Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 18.04.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/

 

Стало известно расписание работы домика Деда Мороза в Пензе

 

16.12.2018

 

Администрация Пензы опубликовала расписание работы домика Деда Мороза, расположенного на площади Ленина. Он открылся в субботу, 15 декабря, во время шествия по городу представителей гильдии Дедов Морозов.

«Домик Деда Мороза будет работать с 16 по 30 декабря, а также с 1 по 6 января и с 8 по 12 января 2019 года с 17:00 до 18:00», - сообщили в пресс-службе мэрии.

22 декабря с 15:00 до 17:00 на площади имени Ленина пензенцев ждут массовые соревнования по перетягиванию каната, гиревому спорту, армрестлингу и дартсу, а 23 декабря в это же время для маленьких гостей Деда Мороза пройдут веселые старты и игра «Электронный лабиринт».

31 декабря в 23:00 начнется встреча Нового года, а в 1:00 1 января 2019-го - шоу-программа.

13 января в 15:00 состоится закрытие новогодней кампании с участием гильдии Дедов Морозов.

Ранее сообщалось, что с 16 декабря до 15 марта пензенцы и гости города могут взять коньки в пункте проката на Фонтанной площади.

 

http://www.penzainform.ru/news/social/2018/12/16/stalo_izvestno_raspisanie_raboti_domika_deda_moroza_v_penze.html

 

РЕЗОНАНС

 

Пензенские Деды Морозы и Снегурочки к Новому году готовы!

 

21.12.2018

 

В минувшую субботу на площади Ленина открылся Дом Деда Мороза. Он будет открыт для посетителей с 16 по 30 декабря, с 1-го по 6-е, а также с 8 по 12 января с 17:00 до 18:00. Также жителей и гостей Пензы на площади Ленина ждет развлекательная программа.

22 декабря здесь пройдут соревнования по перетягиванию каната, гиревому спорту, армрестлингу и дартсу, на следующий день будут организованы «Веселые старты» и прохождение лабиринта. Также массовые мероприятия запланированы на 2, 3, 5, 7, 12 и 13 января. Они будут начинаться в одно и то же время - в 15:00.

Согласно восточному календарю, 2019 год пройдет под знаком Свиньи. Неудивительно, что в толпе новогодних персонажей была замечена симпатичная свинка. Пензячка Регина Сушкова призналась, что уже была коровой, овечкой, козочкой, а теперь вот решила примерить на себя наряд поросенка. «2019 год будет наполнен счастьем, любовью, радостью и удачами, - уверена Регина. - Я этого всем-всем-всем желаю!»

По словам Деда Мороза «Бояна», гости его Дома просят в основном повышения зарплаты и здоровья. А вот что о своих новогодних желаниях рассказали корреспондентам «МЛ» сами пензяки.

Юлия, студентка:

«Айпад и айфон на Новый год просить не буду, не в этом счастье. Лучше попрошу у Деда Мороза зачетов и экзаменов на отлично, а также здоровья для своих близких».

Евгений Шилов, директор ЦКиД:

«Для себя у Деда Мороза ничего не попрошу, просто хочется, чтобы люди чаще улыбались».

Елена Филиппова, домохозяйка:

«Нашей большой семье уже тесновато в хрущевке, поэтому хочу попросить у Деда Мороза собственный дом».

Ирина Жарова, медицинский психолог:

«Хочу попросить у Деда Мороза спонтанного путешествия, пусть он сам придумает, куда. Чем экзотичнее - тем интереснее».

Людмила Николаевна, пенсионерка:

«Мы живем в Ростовской области, а дети - в Пензе. Хочу попросить «Мерседес», чтобы мы с мужем могли ездить к детям на своей машине».

А на следующий день в стенах городского центра русской хоровой и вокальной культуры «Октябрь» состоялся 33-й выпуск школы Дедов Морозов и Снегурочек. Валерий Кочетков, он же Дед Мороз «Пурга», рассказывает, как все начиналось в далеком 1985 году: «Тогда облсовпроф выделил деньги на подарки и театрализованные представления в школах и садиках Пензы. На базе пединститута мне, в то время директору студклуба, предложили создать двадцать бригад Дедов Морозов и Снегурочек, чтобы они могли проводить утренники.

За помощью я обратился в училище культуры и искусств, к заслуженному работнику культуры Галине Аркадьевне Стрельцовой, которая в свое время была Снегурочкой. В итоге по всему городу стали работать 25 бригад. За выход ребята получали 1-2 рубля. После 1986 года у профсоюзов деньги закончились, но школу Дедов Морозов и Снегурочек мы решили не закрывать…».

Занятия проводятся ежегодно с сентября по декабрь. Затем - экзамены и выпуск. Отбор строгий. Так, в этом году стать Дедами Морозами пожелали четыре студента, но до экзаменов не дотянули и «растаяли». А из 24 Снегурочек до выпускных добрались только 11.

«Прийти к нам могут все желающие, - говорит Валерий Кочетков. - Четыре года назад, например, у меня занималась 71-летняя Снегурочка. Первый вопрос, который я задаю кандидатам: «Зачем ты хочешь стать Снегурочкой?» Правильный ответ звучит так: «Я люблю детей».

А самая юная выпускница школы - 7-летняя Варя. Она является победительницей конкурса Снегурочек в своем родном Заречном. Получив соответствующий диплом, девочка собирается проводить утренники в своей школе и детской школе искусств Заречного.

Руслан Секаев, Владимир Павловский

«Молодой ленинец», № 51, 18 декабря 2018 г.

 

http://www.penzainform.ru/press/ml/2018/12/21/penzenskie_dedi_morozi_i_snegurochki_k_novomu_godu_gotovi.html

 

В Губернаторском доме для пензенцев открыли Год театра

 

16.12.2018

 

 

Непреклонная, импульсивная, сильная женщина будто сошла с полотна известного художника. В Губернаторском доме оживали картины - так здесь открывали Год театра, искусства, неразрывно связанного с живописью.

 

 

«Общественные институты заинтересованы в том, чтобы театр все-таки сеял разумное, доброе, вечное. Это должно быть то отражение жизни, которое ложится на сердце каждого зрителя», - отметил директор Пензенской картинной галереи имени К. А. Савицкого Кирилл Застрожный.

Наряду с небольшими инсценировками посетителям представили выставку полотен, на которых изображены актеры и режиссеры, приложившие руку к пензенским постановкам.

 

 

«Здесь портреты, я считаю, выдающегося режиссера российского (не говоря о нашем, пензенском) Семена Моисеевича Рейнгольда. Это был художественный руководитель и главный режиссер нашего театра. Я помню его, я помню те спектакли», - добавил Кирилл Застрожный.

 

 

Пожалуй, центральным экспонатом является эскиз костюма к постановке «Виндзорские проказницы». Его сделал уроженец Пензенской губернии, один из основоположников русского авангарда Аристарх Лентулов. Всю жизнь он был художником театра и многие из своих работ передал в фонды картинной галереи.

 

 

http://www.penzainform.ru/news/culture/2018/12/16/v_gubernatorskom_dome_dlya_penzentcev_otkrili_god_teatra.html

 

В музее народного творчества ждут пензенцев кресла и изделия из бисера

 

16.12.2018

 

 

«Мы открываем в нашем музее сразу две выставки таких разных мастеров, работающих в разных техниках декоративного творчества, но объединенных одной темой дерева», - сообщила специалист музея народного творчества Наталья Симонова.

Реальность и выдумка. Природный материал и созданный человеком. Ольга Курочкина - мастер по бисероплетению. Для экспозиции в Пензенском музее народного творчества она отобрала более 30 работ. Это фантазийные цветы и деревья: гранатовое, береза, плакучая ива.

 

 

«Вот глицинию большую делала, композиция «Романтическое свидание». Я ее делала четыре года! Не могла ее закончить: она у меня не шла. А потом все получилось прекрасно», - рассказала мастер по бисероплетению Ольга Курочкина.

По словам Ольги Курочкиной, увлечение бисероплетением помогло ей выйти из депрессии и изменить свою жизнь.

 

 

 

А Евгений Виторский, чьи работы стали частью совместной выставки, меняет жизнь старых пней и коряг. Это различная мебель и предметы обихода: стулья, банкетки, столы, светильники, украшения для интерьера. Их мастер создает исключительно из природных материалов, которые собирает в лесных массивах Пензы.

 

 

На открытие экспозиции Евгений Геннадьевич прийти не смог. Зато он разрешил всем желающим фотографироваться, сидя в его роскошных креслах. Делать это можно будет до 8 января.

 

http://www.penzainform.ru/news/culture/2018/12/16/v_muzee_narodnogo_tvorchestva_zhdut_penzentcev_kresla_i_izdeliya_iz_bisera.html

 

Путин предостерег от запретов рэп-концертов

 

16.12.2018

 

Президент России Владимир Путин, выступая на заседании Совета по культуре и искусству, назвал бесперспективными участившиеся запреты концертов популярных у молодежи музыкантов. Об этом в субботу, 15 декабря, сообщает «Интерфакс».

«Способ "хватать и не пущать" — он самый неэффективный, самый плохой, который можно себе придумать. И эффект будет обратный ожидаемому», — высказался о запретах президент.

В то же время Путин заметил о молодежной культуре, что «если ее невозможно остановить, то нужно возглавить и соответствующим образом направлять». Он добавил, что обсуждение этого вопроса продолжится в администрации президента и министерстве культуры.

Проблему отмены рэп-концертов на заседании Совета по культуре поднял композитор и продюсер Игорь Матвиенко. Отвечая ему, Путин сказал, что из «трех китов, на которых держится рэп, — секс, наркотики и протест», его больше всего беспокоят наркотики, так как ведут к деградации нации.

За последние два месяца в регионах отменили выступления многих музыкантов, в том числе Хаски, Монеточки, Элджея, а также групп IC3PEAK и «Френдзона». 6 декабря российские рэперы выступили на круглом столе в Госдуме, посвященном срыву концертов.

 

КОММЕНТАРИИ БЕЗ КУПЮР:

Гость|16.12.2018 10:56|

Прямо торжество свободы и демократии, разрешили слушать реп. Ой, да как же хорошо!

Гость|16.12.2018 10:59|

Не понял, кто кого ведет к деградации нации?

Гость|16.12.2018 11:07|

Излишества нехорошие...

Гость|16.12.2018 11:09|

Гость писал(a):

Прямо торжество свободы и демократии, разрешили слушать реп.

Мусорная реформа меня просто грабит. мою минимальную пенсию за мусор забирают больше чем за один месяц. Платить не буду пусть судят.

Гость|16.12.2018 11:25|

Он последний срок сидит, все жилы и соки вытянет реформами. Столыпин рядом не стоял.

Гость|16.12.2018 11:34|

Эт Чо за певец такой Хаскито слышал? Лает аль воет мож детей на санках катает?)))Щ

Гость|16.12.2018 11:42|

У него в любимчиках группа " Любэ", с хитом Батяня – комбат.. Да ты батяня у нас хуже отчима.

Гость|16.12.2018 12:05|

Гость писал(a):

Прямо торжество свободы и демократии, разрешили слушать реп. Ой, да как же хорошо!

Гость писал(a):

Не понял, кто кого ведет к деградации нации?

Гость писал(a):

Излишества нехорошие..

Старпёров это раздражает

Гость|16.12.2018 12:12|

Гость писал(a):

Гость писал(a):

Прямо торжество свободы и демократии, разрешили слушать реп. Ой, да как же хорошо!

Гость писал(a):

Не понял, кто кого ведет к деградации нации?

Гость писал(a):

Излишества нехорошие..

Старпёров это раздражает

Для старпёров нафталин, говнорок и блатняк это априори "нормальная музыка".

Поэтому они боятся всего нового.

Гость|16.12.2018 12:18|

Гость писал(a):

Для старпёров нафталин, говнорок и блатняк это априори "нормальная музыка".

Поэтому они боятся всего нового.

чем отличается рэп от "нормального" музона? ну, это когда на голодный желудок пальмового масла перебрать. блатняки и прочяий нафталин - из советских застолий, калорийная вещь - диетологи против

Гость|16.12.2018 12:24|

Даёшь свободу по всем статьям! Перед стариками пиариться бессмысленно уже!

Гость|16.12.2018 12:48|

Ссыт молодежных волнений, небось кажну ноченьку в кошмарах Париж мерещится.

Гость|16.12.2018 12:53|

Гость писал(a):

Гость писал(a):

Для старпёров нафталин, говнорок и блатняк это априори "нормальная музыка".

Поэтому они боятся всего нового.

чем отличается рэп от "нормального" музона? ну, это когда на голодный желудок пальмового масла перебрать. блатняки и прочяий нафталин - из советских застолий, калорийная вещь - диетологи против

Значит говнорок слушаешь

Гость|16.12.2018 13:06|

Значит говнорок слушаешь

тьфу! нечистая сила! я - только советское, народное (всех народов, в первую очередь СССР) и классику. остальное мой организм не переваривает - даже под стопку чая

Гость|16.12.2018 13:09|

Гость писал(a):

Даёшь свободу по всем статьям! Перед стариками пиариться бессмысленно уже!

анархия - махновщина - "свобода попугаев". старики - только снаружи "старики" - внутри они такие же молодые (но с набором шишек от личного персонального опыта постижения больших и маленьких истин)

Ctrl пред.   1   2   3   4   5   6   7   след. Ctrl

 

http://www.penzainform.ru/news/global/2018/12/16/putin_predostereg_ot_zapretov_rep-kontcertov.html

 

РЕЗОНАНС

 

В Пензе отбирают лучшие рок-группы для выступления на Дне города

 

17.12.2018

 

 

Выйти из сумерек предложили пензенским рокерам организаторы фестиваля. В областном центре много групп, работающих в этом музыкальном жанре, однако выступают они в основном в ночных клубах.

Теперь у рокеров появилась возможность нести свою культуру в широкие массы. В бывшем кинотеатре «Октябрь» проходило знакомство с творчеством сразу пяти коллективов. Один из них удивил зрителей своей рок-версией песни группы «Руки вверх!».

 

 

«У нас будут проходить сейчас прослушивания, два или три пока, все будет зависеть от количества участников. И лучшие коллективы будут выступать на кавер-фестивале 12 июня на большой площадке Юбилейной площади в рамках празднования Дня города и Дня России», - отметил организатор фестиваля Михаил Чепышев.

 

 

Екатерина Козинцева - вокалистка группы Smoky Ice. Полгода назад она вместе с мужем Александром переехала жить в Пензу из Чебоксар. По словам Екатерины, у них с супругом нет творческих разногласий. Примером для четы рокеров служит известная звездная пара.

«Это Агутин и Варум. Агутин пишет для нее песни, она исполняет. У нас практически то же самое. К сожалению, авторские мы не исполняем пока, но на пути», - рассказала Екатерина.

 

 

В Пензе Козинцевы познакомились еще с двумя музыкантами, так образовался квартет, который исполняет разные композиции, включая и песни знаменитой ливерпульской четверки.

Следующий отборочный тур пройдет в феврале.

 

http://www.penzainform.ru/news/social/2018/12/17/v_penze_otbirayut_luchshie_rok-gruppi_dlya_vistupleniya_na_dne_goroda.html

 

Шелоклейка: стертая с карты, но не из памяти

 

17.12.2018

 

Шелоклейка: стертая с карты, но не из памяти

 

Шелоклейка: стертая с карты, но не из памяти

 

Шелоклейка: стертая с карты, но не из памяти

 

Шелоклейка: стертая с карты, но не из памяти

 

За 20 лет с карты России исчезло более 20 тысяч деревень. В среднем одна тысяча деревень в год… В нашем Никольском районе от 161 осталось только 52 населенных пункта. И в этой утраченной сотне – стертые с карты деревушки с остовами полуразрушенных домов с дранкой на крышах, с безжизненными черными проемами окон и дверей, упавшими сараюшками и заросшими бурьяном усадами. Остались от них только названия улочек, людские фамилии да разве что еще не ушедшие в землю деревенские погосты, отмеченные яркими веночками в родительский день….

Но назвать их умершими не поворачивается язык и совесть. Ибо есть то, что живет долго-долго, – это память. Память о людях, о событиях, о временах… Память-воспоминания, память-ностальгия, память-патриотизм, память – любовь…. Нет-нет, да напомнит она о себе запахами прелой травы на сеновале, случайной встречей с земляком  или взглянет с фотографии с резной кромкой…. И как захлестнет вдруг душу чем-то таким щемящим и волнующим, от чего захочется вернуться туда, назад, в свое беззаботное детство,  и прижаться щекой к заскорузлой руке матери.

Говорят, что деревня жива, пока живет память о ней. Так давайте на страницах «Знамени труда» вспомним о селах и деревнях, которых сегодня нет на карте района, зато они сохранились в людях, в их воспоминаниях и в делах. И не только в делах минувших лет, а в нынешнем воплощении памяти о своей малой родине и односельчанах. Это наш новый проект под названием «Память», который мы начинаем с воспоминаний о деревне Шелоклейке. Решением Пензенского облисполкома от 11.3.1987 года она была исключена из списков населенных пунктов в связи с выездом жителей.

Желающие продолжить проект и рассказать о своей малой Родине, ныне утраченной из списков населенных пунктов Никольского района Пензенской области, могут обратиться в редакцию.

 

Летопись и бытопись Шелоклейки

По данным пензенского историка-архивиста и краеведа М.С. Полубоярова, ШЕЛОКЛЕЙКА (Шелаклейка, Салаклейка, Салакслея, Казарка) -  бывшая русская деревня Казарского сельсовета, в 5 км к северо-востоку от Казарки. Основана между 1719 и 1747 годами. В 1748 году – новопоселенная д. Салакслея Засурского стана Пензенского уезда, дворянина Дмитрия Андреевича Байдикова, 32 ревизских души (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е. хр. 2546, лл. 502-503). В 1782 году -  сельцо Шелаклейка, Казарка тож, Федора и Льва Васильевых детей Ховриных, Николая и Татьяны Александровых детей Беликовых, Петра Ивановича Алашеева, Татьяны Ивановны Пилюгиной и Ивана Кузьмича Аристова, 27 дворов, 41 десятина усадебной земли, 231 десятина пашни, 18 десятин сенокоса, 4891 десятина леса, всей земли 5199 десятин.

Кроме того, Льву Васильевичу Ховрину отведена дополнительно 461 десятина земли, в том числе леса – 451 десятина по обе стороны речки Шелаклеи, оврага Дворовского и двух его отвершков.

Гидроним Шелоклейка – от мордовских терминов шалака («шумная, гремячая»), лей  («речка»), «гремячка». В 1911 году – Николо-Пёстровской волости Городищенского уезда, две крестьянских общины, 90 дворов, водяная мельница, шерсточесалка, две кузницы, две лавки.

В декабре 1918 года образуется Шелоклейский сельсовет Николо-Пестровской волости, Городищенсгого уезда, Пензенской губернии.

В 1944 году – центр сельсовета, на его территории колхозы имени Ворошилова и имени Калинина. В 1955 году – Казарского сельсовета, колхоз «Серго Орджоникидзе».

В 1954 году осуществляется объединение сельсоветов - Шелоклейский, Казарский и Марьевский сельсоветы по указу Верховного Совета РСФСР от 7 июня были объединены в Казарский сельсовет. Позже указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об укрупнении сельских районов, образования промышленных районов и изменении подчиненности районов и городов Пензенской области» от 1 февраля 1963 года было образовано 13 сельских районов. Городищенский сельский район укреплен за счет Николо-Пестровского и части Сосновоборского районов, в него тогда вошел и Казарский сельсовет в составе с деревней Шелоклейка. В 1963 году территории сельских районов соответствовали границам производственных колхозных и совхозных управлений. В составе Городищенского сельского района Никольские сельсоветы находились всего один год. 3 марта 1964 года был образован Никольский сельский район, в который отошли и сельсоветы. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года «Об изменении в административно-территориальном делении Пензенской области» от 13 января 1965 года № 3, в состав районов включены сельсоветы, среди них и Казарский.

Для жителей Шелоклейка всегда считалась не деревней, а селом. Это подтверждают данные списков населённых мест Пензенской губернии до 1914 года, где Шелоклейка в 1864 году упоминается как село, что свидетельствует о наличии церкви. Тому свидетельствуют и документы (паспорта, свидетельства) бывших жителей, где в графе «место рождения» написано: село Шелоклейка. Но кроме этих данных, иные подтверждающие факты отсутствуют. Никто из бывших жителей не припоминает реального существования там церкви, но что когда-то она была, слышали от своих прадедов.

Первоначально село было мордовское, и название в переводе означало щелочная река: «щелок» - щёлочь, «лей» - река. Но вскоре мордва покинула эти места из-за того, что их не устраивали природные условия, а именно глубина расположения грунтовых вод. В селе невозможно было соорудить ни одного колодца, это сильно осложняло ведение большого хозяйства. Огромное количество чистых родников на уже обжитых землях привлекли новых русских жителей, и образовалось русское село со своей историей и традициями.

После ухода из села мордвы топонимологическая расшифровка названия приобрела новое значение. Село Шелоклейка издавна славилось рукодельными талантами. В нём были развиты многие народные промыслы, особенно массовым было ткачество рогожек для кулей, которые являлись экспортным товаром по всей стране. Такой род занятий, думается, и положил основу в само название села. Изначально название села Шелоклейка произошло от двух слов «шили клейкое», так как этим занимались в каждом доме. Позже название видоизменилось и стало не Шилоклейка, а Шелоклейка.

 

Путешествие в прошлое

Евгений Викторович Меньщиков, уроженец и один из инициаторов возрождения памяти деревни Шелоклейка, предложил «вживую» познакомиться с его малой Родиной, на что я охотно согласилась. Съехав с трассы на заметенную снегом грунтовку, заметила потерявшийся на снегу ослепительно-белый памятный знак-крест с датами основания Шелоклейки. Через полгода она отметит свой 300-летний юбилей. Эта деревушка и ее первопоселенцы вряд ли знали о смерти Петра I, правлении Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны и Екатерины II, о русско-турецкой войне и крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева: у нее была своя, затаенная жизнь в лесной глухомани, перерезанной пятью огромными оврагами, бьющими родниками со сладкой ключевой водой. Длиной на полтора километра распростерлась она по левому берегу реки с одноименным названием. В селе было всего два порядка в одну улицу и поперечный порядочек, на котором находились всего четыре дома, и назывался он Поперёшная: там-то и прошло детство нашего собеседника.

«Верхний конец села назывался Пеговка, он находился за оврагом, там располагалась ферма, - не спеша выруливая по еле видной колее дороги, рассказывает Евгений Викторович. - Путь в село лежал через главный мост, где начиналась улица. Начальный конец улицы назывался Ивановка, через мосток располагалась  Середка, средняя часть улицы. Мосток проходил над оврагом, где на Ивановском склоне размещалась школа. Школа была основана в селе в 1900 году и в послевоенное  время располагалась в доме репрессированной семьи Граждановых (кстати, их потомок Александр Константинович Гражданов возглавлял центр по изучению чумы в Казахстане). Сначала в школе учились до 4 класса, а в 1952 году открыли 5 класс, затем там была семилетка и вечерняя школа, где учились дети и из близлежащих сел. В конце 70 годов школу закрыли».

Местоположение школы сегодня указывает  тополиная аллея на краю глубокого оврага. Огромные осокори-тополи высотой с колокольню всегда служили фотографией прошлого: их сажали возле школы, правления, клуба; они были свидетелями радостей и горя, любви и ссор, людского рождения и умирания.

«В средней части улицы находился главный административный и культурный центр: правление, клуб и магазин. Через следующий мост находился нижний Черкесовский конец села, через овраг, за которым и располагался порядок  Поперёшная (по уличному, Наперешный переулок). По правому берегу реки било много родников, к которым сельчане  добирались через овраги. Через три оврага протекала река, через четвертый «сухой» овраг жители ходили на кладбище за село, на Крутую гору. На реке располагалась чесалка и дранка, которые принадлежали Козлову Н.В., 1870 года рождения. Здесь работали только мужчины, так как работа требовала силы и выносливости.

В селе находился сахарный завод, основанный в 1830 году. Он прекратил свою работу предположительно в 1900 году. О нём мало кто помнит, но хорошо помнят местонахождение на реке, так как там долгое время сохранялись столбы от построек. Был так же и поташный заводик. Была в селе и кузница, где подковывали лошадей и делали сельскохозяйственные инструменты, и мельница, которая проработала до 1920 года. Сукновалка также закончила работать в 1920 году. У князя Оболенского здесь был свой лес, который так и назывался «Лес князя Оболенского». Кроме изготовления кулей, в селе занимались скотоводством, пчеловодством и земледелием. Выращивали овец, свиней, коров. Основными выращиваемыми культурами были рожь, конопля, овёс, свекла».

Из старых построек в настоящее время остались в полуразрушенном состоянии два-три  дома, остальные дома - это дачные постройки. Особенно поразила сохранность одной избы: жила здесь бабушка Акуля – Ануфриева Акулина Ефимовна, 1907 года рождения. В ее доме девки и парни сходились на посиделки. Платой за посиделки были дрова, керосин, иногда давали деньги. Здесь рукодельничали, разговоры вели да песни пели  под балалайки и гармони.

 

Живая память

С разговорами-воспоминаниями мы доехали до окраины села и по едва видному пути стали спускаться в глубокий овраг, заваленный огромными корявыми ветлами. И вдруг на самой глубине оврага открылась светлая, просторная площадка с ярко-синим домиком. Оказалось, что это родник, обустроенный бывшими жителями Шелоклейки и превратившийся в замечательное место отдыха и отдохновения. «Это «мужской» родник, - продолжает Евгений Викторович, – освященный во имя святого Николая Угодника в 2015 году. Ему, наверное, больше 300 лет, и все наши предки, и мы всегда брали отсюда питьевую воду».

Зачерпывая воду из ледяной струи родника, поразилась свежей зелени в ее струе. «Так,  не смотря на морозы, вода здесь все время нулевого градуса и практически не замерзает», - рассмеялся Евгений Викторович.

Здесь же, на площадке, установлен памятный крест с иконой Николая Угодника и стол с лавочками.

Еще один родник, «женский», иконы Божией Матери «Умиление» находится на въезде в Шелоклейку. Кстати, Николай II подарил этот образ монаху Серафиму Саровскому, который умел видеть душу всякого человека и просить исцеления для каждого. Здесь тоже выстроен голубой домик из металлопрофиля, укрывающий «головку» родника. Рядом установлена икона «Умиление», выполненная в виде часовенки, и памятный крест. И навес со столом и лавками, где в подкрышке заботливо сложены соль, кружки, а рядом уложены дрова и расчищено место для кострища.

«Никто нас не заставлял и не обязывал обустраивать родники, - продолжает рассказ Евгений Викторович, между делом зачерпывая родниковую водичку хрустальным рогом нашего же местного производства. – Жители Шелоклейки частенько приезжают сюда, чаще на кладбище, помянуть родных и близких, по пути заезжая на родники. Вот на одной такой встрече решили привести эти родники в порядок, скинулись, объявили сбор, на который приехало очень много земляков. Очистили площадку от поросли и упавших деревьев, очистили родник, построили домики, проложили трубы и желоба, по которым стекает вода. А заодно сделали и место для отдыха. Активное участие в возрождении памяти Шелоклейки приняли Александр Антонович Козлов – наш местный гармонист, семьи трех сестер: Тихоновой Александры Егоровны, Домничевой Лидии Егоровны и Духаниной Ольги Егоровны, Данилин Виктор Васильевич, Гусевы Виталий  Фролович и Антонина Фроловна, Лапшин Сергей Петрович  и девчата Лапшины Валя, Шура и Таня, Калмыков Анатолий Борисович.

Не обессудьте, если кого не отметили, - Евгений Викторович перечисляет фамилии односельчан, которые вместе с ним воодушевились идеей возрождения памяти села. – Массово мы собираемся на День Победы и на Троицу. Мы даже смастерили праздничный стол длиной девять метров на Ивановке, чтобы за ним могли уместиться все наши земляки».

И правда, огромный стол с лавками расположился посереди села возле одной из избы. Закрывает его от любопытных глаз раскидистая ветла, растущая почему-то не вверх, а горизонтально земле, с переплетенными толстыми ветвями и густой кроной. «Тут у нас и импровизированная сцена, где наши девчата уж такие задиристые частушки поют (между прочим, «девчатам» уже далеко за 50 и 60!). Съезжаемся, и родных помянем, и живых вспомним, и поплачем, и попоем. И сразу легче как-то на душе становится, словно в детство свое возвращаемся, к своим родителям».

На Крутой горе, куда мы забирались по автомобильным колеям, расположено старинное кладбище. «В основном, отпевали и хоронили в Керенке, где была своя церковь, к чьему приходу относилась и Шелоклейка. А кто-то желал быть похороненным здесь, на родной земле. Вот и выбрали высокую гору, откуда видно все село. Вот здесь похоронен  участник русско-японской войны, который служил на крейсере «Святая Елена», Ананьев Григорий Николевич. Он был награжден Георгиевским крестом за взятие Порт-Артура, - рассказывает мне Е.В.Меньщиков. – Его сын Ананьев Егор Григорьевич, огнеметчик, дошел до Рейхстага и тоже «приложил руку» к знаменитой надписи «А мы из Пензы!».

А вот тут захоронена семья Гусевых. Глава семьи Фрол Андреевич был председателем сельсовета в военные годы. Взял, как говорится, за руку одного воришку, хорошо его предупредил, а тот со злости забил до смерти его беременную, уже на сносях, жену и дочку. Сам Фрол Андреевич чудом уцелел.

Евгений Викторович показал и родные могилы. «Вот здесь захоронены мои бабушка и два деда. А моя мама  Серафима Фадеевна Козлова (Меньщикова) в годы войны 15-летней девчонкой была назначена бригадиром и руководила сельской  бригадой. Потом работала бухгалтером в системе потребкооперации и в сельпо продавцом. А папа  Виктор Александрович работал заведующим клубом, продавцом в магазине, а после переезда в Никольск на хлебозаводе.  Мой дядя Козлов Василий Фадеевич был заведующим школой, его жена Вера Михайловна тоже учительствовала».

 

Никто войны забыть не сможет!

«9 мая  2016 года бывшие  уроженцы и жители села Шелоклейка Казарского сельсовета торжественно открыли памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и освятили его.

Торжественную церемонию, в которой приняли участие более 100 человек,  открыл Евгений Меньщиков. На пяти гранитных плитах навечно высечены имена 82 воинов, уроженцев села Шелоклейка, погибших в боях за Родину. Памятник огорожен металлической витой оградой, в ней посажены цветы.

Церемония открытия памятника закончилась возложением цветов к мемориалу  и фейерверком из воздушных шаров, выпущенных в небо и символизирующих военный салют в память  о  воинах, не вернувшихся с полей сражений»,  - читаю я на страницах газеты.

«Инициаторами памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, были практически все жители села Шелоклейки, которые собирали средства для строительства стелы, кто сооружал ее, кто благоустраивал. Мы сообщили об этой инициативе односельчанам, ныне проживающим в  Челябинске, а туда в советское время выехало очень много семей; в Москве, Пензе, Сызрани. В Никольске сегодня живет около 70 человек – уроженцев Шелоклейки.  Мы собирали данные из архивов, стараясь никого не забыть, не упустить из памяти. День был очень трогательный, когда в село приехало больше сотни людей поклониться именам наших шелоклейских героев: тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто чудом вернулся на родную землю и стал восстанавливать разрушенное народное хозяйство. Из 120 человек вернулось 37, в числе которых майор Иосиф Никифорович Меньщиков, награжденный орденом Александра Невского, который после работал председателем горсовета и был начальником отдела кадров на стеклозаводе. Житель Шелоклейки Баннов Иван Петрович получил орден Красной звезды за необычный подвиг: за один день 14 января 1945 года он, ковачный кузнец ветеринарного лазарета, сделал 186 подков и подковал 75 лошадей, «чем предотвратил массовый выход конского состава из строя».

Филягина Хавронья Дмитриевна потеряла на фронте двух сыновей-офицеров Степана и Василия и мужа Ивана Алексеевича. Меньщиков Иван Никифорович после войны возглавлял в Риге штаб гражданской обороны в звании генерала. Моисеев Дмитрий Андреевич  вернулся с фронта с орденом Славы. Более 80 человек остались на полях сражений и в памяти их односельчан, среди которых целые фамилии Ануфриевых, Гусевых, Данилиных, Ерофеевых, Калмыковых, Лапшиных, Филягиных, Шаховых. И более всего в их числе – это 19 имен с фамилией Козлов».

Е.В.Меньщиков заботливо поправил венок на этом скорбном памятнике и снова заговорил о людях, которые оставили яркие воспоминания о Шелоклейке:

«Не могу не вспомнить о Калмыкове Борисе Яковлевиче, который работал у нас связистом. У него был единственный на все село телефон, с которым его донимали и днем, и ночью. А Секлета Федоровна (фамилию уже не помнит никто) появилась у нас после войны, в войну она была военным фельдшером, а в послевоенное время была на все село единственным врачом, медсестрой, акушеркой и вообще «скорой помощью» во всех случаях. Помню только, что у нее был деревянный стетоскоп.

В годы войны  трактористками в селе были Наталья Фадеевна Козлова (по мужу Моисеева), Анна Александровна Меньщикова (Ананьева), Ольга Сергеевна Козлова и Ануфриева (Кулак) Елена Герасимовна. Юрий Иванович Козлов длительное время возглавлял сельхозпредприятие в Тульской области, Владимир Иосифович Меньщиков  стал доктором наук. Да, наверное, про каждого можно рассказать много хорошего».

Кстати, сам Е.В.Меньщиков работал в райкоме КПСС на различных должностях, был мэром города Никольска и долгое время работал начальником орготдела в администрации Никольского района.

«Чтобы рассказать о жителях Шелоклейки, об их судьбах и их вкладе в историю села, не хватит газетных полос, - поделился своим наболевшим Евгений Викторович. - Здесь когда-то жили люди, работали, строили планы на будущее, а сейчас здесь лишь частичка нашей души да память. Здесь не было ни войны, ни пожаров, никаких катастроф, просто деревня стёрта временем. А сердце просит сохранить память о нашем прошлом, сделать эту память сильнее времени и оставить ее в форме памятных знаков: кладбищ, родников, памятников воинам Великой Отечественной войны…. Даже остовы домов, и те могут дать нам сладкие воспоминания нашего детства и юности. Наша малая Родина, как и мы сами, будем жить до тех пор, пока о нас помнят», - мы остановились на окраине села, заметенным первым снегом, который запорошил почерневшие от времени домишки, высоченный репейник и корявые ветлы вдоль оврагов. Оглушающую тишину иногда пугали «гавканье» ворон и идущий эхом издалека звон трассы.

Можно было бы назвать эту тишину скорбной, угнетающей, кладбищенской, если бы я не видела эту рукотворную память, поддерживаемую многими поколениями жителей Шелоклейки, из года в год приезжавших сюда, по сути, в чистое поле, поклониться родным могилам, оврагам, попить хрустальной воды из именитых родников, а затем просто отвести душу «на кругу» да за девятиметровым столом.

Уже по возвращении в Никольск у нас Е.В.Меньщиковым родилась идея сотворить небольшую книжицу об истории села Шелоклейки и ее замечательных людях. Благо, что повод для этого важный: через полгода Шелоклейка будет отмечать свой 300-летний юбилей. Поэтому просим всех односельчан обратиться к Е.В.Меньщикову по телефону 8-927-385-31-60 со своими пожеланиями и фотографиями, чтобы летопись стертого с карты Никольского района села могли изучать ваши внуки и правнуки.

Марина Вострова.

 

http://www.znamyatrud.ru/news-23-4522.html

 

«Сухой закон»: как «777» сделать домом художественных промыслов

 

18.12.2018

 

3.jpg

 

Совсем скоро возрождаемый Спасский кафедральный собор станет главным храмом Пензенской губернии. Уже заканчиваются отделочные работы. Летом 2019-года храм обещают открыть для местных прихожан и паломников из других регионов. Успеет ли до этого времени власть договориться с владелицей бара 777, который пока никак не вписывается в общую концепцию «Старой Пензы»?

 

Немного предыстории

Это противостояние началось два года назад. В 2016-м году во время выездного совещания на территории Спасского кафедрального собора было высказано единое мнение, что и площадь вокруг собора должна составлять часть архитектурного ансамбля и гармонично вписываться в городскую среду. Учитывая специфику и целевое назначение возводимого здания.

 

Тогда же на сайте администрации появилась заметка следующего содержания:

«У руководителей предприятий общепита есть понимание, что данное соседство навряд ли будет способствовать процветанию их бизнеса и готовы рассмотреть варианты переноса его в другое, более подходящее место. Окончательное решение по организации пространства и благоустройству территорий будет принято и начнет реализовываться после согласования со всеми заинтересованными сторонами».

 

А несколькими днями позже владелец бара Оксана Чумакова в ультимативной форме высказала все, что она думает об этом решении. Судя по лексике весьма экспрессивно. Одна фраза: «Три мэра Пензы до Кувайцева не смогли меня выселить, и этому не позволю» — чего только стоит.

 

2.jpg

 

И вот уже два года с ней пытаются договориться по-хорошему. Последние новости таковы: владелец общепита заломила просто нереальную цену за свой бар. Видимо продолжая верить в то, что мэрия пойдет на ее условия.

 

Наши дни

На прошлой неделе губернатор Иван Белозерцев высказал идею создания дома народных промыслов. Губернатор дал поручение расширить для умельцев возможности реализовывать свою продукцию.

— Нужно подумать об оригинальном Доме художественных промыслов и ремесел вместе с городом. Место должно быть проходное. Мы должны поддерживать этих людей, которые несут затраты на расходные материалы, вкладывают в изделия народных промыслов свои умения и свой талант, — подчеркнул руководитель областной исполнительной власти.

 

И идея эта абсолютно здравая, независимо от того, кому бар 777 будет принадлежать. Вы только задумайтесь, сколько паломников и туристов совсем скоро будут бывать наверху Московской.

 

1.jpg

 

Открыв на месте бара Дом промыслов, где бы реализовывалась и пензенская сувенирная продукция, и церковная утварь, можно получить просто нереальный доход.

Так, например, в Иерусалиме есть церковная лавка, которая уже несколько веков передается по наследству. Рассказывают, что доход ее сопоставим с доходом, полученным от нефтяной скважины.

А теперь представьте, какой будет поток людей к главному храму региону и одному из самых больших в Поволжье…Кажется, что снять «сливки» сможет и сама и владелица, если начнет думать на перспективу.

 

4.jpg

 

Ибо любой закон в нашей стране можно обойти, как мы знаем… В том числе и в зависимости от заинтересованности и весомости конкретной стороны.

Как вариант — выйти с Законодательной инициативой местного уровня, определяющей зоны для запрета продажи алкогольной продукции в центре города. Возможно, тогда владелица бара станет сговорчивее.

 

Главное, чтобы в зону «Парус» не попал, ибо, как потом коллегам в глаза смотреть…

 

Филиппова С.

 

http://www.penza-online.ru/novost/obshchestvo/sukhoy-zakon-kak-777-sdelat-domom-khudozhestvennykh-promyslov?ELEMENT_ID=22517

 

При Покровском архиерейском соборе открылась творческая мастерская по рукоделию

 

18.12.2018

 

 

В Духовно-просветительском центре им. Царственных страстотерпцев при Покровском архиерейском соборе открылась творческая мастерская по рукоделию «Мария-искусница». Если Вы хотите порадовать своих близких подарками, сделанными своими руками, реализовать свою творческую фантазию, научиться работать с разными материалами — приход Покровского архиерейского собора приглашает всех желающих каждое воскресенье в 15:00 по адресу: ул. Чкалова, 26 (Возраст не имеет значения).

 

0HzNE9hpvLs5ba2d3 (1)davNfGyD8bYMlEvenok01

 

https://пензенская-епархия.рф/2018/12/18/

 

Живая вода

 

19.12.2018

 

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» (Еф.4:29).

 

Почти как арбуз

Что общего у человека с арбузом? Они содержат много воды. В зависимости от сорта и спелости в мякоти арбуза может содержаться от 90 до 95% воды. В организме человека поменьше. Например, кровь на 83% состоит из воды, кости – на 22%, мышцы и мозг – на 75%, а вот в жировой ткани эта субстанция составляет всего 10%. Разное содержание воды в организмах мужчины и женщины, ребенка и старика.

 

Вода живая и мертвая

Это ж не только в сказках так бывает. Вода на самом деле бывает живой и мертвой. И таковой ее делает человек. Возьмем два стакана чистой воды. Один из них подвергнем положительному эмоциональному воздействию. Можно включить классическую музыку. Повести доброжелательную беседу с любимым человеком. Или прочитать православную молитву. Воду во втором стакане подвергнем отрицательному воздействию: рок-музыка, скандал на повышенных тонах, матерная брань.

Если делать это регулярно, а затем поливать той и другой водой два одинаковых растения, то можно убедиться, что растению не все равно, какой водой его поливают – живой или мертвой. Первое будет чувствовать себя лучше, а второе может вскоре погибнуть.

Такие и подобные эксперименты неоднократно проводились в научных лабораториях. Их результаты однозначно говорят о том, что при эмоциональном воздействии на воду меняется ее структура. При положительном воздействии она становится красивой и гармоничной (есть даже фотографии), и при этом вода хорошо усваивается живым организмом. Феномен чудесных свойств Крещенской воды, которая приобретает их в результате молитвы, лишний раз подтверждает этот факт. При отрицательном воздействии структурная гармония воды разрушается, а вода усваивается намного хуже.

 

Берегите себя!

Наша жизнь – это ежедневная ненаучная «лаборатория». Потому что такие и подобные эксперименты мы с вами проводим каждый день, когда общаемся мирно или ссоримся, молимся или ругаемся матом. И чаще всего не думаем о том, что созидаем или разрушаем свое и других людей здоровье.

Мудрые люди недаром советуют: не ссориться за столом; готовить и принимать пищу с молитвой; слушать хорошую музыку, а не ту, которая «бьет по голове».

Потому что при этом созидается или разрушается водное естество, а вода входит не только в состав человеческого тела, но и в состав пищи, – и соответственно созидается или разрушается наше здоровье и долголетие.

Не мешало бы подумать об этом скандальным хозяйкам, которые готовят пищу во время семейной ссоры: вы готовите своим мужьям и детям на мертвой воде, да и водное естество своего женского организма мертвите – разве мало у вас болячек помимо этого?

Не мешает задуматься об этом и матерщинникам, коих развелось как среди мужчин, так и среди женщин, в том числе и среди начальников, которым по долгу надо пресекать матерную брань в трудовых коллективах. Все, кто матерится, разрушают свое водное естество, а значит и свое тело – кровь, сердце, легкие, желудок, зубы. У вас есть «лишнее» здоровье?

Хорошо бы подумать об этом и тем, кто сеет в землю с матерной бранью – неважно, что сеешь, хлеб или картошку – ведь семена содержат воду и потому могут давать больший или меньший урожай, в зависимости от того, чем их «поливают»…

Готовить пищу и сеять, учиться и работать, расставаться и встречаться – да будет все у нас с любовью и добрым словом.

Священник Сергий Месяц.

 

http://www.trud58.ru/news-23-7681.html

 

В Пензе прошел первый детский конкурс татарской культуры

 

19.12.2018

 

 

Бурными аплодисментами публика отреагировала на выступление школьницы из Кузнецкого района, которая стала одной из участниц первого регионального детского фольклорного конкурса татарской культуры.

«Когда я услышала в первый раз гитару, мне было примерно 9 лет. Я сразу пошла домой и сказала: «Папа, пожалуйста, купи мне гитару». И тогда мне папа подарил на Новый год гитару, потом я поступила в музыкальную школу, играю примерно семь лет», - рассказала участница конкурса Регина Мустафина.

 

 

Конкурс называется «Тургай», что в переводе на русский язык означает «жаворонок». Свое гнездышко птица свила в Большом зале областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова.

На сцену вышли победители муниципальных этапов творческих состязаний. 18 коллективов и сольных артистов боролись за победу сразу в нескольких номинациях: «Вокал», «Инструментальное исполнение», «Хореография».

 

 

Организатором мероприятия выступила региональная татарская национально-культурная автономия при грантовой поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан.

 

http://www.penzainform.ru/news/culture/2018/12/19/v_penze_proshel_folklornij_konkurs_tatarskoj_kulturi.html

 

В Кузнецком районе завершился проект «От истории храма к культуре края»

 

20.12.2018

 

 

19 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в Государственном музее А.Н. Радищева состоялось подведение итогов православно-краеведческого проекта «От истории храма к культуре края».

Данный проект, под патронажем отдела религиозного образования и катехизации Кузнецкой епархии, реализовывал отдел по делам молодежи, культуре, физкультуре и спорту Кузнецкого района в рамках Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018» по направлению «Культура». С приветственным словом к участникам проекта обратился Преосвященнейший Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский. Также, за особый вклад в реализации проекта владыка Нестор наградил Благодарственными грамотами Кузнецкой епархии: Людмилу Николаевну Егорову, Елину Елену Егоровну; Ларису Викторовну Рассказову; Елену Сергеевну Горбачеву и коллектив сотрудников МБУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр». Всем активным участникам проекта были вручены благодарственные письма и памятные подарки.

 

По итогам проекта был создан фильм об исторических храмах Кузнецкого района.

 

Иерей Алексий Родионов,

председатель отдела религиозного образования и катехизации Кузнецкой епархии

Фото: Юрий Царёв

 

 

Юрий Царёв

http://kuzneparhia.ru/2018/12/20/v-kuzneckom-rajone-zavershilsya-proekt-ot-istorii-xrama-k-kulture-kraya/#more-61153

 

Артисты дома народного творчества представили пензенцам лучшие номера

 

20.12.2018

 

 

В Пензе состоялся отчетный концерт коллективов областного дома народного творчества. В программу вошли лучшие номера ансамблей «Казачата», «Славяне», танцевальных студий «Аксиома» и «РАЖ», а так же модельного агентства и оперной студии.

На сцене областной филармонии закружились в хороводе артисты пензенского дома народного творчества. Это учреждение считается уникальным, в первую очередь, потому что является базовой площадкой лучших ансамблей и студий региона. В отчетном концерте приняли участие шесть коллективов, а это свыше 300 артистов. Только в студии детского эстрадного танца «РАЖ» занимается порядка 150 ребятишек от 4 до 15 лет.

«Мы редко танцуем на таких больших площадках, потому что их не так много в городе. Естественно дети, которые сегодня впервые выступают, очень переживают, волнуются, будем надеяться, что у них все получится», - сказала руководитель студии детского эстрадного танца «РАЖ» Татьяна Ломака.

Яркий музыкальный отчет за год - это лучшие номера из репертуара ансамблей. Если хореография, то со смыслом, а если фольклор, то обязательно знакомый каждому зрителю.

«Мы занимаемся этнографией, поем под баян и гармонь, акапельно, но сегодня исполнили задорные народные песни в обработке», - рассказала художественный руководитель ансамбля «Славяне» Ольга Симакова.

У каждого артиста - своя формула успеха, в концертную программу вошли песенные и танцевальные постановки, благодаря которым эти коллективы признаны лауреатами всероссийских и международных творческих конкурсов. Когда пензенские таланты собираются вместе на одной концертной площадке, им не до конкуренции, главное - порадовать публику.

«Они готовят не только коллективы для работы на площадках города, а также в муниципальных учреждениях культуры, кроме того, за 2018 год ансамбли побывали в самых отдаленных местах, деревнях, там с огромной радостью встречаются и всегда ждут наших артистов», - отметила министр культуры и туризма Пензенской области Татьяна Курдова.

Родителям воспитанников и руководителям коллективов вручили благодарственные письма регионального министерства культуры и туризма. После удачного закрытия творческого сезона, артисты намерены обновить программу и с новыми номерами, уже в 2019 году, покорять еще больше творческих вершин.

 

http://tv-express.ru/sobitiya/artisty-doma-narodnogo-tvorchestva-predstavili-penzencam-luchshie-nomera

 

В музее открыта выставка елочных игрушек эпохи СССРВ музее открыта выставка елочных игрушек эпохи СССР

 

20.12.2018

 

В новом здании музея по улосковская,53 открыта выставка «Новогодний калейдоскоп». Выставка посвящена ёлочным игрушкам и другим старинным новогодним украшениям эпохи Советского Союза. Первые несъедобные игрушки на ёлке появились в 17 веке. В неурожайный год крестьяне попросили стеклодувов выдуть стеклянные яблоки, которыми они украсили ёлку. Первыми новогодними игрушками были позолоченные шишки, фигурки из фольги и оловянной проволоки.

Новогодняя выставка - это не только эстетическое зрелище и любование старинными украшениями, но и настоящее путешествие в детство 70-80х годов. Для зрителей той эпохи  – это трогательная встреча старых знакомых: картонного ослика, шишечек, стеклянных бус, сосулек, звезды, космонавта, конфетти, серпантина. В советские времена игрушки отражали все значимые события того времени.

Выставка новогодних украшений – это настоящая новогодняя сказка с особенными героями. Сотрудники музея дарят её всем кузнечанам и гостям города.

 

http://gorodkuzneck.ru/news/id/13002

 

В литературном музее Пензы открыта экологическая фотовыставка

 

20.12.2018

 

В литературном музее Пензы открыта экологическая фотовыставка

Фото: пресс-служба реготделения РГО, Игорь Пантюшов

 

Фотовыставка, посвященная работе активистов экологического движения «Зеленая волна» летом и осенью 2018 года, открыта в литературном музее Пензы в минувшую среду, 19 декабря.

В преддверии мероприятия для студентов и учеников гимназии №4 «Ступени» был проведен просветительский урок об экологическом движении и его результатах. Затем было принято решение о начале функционирования официальной ячейки «Зеленой волны» на базе гимназии.

После этого председатель реготделения Русского географического общества Игорь Пантюшов провел экскурсию по фотовыставке для всех присутствующих.

Он проинформировал собравшихся, что активисты под руководством наставников летом и осенью провели геоэкологические экспедиции в целях исследования природных компонентов Хопра, Суры, Мокши, Кадады и Сурского водохранилища по всему его периметру, изучили Морозовский дендрарий.

«По результатам исследований проведена конференция, подготовлены отчеты, которые помогут природоохранным ведомствам региона при планировании мероприятий по улучшению экологической ситуации, а также студентам и школьникам — при изучении природных компонентов», — сказал Игорь Пантюшов.

Он добавил, что участники движения также неоднократно своими руками убирали замусоренные территории.

«Проведен экологический десант «Зеленая волна — за зеленую Россию!», в ходе которого активисты провели массовые экологические акции в Пензе, Кузнецке, Бессоновке, Сердобске и Тамале, а также уборку берегов Сурского водохранилища, Суры и Хопра», — цитирует Игоря Пантюшова пресс-служба реготделения РГО.

 

https://penzanews.ru/society/131620-2018

 

«Лица ушедшей эпохи»

 

21.12.2018

 

Нураева Федосья Ивановна

 

Сотрудники историко-культурного центра им. Л.А. Руслановой занялись сбором исторического материала для создания книги и документального фильма.

Сбор информации – это трудоёмкий процесс. Просим откликнуться тех, кто обладает какой-либо информацией о своих родственниках, которые проживали в с. Ключи, с. Б-Чернавка, с. Александровка и дер. Петровка, имея фото или видеоматериалы.

Все материалы присылайте на эл.почту: l.a.ruslanova@mail.ru или по почте по адресу: Пензенская область, Малосердобинский район, село Ключи, улица Главная 2а.

 

Киреева Анна Николаевна

 

На фотоснимке Ключевская повитуха - Киреева Анна Николаевна 1885 г.р. с внуками (слева направо) Липатовы Антонина, Мария, Иван, Любовь. Киреева А.Н.

До середины только что ушедшего столетия в селе рожали дома, прибегая к помощи повитух. Миссия повитухи заключалась не столько в принятии родов, сколько в дальнейшем уходе за роженицей и новорожденным.

Название «повитуха» говорит само за себя. Она повивает, то есть пеленает ребенка, парит и моет после родов в бане ребенка и роженицу, «правя» его тело, перевязывает пуповину. Все эти действия имели для наших предков ритуальный смысл, им приписывалась очень значительная роль в дальнейшей жизни матери и ребенка. Часто одного присутствия повитухи было достаточно для того, чтобы роды прошли хорошо.

Рука Ключевской повитухи была легкой и за время ее практики после повивания ни одна роженица не умерла, и не было ни одного мертворожденного ребенка, дети росли крепкими и здоровыми.

На фотографии Нураева Федосья Ивановна 1886 г.р. – служанка Ключевских господ, помещика М.С. Ермолаева и А.В. Ермолаевой. С началом «Первой русской революции» (1905 г. – 1907 г.) сожжено имение Ермолаевых и семья была вынуждена по поддельным документам уехать на Кавказ вместе с прислугой.

У господ Ермолаевых ежедневно проходили обыски. И будучи молодой девушкой Ф.И. Нураева во время обыска пряталась в клозете. Пребывание Фени Нураевой на Кавказе было не долгим. Старшая горничная семьи Ермолаевых Екатерина, которой было на тот момент примерно лет сорок, переживая за молодую служанку, уговаривала Федосью вернуться на родину, в село Ключи и выйти замуж даже за самого последнего человека, в то время последним человеком считался пастух, но быть самой хозяйкой своей жизни.

Слова старшей горничной молодой девушке запали глубоко в душу, и она у барыни Анны Владимировны стала проситься домой. Долгое время барыня не решалась отпустить молодую служанку, знавшую тайну метрик господ, но настал долгожданный день для Фени, день прощания. За ее верную службу помещик Михаил Сергеевич Ермолаев дал денег на дорогу домой.

Оказавшись на вокзале, Феня поняла, что деньги недействительные, их нужно было еще обменять в ближайшем банке за 140 км. Горько плакала девушка, но Господь Бог сжалился над ней и послал ей добрых людей. И вот билет куплен до Саратова. Из-за обстрела поезда и частых остановок, путь до Саратова затянулся. От Саратова до Ключей, питаясь, как придется, долгое время Федосья добиралась пешком.

Живя на своей малой родине, она вышла замуж и воспитала семерых детей, скончавшись на 83 году жизни.

Записано со слов коренной жительницы села Ключи Л.Н. Нураевой.

 

http://www.trud58.ru/news-7-7689.html

 

Дороже золота – тепло семьи

 

20.12.2018

 

Дороже золота – тепло семьи

 

15 декабря в доме Туктаровых, жителей Суляевки, собралось много гостей, а повод для этого был особенный – глава большой дружной семьи Хамзя Ибрагимович отмечал юбилей. Да не простой, а 90-й! Радость важного события с именинником разделила и его супруга Алия Мяхмудовна, которой в январе следующего года исполнится 82.

 

В своём почтенном возрасте Хамзя Ибрагимович сохранил и ясный ум, и хорошую память, а ведь его жизнь проходила в сложные для страны годы. Чего только стоило его поколению пережить войну и после поднимать страну. И родился именинник в непростое время, в большой многодетной семье. Детство было трудным, голодным. Кстати, из восьми братьев и сестёр именинника четыре сестры пребывают в добром здравии, две живут в Суляевке, и в день рождения брата они, конечно же, пришли его поздравить.

У юбиляра богатая трудовая биография.

«Кем только не работал я, – вспоминает он. – И горючее возил на лошади, и скотником трудился, и поваром на полевом стане последние годы. Продуктов было много тогда, мяса вволю. Чего только не варил я механизаторам: и щи, и супы, и каши разные, и огурцы даже в бочках солил. А супруга моя работала дояркой».

Супружескому союзу Хамзи Ибрагимовича и Алии Мяхмудовны 23 февраля 2019-го исполнится 63 года.

«Чем понравилась Вам супруга?» – интересуюсь у главы семьи.

«Считайте, что любовь с первого взгляда, – улыбаясь, кивнул в сторону жены Хамзя Ибрагимович. – Мы друг друга можно сказать и не знали раньше. Стали вместе жить, привыкли друг к другу. Так и годы пролетели».

Туктаровы вырастили троих замечательных детей. По мусульманской традиции заботу о родителях взял на себя сын Мунир и его супруга Няфися. Живут Туктаровы вместе. Дружно. Почитают и уважают в доме старших, окружили их теплом и вниманием, оберегают от забот. Да только Хамзя Ибрагимович, привычный с детских лет к тяжёлому крестьянскому труду, всё одно старается помочь детям: то снег почистит во дворе, а весной и летом в огороде трудится. Не может он сидеть, сложа руки.

Дочери юбиляра, Файля и Фарида, давно обосновались в Саратове, но часто навещают родителей. И в юбилей отца они были рядом с ними.

«Такого папы, как у нас, ни у кого нет, – нежно обнимая отца, говорит Фарида. – Нам очень повезло и с мамой. Родители у нас очень мудрые, добрые, порядочные, гостеприимные. Наш дом всегда был полон гостей».

И в день рождения Хамзи Ибрагимовича в доме Туктаровых за большим праздничным столом собралось много гостей.

Очень рад был юбиляр приехавшим поздравить его заместителю главы районной администрации Ольге Лапшиной и главе местной сельадминистрации Равилю Надыршину. Принимая поздравления, именинник благодарил гостей за оказанное внимание: «Спасибо, что уважили. Дай Бог вам здоровья, уважения, благополучной жизни. Желаю всем нам, чтобы не было войны, чтобы в каждой семье был мир».

Хамзя Ибрагимович многое повидал на своём веку, но трудности научили его ценить простые радости жизни – мирное небо над головой, возможность растить детей, радоваться рождению внуков и правнуков.

 

http://slovonashe.ru/news-3-3037.html

 

Сергей Златогорский принял участие в закрытии курсов повышения квалификации имамов Регионального духовного управления мусульман Сергей Златогорский принял участие в закрытии курсов повышения квалификации имамов Регионального духовного управления мусульман

 

21.12.2018

 

20 декабря Сергей Златогорский побывал в кузнецкой мечети и принял участие в закрытии ежегодных курсов повышения квалификации имамов Регионального духовного управления мусульман Пензенской области. Очередные ежегодные, 11-ые по счету, курсы повышения квалификации для имамов, священнослужащих и председателей приходов РДУМ Пензенской области проходили на базе Кузнецкого комплекса-мечети с 16 декабря. Основная цель курса - повысить уровень знаний богословов в духовной и культурной сферах. Обращаясь к присутствующим, глава администрации отметил, что управление мусульман вносит большой вклад в дело консолидации жителей города и развитие межнациональных отношений. И поблагодарил представителей Духовного собрания мусульман за вклад и активное участие в развитии города Кузнецка, выразив надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, формированию толерантности в молодежной среде. В рамках проводимого мероприятия состоялось вручение благодарственных грамот от имени Старейшего Муфтия России и муфтия РДУМ Пензенской области и свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации и подарков от имени Духовного собрания мусульман России и РДУМ Пензенской области.

 

http://gorodkuzneck.ru/news/id/13007

 

В Пензе прошел фестиваль поэзии «В жизни всегда есть место подвигу»

 

23.12.2018

 

 

Даниил Саркисянс напоминал мальчика из «Рассказа танкиста» Твардовского, который говорит, захлебываясь словами, и торопится помочь фронтовикам. Юный школьник не видел войны, но стихи о доблести и отваге героев Великой Отечественной он читал так, будто сам был свидетелем тех страшных событий. В Пензе прошел фестиваль поэзии «В жизни всегда есть место подвигу», который собрал неравнодушных от 6 до 80 лет.

 

 

«В войну было очень трудно. В деревне жили, и у нас в начале войны сгорел дом. Осталась печеная картошка - больше ничего. Я ходила, просила милостыньку сбирала, приносила кое-чего. А сестры здесь в Пензе на заводе работали, по трое суток не выходя с завода», - вспомнила военное время ветеран труда Антонина Савина.

 

 

И это только одна история, а ведь таких были миллионы...

 

http://www.penzainform.ru/news/culture/2018/12/23/v_penze_proshel_festival_poezii_v_zhizni_vsegda_est_mesto_podvigu.html

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг