобы до разрыва
аорты и кровавых мозолей проводить их в жизнь. Не "Код да Винчи"
должен терзать душу истинного христианина, а младенец на руках у попрошайки, семнадцатилетний пацан, зарезанный на станции
метро собственными приятелями, обманутые старики, брошенные дети,
несправедливость и злоба, которые чем будничней, тем
страшнее.
Даже если поклонники
Брауна ищут свой Грааль не там, где следует, их оппонентам в ответ предложить
нечего. Это самый печальный и совершенно не секретный итог "Кода да
Винчи".
Елена Ямпольская
Время шифровать и время разгадывать
В центре католического
мира – в Италии – "Код да Винчи" за первый же день показа собрал более
двух миллионов евро. Не помешало этому даже то, что в центре Рима члены
организации "Солдаты Христовы" устроили пикет, скандируя: "Дэн
Браун, помни, что и ты предстанешь перед судом Божиим".
Не было заметных протестов и в США, где накануне представители Американского
общества по защите традиции, семьи и собственности призывали к пикетам перед
кинотеатрами. В католической Польше премьерный показ фильма также прошел с
аншлагом, несмотря на призывы архиепископа Ченстоховского
Станислава Новака бойкотировать фильм "в преддверии визита в Польшу папы римского Бенедикта
XVI".
Разгневанным церковным
активистам осталось только прибегнуть к контрпропаганде. В Италии с
благословения католической организации Opus Dei в продажу вышла книга "Код да Винчи: ложь и исторические
фальсификации", а в США в офисы крупных телекомпаний поступили посылки с
фильмом "Иисус раскодированный", созданным
по заказу Всеамериканской конференции католических епископов. Меж тем в Японии
местный представитель Opus Dei
господин Сейдзо Инабата
даже заявил, что благодаря фильму интерес к его организации возрос.
В России, Белоруссии и
на Украине почти одновременно прошли акции протеста против показа фильма Говарда. В Москве у кинотеатра "Пушкинский"
несколько десятков представителей Союза православных хоругвеносцев и Союза
православных граждан устроили пикет под лозунгом "Код да Винчи":
покупаешь билет – продаешь Христа". Успех эти акции принесли только в
Белоруссии, где руководители минской прокатной фирмы УП "Киновидеопрокат" приняли решение прекратить прокат
фильма. В России, несмотря на то, что движение "Народный собор"
потребовало от президента России издать специальный указ о запрете картины
"Код да Винчи", речь о снятии картины с проката, похоже, не идет.
Руководитель
Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой
и глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский почти в одинаковых выражениях заявили, что
фильм "Код да Винчи" не нарушает правовые нормы российского
государства. Впрочем, в некоторых московских кинотеатрах решили
подстраховаться. На дверях зрительных залов можно увидеть объявление следующего
содержания: "Внимание! Сюжет фильма является художественным вымыслом
автора и не имеет никакого отношения к реальным событиям, происходившим 2000
лет назад"...
(Далее…)
Игорь Потапов
12:29 22.05.06
TOP 5: