Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 22.11.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/

 

В Доме народного творчества действует выставка «Нитью сказку создавая»

 

30.08.2015

 

В областном Доме народного творчества действует персональная выставка пензенской вышивальщицы Валентины Лапшиной «Нитью сказку создавая».

На выставке представлено более 30 работ, выполненных с применением вышивки крестом, бисером, смешанной, гобеленового шва. Интересны изделия в технике «алмазная вышивка» и картины, сделанные с использованием светящихся нитей.

Темы произведений самые разнообразные: женские образы, животные, цветы, пейзажи. Все работы Валентины Николаевны отличают изысканные цветовые переходы, изящество и вкус.

«Познакомиться с экспозицией можно ежедневно с 10:00 до 17:00 по адресу: г. Пенза, ул. Куйбышева, 45», - сообщает Управление истории и архива Пензенской области.

Напомним: посетители Дома народного творчества могут также полюбоваться экспонатами выставки «Поэзия золотого шитья», на которой представлены работы золотошвеи Марии Теплицкой.

 

http://www.penzainform.ru/news/culture/2015/08/30/v_dome_narodnogo_tvorchestva_dejstvuet_vistavka_nityu_skazku_sozdavaya.html

 

Живет – не тужит Блиновка

 

31.08.2015

 

Это село знают многие. Приезжают сюда покупаться в пруду, насладиться местными пейзажами. Через село проходит трасса на Москву, все, кто едут по ней, обращают внимание на местный храм, что у самой дороги. Построен он в 1860 году во имя Казанской иконы Божьей Матери и недавно восстановлен. Как игрушечка дивная стоит, на солнце переливается изумрудными луковками куполов. Пьяняще свежий воздух тут с терпкой смолистой ноткой: обступили село сосны на взгорочке.

Благодатный Поленькин родник дарит в зной тишину и прохладу. Поднимаясь от него вверх по грунтовке, редакционная "четверка" по крышу утонула в зарослях лопухов и полыни. С этого конца Блиновка достаточно безлюдна: домики заброшены, заколочены. Чуть выше уже можно встретить и обжитые домовладения. Пройдя на звук пилы по тропинке, мы встретили Виктора Алексеевича Фирсова с улицы Школьной. Здесь, поближе к лесу, он заготавливает дрова и сажает овощи. Увидев нежданных гостей, мужчина оставил пилу и охотно ответил на все вопросы: человек он приветливый, словоохотливый.

Объяснил: у блиновцев в домах газ в основном, а он вот дровами топит - валежника полно вокруг. Вместе с супругой Татьяной Александровной здесь уже более десяти лет. Три дочери их уже выросли, разъехались кто куда: в Каменку, Пензу, Подмосковье. Пензенский он, а жил в Эстонии, в Таллине, был моряком загранплаванья, на рыболовецких судах весь Атлантический океан вдоль и поперек прошел… "В рейсах по полгода я и не замечал, как дети-то растут. Теперь у нас внук и внучка", - рассказывает Виктор. Тяжело, говорит, в селе с работой - её просто нет. Пас сначала коров, потом на кирпичный слесарем устроился, на работу на велосипеде добирался, а теперь вот глиняный карьер с техникой поблизости сторожит.

На улице Овражной семью Минаевых мы застали в полном составе за копкой картошки. Денек-то на славу выдался: солнечный, не жаркий, с ветерком - только копай. Отложив мешки и ведра в сторону, Марья Семёновна встречала нас, как родных, все приговаривая "миленькие вы мои". Уважают Минаевы районку, каждый год её выписывают.

Вспомнили о своем житье-бытье, как весело и интересно раньше здесь жилось и работалось, когда народу было много. Как бабулечка в девушках плясать любила, как ждала любимого из армии три с половиной года.

Оба передовики, всю жизнь трудились вместе в совхозе. Дмитрий Никитович хорошим комбайнером и скотником был». «Я, - улыбается, - сдавал мясо государству, кормил Россию. Вся жизнь - лопаты да вилы». Марья Семёновна тоже наработалась на своем веку, 140 голов скотины на пару с мужем убирала. Когда и успела пятерых-то детей родить и воспитать? Минаевы, конечно, ветераны труда, грамот за ударный труд на двоих у них не счесть, есть и медаль "Материнская доблесть" в семье. восемь внучат и два правнука продолжили этот славный род.

А вот и местное отделение почты. чего здесь только нет: консервы, крупы, бытовая химия, постельные комплекты, носочки, полотенца и многое другое предлагается сельчанам наряду с конвертами, марками и прочей почтовой атрибутикой. Улыбчивые сотрудницы непременно в курсе всех блиновских новостей. Поведали нам о том, что работники клуба занимаются досугом жителей, что приезжает сюда из Верхов библиотекарь, услугами которой охотно пользуются блиновские пенсионеры- книголюбы. Отметили: врачи к ним из Каменки ездят: своя-то медичка на пенсию ушла, замены ей не нашлось. Ребятишки в школе есть (в новом учебном году их будет 31), возят их сюда из Верхов учиться. Детский сад при школе действует: группа кратковременного пребывания. Есть в селе даже детки грудного возраста, к ним и наведывается районный педиатр. Ну, значит, жизнь здесь всё-таки продолжается! Всколыхнул Блиновку приезд рабочих из ООО "Транснефтьстрой-Брянск", вместе с ними появилась здесь тяжелая техника, трубы, стройматериалы. Скоро год, как бригада ведет на участке магистрального нефтепровода "Куйбышев-Унеча-Мозырь 1" работы по плановой замене трубопровода. Как и многих блиновцев, наших собеседниц эта тема живо интересует: волнуются они о состоянии дорожного полотна.

Девятый год служит здесь почтальоном Татьяна Викторовна Кривошеина, ежедневно Блиновку обходит с корреспонденцией и пенсией, а до этого 26 лет учетчицей тракторно-полеводческой бригады в "Верховском" работала. Валентина Васильевна Пахомова 26 лет уже как начальник почтового отделения, за её плечами 11 лет бухгалтерского стажа в совхозе. Любят эти женщины свой труд и односельчан, что приходят к ним сюда из года в год. На том и стоит еще Блиновка, что люди здесь друг друга родными считают. Не по крови, а по духу.

 

http://www.novkamen.ru/news-8-2423.html

 

На здании школы с. Индерка установили мемориальную доску

 

31.08.2015

 

На здании школы с. Индерка установили мемориальную доску

 

В честь бывшего председателя колхоза «Искра» Хайдара Зябирова.

 

Хайдар Давыдович стоял у руля многоотраслевого хозяйства почти 40 лет (до 1999 года). За это время он не только сумел сделать колхоз «Искра» одним из богатейших в области, но и построить хозспособом несколько крупных социальных объектов: школу, библиотеку, дом культуры, детский сад и так далее. Ежегодно в колхозе возводилось по 40-50 домов для сельчан.

Благодаря грамотному руководству Хайдара Давыдовича хозяйство получало одни из самых высоких урожаев зерновых — до 20 центнеров с гектара, что в те годы было выдающимся результатом.

В колхозе имелась крупная звероферма. Здесь содержалось до 10 тысяч голов норки, шкурки которой пользовались огромным спросом.

За заслуги перед страной Зябиров был награжден двумя орденами Ленина, орденом Дружбы народов и другими наградами.

В церемонии открытия мемориальной доски принял участие вр.и.о. губернатора области Иван Белозерцев.

— Мы должны помнить о таких людях, — сказал Иван Александрович. — Сейчас нам очень не хватает таких руководителей.

 

 

Анатолий ВОЛОДИН

Фото: автора

 

http://pravda-news.ru/topic/61835.html

 

В Пензе в рамках фестиваля «Жар-птица» пройдет мастер-класс по колокольному звону В Пензе в рамках фестиваля «Жар-птица» пройдет мастер-класс по колокольному звону

 

01.09.2015

 

Первый открытый межрегиональный фестиваль русской традиционной культуры «Жар-птица» пройдет в Пензенской области с 20 по 21 сентября. Творческий форум откроет возложение цветов к могиле Михаила Лермонтова в государственном музее-заповеднике «Тарханы». Оно состоится 20 числа.

В 11.00 в музейно-просветительском центре учреждения культуры будет проведено официальное открытие фестиваля.

«У мельницы ожидаются народные гуляния, выступления участников фестиваля, мастер-классы по русским народным традициям, обрядам и ремеслам. На территории церкви Михаила Архистратига пройдет мастер-класс художественного руководителя московского ансамбля древнерусской музыки «Сирин» Андрея Котова», — сообщили ГТРК «Пенза» в пресс-службе ПГУ.

Концерт участников и гостей фестиваля запланирован на сцене «Зеленого театра» с 14.00 до 17.00. Среди выступающих — лауреат всероссийской премии «Душа России», автор и исполнитель из Самары Михаил Устинов, этно-музыкант, мультиинструменталист, педагог Роман Ломов из Москвы, а также ансамбль «Сирин».

Одновременно с этим состоится открытие межрегиональной научно-практической конференции «Русская культура: вчера, сегодня, завтра», в ходе которой с докладами выступят директор Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова, старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания Екатерина Дорохова, художник, коллекционер Иван Кириллов из Москвы, ученые Пензенского государственного университета и другие эксперты.

Предполагается, что в их выступлениях будут подняты темы русской традиционной культуры и ее современных форм, взаимодействия различных культур в период становления российского государства и в нынешнем обществе, рассмотрены конкретные примеры фольклорных традиций Пензенской области.

На протяжении всего дня будет работать выставка народных промыслов.

Во второй день — понедельник, 21 сентября — в актовом зале корпуса №5 Пензенского государственного университета состоится пленарное заседание фестиваля русской традиционной культуры «Жар-птица».

В 11.30 в парковой зоне перед первым, третьим и восьмым корпусами вуза начнутся народные гуляния, мастер-классы по русским народным традициями, обрядам и ремеслам. В это же время на сцене перед корпусом №8 будет проходить выступление участников и гостей фестиваля.

В 11.30 заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, доктор искусствоведения, профессор Александр Ярешко проведет мастер-класс по колокольным звонам в Спасском кафедральном соборе.

В 12.30 в корпусе №1 Пензенского госуниверситета состоятся круглый стол и секционное заседание научно-практической конференции «Русская культура: вчера, сегодня, завтра».

Торжественное закрытие I межрегионального фестиваля русской традиционной культуры «Жар-птица» пройдет на сцене перед восьмым корпусом ПГУ с 14.30 до 15.30.

 

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=327849&cid=7

 

В российских школах второй иностранный язык стал обязательным

 

01.09.2015

 

В новом учебном году во всех школах преподавание двух иностранных языков стало обязательным.

«С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы», — сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов в интервью «Российской газете».

Министр отметил, что тем учебным заведениям, которые пока не готовы к этому, дается переходный период для адаптации.

Также с этого года все учебники имеют электронные версии. Это, в том числе, поможет решить проблему веса школьных ранцев, сообщает издание.

При этом бумажные версии учебников можно использовать наравне с электронными, отметил Дмитрий Ливанов.

Фотография: wwwomen.today

 

http://www.penza-press.ru/lenta-novostey/83452/v-rossijskih-shkolah-vtoroj-inostrannyj-yazyk-stal-obyazatelnym

 

РЕЗОНАНС

 

В Пензе новость об обязательном втором иностранном вызвала резонанс

 

03.09.2015

 

В школах второй иностранный язык стал обязательным. Это требование зафиксировано в новом образовательном стандарте, который вступил в силу с 1 сентября в средней школе. В Пензе часть учебных учреждений взяли отсрочку и только готовятся к переходу на новый стандарт. В любом случае, за ближайший год второй иностранный должен стать обязательным предметом везде.

Говорят, знание нескольких иностранных языков открывает двери в мир больших возможностей. Чтобы школьники уж точно не прошли мимо этих дверей, в перечень обязательных предметов включили второй иностранный язык.

Правда, нововведение вступило в силу не во всех школах. А вот вызвать бурное обсуждение смогло везде. Некоторые считают, что дети в школе не могут выучить нормально и один иностранный язык, другие настроены более оптимистично.

«Два языка лучше было бы учить. И детям интереснее, это даст им больше возможностей – учиться за границей, больше путешествовать. Ну и общее развитие. Чем больше человек учит языков, тем легче ему будет даваться каждый последующий», – отметила учитель иностранных языков Татьяна Пузанова.

Тем, кому предстоит учить два языка, завидуют некоторые из нынешних одиннадцатиклассников. Многие второй иностранный изучали самостоятельно и, говорят, ничего сложного.

«Допустим, немецкий язык относится к той же группе, что и английский – романо-германские языки. Они очень похожи. Сложностей у меня никаких не возникает», – сказала одиннадцатиклассница Ольга Чевтаева.

Сложности могут возникнуть в школах. Специалисты опасаются, что может возникнуть дефицит кадров. Также не ясно, сколько часов отведут на новый предмет. В управлении образования успокаивают – детей не перегрузят, школьные дисциплины тоже не пострадают.

«Сейчас школа имеет до четырех часов школьного компонента. Это часы, которые в стандарт не входят, школа их распределяет сама. И есть региональный компонент – тоже дополнительные часы, которые определяются регионом. Если регион сочтет нужными обязательные региональные предметы, эти часы можно перераспределять», – пояснил начальник управления образования г. Пензы Юрий Голодяев.

Чиновники утверждают, что в Пензенской области жестких условий для преподавания регионального компонента нет, поэтому часы точно будут.

 

http://tv-express.ru/sobitiya/v-penze-novost-ob-obyazatelnom-vtorom-inostrannom-vyzvalo-rezonans

 

Искусство на кончиках пальцев

 

01.09.2015

 

"Всю жизнь меня как магнитом тянуло к творчеству, - говорит художница Татьяна Каштанова. - И долгие годы я не могла осознать, что во мне говорит. Пока не взяла в руки кисть".

Рисование в судьбу Татьяны Алексеевны пришло далеко не сразу. "Я «проснулась» в 45 лет. Мама у меня - охотница до всего прекрасного. Много лет она занималась ковроткачеством, - рассказывает женщина. - Узоры придумывала сама". У Татьяны тяга к рукотворной красоте проявлялась то в виде увлечения вязанием, то макраме. "Все время приходили идеи каких-то поделок, инсталляций. Это должно было во что-то вылиться", - улыбается наша героиня. В один год она потеряла постоянную работу, да еще со здоровьем проблемы начались. Лечение, хождение по врачам, конечно, сил отнимали много. Но одновременно появилось время для себя. В Интернете Татьяна Алексеевна нашла немало единомышленников и почерпнула много идей для творчества. "Тогда я заинтересовалась модным для того времени квиллингом, - продолжает Татьяна. - Это предполагало многочасовое скручивание тоненьких бумажных полосочек. Работа очень кропотливая. Плюсом стала возросшая чувствительность кончиков пальцев". Для оформления работ был необходим фон, поясняет художница, и вот тут ей пришлось взять в руки кисти и акварельные краски. "Поэтому самые первые попытки рисования связаны у меня именно с квиллингом", - говорит моя собеседница.

А дальше - больше. В ход пошли уже не альбомные листы, а ватманы, была освоена интереснейшая техника "сырым по сырому" (когда рисуют на влажной бумаге). Начинающую художницу увлекало буквально все. Опробовала она даже нанесение красок с помощью ванночек. Эффект можно получить совершенно потрясающий. "В ряде стран на этом строится целый бизнес, и такие работы имеют большой успех у туристов", - поясняет она.

А лет шесть-семь назад популярными стали акриловые краски. "Это тот этап, который должен пройти любой мастер, - считает Татьяна Каштанова. - Акриловая краска для начинающих просто незаменима. Имеет устойчивые характеристики, не выцветает в отличие от акварели. Ею я тоже рисовала фоны. Это определенная ступень: нужно понять - чем она тебе нравится, а затем - чем не устраивает". Татьяна была недовольна лишь одним на тот момент: при смешивании "акрил" не давал чистых тонов.

Свои работы Татьяна Алексеевна показывала каменским известным художникам В.П.Чёлкину и Е.К.Уртянову. "Оба сказали: пробуйте дальше", - вспоминает она сегодня. "Авансов" ей никто не давал. Как и советов. Было ощущение, что самой нужно до всего дойти.

Следующей страницей в творчестве стало подчинение капризного масла. "Это - целая наука, и я её осваивала самостоятельно, - делится она. - Рисовала на оргалитовой доске. Стала покрывать её грунтом из смеси мела, воды, эмульгаторов и многих других компонентов. Училась этому по интернету, поэтому качество слоя гарантировать я не могла. Так что со временем пришла к выводу: нужно покупать готовый холст". Скажем прямо, удовольствие это не из дешевых. Затрат требует и приобретение кистей и красок. "Но когда есть желание и, самое главное, поддержка, остальное неважно, - считает художница. - Это словно болезнь. И даже, если б мне сказали, что я не создала ничего серьезного, не отказалась бы от рисования". К счастью, с нею всегда рядом любящий муж Алексей Васильевич, который с пониманием относится к новым идеям жены.

Одна за другой были организованы две выставки. И если первую профессионалы приняли, по её же мнению, прохладно, то вторая прошла более успешно. "Мне кажется, влияет, в первую очередь, тот фактор, что я не имею никакого художественного образования. После второй выставки Владимир Петрович Чёлкин молчал долго, а потом сказал: "Пиши, выставляйся" и даже подарил мольберт. Он очень строгий, считает, что я должна сама «выплыть», увидеть. Критикует меня за излишнюю яркость цвета. Ведь классическая живопись придерживается природных тонов. Но я бунтарь по натуре. И если душа просит цвета, иначе я не смогу, - так она говорит о результатах первых выставок. - И замечу, что сегодня многие художники уходят от академических рамок".

Самым обидным для мастера было то, что дети во время посещения её выставки не знают, что смотреть, на что обращать внимание. "Это - недостаток нашего современного образования. Ведь даже сочинения по картине школьники пишут не после посещения музея, а по иллюстрации в учебнике. Но муляж не может вызвать чувств, - вздыхает Татьяна Алексеевна. - У нас на каменской земле есть свои прекрасные художники. Их работы могли бы описывать дети. Беда и в том, что в школе не учат рисовать. Требуют: нарисуй то или это. А ребенок этого не умеет еще или не знает, а может, хочет что-то другое изобразить. Мы не учим их чувству прекрасного. А ведь это - часть воспитания. Рисовать могут все, нужно только помочь открыть в себе эти способности". Троек по рисованию в школе вообще быть не должно, чтоб не отбивать желание творить. Таково мнение художницы.

Сама она старается уделять любимому делу все свободное время. А в перерывах возвращается к квиллингу, чтобы буквально чувствовать искусство на кончиках пальцев. Работ за несколько лет накопилось много. Но лучшие, признается Татьяна, не видел еще никто: "Я их выставлю, когда почувствую, что люди заинтересованы, что готовы видеть". Т.Каштановой хочется, чтоб по примеру крупных городов выставки проходили прямо на улицах города под навесами. "Ведь у нас так много талантов, а достойных помещений нет", - говорит она.

Быть может, мечта Татьяны сбудется, и каменцы смогут в хорошем зале увидеть и работы живописцев, и вышивальщиц, и резчиков по дереву, и мастеров бисероплетения. Увидеть и почувствовать силу искусства.

 

http://www.novkamen.ru/news-7-2424.html

 

Пестровка – магнит его жизни

 

01.09.2015

 

Пестровка — магнит его жизни

 

Судьба художника Анатолия Ширманова многих удивляет — ну нестандартная ситуация! Сам же он никогда не пожалел о своем выборе.

 

Молодой человек оканчивает художественное училище, ему предлагают должность оформителя при одном из райкомов КПСС в Пензе — по тем временам (а это 1968 год) престижно-о-о...

А он: «Поеду домой». Дом – в небольшом селе Пестровка, что в 12 километрах от Камешкира. Даже не райцентр! Что там художнику делать?

 

Об одиночестве и славе

Когда ехала в Пестровку к Ширманову, думала, мы поговорим о славе, об одиночестве творческого человека, то есть о том, как он его преодолевает. Но уже после начального общения стало ясно, что это вообще не про него. Слава есть у Ширманова, но она сама по себе, а он — отдельно.

В музее одного художника, который Анатолий Васильевич устроил в доме культуры, я спросила:

— Сколько здесь работ?

— Да разве в количестве дело, одну «Данаю» Рембранта повесить — и хватило бы, — ответил он.

Я поняла, художник не свои работы любит, а то, что на них изображено: родную Пестровку, ее обитателей, храм Покрова Пресвятой Богородицы и, конечно, ПРИРОДУ, которую боготворит.

А одиночество… Анатолий Васильевич рассказал, что к нему не раз заезжал Игорь Михайлович Мануйлов, философ, преподаватель, создатель картинной галереи на своей малой родине — в Неверкино. И как-то ночью они сидели на крыльце, смотрели в небо, и Ширманов стал излагать свою теорию о том, как подсчитать расстояние до ближайшей к нашей солнечной системе планеты в созвездии Центавра. Получилось очень много. Игорь Михайлович горестно подпер рукой щеку и воскликнул:

— Как мы одиноки!

Он подразумевал Вселенную. А как можно быть одиноким на теплой и ласковой Земле, если вокруг «чудо, называемое жизнью», как написал в одном из своих рассказов Ширманов?

И вся его жизнь, все творчество — не ради самоутверждения и демонстрации таланта, а чтобы воспеть простой крестьянский труд и быт, красоту своей малой родины, где для него каждая ромашка – живая.

Из рассказа «Тропинка»:

«На тропинке теперь хоровод белых ромашек. Потом загорается синим огнем цикорий. Они вместе будут украшать ее до поздней осени. Жар-птицей пролетает лето. И вот уже солнце светит, словно через закопченное стекло. По утрам тянутся нити паутины.

«Милые вы мои, запоздали!» — я ласково беру в ладони одинокие ромашки. Лепестки цветов холодные, и мне кажется, они, греясь, прижимаются к моим рукам».

 

Разговор на колокольне

По моей просьбе Ширманов вытаскивает на крыльцо автопортрет.

— Сколько вам тут лет? — спрашиваю.

— Сколько дашь, — отвечает.

Легкое пренебрежение к собственной персоне не наигранно, и это придает художнику особый шарм. Ну, и юмор, конечно.

Мы с искусствоведом из Пензенской картинной галереи Ниной Санталовой (она поехала с нами, потому что влюбилась в Ширманова во время оформления его выставки, которая, кстати, работает и сейчас) по ошибке напились в его отчем доме воды, принесенной из речки. Испугались.

— Анатолий Васильевич, ничего не будет? — с надеждой спрашиваем.

Он так серьезно:

— Будет. Ждите через девять месяцев.

Расхохотались, забыли об опасениях. Кстати, ничего не было (правда, девяти месяцев еще не прошло).

На серьезный разговор Ширманов никак не шел. И только когда мы забрались на колокольню храма и стали оттуда обозревать окрестности, он как-то посерьезнел и начал отвечать на мои вопросы.

— Вы никогда не жалели об упущенной карьере в городе?

— А чего жалеть? Всех денег не заработаешь.

 

— Ну а среда профессиональная, которая дает человеку ресурсы и мотивацию для развития?

— Хо! Бывает, в этой среде потеряешь и то, что у тебя есть. По большому счету, художник стремится изобразить то, что создал Всевышний. А если на это не опираться, то такое убожество получается… Когда пишешь от ума, все пропадает. Или возникают мадонны с часами в голове, люди с головами собак.

— Поняла, на кого вы намекаете. Ну, есть авангард, сюрреализм...

— Однажды у меня краска пролилась на стол. Я ее мастихином счищаю и — на картонку. Потом глянул, думаю: «А ведь такое сейчас продают». Взял и ради интереса в рамку вставил. Тут приезжают из Москвы представители частной галереи Соколова. Купили несколько работ, потом на мою «абстрактную» живопись показывают: «Таких декоративных панно можете больше сделать?». Ну, я мастихином еще несколько штук намазал. Через два месяца приехали – купили!

— А когда вы начали рисовать?

— Да лет в шесть. Сижу на печке, рисую, в окошечко мерзлое гляну на храм – и снова рисую. В Пестровке я окончил начальную школу, а потом в Камешкире учился. Там в кружок ходил к художнику-любителю Василию Васильевичу Романову. Он ставил перед нами репродукции работ мастеров и велел делать копии. Я был увлечен художником Шишкиным. И вот, учась в шестом классе, пошел на свой первый пленэр в сосновый бор. Посмотрел вокруг и подумал: «Да, Шишкину до этого далеко». У меня в училище были прекрасные наставники, но высшим учителем я считаю природу.

 

Храм

— Сейчас поедем в мой отчий дом, — сказал Ширманов, усадил нас в свою скромную машину и повез.

Путь оказался длинным, хотя дом близко. Но какой красоты мы насмотрелись! И мучивший меня вопрос о том, почему этот талантливый человек выбрал жить в глубинке, отпал сам собой. И потом по себе знаю, что природа дает человеку чистую энергию, безусловное счастье (когда не надо искать повода во внешнем мире, совершать какие-то телодвижения — все внутри тебя, все просто так дается!).

Да, не зря Камешкир называют пензенской Швейцарией. Холмы, пригорки, с которых открывается вид на ярко-желтые поля подсолнухов. Березы и сосны, дубравы, озера и узкие шустрые речки...

— Сначала — в дом, потом в храм, — говорит по пути Анатолий Васильевич. — Нет, сначала — в храм, потом в дом.

ДОМ и ХРАМ — два магнита его жизни, два сокровища, два вдохновения – они постоянно возникают на его картинах (ой, не велел мне Ширманов использовать слово «картина», говорил, что это слишком высоко, лучше писать «работа»). Так вот, храм и дом изображены на десятках его картин, и ни одна не похожа на другую.

Холм зеленый под солнцем весны,

Богородицы храм — драгоценный кристалл.

Купола голубые, над ними кресты,

И село у подножья — его пьедестал.

Стихи, конечно, Ширманова — Бог его талантами не обделил.

Так вот о храме. Он построен в начале XX века. После революции 1917 года закрыт, превращен в хранилище зерна.

Анатолий Васильевич помнит, как их, школьников, посылали на работы туда. Он улучал момент и через горы зерна пробирался к оставшимся иконам. Детская рука стирала пыль – и проступали глаза святых, смотрели на мальчика строго, ласково и как будто с надеждой.

Пройдут годы и годы, частично разрушенный храм начнут восстанавливать. У художника есть картина «Трава забвения»: люди косят высоченную траву возле храма… Это начало 90-х, когда вспомнили о вере и начали восстанавливать церкви.

И сегодня храм украшен иконами, написанными Анатолием Ширмановым. И святые смотрят с них так же, как те, что благословляли его мальчиком.

 

Отчий дом

Мы были очарованы отчим домом. Здесь ничего не менялось, не переделывалось с начала XX века.

Построенный, видимо, для священника, дом отличается от обычных крестьянских: он какой-то многослойный, многодверный и просторный. А хозяйственные постройки (коих немало) — это уже дело рук деда и отца художника.

Долгое время здесь была мастерская Анатолия Васильевича (жилье у его семьи другое) — он писал в той самой комнате с печкой, сидя на которой делал свои первые рисунки. Но печка обессилела со временем, перестала согревать дом. Ширманов сопротивлялся, притащил буржуйку. Но когда в стакане стал замерзать чай, сдался и теперь работает в своем музее.

Но дом не обезлюдел. Летом сюда приезжает сестра художника, Александра. Она-то и встретила нас на седом крыльце приветливой улыбкой. Очаровательная женщина, заслуженный работник культуры, много лет была директором музыкальной школы № 4. Обладает высоким, красивым голосом и очень любит петь.

Пока мы помогали ей накрывать стол к чаю, наш фотограф Владимир Гришин, не переставая, фотографировал во дворе — там все старина и всё живописно. А когда хозяин вынес из сарая зыбку, в которой его и сестру качала мать, мы почувствовали себя в музее.

Интересная история связана с домом. Три года назад художник получил письмо из Франции от Владислава Изволенского, потомка священника храма Покрова Пресвятой Богородицы. Потомок писал, что его прабабушка, умирая, тепло вспоминала о Пестровке, где родилась, выражал желание побывать на прародине.

Анатолий Васильевич пригласил его, и тот приехал, гостил несколько дней.

— Что его больше всего заинтересовало? — спрашиваю.

— Яичница обычная, обширная, — отвечает с искорками смеха в глазах.

«Ну, все, — думаю, — конец серьезным разговорам». А уже и не хочется, потому что интересно, что за обширная-то?

— Из двенадцати яиц, — невозмутимо объясняет Анатолий Васильевич.

— И вы все это лопали за раз?

— Лопали!

 

Земное и небесное

… Как мы, люди, устроены? Лепимся к какому-то сообществу, чтобы проявлять себя, получать похвалы, самоутверждаться, жить в какой-то более-менее родственной среде, а ведь, по сути – в стае. И вдруг кто-то один, как чайка по имени Ливингстон у Ричарда Баха, отделяется и летит в свою сторону, совсем не в ту, где много корма.

Так и Ширманов. От хлебной должности в городе он поехал на свою нищую родину, где некому было даже оценить его работы, сказать: «Вот тут пригаси, а тут добавь краски», где, откладывая кисть, надо было браться за косу и вилы, носить дрова зимой, а летом – тонны воды для полива огорода...

Талантливый художник оторвался от своего профессионального мира. А чего греться у чужих костров, когда можно развести свой? Он 25 лет преподавал рисование в сельской школе. К нему в Пестровку едут всю жизнь друзья, коллеги зовут принять участие в выставках, заглядывают столичные галеристы.

Он никогда не чувствовал себя одиноким. Рядом любимая женщина, самобытные, интересные односельчане, прекрасная природа и возможность творить.

А над всем этим царит храм, соединяя земное и небесное.

 

Светлана ФЕВРАЛЕВА

Фото: Владимир ГРИШИН

 

http://pravda-news.ru/topic/61877.html

 

Последние. Отилия + Валера = …

 

01.09.2015

 

Последние. Отилия + Валера = …

 

Вот уже 8 лет супруги живут в полном уединении. Они — последние жители деревни Плетневка Тамалинского района.

 

Отрекшиеся от соблазнов

Выхожу из машины у единственного жилого дома. Звенящая тишина взрывается громким лаем собак. Кажется, их здесь целая стая. Меня встречает мужчина: джинсы клеш, рубаха, завязанная на животе, длинные волосы. Этакий стиляга из 80-х годов. На вид не дашь больше 45 лет.

Следом за ним выходит женщина, на мой взгляд, лет 70-ти: небольшого роста, платье в цветочек (такие были в моде лет 30 назад), на голове платок. Это и есть плетневские отшельники — Отилия Сабо и ее муж Валерий Чепшев.

 

Вдали от людей они живут уже довольно долго и не собираются покидать свой уединенный уголок. Хранительница очага признается, что не представляет себе жизни в другом месте. Здесь ее, мол, и похоронят, когда кончится земной срок.

Валерий лишь улыбается в сторонке. Но сразу понятно, что против воли любимой жены он не пойдет. Как выяснилось потом, на самом деле ей 63 года, ему — 52.

Жители соседней Григорьевки — люди простые и эмоциональные — не прочь почесать языки. Говорят, якобы тетя Оля (так отшельницу называют местные) очень переживает, что любимый может положить глаз на какую-нибудь молодуху и пуститься во все тяжкие. А в Плетневке — никакой конкуренции.

Аккуратно, чтобы не задеть тонкие струны женской души, спрашиваю, так ли это на самом деле.

— Нет, что ты! Мужик у меня не такой, — смущается тетя Оля. — Мы же с ним уже четверть века живем, столько всего было. Ровно 25 лет назад я приехала сюда на заработки с Украины, так и осталась. Здесь есть все, что нужно для жизни.

Пока разговариваем, с любопытством осматриваюсь. Сначала показалось, что время здесь застыло. Но это ощущение проходит довольно быстро. Жизнь идет своим чередом. Дом старенький, деревянный, но довольно большой, забора нет, в качестве охраны – пять собак. Во дворе стоит покосившийся сарай, куда Валерий складывает сено. Деловито роют землю куры, в траве пищат цыплята...

 

Комфорт одиночества

Тетя Оля, хоть и смущается, что встречает меня не в лучшем своем наряде, охотно поддерживает разговор и даже приглашает на экскурсию по «поместью». Первым делом показывает огород, который почти полностью засажен картошкой, свеклой и капустой.

Супруги не считают себя отшельниками. В доме, по их словам, есть электричество, они смотрят телевизор, пользуются мобильными телефонами. Но внутрь, как, ни напрашивалась, меня не пустили. Так же, как не пускают и сотрудников местного сельсовета. В моем случае тетя Оля нашла отговорку, что я напугаю ее кошек. А их у нее 11 штук.

— Откуда же столько? — удивляюсь.

— Бессовестные люди подбрасывают, — улыбаясь, отвечает она. — Выйду, бывает, на улицу, то котенок пищит, то щенок скулит. Не могу оставить, жалко.

В историю про кошек я не поверила. Но в чужую жизнь рваться не стала. Возможно, нежелание Отилии пускать в дом посторонних как-то связано с тем, что большая часть крестьян, когда-то населявших деревню, были старообрядцами.

 

Не скучно и не страшно

Пока разговариваю с хозяйкой, в голове крутится мысль о том, как сложно, наверно, им живется: до ближайшего села 7 километров, до Тамалы — все 40. Зимой из Плетневки выбраться можно только на лыжах. Осенью, весной и пытаться нечего. Спрашиваю, не страшно ли, когда на много километров вокруг — ни души?

— А чего бояться? — отвечает она. — Люди сюда редко заходят, зверей диких нет. Только лисы один год повадились, почти всех кур перетаскали. Летом — огород, покос, держим 30 голов овец. А вот зимой тяжело. Дел особых нет, спасает только телевизор.

В ближайшую Григорьевку Валерий наведывается нечасто, примерно раз в месяц: получить пенсию за супругу и пополнить съестные припасы. Летом — на лошади, запряженной в телегу, зимой — на лыжах. Осенью плетневцы запасаются продуктами и газовыми баллонами сразу на несколько месяцев вперед. Неизвестно, что будет с погодой и возможно ли будет добраться до цивилизации.

— Несколько раз мы просили Олю и Валеру оставить дом и переехать в Григорьевку, там есть опустевшие, но добротные дома. Владельцы готовы продать их за небольшую сумму. Но все безрезультатно. Что интересно, Валерий прописан в Плетневке, а Ольга — в соседнем поселке Ров. Он уже несколько лет как опустел, и мы должны его упразднить, но пока там прописан хотя бы один житель, этого сделать нельзя, — говорит глава администрации Мачинского сельсовета Надежда Шалыгина. — Рядом с этими двумя поселками есть третий — Кочетовка. В нем также не осталось ни одного человека.

 

Заброшенное наследие страны

В 30-е годы прошлого столетия Плетневка была крепкой деревней на 370 дворов. К 1960 году в ней осталось 89 домовладений, к 2004-му — всего 11. Сюда даже грибники не заходят — слишком далеко от цивилизации. Правда, несколько месяцев в году компанию отшельникам составляют фермеры, которые обустроили неподалеку летний лагерь для стада овец.

Но почему за каких-то несколько десятков лет сразу три деревни превратились в призраки?

— Все дело в том, что они обособленно расположены, — объясняет Надежда Александровна. — Семьи с детьми начали перебираться поближе к райцентрам, потому что школа от Плетневки, поселков Ров и Кочетовка далеко — в 7–8 километрах. Население потихоньку старело, и совсем никого не осталось.

Знакомая история… За последние годы в регионе много деревень оказалось заброшенными. Жизнь в них теплилась благодаря старикам, цеплявшимся за малую родину, как дерево корнями за землю. Но вот остались без хозяев покосившиеся, почерневшие избушки, сараи и баньки… Все мертво.

Я заходила в обезлюдевшие дома и видела старинные сундуки, кухонную утварь, простенькую мебель, книги и даже иконы. Вещи так и остались на своих местах, создавая ощущение того, что ими вот-вот кто-нибудь воспользуется. Ау, где ты, рачительный хозяин? В ответ — жуткая тишина.

Села-призраки есть во всех районах области: Каменском, Мокшанском, Городищенском, Нижнеломовском...

В Сосновоборском уже несколько лет пустуют дома поселка Первое Мая, деревень Зиневка, Краснополье, в Белинском районе исчез с карты поселок с оптимистичным названием Новый Мир, а в Тамалинском — Веселый и Шелалейка. И это далеко не полный список.

Поселки, некогда строящиеся с любовью и надеждой, что их обитатели найдут здесь и веселье, и новую счастливую жизнь, превращаются в призраки.

24 поселка и деревни навсегда исчезли с карты Пензенской области в 2006 году, 10 сел — в 2009 году, 11 населенных пунктов — в 2011 году.

 

 

 

Елена КУЛАКОВА

Фото: автора

 

http://pravda-news.ru/topic/61860.html

 

Пензячка фиктивно зарегистрировала в квартире граждан Узбекистана

 

02.09.2015

 

Проверка, проведенная прокуратурой Ленинского района Пензы, выявила нарушение миграционного законодательства 28-летней жительницей города.

Установлено, что гражданка Российской Федерации зарегистрировала по месту своего проживания четверых граждан Республики Узбекистан. Сотрудники прокуратуры не раз выходили по данному адресу, опрашивали соседей и убедились, что граждане Узбекистана в квартире не проживают, а само жилье пустует уже полтора года.

«По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении пензячки возбуждено уголовное дело за фиктивную постановку на учет иностранных граждан», - сообщила ИА «ПензаИнформ» старший помощник прокурора Пензенской области по взаимодействию со СМИ Юлия Макарова.

 

http://www.penzainform.ru/news/crime/2015/09/02/penzyachka_fiktivno_zaregistrirovala_v_kvartire_grazhdan_uzbekistana.html

 

Россия подсчитала, во сколько ей обошлись украинские беженцы

 

03.09.2015

Затраты Российской Федерации по размещению покинувших зону боевых действий в Донбассе вынужденных переселенцев превышают четыре миллиарда рублей, сообщает «Газета.ru» со ссылкой на доклад главы Следственного комитета РФ Александра Бастыркина.

Отмечается, что означенная сумма была подсчитана согласно полученным из субъектов Российской Федерации данных, включающих размещение украинских беженцев. Таким образом, нашей стране был нанесен финансовый ущерб в размере свыше четырех миллиардов долларов.

В начале лета сообщалось, что статус беженца или убежище в России получило более 330 тысяч человек, вынужденных бежать от развязанной киевской хунтой гражданской войны. Многие из них смогут получить гражданство по упрощенной схеме, без обязательного в обычном случае срока проживания, подтверждения законных источников дохода и прочих административных проволочек.

Ранее Следственный комитет России издал «Белую книгу преступлений», совершенных на Донбассе. Книга вышла под редакцией главы ведомства Александра Бастыркина.

По сообщению rueconomics.ru

Фото

 

http://www.zarpressa.ru/news/novosti-rossii-i-mira/rossiya-podschitala-vo-skolko-ey-oboshlis-ukrainskie-bezhentsy/

 

На КПП Заречного задержали автомобиль с несколькими гражданами Молдовы

 

04.09.2015

 

В июне этого года на КПП задержали автомобиль сразу с несколькими гражданами Молдовы. С иностранцев кропотливо брали объяснения, снимали у них отпечатки пальцев и лишь после долгой проверки отпустили. Бедолаги были в шоке от оказанного им внимания. И не сразу поняли, чем его заслужили.

 

«Они имели действительные документы, разрешающие временно находиться на территории России, – поясняет и.о. начальника ОУФМС РФ по Пензенской области в Заречном Марина Осина,– в Пензе находились проездом, а в Заречный, как потом выяснилось, попали по ошибке».

 

Вернее, из-за злой шутки. Молдоване продавали текстиль и на АЗС спросили первого встретившегося таксиста, где здесь рынок. «Езжайте прямо, там будет во-о-от такой рынок!» – подшутил тот. Злого шутника так и не нашли.

 

Но больше всех не повезло два года назад жителю Узбекистана. Мужчина не попутал дорогу, он точно знал, куда идет – к возлюбленной в закрытый город. Но спецслужбы романтические порывы не оценили. Пойманного Ромео выдворили не только за пределы Заречного, но и за границы России.

Admin

 

http://www.zarpressa.ru/news/criminal/na-kpp-zarechnogo-zaderzhali-avtomobil-s-neskolkimi-grazhdanami-moldovy/

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг