02.03.2014
У православных пензенцев начался Великий пост
Сегодня, 3 марта, начался Великий
пост. Накануне во всех православных храмах совершили особый умилительный чин
прощения - священнослужители и прихожане извинялись друг перед другом, чтобы с чистой
душой вступить в период усердной молитвы и говения. Из рациона полностью
исключаются мясо, рыба, молоко, яйца, а также все блюда, которые их содержат.
Но отказ от скоромной пищи - не главное.
«Если мы будем поститься просто
телесно, это будет простая диета, а мы будем поститься с молитвой, с
воздержанием от увеселений, ну, и, прежде всего, с воздержанием своего ума и
языка от того, чтобы не сделать горького и греховного своим ближним», - пояснил
митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Пост нельзя воспринимать только как
жесткое ограничение в еде, он предполагает, в первую очередь, внутреннее
очищение - от страстей и дурных помыслов, важно духовное совершенствование
человека.
«Именно о таком посте и воздержании
говорит Господь наш Иисус Христос, и я, конечно, пожелал бы всем православным
телезрителям, чтобы они постарались в эти дни поститься по возможности», -
сказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Что касается сдерживания себя в
употреблении определенных продуктов питания, то правила тяжелы, поэтому
существуют послабления: путешественникам, военнослужащим, беременным женщинам,
кормящим матерям, детям, пожилым людям, больным разрешено поститься не столь
строго, как предписано. Великий пост - самый продолжительный. Он завершится с
приходом Пасхи. Воскресение Христово в нынешнем году верующие отметят 19
апреля.
http://tv-express.ru/sobitiya/...
02.03.2014
В Пензенской области православные верующие празднуют Прощеное
воскресенье
В последний день Масленицы, 2 марта,
православные христиане празднуют Прощеное воскресенье.
В этот день принято просить прощение
друг у друга, стремиться к примирению с врагами – таким образом, человек
готовится к самому длинному, Великому посту, который следует за Масленицей.
В Прощеное воскресение заканчивается
празднование масленичной недели, а вместе с ней – употребление в пищу непостных
продуктов, отмечает «Российская газета».
http://tv-express.ru/sobitiya/...
02.03.2014
Митрополит Серафим: «Пост для человека – весна покаяния, весна
очищения, весна обновления»
Слово митрополита Пензенского и
Нижнеломовского Серафима после литургии в Нижнеломовском Казанском мужском
монастыре.
Дорогие братья и сестры!
Я сегодня неслучайно приехал
в ваш монастырь для того, чтобы совершить здесь службу, ведь сегодняшняя
суббота перед великими днями Святой Четыредесятницы посвящена всем преподобным
отцам, которые подвязались в постничестве. А это несчислимое
количество подвижников веры и благочестия, начиная от первых
пустынножителей, которые уходили из мира для того, чтобы посвятить все
свое время посту и молитве, по Евангельской заповеди: в ней
Господь каждому говорит из нас, что род сей лукавый и прилюбодейный
побеждается только постом и молитвой. Избрав этот благой для себя подвиг,
преподобные отцы уходили в пустыни, в леса, в болотистые места,
туда, где их не могли найти обычные жители, и там, в этих
уединенных местах, они полностью себя предавали подвигу поста и молитвы.
Кроме Евангельского примера перед
нами сегодня ставится пример преподобных отцов. Мы помним, прежде всего,
о жизни таких подвижников веры и благочестия из жития
преподобной Марии Египетской. Этот пример больше связан не с самой
преподобной, а с тем старцем Зосимой, которому Господь судил увидеть
избранников Божиих. Живя в монастыре по древнему уставу, после
совершения Божественной литургии, попрощавшись друг с другом, они все
уходили в пустыню, вплоть до праздника Входа Господня
в Иерусалим. И в этой пустыне никто не знал, кто и как
подвязался, что и что ел, сколько спал и где он проводил вообще
свое время. В обители не было даже помысла о том, чтобы спрашивать друг друга, как он провел это время. Это
отголоски того египетского пустынножительства, которым прославились такие
преподобные, как авва Антоний и многие другие.
Сегодня, когда мы, вспоминая
эти подвиги и читая их со страниц жития, не можем
не предаваться умилению, и нам хочется затвориться от всего, чтобы
хотя бы один день или несколько часов посвятить уединенной молитве. Но,
к сожалению, так уж мы с вами устроены, братья
и сестры, отягощенные заботами и искушениями сего мира, что для нас
и это становится очень сложным. При всем том, Господь
предлагает нам возможность такого уединения, предлагает нам возможность такой
сильной молитвы - в дни Святой Четыредесятницы, когда усугубляется
количество поклонов в храмах, когда продолжительнее богослужения, когда
мы стремимся с вами к тому, чтобы всей душой и своим
сердцем принять слова Великого покаянного канона Андрея Критского, слова других
богослужебных последований, которые направлены исправить нашу человеческую
жизнь.
Не случайно для человека пост
называется весной. Весной покаяния, весной очищения и, прежде всего, весной
обновления. Как и природа, проснувшись от глубокого зимнего сна,
начинает пробуждаться, - так же и человеческая душа, потемненная грехом,
умертвленная человеческими страстями, оживает вновь, чтобы прославлять Имя
Божие, для того, чтобы быть ближе к Богу.
Я желаю всем вам, - прежде
всего, конечно, братии обители, - чтобы Господь ваш подвиг в Святой
Четыредесятнице укрепил, в молитвенном стоянии и в любви друг
к другу. Ведь для каждого из нас соблюдение поста и многочисленное
количество поклонов - это еще ничто без любви. Как говорит апостол Павел, если
среди нас не будет любви и мы сами
не будем показывать, что мы ученики Христовы, которые любят друг
друга, - все наши молитвословия и все наши поклоны ущербны, и нет
никакого в том подвига, если мы не научимся прощать, понимать
и уважать друг друга. Всем вам в преддверии Великого поста этого
и желаю, чтобы Господь умудрил вас и за этот пост сподобил отказаться
от чего-либо греховного, сделаться более чистыми,
более близкими к Богу. Дай Бог, чтобы Господь молитвами Церкви укрепил
всех нас. И чтобы Таинства, в которых мы будем участвовать - Таинство
покаяния, приобщение Святых Христовых Тайн и многие другие, послужили
в очищение наших с вами человеческих душ.
Храни всех вас Господь, дорогие
братья и сестры!
http://penzaeparhia.ru/news/388
02.03.2014
2 марта Митрополит Серафим совершил Литургию и вечерню с чином
прощения в Вознесенском кафедральном соборе г.Кузнецка
2 марта 2014 года, в неделю сыропустную
(Прощеное воскресенье) и день памяти священномученика Ермогена, патриарха
Московского и всея России, чудотворца, Высокопреосвященный митрополит
Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию и
вечерню с чином прощения в Вознесенском кафедральном соборе г.Кузнецка.
За богослужением пели правый и левый
хоры Вознесенского кафедрального собора (регенты — Ташлинцев В.В. и
Загрекова М.Н.).
После пения великого прокимна и
закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
После отпуста вечерни владыка
Серафим обратился к верующим с проповедью и прочитал молитву
на начало поста Святыя Четыредесятницы.
Затем был совершен чин прощения, за
которым митрополит Серафим и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения.
Владыка преподал каждому архипастырское благословение на прохождение поприща
Великого поста.
02.03.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/03/02/...
02.03.2014
В бессоновской библиотеке прошла встреча, посвященная
700-летию преподобного Сергия Радонежского
28 февраля, в пятницу,
в бессоновской районной библиотеке прошел круглый стол, посвященный
700-летию преподобного Сергия Радонежского и его роли в становлении
Русского государства.
В конференции принимали участие
ученики средней школы с. Бессоновка,
10 и 11 классов. Круглый стол организовали настоятель храма Георгия
Победоносца с. Бессоновка
священник Александр Угольков совместно с коллективом районной библиотеки.
http://penzaeparhia.ru/news/387
03.03.2014
Митрополит Серафим: «Простив своих
ближних, мы очистим душу»
Слово митрополита Пензенского
и Нижнеломовского Серафима после Великой вечерни в день Прощеного
воскресения.
Дорогие отцы, братья и сестры!
В Прощеное воскресенье
мы вспоминаем Евангельскую заповедь о том, что нужно прощать близким
все их прегрешения, дабы и Господь оставил нам грехи наши. Это
действительно заповедь, которая оставлена нам и в Ветхом,
и в Новом завете. Мы всегда помним слова Спасителя, который
говорит: если ты принес дар к жертвеннику и вспомнил, что брат
твой имеет нечто против тебя, оставь здесь этот дар, и иди, примирись
с братом твоим, а затем приди и принеси эту жертву.
Сегодня мы — накануне великой
жертвы, и жертва эта связана с очищением души каждого из нас.
Нам нужно пройти эту Святую Четыредесятницу, чтобы очистить свою душу, свое
сердце от всех тех злых наветов, от всех тех грехов и пороков,
которые есть в нашей человеческой душе. И для того, чтобы это
покаяние было совершенным, чтобы оно было угодным Богу, мы должны сегодня примириться
друг с другом. Это нелегко сделать, поэтому мы и собрались все
вместе сегодня. Мы будет говорить друг другу: прости меня, ради
Христа, — и будем давать прощение тому, кто попросит. Это должно
послужить залогом нашего правильного пути. Как мы к этому относимся,
так и Бог будет относиться к нашему посту.
Если мы сегодня не сможем
простить своих ближних, не сможем от этого
греха очистить свою душу, то вряд ли сможем начать спокойно свой
пост. Поэтому в сегодняшнее время перед всеми вами хочу испросить прощения
за то, что совершил в течение этого времени, и в чем
согрешил перед вами. Как любой служитель алтаря Господня, и тем более
архиерей, прежде всего тот, который должен заботиться о богослужении
и сам часто совершать богослужения, испрашиваю у вас прощения.
За всё время, которое мы с вами находимся, я, может быть,
не всегда был участлив к службам, не всегда исполнял полностью
и правильно те богослужебные чинопоследования, которые заповедовала
Святая Церковь. Прошу прощения за то, что вносил в души каждого
из вас соблазн, порой сокращая богослужебные последования или
невнимательно и неточно исполняя их. Испрашиваю прощения у вас
за то, что не всегда пребывал с вами в молитвенном общении,
когда желала этого ваша человеческая душа. Ведь насколько бы человек
не стремился к тому, чтобы чаще бывать в молитве, безусловно,
лень и житейские заботы обуревают его, и он не всегда бывает участлив к совершению Божественных Тайн.
Прошу прощения перед своими
собратьями-священнослужителями, — прежде всего, за то, что, может
быть, когда-то был груб с вами, или недолжным образом отнесся
к просьбам каждого из вас, забывая свой христианский долг
и стараясь формально исполнять свои обязанности, как архиерея.
Перед вами, дорогие братья
и сестры, тоже каюсь в том, что согрешал своею леностью, словом,
делом и помышлением перед вами; не всегда, может быть, был готов
уделить должное внимание ко всем тем нуждам и просьбам,
с которыми вы ко мне обращаетесь. Простите меня, дорогие отцы,
братья и сестры, за всё, в чем согрешил делом, словом
и помышлением и всеми моими чувствами.
Бог своей благодатью, щедротами
и человеколюбием да простит и помилует каждого из нас!
http://penzaeparhia.ru/news/394
03.03.2014
2 марта. Вечерня с чином прощения
Вечером 2 марта 2014 года, в неделю
сыропустную (Прощеное воскресенье), Преосвященнейший Митрофан, епископ
Сердобский и Спасский, возглавил вечернее Богослужение с чином прощения в
кафедральном соборе Михаила Архангела в городе Сердобске.
На вечернее богослужение и чин
прощения собралось духовенство Сердобского благочиния и братия Сазанского
пещерного мужского монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни во главе с
игуменом Андреем (Афанасьевым), секретарем Сердобской епархии.
Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего
дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать
этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и
покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе
Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете
человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, -говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще
ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений
ваших (Мф. 6, 14 и 15). Это — первое и необходимое условие
примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.
Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения
взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать
самого поприща поста и покаяния. Почему? Потому, во-первых, что Сам
Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (см.: 1 Кор. 14, 33). Как же
можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает
вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир
имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа (ср.: Евр. 12, 14).
Во-вторых, потому, что Царство Божие
— светлое общество сынов Божиих. Святое семейство Отца Небесного есть царство
мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и
долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем
огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и
мира со своими ближними — сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо,
которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам,
когда отходил от них на страдание: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.
14, 27). Мир есть высшее счастье, которое Он, прежде всего, преподал друзьям
Своим, приветствуя их по Своем
Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: Мир вам! (Ин.
20, 19).
Кто лишает себя этого духовного
сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия — Царства
Божия, которое Господь завещал любящим Его.
Мир есть благодатный дар Духа
Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека
свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый. И как
сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку,
питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со
всеми духами отверженными.
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/
03.03.2014
Митрополит Серафим в канун Великого поста призвал забыть ссоры
и обиды
С 3 марта для православных верующих
наступил Великий пост - время большого испытания в делах и поступках. Многие
христиане, решаясь на молитвенный подвиг, испрашивают слова поддержки у
священников. Накануне в рамках поездки в Нижнеломовский район митрополит
Серафим благословил на святую Четырехдесятницу прихожан и обитателей Казанского
богородицкого мужского монастыря.
370 лет назад у ручья в окрестностях
села Норовка была обретена Казанская икона Божьей матери. В память о чуде
верующие воздвигли часовню, а после, по велению царя Михаила Романова,
построили мужской монастырь. В годы советской власти его закрыли, многие храмы
разрушили, но сейчас здесь вновь совершается молитва.
В самый канун Великого поста в
обители с пастырским визитом побывал митрополит Пензенский и Нижнеломовский
Серафим. Он отслужил божественную литургию, чтобы благословить на духовный
подвиг прихожан и священников, укрепить их дух. С первого дня спасительной Четырехдесятницы
уклад жизни в монастыре поменяется коренным образом - больше молитв и строгое
ограничение в еде.
«Если мирянам разрешается вкушать
только сухоядение - это орехи либо сухофрукты, то монахи в первую неделю
Великого поста стараются поститься полностью, не вкушать никакой пищи», -
сказал и.о. наместника нижнеломовского Казанского богородицкого мужского
монастыря Антоний Умнов.
Обратившись с проповедью к верующим,
владыка призвал забыть о ссорах и обидах. Надо учиться прощать и уважать друг
друга.
«Для каждого из нас соблюдение поста
и многочисленные поклоны - это еще ничто, как говорит апостол Павел. Если среди
нас не будет любви, и мы сами не будем показывать, что мы ученики Христовы,
которые любят друг друга, все наши молитвословия и все наши поклоны будут
тщетны», - отметил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Первую седмицу Великого поста
верующие называют Федоровой неделей. На храмовых богослужениях в понедельник,
вторник, среду и четверг на великом повечерии читается великий канон преподобного
Андрея Критского, а в пятницу молятся великомученику Федору.
http://tv-express.ru/sobitiya/...
03.03.2014
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим попросил у
прихожан прощения
Митрополит Пензенский и
Нижнеломовский Серафим попросил прощения у прихожан во время службы,
приуроченной к празднованию Прощеного воскресенья.
«Мы вступаем в дни
великой четыредесятницы, постных дней и по древней христианской традиции
испрашиваем друг у друга прощения. Поэтому хотелось бы перед этим ответственным поприщем у
всех тех, кто, может быть, возлагал на меня лично и на церковь какие-либо
задачи, видел больше, чем мы есть на самом деле, тоже испросить прощения», —
подчеркнул митрополит Серафим.
Кроме того, владыка Серафим пожелал
всем вступить в пост примиренными с собой и Богом, стойко перенести все тяготы,
чтобы с особым чувством и чистым сердцем встретить светлое Христово
воскресение.
Отметим, что в 2014 году
православные и католики будут отмечать Пасху 20 апреля.
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=165490&cid=7
03.03.2014
У православных христиан начался Великий пост
С прощением уходит в пост
православное население Пензенской области. Наступил период покаяния,
ограничения в питании, отказе от увеселений. На Великую вечерню с чином
прощения верующие пришли в Успенский кафедральный собор.
«Тоже хочу испросить у всех
прощения, пожелать помощи Божьей в соблюдении и призвать всех, нести это
постное поприще как у кого получится, чтобы с особым чувством встретить светлое
Христово воскресение», - обратился к горожанам митрополит Пензенский и
Нижнеломовский Высокопреосвященнейший Серафим.
40-дневное воздержание установлено в
память о 40 днях поста Иисуса Христа в пустыне. В реальности период ограничения
больше: по календарю - 48 дней.
Каждая неделя имеет особое значение:
так, первая седьмица называется Торжество православия. В храмах будут
вспоминать всех защитников веры.
Последняя - Страстная, она связана с
событиями, приведшими Христа на Голгофу и к воскресению.
Пасха в этом году будет 20 апреля.
http://www.penzainform.ru/news/religion/2014/03/03/...
04.03.2014
Митрополит Серафим прочтет покаянный канон в Покровском
архиерейском соборе
Митрополит Пензенский и
Нижнеломовский Серафим прочтет покаянный канон Андрея Критского в Покровском
архиерейском соборе во вторник, 4 марта. На следующий день он продолжит чтение
в Петропавловском храме Пензы, а в четверг — в Вознесенском кафедральном соборе
Кузнецка.
Покаянный канон Андрея Критского —
это христианское поэтическое произведение, которое помогает войти в пост,
раскаяться в грехах и начать новую духовную жизнь. Великий канон, написанный в
начале VIII века, состоит 250 тропарей-строф, поэтому его чтение на первой
седмице Великого поста разделено на четыре вечера.
«Человеку очень важно порой
приходить в такие чувства, понимать свое недостоинство и низость падения», —
отметил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=166528&cid=7
04.03.2014
Слово митрополита Серафима после чтения первой части
покаянного канона Андрея Критского
Дорогие отцы, братья и сестры!
Наши предки в память своего
покаяния и, прежде всего, конечно, в свидетельство того, что они
каются пред Богом за то, в чем согрешили перед ним, они оставили нам
эти божественные письмена и песнопения. И сегодня преподобный Андрей
Критский постарался возбудить в душе каждого из нас чувство покаяния
через Евангельские и библейские образы, которые он нам приводит
на память. Прежде всего, эти образы связаны, конечно, с различными
моментами грехопадений.
Когда своими делами люди очернили
и погубили свою совесть, очернили свою душу, — то пришли
в то состояние, в котором они не могли быть не только
близкими к Богу, но и даже теми людьми, которых бы
Он прощал. И через образ опаленных грешников Пятиградия, Содома
и Гоморры, через тех лиц, которые, как Каин, убили своего брата, —
нам показано, насколько тяжела участь каждого из нас, если
мы не покаемся в своих грехах. Приводится ряд грешников,
в том числе и пророк царь Давид, который пал в грехе,
но, однако восстал в покаяние. Приводятся ниневитяне, которые покаялись через проповедь пророка.
Господь призывает нас в этом
каноне: очистить и убелить свою душу. Нам приводится положительный
и отрицательный примеры Нового завета, в котором Господь, через
существующие на то время образы, показывает, насколько человеку важно
покаяние и исправление. Сегодня мы с вами переживаем особый
период, который Церковь посвящает тому, чтобы мы очистили свою душу
и сердце. Человеку, действительно, очень важно порой приходить
в такие чувства, понимать и ощущать свое недостоинство и низость
своего состояния. Дай Бог, чтобы Господь нас с вами очистил от этих
грехов. И чтобы мы, придя к духовнику на исповедь, очистили
свою душу и сердце, очистили свои помыслы от всех тех вредных
соблазнов, пороков и грехов, которые отделяют нас от Бога.
Конечно, мы не должны себе
ставить особой высокой цели. Мы прекрасно понимаем, что, по своему
человеческому состоянию, мы не можем постоянно находиться со Христом, не можем постоянно находиться
с Богом. Поскольку, по слову Священного Писания, он есть Огонь
Опаляющий, как говорит апостол Павел в Послании к евреям. Но при
всем том, наше стремление к этому Огню должно быть всегда. Мы должны
почувствовать, что плодами нашего покаяния, нашего поста должно быть внутреннее
изменение. И если мы, хоть немного изменимся, мы не зря
будем проводить эти дни поста.
Я благодарю всех вас, дорогие
братья и сестры, за общую молитву в этот вечер. Дай Бог, чтобы
Господь вложил в душу каждого из вас чувство покаяния
и смирения, чтобы даровал вам желание очистить свою душу и желание
быть со Христом.
Храни всех вас Господь!
http://penzaeparhia.ru/news/396
05.03.2014
Протоиерей Алексий Горшков рассказал о христианском содержании
Прощеного воскресенья на «Радио России из Пензы»
Накануне Прощеного воскресенья
протоиерей Алексий Горшков, клирик Петропавловского храма Пензы вновь стал
гостем программы «Мир православия» на «Радио России из Пензы». Отец
Алексий и ведущий программы, Евгений Белохвостиков, разбирались
в том, как правильно просить прощения, каков истинный христианский смысл
этого действа.
http://penzaeparhia.ru/news/403
05.03.2014
Паломнический отдел Пензенской епархии приглашает всех
желающих в Казанскую Алексиево-Сергиевскую пустынь
8 марта, в субботу,
паломнический отдел Пензенской епархии организует поездку в поселок Сазанье Сердобского района, в Казанскую
Алексиево-Сергиевскую пустынь. Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь
расположена в небольшом поселке Сазанье
Сердобского района. На территории монастыря находятся Казанский храм, пещерный
храм в честь Николая Чудотворца (в пещерном комплексе расположена
и братская усыпальница, в которой покоятся останки местночтимого
старца Андрея Грузинцева), источник, освященный в честь Казанской иконы
Божией Матери. В Казанском храме помещены более
50-ти частиц мощей святых угодников Божиих.
Тел.: 8(8412) 25-60-61, 8-927-375-60-61, 8(8412) 25-31-65,
8(927)-375-31-65 (Вольникова Екатерина).
http://penzaeparhia.ru/news/407
06.03.2014
Митрополит Серафим: «Цель поста – внутреннее духовное
изменение»
3 марта, в первый день Великого поста,
митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим в интервью Анне Ширчковой (программа
«Ради истины» на телеканале «Экспресс») рассказал как
правильно вести себя во время поста, что и когда можно употреблять в пищу и как не обидеть близких.
— Владыка, здравствуйте. Время
Великого поста — это время, когда человек должен
подняться над своими страстями, когда он должен побороть свои искушения, когда
он должен вспомнить страдания
Спасителя. И в то же время говорят, что пост — это время радостное, это весна
души. Это же противоречие?
— Нет. Человек так и был задуман по своей сути, что он должен быть всегда с Богом, это в результате грехопадения он от Бога отошел. И весна покаяния — это и есть новое пробуждение человека для
того, чтобы задуматься, переосмыслить всю свою жизнь, обратиться к своим истокам. А его истоки — это и есть Бог. Поэтому борьба с грехом и со своими страстями — это и есть некая духовная весна. Это весна
возрождения, побуждения, это весна новой жизни, как и в природе, поэтому здесь, я думаю, никаких противоречий нет.
— То есть о радости говориться не в смысле земных увеселений — высшая радость в том, что ты поборол свои страсти, в том, что ты очистился. Правильно?
— Дело в том, что любая земная радость временна. А радость пребывания с Богом — это радость вечная. Христианин
может испытать эту радость на земле — как раз в те моменты, когда он соединяется с Богом. Простой пример приведем:
человек пришел на исповедь к священнику, он принес с собой некий груз грехов, и когда он очищается от этих грехов — он чувствует себя свободным, чистым,
легким. И это — частица непреходящей радости, которую он испытывает.
И человек понимает, что в этой легкости и чистоте он действительно испытывает
удовлетворение, наслаждение, он чувствует, что это его нормальное состояние. Когда мы прибываем в молитве, когда мы приобщаемся Святых Христовых Тайн — все это на нас действует таким же образом. Это радость
непреходящая, она естественна для человека. Но, к сожалению, человек, помраченный
грехом, который изменяет ежедневно свою жизнь к худшему, эту радость испытывает все
реже и реже. Поэтому пост, духовная весна — и есть возможность испытать полноценно
эту радость.
— У меня следующий вопрос тоже о противоречиях, но на бытовом, на житейском уровне. Запрещена во время Великого поста животная пища,
но разрешено вино, причем довольно
часто, по субботам и воскресеньям. Причем вино разрешено
для укрепления сил верующего, для придания бодрости, чтобы дальше держал пост,
но не для веселья. Как эту грань провести
между разрешенным и греховным? Как не впасть во грех?
— Да, конечно, для многих будет неким соблазном то, что разрешается вино во время поста, хотя это один из самых строгих постов. Но здесь церковный устав проводит
четкую грань, в которой указывает меру вина, которую человек может употреблять. Это не такое употребление, как во время трапезы, что мы наливаем бокал вина и во время трапезы его употребляем. Дело
в том, вино
разрешается именно в те дни, когда совершается полная литургия и, причастившись, христианин может
запить причастие. Он подходит, берет освещенный хлеб и запивает вином, смешанным с теплой водой (это называется
теплота).
— Только в рамках Таинства? Но ведь сейчас выходят православные
календари, в которых нарисовано, когда и что есть, и рюмочка нарисована по субботам и воскресеньям. Поэтому масса народа,
и в том числе я, спрашиваем Вас: как же правильно?
— Да, народ соблазняется. Именно поэтому это употребление вина
разрешено только в таких целях, а не ради того, чтобы на трапезе повеселиться.
— Человек взялся держать пост. А тут 8 марта, тут юбилей у родни, приглашают на семейные какие-то праздники. Я слышала такую точку зрения, что
лучше оскоромиться, чем обидеть тех, кто тебя пригласил, чем выставить напоказ то, что ты держишь пост. Это правильно или нет?
— Я бы даже сказал, что это не просто точка зрения, это некий Евангельский
образ. Если посмотреть, как Евангелие нам рекомендует поститься, — то там содержится именно образец того,
что человек не должен выглядеть постящимся. Господь говорит, что мы не должны уподобляться язычникам,
которые помазывают голову свою маслом, посыпают ее пеплом и говорят, что они постятся и пребывают в состоянии некоего уныния. Господь
говорит, что мы должны расчесать волосы, быть всегда радостными и никому не показывать, что мы соблюдаем пост.
Мой личный совет: нужна какая-то определенная грань.
Конечно, нельзя обидеть человека. Например, день рождения матери, или дочери,
или мужа, тем более, если этот человек не совсем поддерживает твои
христианские традиции — ты постишься, а он нет. Когда ты в день его рождения скажешь: я не буду участвовать в твоих торжествах, отдельно мне
готовьте, — то, конечно, это будет неправильно.
С другой стороны, от чего бы хотелось предостеречь: у нас так часто бывает, что люди,
единожды нарушив пост, говорят: ну, всё, теперь нарушил, можно дальше и не соблюдать. Поэтому тут должна быть
золотая середина. Да, ты нарушаешь ради любви к своему ближнему. Но я должен сказать о том, что вот эта диета — это не самоцель поста. Самоцель — это внутренне духовное изменение.
— А есть мнение, что к посту нужно подходить индивидуально.
Что это — для молодых и здоровых. Это так?
— Пост, конечно, — для всех, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми старыми людьми. Согласен с тем, что нужно подходить индивидуально. У кого-то болезнь может быть несовместима
с отказом от определенной пищи. Но я скажу так: поститься можно
по-разному.
Еще во времена, когда Православие было государственной
религией, императорским указом Петр Первый освободил
военнослужащих от поста как такового. Это не значит, что военнослужащие сейчас по указу не должны соблюдать пост. Нет. Просто
ввиду сложности службы им даются послабления. Например, если ты работаешь на очень тяжелой работе и не будешь с ней справляться, если будешь
поститься, — то хотя бы воздерживайся от мяса. Если у тебя есть возможность по состоянию здоровья соблюдать
полностью пост, — конечно, соблюдай полностью, но если у тебя больной желудок или еще
какие-то болезни, — то постись с рыбой или с молочными продуктами. Воздержание от чего-либо — это и есть пост.
— Однако в массовом сознании всё вертится
вокруг еды. И в магазинах каждый раз появляются
сезонные продукты, постные. Майонез, шоколад, в ресторанах постные пирожные. Но ведь смысл поста в ограничении. А тут человек соблюдает, но он себе ни в чем не оказывает. Где смысл?
— Я тут тоже выскажу свои недоумения. Когда приближается или
идет пост, я всегда задумываюсь над тем, как же постились наши предки, не так давно, даже в XIX веке? Ведь представьте себе: весна,
заготовили грибы, овощи, фрукты и всё! А сейчас круглый год у нас сколько угодно овощей, фруктов,
соевых продуктов и прочих вкусовых заменителей. Поэтому в этом смысле я с вами согласен.
Есть даже масса рассказов русских писателей, которые писали,
как начинали поститься и в пост объедались. Это нашего русского человека не обходит стороной. Мы должны четко понимать, что можем
объедаться даже постной пищей, и в этом случае, ни о каком посте речи не идет. В этом смысле, должно быть какое-то
ограничение, и оно должно состоять не только в использовании мясомолочных продуктов, но и даже тех же овощей, фруктов и всего прочего, именно в том количестве, чтобы этого было
достаточно для поддержания жизнедеятельности человека. А в остальном человек должен поститься
так, чтобы его силы были в какой-то мере расслаблены. Ведь когда мы сыты, понудить себя к какому-то делу очень сложно, а когда человек находится в таком полурасслабленом состоянии, а тем более если он еще посещает церковь — а в это время в храме совершается множество земных
поклонов — у этого человека никогда даже в мыслях не будет направлений на греховное действо. А можно и постной пищи наестся вдоволь, и эффект будет тот же самый.
— Спасибо большое за то, что сегодня разъяснили нам всё.
Будем и дальше встречаться в программе «Ради истины» и нести в народ пасторское слово.
http://penzaeparhia.ru/news/409
06.03.2014
Паломнический отдел Пензенской епархии приглашает всех
желающих в Керенский
Тихвинский и Нижнеломовский Казанский монастыри
9 марта, в воскресенье,
паломнический отдел Пензенской епархии организует поездку с. Вадинск, в Керенский Тихвинский мужской
монастырь. В монастыре можно поклониться чтимому Керенскому-Тихвинскому
образу Божией Матери, помолиться за своих
близких, испить воды из святого источника. В обители также имеется
церковно-краеведческий музей, насельники монастыря с удовольствием
проведут по нему экскурсию.
В программу входит посещение
и Нижнеломовского Казанского мужского монастыря. Верующие могут здесь
приложиться к чудотворной Нижнеломовской-Казанской иконе Божией Матери
и образу Иоанна Предтечи — Ангела Пустыни.
Также на территории обители есть часовня с купальней на святом
источнике.
ФОТО – «Пенза православная» http://pravoslavie58region.ru
http://penzaeparhia.ru/news/410
06.03.2014
В Каменку привезли частицу мощей святителя Николая
На несколько дней в Каменку в храм
Дмитрия Солунского была доставлена православная святыня. Сотни верующих смогли
поклониться частице мощей святителя Николая, которая была привезена из
итальянского города Бари и подарена нашей митрополии в
2013 году.
«Чувствую радость и легкость на
душе, до слез, это такой трепет! Просто нельзя объяснить», - поделилась
впечатлениями одна из прихожанок.
http://www.penzainform.ru/news/religion/2014/03/06/...
06.03.2014
Святыня в Сердобске
7 марта в Казанскую
Алексиево-Сергиевскую пустынь к Всенощным бдениям, которые начнутся в 16.00,
прибудет ковчег с частицей мощей праведной Матроны Московской.
Мощи блаженной будут
доступны всем верующим целую неделю. Из жизнеописания известно, что,
несмотря на свою слепоту, святая была наделена духовными дарованиями. Она исцеляла страждущих от душевных и телесных болезней.
8 марта, в праздник в честь Матроны
Московской, в храме монастыря литургию проведет владыка Митрофан.
http://www.serdobsky.ru/news-7-3642.html
07.03.2014
В пятницу первой седмицы Великого поста митрополит Серафим
совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения колива в Вознесенском
кафедральном соборе г.Кузнецка
7 марта, в пятницу первой седмицы
Великого поста, Высокопреосвященный Серафим, митрополит Пензенский и
Нижнеломовский, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Вознесенском
кафедральном соборе г.Кузнецка. По заамвонной молитве
был прочитан канон Федору Тирону и совершен чин освящения колива. По окончании
богослужения владыка обратился к верующим с проповедью.
07.03.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/03/07/...
07.03.2014
В Шемышейку привезут святые мощи
Частица мощей одного из самых
почитаемых святых христианского мира Николая Чудотворца прибудет в Шемышейку 10
марта.
Большое событие придется на вторую
неделю Великого поста.
Николая Мирликийского считают одним
из главных покровителей Святой Руси, заступником и врачевателем.
Он жил в 4 веке в небольшом
приморском городе Пантара (нынешняя Турция), сейчас мощи Чудотворца находятся в
итальянском портовом городе Бари, куда регулярно наведываются паломники. Но,
несмотря на отдаленность от святыни, русские люди всегда верили в силу его
молитвенного заступничества и даже в самых сложных жизненных ситуациях молились
святому о "теплом ходатайстве и заступничестве".
В честь Николая Чудотворца назван
наш молитвенный дом.
Приложиться к святыне может любой житель нашего района с 10 по 16 марта
с 7 до 19 часов.
Накануне посещения мощей верующие
стараются подготовиться дома, читают молитвы от самой простой: "Святителе отче Николе, моли Бога о нас грешных" до
особых молитв (тропарь, кондак, акафист). Обращаются к Николаю и простыми
словами, идущими от сердца.
Изображение с сайта
www.liveinternet.ru
http://www.nov-vremya.ru/news-3-3044.html
08.03.2014
7 марта митрополит Серафим совершил полиелейное богослужение в
Казанском храме г.Кузнецка
7 марта, в канун обре́тения мощей блж. Матроны Московской,
Высокопреосвященный митрополит Серафим в сослужении духовенства совершил
полиелейное богослужение в Казанском храме г.Кузнецка.
08.03.2014 Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2014/03/08/7...
08.03.2014
Литургии Преждеосвященных Даров
В среду и пятницу (5 и 7
марта) первой седмицы Великого поста Преосвященнейший Митрофан, епископ
Сердобский и Спасский, совершил Литургии Преждеосвященных Даров
в кафедральном соборе Михаила Архангела в городе Сердобске.
Его Преосвященству сослужили:
секретарь Сердобской епархии игумен Андрей (Афанасьев) и духовенство собора.
Кроме этого 7 марта,
в пятницу, по заамвонной молитве был прочитан канон Федору
Тирону и совершен чин освящения колива.
Об освящении колива
В пятницу первой седмицы Великого
Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается
молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь
его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему
случаю.
В 362 году греческий император Юлиан
Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной
кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от
христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго
постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в
306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию,
рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи
употреблять в течение недели коливо.
В память об этом событии
Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора
Тирона в первую пятницу Великого поста, который был установлен церковью. И
верующие, утверждаясь примером мученика Фёдора, должны спокойно и уверенно
совершать этот пост, уповая на помощь Божию и святых.
…
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/