Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 24.04.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/

 

Лопатинская долгожительница отметила юбилей

 

10.11.2017

 

 

Большинству из нас даже представить сложно свою жизнь без элементарных благ цивилизации.

А Зинаиду Алексеевну Иёшину из Лопатино, отметившую 6 ноября 90-й юбилей, её скромная жизнь устраивает, хотя, конечно, определённые трудности доставляет.

 

Из благ цивилизации в доме бабы Зины только электричество да старенькая голландка, которая топится дровами, а из современных «гаджетов» – маленький телевизор (дали напрокат соседи), есть ещё электрическая плитка. И, казалось бы, – жизнь не в радость. Да только променять свою маленькую неказистую избушку на благоустроенное жильё она напрочь отказывается: «Нет! Никуда отсюда не уйду. Мамка здесь померла, Валя, Лизавета (сёстры), и я в этих гнилушках помру».

 

Только, хочется верить, ещё не скоро. Здоровье, конечно, беспокоит Зинаиду Алексеевну, но оптимизма и жизнелюбия ей не занимать. Да и мама наследственность оставила хорошую, прожила 96 лет.

90-й день рождения для бабушки Зины стал, пожалуй, самым запоминающимся. Ещё бы! Поздравить её пришли и.о. главы райадминистрации Ришат Алтынбаев, глава Лопатинской сельадминистрации Николай Сорокин, родные, соседи.

От нахлынувших чувств у именинницы даже сердце зашлось.

– Переволновались, наверное, – говорю ей. – Столько гостей сегодня у Вас.

– Ой, да что ты! Радость-то какая, – восклицает баба Зина. – Раиса Ивановна Назарова пришла, она меня больше всех опекает: вчера ужином накормила, сегодня завтрак уже принесла, в бане меня моет. Тая Чинаева пирог ко дню рождения испекла, Люся Чеснокова пришла с гостинцами, она жила с нами по соседству сорок лет, племянница Тая навестила, Асонова Настя меня не бросает, другие соседи тоже. Спасибо им. Скучать мне не дают.

 

Родилась баба Зина в Лопатине. Её отец до войны работал объездчиком в лесхозе. Погиб Алексей Иёшин под Сталинградом, 3 февраля 1943-го года. Его имя в числе других воинов-земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной, занесено на районный памятный обелиск.

Мама поднимала четверых детей одна. Зина бросила школу, не закончив восьмилетку, продолжить учёбу не позволило здоровье. По этой же причине она никогда не работала. Во время войны, правда, трудилась, на табачной плантации.

И года не прошло, как схоронила баба Зина свою старшую сестру Лизавету, с которой прожили вместе около 20 лет. С тех пор живёт одна. Часто наведывает её младший брат Геннадий, самый близкий для неё человек.

В силу своего возраста баба Зина далеко от дома не ходит, однако всегда в курсе районных новостей, интересуется, чем живёт наше государство, любит вечерком коротать время у телевизора: понаблюдать за историями героев ток-шоу «Пусть говорят», порадоваться за игроков, попавших на «Поле чудес», полюбоваться на участников романтического телепроекта «Давай поженимся!». Так и живёт. Шибко на жизнь не сетует, пенсии хватает, ещё и племянникам помогает.

 

http://slovonashe.ru/news-3-2681.html

 

Старость меня дома не застанет

 

10.11.2017

 

16 лет назад Николай Агафонов из села Симбухово, ушел на пенсию. Но и сейчас его работоспособности, предприимчивости позавидует любой житель села.

Николая Александровича мы встретили на приусадебном участке, где он готовил фруктовый сад к предстоящей зиме. Он не из тех пенсионеров, которые любят сидеть на лавочке, ругать начальство, ездить по поликлиникам. У Агафонова для этого просто нет времени.

80 ульев, 30 сортов яблонь и груш, 6 сортов абрикосов, 6 сортов земляники, 8 винограда, еще много чего на его участке, что требует постоянного ухода и внимания.

