Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 08.05.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/

 

Всенощное бдение в канун недели 26-й по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка

 

28.11.2015

 

http://kuzneparhia.ru/2015/08/18/vsenoshhnoe-bdenie-...

 

28 ноября, в канун недели 26-й по Пятидесятнице, Преосвященный епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка.

Его Преосвященству сослужили: ключарь собора протоиерей Ростислав Ребровский, священники Максим Мальцев и Сергий Пожилов, диаконы Ростислав Горшенёв, Алексий Шляпников, Михаил Гудков и Александр Верба. Богослужебные песнопения исполнили два хора под управлением регентов Владимира Ташлинцева и Марины Загрековой.

По прочтении воскресного евангелия владыка Нестор обратился к молящимся с проповедью.

Фото: В. Жирнов

 

000400100014001500160017

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/11/28/vsenoshhnoe-bdenie-v-kanun-nedeli-26-j-po-pyatidesyatnice-v-voznesenskom-kafedralnom-sobore-kuznecka/#more-28268

 

Архиерейское богослужение в Михайло-Архангельском храме села Столыпино Никольского благочиния

 

29.11.2015

 

 

29 ноября, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, Апостола и Евангелиста Матфея, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил Божественную литургию в Михайло-Архангельском храме села Столыпино Никольского района.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Никольского округа протоиерей Владимир Кознов, настоятель храма иерей Виктор Хвищук, диаконы Ростислав Горшенёв и Михаил Гудков. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Владимира Ташлинцева.

По окончании Литургии владыка Нестор обратился к молящимся с проповедью и преподал всем архипастырское благословение.

Фото: Ю. Царёв

 

_DSC0005_DSC0007_DSC0019_DSC0022_DSC0032_DSC0043_DSC0044_DSC0049_DSC0053_DSC0059_DSC0075_DSC0082_DSC0088_DSC0092_DSC0099

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/11/29/arxierejskoe-bogosluzhenie-v-mixajlo-arxangelskom-xrame-sela-stolypino-nikolskogo-blagochiniya/#more-28279

 

Епископ Нестор совершил акафист Божией Матери пред Казанской Ее иконой в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка

 

29.11.2015

 

 

29 ноября в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка, по традиции, был совершен акафист Пресвятой Богородице пред Её Казанской чудотворной иконой. Богослужение возглавил епископ Кузнецкий и Никольский Нестор.

Его Преосвященству сослужили клирики собора: ключарь протоиерей Ростислав Ребровский, иерей Максим Мальцев, иерей Святослав Копытко, диаконы Ростислав Горшенёв, Алексий Шляпников, Михаил Гудков и Александр Верба.

За богослужением пел хор под управлением регента Марины Загрековой. После акафиста владыка Нестор произнёс проповедь.

Фото: В. Жирнов

 

000200040005000600070009001000120001

ВИДЕО: https://youtu.be/_ewX2ZdCSyE

 

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/11/29/episkop-nestor-sovershil-akafist-bozhiej-materi-pred-kazanskoj-ee-ikonoj-v-voznesenskom-kafedralnom-sobore-kuznecka/

 

Паломнический отдел приглашает верующих встретить Рождество Христово на Уральской земле

 

28.11.2015

 

 

Паломнический отдел Пензенской епархии приглашает верующих встретить Рождество Христово на уральской земле по программе «Святыни Екатеринбургской митрополии».

В маршрут паломничества входят храмы и святыни Екатеринбурга, Храм-на-Крови, монастырь в честь святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, Алапаевск и Верхотурье.

Поездка состоится с 4 по 7 января 2016 года.

Подробная информация и запись по телефонам Паломнического отдела: 8 927 375 60 61 и 8 927 375 31 65.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=56831

 

На приходе храма во имя Боголюбской иконы Божией матери в поселке Золотаревка состоялось чествование женщин-матерей

 

30.11.2015

 

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери

wikimapia.org

 

29 ноября, в воскресенье, на приходе храма во имя Боголюбской иконы Божией матери в поселке Золотаревка молодежью и детьми было организовано поздравление женщин с Днем матери.

После богослужения протоиерей Дионисий Соловьев поздравил прихожанок и всех волонтеров-женщин с праздником, сказал им слова благодарности и пожелал всем здоровья и сохранения семейного очага.

В свою очередь дети подарили каждой прихожанке по открытке и молитвослову.

[Показать слайдшоу]

 

DSCN3839 DSCN3842

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=61196

 

Жители Заречного пожертвовали на строительство храма Рождества Христова 212 тысяч рублей

 

30.11.2015

 

 

30 ноября, в понедельник, в городе Заречном состоялась выемка денег из жертвенных кружек, установленных в торговых центрах и городских спортивных учреждениях для сбора средств на строительство в городе храма Рождества Христова.

В результате подсчета выяснилось, что за последние 6 месяцев зареченцы пожертвовали в этих целях 212 тысяч 378 рублей.

Настоятель храма Рождества Христова и Воскресенского молитвенного дома протоиерей Александр Овцынов выразил благодарность всем жителям города, вносящим свой вклад в благое дело.

Источник: официальный сайт администрации города Заречного

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=61232

 

Пензенские верующие совершили паломничество по святым местам, связанным с именем священноисповедника Иоанна Оленевского

 

30.11.2015

 

 

29 ноября, в воскресенье, Паломнический отдел Пензенской епархии организовал для верующих поездку по святым местам, связанным с жизнью и служением священноисповедника Иоанна Оленевского.

Маршрут паломничества включал в себя посещение храмов сел Соловцовки, Оленевки и Большой Валяевки. В первую очередь, паломники приняли участие в Божественной литургии в храме прп. Сергия Радонежского села Соловцовки, где покоятся святые мощи отца Иоанна, вознесли свои молитвы на родине старца в Оленевке, посетили его келью, в которой прошли его последние годы жизни, и побывали в храме Большой Валяевки, где Иоанн Оленевский служил в сане диакона.

Основной святыней храма Божией Матери «Живоносный источник» в селе Большая Валяевка является чудотворная икона Царицы Небесной, явленная на источнике, возле которого и был впоследствии воздвигнут храм.

Паломники приложились к чудотворному лику Пресвятой Богородицы, испили целебной воды из текущего рядом с храмом родника.

Совершенная паломническая поездка была интересной и радостной, и сама погода в этот день была солнечной и ясной, оставив на душе добрые и теплые воспоминания о проведенном воскресном дне.

Фото: Н. Сугоняк

[Показать слайдшоу]

 

IMG_3021IMG_3031IMG_3032IMG_3035IMG_3042IMG_3046IMG_3048IMG_3049IMG_3054

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=61208

 

Архиерейское богослужение в кафедральном соборе г. Сердобска

 

30.11.2015

 

42010

 

29 ноября, в воскресенье, неделю 26-ю по Пятидесятнице, епископ Сердобский и Спасский Митрофан возглавил Литургию в Михайло – Архангельском соборе г. Сердобска.

 

 

 

Его Преосвященству сослужили: игумен Андрей (Афанасьев), секретарь епархиального управления, протоиерей Сергий Кулик, ключарь кафедрального собора, митрофорный протоиерей Анатолий Тенянко, иерей Андрей Клопов, клирик Михайло – Архангельского собора, духовенство кафедрального собора г. Сердобска.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Иннокентий (Ганин), старший диакон Сердобской епархии.

За богослужением пел хор Кафедрального собора.

 

 

По завершении Литургии Владыка Митрофан поздравил всех с Воскресным днем и поблагодарил за молитвы.

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2015/11/30/arxierejskoe-bogosluzhenie-v-kafedralnom-sobore-g-serdobska-3/#more-9951

 

Водосвятный молебен в с. Новая Студеновка

 

01.12.2015

 

20151128_133440

 

Председатель епархиального отдела по по церковной благотворительности и социальному служению иеромонах Вениамин (Гришинов) совершил водосвятный молебен в храме Михаила Архангела в с. Новая Студеновка Сердобского района.

 

 

В молебном пении приняли участие представители администрации сельсовета и местные жители.

 

 

По окончании молебна иеромонах обратился к собравшимся со словами благодарности за совместную молитву и отметил важность возрождения православного прихода для жителей села, на территории которого в скором времени стартуют работы по реставрации храма в честь Михаила Архангела.

 

Напомним, что однопрестольный храм во имя Архистратига Михаила построен в 1829 году, В 1904 году храмовую часть разобрали и к 1906 году вновь построили, освятив в 1908 г. Старая часть церкви — небольшие трапезная и двухъярусная четвериковая колокольня, покрытая куполом, — построены в стиле классицизм, новая — двухсветный четверик храма, крытый на четыре ската, — в «русском» стиле, Первая из них решена практически без декора, храмовая же часть насыщена элементами древнерусской архитектуры: трехчастными кокошниками над нижними проемами, килевидными архивольтами над окнами второго света, образующими аркатурный пояс, полуколонками наличников и на углах объема, поребриком, сухариками, нишами.

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2015/12/01/vodosvyatnyj-moleben-v-s-novaya-studenovka/#more-9989

 

Паломнические поездки в декабре 2015 года

 

01.12.2015

 

 

В декабре 2015 года Паломническая служба Вознесенского кафедрального собора Кузнецка приглашает верующих посетить святые места:

 

14 декабря в 23.00 часа — КАДОМСКИЙ МИЛОСТИВЫЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. Программа поездки: Божественная литургия, поклонение чудотворной иконе Божией Матери МИЛОСТИВАЯ и другим святыням, беседа с духовником обители иеромонахом Афанасием.

 

18 декабря в 22.00 часа — СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Программа поездки: Божественная литургия, поклонение мощам преподобного Серафима Саровского, преподобных и блаженных Жен Дивеевских, Канавка Пресвятой Богородицы, купание в Святых источниках.

 

20 декабря в 03.00 часа — СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ В С.ТАШЛА. Программа поездки: Божественная литургия, поклонение чудотворной иконе Божией Матери ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕД и другим святыням, посещение Святого источника.

 

26 декабря в 05 часов 30 минут — ЖАДОВСКИЙ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. Программа поездки: Божественная литургия, поклонение чудотворной иконе Божией Матери КАЗАНСКАЯ ЖАДОВСКАЯ и другим святыням, посещение Святого источника.

 

Справки по телефонам: 2-19-99, 8-937-446-10-19.

Максим Мальцев

 

http://kuzneparhia.ru/2015/12/01/palomnicheskie-poezdki-v-dekabre-2015-goda/

 

Предстоящие паломнические поездки

 

03.12.2015

 

Pokrovskij_monastyr4

 

По благословению Епископа Сердобского и Спасского Митрофана, паломническая служба при епархии организует следующие поездки:

01.16 – 05.01.16. – г. Москва, Покровский женский монастырь (к мощам Блаженной Матроны Московской) и Троице – Сергиева Лавра (к мощам преподобного Сергия Радонежского).

01.16- 15.01.16. – Дивеево (к мощам преподобного Серафима Саровского) и п. Пузово (к мощам мучениц Дарии, Евдокии, Марии)

 

Справки по телефону, запись: 8-916-010-46-00 (Алексей), либо обращаться в иконную лавку Михайло – Архангельского собора г. Сердобска.

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2015/12/03/predstoyashhie-palomnicheskie-poezdki/#more-10012

 

Акафист свт. Николаю Чудотворцу пред частицей его святых мощей в Казанской церкви Кузнецка

 

03.12.2015

 

Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Кузнецке

www.temples.ru

 

2 декабря, в среду, Преосвященный епископ Кузнецкий и Никольский Нестор в сослужении духовенства совершил вечернее богослужение с чтением акафиста святителю Николаю Чудотворцу перед частицей его святых мощей в храме Казанской иконы Божией Матери города Кузнецка.

По прочтении акафиста владыка Нестор обратился к молящимся с проповедью.

Фото: В. Жирнов

 

000300060008000400110005000700090013

ВИДЕО: https://youtu.be/AgIOCjsUiU8

 

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/12/03/akafist-svt-nikolayu-chudotvorcu-pred-chasticej-ego-svyatyx-moshhej-v-kazanskoj-cerkvi-kuznecka/#more-28383

 

Духовное рождение: крещены 7 воспитанников Пензенского Дома ребенка

 

03.12.2015

 

Пензенский дом ребёнка

penzdomreb.narod.ru

 

 

2 декабря в городе Кузнецке руководитель епархиального отдела по социальному служению протоиерей Михаил Сарансков посетил специализированный Пензенский Дом ребенка, где совершил Таинство Крещения над 7-ю воспитанниками.

Восприемниками стали православные христиане из Кузнецка, которые будут стараться навещать своих крестников и заботится об их духовном воспитании.

Источник: Сайт Сестричества г. Кузнецка

 

P1160425P1160427P1160436P1160443P1160472P1160515P1160565P1160562

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/12/03/duxovnoe-rozhdenie-kreshheny-7-vospitannikov-penzenskogo-doma-rebenka/#more-28395

 

Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы епископ Нестор совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка

 

03.12.2015

 

 

3 декабря, накануне великого двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Преосвященный епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка.

Его Преосвященству сослужили: ключарь собора протоиерей Ростислав Ребровский, протоиерей Серафим Лоскутов, иереи Максим Мальцев, Петр Меньшов, Сергий Пожилов, Святослав Копытко, диаконы Ростислав Горшенёв, Алексий Шляпников, Михаил Гудков и Александр Верба.

Песнопения исполнили два хора под управлением Владимира Ташлинцева и Марины Загрековой.

По окончании богослужения владыка Нестор поздравил молящихся с праздником и преподал архипастырское благословение.

Фото: Ю. Царёв

 

_MG_9239_MG_9254_MG_9265_MG_9251_MG_9266_MG_9280_MG_9296_MG_9300_MG_9307_MG_9312_MG_9318_MG_9326

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/12/03/nakanune-prazdnika-vvedeniya-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy-episkop-nestor-sovershil-vsenoshhnoe-bdenie-v-voznesenskom-kafedralnom-sobore-kuznecka/#more-28437

 

Прихожане Введенских храмов Пензенской епархии отметили престольный праздник

 

04.12.2015

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы

www.temapenza.ru

 

4 декабря, в пятницу, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, престольный праздник отметили прихожане нескольких храмов Пензенской епархии.

 

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Пензе

skuki.net

 

В храме Введения во храм Пресвятой Богородицы города Пензы молебен и Божественную литургию совершил протоиерей Святослав Рудой, настоятель храма, в сослужении протоиерея Вячеслава Логинова. В этот день храм посетили около 200 человек, из них 70 причастились Святых Христовых Таин.

 

Бессоновский район, Чемодановка село. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы построен в 1862 году

russian-church.ru

 

Молитвенный дом во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы

russian-church.ru

 

В молитвенном доме Введения во храм Божией Матери села Чемодановки Бессоновского района накануне вечером всенощное бдение совершил священник Александр Угольков, благочинный Бессоновского района.

В престольный праздник молебен и Божественную литургию совершил священник Виталий Ковальчук.

 

01, 02 – 15 августа 2009 года иерейским чином был освящен Введенский молитвенный дом

pravoslavie58region.ru

 

Также престольный праздник отметили во Введенском молитвенном доме села Оленевка Пензенского района, где также прошел Крестный ход вокруг храма. Молебен и Божественную литургию совершил священник Александр Якунин. Храм в этот день посетили около 18 человек.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=61400

 

Праздничная Литургия в Земетчинском благочинии

 

04.12.2015

 

Храм в честь Рождества Христова в р.п. Земетчино Земетчинского благочиния

pravoslavie58region.ru

 

4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Божественная Литургия прошла в храме Рождества Христова р.п. Земетчино.

Богослужение возглавил протоиерей Олег Мамонов, благочинный Земетчинского благочинного округа, настоятель храма Рождества Христова.

 

image (4)

 

В этот день храм был полон прихожан. Разделить радость праздника и помолиться пришли не только местные жители, но и гости благочиния. На Литургии присутствовали дети разных возрастов.

По завершении Богослужения протоиерей Олег Мамонов поздравил всех с великим двунадесятым праздником и поблагодарил за совместную молитву.

Сегодняшний праздник — это многократное напоминание нам: главное совершается в душе человека. Не во внешнем мире, не через изменения истории, а в душе человека. Маленькая девочка, всходящая по ступеням Иерусалимского храма, не замеченная никем, кроме родителей и первосвященника, самого узкого круга лиц — участников события, да будет всем нам укреплением в том убеждении, что не внешними катаклизмами, не решениями власть предержащих века сего, но состоянием души каждого человека определяются и итог жизни, и судьбы мира, — добавил благочинный.

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2015/12/04/prazdnichnaya-liturgiya-v-zemetchinskom-blagochinii/#more-10017

 

Божественная литургия в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка

 

04.12.2015

 

 

4 декабря 2015 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Преосвященный епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка.

Его Преосвященству сослужили: ключарь собора протоиерей Ростислав Ребровский, иерей Максим Мальцев, иерей Сергий Пожилов, диаконы Ростислав Горшенёв, Михаил Гудков и Александр Верба.

За богослужением пел хор под управлением регента Владимира Ташлинцева.

В этот праздничный день многие молящиеся причастились Святых Христовых Таин.

По окончании Литургии владыка Нестор произнёс проповедь и преподал всем архипастырское благословение.

Фото: Ю. Царёв

 

_MG_9393_MG_9335_MG_9337_MG_9352_MG_9354_MG_9361_MG_9367_MG_9374_MG_9378_MG_9381_MG_9408_MG_9411_MG_9423_MG_9441_MG_9448_MG_9455_MG_9456_MG_9480

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/12/04/bozhestvennaya-liturgiya-v-prazdnik-vvedeniya-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy-v-voznesenskom-kafedralnom-sobore-kuznecka-2/

 

5 декабря – день памяти Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

 

05.12.2015

 

 

5 декабря, в субботу, исполнилось 7 лет со дня преставления Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который являлся Предстоятелем Русской Православной Церкви с 7 июня 1990 года по 5 декабря 2008 года.

Напомним, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Пензенскую епархию 1 октября 1999 года. Единственный визит архипастыря был приурочен к празднованию 200-летия Пензенской епархии.

В ходе посещения Пензы Святейший Алексий совершил молебен перед Пензенской-Казанской иконой Божией Матери в Митрофановском храме и принял участие в торжественном вечере в областном драматическом театре; 2 октября совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе, заложил часовню Всемилостивого Спаса на Советской площади, посетил храм блгв. кн. Александра Невского при артинституте, картинную галерею и музей В. О. Ключевского.

3 октября Святейший совершил Литургию в Покровской церкви города Пензы, посетил Пензенский Троицкий и Наровчатский Троице-Сканов монастыри.

Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй — пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589). Патриарх Алексий (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония) в глубоко верующей семье.

Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер (+1962), уроженец Санкт-Петербурга, происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер — герой Отечественной войны 1812 года).

Михаил Александрович обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии. Мать Святейшего Патриарха — Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина). В довоенной Европе жизнь русской эмиграции была малообеспеченной, но материальная скудость не мешала расцвету культурной жизни.

Эмигрантскую молодежь отличал высокий духовный настрой. Огромная роль принадлежала Православной Церкви. Активность Церкви в жизни русского рассеяния была высока, как никогда прежде в России.

Религиозная общественность в русском зарубежье создала бесценный для России опыт воцерковления различных форм культурной деятельности и социального служения. В молодежной среде активно работало Русское студенческое христианское движение (РСХД). Движение имело своей основной целью объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви, ставило своей задачей подготовку защитников Церкви и веры, утверждало неотделимость подлинной русской культуры от Православия.

В Эстонии Движение действовало с большим размахом. В рамках его деятельности активно развивалась приходская жизнь. В мероприятиях Движения охотно участвовали русские православные люди. Среди них был и отец будущего Святейшего Патриарха.

С юных лет Михаил Александрович стремился к священническому служению, но лишь после окончания в 1940 году богословских курсов в Ревеле он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. В течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета.

В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Для Алеши Ридигера не было вопроса о выборе жизненного пути.

Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было «служить».

Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно. Большинство русских, живших в то время в Эстонии, по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая родины.

Своеобразие русской эмиграции в Эстонии во многом определялось компактным проживанием русских на востоке страны. Здесь стремились побывать рассеянные по всему миру русские изгнанники. По милости Божией они находили здесь «уголок России», заключавший в себе великую российскую святыню — Псково-Печерский монастырь, который, находясь в то время за пределами СССР, был недоступен для безбожной власти.

Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой.

В конце 1930-х годов вместе с сыном они совершили две паломнические поездки в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Мальчик на всю жизнь запомнил встречи с насельниками обители — духоносными старцами схиигуменом Иоанном (Алексеевым, +1958), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым, +1947) и особенно с монахом Иувианом (Красноперовым, +1957), с которым завязалась переписка и который принял отрока в свое сердце.

Вот небольшой фрагмент из его письма к Алеше Ридигеру: «Дорогой о Господе, милый Алешенька! Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым Годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные.

Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. Будем надеяться, что Господь по Своей великой милости сотворит это. Мы тоже с любовию вспоминаем всех вас: вы для нас — точно свои, родные по духу. Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь! В своей чистой детской молитве вспомни и о мне, недостойном. Искренно любящий тебя о Господе м. Иувиан».

Так в самом начале сознательной жизни будущий Первосвятитель прикоснулся душой к чистому роднику русской святости — «пречудному острову Валааму».

Через монаха Иувиана духовная нить соединяет нашего Патриарха с Ангелом-Хранителем России — святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению этого великого светильника земли Русской отец Иувиан стал валаамским монахом, и, конечно же, он рассказывал о великом пастыре милому его сердцу мальчику Алеше.

Эта связь напомнила о себе спустя полвека — Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года, избравший Святейшего Патриарха Алексия II, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.

***

Юность. Учеба, начало служения (конец 30-х — конец 50-х годов)

Путь, который веками проходили святители земли Русской, — путь пастырского служения, берущий начало от воцерковленного детства во Христе, — был при советской власти под запретом.

Божий Промысел о нашем нынешнем Предстоятеле выстроил его жизнь от самого рождения так, что жизни в России советской предшествовали детство и отрочество в старой России (насколько это было тогда возможно), и с советской действительностью встретился возрастом юный, но духом зрелый и мужественный воин Христов.

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви. Его духовным отцом был протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор (+1949). С пятнадцати лет Алексий был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; +1946), а затем и у епископа Исидора. Учился в русской средней школе в Таллине.

Святейший Патриарх вспоминает, что у него всегда была пятерка по Закону Божию. Семья была его крепостью и опорой и при выборе пути, и на протяжении всего священнического служения. Не только узы родства, но и узы душевной дружбы связывали его с родителями, все переживания они делили друг с другом…

В 1936 году таллинский Александро-Невский собор, прихожанами которого были родители будущего Первосвятителя, передали эстонскому приходу. История этого храма многострадальна: сразу же после провозглашения Эстонской республики в 1918 году началась кампания по ликвидации собора — собирали деньги «на снос церквей с русскими золотыми луковицами и будок русских Богов» (православных часовен) даже в школах у детей.

Но против разрушения собора выступила общественность, русская и международная, а также Красный Крест. Потом поднялась новая волна: снести купола Александро-Невского собора, поставить шпиль и создать там «пантеон эстонской независимости». В архитектурном журнале были опубликованы иллюстрации: вид города без «русских луковиц», но с «пантеоном эстонской независимости».

Эти иллюстрации сохранились у будущего Святейшего Патриарха Алексия и в свое время пригодились для спасения собора, когда власти уже советской Эстонии вознамерились переделать храм в планетарий (демонстрация намерений буржуазной власти относительно использования собора обескуражила советских правителей).

В 1936 году с куполов сняли позолоту. В таком виде собор просуществовал до войны. В 1945 году иподиакону Алексию было поручено подготовить к открытию Александро-Невский собор города Таллина для возобновления в нем богослужений (собор в военное оккупационное время был закрыт).

С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церквях Таллина. В 1946 году Алексий Ридигер сдал экзамены в Петербургскую (Ленинградскую) духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет.

В следующем, 1947 году он был зачислен сразу на 3-й курс семинарии, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Петербургской духовной академии, 15 апреля 1950 года он был рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года — во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии.

Три с лишним года он совмещал служение приходского священника с заочной учебой в академии. В 1953 году отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».

15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту (Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах. В Тарту он прослужил четыре года.

Тарту — университетский город, затихающий в летнее время и оживленный зимой, когда приезжают студенты. Святейший Патриарх сохранил добрую память о старой юрьевской университетской интеллигенции, которая активно участвовала в церковной жизни. Это была живая связь со старой Россией. 17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея.

В 1959 году в праздник Преображения Господня умерла мать Святейшего Патриарха. Ей в жизни выпал трудный крест — быть женой и матерью священника в атеистическом государстве. Надежным прибежищем и утешением была молитва — каждый день Елена Иосифовна читала акафист перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Отпевали матушку Елену Иосифовну в Тарту, а похоронили в Таллине, на Александро-Невском кладбище — месте упокоения нескольких поколений ее предков. Отец с сыном остались вдвоем.

***

Епископское служение

3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией.

21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года состоялась хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского и Эстонского, временно управляющего Рижской епархией.

Это было нелегкое время — разгар хрущевских гонений. Советский вождь, пытаясь реанимировать революционный дух двадцатых годов, требовал буквального исполнения антирелигиозного законодательства 1929 года. Казалось, вернулись довоенные времена с их «пятилеткой безбожия». Правда, новое гонение на Православие кровавым не было — служителей Церкви и православных мирян не истребляли, как прежде, но газеты, радио и телевидение извергали потоки хулы и клеветы на веру и Церковь, а власти и «общественность» травили и преследовали христиан. По всей стране шло массовое закрытие храмов. Резко сократилось и без того малое число духовных учебных заведений.

В феврале 1960 года Святейший Патриарх Алексий I в своем выступлении на конференции советской общественности за разоружение через головы собравшихся в Кремле обратился к миллионам православных христиан. Призывая их к стойкости перед лицом новых гонений, Святейший Патриарх сказал: «В таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что «врата адовы не одолеют Ее!»».

В те трудные для Русской Церкви годы покидало этот мир старшее поколение епископов, начинавших свое служение в дореволюционной России, — исповедники, прошедшие Соловки и адские круги ГУЛАГа, архипастыри, уходившие в зарубежное изгнание и вернувшиеся на родину после войны… На смену им пришла плеяда молодых епископов, среди которых был и епископ Таллинский Алексий. Епископы эти, не видевшие Русскую Церковь в могуществе и славе, избрали путь служения Церкви гонимой, находившейся под гнетом безбожного государства. Власть изобретала все новые способы экономического и полицейского давления на Церковь, но неодолимой крепостью стала для нее верность православных Христовой заповеди: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6:33).

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Уже в самом начале своего архиерейского служения молодой епископ столкнулся с решением местной власти о закрытии и передаче под дом отдыха Пюхтицкого Успенского монастыря. Однако ему удалось убедить советское начальство в невозможности для епископа начинать служение с закрытия обители. В начале 1962 года, будучи уже заместителем председателя ОВЦС, епископ Алексий привез в монастырь делегацию Евангелической Церкви Германии. В то время его отец лежал с инфарктом, но епископ должен был сопровождать иностранных гостей — ведь речь шла о спасении обители. Вскоре появились восторженные отзывы о Пюхтицком монастыре в газете Neue Zeit. Потом была еще одна делегация, третья, четвертая, пятая… И вопрос о закрытии обители был снят.

Вспоминая те годы, Святейший Патриарх Алексий говорит: «Одному Богу известно, сколько каждому из священнослужителей, оставшихся в Советской России, а не уехавших за рубеж, пришлось пережить… Мне довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история». За 25 лет епископского служения Владыки Алексия в Эстонии ему с Божией помощью многое удалось отстоять. Но тогда враг был известен — он был один. И у Церкви находились способы внутреннего противостояния ему.

Вступив на Патриарший престол, Святейший Владыка столкнулся с совершенно иной ситуацией: у Церкви в современном сложном мире, с его социальными, политическими и национальными проблемами, оказалось множество новых врагов. 23 июня 1964 года епископ Алексий был возведен в сан архиепископа и в конце 1964 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного Синода.

Святейший Патриарх вспоминает: «В течение девяти лет я был близок к Святейшему Патриарху Алексию I, личность которого оставила в моей душе глубокий след. В то время я занимал пост Управляющего делами Московской Патриархии, и Святейший Патриарх полностью доверял мне решение многих внутренних вопросов. На его долю выпали тяжелейшие испытания: революция, гонения, репрессии, потом, при Хрущеве, новые административные гонения и закрытие храмов. Скромность Святейшего Патриарха Алексия, его благородство, высокая духовность — все это оказывало на меня огромное влияние. Последнее богослужение, которое он совершил незадолго до своей кончины, было в 1970 году на Сретение.

В Патриаршей резиденции в Чистом переулке после его отъезда осталось Евангелие, раскрытое на словах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»».

***

В сане митрополита (25 февраля 1968 г. — 10 июня 1990 г.)

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита.

С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии.

Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он — заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года — богословской группы.

25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) кафедру.

В 1984 году владыке Алексию было присвоено звание доктора богословия. Трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии» был представлен им на соискание степени магистра богословия, но Ученый Совет ЛДА единодушно решил, что, поскольку «диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской paботы» и «в преддверии 1000-летия Крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской Православной Церкви», то автор заслуживает более высокой ученой степени, чем та, на соискание которой он ее представил.

«Диссертация — всеобъемлющая работа по истории Православия в Эстонии, в ней собран огромный церковно-исторический материал, изложение и анализ событий соответствуют высоким критериям, предъявляемым к докторским диссертациям» — таким был вывод Совета. 12 апреля 1984 года состоялся торжественный акт вручения докторского креста митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию.

***

На Ленинградской кафедре

29 июня 1986 года Владыка Алексий назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. Так началась еще одна эпоха в его жизни.

Правление нового архиерея стало переломным для церковной жизни северной столицы. Вначале он столкнулся с полным игнорированием Церкви городскими властями, ему не разрешили даже нанести визит председателю Ленгорсовета — уполномоченный Совета по делам религий жестко заявил: «Этого в Ленинграде никогда не было, и быть не может». Но уже через год этот же самый председатель при встрече с митрополитом Алексием сказал: «Двери Ленинградского совета открыты для Вас днем и ночью». Вскоре представители власти сами стали приезжать на прием к правящему архиерею — так был сломан советский стереотип. С 24 января 1990 года Владыка Алексий — член правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года — член президиума Ленинградского фонда культуры.

От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР. За время управления Петербургской епархией Владыке Алексию удалось сделать очень многое: были восстановлены и освящены часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Иоанновский монастырь на Карповке.

В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Ленинградским совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, стали возвращаться Церкви святыни, храмы и монастыри, в частности были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

***

Деятельность на международном поприще

Во все годы своего архиерейского служения будущий Святейший Патриарх Алексий принимал активное участие в деятельности многих международных организаций и конференций.

В составе делегации Русской Православной Церкви он участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии «Вера и устройство» ВСЦ (1964-1968).

В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии «Арнольдсхайн-II» (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР «Загорск-V» (Троице-Сергиева лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989).

Более четверти века архиепископ и митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года он один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий — вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему «В силе Святого Духа — служить миру». С 1972 года митрополит Алексий — член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему «Мир и справедливость», организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году.

Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза — членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

Митрополит Алексий принимал активное участие в работе международных и отечественных миротворческих общественных организаций. С 1963 года — член правления Советского фонда мира, участник учредительного собрания общества «Родина», на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года.

24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества.

11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур.

Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов.

***

Патриаршее служение (10 июня 1990 г. — 5 декабря 2008 г.)

Возрождать церковную жизнь уже во всероссийском масштабе предстояло будущему Первосвятителю в его Патриаршем служении.

3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Возвращение Церкви к широкому общественному служению — во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Одно за другим следовали события воистину промыслительные: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, торжественный перенос их в Дивеево, когда по предсказанию святого среди лета запели Пасху; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского.

Эти чудесные обретения свидетельствуют о том, что начался новый, удивительный период в жизни нашей Церкви, свидетельствуют о благословении Божием на служение Патриарха Алексия II.

В качестве сопредседателя Святейший Патриарх Алексий вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха состоялась межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета «»Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия» (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).

Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором «Православной энциклопедии» и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию «Православной энциклопедии», председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавлял Попечительский совет Национального военного фонда.

За годы своего архиерейского служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода.

Большое внимание Святейший Патриарх Алексий уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. В 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры.

Его Святейшество уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считал, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.

После многолетних гонений и ограничений Церкви была возвращена возможность проводить не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность по отношению к малоимущим и служение милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения.

Пастырский подход Святейшего Патриарха Алексия снял напряженность между учреждениями государственной системы сохранения памятников культуры и Церковью, что было вызвано неоправданными опасениями, узко корпоративными или личными интересами. Его Святейшество подписал ряд совместных документов с Министерством культуры Российской Федерации и руководством отдельных музейных комплексов, находящихся на территории церковно-исторически и духовно значимых монастырей, которые разрешают названные проблемы и дают монастырям новую жизнь.

Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией.

Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана стройная церковная система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

В ходе политических, социальных и экономических реформ Святейший Патриарх Алексий II постоянно говорил о приоритете нравственных целей перед всеми иными, о преимуществе служения благу общества и конкретного человека в политической и экономической деятельности.

Продолжая традицию христианского миротворческого служения, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года, чреватого угрозой гражданской войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах.

Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака, военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 г. и так далее.

За время Патриаршего служения было образовано большое число новых епархий. Таким образом возникло множество центров духовного и церковно-административного руководства, расположенных ближе к приходам и содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах.

Будучи правящим епископом города Москвы, Святейший Патриарх Алексий II уделял очень много внимания возрождению и развитию внутриепархиальной и приходской жизни. Эти труды во многом стали моделью для устроения епархиальной и приходской жизни в других местах. Наряду с неустанным внутрицерковным устройством, в котором он постоянно призывал более активно и ответственно участвовать всех без исключения членов Церкви на подлинно соборных началах, Предстоятель Русской Православной Церкви уделял большое внимание вопросам братского взаимодействия всех Православных Церквей для совместного свидетельствования Истины Христовой миру.

Сотрудничество между различными христианскими конфессиями ради нужд современного мира Святейший Патриарх Алексий считал христианским долгом и путем к исполнению Христовой заповеди о единстве. Мир и согласие в обществе, к которым неустанно призывал Патриарх Алексий, обязательно включали в себя благожелательное взаимопонимание и сотрудничество между приверженцами различных религий и мировоззрений.

[Показать слайдшоу]

 

63b5404d-caaf-3313-603a-092cb9e4ef44786c07f6-fc03-e5e7-7933-d0eec0002f0a837f5cfb-41e0-c25d-43a2-23a406cafdfb108177e8-de01-511e-96bc-2a5fc7b6bb4cd643affa-f3e9-998f-4cf1-cf61929a099e

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=61408

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг