02.06.2014
2 июня владыка Серафим возглавил крестный ход с иконой
преподобного Сергия Радонежского
2 июня, в понедельник,
по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
и митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, в рамках
празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского,
игумена Троице-Сергиевой Лавры, состоялся крестный ход, который возглавил
владыка Серафим. Он взял своё начало от Дворца культуры
железнодорожников им. Ф. Э. Дзержинского, через улицу
Московскую, до Спасского кафедрального собора г. Пензы. Шествие
завершилось молебном в Благовещенском храме Пензы.
Сия икона, по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в год
празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия, игумена
Радонежского, всея России чудотворца, из Троице-Сергиевой лавры посещает
епархии Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Икона
преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей была доставлена
в Пензенскую епархию 1 июня из Троице-Сергиевой Лавры.
Святыня будет находиться
в Благовещенской церкви Пензы (Советская площадь) до 11 часов
6 июня 2014 года. Далее икона с мощами преподобного Сергия
Радонежского отправится в Кузнецкую и Сердобскую епархии.
Видеоматериалы
http://penzaeparhia.ru/news/808
02.06.2014
Православные пензенцы прошли крестным ходом с иконой Сергия
Радонежского
Крестный ход с иконой преподобного
Сергия Радонежского состоялся в Пензе в понедельник, 2 июня. Православные
пензенцы прошли от дворца культуры железнодорожников, в котором раньше был храм
Богоявления Господня, до Благовещенской церкви.
Икона преподобного Сергия
Радонежского прибыла в Пензу из Нижнеломовского Успенского женского монастыря
по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Частицу мощей
святого игумена привезли в Пензу впервые за всю историю.
«Сама икона не представляет такой
древности. Самая главная святыня — это частица мощей, которая вложена в нее», —
отметил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Святыня пробудет в Пензе до 6 июня,
после чего ее повезут в Кузнецкую и Сердобскую епархии.
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=205849&cid=7
02.06.2014
Очередной выпуск радиопрограммы «Мир православия» посвятили
священноисповеднику Иоанну Оленевскому
Новый выпуск радиопрограммы «Мир
православия» на «Радио России из Пензы» посвятили священноисповеднику
Иоанну Оленевскому. Гость программы — клирик Петропавловского храма Пензы,
протоиерей Алексий Горшков и ведущий, Евгений Белохвостиков, говорили
о жизни и духовных таланта старца, а также о чудесах,
которые совершал Иоанн Оленевский.
http://penzaeparhia.ru/news/810
02.06.2014
30 и 31 мая 2014 года паломнический отдел Пензенской епархии
организовал для верующих паломнические поездки
30 мая, в пятницу, дети
и родители воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы совершили
паломническую поездку в Новый Иерусалим г. Истра Московской епархии.
31 мая, в субботу,
в день обретения мощей и прославления святого Иоанна Оленевского
от Благовещенского храма паломники посетили с. Соловцовка,
поклонились святому и приложились к его мощам.
Так же, 31 мая,
в день обретения мощей и прославления святого Иоанна Оленевского,
воспитанники воскресной школы храма Серафима Саровского (Шуист), совершили
паломническую поездку в с. Соловцовка. Для воспитанников, в церкви
Сергия Радонежского, у святых мощей Иоанна Оленевского был прочитан
молебен, после чего все приложились к его мощам, посетили родник святой
великомученицы Параскевы Пятницы. Заехали в с. Оленевка, прошли
на святой источник, искупались, набрали воды, а затем посетили музей
Иоанна Оленевского, где было организовано чаепитие и экскурсия.
Завершилась поездка посещением кельи — это небольшой деревянный домик, где
жил последние годы и скончался священноисповедник и молитвенник
о земле Пензенской Иоанн Оленевский.
http://penzaeparhia.ru/news/812
02.06.2014
«Каждый момент моей жизни был подготовительной ступенькой к
архиерейскому служению»: Интервью с епископом Кузнецким и Никольским Нестором
Сразу же по возвращении на
Пензенскую землю после архиерейской хиротонии, 22 мая 2014 года, в интервью
Инессе Романовой (ГТРК «Пенза») владыка Нестор рассказал о своем пути к
архипастырству, о своих прежних послушаниях, и о том, какие цели ставит перед
собой на Кузнецкой земле.
– Ваше Преосвященство, здравствуйте!
Позвольте Вас поздравить с новым высоким саном. Ваша хиротония – это большое
событие для всей Пензенской области. Скажите, а Вы могли себе представить, что
такое произойдет, двенадцать лет назад, когда только поступали в Николо-Угрешскую
духовную семинарию?
– Когда я в 2002 году оставлял свой
замечательный приход в подмосковном поселке Образцово и поступал в
Николо-Угрешскую семинарию, то поступал я туда по велению сердца. В пользу
того, чтобы покинуть родную общину, которая научила меня очень многому –
благочестию, любви к храму Божиему, – у меня был только один аргумент:
уверенность, что мое новое служение принесет еще больше пользы Церкви, нежели
то, когда я просто на приходе управляю церковным хором.
Когда я поступал в семинарию, то
никто, кроме Бога, не мог предполагать, о том служении, которое мне спустя годы
будет вверено. Но и тогда я верил: всё, что нужно Богу от меня, будет возможно;
те таланты, которые во мне взрастили и родители, и учителя в школе, в гимназии,
в университете, – дали еще больший импульс для развития того, чтобы сегодня я
принес Церкви пользу.
Поэтому, конечно, архиерейство для
меня – это большая неожиданность, но, с другой стороны, я вижу в этом Промысел
Божий, который на каждом этапе моей жизни подготавливал меня для того, чтобы
сегодня я мог возглавить Кузнецкую епархию и сделать значительно больше, нежели
просто я сделал бы для своего личного спасения. Чтобы я мог принести пользу в
деле спасения тех, кто сегодня жаждет его, пользу для тех, кто хочет включиться
в общую жизнь Церкви, для тех, кто хочет познать Христа, кто услышал Евангелие.
И каждый момент моей жизни был некоей подготовительной ступенькой к общему
служению, которое я сегодня прохожу.
– А как получилось, что учитель
математики и информатики высшей категории, который всерьез занимался наукой,
вдруг всё это оставил? Кто или что сподвигло Вас на это?
– Я, конечно, отношу это к Промыслу
Божию. Потому что когда я поступал в педагогический университет, то не видел другого
места для своего служения людям, кроме педагогики. Я не думал о
священнослужении. Передавать опыт поколений в науке, в знании для ребят –
делать это я был готов. Но дети создают такую особую атмосферу, передают запас
энергии – кто работал в школе, тот меня поймет – что я для себя в какой-то
момент определил, что мое служение не должно ограничиваться только школой или
районом (я был также сотрудником районного учебно-методического центра и
занимался аттестацией учителей). Кроме того, я понимал, что служение в виде
школьной работы всегда будет ограничено своей светскостью.
Какое бы знание мы не давали людям,
оно останется только знанием. Есть такое выражение: бесы тоже знают о Боге, но
они ничего не предпринимают для того, что бы стать лучше. Просто знание может
оставаться пустым и бесцельным. А вот когда знание приносит пользу людям, ведет
их к каким-то определенным целям, когда у человека сформировано мировоззрение и
он знает цель будущей жизни, – тогда это совершенно другое. Тогда человек
работает не только на современную жизнь, он способен подготовить себя к личной
жизни. Конечно, я понимал, что та область, которой я занимаюсь, – это всего
лишь часть познания мира, часть того великого дела и служения Церкви, которое
существует.
Параллельно, в то время я был
прихожанином храма, участвовал в богослужениях. У меня появился духовный отец –
духовник, который мог мне вложить правильное понимание церковной жизни,
правильные понятия о благочестии и о том стремлении, которое должно быть у
каждого христианина. С этим воцерковлением у меня формировалось определенное
мировоззрение, которое говорило мне: я могу принести больше пользы.
В жизни каждого человека есть
период, когда в него вкладывают много: родители, общество в виде учителей, но
он еще ничего не отдает взамен. Как цветочек, который поливают, пока он не
распустится, а когда он распустился, то может потом сам принести плоды.
В меня очень много вкладывали, но
наступил момент, когда пришло созревание духовное, и я стал готов вкладывать
что-то в других, приносить пользу. Эта польза, прежде всего, в том, что я несу
слово Божие, свидетельство о Христе Воскресшем, свидетельство о том, что Бог не
просто этот мир создал в своем разнообразии, а в том, что это всё премудро, и
наша жизнь не случайна в этом мире.
– А как получилось, что Вы занялись
издательской деятельностью?
– Когда человек имеет базис, то
может строить на нем очень многое. Человеку, который творчески подходит к
своему послушанию, даются такие особые свойства от Бога, которые позволяют ему
и собрать коллектив, и получить новые результаты.
Кто читал Евангелие, знает притчу о
талантах. Тот, кто имеет талант и воплощает его в жизнь, – тот приобретает еще
больше. А кто свой талант скрывает – тот оказывается банкротом.
Когда я пришел в Николо-Угрешский
монастырь и стал студентом духовной семинарии, у меня было очень много
послушаний, и в какой-то момент мой духовный наставник, нынешний митрополит
Рязанский и Михайловский Вениамин, сказал: «Занимайся издательством». И мы
начали работу. На сегодняшний день издательство Николо-Угрешского монастыря
опубликовало не только много журналов, хороших изданий по самому монастырю, но
и исторические книги, которые пользуются популярностью. Мы внесли в жизнь
обители очень много новой информации, о которой люди просто не знали.
Когда мы приехали в Пензенскую
епархию, то владыка Вениамин сказал, что здесь нужно возрождать журнал
«Пензенские епархиальные ведомости», и с 2010 года мы приступили к его изданию.
Затем были созданы книги о Пензенской митрополии, об истории Церкви на
Пензенской земле. Нашелся коллектив единомышленников, появился альманах
«Пензенский летописец», газета «Пензенский православный собеседник» продолжила
свое существование.
– Почти четыре года Вы были
наместником Пензенского Спасо-Преображенского монастыря – первым наместником в
его новейшей истории. Не жалко ли с ним расставаться?
– Да, прощаться с обителью мне очень
трудно. Прихожане не готовы меня отпускать, и сожалеют, что наше общее служение
в монастыре заканчивается. Но братия там остается, а значит, продолжится и
созидание. В этом году монастырю исполняется 325 лет. Надеюсь, что до
Преображения Господня мы распишем часть верхнего храма, поставим иконостас.
Есть такие Евангельские слова о том,
что светильник не надо ставить под спудом. Если от меня нужно больше служения и
ответственности, значит, нужно заниматься большим делом.
– Владыка, а какие цели и задачи Вы
ставите перед собой в Кузнецкой епархии?
– Я хочу продолжить ту линию,
которую там основал митрополит Серафим. Это хорошая, созидательная линия.
Мы будем строить храмы, потому что
многие прихожане просят об этом. Будем развивать просветительскую деятельность.
У нас много молодежи и тех, кто не готов еще принять христианство, а ведь
христианская жизнь несет очень важный здоровый заряд. Поэтому, если мы сумеем
донести до этих людей христианские ценности, у нас станет меньше абортов,
распавшихся семей, у нас будет прекрасное общество.
Конечно, я хочу, чтобы кузнечане
получили очень многое. Там верующий народ, который живо откликается на разные
инициативы. Сегодня народ готов к возрождению культурных и религиозных
традиций. И, я считаю, то, что делается в Пензе, должно в разы активнее
делаться на периферии, в том числе в Кузнецке.
02.06.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/06/02/...
02.06.2014
В честь престольного праздника
В минувший четверг, 29 мая,
все православные праздновали Вознесение Господне. Этот
праздник - один из 12 главных. А для нашего прихода он является еще и
престольным.
К радости спассцев район в этот день
посетил Преосвященнейший Митрофан, епископ Сердобский и Спасский.
Несмотря на то, что день был будний,
народ собрался в храме задолго до начала службы. Все ждали прибытия Владыки,
которого специально пригласили провести архиерейское богослужение в честь
престольного праздника.
И вот ровно в девять часов под
колокольный звон в воротах Вознесенского собора владыку Митрофана с секретарем Сердобской
епархии игуменом Андреем и их помощниками приветствует настоятель храма
Геннадий Проскуряков. Дорогих гостей встречают соборной иконой Вознесения
Господня, хлебом-солью, цветами.
Проходя между расступающимися
прихожанами, епископ Митрофан, благословляя, поздравлял их с праздником. Затем,
возглавив богослужение, совершил Божественную литургию.
Радостны и светлы лица молящихся.
Спассцы были в восхищении от красивого стройного пения приходского хора,
которым управляла регент Валентина Проскурякова.
- Это был истинный праздник души, на
сердце так радостно, светло, легко. Священнослужители искренне провели
богослужение, всем очень понравилось. Особая благодать - от церковного пения, -
высказалась одна из прихожанок Александра Антоновна Седова.
Всем запомнились проникновенные
слова проповеди настоятеля собора, в которой он рассказал о евангельском
событии — Вознесении Господнем.
- Господь от начала был на небесах и
сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий. И, завершив великое
свое земное служение, возвращается к своему Отцу. Вознесение Иисуса Христа —
это последнее завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына
Божия...
По окончании службы Владыка Митрофан
объявил прихожанам, что настоятель Вознесенского собора Геннадий Проскуряков
возведен в протоиереи. Он поздравил всех с этим событием, пожелал отцу Геннадию
здоровья, долгих лет служения во славу и с помощью Божией. Отец Геннадий, в
свою очередь, поздравил епископа Сердобского и Спасского с Вознесением
Господнем, поблагодарил его за добрые пожелания и преподнес в честь праздника
серебряную икону Блаженной Ксении Петербуржской.
К поздравлениям присоединился и
глава администрации Спасского района Ю.Б. Ахрамеев, который также присутствовал
на богослужении.
От прихожан выступила Галина
Алексеевна Чавкина. Она подарила Владыке цветы, фотографии с изображениями
храма в разные годы, и напомнила всем о таком важном событии: в этом году
Вознесенскому собору (кстати, этот статус ему был присвоен в конце 2013г.)
исполняется 155 лет! Строительство храма началось в 1841 году и длилось 18 лет.
Как раз приблизительно в это время в храме после его освящения начались первые
богослужения.
По сложившейся традиции служители
собора организовали для всех желающих чаепитие. Во дворе под открытым
небом люди угощались сладостями, делились радостью друг с другом.
Историческая справка
Собору Вознесения Господня – 155
лет.
Храм во имя Вознесения Господня в г.
Спасске построен в 1859 году на средства купцов города Василия Кузьмича
Бундикова и Николая Гавриловича Макова.
Господствующий над окружающей
застройкой пятиглавый каменный храм, монументальный объем которого
дополнительно утяжелен мощными аттиками, является представителем
господствующего в то время официального «русско-византийского» стиля в его
провинциальной трактовке.
Большой интерес представляют
внутренние росписи храма, среди которых выделяются картины Страшного суда и
сцены из Апокалипсиса.
Богатой отделкой отличаются
иконостасы и киоты, в которых немало больших икон в металлических окладах.
Рядом с храмом сохранились надгробия
с могил меценатов-строителей церкви В.К. Бундикова и Н.Г. Макова.
Елена Седова
http://www.vestnik58.ru/news-12-1880.html
03.06.2014
«Я не умер, я живой!» Или что нужно нашим покойным
Смерть всегда неожиданна. По опыту
мы знаем, что умирают не только больные и престарелые, но также здоровые и
молодые.
Но всегда кажется: моя собственная,
личная смерть находится где-то в неопределенно-далеком будущем. В глубине души
никто не верит в собственную смерть. Христианство утверждает, что это не
случайно – ведь душа бессмертна. Именно из веры в бессмертие души проистекает
отношение Православия к смерти человека.
Мы называем наших покойных усопшими,
а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Кладбище –
это священное место, где покоятся тела усопших до будущего воскресения, а
могила – это место будущего воскресения. Это место можно уподобить
реанимационному отделению в больнице. В реанимации могут вернуть человека к
земной жизни. А воскресение - это "реанимация" человека в жизнь
вечную. Поэтому на кладбище должно быть чисто и ухожено, подобно тому, как
чисто и стерильно в реанимационном отделении. Даже по законам языческих государств
усыпальницы считали священными и неприкосновенными. И осквернение могил всегда
возмущает совесть нормального человека.
Особое значение придается
надгробному кресту. Крест на могиле православного христианина – символ
блаженного бессмертия и воскресения, символ Царствия Небесного.
Надо особо следить, чтобы крест на
могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Не прикрепляйте к
кресту фотографию покойного, потому что крест – это не подставка для фото, но
место, где был распят Спаситель, Господь наш Иисус Христос, который даровал нам
надежду воскресения. Простой скромный крест из металла или дерева более
приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и
надгробия из гранита и мрамора. Нельзя ставить крест на могиле самоубийцы или
человека, который при жизни восстал против Бога, дерзко и открыто отрекаясь от
Него. Ставить крест на могилу того, чья жизнь была выражением борьбы против
Бога – все равно, что сказать умершему: ты был против Царствия Небесного, но мы
тебе все-таки туда доставили – лежи и радуйся! Бог не нарушает свободную волю
человека, и нам этого делать не надо.
Не нужно есть или пить на кладбище,
не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному,
попросив помолиться о покойном. Нельзя поминать усопшего человека водкой – этим
мы только делаем загробную участь покойного более тяжелой, вредим его душе и
тем самым совершаем грех. Старайтесь обходиться без искусственных цветов и
венков, они только захламляют кладбище, не говоря о том, что это пустая трата
денег. Лучше скромный букет, но из живых, настоящих цветов.
По большому счету, покойник не
нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и
благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в
нашей постоянной молитве. Наша молитва – это то, в чем крайне нуждаются наши
усопшие близкие и ее ничем заменить нельзя. Это – дело нашей любви к усопшим.
Почему люди часто не молятся друг за
друга? Потому что не верят, что молитва может быть услышана Богом. Но тот, кто
имеет хоть какой-то, более-менее продолжительный, личный опыт молитвы, знает,
что это не так. Бог слышит наши молитвы. И так же, как доброе слово, сказанное
нам при жизни, утешает нас, придает нам бодрости и сил, так и слова сердечной
молитвы доставляют великое утешение душам наших покойных.
Придя на кладбище, надо зажечь
свечку и совершить литию, т.е. помолиться об упокоении души дорогого нам
усопшего человека. Литию – или панихиду – может отслужить священник.
Горько говорить об этом, но чаще всего
мы беспокоимся о том, чтобы не показаться скупыми в глазах людей, которые могут
нас осудить, и устраиваем богатую поминальную трапезу с возлиянием спиртного
или роскошное мраморное надгробие, но совершенно не молимся об усопших. А
молиться об усопших необходимо каждый день. Обычно это делается в рамках
утреннего молитвенного правила, но это не значит, что нельзя молиться в другое
время. Особенно усердной должна быть наша молитва в первые сорок дней по смерти
близкого нам человека. Нужно молиться не только дома, но и в храме на литургии,
на панихиде и делать это регулярно. Обязательно надо регулярно исповедоватья и
причащаться Святых Христовых Тайн, особенно в так называемые родительские
субботы, когда в храме специально поминают усопших – от этого великая польза не
только нам, но и нашим покойным, так как молитва, покаяние и причастие изменяет
состояние души, очищая ее, и тогда наша молитва легче восходит к Богу. Пусть не
смущает нас то, что мы не можем непосредственно общаться с усопшим человеком,
как это было при его жизни на Земле. Помните, что души близких, любящих людей
по-прежнему тесно связаны. В частности, это означает, что образ нашей земной
жизни оказывает существенное влияние на состояние души близкого нам усопшего
человека. Если мы стараемся жить по заповедям Божиим, нашим покойным от этого
лучше!
И еще хотелось бы сказать об одном
важном моменте. Практика показывает, что если человек заболевает, редко, кто из
его близких вспоминает, что нужно заботиться не только о лечении его тела –
врачи, лекарства, уход, – но и о его бессмертной душе: надо предложить болящему
пособороваться, поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн, и если
он согласится, пригласить священника. Известно немало случаев, когда искреннее
покаяние на исповеди и принятие Таинств поднимало человека с постели. Но даже
если этого и не произойдет – на то воля Божия! – исповедь и принятие Таинств
есть великое благо и необходимое напутствие человеку, который отойдет к Богу с
чистой душой.
Священник Сергий Месяц.
http://www.trud58.ru/news-23-2791.html
04.06.2014
В селе Елизаветино строится храм
Продолжается восстановление храма
Казанской иконы Божией Матери села Елизаветино Мокшанского района.
В январе 2014 года установили строительные леса, изготовили лестницу
на колокольню, высотой 20
м. В настоящее время готовится документация для
газоснабжения храма. Активное участие в восстановлении храма принимают:
Плетнёв В., Романов К., Гайков В. и Молотов Н.
http://penzaeparhia.ru/news/817
04.06.2014
4 июня митрополит Серафим совершил чин освящения креста
храмового комплекса «Живоносный источник»
4 июня, в среду,
митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил чин благословения
и освящения новосооруженного креста на пантеоне храмового комплекса
«Живоносный источник» в селе Большая Валяевка Пензенского района
Пензенской области.
Его Высокопреосвященству сослужили:
настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» протоиерей Алексий
Спирин, председатель строительного отдела Пензенской епархии, настоятель
Покровского архиерейского собора г. Пензы протоиерей Иоанн Яворский,
протоиерей Виталий Спирин, протодиакон Владимир Красненков, диаконы Константин
Кузьминых и Сергий Сурков.
В автономном подземном храме
уже собраны 400 кирпичей со старых и разрушенных храмов Пензы
и области.
В настоящее время в храме
иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Большая Валяевка полным
ходом идут фасадные работы и внутренняя роспись. С 1 июля 2014
года начнётся роспись центрального купола храма мастерами из города
Самары.
Видеоматериалы
http://penzaeparhia.ru/news/818
05.06.2014
Митрополит Серафим: «Святитель Иннокентий Пензенский – образец
архипастырской ревности»
Митрополит Пензенский
и Нижнеломовский вновь стал гостем программы «Ради истины» (ТРК
«Экспресс»), и в интервью Дмитрию Инюшкину рассказал о святителе
Иннокентии Пензенском. 230 лет со дня его рождения исполняется
в июне 2014 года.
— Здравствуйте, Ваше
Высокопреосвященство! Я помню, как во время Рождественской службы
в этом году Вы обращались к пастве впервые в новом для Вас
качестве, и, в частности, сказали об ответственности перед сонмом
пензенских святителей. И отдельно упомянули именно святителя Иннокентия.
Для Вас это имя имеет какое-то особое значение?
— Здравствуйте! Да, прежде
всего, это связано с тем, что он — первый пензенский святой, первый
святой среди тех святителей, которые были на Пензенской кафедре,
а их было семнадцать до великой революции. Святитель Иннокентий,
пробыв всего несколько месяцев на кафедре, оставил такой замечательный
след в судьбе всех пензенцев, что это и привело к его
канонизации в 2000 году. Хотя вопрос о канонизации вставал еще
в начале ХХ столетия, но, к сожалению, война 1914 года
и потом революционные события не дали тогда довести это дело
до конца, хотя городская власть и народ Пензы обращался к Святейшему
Синоду с тем, чтобы канонизировать святителя Иннокентия.
Для меня же его близость,
прежде всего, связана с тем, что в 2000 году я был
непосредственным участником крестного хода, с которым его мощи были
перенесены в Успенский кафедральный собор. Это было одним из самых
запоминающихся и значимых событий в моей жизни. Поэтому имя святителя
Иннокентия для меня очень близко, и имеет важное значение в моей
жизни.
— Владыка, а когда
вы узнали о нем впервые?
— Узнал я о святителе
Иннокентии, будучи воспитанником Саратовской духовной семинарии. Хотя
он прожил очень короткую жизнь, но в науке оставил глубокий
след: можно сказать, его труды, особенно по истории Церкви, были актуальны
фактически до ХХ столетия. Поэтому, будучи студентом духовной семинарии,
я слышал о епископе Иннокентии (Смирнове), и меня еще больше
заинтересовало именно то, что это был святитель из Пензы.
Когда я после семинарии
вернулся в родную область, то стал интересоваться, что же
фактически осталось в Пензе от его дел. С сожалением вспоминаю:
конец 90-х был ознаменован именно тем, что память о святителе Иннокентии
была полностью стерта из памяти жителей города. Прежде всего, это было
связано со взрывом Спасского кафедрального собора в 1934 году,
а ведь его захоронение было рядом с собором, примерно там, где сейчас
находится Благовещенская церковь. Там было погребено пять пензенских архиереев.
К сожалению, со взрывом собора осталось ровное место
от их могилы.
Уже в 1996 году начались заботы
о том, чтобы перезахоронить архипастырей. По милости Божией, трудами
архиепископа Серафима (Тихонова) в 1998 году рядом с архиерейским
домом произошло временное перезахоронение пяти архиереев. Один из них,
святитель Иннокентий, в 2000 году был канонизирован, и горожане,
которые гуляют по скверу рядом с архиерейским домом, видят уже четыре
креста и четыре оставшихся могилы святителей — предшественника
и приемников святителя Иннокентия.
— Жизнь святителя Иннокентия
была полна драматичных испытаний и судьбоносных поворотов. Что Вас
впечатляло больше всего в недолгой его жизни?
— Большее впечатление все-таки
производит не его жизнь, а все то, что осталось после него. Меня поражало то,
что человек за четыре месяца, будучи практически прикованным к постели, так
смог привлечь к себе сердца пензенцев. Это парадокс: человек может несколько
десятков лет занимать какую-то ведущую должность, много сделать хорошего для
людей, но потом след его быстро исчезает. А вот святитель Иннокентий, приехав в
конце июня месяца и пробыв в Пензе до своей кончины 23 октября, оставил такой
неизгладимый след. Для меня это всегда было вопросом и загадкой.
Конечно, когда я стал вплотную
соприкасаться не просто с богословскими трудами святителя Иннокентия,
а с тем, как народ его почитал, то я увидел, что
за это короткое время, народ смог в нем разглядеть действительно
истинного светильника. Самое главное, что в кафедральном соборе, где
он был погребен, как свидетельствуют многие пензенцы, не было
ни одного дня, когда бы ни было заказано хотя бы одной
панихиды по святителю Иннокентию. Народ приходил к его могиле
с какими-то своими просьбами. В лике святых он еще не был
прославлен, ему нельзя было служить службы, и поэтому люди заказывали
панихиду и помазывались священным маслом от гробницы святителя
Иннокентия. Чудес и исцелений, которые происходили от гробницы святителя,
было записано довольно много, целая книга, которая и легла в основу
того, чтобы канонизировать святителя Иннокентия.
— Для Вас в жизни
и деятельности святителя Иннокентия напрашиваются какие-то аналогии
с сегодняшним днем?
— Мы так живем, что круги
истории время от времени повторяются. Святитель Иннокентий жил
в совершенно иное время, время, когда правили православные императоры,
когда Церковь была государственной, время, когда о гонениях
на Православие даже странно было бы говорить. Но при всем том,
те, кто знают историю, понимают, что это было не такое
уж и гладкое время для Православной Церкви. Святитель Иннокентий
и стал жертвой этих интриг, поскольку он был человек очень умный
и образованный, был ведущим цензором. Все те книги, которые издавались
по духовной линии, он прочитывал, давал свою рецензию,
и допускал или не допускал до издательства.
В то время было развито
такое течение, как мистицизм, которым были заражены все, начиная
от императора, в какой-то степени, до обер-прокурора Святейшего Синода
князя Голицына, который полностью был погружен в это мистическое учение.
Противостояние с Голицыным этого молодого архимандрита, тридцати
с небольшим лет, и послужило причиной к его изгнанию
из столицы. Сначала его хотели назначить на Оренбургскую кафедру,
но потом, из-за огромной любви петербуржцев, особенно знатных людей,
которые знали, что он человек высокой жизни, и уговорили императора,
святителя отправили в Пензу, что было гораздо ближе и, как
им казалось, благоприятнее.
В сегодняшнее время, среди
нашего народа, особенно те, кто носит славянские корни, наверное, все
крещены. Но если честно и правдиво взглянуть на наше общество,
то православных, которые знают учение Церкви, веруют в это учение,
его проповедуют, очень мало. Это, по-евангельски говоря, невозделанная нива,
как раз и дает в святителе Иннокентии тот образец, с какой
пастырской ревностью нужно нам трудиться.
— Как Вы думаете,
будут ли мощи святителя Иннокентия перенесены в восстановленный
Спасский кафедральный собор?
— Сейчас мощи святителя
Иннокентия находятся в Успенском кафедральном соборе Пензы, и каждый
верующий, кто желает, может приехать и помолиться перед ними.
Я уверен, что как только будет восстановлен Спасский кафедральный собор,
мы торжественно перенесем мощи святителя Иннокентия
на их законное место, в храм, где он (пусть
и не так часто) совершал богослужения. Ведь это место освящено
не только его прижизненным присутствием, но и его захоронением.
Поэтому, безусловно, эта святыня будет находиться в новом Спасском
кафедральном соборе.
ФОТО – http://drevo-info.ru/pictures/2623.html
http://penzaeparhia.ru/news/821
05.06.2014
Божественная литургия в день памяти преподобноисповедника
Гавриила (Игошкина) в селе Сосновка Сосновоборского района
5 июня, в день памяти
преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского,
Преосвященный епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил Божественную
литургию в храме во имя преподобноисповедника Гавриила, архимандрита
Мелекесского, села Сосновка Сосновоборского района.
Деревянный храм во имя
преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского, прославленного в
лике святых в 2000 году на Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе, построен в
2004 году по инициативе Людмилы Владимировны Куликовой, жительницы г.
Ульяновска, стараниями священнослужителей Виктора Шляпникова и Андрея Романова,
а также местной власти. Он расположился на месте, где когда-то стоял
родительский дом архимандрита Гавриила. Рядом с храмом, с южной стороны,
стоит памятный крест святому. На нем помещена табличка, на которой сделана
надпись: «Здесь родился святой старец архимандрит Гавриил (Игошкин Иван
Иванович, 23,V, 1838-18.X. 1959
г,г.). Святый праведный отче Гаврииле, моли Бога о нас!»
В крест помещена капсула с землей с его могилки из г, Димитровграда Ульяновской
области и частицей гроба, в котором почивали его святые мощи.
По окончании Литургии был совершен
крестный ход вокруг храма. Преосвященный епископ Нестор обратился к прихожанам
с проповедью. Смотреть
проповедь →
05.06.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/06/05/...
05.06.2014
Епископ Нестор освятил купол с крестом для храма Святой Троицы
села Ясная Поляна Кузнецкого района
5 июня 2014 года в селе Ясная Поляна
Кузнецкого района состоялось историческое событие: был освящен купол с крестом
и установлен на храме Живоначальной Троицы. Молебен и чин освящения
купола с крестом совершил епископ Кузнецкий и Никольский Нестор. Его
Преосвященству сослужили: секретарь Кузнецкой епархии протоиерей Борис
Весновский, благочинный Кузнецкого округа протоиерей Ростислав Ребровский,
настоятель храма Святой Троицы села Ясная Поляна протоиерей Андрей
Романов. На молебне и при установке купола присутствовали многие жители
села, которые давно ждали этого момента.
05.06.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/06/05/...
05.06.2014
Состоялась паломническая поездка для выпускников богословских
курсов
Выпускники богословских курсов при
духовно-просветительском центре имени Архиепископа Серафима
(Тихонова) совершили паломническую поездку во Вьясскую
Владимирско-Богородицкую мужскую пустынь Кузнецкой епархии и Макаровский
Иоанно-Богословский мужской монастырь Саранской епархии.
Паломники помолились за
Божественной литургией во Владимирском храме села Большой Вьяс
Лунинского района, которая была особенно торжественной, так как в этот
день был престольный праздник - Владимирской иконы Божией
Матери. После Литургии был совершен крестный ход на святой источник, где
был отслужен водосвятный молебен протоиереем Сергием Афонюшкиным — инспектором
Богословских курсов.
Затем кузнечане отправились в село
Макаровка, в Иоанно-Богословский мужской монастырь. Прослушав интересную
экскурсию, проведенную иеромонахом Марком, выпускники покатались на ладье на
пруду. Перед отъездом в Саранск все искупались в святом источнике св. Николая
Чудотворца и набрали святой воды.
В Саранске паломники посетили
Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, который поразил
всех своим благолепием.
В монастырях и соборе находятся
чудотворные иконы и частицы мощей многих святых. Все участники поездки с
благоговением приложились к святыням.
Паломническая поездка подарила много
незабываемых впечатлений, оставила радость и умиротворение от прикосновения к
святыням.
05.06.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/06/05/...
05.06.2014
Поездка в Соловцовку
Граждане пожилого возраста и
инвалиды, члены клуба «Добрые встречи» при Мокшанском КЦСОН, посетили Троице - Сергиевский
храм в с.Соловцовка Пензенского района.
В храме находится старинная
мироточивая икона - образ Пресвятой Богородицы "Знамение", мироточил
в 1998 году, а образ Пресвятой Богородицы "Иверская" последний раз
мироточил в 2003 году.
В чудотворном источнике Параскевы
Пятницы, которую особо почитали на Руси как помощницу в женских заботах,
покровительницу домашнего хозяйства, набрали ключевой воды.
В селе Оленевка посетили келью
Иоанна Оленевского, которая сейчас является музеем. Священноисповедник Иоанн,
чудотворец Оленевский, обладал даром прозорливости и благодатной молитвы
исцеления, окормлял верующих в трудные годы гонений на Русскую Православную
Церковь.
Участники поездки приложились к
ликам святых, помолились о здравии и об упокоении близких, узнали много нового
о святых местах Пензенского края, стали духовно богаче и добрее.
Галина Илюшева
http://www.selpravda.ru/news-3-2985.html
06.06.2014
В Кузнецкую епархию прибыла икона с мощами преподобного Сергия
Радонежского
6 июня, в пятницу, в Кузнецкую
епархию была доставлена икона преподобного Сергия Радонежского с частицей
его святых мощей. Сия икона, по благословению Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла в год празднования 700-летия со дня рождения
преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца,
из Троице-Сергиевой лавры посещает епархии Русской Православной Церкви
в России и за рубежом. Икона преподобного Сергия Радонежского
с частицей его мощей была доставлена в Вознесенский кафедральный
собор города Кузнецка. Встречу святыни и молебен возглавил Преосвященный
Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский.
После молебна владыка Нестор
обратился к верующим с проповедью. Смотреть проповедь →
Икона с мощами
преподобного будет пребывать в храме до воскресенья, 8
июня. Доступ в храм желающих помолиться и приложиться к мощам преподобного
Сергия планируется осуществлять круглосуточно. Далее икона с мощами
преподобного Сергия Радонежского отправится в город Никольск.
06.06.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/06/06/...
07.06.2014
В Троицкую родительскую субботу митрополит Серафим возглавил
Литургию в Успенском кафедральном соборе
7 июня, в Троицкую родительскую
субботу, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим возглавил Литургию
в Успенском кафедральном соборе г. Пензы.
Его Высокопреосвященству сослужили:
секретарь Пензенской епархии, настоятель Успенского кафедрального собора
митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, председатель строительного отдела
Пензенской епархии, настоятель Покровского архиерейского собора Пензы
протоиерей Иоанн Яворский, ключарь Успенского кафедрального собора священник
Виталий Зорин, священник Виктор Сторожев, протодиакон Владимир Красненков,
диаконы Константин Кузьминых, Олег Пильгаев, Сергий Сурков и друге
представители духовенства.
За богослужением пел хор
Успенского кафедрального собора Пензы под управлением регента Ольги Горшенёвой.
Проповедь перед причастием произнес
священник Виктор Сторожев.
http://penzaeparhia.ru/photogallery/...
07.06.2014
7 июня митрополит Серафим совершил панихиду на восточном
городском кладбище г. Пензы
7 июня, в Троицкую родительскую
субботу митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил вселенскую
панихиду в храме Всех Святых на восточном городском кладбище г.
Пензы (ул. Осенняя, 31).
Его Высокопреосвященству сослужили:
благочинный протоиерей Александр Овцынов, председатель строительного отдела
Пензенской епархии, настоятель Покровского архиерейского собора Пензы
протоиерей Иоанн Яворский, иерей Кирилл Чабанов, протодиакон Владимир
Красненков, диаконы Константин Кузьминых, Сергий Сурков и друге
представители духовенства.
За богослужением пел хор
Успенского кафедрального собора Пензы под управлением регента Ольги Горшенёвой.
После панихиды владыка Серафим
обратился с пастырским словом, в котором сказал: «Мы должны
стараться молиться за тех, кто ушел в жизнь вечную». А так же
поздравил всех с приближающимся праздником Троицы и пожелал всем
помощи Божьей.
http://penzaeparhia.ru/news/823
07.06.2014
Новый выпуск программы «Вопросы веры» посвятили святому Иоанну
Оленевскому
Очередной выпуск программы «Вопросы
веры», которая выходит на телеканале «Союз», посвятили святому Иоанну
Оленевскому.
Ведущий программы, Евгений Белохвостиков,
побывал в с. Соловцовка Пензенской области у мощей святого Иоанна Оленевского и
побеседовал с настоятелем Сергиевского храма игуменом Христофором.
http://penzaeparhia.ru/news/824
07.06.2014
В Троицкую родительскую субботу епископ Нестор совершил
Литургию и панихиду в Никольском храме на восточном кладбище г.Кузнецка
7 июня, в Троицкую родительскую субботу,
Преосвященный епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил Божественную
литургию и панихиду в храме святителя Николая Чудотворца на восточном кладбище
города Кузнецка. Его Преосвященству сослужили: секретарь Кузнецкой епархии
протоиерей Борис Весновский, настоятель Никольского храма протоиерей Серафим
Лоскутов, диакон Ростислав Горшенев и диакон Михаил Гудков.
07.06.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/06/07/...