– Конечно, самым трудоемким для меня является, особенно в летнее время, пчеловодство, – поделился с нами Агафонов. Представьте, за летний период надо несколько раз перевезти ульи с места на место. При этом пчелосемьи требуют к себе постоянного внимания и контроля, – последние годы, – говорит Агафонов, – увлекся садовой селекцией. В небольшом питомнике веду прививочную работу и выращиваю саженцы яблонь, абрикосов, малины. Работаю с виноградом, земляникой. Прививочный материал готовлю зимой. Весной высаживаю в грунт и наблюдаю. Мои любимые сорта яблок, которые я бы порекомендовал читателям газеты, это Синап орловский, Спартак, Жигулевский, виноград – Юбилей Новгорода, Преображение. Эти сорта, кроме отменного вкуса, отлично приспособлены к нашему континентальному климату.

У Николая Александровича много задумок. В частности, начать работу по районированию редких косточковых сортов, ягод.

– Жалко времени на все не хватает, – сетует он, – о старости и недугах думать некогда.

Вот такой, неутомимый, разноплановый пенсионер Агафонов. Глядя на него, невольно думаешь – сколько же в каждом из нас заложено невостребованного потенциала. Нужно только постараться раскрыть его, как сделал это живущий рядом Николай Агафонов.

Валерий ТИТОВ.

Фото автора.

 

http://www.selpravda.ru/news-36-7366.html

 

Пензенские танцоры завоевали награду международного фестиваля

 

12.11.2017

 

Боль и страдания, показанные в хореографическом номере, принесли театру-студии современного танца «Воскресенье» награду шестого международного фестиваля «Новая лиса».

В Саранске, где проходил конкурс, пензенский коллектив стал лауреатом III степени в номинации «Эксперимент движений». Постановка, которую отметили члены жюри, называется «За краем край».

«Смысл этой композиции в том, что каждый оказывался на том пути, когда ему приходилось либо переезжать, либо в экстренном случае уезжать в другой край. Номер о том, что мысленно мы остаемся на своей родине», - объяснила руководитель театра-студии Валентина Захарова.

Всего в столице Мордовии старшая группа «Воскресенья» представила четыре номера. Из 20 коллективов - участников фестиваля пензенским танцорам больше остальных запомнились выступления артистов из Москвы и Екатеринбурга.

«Современная хореография - это направление, где каждый может найти что-то свое. Один и тот же номер один человек может понять так, а другой - иначе. И все будет верно», - заявила участница театра-студии Анна Демченко.

В международном фестивале «Новая лиса» «Воскресенье» принимало участие уже в четвертый раз, но таких высоких результатов театр-студия добилась впервые.

 

http://www.penzainform.ru/news/culture/2017/11/12/penzenskie_tantcori_zavoevali_nagradu_mezhdunarodnogo_festivalya.html

 

Пензенский театр эстрады «Провинция» стал лучшим на фестивале в Сочи

 

12.11.2017

 

Гран-при в виде крылатой Ники хореографический коллектив привез из Сочи с всероссийского фестиваля «Город счастья - 2017».

Младшая и средняя группы театра эстрады «Провинция» представляли на нем несколько номеров. Жюри понравилось все.

«Среди всего фестиваля лучший коллектив оказался наш», - порадовалась художественный руководитель театра Татьяна Куприянова.

Также «Провинция» стала первой в номинациях «Народная стилизация», «Хореография», «Эстрадный танец».

«Наши танцы очень красивые. Бывают громкие, а бывают более нежные, например как «Купала». Костюмы у нас всегда яркие, красивые, и мы всегда стараемся своей улыбкой заворожить зрителей», - рассказала о своем коллективе танцовщица театра эстрады «Провинция» Анастасия Антропова.

«Мы очень благодарны нашим руководителям Татьяне Владимировне и Олегу Николаевичу. Они нас тренировали, и мы достигли благодаря им наших позиций», - пояснил другой артист театра эстрады Михаил Базев.

После небольшого отдыха юные танцоры начнут готовиться к новым хореографическим конкурсам.

 

http://www.penzainform.ru/news/culture/2017/11/12/penzenskij_teatr_estradi_provintciya_stal_luchshim_na_festivale_v_sochi.html

 

В Пензенской области возрождают сокольскую керамику

 

13.11.2017

 

 

В Пензенской области возрождают уникальную сокольскую керамику. Этим занимается мастер народного промысла России Вера Ерохина. Педагог городского центра развития творчества детей и юношества, искусствовед по образованию, поделилась секретами гончарного дела.

Глина - материал нежный и податливый, а вот насколько изящное изделие из него получится, зависит только от рук мастера. Вера Ерохина за гончарный круг села 30 лет назад, говорит, что лепка позволяет ей более полно ощущать себя в этом мире.

«Наибольшего единения с материалом и природой нигде нельзя найти, потому что идет активное сотрудничество с материалом. И в зависимости от состояния, настроения, того, какая глина, она начинает подчиняться», - рассказала она.

Из глины можно выполнить и незамысловатые детские игрушки, и удивительной красоты вазы. Основы одного из древнейших ремесел Вера Петровна преподает школьникам в городском Центре развития творчества детей и юношества. Кстати, специалистам давно известно, что лепка благотворно влияет на состояние нервной системы.

В 2017 году Вера Ерохина стала победителем регионального конкурса в номинации «Сохранение и популяризация историко-культурного наследия Пензенской области». По словам мастера, сокольский промысел известен с XVIII века. С этого времени гончары сердобского села Соколки делали кувшины, вазы, квасники, горшки и другую посуду.

«Сокольская керамика наравне с абашевской имеет свои традиции. Она приземистая, скульптурная, лепная, характерная для Пензы, украшенная фигурками животных, утилитарная», - пояснила мастер.

Работы Веры Ерохиной выставлялись на профессиональных площадках в России и за рубежом. Только в постоянной экспозиции музея народного творчества находится более 50 ее керамических изделий.

То, что в регионе возрождают уникальную сокольскую керамику, - уже хорошо. Мастер мечтает, что когда-нибудь в Пензе появится образовательный центр, где любой желающий сможет примерить на себя роль гончара.

ВИДЕО: https://youtu.be/wETpRSdyY4w

 

http://tv-express.ru/sobitiya/v-penzenskoj-oblasti-vozrozhdayut-sokolskuyu-keramiku

 

Герой в своем отечестве

 

13.11.2017

 

Бесценный подарок в Международный женский день 8 марта в 1960 году получила Чайкина Екатерина Сергеевна. Самой первой в Сердобском районе ей было присвоено звание Героя социалистического труда.

 

Екатерина Сергеевна Чайкина родилась 20 ноября 1913 года в городе Сердобске в семье крестьян. В 1929 году она окончила Сердобскую среднюю школу с педагогическим уклоном и была направлена на работу в Аркадакский район. Учила ребятишек в начальной школе, а вечерами занималась со взрослыми - ликвидировала неграмотность.

Так как Катя очень любила природу, в 1934 году поступила в Азовско-Черноморский сельскохозяйственный институт по специальности «агрономия». По окончании учебы работала участковым агрономом совхоза «Красноармеец» Торбеевского района Мордовской АССР. За свои трудовые заслуги ее назначили агрономом-плановиком свиноводческого треста в Саранске, а потом семеноводом в Ковылкинском районе МАССР. В 1941 году ее муж ушел на фронт защищать Родину, а Екатерина Сергеевна пришла ему на смену, став главным агрономом совхоза.

После войны семья Чайкиных вернулась в Сердобск. Екатерина работала на показательном агроучастке в колхозе «Борьба», затем в Сердобской МТС. С 1956 года она - член Коммунистической партии Советского Союза.

В 1960 году ЦК КПСС и Правительство обратились с призывом к с/х специалистам пойти на руководящую работу в хозяйства с целью их укрепления. В то время во главе организаций, случалось, стояли люди, которые могли только расписаться. И когда с Екатериной Сергеевной стали в райкоме партии разговаривать по этому вопросу, она долго не думала, так как считала своим долгом отдать все силы и знания делу подъема сельского хозяйства. Приняла она в то время руководство колхозом «Борьба», который был самым отсталым в районе. Колхозники охотно вверили ей бразды правления, и всем дружным коллективом взялись за восстановление хозяйства,

За период с 1951 по 1966 годы увеличили урожайность, валовой сбор зерна и продажу его государству почти в два раза.

Среди полеводов были отличные трактористы, комбайнеры, а в овощеводстве хорошо помогали ребята Пригородной школы и воспитанники Сердобской станции юннатов.

Одновременно нужно было развивать животноводство, которое в то время находилось в запущенном состоянии. Под руководством Екатерины Чайкиной за семь лет было построено 21 производственное и служебное помещение. Причем, вся техника в то время была представлена лишь лопатой и ломом! Благодаря же новым постройкам в колхозе на порядок увеличилось поголовье скота.

Чтобы механизировать процесс, подвели воду ко всем помещениям, установили автопоилки, автоматизировали уборку навоза и доставку кормов, наладили электродойку, подвели электролинию. Все это вместе взятое дало возможность увеличить производство и продажу государству животноводческой продукции: мяса в 23 раза, молока – в 9 раз, яиц – в 32 раза.

Вследствие этого и доход колхоза увеличился за этот же период в 5 раз, в том числе от животноводства в 34 раза.

В 1955 году колхоз стал участником ВДНХ, был награжден дипломом второй степени и получил в подарок машину ГАЗ-69А.

В ознаменование 50-летия Международного женского дня за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года Екатерине Сергеевне Чайкиной присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1967 года она - персональный пенсионер союзного значения.

До своих последних дней она жила в Сердобске. Скончалась 27 января 1985 года.

 

http://www.serdobsky.ru/news-3-7540.html

 

До 90 дожить непросто

 

13.11.2017

 

Юбилейный день рождения отметила жительница р.п. Пачелма Анастасия Алексеевна Марусенцева.

С 90-летием А.А. Марусенцеву поздравили руководитель аппарата администрации района А.П. Терёшкин, заместитель главы администрации р.п. Пачелма А.Е. Фаюстов. Они вручили юбилярше поздравление Президента РФ В.В. Путина и памятный подарок. С утра в её доме не смолкал телефон. Звонили родственники из Москвы, Краснодара, Ростова и других городов, чтобы поздравить юбиляршу со знаменательной жизненной датой – 90-летним юбилеем. Несмотря на почтенный возраст Анастасия Алексеевна до сих пор бодрая и активная бабушка.

По дому всё делает самостоятельно, даже на недавние выборы приходила на свой избирательный участок, чтобы исполнить гражданский долг. Родилась именинница 30 октября 1927 года в с. Шейно. Её семья была многодетной. Как самая старшая помогала матери с воспитанием младших братьев и сестёр. В годы Великой Отечественной войны отца забрали на фронт. Анастасия Алексеевна с болью вспоминает те страшные дни, которые оставили глубокий шрам на сердце.

Сколько бы времени не отделяло её от страшных событий тех лет, память вновь и вновь возвращает в военную трудную жизнь, полную потерь, лишений и голода. В 1941 году А.А. Марусенцева устроилась работать в Козловскую больницу санитаркой: меняла постельное бельё у больных, раздавала чистые рубашки. Но из-за того, что многие пациенты воровали одежду, Анастасию перевели в прачечную. После войны молодая девушка вернулась в своё родное село, устроилась в полеводческую бригаду, потом трудилась свинаркой. В 1949 году она вышла замуж. С супругом Сергеем Петровичем прожили долгую и счастливую жизнь, вырастили пятерых сыновей.

В 2010 году Анастасии Алексеевне как вдове ветерана Великой Отечественной войны построили просторный дом в райцентре, где она и проживает до сих пор. Бабушка всегда рада гостям. К ней часто приходят дети, внуки и правнуки. В свой юбилей она услышала от них много тёплых и добрых слов, пожеланий, главное из которых: прожить ещё много лет на радость всем!

 

http://www.rodzem58.ru/news-12-4373.html

 

Юбилей нашего земляка-краеведа

 

15.11.2017

 

 

Михаил Полубояров родился 15 ноября 1947 года в селе Малая Сердоба в семье, в которой воспитывались шестеро детей. Отец Сергей Зиновеевич (1910-1996) – колхозник, участник Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте минометчиком, дважды тяжело ранен (осколки ручной гранаты и три пули), награжден орденом Славы III степени, медалями. Мать Анастасия Никоноровна (1912-1996), урожденная Патенцева, колхозница, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Трое старших братьев – шоферы, две сестры – рабочая завода и бухгалтер. Жена и дочь – врачи, зять – госслужащий, из рабочей семьи. Внук 2007 года рождения.

М.С. Полубояров в 1965 году окончил Малосердобинскую среднюю школу, в 1975 – филологический факультет Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (заочно), в 1982 – Саратовскую высшую партийную школу (заочно, по индивидуальному плану, формально – на дневном отделении). Однако главная его школа – самообразование.

Михаил Сергеевич Полубояров – журналист, историк, краевед, автор книг и многочисленных публикаций по истории района. Почетный гражданин Малой Сердобы и Малосердобинского района. Благодаря ему издана Малосердобинская энциклопеция.

Его карьера складывалась очень интересно. По окончании Малосердобинской средней школы с 1965 по 1966 годы работал токарем ремонтно-механического цеха завода им. Урицкого в г. Энгельсе Саратовской области. С 1966 по 1969 проходил военную службу в морских частях погранвойск, демобилизовался в звании главного старшины, награжден высшей наградой воинской части – фотографией при развернутом боевом знамени, имел одно взыскание «две недели без берега» за пререкания. В гражданской жизни получил звание майора.

С июня по декабрь 1969 года – директор Малосердобинского Дома культуры, с января по сентябрь 1970 – радист Саратовской лесоперевалочной базы совхозов, с 1970 по 1975 годы – на комсомольской и профсоюзной работе в городе Энгельсе Саратовской области.

Окончив Саратовский университет, вернулся в родные края. В 1975-1977 годах работал корреспондентом, заведующим отделом, ответственным секретарем, с 1977 по 1980 годы – редактором Малосердобинской районной газеты «Труд», избирался членом бюро Малосердобинского райкома КПСС, депутатом районного Совета народных депутатов.

В 1981-1984 годах – редактор пензенской областной газеты «Молодой ленинец», член бюро Пензенского обкома ВЛКСМ. В 1984-1985 годах – лектор Пензенского обкома КПСС, в 1985-1987 – заместитель редактора газеты «Пензенская правда». В 1987-1990 годах – директор Пензенского областного краеведческого музея, организатор и первый директор Пензенского объединенного краеведческого музея, член Пензенского горкома КПСС. В 1990-1991 – инструктор ЦК КПСС, консультант ЦК КПРФ. После августовского 1991 года «путча» – безработный. С 1992 по 1994 годы – заместитель директора Дирекции «Пензенской энциклопедии» по организационно-творческой работе, член редакционного совета, автор первого словника и 534 статей в «Пензенской энциклопедии» (Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.).

За активное участие в ее создании М.С. Полубоярову объявлена благодарность губернатора Пензенской области (2001 г.).

С 1994 по 2004 годы последовательно занимал должности специалиста-эксперта, консультанта, советника, начальника отдела пресс-службы Государственной Думы Федерального Собрания РФ. С 2004 по 2008 годы – консультант Управления делами Государственной Думы. Награжден Почетной грамотой Руководителя Аппарата Государственной Думы (2007 год) и другими наградами Госдумы. В 2008 году удостоен почетного звания «Ветеран труда». В 2009-2010 годах работал первым заместителем главного редактора – ответственным секретарем журнала «Агрокредит. Финансовый журнал АПК». В настоящее время на пенсии.

На сайте http://www.suslony.ru мы нашли очень интересную информацию о научных интересах, достоинствах и недостатках нашего юбиляра. Научные интересы «Начали формироваться в семье, в судьбе которой отразились все изломы, победы и трагедии Советской страны. Что выразилось в потребности школьника глубже вникать в исторические процессы, ища ответы за пределами школьной программы. Однако при выборе специальности пересилило стремление стать журналистом, что и стало причиной поступления на филологический факультет СГУ.

Работа в газетах и повседневные встречи с разными людьми способствовали возрождению интереса к истории сначала родных мест, а затем России и зарубежной истории.

Хорошо знает русскую и зарубежную литературу, может часами читать наизусть стихи разных поэтов.

К современной эстраде равнодушен. Лучшими исполнителями считает Ф. Шаляпина, И. Козловского, Ю. Гуляева и Лидию Русланову. В театре и на выставках бывает редко. Из современных авторов читает Ю. Полякова, хотя осуждает его за чрезмерное внимание к эротической атрибутике. Из поэтов-классиков – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Маяковского, Твардовского, Рубцова, раннего Евтушенко, поэтов-фронтовиков. Из прозаиков – Гоголя, Толстого, Лескова, Шолохова.

Имеет сильную волю. В спорте предпочитал бег на длинные дистанции, имел 1-й спортивный разряд. Курил 33 года, бросил в 1997 г.

Любит порядок и дисциплину. Не любит бездельников. Не умеет отдыхать: ни разу не был на курортах.

Нетерпим по отношению к авторам, создающим свои труды, чтобы «прославиться».

Материал взят с сайта http://www.suslony.ru/avtor/ob_avtore.htm

 

http://www.trud58.ru/news-13-6497.html

 

Создан, чтобы творить

 

15.11.2017

 

 

Каждому человеку, я в этом уверен, необходимо переживать вдохновение, а затем выражать свои эмоции, впечатления в творчестве.

Мало кто знает, но у нас в городе есть уникальный в своём роде мастер. Таких мастеров не так много по стране вообще, тем и ценнее каждый из них.

Что-нибудь говорит вам слово «перкуссия»? Для Евгения Анатольевича Хромченко – это и вдохновение, и проявление себя, и целая философия. А вообще перкуссия – это ряд ударных инструментов, которые не входят в состав классической ударной установки, к примеру, это бонго, бубен, дарбука или деревянные ложки (и многие другие).

Объяснения, что дало ему толчок открыть для себя вселенную перкуссионных инструментов, Евгений Анатольевич не находит. Но тяга к музыке была всегда. С 14 лет он начал играть в духовом оркестре, в котором играет и сейчас. Кроме этого, одним из проводников в мир музыки стал его брат, известный в Ялте маэстро-органист, создатель Ливадийского органа. Тяга к творчеству и созиданию в их семье существует где-то глубоко на подсознании. И Евгений именно в изготовлении этнических ударных инструментов нашёл себя около семи лет назад.

Толчком было приобретение барабана-дарбуки для освоения. Но обучиться этому искусству самому оказалось нелегко, несмотря на большое количество уроков в Интернете. Сыграл важную роль его величество случай. В Ялте в подземном переходе Евгений Анатольевич повстречал музыканта-перкуссиониста из Москвы, с которым завязалась впоследствии очень тесная дружба. Вместе они ходили на утренние репетиции и медитации в горы Крыма, а вечером шли на Ялтинскую набережную и отыгрывали небольшие концерты. За несколько недель искусство владения дарбукой значительно выросло, соответственно возросли и требования к звучанию инструмента. Встала проблема покупки нового качественного барабана.

И выяснилось, что все перкуссионные инструменты довольно редки в продаже, но главное, что отличный инструмент стоит запредельно дорого. Решение пришло не сразу. Проведя немало недель за чтением специализированной музыкальной литературы и исследований в Интернете, общением с опытными музыкантами, стала вырисовываться собственная технология изготовления подобных инструментов. Путём огромного числа проб и экспериментов с материалами стало появляться то уникальное звучание барабана – ровное, чистое, объёмное, которое отвечало требованиям слуха и желанию создателя.

«Много материалов пришлось перебрать и попробовать. Для нашей местности, где мы живём, для изготовления барабанной мембраны лучше всего подходит козья кожа, а для каркасов – деревья: дуб, ясень, берёза и клён. Также очень важен точный расчёт», – рассказывает Е.А. Хромченко.

Так была изготовлена первая собственная дарбука. И открылся интерес к другим видам ударных, а вместе с ними и культуры народов Африки, Индии, Австралии, Индонезии, играющих на них.

«Прежде, чем приступить к созданию, я изучал этнос, их традиции и ритуалы, способы выражения мыслей через звук. К примеру, бубен у многих считается медитирующим инструментом, на нём нужно играть с ритмом своего сердца, передавая энергетику Солнца. Колотушка олицетворяет сердце, рукоятка бубна с оборотной его части – душу. В момент игры перестаивается мыслительная деятельность, и когда играющий войдёт в резонанс со звуками, отвлекаясь от внешнего мира, можно увидеть то, что скрыто за завесой реальности, и постигать тайны сознания. У многих народов для правильного изготовления бубна мастер накануне не ест и не пьёт, подходит к этому процессу только с хорошим настроением».

«Интересная история была с бубном, мембрана которого выполнена с рисунком Инь-Янь (наполовину кожа и шерсть), – продолжает рассказ Евгений Анатольевич. – Его приобрела девушка из Симферополя, а через год на музыкальном слёте в горах этот самый бубен был подарен незнакомым музыкантом, который решил, что мне он подходит больше. Такой вот круговорот инструментов. Вообще для меня бубен – это живой организм, который улучшает карму. В моём запасе есть ещё бубен в форме восьмигранника, такую форму делают немногие мастера в России».

Позже с набором опыта Евгений стал экспериментировать и с другими инструментами. Были изготовлены джембе (барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом), конго с механической настройкой из цельного бревна или пенька, уду (глиняный барабан-горшок), калимба из кокосового ореха, несколько десятков дамару (маленький двухмембранный барабан с шариками, который держит в руках индуистское  божество Шива). Много инструментов были розданы в качестве подарков друзьям и музыкантам.

Очень необычный инструмент по внешнему виду – глюкофон. Чем-то похожий с виду на летающую тарелку, он выдаёт поистине космические и приятные слуху звуки. Его можно слушать бесконечно. За волшебным звучанием кроются точные расчёты геометрии ударных лепестков. А металлическая основа берётся зачастую из газовых баллонов.

Готовится у Евгения ещё одна удивительная задумка – колёсная лира – струнный фрикционный и язычковый музыкальный инструмент. В нём нужно продумать каждую деталь, рассчитать каждую мелочь. Это занимает колоссальное количество времени.

«Я думаю, инструменты, изготовленные вручную, выдают энергию мастера, передают вибрации сердца, а заводские являются просто имитацией с хорошим звучанием. Не сразу можно распознать свой инструмент, на это уходят годы репетиций и тренировок, и когда осознание придёт, инструмент сам найдёт своего хозяина».

Вообще творческой работы у Евгения Анатольевича очень много: зимой горячая пора на выделку кожи и дерева, а летом – больше практика. В планах у него, конечно, – совершенствоваться как музыканту и мастеру. А также сделать новые экзотические инструменты: диджериду (духовой инструмент аборигенов Австралии), флейту и шарманку.

Антон Царёв

Фотографии из архива Е.А.Хромченко

 

http://www.kuzrab58.ru/news-18-6505.html

 

Оставить след на земле

 

17.11.2017

 

На вечер памяти писателя-краеведа, члена Союза журналистов России, Почётного жителя города Нижний Ломов Евгения Ивановича САЛЯЕВА собрались близкие, друзья и коллеги – все те, кому дорога память об этом удивительном человеке.

 

Местом встречи стала детская школа искусств, где сама атмосфера навевает мысли о творчестве, без которого была просто немыслима жизнь Евгения Ивановича. Инициатором вечера памяти по праву можно назвать ещё одного известного в нашем городе человека – музыканта Алексея Александровича ПОПОВА, который с глубоким уважением всегда относился к Евгению Ивановичу Саляеву, видя в нём простого, открытого для общения человека и личность, способную удивлять разными сторонами таланта. Как сказала ведущая вечера Любовь Борисовна ДУРИНА, «Бог поцеловал Евгения Ивановича в темечко», и с этим вряд ли кто может поспорить.

 

Родом из детства

Мы, кто знал Евгения Ивановича много лет, знакомы с его биографией, но рассказ ведущих и фотографии его родного дома, семьи позволили ещё раз задуматься о нравственных основах человека, выросшего среди полей и лесов и с детства знающего цену крестьянского труда. Не случайно, что среди его стихов так много зарисовок непритязательных сельских пейзажей, а знание народных примет, традиций деревенского труда можно оценивать как энциклопедичные. Евгений Иванович написал целый цикл стихов «Времена года»: их можно перечитывать бесконечно и поражаться глубине и ясности мыслей.

Евгений Иванович вырос в семье, где человека оценивали по отношению к труду, где бы он ни был: на своём подворье или за школьной партой. На выбор будущей профессии оказала влияние, прежде всего, мама Ольга Николаевна, которая работала учительницей и очень любила литературу, знала много стихов.

Постижение красоты окружающего мира и себя в нём началось, казалось бы, с невинного занятия – записей в дневнике. Современный человек, вероятно, сегодня посчитает это пустым занятием. Но именно этот эпистолярный жанр оставил для многих поколений редчайшие сведения о жизни выдающихся людей. А главное, это возможность понять, о чём думал человек, оставаясь наедине с чистым листом бумаги и доверяя только ему сокровенное. Всю жизнь Евгений Иванович записывал в дневниках события дней, которые могут показаться не очень значительными, но важно увидеть восприятие их и почувствовать оригинальность собственного суждения о происходящем. Именно эта черта характера так необходима тому, кто решил заняться творчеством. Будучи 20-летним студентом педагогического института, Евгений Иванович записал в дневнике: «Я люблю свою Родину, свой народ, но мало знаю жизнь моего народа. Когда я соединю «люблю» и «знаю» в нерасторжимое целое, я буду писателем. 13 июня 1971 года». И слово сдержал: оставил потомкам бесценный клад – книги по истории Пензенского края и нашего района.

 

Начатое дело живёт

Свою любовь к малой родине Евгений Иванович выразил в неоценимом краеведческом труде. Уже при жизни этого на редкость скромного человека было опубликовано семь книг, которые являются итогом его подвижнического труда. Работа в областном и московском архивах, жизнь без праздников и выходных, аскетизм во всём, конечно же, сказались на здоровье. А ведь столько ещё было планов, идей! «Успеть бы...» – эту фразу мы, коллеги, часто слышали от Евгения Ивановича, уже тяжело больного, но мужественно относившегося к своей болезни. Даже в этом состоянии его хватало на всё: он продолжал заниматься журналистикой, а дома – снова рукописи, архивные материалы, и спать приходилось ложиться далеко за полночь. Это невероятное трудолюбие, ответственность и увлечённость делом – пример жизни творческого человека, который совершенно забывал о личном благе, а удовольствие получал, прежде всего, от результатов своего труда. Надо сказать, что далеко не в каждой семье супруги бывают людьми одной профессии и единомышленниками. Но в семье Саляевых было именно так: Людмила Владимировна принимала самое активное участие в корректировании и редактировании будущих книг. И сейчас продолжает дело жизни Евгения Ивановича: готовит к изданию книги, которые обязательно должны прийти к читателю.

 

«Ты жизнь моя»

Когда в 2014 году на праздновании Дня семьи, любви и верности Евгения Ивановича спросили, что значит в его жизни жена, то ответ удивил своей простотой: «Жена – это моё второе «я»». И действительно, их объединяло многое, а самое главное – любовь.

Трогательную историю их любви как нельзя лучше передали стихи «С любимыми не расставайтесь», которые пронзительно звучали в тишине зала, и конечно же, фотографии разных лет, где Людмила Владимировна и Евгений Иванович счастливы уже только оттого, что рядом. Историю их знакомства с предчувствием будущей судьбы мы уже вроде бы знали, но в очередной раз каждому из нас было приятно прикоснуться к той великой тайне любви, счастье которой, к сожалению, познают не все.

Как в этом внешне серьёзном, всегда занятом человеке уживался такой романтик – это тоже тайна. «Любимая,.. Люблю тебя... Ты жизнь моя...» Все эти слова посвящены ей – Людмиле Владимировне, которая, кажется, и сейчас их слышит, как наяву.

 

Помним

На вечер памяти в этот день приехали не только дети, внуки, но и одноклассница Евгения Ивановича из Лунинского района.

Стихи, прозвучавшие в исполнении ребят и друга семьи Виктора Николаевича КИКИНА, были прекрасным дополнением к портрету Евгения Ивановича, о поэтическом таланте которого, по словам одноклассницы Светланы Алексеевны, в школе почти не знали. Тонкое понимание жизни природы, умение видеть бытовые детали и лаконично выражать мысли в словах – это одно из свойств таланта.

Обменяться мыслями, стихами с товарищем по перу любил Анатолий Павлович АВЕРЬЯНОВ, член Союза писателей России, поэт, выпустивший несколько сборников стихов. И на вечере памяти, как послание другу, прозвучали его стихи «Свеча», «Любовь».

Музыка, стихи, пейзажные зарисовки, воспоминания о Евгении Ивановиче Саляеве создали тот эмоциональный настрой, когда осознаёшь, что соприкоснулся с жизнью человека, который жив даже тогда, когда его нет рядом: он живёт в нашей памяти.

Наталья КЛИМЕНКО.

 

http://www.kurant-mayak.ru/news-3-4702.html

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг