Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 29.03.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/

 

Владимир Путин поздравил пензенского педагога Т. Бочкову с 90-летием

 

30.01.2017

 

Среди тех, кто пришел поздравить Татьяну Бочкову с 90-летием, были ветераны педагогического труда и пионерского движения, бывшие воспитатели, вожатые и даже воспитанники детских оздоровительных лагерей, которыми виновница торжества руководила в разные годы.

Больше всего собралось из «Приморского». Татьяна Васильевна почти 20 лет была его начальником, стала основоположницей многих добрых традиций.

«Это человек, который всегда поможет и посоветует в нужный момент. Она заражает своим жизнелюбием каждого, кто находится рядом», - отметила педагог дополнительного образования Елена Кудряшова.

«Мы начинаем работать по плану с первой минуты пребывания в лагере. А накануне учим с ребятами песни о море. Как только они его видят, вдохновляются, приезжают уже подготовленными, будто они и не из Пензы», - рассказала Татьяна Бочкова.

Когда-то в «Приморском» под руководством Татьяны Бочковой пришлось поработать и заместителю председателя областного правительства Олегу Ягову, который с большой теплотой вспоминает то время. Он и зачитал юбилярше поздравление от Президента России Владимира Путина.

Также Татьяне Бочковой вручили благодарственные письма от губернатора, главы города, мэра и министра образования региона. Все собравшиеся пожелали через два года прийти к Бочковой еще на один юбилей - 70-летие ее педагогического стажа.

 

http://www.penzainform.ru/news/social/2017/01/30/vladimir_putin_pozdravil_penzenskogo_pedagoga_t_bochkovu_s_90-letiem.html

 

Автора «Покаяния» едва не отчислили из Пензенского художественного училища

 

31.01.2017

 

Автора «Покаяния» едва не отчислили из Пензенского художественного училища

 

Борис Качеровский… Посмотришь на него и сразу поймешь: необычный, независимый, самобытный, талантливый. Такое вот клеймо, в хорошем смысле этого слова, поставила на нем природа.

 

Ну и характер...

Родился Борис в учительской семье 75 лет назад. Жили трудно, страна вставала из послевоенной разрухи.

Рос задиристым, неуживчивым. Душа его смутно требовала чего-то необыкновенного. Но даже близкие люди не понимали его. В результате в 15 лет он ушел из дома, поссорившись с родителями, и стал жить самостоятельно.

Работал плотником-бетонщиком на строительстве Саратовской ГЭС, в кузнечном цехе на заводе, ходил в моря из Мурманского порта.

 

 

— Здоровьем в те годы я не отличался, — вспоминает Борис. — В 17 лет были подозрения на туберкулез, и даже рак ключицы. Так что, когда я пришел учеником в кузнечный цех, мастер только рукой махнул: мол, работай, где хочешь. В свободные минуты я вставал между электропечами, раскаляющими заготовки, и прогревался до седьмого пота — будь что будет. И ведь вылечил свои хвори! Жар и излучения печей выжгли из меня болезни. Через полгода стал молотобойцем в цехе, фотография на Доске почета висела. С тех пор парная для меня — лучший лекарь.

 

В поисках призвания

Несмотря на свои скитания в юности, Борис среднее образование получил, как говорится, без отрыва от производства. Потом учился на философском факультете Саратовского университета, поступал в музыкальное училище — искал свое призвание. Хотя оно, призвание, еще в детстве к нему в руки прилетело!

— Как-то в школе на уроке математики мы кидались кусочками пластилина. Прилетел такой и ко мне, — вспоминает скульптор. — Я не отправил его дальше, а помял в руках и слепил головку зайца с забавными ушками. Насадил его на перо деревянной ручки и показал классу. Смеху было! Умная учительница не выставила меня за дверь, а похвалила и попросила подарить зайца ей. С тех пор я пластилин, можно сказать, из рук не выпускаю.

Качеровский наконец поступил в Пензенское художественное училище, которое не без проблем, правда (на третьем курсе его отчисляли за идеологический спор с учителем философии), но окончил.

Его мастером был Александр Терентьевич Матвеев, он дал такую школу, которая не только стала стартом для талантливого ученика, но и помогала в творческих поисках всю жизнь.

 

В творчестве никто не указ

В советское время художники в основном работали в областном художественном фонде или на предприятиях. Идеология требовала пропаганды не только словом, но также изобразительными средствами. Даже творческие работы подвергались идеологической цензуре.

Представьте, как все это ложилось на характер Качеровского. Художественный совет решал, какие темы брать, какие работы на какие выставки отправлять и так далее.

 

 

— Зачем это было нужно? — до сих пор возмущается Борис. — Я им так и говорил: «Творение – это интим, акт любви. Представьте, я лежу с любимой женщиной, а вы приходите и говорите, как и что мне делать, чтоб получился талантливый ребенок. Что у меня получится после вашего совета? Ублюдок

Его усмиряли, наказывали, лишали зарплаты, не пускали на выставки. Второй секретарь обкома КПСС Георг Васильевич Мясников, большой ценитель искусства, понимающий талант Бориса, приезжал к нему в мастерскую побеседовать. Но тот не сдавался:

— В творчестве мне никто не указ.

 

Шаг к мудрости

Позже пришло новое понимание. В интервью одному из авторов он говорил:

— Было бы мудрее, если бы я не тратил энергию на эту возню, а просто куда-то уходил, прятался, занимался творчеством.

От внешнего он перешел к внутреннему.

— Энергию борьбы, — объясняет Борис Вениаминович, — я перевел на себя. В себе гадость убить — самое трудное, это сложнее, чем бороться с тем, что в других.

И тогда пришло новое в творчестве. То, что сам он называет раскрепощением, освобождением. То, что лежало в нем, как в сосуде, зрело и ждало своего часа. И вся предыдущая борьба была за сохранение этого целого, еще незрелого в то время. Не разбить, не расплескать свою душу. Остаться самим собой.

 

 

Каждая выставка Бориса — это открытие и откровение. Он работает с камнем, с деревом разных пород. Причем слушает материал. Вот пример. Все пензяки знают скульптуру Качеровского «Покаяние» на улице Московской. На одной из выставок был ее уменьшенный вариант, правда, в более сложном варианте: «раздвоение покаяния». Был единый камень, а при работе распался на две части. Скульптор послушался. И увидел в этом особый смысл:

— Пока мы не принесем покаяние внутри себя, наедине с собой, перед собственной душой, камень не соединится…

Или так: кусок дерева раскололся на десять частей — значит, будет десять работ.

В мастерской Качеровского тесно от изваяний в пластилине, дереве, гипсе. Все это – не воплощенные в камень и бронзу скульптуры. Вот дубовый Илья Муромец, в котором, если его высечь из глыбы гранита, по замыслу автора должна бы разместиться часовенка. «Сольвейг» – несостоявшийся проект для норвежского Киркенеса. Вот и богатырь — защитник Святой Руси, опирающийся на меч и крест, — «Застава».

Заказов на большие скульптуры сегодня мало. Денег нет в казне.

— Но ведь не хлебом единым, — грустно улыбается художник.

 

Место его силы

Лет двадцать тому назад Борис предложил ряд скульптурных проектов для Аркаимского заповедника. Там он и создал свои основные шедевры. И понял, что не случайно привела его судьба на Урал — его это место.

Да вот еще и такой случай.

— Однажды дверь моего вагончика распахнулась: «Вы Борис Качеровский? — спросил мужчина. — Мне было видение, что вы здесь».

Оказалось, что этот паломник — ясновидящий из Уфы, пришедший ко мне пешком. Дар у него открылся после несчастья с сыном (тот ослеп) — сильнейший стресс.

— Вы знаете, что в вас живет дух Заратуштры? — спросил он.

— Нет, не знаю.

— Вы врете!

(Заратуштра — пророк, основатель религии зороастризма – огнепоклонничества, до сих пор бытующей в Иране).

— Я что, должен везде кричать, что я Заратуштра? — спросил скульптор.

— Нет, конечно, — ответил гость.

— Вот и ты молчи. Я — Качеровский, этого мне достаточно… Такой вот был разговор, — улыбается скульптор. — И что еще удивительно. Незадолго до этого меня водили на курган за пределами заповедника, на могилу, по словам директора заповедника, самого Заратуштры, которую копнули экскаватором. Я сел на край ямы, опустил в нее ноги и почувствовал горячую волну, шедшую из глубины земли. Всю ночь так и просидел.

Одна из работ Качеровского на Аркаиме — монумент с ликами Христа и Руси — стала символом заповедника, куда приезжают тысячи паломников за очищением и духовной энергией.

Светлана ФЕВРАЛЕВА, Михаил ГУЩИН

Фото: Владимир ГРИШИН, Михаил ГУЩИН

 

http://pravda-news.ru/topic/75032.html

 

Детство, опаленное войной

 

01.02.2017

 

 «Гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей!» - эта строчка так и вертится в голове после общения с пензенской пенсионеркой Евгенией Спадопуло.

Невероятные испытания выпали на ее долю, больно хлестала по щекам судьба, но не согнула, не сломала. А, напротив, закалила дух. Ну а тело 78-летняя Евгения Харлампиевна закаляет сама. И вам советует.

 

ДНИ УЖАСА

«Я солнцем пропеченная и морем просоленная, - улыбается Евгения Спадопуло. - Родом из Евпатории, и до сих пор перед глазами - ее лазурь. Школа наша стояла на берегу, рядом - мореходное училище. Выглянешь в окно - молодые мореманчики веслами взмахивают, уж тут не до физики!»

Несколько лет из этой солнечной детской поры у Женечки украла страшная война: с октября 1941-го по апрель 1944-го Евпатория была оккупирована фашистами. Когда появились немцы, девочке было три года.

«Но я отлично помню, как с неба сыпались бомбы, как старушки, дрожа, прятались под корыта...».

Через три дня после начала оккупации на всех евреев повесили шестиконечные звезды, а вскоре велели явиться с вещами на регистрацию - для отправки в Германию. Но вместо этого почти 700 человек - мужчин, женщин, детей, стариков - привезли к противотанковым рвам и расстреляли…

А 5 января 1942 года в Евпатории началась карательная операция. Фашисты забирали всех мужчин - от школьников до дряхлых стариков. Пришли и в дом Спадопуло.

«Мама схватила меня на руки и бросилась за отцом, я кричала от страха, - со слезами вспоминает Евгения Харлампиевна. - Немецкий офицер не выдержал, выхватил пистолет и навел на меня. Мама от ужаса упала в обморок - это нас и спасло. Фашист передумал нажимать на спусковой крючок.

В тот день арестовали 3 000 человек - всех увели на пустырь, приказали лечь на землю. Потом поднимали по двадцать человек, подводили ко рву, ставили на колени и стреляли… Мой отец был расстрелянным под номером 522, дед - под номером 524. Папе было всего 38. Он работал бригадиром в рыбоколхозе...».

 

БОРЩ ИЗ ЛЕБЕДЫ

Приблизиться к общей могиле местные жители смогли только после освобождения Евпатории, через три года. Несколько дней надо рвами стоял непрекращающийся женский вой.

«Мы не нашли ни папы, ни дедушки, - вздыхает Евгения Харлампиевна. - Видели, как соседи подбирали останки своих, хоронили по-человечески. До сих пор у меня перед глазами слои расстрелянных людей - особенно запомнился мальчик лет восьми, беспомощно раскинувший ручонки...».

Пока во дворах «квартировали» фашисты, местные жители обитали в подвалах. Есть приходилось борщ из лебеды и отвар из картофельных очисток, которые удавалось порой найти на помойке. В послевоенное время было не легче - мама чуть не умерла от голода, и Жене приходилось ходить по дворам, прося у добрых людей кусочек хлеба...

«А потом романтика молодости все-таки пробилась через ужас оцепенения, - продолжает Евгения Спадопуло. - Школа стала для меня всем - до сих пор мы общаемся с одноклассниками, несмотря на многокилометровые расстояния».

Кстати, в Пензу в 1960 году вместе с Женей приехало немало ее подруг - по распределению после окончания Северо-Осетинского государственного пединститута. Но только Евгения Харлампиевна, молоденькая учительница английского, осталась в Сурском крае навсегда.

 

ЗАРЯД ОПТИМИЗМА

«Свою школу я выбрала наугад, номер 43 мне ни о чем не говорил, - вспоминает пенсионерка. - Оказалось, что она находится на Маяке - символичное напоминание о море в сухопутном городе!

23 года я проработала здесь, затем возглавляла школу № 45. И только в 2010 году - через 50 лет учительского стажа! - решила, что хватит: и так полвека посвятила детям, пора и собой заняться!»

По словам Евгении Харлампиевны, она долго не могла привыкнуть к пензенскому климату - теплолюбивая крымчанка постоянно болела, особенно донимал бронхит. И вот более 20 лет назад женщина начала... бегать по снегу и обливаться ледяной водой!

«Конечно, ни в коем случае нельзя это делать с бухты-барахты! - предупреждает жизнерадостная пенсионерка. - Начинать нужно с обтирания полотенцем, смоченным в холодной воде: ноги, руки, потом спина. Затем можно уже и кран понемножку открывать.

А со временем тело привыкнет и само начнет просить такого заряда бодрости. Особенно молодым мамам советую постепенно приучать детей к закаливанию. Это залог крепких сосудов, надежного сердца и оптимизма!»

Ксения Вдовикина

«Молодой ленинец», № 5, 31 января 2017 г.

 

http://www.penzainform.ru/press/ml/2017/02/01/detstvo_opalennoe_vojnoj.html

 

Депутаты сельсовета решили сделать Федора Конюхова почетным гражданином Загоскино

 

02.02.2017

 

Депутаты сельсовета решили сделать Федора Конюхова почетным гражданином Загоскино

 

Знаменитого путешественника ждут на родине нашего знаменитого земляка.

 

В пятницу, 3 февраля в селе Загоскино Пензенского района состоится торжественное мероприятие, посвященное 10-летию установки первой в мире мемориальной доски путешественнику Лаврентию Загоскину (1808-1890).

Напомним, что инициатором этого мероприятия стал путешественник Федор Конюхов.

— Для Конюхова имя Лаврентия Алексеевича свято, — говорит руководитель пензенского клуба путешественников «Загоскинъ» Александр Шилин. — Дело в том, что Федор Филиппович несколько раз участвовал в гонках на собачьих упряжках по Аляске. Он побывал в тех местах, которые исследовал наш знаменитый земляк.

Мемориальная доска была установлена на здании школы в 117-ю годовщину со дня смерти великого путешественника.

Предполагается, что в торжествах примут участие не только школьники, но и приглашенные по этому случаю гости. Один из них — Федор Конюхов. Сейчас он готовится к преодолению мирового рекорда по продолжительности полета на тепловом аэростате в Ярославской области. Вполне возможно, что в этот раз обстоятельства не помешают ему приехать на родину Лаврентия Загоскина.

Кстати, его ожидает сюрприз. На днях депутаты Ермоловского сельского совета единогласно приняли решение о присвоении Федору Конюхову звания «Почетный гражданин села Загоскино».

Анатолий ВОЛОДИН

Фото: konyukhov.ru

 

http://pravda-news.ru/topic/75102.html

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг