04.05.2014
4 мая, в воскресенье, исполнилось 40 дней со дня
кончины старейшего клирика Пензенской митрополии, митрофорного протоиерея
Николая Тарасова
Панихиду по отцу Николая, после
поздней Литургии, совершил настоятель Митрофановского
храма Пензы священник Сергий Червяков с духовенством храма. После панихиды
всех пригласили на поминальный обед.
Напомним, Николай Тарасов почетный
клирик Митрофановского храма, скончался 26 марта
2014 года на 87 году жизни, и был погребен на Митрофановском кладбище.
http://penzaeparhia.ru/news/668
04.05.2014
В День Жен-мироносиц «Старгород» дал
концерт в пензенском Успенском соборе
Не 8 марта, а в третье воскресенье
после Пасхи - именно тогда православные христиане отмечают «женский» праздник -
День Жен-мироносиц. В Успенском кафедральном соборе праздничную службу совершил
владыка Серафим.
Митрополит поздравил всех прихожанок
и напомнил, что на плечи женщины сегодня ложится много забот, в том числе и в
делах церковных.
«На 70-80% женщины составляют актив
и, собственно, весь наш народ. Женщины, в большинстве своем, и поют на клиросе,
и управляют приходами, будучи председателями церковных советов», - отметил
митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
После богослужения верующих и
духовенство ждал подарок - концерт ансамбля «Старгород».
Музыканты не первый год играют в этот праздник, всегда тщательно подходят к
выбору репертуара.
Исполнялись песни о любви, о
женщине, о матери, о войне, а также духовные стихи, которые входят в
Великопостную программу «Старгорода». Артисты
выступают в такие дни с особым чувством.
«Мы все, что называется, от женщины.
Мы все понимаем, что мы полностью зависим всегда от женщины, мать нас всех
родила. Женщина, мать - самое родное слово для человека вообще, в том числе и
для мужчины», - подчеркнул художественный руководитель ансамбля «Старгород» Михаил Кокорин.
Кроме «Старгорода»,
на импровизированную сцену поднимались и воспитанники воскресной школы.
http://tv-express.ru/sobitiya/...
04.05.2014
4 мая состоялось выступление ансамбля «Cтаргород» для прихожан и сотрудников Успенского
кафедрального собора
4 мая, в воскресенье,
состоялось чаепитие и выступление ансамбля солистов «Cтаргород» для прихожан и сотрудников Успенского
кафедрального собора Пензы.
Так же, перед собравшимися, продемонстрировали свое творчество
воспитанники воскресной школы при Успенском соборе. Мероприятие прошло
в административном здании при Успенском кафедральном соборе Пензы.
http://penzaeparhia.ru/news/669
05.05.2014
Новая программа «Вопросы веры» была посвящена храму во имя св.
мученицы Аллы в с. Старая Потловка
Колышлейского района
Гостем программы «Вопросы веры» на телеканале
«Союз» стал Александр Мраморнов, секретарь Ученого
совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры
имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Александр Мраморнов
и ведущий программы, Евгений Белохвостиков,
говорили об истории храма во имя св. мученицы Аллы в с. Старая Потловка Колышлейского района, об этапах строительства
и о том, как он будет выглядеть после реконструкции.
http://penzaeparhia.ru/news/670
05.05.2014
Пензенские паломники отправились в подмосковную
Троице-Сергиеву лавру
Этим летом российские верующие будут
отмечать 700-летие Сергия Радонежского. Троице-Сергиева лавра, где покоятся его
мощи, всегда была одной из наиболее почитаемых святынь, куда стремились
паломники. Накануне в Подмосковье отправились более сотни пензенцев.
Паломники, вопреки примете, на
дорожку не присаживаются, а идут на богослужение в храм Николая Чудотворца -
покровителя путешествующих. Когда настоятель церкви
отец Александр Филиппов предложил своей пастве отправиться в Троице-Сергиеву
лавру в преддверии 700-летия Сергия Радонежского, те с радостью согласились,
причем откликнулись и прихожане других пензенских храмов. Около сотни человек
собрались по святым местам столичного региона.
«В Троице-Сергиеву лавру заедут, к
мощам святого преподобного Сергия Радонежского. И также посетят одну из святынь
Московской земли - святую блаженную Матрону Московскую», - пояснил председатель
паломнического отдела Пензенской митрополии священник Михаил Ляхов.
Приходы пензенских храмов не так
часто самостоятельно проявляют подобную инициативу, поэтому ее с готовностью
поддержал паломнический отдел Пензенской митрополии и помог в организации
поездки. Многие из паломников в святые места за пределы области отправились
впервые.
«Друзья ездили туда - все говорят,
что место хорошее. Я верю в Бога и считаю, что каждый
православный христианин должен хотя бы раз в жизни посетить святые места и
поклониться мощам», - отметил паломник Борис Эдвасян.
А для Татьяны Тимофеевой это далеко не
первая поездка. Она говорит, что каждое такое путешествие ей помогает и дает
новые силы. У святых ничего не просит - ей достаточно слов молитвы.
«Мне нечего просить: здоровье есть,
дети здоровы. Я не прошу, я просто молюсь», - призналась паломница Татьяна
Тимофеева.
Судьба Сергия Радонежского связана,
в основном, с Москвой, но почитают его во всей России. Это связано с огромной
исторической ролью, которую сыграл святой при своей земной жизни в становлении
государства Российского.
«Если душой Руси народ принял
считать Дивеево, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского,
то сердцем Руси народ считает именно Сергиеву лавру. И, по словам известного
историка Василия Ключевского, Русь будет стоять до тех пор, пока над мощами
преподобного Сергия будет гореть неугасимая лампада», - сказал протоиерей
Алексей Горшков клирик храма Петра и Павла.
В Пензе тоже есть часовня
преподобного Сергия Радонежского - на Новозападном
кладбище. Ее построили в 2003 году на средства нашего известного земляка, певца
Сергея Пенкина. Он возвел церковь во упокоение своих
родителей, а потом помог городу построить еще один храм - на Восточном кладбище
в Чемодановке.
«Строительство первого храма на
Западной Поляне в память о родителях было от души. Настолько этого хотелось.
Когда я узнал, что в Чемодановке хоронят такое количество людей, я решил здесь
построить скромную часовню, чтобы люди могли поставить свечку», - сказал певец
Сергей Пенкин.
Пензенские верующие посещают местные
храмы, но всегда рады выбраться и на экскурсии. Автобус с паломниками,
отправившийся в Москву накануне, вернется в родной город во вторник утром. А
летом, до которого осталось меньше месяца, ожидается традиционный наплыв
желающих поклониться мощам Серафима Саровского в
нижегородском Дивееве.
http://tv-express.ru/sobitiya/...
06.05.2014
2 мая пензенские паломники приложились к мощам святой
блаженной старицы Матроны Московской
2 мая, в пятницу,
пензенские паломники побывали в Москве и приложились к мощам
святой блаженной старицы Матроны Московской. Матронушка
помогает всем притекающим к ней. Паломники обратились к старице,
попросили ее помощи и заступничества. К Матронушке
приходят с цветами, но и уходя
от нее, всем дарят цветы послушницы. Посетили пензенцы также могилку
блаженной.
После посещения кладбища верующие
отправились к главному храму земли Российской — Храму Христа
Спасителя. К Ризе Пресвятой Богородицы, частице Ризы Господа и Спаса
нашего Иисуса Христа и множеству других святынь приложились паломники,
и восхитились красотой и величием храма.
http://penzaeparhia.ru/news/675
06.05.2014
В июне верующие Пензенской области смогут поклониться иконе
Сергия Радонежского
В Пензенской области верующие в июне
смогут помолиться древней иконе преподобного Сергия Радонежского с частицей его
мощей. 1 июня святыню доставят в пределы пензенской епархии из Троице-Сергиевой
лавры.
Как сообщили в пресс-службе
пензенской епархии, с 11.00 1 июня до этого же часа 2 июня икона будет
пребывать в Нижнеломовском Успенском женском
монастыре.
2 июня в 13.00 икону перевезут в Богоявленский храм Пензы (ДК им.
Дзержинского). В тот же день в 16.00 Крестным ходом образ перенесут в
Благовещенскую церковь, сопредельную Спасскому кафедральному собору.
В Благовещенском храме приложиться к
святыне можно будет до 6 июня.
http://tv-express.ru/sobitiya/...
07.05.2014
4 мая пензенские паломники побывали в Москве
4 мая, в воскресенье,
прихожане храма Николая Чудотворца (Терновка) в сопровождении сотрудников
паломнического отдела Пензенской епархии отправились в столицу нашей
Родины — Москву, чтобы поклониться Святой Блаженной старице Матроне
и преподобному Сергию Радонежскому. Приложившись к святым мощам
блаженной Матроны, набрав целебной воды, верующие отправились
в Троице-Сергиеву Лавру. Отстояв не большую очередь, паломники
приложились к святым мощам преподобного Сергия Радонежского, затем были
приглашены в Серапионову палату, где находится
огромное количество православных святынь, после чего была проведена интересная
экскурсия по территории Лавры.
Паломнический отдел Пензенской
епархии в мае 2014 г.
приглашает всех желающих в поездки по святым местам.
9 мая — Тихвинский скит на
Семиключье, Шемышейский
район. Место явления Тихвинской иконы Божией Матери. Целебные источники.
10 мая — Свято-Троицкий
собор, г. Муром Владимирской области. Мощи свв. блгв. кнн. Петра и Февронии
Муромских.
11 мая — Христорождественский храм с. Трескино
Колышлейского района. Чтимая икона Божией Матери
"Скоропослушница". Беседа с игуменом Кронидом (Петровым). Святой источник.
17 мая — Иоанно-Богословский мужской монастырь с. Макаровка и Свято-Феодоровский
кафедральный собор г. Саранска, Мордовия. Годовщина со дня преставления
схиархимандрита Феофана (Данькова).
18 мая — с. Трескино Колышлейского района.
23 мая — Введенский ставропигиальный мужской монастырь (Оптина
пустынь), Калужская область. Мощи преподобных оптинских
старцев.
24 мая — Пайгармский Параскево-Вознесенский
женский монастырь, с. Пайгарма Рузаевского
района Мордовии. Целебные источники.
30-31 мая — с. Соловцовка Пензенского района. День обретения мощей священноисповедника Иоанна Оленевского.
Председатель отдела - священник
Михаил Ляхов.
Помощник Председателя отдела — Вольникова Екатерина.
Тел.: 8 (8412) 25-60-61,
8-927-375-60-61, 8(8412) 25-31-65, 8(927)-375-31-65
Паломнический отдел Пензенской
епархии действует по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского
Серафима и имеет все возможности для организации поездок для детей и взрослых с
посещением храмов и монастырей Пензенской области, России и Зарубежья.
ФОТО – http://oficemonitor.ru/news.php?tag=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8
http://penzaeparhia.ru/news/678
http://penzaeparhia.ru/anonsi
http://penzaeparhia.ru/pilgrimage-department
07.05.2014
Можно ли прикреплять фотографию умершего на крест?
На вопрос отвечает протоиерей Иоанн Яворский
- Правда ли, что по православной
традиции на кладбище запрещено прикреплять фотографию умершего на крест? А
умерший человек на снимке должен быть именно того возраста, в котором
умер? - спрашивает Антонина Павлова.
Протоиерей Иоанн Яворский подтвердил
слова местной жительницы.
- Совершенно верно, на самом
кресте может располагаться только изображение распятия Христа. Фотография
умершего может быть изображена только на памятнике и то нежелательно. Лучше
прикрепить изображение человека где-нибудь отдельно или аккуратно на оградке
могилы. Могилы всех святых не имеют фотографий, на них есть специальная ниша,
куда вкладывается икона святого. Фотографии на памятник лучше выбирать того
года, в котором умер человек, но многие пренебрегают этим правилом, -
говорит протоиерей Иоанн Яворский.
Кстати
Можно ли делать уборку
во время церковных праздников?
Фото http://vmeste-front.ru
http://vpenze.ru/news/view/73289
08.05.2014
Пензенская епархия в годы Великой Отечественной войны
К началу Великой Отечественной войны
в Пензенской области оставалось только две действующие церкви – Митрофановская кладбищенская в Пензе и Казанская
кладбищенская же в Кузнецке. Да и то, был период – с 5 ноября 1941 г. по 19 января 1942
года, когда и Митрофановский храм был закрыт. Всего
же, согласно учетным данным, в области к середине 1944 года насчитывалось
506 православных храмов, из которых 476 использовались под
культурно-хозяйственные цели, а 28 стояли пустыми.
Первым архиереем, назначенным на
Пензенскую кафедру в годы Великой Отечественной войны стал епископ Кирилл
(Леонид Николаевич Поспелов), получивший указ о назначении его епископом
Пензенским и Саранским 27 марта 1944 года. Однако в июле того же года он был
перемещен на Ташкентскую кафедру, а его место занял епископ Михаил (Михаил
Степанович Постников),(1944–1947). Епископ Михаил, время управления которого
Пензенской епархией пало на военные и первые послевоенные годы, был
образованнейший человек, имеющий богословское, медицинское,
историко-филологическое и юридическое образование, окончивший консерваторию,
свободно владеющий греческим, латинским, немецким, французским, литовским,
польским, а также и некоторыми другими языками, но… очень и очень больной
человек. 26 января 1947 года он был переведен на Ивановскую кафедру, а на его
место вновь был назначен епископ Кирилл (Поспелов).
Деятельность Русской Православной
Церкви на территории Пензенской области в годы Великой Отечественной войны
строилась по двум основным направлениям.
Первое – это открытие новых храмов в
епархии и связанное с ним укомплектование штата священнослужителей. Второе –
сбор средств на разные патриотические цели. Средства Пензенской Церкви (Митрофановской и Казанской церквей) направлялись на
следующие нужды: в фонд обороны, в фонд помощи семьям военнослужащих, в фонд
инвалидов Отечественной войны, на подарки бойцам, на военный государственный займ. Более 8 млн. рублей – таков итог участия прихожан и
духовенства восьми церквей области в помощи фронту, из которых львиная доля
приходится на три церкви – Митрофановскую и Мироносицкую в Пензе и Казанскую в Кузнецке. Более всех
отличился настоятель Казанской церкви г. Кузнецка протоиерей Авраамий Петрович
Михайлов, получивший за время войны три благодарности Сталина за оказанную
фронту денежную помощь. Первая благодарность от 30 декабря 1943 года ему была
дана за пожертвование на боевые авиаэскадрильи 150
000 руб. и на теплые вещи бойцам: от церковного совета – 100 000 руб. и от него
лично – 115 000 руб. Второй благодарности от 2 ноября 1944 года он удостоился
за пожертвование в Фонд помощи семьям военнослужащих 230 тысяч рублей (по 115
000 руб. от церковного совета и от него лично). И, наконец, третья
благодарность ему пришла за пожертвование на танковую колонну им. Димитрия Донского: 50 000 руб. от церковного совета
Казанской церкви и 25 000 руб. от него. Кроме того, протоиерей Михайлов стал
инициатором установки на кладбище г. Кузнецка памятника бойцам, умершим в
госпиталях города, который был изготовлен на церковные средства к 29-й
годовщине Октябрьской революции. После окончания войны он был награжден медалью
“За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.” Такие же медали
получили епископ Пензенский и Саранский Михаил и протоиерей Александр
Дмитриевич Зарин, внесший за 1945 год на патриотические цели 22 000 рублей.
Город Кузнецк внес свой вклад в
общее достижение победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. 12 тысяч
солдат и сержантов, более тысячи офицеров из Кузнецка сражались с врагом. Свыше
шести тысяч из них награждены орденами и медалями. Шесть кузнечан
стали Героями Советского Союза. В городе были сформированы 354-я стрелковая
дивизия, 76-й полевой укрепленный район, 10-я армия генерал-лейтенанта Ф.И.
Голикова. На территории Кузнецка дислоцировались истребительные части, были развернуты
четыре эвакогоспиталя. Предприятия города поставляли фронту одежду, обувь,
боеприпасы, оружие и военное снаряжение. В годы войны в Кузнецк были
эвакуированы машиностроительные предприятия. На их базе в первые послевоенные
годы и развивалась промышленность города Кузнецк. Помощь государству со стороны
Церкви продолжалась и после окончания войны, но теперь уже, главным образом,
деньги шли на восстановление народного хозяйства страны.
По книге Дворжанского
А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: исторический очерк. Пенза, 1999.
08.05.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/05/08/...
08.05.2014
Пензенцы могу принять участие в крестном ходе, посвященном
700-летию Сергея Радонежского
Во всех приходах Пензенской епархии уже
началась предварительная запись желающих поехать 17 июля в город Хотьково
Московской области, на родину матери и отца угодника Божьего.
Оттуда стартует всероссийский
крестный ход, который направится в центр Сергиева Посада, в крупнейший мужской
монастырь нашего государства, основанный в середине XIV века Радонежским.
«Преподобный Сергий завещал: «Тот,
кто почитает меня, если хочет, чтобы я помогал ему, то должен сначала прийти
поклониться моим родителям, потом уже ко мне», - отметил и.о. секретаря Пензенской
епархии отец Павел Матюшечкин.
http://www.penza-press.ru/lenta-novostey/58615/...
09.05.2014
В очередном выпуске радиопрограммы «Мир православия» шла речь
о святых женщинах
Протоиерей Алексий Горшков, клирик
Петропавловского храма Пензы вновь стал гостем радиопрограммы «Мир православия»
на «Радио России из Пензы». Ведущий Евгений Белохвостиков
и отец Алексий говорили о святых женщинах в православии,
в частности о женах-мироносицах.
http://penzaeparhia.ru/news/684
09.05.2014
Митрополит Серафим: «Главное – войти в храм, невзирая на то, в
какой ты одежде»
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим в беседе с ведущей программы «Ради истины»
Анной Ширчковой (ТРК «Экспресс») рассказал о нормах «церковного этикета», о том, важно ли, в какой одежде входить в храм.
— Владыка, здравствуйте! Сегодня речь
в нашей программе пойдет о нормах поведения в церкви. Как должен быть одет
прихожанин? Ведь некоторые приходят в очень скромных одеждах, а другие — в ярких и броских. Как не перейти грань? Как одеться лучше?
— Это действительно животрепещущий вопрос. В Церкви нет дресс-кода,
по которому
определяют: можно ли войти человеку в храм. Хотя, конечно, нельзя зайти в храм с пляжа, или в одежде для дискотеки. Мы должны понимать, что это — дом Божий. К примеру, если мы идем в гости к своим родителям, то вряд ли будем нарядно одеваться, а если мы идем к какому-то высокопоставленному лицу,
то стараемся
одеться так, чтобы произвести соответствующее впечатление. Соответственно, так же нам нужно задумываться и о том, как одеться, чтобы на Бога произвести правильное
впечатление.
Поскольку Церковь многогранна — в ней есть дни поста и заупокойных богослужений, но есть и время великих двунадесятых
праздников, и пасхальные дни — то есть и разница, когда как одеваться. Особенно это касается женщин,
ведь на праздники они стараются выглядеть более красивыми, нарядными, а в простые дни надевают более простую
одежду.
В любом случае, мы должны четко понимать, что через одежду, в том числе, выражается и наше уважение к дому Божиему. Если дома я могу ходить в простой одежде, то на работу, в офис я же никогда не надену пижаму — так и здесь: придя в дом Божий, мы должны быть более или менее прилично
одетыми.
— Можно ли женщине приходить в храм в брюках?
— В современном мире все так перевернулось, что, пожалуй, да.
Если бы в XVIII-XIX веках людям сказали, что женщина
будет ходить в брюках, то это посчитали бы ненормальным. Но ведь просто женщине в брюках, скорее всего, удобно ходить
на работе или
еще где-то.
Однако надо понимать, что существует норма и существует самовыражение. Женщина в храм должна прийти женщиной.
Конечно, если женщина идет с работы в брюках и захотела зайти в храм, то не нужно закрывать для себя эту дорогу.
Я считаю,
ничего страшного не случится, если она зайдет помолиться в церковь в брюках. Как мне кажется, у нас уже прошло время очень жесткого
подхода, когда наши церковные бабушки говорили, что мы все неправильно одеты. Тем более,
сейчас в любом православном храме, в притворе, есть съемные юбки. Если даже женщина одета
неподобающе, можно надеть эту юбку. Главное — войти в храм, невзирая на то, в какой ты одежде.
— Владыка, а существует ли какой-то алгоритм поведения в храме, чтобы, посетив его, не нарушить никаких канонов?
— Я мог бы разложить вам весь алгоритм, рассказав о том, как должен христианин зайти в храм, трижды перекрестившись, как он должен пройти к центральной иконе и поцеловать ее, как он должен встать с правого или с левого края храма. Но я предложил бы другое: важно понимать, куда и когда ты заходишь.
Если нет богослужения, то здесь просто: как любой
православный, перекрестился, подошел к церковной лавке, взял свечу, и подходишь к иконе, которая нравится, или к которой располагается душа. Перед
ней помолишься, зажжешь свечу, постоишь тихо, откроешь Богу свои сокровенные
мысли. Вот и весь алгоритм, он очень прост.
Другое дело, когда входишь в храм во время богослужения. Здесь важно
никому не помешать, важно, чтобы твое присутствие не обратило на себя особого внимания. Если большое
скопление народа, нужно смириться, постоять с краю и помолиться. Ведь неважно, пройдешь ли ты вперед или помолишься в притворе храма. Главное, чтобы твоя
молитва была услышана Богом.
В Великий пост мы вспоминали притчу о мытаре и фарисее. Фарисей — это представитель ученого, на то время знатного сословия иудейства,
которые знали Священное Писание, которые старались исполнять посты и часто молились. Мытарь — это отверженный человек в иудейском обществе, потому что он был сборщиком налогов в пользу римской власти. И вот фарисей прошел в центр храма и благодарил Господа, что он не такой грешник, как Мытарь. А мытарь в это время стоял в конце храма, бил себя в перси и говорил: «Боже, милостив буди мне,
грешному». То есть он полностью осознавал свою ничтожность перед Богом, понимал, что он великий грешник, и соответственно себя вел. Скромность и, прежде всего, сознание того, что
если ты пришел о чем-то просить у Бога — то должен просить со смирением, с полным пониманием своего внутреннего
состояния, — это будет самым правильным поведением в храме.
— Владыка, скажите, а вставать с правой стороны и передавать свечи только через правое
плечо — это суеверия?
— Конечно, суеверия. В Церкви есть правило, по которому с правой стороны стоят мужчины, а с левой — женщины, но сейчас это невозможно соблюсти. Ведь
самыми религиозными и активными прихожанами являются женщины, и если их поставить слева, то справа будет пусто. Поэтому это
давно правило не соблюдается. Когда раньше ходили в храм с детьми, то тогда мужчина шел на свое место, а женщина с детьми на свое место. Может быть, если мы вернемся к такому образу жизни, то тогда можно будет вновь об этих правилах говорить.
А уж о том, через какое плечо передать свечу и как ее передать, даже говорить не стоит, это совершенно неважно. Я чаще всего людям советую так:
необязательно передавать свечу вперед, видишь перед собой подсвечник — поставь. Ведь если подсвечник
стоит около изображения того или иного святого, или иконы Божией Матери — этого не значит, что мы конкретно именно Ей свечку ставим. В храме, как и во всем мире, Бог присутствует везде, и в любом месте можно помолиться.
Если ты пришел в храм — порадуйся и старайся провести это время так,
чтобы никого не осудить и никому не сказать, что это всё не так, и делают все не то, но чтобы получить что-то благодатное от Бога. Постой в сторонке, помолись скромно, и Господь тебя утешит.
— А если кто-то мешает, допустимо ли сделать замечание?
— Сейчас во многих храмах, особенно столичных, появилась служба
приходского консультирования. Это молодые люди, которые, если видят человека,
который зашел и растерялся, подходят и предлагают ему свою помощь, сопровождают его и подсказывают. Таким образом,
постоянные прихожане освобождаются от необходимости за чем-то следить, кому-то делать
замечания. Для этого есть специальные люди. Я думаю, что и в Пензе в ближайшее время мы тоже введем такую службу.
— Владыка, спасибо Вам за беседу. И до новой встречи в нашей студии!
— Храни Вас Господь!
http://penzaeparhia.ru/news/685