23.12.2013
Фестиваль народов
18 декабря в средней школе №7
состоялся Фестиваль народов Каменского района Пензенской области, посвящённый
его 85-летию.
Мероприятие организовано с целью
развития интереса к изучению родного края, воспитания у учащихся черт
толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой к восприятию других
культур, способной ценить, уважать человека.
Подготовка к празднику началась
задолго. Старшеклассники под руководством своих учителей И.Н.Аракчеевой,
О.П.Манаховой, Е.Г.Плаховой с интересом изучали культуру, традиции, обряды
народов, населяющих наш край. И вот эта исследовательская работа вылилась в
большой праздник.
Познавательные рассказы
сопровождались презентациями. Инсценирование обряда "Троица"
проводилась в красочных национальных костюмах. Теплом, дружными аплодисментами
провожали зрители мордовский и татарский танцы. При исполнении "
Калинки" весь зал не мог усидеть на месте. Совсем другое, лирическое
настроение вызвали у слушателей песни о Родине на татарском языке и русская
народная песня в исполнении фольклорного ансамбля 2 класса "
Берендеи". Заключительным аккордом прозвучала песня "Я, ты, он,
она…", во время которой на сцену вышли все участники праздника в
национальных костюмах, что символизировало единение народов нашего края.
Приятно отметить, что родители
учеников школы, как всегда, не остались в стороне. Они удивили всех кулинарным
искусством, поделились своими рецептами.
Ну и какой же народный праздник без
чаепития. Все: и зрители, и исполнители, и гости - дружно разместились у столов
с кулинарными шедеврами старшего поколения. Праздник удался!
Учащиеся 9 «Б» класса Ольга Жилкина,
Валерия Чурманова.
http://www.novkamen.ru/news-10-1764.html
24.12.2013
25 декабря поздравим
католиков и протестантов с Рождеством
В среду, 25 декабря, католики,
некоторые православные, а также лютеране и другие протестантские конфессии
отмечают Рождество.
Первые сведения о праздновании
христианами Рождества относятся к IV веку. В XIII веке появился обычай
выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца
Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но
и в домах.
Зачастую изображаются целые сценки
из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в
народных костюмах.
Церковные и народные обычаи
гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо
известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и
добрыми пожеланиями.
В ответ колядующие получают подарки:
колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев
высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые
в шкуры животных, действо сопровождается шумным весельем.
Обычай этот неоднократно осуждался
церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только
к родственникам, соседям и близким друзьям.
Также важным элементом праздника
Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели как
символ райского древа с изобильными плодами.
Православные 25 декабря отмечают память святителя Спиридона Тримифунтского,
чудотворца. Воспитанный в христианском благочестии, добродетельный и
незлобивый Спиридон вел чистую, богоугодную жизнь. Необычайная
доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему многих людей. Он
оказывал помощь в различных житейских нуждах, но более всего заботился об
исцелении греховных язв.
Отличительными чертами его были
трогательная простота, смирение, искренность и кротость, он был подлинным
воплощением любви. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил
его благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и
изгнания бесов.
Именины сегодня отмечают Александр,
Спиридон…
http://www.penzainform.ru/news/remember/2013/12/24/...
24.12.2013
Пензенские католики отмечают Рождественский сочельник
Католики отмечают Сочельник — день
перед Рождеством — во вторник, 24 декабря. Само название происходит от слова
«сочиво» — первоначально пшеничные зерна, размоченные соком из семян.
Строгий пост в Рождественский
сочельник у католиков не является обязательным, но считается благочестивой
традицией. Вечером в семьях принято собираться на торжественную трапезу с постными блюдами. Перед началом ужина
читают отрывок из Евангелия о Рождестве. После — отправляются в церковь на
рождественскую службу.
В Пензе конфессия католиков
немногочисленна — около 50 человек, зато интернациональна. Римско-католический
приход, который был создан восемь лет назад, посещают люди самых разных
национальностей: поляки, белорусы, немцы, армяне. Праздник Рождества они
отметят в среду, 25 декабря.
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=137586&cid=7
24.12.2013
Азербайджанские мусульмане
выступили против новогодних празднеств
Исламская партия Азербайджана
призвала, чтобы 31 декабря не проводились праздничные новогодние мероприятия.
Об этом сообщает Contact.az. С соответствующим призывом она обратилась в
Управление мусульман Кавказа.
