«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/
В Пензе индийцы встретили
2016 год
08.11.2015
Вся Россия
уже в ожидании новогодних праздников. До волшебной ночи 31 декабря остается
меньше двух месяцев. А вот Индия уже встретила 2016-й. Первый день нового года,
который у индийцев называется Дивали, наступил 7
ноября. Студенты, приехавшие учиться в Пензенский государственный университет
из восточной страны, устроили в вузе большое веселье.
Если в
России Новый год начинается с елки, то в Индии этот праздник – это, в первую
очередь, огонь. По традиции торжество начинается с зажжения свечей, которые
символизируют победу света над тьмой и добра над злом.
«Я очень
рада, что наши русские друзья отмечают праздники и веселятся вместе с нами. Тут
мы празднуем все индийские фестивали. Новый год, который
отмечают в России, очень похож на наш, тоже много огней. Только для
многих индийцев тяжело привыкнуть к русской погоде и к холоду», - рассказывает
студент ПГУ Пурва Дудхреджия.
Зажигательные
танцы, веселые песни и самое главное - праздничный стол. Вместо русских
традиционных блюд, таких как оливье или селедка под шубой, на новогоднем столе
индийцев совсем другие, незнакомые кушанья. Одни из самых популярных праздничных
яств - домашние конфеты гулаб джамуни
или лепешки пури, по вкусу напоминающие наши
блинчики.
«На
праздник Дивали мы зовем всех своих родственников и
друзей и вместе готовим традиционные сладости и блюда. Любого, кто в этот день
стучится в дверь, мы приглашаем домой и угощаем. И так делают в каждой семье.
Все также, как у вас. Вместе мы запускаем фейерверки,
а свой дом украшаем огнями и свечами», - отмечает студент ПГУ Хитартх Десани.
В
Пензенском государственном университете праздник Дивали
отмечается третий год. За это время количество студентов из Индии увеличилось
более чем в два раза. В 2013-м их было 90, сейчас же учатся 240 человек.
«На мой
взгляд, они учатся успешно, из государств вне России это, наверно, одна из
самых успешных стран по обучению», - сказал проректор ПГУ по международной
деятельности Сергей Васин.
Организаторы
считают, что празднование следующего индийского нового года, которое в Пензе
становится традиционным, уже не поместится в стенах университета.
http://tv-express.ru/sobitiya/v-penze-indijcy-vstretili-2016-god
В
Пензе детей научат толерантности
08.11.2015
В
Пензенской областной библиотеке для детей и юношества с 10 по 16 ноября будет
проходить неделя толерантности «Все мы едины!».
Для юных
читателей проведут психологические уроки «Жить в мире с собой и другими», «Все
различны, все едины, все равны», «Свои и чужие» и на другие темы.
Ребята
смогут порассуждать о месте человека в огромном мире,
обсудить правила поведения в обществе, узнать об обычаях и традициях разных
народов, населяющих Россию.
Принять
участие могут все желающие, предварительно позвонив по телефону 94-58-17.
http://tv-express.ru/sobitiya/v-penze-detej-nauchat-tolerantnosti
ИЗ ПОЧТЫ САЙТА
Пензенские
протестанты и мусульмане договорились о сотрудничестве
09.11.2015
В пятницу 6 ноября
состоялась встреча священнослужителей Российского объединенного Союза христиан
веры евангельской (пятидесятников) со служителями Регионального духовного
управления мусульман Пензенской области.
В ходе
визита в город Кузнецк епископ Олег Серов и пастор Сергей Киреев посетили
Мечеть №1903, где встретились с председателем РДУМ Пензенской области Абубякяром Юнкиным, передает Живая
Вера Медиа.
Поздравив
друг друга с праздником народного единства, стороны обсудили вопросы
межрелигиозного диалога в регионе, а также темы совместного сотрудничества в
защите традиционных ценностей, семьи, морали и сфере социального служения.
Абубякяр Юнкин отметил важность диалога между христианами и мусульманами,
рассказал о работе, которую делаем духовное управление, а также провел
экскурсию по мечети.
"Примечательно,
что мусульмане и протестанты в своем служении сталкиваются с одинаковыми
проблемами, среди которых можно выделить сектантство, попытки зарубежного
влияния и недостаток знаний общественности о религии, который рождает разного
рода фобии", - рассказал полномочный представитель начальствующего
епископа РОСХВЕ Сергей Киреев.
В свою
очередь представители протестантов подарили имаму книги "Протестанты на
службе России", а также сделали приглашение, чтобы делегация мусульман в
ближайшем будущем посетила протестантский храм в Пензе.
"Я
считаю, что подобного рода встречи очень важны. Они помогают нам лучше узнать
друг друга и выработать позиции для совместного отстаивания традиционных
духовно-нравственных и семейных ценностей, которые зачастую в нашей стране
подвергаются атакам и проверкам на прочность", - отметил член Всемирного
христианского совета епископ Олег Серов.
Служение "Живая вера"
alivefaith.ru@gmail.com
Пензенцы приняли участие в
мордовском свадебном обряде
09.11.2015
В молодежном
центре «Юность» города Пензы состоялся фестиваль национальных семейных
традиций.
В ходе
мероприятия представители мордовского, татарского и русского народов
рассказали о традициях, существующих в современных национальных
семьях, продемонстрировали костюмы, предметы быта, образцы
декоративно-прикладного творчества, сообщает пресс-служба мэрии.
Гости
праздника смогли не только увидеть, но принять непосредственное
участие в мордовском и русском свадебных обрядах. Кроме
того, пришедшие на фестиваль смогли поучаствовать в народных
играх, научиться делать куклы-обереги, а также попробовать свои
силы в танцевальных мастер-классах.
Завершилось
мероприятие награждением победителей в номинациях «Сундучок рукоделок» и «Национальный колорит».
Фотография: www.penza-gorod.ru
http://www.penza-press.ru/lenta-novostey/86982/penzency-prinyali-uchastie-v-mordovskom-svadebnom-obryade
Домой
в Россию
09.11.2015
Самой большой
трагедией распада Советского Союза Президент России В. В. ПУТИН считает судьбу
наших соотечественников, оказавшихся на территории других государств – бывших
союзных республик.
Восток – дело тонкое
Это люди с
ярко выраженной славянской внешностью, к которым в одночасье изменилось
отношение со стороны, прежде всего, восточных народов. В нашем городе живёт
немало людей, которые в 90-е годы, бросив квартиры, дома, имущество, спешно
уезжали в Россию, надеясь на её защиту. Да и не только русские испытали этот
взрыв национальной ненависти: в одной связке с ними оказались и татары, и
евреи, и армяне. И всё-таки из Средней Азии, Казахстана уехало самое большое
количество русских.
С 2008 года
в Нижнем Ломове живёт Надежда Михайловна ШУМСКАЯ. Её родина – город Термез, что
находится на самом юге Узбекистана. Именно по термезскому
мосту через Аму-Дарью выходил в 1989 году наш
Ограниченный контингент войск из Афганистана. А через несколько лет и Союз
распался, породив кучу национальных проблем.
«”Белое
ухо”, уходи в свою Россию», – такие слова вскоре стали привычными в Термезе для
любого белокожего человека, хотя для многих этот город был родиной, местом
жизни их предков. В голодные 30-е годы сюда приехали в поисках лучшей жизни и
родственники Надежды Михайловны. Обжились, купили дома,
посадили сады, где в изобилии росли абрикосы, виноград, груши, инжир, грецкий
орех, пустили прочные корни. Сама Надежда училась в русской школе, где
обязательным было и изучение узбекского языка. Поэтому общение со
сверстниками-узбеками не представляло труда. Впрочем, и сейчас Надежда
Михайловна тепло вспоминает своих друзей с узбекской «махали» (улицы), а
некоторые даже приезжали в гости в Нижний Ломов. Поистине в каждой нации есть
хорошие, порядочные люди и отпетые негодяи,
человеконенавистники. Ну а 90-е годы стали временем безумства, когда их злоба
выливалась на тех, кто жил с миром и добром, кто помогал им строить и
развиваться.
Окончив 9
классов, Надежда поступила в строительный колледж и приобрела профессию
связиста. Уж очень хотелось ей надеть военную форму и отстукивать азбукой Морзе
приказы для воинской части! Однако любовь к военной службе вскоре приобрела
вполне реальные черты: руку и сердце ей предложил бравый пограничник. Молодой
семье сразу же выделили от погранотряда квартиру, а работать пришлось в
гражданском почтовом отделении Термеза, где рядом с ней были и узбечки, и
татарки, и таджички. Уйдя в декрет, Надежда даже и предположить
не могла, как трудно ей будет вернуться на прежнее место: его просто не стало
для русской женщины, которая вдруг почувствовала себя чужой в родном городе. В
это время начался массовый отъезд людей в Россию. Уезжали специалисты, для
которых теперь не было работы, и те, кто испытал потоки национальной неприязни,
угроз и пережил страх погромов. Кроме того, у многих возникали трудности с
обучением детей, так как узбекский язык, на котором оформлялась вся
документация, претерпел изменения по части графики: стали использоваться
латинские буквы. Ну а с русским-то что стало? Неужели запретили, как на
Украине? К счастью, этого не случилось. Состоятельные узбеки понимали, что их
дети в обязательном порядке должны владеть русским языком, как и английским,
иначе не будет перспектив для развития. Правда, на рынке отношение к языку было
другое: спросишь на русском – сделают вид, что не слышат. Словно губка,
впитывало это отношение к русским молодое поколение узбеков, видя во всём
только внешнюю сторону неприязни. Поначалу Надежда Михайловна не придавала
особого значения стычкам в мальчишеской среде. Обычное дело: подрались, а потом
помирились. Но когда стали срывать с шеи её сына крестик, поняла, что это уже
не детские шалости, а поступок, грозящий более жестокой расправой. «Нужно
уезжать в Россию! Ведь многие родственники уже уехали и обосновались там», –
это решение Надежды было непоколебимо, несмотря на то, что муж уговаривал её
повременить, так как ему ещё нужно было дослужить несколько лет до пенсии.
Взвесив всё ещё раз, Надежда с сыном всё-таки уехали из Термеза, где остались
муж, друзья, родители. Похоже, это было прощание с городом детства, юности, с
восточной природой и культурой, которые невозможно просто так вычеркнуть из
жизни.
В российской глубинке
Переезд из
областного города в провинциальный Нижний Ломов не стал для Шумских
шоком, хотя трудностей ожидало немало. Маленький дом без удобств, без ремонта и
холодная российская зима не прибавили, конечно, оптимизма, но бороться с
невзгодами оказалось легче, когда рядом родственники и хорошие соседи. Одни
только сёстры СТУДЕНИКИНЫ чего стоят! И воду помогли провести, и дом купить
посоветовали. Четыре месяца Надежда не могла устроиться на работу из-за отсутствия
гражданства, поэтому путь оставался один – в Москву. Поработав на доставке
товаров из магазина, Надежда вскоре перешла в салон красоты «Восторг», где
занималась маникюром и татуажем. И надо сказать, что
опыт в столице приобрела хороший. Подходило и время получения российского
паспорта, а значит, можно было заняться бизнесом дома, в Нижнем Ломове. Сын
тоже уже освоился на новом месте и получил паспорт гражданина Российской
Федерации. Окончив 9 классов, кадет Юрий Шумский стал студентом железнодорожного
техникума и мечтает водить поезда по огромной территории страны, ставшей для
него второй родиной. Закончил службу и Олег Шумский, муж Надежды Михайловны. И
теперь, через годы разлуки, семья, наконец, воссоединилась на нижнеломовской земле. Сейчас он работает на
электромеханическом заводе, и подал документы на оформление российского
гражданства.
– Жизнь
налаживается! – с улыбкой говорит Надежда Михайловна. – В планах, конечно,
ремонт дома, его благоустройство. И хотя всегда жила в тёплом климате и благоустроенной
квартире, с удовольствием занимаюсь огородом, цветами. Есть немного и живности:
это кролики, куры.
Но главное,
чему теперь Надежда Михайловна отдаёт большую часть времени, – это её
салон-студия «Восторг», где представительницы слабого пола могут подправить
профессионально и рисунок бровей, и ногти привести в порядок.
Прощаясь,
не удержалась от вопроса:
– Скучаете
по Термезу? Планируете когда-нибудь съездить?
– Термез –
красивый восточный город, которому 2 600 лет. Здесь были Александр Македонский,
Николай II. Сейчас, говорят, обстановка там стала спокойная, нет открытой
вражды. Но возвращаться туда мы не будем, так как наша жизнь теперь связана
только с Россией.
Наталья КЛИМЕНКО.
От редакции.
…Необычную
акцию придумали владельцы израильского ресторана: они предлагают 50-процентную
скидку за порцию хумуса (нутовой
пасты), если за столом одновременно сидят арабы и евреи. Это тоже путь к
примирению! А разве не могут за один стол сесть русские, украинцы, узбеки,
таджики? Тем более что плов, самса, борщ и вареники
давно уже стали частью российской кухни. Друзья и родственники, оказавшиеся по
разные стороны границы, помнят те времена, когда мы были единой страной. И даже
сейчас у нас осталось много общего.
http://www.kurant-mayak.ru/news-3-3645.html
Поздравили с юбилеем
09.11.2015
7 ноября
знаменательный юбилей – 95-летие – отметила Антонина Ивановна Брюханова –
известная в районе активистка, общественница, долгие годы возглавлявшая Совет ветеранов
ГППЗ «Пачелма».
Приветственный
адрес от Президента РФ В.В. Путина передали юбилярше руководитель аппарата
администрации района А.Н. Смолинский и начальник УСЗН
В.А. Шмаранов. Представители власти искренне
поздравили ветерана, пожелали здоровья, добра и благополучия, вручили цветы и
памятный подарок.
Антонина
Ивановна много лет трудилась во благо не только своей семьи, но и района. Сразу
после школы молоденькая девушка была направлена в село Татароникольское
учить русскому языку.
В первый
день войны – 22 июня 1941 года – в Бресте погиб её первый муж, пограничник,
защищавший рубежи нашей страны. Антонина Ивановна осталась одна с маленькой
дочкой на руках. После войны она второй раз вышла замуж, родила и вырастила
достойными людьми еще троих сыновей. Судьба сложилась так, что их уже нет в
живых. Старшая дочь Римма, многочисленные внуки и правнуки во всём радуют
бабушку.
Много лет
А.И. Брюханова работала в ГППЗ «Пачелма» инспектором по кадрам, отлично знала
всех тружеников и во всём поддерживала. А еще она помогала создавать Музей боевой
и трудовой славы в Доме культуры племптицезавода,
который долгие годы был гордостью предприятия и района.
Только пять
лет назад Антонина Ивановна по состоянию здоровья оставила пост руководителя Совета
ветеранов. Но она и сейчас остаётся в курсе всех дел, происходящих в Пачелме,
всегда является нашей активной читательницей. «Родная земля» присоединяется ко
всем поздравлениям и желает уважаемой юбилярше всего самого доброго!
http://www.rodzem58.ru/news-12-2848.html
Стартовал
этнический фестиваль «Венок дружбы»
09.11.2015
Отметим, что праздничные мероприятия
совпали с юбилеем татарского фольклорного ансамбля «Былбылым»,
который отметил в этом году свое 25-летие.
Почетным
гостем праздника стал наш земляк - заместитель Председателя Законодательного
Собрания Пензенской области Вячеслав Космачев, также в Индерку
прибыли гости из соседних районов и представители национальных автономий.
Открывая
фестиваль, глава администрации Сосновоборского района
Александр Дадаев отметил, что именно на дружбе и
единении культур зиждется процветание Сурского края.
«Подобные
мероприятия помогают сплотить разные народности, тем самым избежать накала
отношений и сохранить хрупкий мир между разными национальностями. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить творческий коллектив
ансамбля «Былбылым», пожелать успехов и новых побед»,
- поздравил Александр Иванович.
В этот раз
в программе фестиваля были не только творческие номера этнических ансамблей, но
и была представлена выставка народных промыслов, в рамках которой все участники
могли полюбоваться очаровательными изделиями. Особое внимание привлекли куклы в
национальных нарядах.
Завершился
первый этап фестиваля масштабным концертом, в котором приняли участие не только
коллективы района – «Лейне», «Быблыбыл»,
«Судурашка», - но и фольклорные ансамбли из Шемешейского, Городищенского и Неверкинского районов.
http://www.trudput.ru/news-7-2085.html
В
пензенской глубинке 99-летняя баба Шура помогла построить церковь
10.11.2015
В трудную минуту
жизни Александра Черняева поклялась помогать каждому, кто в этом нуждается. И в
свои годы этому правилу не изменяет.
Вместо батюшки
Храм в селе
Саполга Малосердобинского
района после революции был разрушен до основания. Лишь несколько лет назад благодаря
усилиям местной пенсионерки Александры Черняевой здесь вновь появилась церковь.
Ну и что в
этом удивительного, спросите вы? А то, что старушке, которая осилила такое
большое дело, на будущий год исполнится 100 лет.
Мы приехали
к ней, но дома не застали. Она пошла к соседке отдать
газеты, которые принесла почтальонка. Хоть малая, да помощь.
Ждать
пришлось недолго. И вот мы у Александры Егоровны. Такое ощущение, что в прошлое
попали. Изба разделена на две части. В одной — большая печь да стол, в другой —
старинная никелированная кровать. Нет ни телевизора, ни радио. И в той, и в
другой половине в красном углу — иконы. Бабушка живет одна (правда, дочь
навещает ее каждый день).
— Не скучно
вам без телевизора, баба Шура?
— Да что
вы, милые мои! — удивляется она.
Александре
Егоровне сериалы не интересны. Да и некогда ей их смотреть. Священник приезжает
в Саполгу на службу раз в месяц, в остальное время
Александра Егоровна — вроде как его заместитель. В пять утра, когда на улице
темно хоть глаз коли, потихоньку ковыляет она к храму, отмыкает дверь, зажигает
свечи и читает положенные молитвы.
Трудный век
Глаза у
бабы Шуры — голубые-голубые, смотрят и будто насквозь
тебя видят. Такие бывают у святых на иконах, да у стариков-долгожителей,
которые задержались на распутье между небом и землей.
За свой
долгий век Александра Черняева видела немало. Пережила страшный голод в
Поволжье. В 33-м году в Саполге умерло около 700
человек.
Одного
мужичка отрядили за пайку хлеба на скорбную работу. Каждый день он запрягал лошадь,
и телега с покойниками направлялась на край села. Хоронили мертвых в большой
братской могиле.
— Помню,
едет воз, полный мертвяков, мимо меня, — рассказывает баба Шура. — Смотрю: одна
старушка глаза открыла и глядит!
Я в слезы:
«Да ведь она живая!»
— Ничего,
девочка, — ответил возница. — Все равно мне не сегодня, так завтра ее хоронить
везти...
Когда после
трудных зимы и лета собрали урожай зерна, народу
умерло еще больше, чем с голоду, — объелись хлебом, не могли остановиться...
Кстати,
именно по инициативе бабы Шуры был установлен крест на братской могиле — в
память о жертвах голода и репрессий.
Деньги
собирали всем селом.
Безотказная
Муж Черняевой
погиб на войне. Сразила его шальная пуля, когда перед боем он сел перекусить и
подносил ко рту кусочек хлеба. Шуре тогда было всего 23 года, на руках двое
малолетних ребятишек, и помочь некому — родители ее к тому времени умерли...
Горько
рыдала тогда женщина, плакала и молилась: «Господи, помоги поднять детей!
Никогда никому ни в чем я тогда не откажу».
Выжили
как-то. И зарок свой Шура выполнила. Случалось, ходила пешком (!) в Пензу —
носила передачки односельчанам, которые в тюрьме
сидели.
В голодные
советские времена, когда на полках магазинов было пусто, ездила в Москву «по
заказам», привозила всем одежду: трико, гамаши, платья… Ни
рубля сверху цены не брала.
А еще
бабушка Шура кормила бедных и пьяниц, которые к ней
забредали.
— Бывало, у
самой кастрюля пустая, так сварю макарон да на масличке
обжарю — вот и сыт человек, — рассказывает долгожительница.
Возраст
брал свое, но все равно Александра Егоровна старалась помогать людям. В
скорбную минуту обращались к ней за советом: как лучше помянуть усопшего,
просили почитать молитвы над гробом.
Была у
бабушки Шуры одна боль — нет в селе храма. На большой праздник и собраться
негде! Задумала она открыть в Саполге хотя бы
молельный дом. Ходила по односельчанам, просила копеечку. И своих денег не
жалела. Давали, кто, сколько мог, даже не особо набожные. Ведь баба Шура — как
совесть народная. Разве можно ей отказать?
На
собранные средства купили домик, иконы, сделали ремонт. Бабушка Шура на
автобусе ездила в Пензу к владыке, спрашивала, как лучше все устроить.
Теперь в
дни церковных праздников снова плывет над селом колокольный звон.
В сельском храме
Долгожительница,
несмотря на нездоровье (поднялось давление), не отказывает и нам – ведет в
молельный дом.
Дорожку
присыпал свежий снежок. Александра Егоровна в своих ботиночках «прощай,
молодость» с трудом поднимается на порожек, отворяет заледеневшую дверь.
Внутри
обстановка скромная, но есть все необходимое для проведения служб.
В уголке
стол, на нем в коробочке сложены свечки (накануне старушка съездила за ними
вместе с односельчанином).
Александра
Егоровна обводит взглядом иконы на стенах.
— Правда
ведь, благодать? — спрашивает.
Правда. Я,
человек невоцерковленный, тоже тихонько
перекрестилась на святые лики. Ибо тихого покоя и умиротворенности, необходимых для общения с Богом, в этой бедной сельской
церквушке было больше, чем в ином богатом храме.
Наш фотокор попросил бабушку Шуру ради снимка затеплить
лампадку и перекреститься перед иконой. Кадр уже был сделан, а старушка все
стояла, замерев, перед образом, опустив голову, как будто вокруг никого нет.
Так продолжалось минут 15, но мы не осмелились прервать ее молитву...
Любимая Саполга
Сейчас в Саполге прописано около 500 человек, а живут постоянно
около 350.
— Я умирать
не боюсь, — говорит Александра Егоровна. — У Бога все живы. Лишь бы Саполга моя не умирала...
Баба Шура
молится не только за себя — за все село.
— Бывало,
раньше вечерами на улице народ гуляет, слышна гармошка, песни поют, а сейчас —
мрак да тишина. Аж сердце щемит, – говорит
долгожительница.
Мы
проводили старушку до порога ее дома. Попросили ее зайти внутрь, прилечь,
отдохнуть. Возраст-то не шуточный!
Машина
тронулась. Я обернулась. Бабушка Шура все еще стояла на крылечке и ясно и
безмятежно смотрела вслед легковушке.
Наверное,
молилась за нас, грешных...
Алиса РЯДНОВА
Фото: Сергей ВОЛКОВ
http://pravda-news.ru/topic/63338.html
Вадинскому учителю, совершившему культурную революцию
11.11.2015
Событие,
достойное называться историческим, свершилось 4 ноября, в День народного
единства.
Изготовление
и монтаж нового памятника организовала и финансировала из личных средств (с
привлечением части средств мецената, пожелавшего остаться неизвестным) депутат
Законодательного собрания Пензенской области, директор Вадинской
средней школы Г. Н. Бураева.
Преображение
могилы Н. Е. Рассказова состоялось, по Божьей, видимо, воле (по стечению ли
обстоятельств) 4 ноября, в двойной праздник: церковный и государственный. А кроме того, накануне, 3 ноября, Н. Е. Рассказову была
память – его не стало 68 лет назад.
– Обновить
надгробие на могиле выдающегося педагога нашей школы я собиралась к 70-летию
Победы. Но, к сожалению, весной много сил и времени ушло на реставрацию
школьного музея Боевой и Трудовой славы, – говорит Г. Н. Бураева.
По её
словам, видеть могилу такого талантливейшего человека, оставившего о себе
добрую память на вадинской земле, было больно.
Несмотря на то, что над ней шефствовали ученики Вадинской
средней школы. Ведь прежнее надгробие и ограда давно пришли в негодность.
В установке
памятника и облагораживании могилы участвовали добровольцы Александр Бураев, Игорь Тришкин, Владимир Козлов, Олег Лисков.
– Я
искренне благодарна всем, кто принял какое-либо участие в таком благородном
деле, – говорит Галина Николаевна. – Нам предстоит ещё довести его до конца –
смонтировать ограду. И, конечно, наши ребята будут по-прежнему ухаживать за
могилой Н. Е. Рассказова.
Человек, Учитель, Актёр с большой
буквы
Николай
Евгеньевич Рассказов (28.10.1901 - 03.11.1947) был уроженцем Белинского района
Пензенской области. Являлся по материнской линии родственником Виссариона Григорьевича Белинского. Отец Н. Е. Рассказова
был священнослужителем.
В Вадинск (вернее, Керенск) учитель-словесник приехал в середине 20-х годов
прошлого столетия. Сначала преподавал в педтехникуме.
Затем, после его ликвидации, в начале 30-х годов, перешёл работать в Вадинскую среднюю школу, располагавшуюся в зданиях
монастыря.
По
воспоминаниям учеников, Н. Е. Рассказов был не только очень интеллигентным и
образованным, но и весьма своеобразным человеком. Строгий
и аккуратный буквально во всём, начиная со стиля одежды, заканчивая манерой
общения с воспитанниками.
– Он учил
нас с пятого класса, – вспоминает бывшая ученица Николая Евгеньевича Надежда Поликарповна Старцева (в
девичестве Уварова). – Когда он входил в класс, и на его уроках мы сидели, как
мышки, не шелохнувшись.
– Голубчики
мои, вы хоть дышите, – обращался в «мёртвой» тишине учитель к ученикам,
смотрящим в его строгие зелёные глаза, пронзительного взгляда которых
подопечные боялись, потому что знали, что видят они всегда всех и сразу.
Абсолютно
ко всем ученикам, без исключения, начиная с самых маленьких, Н. Е. Рассказов
обращался исключительно на «Вы». Тем самым он старательно прививал им культуру
общения, разговаривая как со взрослыми.
– В Керенске живёт косноязычный народ, – говорил Учитель с
большой буквы, – особенно на окраинах, люди говорят неправильно, коверкая
русский язык.
В качестве
примера Н. Е. Рассказов произносил присказку, которая на слуху у вадинцев и по сей день, дойдя до нынешних школьников, можно
сказать, через четыре поколения: «Манька пол мот, Нюрка стират, а собака лат, лат,
да как завот!»
Бездарных
детей не бывает, – считал Николай Евгеньевич. В каждом человеке заложена
какая-то «изюминка», благодаря которой из него впоследствии может получиться
гений. Поэтому, несмотря на свою болезненность, не считаясь ни со временем, ни
со здоровьем, он занимался с отстающими учениками, делавшими в диктантах много
ошибок. Учитель приглашал их к себе домой и заставлял писать под диктовку,
несмотря на своё плохое самочувствие, бывало, прямо лёжа в постели. А проверяя
письменные работы, писал к ним по целой странице аннотации: на что ученику надо
обратить особое внимание, что подучить и т. д.
Н. Е. Рассказов (в центре в верхнем ряду) с выпускным классом Вадинской средней школы, 1939 год.
Во многом
благодаря именно этому учителю, а также другим талантливейшим педагогам Вадинской средней школы того времени её выпускники получали
достойное образование. 90 % поступали в институты.
Для своих
бывших учеников Н. Е. Рассказов становился за их школьные годы лучшим другом и
советчиком в любых вопросах. Поэтому многие из ребят писали ему письма, в том
числе в 1941-1945-е годы с фронта. А ещё ученики делились с учителем
впечатлениями об увиденной какой-либо театральной постановке, ведь он прививал
им не только любовь к родному языку и литературе, но и к театру, будучи сам
заядлым театралом.
Считалось,
что, приехав в наш край после октябрьской революции 1917-го года, здесь Н. Е.
Рассказов совершил революцию культурную. Драматический коллектив,
функционировавший при Народном доме (примечание: он находился на улице
Советская – ранее Дворянская, это центральная улица Керенска,
на которую был запрещён въезд на лошадях, по обе её стороны росли тополя, которые
подстригались, отчего кроны деревьев имели шаровидную форму, дорожки были
выложены красным кирпичом), славился далеко за пределами района. На сцене
Народного дома (на современный лад – дом культуры) ставились серьёзные
произведения, в том числе «Борис Годунов», «Поднятая целина». Керенским
самодеятельным артистам, игравшим не хуже, чем артисты в настоящих театрах,
приезжавшие в гости к родным москвичи аплодировали стоя.
Работой
драматического кружка руководил учитель Н. Е. Рассказов. Совместно с директором
Народного дома Александром Ивановичем Храмовым (к слову, впоследствии он стал
директором Лермонтовского музея-заповедника
«Тарханы») они ставили невероятные спектакли. Директор Народного дома был
художником-профессионалом. Вместе с Николаем Евгеньевичем они придумывали и
шили костюмы для актёров. А задействованы в спектаклях были многие учителя, а
также ученики старших классов, практически все работники редакции, в том числе
редактор В. Г. Лукашов и его супруга. Чтобы участвовать в работе драмкружка,
приезжали и из других сёл.
Вадинские артисты, пьеса
«Старые друзья», июль 1946 года.
Руководил
Николай Евгеньевич также и драмкружком в школе.
За свою
деятельность Н. Е. Рассказов первым в средневолжском
краю был удостоен ордена «Знак Почёта». Он был учреждён для награждения за
высокие достижения в производстве, научно-исследовательской, государственной,
социально-культурной, спортивной и иной общественно полезной деятельности, а
также за проявление гражданской доблести.
СПРАВКА
Орден «Знак Почёта» – последний из
учреждённых Советским Правительством орденов довоенного, мирного времени.
Появление этой награды напрямую связано с потребностью не экономического
стимулирования трудящихся Советского государства. Именно в этот промежуток
времени, когда в стране ярко проявлялся трудовой энтузиазм народных масс,
возникла острая необходимость поддержки этого энтузиазма какими-то особыми,
отличными от банального денежного вознаграждения, средствами. Одним из таких
средств не экономического стимулирования и стало появление в наградной системе
Советского государства «Знака Почёта».
Идею нового
ордена воплотил в жизнь художник Галядкин Д. С.
Изображённые на нём рабочий и колхозница олицетворяли
собой движение вперёд, к светлому социалистическому будущему. Именно таким,
торжественным и стремительным он и был утверждён в ноябре 1935 года Центральным
Исполнительным Комитетом СССР. Знак выполнен в форме овала. В центре размещены
две фигурки – рабочего и работницы, несущих знамёна с надписью «Пролетарии всех
стран, соединяйтесь». В верхней части, между знамёнами, расположена красная
звезда, а ниже её – рельефная надпись золочёными буквами «СССР». В нижней части
ордена, ниже фигурок, надпись «Знак Почёта». Вся композиция обрамлена ветвями
дуба. Звезда и знамёна покрыты тёмно-красной эмалью. Древки знамён и надписи –
позолочены. Основной фон, дубовые ветви и фигурки рабочего и работницы –
оксидированы и имеют тёмный цветовой оттенок.
Предполагалось
награждать за высокие производственные показатели во всех сферах советской
промышленности, сельского хозяйства, на транспорте и в торговле. А также за
новаторство в науке, культуре, спорте и за заслуги в области укрепления
обороноспособности страны. Орден был достаточно универсальным. Им награждали
граждан СССР, предприятия и организации, районы, города и другие населённые
пункты. Награждали и граждан иностранных государств, и даже иностранные
населённые пункты. «Знак Почёта» надлежало носить после «Дружбы Народов» на
левой стороне груди. В августе 1988 года орден был переименован в орден
«Почёта», тогда же был незначительно изменён его статус и внешний облик.
Самые
первые награждения орденом «Знак Почёта» состоялись в декабре 1935 года.
Наградили различные музыкальные коллективы, коллективы заводов и фабрик. В
числе награждённых были и деятели культуры Советского
государства, учителя, врачи, спортсмены. Много среди награждённых работников
сельского хозяйства.
В годы
Великой Отечественной войны он становится и военной наградой. В числе награждённых военные и гражданские лица, внесшие свой вклад
в дело победы над фашизмом. Достаточно много награждённых среди партизан.
К
сожалению, у такого умнейшего и талантливейшего человека, прожившего недолгую
жизнь, не осталось потомков. Но он очень любил свою супругу, уроженку керенской земли Полину Фёдоровну в девичестве Корнилову. В
миниатюрную, как Дюймовочка, молодую женщину
постоянно влюблялись другие мужчины.
– Значит, голубчики, я не ошибся! –
говорил Н. Е. Рассказов.
Из книги А. Ф. Старцева
«Край мой Вадинский»
«Далеко за
пределами области гремела слава учителя русского языка и литературы Керенской
средней школы, одного из потомков В. Г. Белинского, Николая Евгеньевича
Рассказова. Кто учился у Рассказова, до сего времени помнят незабываемый образ
этого большого педагога. Он был тяжело болен, но горел
на работе, его уроки были своеобразными театральными миниатюрами с одним
учителем-артистом, роль которого исполнял сам Рассказов. Он, действительно,
уводил своих воспитанников в мир знаний, в неповторимый храм литературы и
искусства.
Н. Е.
Рассказов был педагогом-подвижником. Он создал ещё в 1929 году при Народном
доме, который возглавлял А. И. Храмов – будущий основатель знаменитых музеев В.
Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова в Чембарском районе,
– театральный коллектив, который по уровню исполнения, вдумчивой и серьёзной
работе над пьесой не уступал профессиональным театрам.
Регулярно
на сцене Дома культуры появлялись премьеры новых спектаклей прославленного
коллектива Н. Е. Рассказова. Шли «Борис Годунов», «На дне», «Без вины
виноватые», «Лес», «Слава», «Платон Кречет», «Шестеро любимых», «Чужой ребёнок»
и другие известные произведения русских и советских классиков. Баловали керенцев и приезжие артисты Харьковского театра музыкальной
комедии, Москонцерта, Земетчинского,
а затем Нижнеломовского колхозно-совхозного театра, артисты цирка и филармонии.
Керенская
любительская сцена выдвинула много талантливых артистов и среди них народный
артист ЛССР Н. С. Барабанов, народный артист РСФСР П. М. Кирсанов, заслуженный
артист МАССР М. Богданов, музыканты-профессионалы А. Н. Беспалов и его брат С.
Н. Беспалов – создатель районного академического хора, славившегося в довоенное
и послевоенное время.
В середине
тридцатых годов в Керенск на постоянное место
жительства приехал Василий Георгиевич Журавлёв – чудесный врач и обаятельный
человек, который перестроил работу центральной больницы, сделав её одной из
лучших в области. Этот доктор был под стать Н. Е. Рассказову, такой же
энергичный, общительный, влюблённый в свою профессию и в своих пациентов
человек. Они оба стали большими друзьями и любимцами Керенска
и района».
Из воспоминаний участницы драмкружка
В архиве
музея Боевой и Трудовой славы Вадинской средней школы
среди других весьма ценных материалов найден альбом, оформленный вадинской самодеятельной актрисой Верой Фёдоровной Балдиной. В альбоме рукописная информация и фотографии. В
«Докладе о работе вадинского драмкружка
художественной самодеятельности» П.Ф. Рассказовой и
статье из районной газеты «Народное признание» – история рассказовского
театра.
«Нашему
драмкружку художественной самодеятельности – 22 года. В 1925 году приехавший в Керенск (ныне Вадинск) преподаватель литературы Николай
Евгеньевич Рассказов организовал кружок самодеятельности при школе. Первый
спектакль для большой аудитории был поставлен на выпускном вечере, прошёл он с
большим успехом.
Так и
повелось: старшеклассники, вчерашние ученики, ставшие учителями и работниками совучреждений, жена Рассказова не хотели отрываться от
заинтересовавшего их кружка. Спектакли продолжались. С «Каширской стариной» нас
пригласили в Народный дом. Зрители тепло встретили исполнителей.
Популярность
кружка росла. В него охотно вступала не только молодёжь.
В 1928 году
кружок насчитывал более 40 человек, постоянных, сыгравшихся людей. В него вошли
люди разных профессий и возрастов: учителя, медработники, воспитатели и
директора детдомов, домашние хозяйки, начальник милиции и др.
Решили
оформить драмкружок художественной самодеятельности при Керенском Народном
доме. Закрепили добровольным руководителем Н. Е. Рассказова, избрали старост из
актива, выработали правила внутреннего распорядка и т. д.
Повысилось
требование руководителя и к себе, и к исполнителям. Николай Евгеньевич
выписывал соответствующую литературу: о режиссуре, гриме, костюмах, устройстве
сцены. Тщательно подбирался материал. На общем собрании было решено ставить
«Любовь Яровую» Тренёва. Премьера прошла 12 января
1929 года. С этого времени драмкружок занял прочное место на сцене нашего
района. Декорация, бутафория, парики, костюмы – всё приобретено нашим кружком
на средства, полученные от постановок.
Особенного
расцвета достигла наша самодеятельность в 30-х годах при директоре Храмове А. И., всячески поощрявшем наши начинания. При нём
не стеснялись сложностью декораций или костюмов. Неплохой художник и скульптор,
Александр Иванович сам рисовал декорации, лепил бутафорию, ездил для закупки
материалов и париков в Москву, выписывал наложенным платежом. Спектакли
старались оформлять красочно, правдиво, а также и костюмы – соответственно
эпохе времени.
…Шла третья
большевистская весна 1932 года. С трудом рушились старые устои. Неладно было с
севом, неудовлетворительно с финпланом по
распределению займов, вкладов в сберкассы. РДК организовал три культбригады, которые на протяжении полутора месяцев не
возвращались домой, побывав во всех уголках района, ведя повседневно
агитационно-массовую работу, выступая среди населения с пьесами, концертами,
литмонтажам и, выпуская газеты с злободневным
материалом. В результате, благодаря и нашей помощи сев был закончен вовремя, а финплан перевыполнен на 108 %. Директора РДК Храмова вызвали с отчётом в Москву, где
Центрально-конкурсная комиссия (15 декабря 1932 года) присудила Керенскому РДК
2-ю Всесоюзную премию, премировав добровольного руководителя Рассказова и
лучших участников с вынесением благодарности в бюллетене Наркомпроса.
Не было ни
одного мероприятия в районе, которое не обслуживалось бы кружком, будь то
весенний сев, уборочная, выборы в Верховные, местные советы, партийные
конференции, комсомольские, учительские слёты и совещания передовиков сельского
хозяйства и интеллигенции, революционные праздники, знаменательные даты –
неизменно, как правило, выступала художественная самодеятельность. Со сцены
райцентра, сёл и деревень, а то и прямо среди полевого стана, в любых условиях,
используя все виды возможного транспорта, а иногда и пешком. И везде артисты –
желанные гости.
На
протяжении 22 лет ни при каких обстоятельствах кружок не прекращал
совей работы. Не замерла его работа и в период Великой Отечественной войны, несмотря
на то, что весь основной мужской состав его выбыл на защиту Родины. Ушли на
фронт и многие девушки, но и там они включились в
фронтовую самодеятельность. Многие руководили кружками на фронте сами, а в
письмах к руководителю они делились с ним своими успехами, просили выслать
материал для художественного чтения, пьесы. Приходилось от руки переписывать и
отсылать.
Многие
талантливые кружковцы пали смертью храбрых за независимость своей Родины. А оставшиеся в тылу с удвоенной энергией вербовали, воспитывали
и готовили молодых исполнителей. Старейшие активисты, передавая свой опыт
молодёжи, старались быстрее заполнить пробел.
Таким
образом, большую плодотворную работу проделал кружок за годы войны, подготовив
27 новых исполнителей, поставив 29 новых пьес. Только за 1943 год было дано 37
спектаклей и по-прежнему передвигались по району культагитбригады.
Народное признание
«Спектакли,
поставленные на местной вадинской сцене, всегда имеют
большой успех. Горячо приветствуют зрители выступления самодеятельных артистов
и имена их хорошо известны в районе. Много лет играли в самодеятельных
спектаклях «корифеи» местной сцены Серафима Ивановна Лукашова и Мария Фёдоровна
Зотова. Помнят вадинцы и артистов Надежду Поликарповну и Александра Фёдоровича Старцевых,
Дору Митвеевну Полякову,
Андрея Яковлевича Лукошкина, Веру Фёдоровну Балдину,
Ивана Андреевича Носова и других. Это все старейшие артисты, но многие молодые
известны не меньше и игра их доставляет зрителям много удовольствия. Большой
успех имеют Людмила и Геннадий Ломакины, Надежда Гуляева, Станислав Лёвин, Юрий
Храмцов. Сейчас они артисты Народного театра, который недавно начал свою
работу. Но вернее будет сказано, что не начал, а возобновил. Официально
Народный театр в Вадинске существует с 1929 года, неизменным руководителем
которого до 1947 года был преподаватель русского языка и литературы Николай
Евгеньевич Рассказов.
Среди
поставленных драмкружковцами вещей были такие, которые и поныне имеются в
репертуаре больших профессиональных театров. Это пьесы А. Островского, Горького
и мн. др. Слава драмкружка разнеслась далеко за пределы района. Много раз
Народный театр показывал своё искусство в областном центре и всегда выступления
имели неизменный успех. В 1949 году театр подготовил спектакль «За Камой
рекой», за который драмколлективу присудили первое
место в области. Режиссёром театра в это время уже была жена Николая
Евгеньевича Рассказова Полина Фёдоровна.
Является
режиссёром она и сейчас, хотя давно находится на пенсии. Руководит ею огромная
неиссякаемая любовь к сцене, которая зародилась с ранних детских лет. Будучи
совсем ещё маленькой девочкой, она с удовольствием смотрела спектакли местного драмколлектива и спектакли заезжих театральных трупп, на
которые водил её отец. А когда Поля стала учиться в гимназии, начала сама
активно участвовать в художественной самодеятельности. На сцене местного
Народного дома её выступление впервые состоялось, когда Полине Фёдоровне было
15 лет. Вот с этого и началась её большая сценическая жизнь, которая
продолжается уже 56 лет. Многому она сама научилась у хороших мастеров сцены,
многому научила молодых, неопытных самодеятельных артистов. И то, что спектакли
драмколлектива не раз заслуживали большое одобрение в
области и даже в Москве – немалая заслуга Рассказовой.
За свой труд Полина Фёдоровна награждалась ценными подарками, Похвальными
грамотами областного и районного отделов культуры, а Министерство культуры СССР
отметило её работу медалью «За трудовую доблесть». Но для неё, да и для всех вадинцев, важны не эти награды, а то, что спектаклей,
поставленных Полиной Фёдоровной всегда ждут с нетерпением и смотрят их с
большим удовольствием. Народное признание – самая большая награда. Можно не
сомневаться в том, что вадинские зрители ещё не раз
увидят выступления самодеятельных артистов, руководимых
Полиной Фёдоровной и по заслугам оценят их искусство».
Материал из
районной газеты «Путь Октября» от 23 декабря (год, к сожалению, не указан).
Подготовила Алла
ЯКОВЛЕВА
Спасибо за сотрудничество
Огромная
благодарность за помощь в сборе информации, фотографий и подготовке материала
директору Вадинской средней школы Г. Н. Бураевой и учителю истории Г. Г. Дороховой, а также Надежде
Поликарповне Старцевой и
Ольге Александровне Козловой.
http://www.vestivad.ru/news-11-2584.html
330 лет – юбилей завидный
11.11.2015
8 ноября Калиновка
отмечала юбилейный, 330-й год со своего основания и престольный праздник – День
Святого великомученика Димитрия Солунского.
Солнечный
день, легкий морозец придавали особое настроение и позитив.
Яркая
вывеска на фасаде Дома культуры «С праздником, Калиновка!» была видна издалека.
Красочная афиша заблаговременно известила о дате и времени культурно-массового
мероприятия.
Задолго до
его начала собрались в местном очаге культуры калиновцы
и гости села. В фойе каждый мог почерпнуть для себя что-то интересное.
Историческая справка рассказывала об освоении Калиновской земли, начиная с 1685
года; о нашем храме и о том, что у нас в 1910 году родился великий художник-живописец
Б.В. Преображенский, чьи картины хранятся в Пензенской картинной галерее и в
художественных музеях г. Москвы. На фотовыставках
земляки с радостью находили знакомые и родные лица, а также милые уголки с
сельскими пейзажами.
Почетных
гостей встретили хлебом-солью на крыльце сельского Дома культуры. Торжественная
часть началась со стихов о Калиновке. Затем предоставили слово заместителю
главы администрации Пачелмского района А.И. Фаюстову, который поздравил калиновцев
и гостей с праздниками и пожелал развития и процветания старинному селу.
Приветствовал земляков и директор МФЦ Пачелмского
района А.В. Тамбовцев. Глава администрации Новотолковского
сельсовета А.В. Евстафеева отметила, что рада быть в
этот день вместе с земляками и гордится тем, что родилась и живёт в Калиновке.
Она вручила
Благодарности односельчанам, которые с любовью и душой подходят к
благоустройству своей придомовой территории. А в финале мероприятия всех
поздравил настоятель Свято-Димитриевского храма
протоиерей Б.Н. Окороков.
Праздничный
концерт был наполнен яркими, запоминающимися номерами. С удовольствием слушали
песни в исполнении Андрея и Софии Федосеевых, чьи голоса просто завораживают
своей красотой. Затаив дыхание, зрители наслаждались акапельным
пением вокальной группы «Отрада» под руководством С.П. Солодковой. Их костюмы
менялись в зависимости от характера песни, а в каждой из них чувствовалась
русская душа.
Восторгом и
бурными аплодисментами было встречено выступление народного образцового
коллектива «Горлица» под руководством С.Ю. Семеновой. Сельские зрители редко
видят на своей сцене танцевальные номера, а девочки подарили целый фейерверк
эмоций.
Песня нашей
землячки Е.А. Загадаевой «Под мамино крыло» до слёз
взволновала каждого. Детская вокальная группа «Радуга» исполнила «Песнь о
Калиновке», посвятив её родной земле.
Вспомнили о
воинах-земляках, погибших в Великой Отечественной войне, о солдатах, служивших
в горячих точках. Не забыли и тех, кто сейчас проходит службу.
Сюрпризом
для всех стала презентация праздничного каравая, который вывезли на сцену юные
артисты. Вес его составил двадцать с половиной килограммов! Желающие
фотографировались на его фоне, а уж угощения хватило на всех.
После
концерта в фойе Дома культуры всех ожидало праздничное застолье. Юбилейный день
Калиновки прошёл в атмосфере душевного тепла и народного веселья!
Огромное
спасибо от наших жителей гостям-артистам из районного Дома культуры.
Н. Цибизова,
культорганизатор Калиновского СДК.
http://www.rodzem58.ru/news-7-2855.html
В Пензе будет реализована волонтерская программа к ЧМ-2018 по
футболу
12.11.2015
Заседание
оргкомитета по подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 состоялось в
Пензе. Как сообщили в мэрии, в ходе совещания обсуждали организационные
моменты, реализацию волонтерской программы и ряд других вопросов.
В том числе
— проект реконструкции стадиона «Зенит», по которому глава администрации Юрий
Кривов требует задействовать общественный контроль. По мнению мэра, представители
такой экспертизы должны стать посредниками между проектировщиками и жителями
города.
Как
сообщалось ранее, Пенза вошла в одну из 64 тренировочных баз чемпионата мира
2018 года. Стадион «Зенит» в июле 2015 года посещала специальная комиссия.
Чиновники и представители строительных организаций решали, как следует
переделать спортивный объект, чтобы он полностью соответствовал требованиям
FIFA. Тогда стоимость проекта оценили примерно в 130 млн. рублей.
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=398289&cid=7
Родовые «гнезда» Эстонии
12.11.2015
Я иногда
отдыхаю в Эстонии у своих близких родственников, которые живут в небольшом и
очень древнючем городке Хаапсалу, ведущем свою
«родословную» аж с 1279 года. Там до сих пор
сохранился знаменитый епископский замок, где раз в году, в августовское
полнолуние, ровно на две минуты появляется знаменитое привидение Белая Дама
(дважды лично наблюдала это явление). Причем, ради этого природного чуда в
городе отключается городской электрокабель, ставятся
театральные постановки и проводится недельная ярмарка,
где любой может купить желаемое: от глиняного горшка до арабского иноходца. Там
же сохранился постоялый двор, где всегда останавливался Петр
Первый; на хаапсалусском вокзале можно
посетить Императорский павильон, который был предназначен для встречи
российского императора Николая II и высокопоставленных гостей (там же снимался
фильм «Анна Каренина»). Хаапсалу был любимым местом отдыха П.И.Чайковского:
жители этого городка утверждают, что его «Лебединое озеро» было написано именно
здесь.
Однажды в
один чудесный день моих эстонских «каникул» мою тетю и меня пригласили в гости,
и мы не могли отказать в настойчивой просьбе. Километрах в пяти от Хаапсалу мы
вначале проехали многогектарные поля, засеянные
овсом; свернули на проселочную дорогу и увидели небольшую будку яркого цвета.
Внутри висели почтовый ящик и телефонный аппарат, стояли пустые фляги с
приколотыми к ним бумажками. Как выяснилось, это фляги из-под молока, а бумажки
– счета за его оплату.
Вскоре
увидели двухэтажный длинный дом с несколькими подъездами, как у нас его сейчас
называют - таунхаус. Встречало нас очень
много людей: бабушки и дедушки, тети и дяди среднего возраста, молодежь,
дети и даже младенцы. Это не только порадовало, но и удивило: оказывается, в
этом доме живет целый род, целая фамилия численностью примерно в 30 человек.
Каждая семья живет в своей двухэтажной квартире с отдельным входом, однако, не
изолированно: мы расположились в центре этого дома, в «гостевой» зале с
огромным камином, не менее огромными люстрами, уютными
креслами и диванами.
Не скрою,
моему любопытству такого «местопроживания» не было
предела. И вот несколько фактов, которые, честно говоря, вызвали мою «зеленую»
зависть.
Как выяснилось,
бюджет этой большой семьи общий: пожилые вкладывают свои пенсии, работающие –
свои зарплаты, пособия и так далее, заработанные на натуральном хозяйстве
деньги – тоже в «общем котле».
А ведение
натурального хозяйства вызвало истинное изумление: помимо традиционных общеупотребляемых овощей в виде картошки-моркошки,
обитатели этого родового «холдинга» выращивали зерновые культуры, как-то:
пшеницу, рожь, овес, ячмень, кукурузу. Из ячменя варили пиво, из пшеницы и ржи
пекли хлеб, кукуруза входила в питательный рацион огромного стада коров. Коровкино молоко реализовалось в считанные часы, расходясь
по многочисленной клиентуре со скоростью света. В вольерах рядом с водоемом
резвились норка, фретка (помесь хорька и норки),
нутрия, ондатра, чьи «подготовленные» шкурки расходились на «ура» как внутри
дома, так и за пределами.
Фрукты и
ягоды, произраставшие в огромном саду, шли на производство соков, варенья,
компотов, даже сидра и вина. В небольшом прудике «росла» рыба, которая «по
возрасту» либо превращалась в консервы, либо вялилась и сушилась. Все излишки,
вопреки «канонам» натурального хозяйства, реализовывались в Хаапсалу, причем,
население этого городка, многолетне зная вкусность и экологичность выращенного продукта, записывалось заранее в
очередь, дабы в осень уже не напрягаться в поисках той же картошки или копченой
буженины. В сезон в этот дом приезжали фуры и загружали в них весь
весенне-летний труд на полях и грядках за реальные, тут же в руки отданные,
деньги. Мало того, заказывали «товар» и на долгий зимний период:
говядину-свинину-птицу (особенно гусей), вино-пиво, «квашености»,
копчености и прочие консервированные удовольствия.
А долгими
вечерами весь этот род не пялился праздно в телевизор, а занимался полезным
ремеслом на продажу: бабушки вязали пяти-семицветные
национальные юбки, перчатки, пончо, свитера; мужчины плели ивовую мебель и
утварь; кто-то стегал одеяла в стиле «печворк»,
кто-то просто вслух читал увлекательный детектив. «Детский сад» усаживался на
коленках, на пушистом ковре и «внимал» как творчеству, так и захватывающим
рассказам старшего поколения. Вот где она – преемственность поколений!
Тут же раз
в месяц решался главный вопрос – распределение «бюджетных» семейных средств. Из
общего котла без обсуждений отчислялись суммы за коммунальные и прочие платежи
в виде кредитов, оплаты за детсад, школу; распределялись необходимые расходы на
питание, одежду, бензин и так далее. Затем следовало самое интересное: подарки
на дни рождения и прочие торжества. Тут учитывалось мнение каждого члена этой
огромной семьи. А в подарках было не просто «по мелочи», а машины, туры за
границу, путевки в зарубежные санатории; кому-то остро понадобилась вязальная
машина за сто тыщ, кому-то –
пластическая операция «на морщинах». Всем, по «живой» очереди!
Не заработали
в месяц нормальненькую сумму – значит, «отдыхаем» и
делаем разгрузочные дни. Правда, при нас решался вопрос приобретения
картофелекопалки. Как скромно высказалась grossmutter:
«Дети мои, может, нам купить картофелеуборочную машину? Ведь так тяжело собирать
картошку на этом большом поле….» Почему-то вся семья враз
согласилась на это предложение.
Материальные
вопросы и проблемы решались тут же, на общем «собрании», моральные, кстати,
тоже. Как выяснилось, поругаться друг с другом по-семейному, «побить посуду»,
выяснить отношения в этом доме практически невозможно. Сразу в ход идут
«железобетонные» аргументы всех возрастов и «опытов», сразу же недовольных
могут лишить «преференций», соответственно, все обиженные стороны быстренько и
оптимально приходили к общему «равновесию» и налаживали взаимовыгодные
интересы.
В плане
воспитания подрастающего поколения, то тут вообще идеальный вариант: с
«мелкими» и уроки выучат, и ремеслу обучат, и покачают, и сказку расскажут.
Если надо, то и «круглый стол» проведут по поводу неподобающего поведения.
Понимая
нутром, что это «здоровский» вариант «вместепроживания», тем не менее, меня преследовал вопрос:
как же такая огромная семья в несколько поколений решила и решилась жить под
одной крышей? На этот вопрос мне ответила моя ровесница Инга,
когда нас «подрядили» собирать крыжовник:
- Наши
бабушка и дедушка жили в полузаброшенной деревушке, и
нам практически было некогда их навещать: у кого работа до позднего вечера, у
кого нет своей машины….. Мои родители жили в Хаапсалу в небольшом деревянном
доме, имели крошечный огородик, который, в общем-то, не давал большой
возможности хоть как-то экономить на еде. А зарплаты у нас небольшие. Вот и
решили на семейном совете «съехаться» вместе и, объединив свои финансы,
построить вот такой большой дом. Конечно, помог в этом и кредит. К нам
присоединились мамины сестры с братьями и их семьи. Вот так и получилась наша
семейная община.
Знаешь, как
это здорово – жить вот такой огромной семьей! Всегда знаешь, что вечером, после
работы, тебя ждет вкусный ужин с пирогами и плюшками; денежные проблемы или
крупные приобретения уже не бывают мечтами – они осуществляются! Да и
собственная зарплата не уходит на «мелочевку» или на вредную еду, все доходы
распределяются по справедливости. Разве бы я могла купить на свою крошечную
зарплату машину? Да никогда в жизни! А вот на домашнем совете решили, что мне
машина необходима, так как я работаю в Таллине, а
оплата за проезд на автобусе слишком накладна. Разве могли бы бабушка с
дедушкой съездить в санаторий на свои небольшие пенсии? А так мы их отправляем
подлечиться практически ежегодно! А норковая шубка моей тете? А катер моему
дяде?
- Работы,
как видишь, в нашем доме много. Однако, основная нагрузка – только в
весенне-летний садово-огородный сезон. Но у нас весь процесс механизирован,
есть специальная техника. Осенью избыточный урожай у нас выкупают, причем,
семейный бюджет осенью «вырастает» в три раза. А отдыхаем мы зимой: наша семья
любит читать, кататься на лыжах, рукодельничать; нередко собираем вечеринки и
детские праздники.
- А если я
хочу просто побыть одна, в тишине? – провоцирую Ингу.
- Да ради
Бога! Никто не будет преследовать твое личное время и личное пространство.
Просто сама не захочешь сидеть в горьком одиночестве, когда снизу слышишь смех,
и обалденно пахнет рулькой или рыбной запеканкой!
Всю
обратную дорогу из гостей я молчала. Тетя спросила у меня, дескать, что
приуныла. Я не знала, что ей ответить. Рассказать, как в наших забытых Богом
деревушках живут такие же забытые родными бабушки и дедушки, которые даже на
свои пенсии не могут побаловать себя всякими вкусностями: свои пенсии они
берегут для внуков, которые, может быть, когда-нибудь их навестят? Ну, а не
навестят, так по наследству получат эти сэкономленные от любви денюжки…. Рассказать, как в тесных квартирках, на
маломерных кухнях собираются вечерами не одной большой семьей, а по очереди,
несколько поколений семей? Рассказать, что молодые семьи не торопятся рожать
детей только потому, что не представляют себе, как это ютиться с ребенком в
чужой квартире, где, Боже упаси, хозяйка может «осердиться» за ночные пеленки в
ванной, за разрисованные обои или коляску в узкой прихожке?
И никакими уговорами и доводами не убедить молодую женщину «критического»
возраста рожать, а не мечтать о долгожданной квартире при скромных зарплатах
офис-менеджера и грузчика. Лучший вариант – отправить мужа-грузчика в Москву,
где он, ну, может быть, разбогатеет и привезет немыслимые миллионы для покупки
квартиры.
Рассказать,
что ипотека не «светит» даже в мечтах: процентная ставка по ипотечному кредиту
в России – от 11% годовых и выше, а вот в Эстонии она составляет всего 2,7%; а
«однушка» в Пензе стоит от миллиона рублей и выше, а
в Эстонии – полмиллиона с мебелью, кухней, холодильником и стиралкой.
Вот вы сейчас
читаете и думаете, дескать, а вот в Америке или где-то еще вообще жилье задарма
раздают, но мы же живем в России, там, где
«нормальное» жилье недоступно для среднего и нижесреднего,
«обыкновенного» класса; где одно поколение по наследству другому поколению
может передать только осиновые «гнилушки», так называемые «забвенки»,
которые только и годны, что на дрова. Ну, в лучшем случае, крошечные «хрущевки», но никак не особняки и дворцы…. Где молодые
семьи самой своей главной мечтой считают не продолжение своего нового рода, а
самое элементарное – собственное жилье, пусть небольшое, зато своими руками
«свитое гнездышко»….
А ведь вот
такой вариант «коммуны», родового поместья «капиталистической» страны как бы
мог быть полезен в наших современных условиях! Да, для среднего и нижесреднего, «реального», провинциального класса с
небольшими доходами и небольшими мечтами.
Что же
«тормозит»? Да всего лишь немногое: чувство собственничества,
привитое веками – это «только мое и ничье другое», и я не хочу делить это ни с
кем. Это не жадность…. Главная проблема, думаю, здесь кроется только в одном –
в отсутствии доверия ко всем: к власти, законам, людям, близким и даже к самому
себе... Вот почему мы закрываемся в своих тесных «скорлупках», дабы не навлечь
на себя излишние проблемы, созданные не нами, дабы лишний раз не потревожить
свою душу ненужными эмоциями.
«Мам, а ты
бы смогла жить в такой огромной семье?» - спросила меня дочь. «Я хотела бы жить
так! Это так здорово – жить огромной семьей и чувствовать каждый день ее силу,
поддержку, быть счастливой, что тебя любят и ждут. И ничего не бояться: нужды,
беды, уныния и скуки, - ответила я. – А ты?
-«А я нет.
А я просто хочу свой дом: со своим фундаментом, стенами и крышей. И жасмином
перед окном… И пусть это будет мое родовое «гнездо»….
Понимаешь, птицы хоть и летают стаей, но живут каждая в своем гнезде!».
Марина Вострова
http://www.znamyatrud.ru/news-20-3179.html
Пензячку поздравили с 95-летием
13.11.2015
В Пензе поздравили
участницу Великой Отечественной войны с 95-летним юбилеем.
Жительница Первомайского района Анна Спирина
отпраздновала свой 95-летнийюбилей в четверг, 12 ноября.
В день
рождения Анну Кузьминичну поздравили сотрудники районной администрации,
а также председатель Совета ветеранов города Пензы Владимир Керханаджев.
В ходе
встречи именинница рассказала о годах Великой Отечественной войны, когда она
служила зенитчицей, была первым номером в пулеметном расчете и как
встретила День Победы в Белоруссии.
Поздравить
однополчанку с юбилеем пришла фронтовая подруга Анны Спириной,
которой в этом году исполнилось 96 лет.
http://ng58.ru/news/news/penzyachku_pozdravili_s_95_letiem/