В партии пояснили, что в нынешнем
году на 31 декабря приходится годовщина смерти пророка Мухаммеда. На основании
этого мусульмане, как передает SalamNews, предложили «всенародно отметить этот
день как день скорби», на телевидении ограничить праздничные шоу, а вместо
этого «уделить место проповедям и беседам богословов».
Кроме того, как передает REGNUM, Исламская
партия выступила против празднования международного женского дня 8 марта. Она
заявила, что «это праздник получает с каждым годом все большее распространение,
хотя в исламском мире женским днем считается день рождения дочери пророка
Фатимы».
В Азербайджане ислам является
ведущей религией, его исповедует абсолютное большинство населения. Исламская
партия при этом не имеет официальной регистрации, ее лидеры в прошлом были
осуждены по обвинению в различных преступлениях (глава партии Мовсум Самедов, в
частности, в 2011 году был приговорен к лишению свободы по обвинению в
подготовке переворота и незаконном ношении оружия).
День смерти пророка Мухаммеда
отмечается 28 числа месяца сафар по исламскому календарю. В нынешнем году эта
годовщина выпадает на 31 декабря.
http://www.penzainform.ru/news/global/2013/12/24/...
24.12.2013
22 переселенца стали
участниками программы
В администрации Шемышейского района
под руководством главы райадминистрации Анатолия Александровича Тепцова
состоялась встреча с главами администраций муниципальных образований,
руководителями предприятий и учреждений Шемышейского района по вопросу содействия
переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
По вопросам регистрации иностранных
граждан выступила начальник ТП УФМС России по Пензенской области в Шемышейском
районе Н.Е. Рузова.
В администрацию Шемышейского района
уже поступило 220 анкет от 584 соотечественников, проживающих за рубежом. 22
переселенца, поселившиеся в районе, получили свидетельства участника программы
"Содействие добровольному переселению соотечественников в Пензенскую
область".
Изображение с сайта severnash.ru
http://www.nov-vremya.ru/news-1-2864.html
24.12.2013
Жила по-совести
Клавдию Максимовну Карпову пришла
поздравить с 90-летием вся ее многочисленная родня. К теплым пожеланиям близких
людей прибавились слова благодарности от депутата Законодательного Собрания
Пензенской области Н.В. Котова, главы администрации района Г.Е. Муракаевой.
Вместе с подарками Клавдии Максимовне было вручено письмо от Президента
Российской Федерации Владимира Путина.
Всю свою жизнь я старалась жить
по совести, много работала, — сказала в ответном слове
юбилярша. — И сейчас стараюсь по дому управляться сама.
У Бога прошу одного — здоровья, чтобы пожить подольше на земле
ради внука — инвалида с детства. Так получилось, что с четырех
месяцев мне пришлось растить его одной. Сейчас он беспомощный, один жить
не может. Мы с ним всегда вместе… —
Два года назад бабушка Клава, как
вдова участника войны, получила квартиру и переехала из Князевки
в районный центр. Обжились на новом месте быстро. На приусадебном
участке выращивают овощи, картофель. Подружились с соседями, которые
отмечают безграничную доброту и порядочность Клавдии Максимовны.В короткие
зимние дни наша героиня любит сидеть возле окна, вспоминает свою немудреную
жизнь. Часто ее мысли возвращаются к покойному ныне мужу Николаю. Ежегодно
9 мая, в день великой Победы, и в день его рождения
приходит она к его могилке, низко кланяется и ведет неторопливый
разговор. Просит совета, веря в то, что Коля слышит и понимает ее. А
перед глазами бегут картинки прожитых лет. Далекий 1941-й… Война грянула
нежданно, негаданно и перевернула всю жизнь.
Мы не слышали рева танков
и гула самолетов, пулеметной стрельбы, но ощущали дыхание
приближающегося фронта, — вспоминает Клавдия Максимовна. —
Из девчонок, молодых женщин начали создавать бригады для землеройных
работ. Первые окопы копали в районе села Волхонщино. Ломами, лопатами
долбили промерзлую, словно железо, землю. Голодно, холодно было, но никто
не ушел с передовой. Потом перебросили нас на станцию Кромщино
для очистки от снега железнодорожных путей. Я думаю, что войну страна
выиграла сплоченностью народа. Горе нас объединяло, делало сильнее. Мы делились
друг с другом последним куском хлеба. —
Пришел 1942 год. Приближалась
весна. Кто будет пахать и сеять, растить хлеб? Трактористы все
на фронте, из мужчин остались только старики. И тогда женщин,
молодых девчат стали направлять на двухмесячные курсы, которые были
организованы в Князевке при МТС. Учили самому необходимому.
И слезы были, и отчаяние,
и силенок порой не хватало, — глубоко вздохнув, говорит Клавдия
Максимовна. — Первый мой трактор был СТЗ, а через год посерьезнее
технику получила. Работали в две смены, на голод и усталость
не жаловались, знали, что наш хлебушек нужен фронту. Там-то солдаты каждый
день смотрели смерти в лицо. —
После войны наша героиня поменяла
рычаги трактора на штурвал комбайна.
Помню, работал в колхозе
знатный хлебороб Николай Васильевич Зимин. К нему меня и приставили.
Доверял он мне, знал, что не новичок в этом деле, — вспоминает
женщина. — После победы стали возвращаться домой фронтовики. Однажды иду
я по улице и глазам своим не верю: навстречу мне под руку
с медсестрой шагает в военной форме лихой гармонист Николай Карпов.
Я так и ахнула: —
Коля, здравствуй, вернулся? Ты не узнаешь
меня? Я Клава, соседка твоя… —
И тут я заметила, как
молоденькая медсестра смахнула слезу со щеки и еще крепче взяла
Николая за руку. «Господи, да он же не видит!» —
молниеносно пронеслось в голове. Красавец-гармонист каждый вечер собирал
у крыльца своего дома всю деревенскую молодежь. Пели, плясали, танцевали
до утра.
Я очень любила частушки и много
их знала. Коля играет, а я пою и пою, — улыбнувшись
далекому прошлому, говорит Клавдия Максимовна. — Девчонки всерьез
гармониста не принимали, только для веселья. А мне мой Коля
в душу запал. Но как признаться, что люблю я его крепко?
Однажды, когда все разошлись по домам, я осталась на скамейке
и сижу тихо-тихо. —
Клава, а ведь ты здесь… —
Откуда ты узнал? —
А я всегда чувствую, когда ты
рядом… —
Вот так, без слов, мы признались
в любви друг другу.
Тридцать три года Карповы шли
по жизни, крепко взявшись за руки. Люди завидовали их счастью. Росли
в семье трое сыновей, велось хозяйство. Куда же без него
в деревне? Клава, бывало, с косой идет на сенокос,
а Николай — с серпом. И так всегда вместе в любой
работе.
Жалел он меня, старался помогать
в делах, чтобы полегче мне было, — рассказывает Клавдия
Максимовна. — А однажды, как всегда, убрался он во дворе, пошел
в дом, а я ему навстречу — и вдруг шатнуло его. Только
и успел сказать: «Клава, Клавочка…» —
Черные дни пришли в дом.
Но и в тяжелом горе женщина сумела найти в себе силы, чтобы
жить ради детей и внуков, чтобы родительский дом по-прежнему манил
к себе теплым светом окон.
Но, видно, беда никогда не приходит
одна. Судьба готовила новый удар. Двоих сыновей, одного за другим,
похоронила, — продолжила Клавдия Максимовна. — Хорошо, что мой Коля
не познал горечь этой тяжелой утраты. Самое страшное в жизни —
хоронить своих детей. —
Тишина повисла в доме. И вдруг
тихо-тихо женщина затянула песню своей далекой юности. Внук Максим обнял
бабушку за плечи, крепко прижался к ней, ища под ее теплыми руками
защиту и опору. Ну как тут не пожелать женщине здоровья
и долголетия, если и в 90 лет она по-прежнему живет для самых
близких и родных людей, если она по-прежнему — стержень семьи
Карповых.
http://www.surskieprostori.ru/news-11-2224.html
24.12.2013
Участница Великой Отечественной войны отметила свое 90-летие
Александра Ивановна Шорина -
участница Великой Отечественной войны сегодня отмечает свое 90-летие. С этой
замечательной датой ее поздравил глава администрации города Кузнецка Сергей
Златогорский, вручив письмо от Президента России Владимира Путина. В 1941 году
после окончания медицинского училища Александру Ивановну забрали на фронт.
Будучи медсестрой, она спасала раненых солдат, вытаскивая с поля боя. До сих
пор в памяти живы воспоминания о Сталинградской битве. Только в 1948 году ей
удалось вернуться в родной Кузнецк. Ее трудовая деятельность связана с заводом
«Приборов и конденсаторов». Глава администрации Сергей Златогорский пожелал
юбилярше доброго здоровья и всего самого наилучшего.
http://gorodkuzneck.ru/news/id/4913
24.12.2013
В Каменке стартовали бигеевские чтения
21 декабря на
исторической родине мусульманского богослова Мусы Джаруллы Бигеева прошли
первые в России духовно-нравственные чтения, приуроченные к 140-летию со дня
его рождения.
В торжественных
мероприятиях, инициатором которых выступили Соборная мечеть и мактаб города
Каменки Пензенской области, приняли участие: члены регионального правительства
и администрации Каменского района; представители мусульманских религиозных и общественных
организаций Сурского края, местные краеведы.
Программа праздника
началась на соборной площади с молебна по случаю открытия обелиска,
посвященного Мусе Бигееву. Со временем здесь будет разбит сквер, носящий его
имя. Официальные торжества, на которых прозвучало много теплых слов в адрес
юбиляра, прошли в районном Доме культуры. Там же был показан очень трогательный
короткоментражный фильм "Иджма" о судьбе исламского просветителя, по
воле злого рока оказавшегося оторванным от своих исторических корней и
похороненного на чужбине.
Литературные чтения,
разделенные на две секции, прошли в местной средней школе. Имамы обсудили
духовный вклад Мусы Бигеева в развитие исламской мысли, а представители
общественности значение его творческого наследия для истории и культуры
международной уммы. По итогам форума все участники чтений были награждены
почетными грамотами и ценными подарками.
Особый импульс и
оживление юбилейному событию придало присутствие почетных гостей: внучки
именитого богослова Алии Абдулхаковны Янгировой( Уфа); внучатого племянника по
отцовской линии Усмана Ибрагимовича Бигеева (Пенза); краеведа Альмиры Наимовны
Тагирджановой ( Петербург), приходящейся супругой Мухамеду Абдурахмановичу
Тагиржанову - внуку от сына последней дочери Мусы Бигеева; председателя
Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений
"Собрание" Мухамеда Саляхетдинова (Москва).
Как было отмечено в
докладах многих выступающих, богословский вклад Мусы Бигеева, до недавнего
времени более широко известного в исламских кругах дальнего зарубежья, особенно
в Турции, сегодня требует глубокого изучения и переосмысления именно в России.
Характерно и то, что
российская умма связывает приобщение к трудам прогрессивного татарского
мыслителя с последними инициативами главы государства Владимира Путина в сфере
межнациональных и межконфессиональных отношений. В новом векторе диалога между
Россией и исламским миром, безусловно, личности Мусы Бигеева придается роль
объединяюшего фактора.
Ни пасмурное небо, ни
пронизывающий холодный ветер, ни тысячи километров дорог, не помешали
российским мусульманам почтить память выдающегося татарского мыслителя и
богослова Мусы Джаруллы Бигеева (1873- 1949).
Отрадно, что знаковое
событие произошло на его исторической родине в Каменском районе Пензенской
области, где открылись первые духовно-нравственные чтения, приуроченные к
140-летию со дня рождения российского религиозного и общественного деятеля. На
территории районной соборной мечети, где открылся памятный знак ученому и
читались посвященные ему молебны, собрались правоверные со всей губернии и
отдельных весей России, проделавшие неблизкий путь, чтобы почтить память
человека, еще при жизни снискавшего глубокое уважение мусульман разных стран
мира.
Возвращение Мусы Бигеева
в российскую умму было долгим и тернистым. Вся его жизнь, творческая, духовная
и общественная деятельность прошли в мучительных исканиях того исторического
пути, по которому должны были двигаться российские мусульмане в начале XX века.
Можно сказать, что
Бигеев, особенно в дореволюционный период, был остро востребован своим временем
и приложил немало усилий для того, чтобы поднять наследие татарского народа на
высокий международный уровень. За остроту взглядов и прогрессивность
религиозных идей современники не случайно называли его "Мусульманским
Лютером".
Имея за своими плечами
не только богословское, но и светское образование, в том числе Каирский
университет "Аль-Азхар", он был всесторонне развит в вопросах
лигвистики, философии и права, являлся идейным вдохновителем создания партии
"Иттифак аль-Муслимин" (Союз мусульман), участником 4-х съездов
мусульманской интеллигенции.
К сожалению, законченный
им в 1912 году перевод Корана на татарский язык, являющийся трудом всей его
жизни, из-за разногласий с частью мусульманского духовенства, вышел в свет
только спустя сто лет.
Незавидная судьба, уже в
годы советской власти, была уготована и опубликованной в 1923 году Берлинским
издательством "Азбуке ислама". В книгу вошли выступления Бигеева на
съезде мусульманских деятелей в Уфе по переустройству мусульманского общества.
Но сравнение бигеевского "Воззвания к мусульманским нациям" с
исламской конституцией, да еще накануне принятия первого основного закона СССР,
предопределило дальнейшую судьбу самого автора.
В том же году его
арестовали, но под давлением мусульманской общественности Финляндии и Турции
заменили тюремное содержание ссылкой, при условии проживания в столице СССР под
надзором властей. Два года он преподавал основы ислама в исторической мечети
города Москвы.
В 1926 году Бигеева даже
включили в состав делегации советских мусульман для участия в работе
международного конгресса проходившего в Мекке, но уже через год, когда движущей
силой государства в религиозных вопросах стал "Союз воинствующих
безбожников", а в СССР началась атеистическая компания, все духовенство и
большую часть интеллигенции отнесли к чуждым советскому обществу элементам.
Храмы и мечети
повсеместно начали "перестраивать" под клубы, на амвонах и мимбарах
заиграли струнные и духовые инструменты, зазвучал гимн "Интернационала".
Лишенный работы и фактически оставшийся без средств к существованию Бигеев,
вместе с семьей, был вынужден эмигрировать. С этого времени он порывает с
Советским Союзом окончательно и бесповоротно. Начинается путь его скитаний по
городам и странам: Китайский Туркестан, Афганистан, Индия, Египет, Финляндия,
Германия, Турция, Иран, Ирак, Япония, Китай, Ява, Суматра. В 1947 году, уже
будучи больным, он предпринимал попытку вернуться на родину, но два года спустя
скончался в Каире.
Вряд ли Муса Яруллович
(так звучит его полное имя) надеялся на то, что его труды дойдут до российских
единоверцев и они их увидели. В этом тоже определенный знак Всевышнего,
пожелавшего направить российскую умму по пути миротворческого созидания и
укрепления ислама.
Комментарии:
Нурулла Ахтямов
Первый заместитель муфтия ЦДУМ
Пензенской области, имам-хатыб соборной мечети Каменки-
"При подготовке к мероприятию
участники Бигеевских чтений обнаружили в российских электронных библиотеках
достаточно много информации о традиционном исламе, который исповедовали предки
пензенских татар. В доказательство могу привести цитату из выступления
президента России Владимира Путина на одной из последних встреч с мусульманами,
где российский лидер сказал, что у российских мусульманских организаций есть
все возможности для широкого позиционирования в отечественных СМИ."
Мухамед Саляхетдинов
Председатель Ассоциации
культурно-просветительских общественных объединений "Собрание"
(Москва)-
"Хочу поблагодарить
администрацию Пензенской области за созидательную и конструктивную работу по
выстраиванию диалога с местной уммой, на что нужно обратить внимание всех
пензенских мусульман. Бигеевские чтения один из показателей этой работы.
Мероприятие очень важное и символическое, особенно в свете последних событий,
инициатив выдвинутых президентом России Владимиром Путиным и председателем
правительства РФ Дмитрием Медведевым по вопросам межнациональной и
межконфессиональной политики, по укреплению позиций государства на
международной арене.
Отрадно то, что администрации
Пензенской области и Каменского района не просто поддержали идею увековечивания
уважаемого в мусульманском мире человека, гуманиста и богослова, которого, к
сожалению, в нашей стране подзабыли, но и заложили фундамент для изучения его
трудов. Весьма символична сама установка стелы, которая олицетворяет будущий
сквер имени Мусы Бигеева, а это уже элемент социальной составляющей работы
российской уммы, к которой призвал президент страны на встрече с мусульманами в
Уфе.
Действительно! Помимо ритуальных
обрядов и религиозной деятельности, одним из важных звеньев, скрепляюших народы
и конфессии нашей страны, является социальное служение мусульман обществу. И
здесь необходимо уделить пристальное внимание изучению трудов таких
представителей мусульманской интеллигенции, каким являлся Муса Бигеев. Вот в
этом смысле мероприятие в Каменке является важным и поучительным не только для
мусульманской общины, но и всего российского общества, поскольку позиции и
взгляды ученого способствуют консолидации и взаимопониманию между всеми
россиянами.
"
Альмира Тагирджанова
Супруга Мухамеда Абдурахмановича
Тагиржанова - внука от сына последней дочери Мусы Бигеева (Петербург)-
"В дар мусульманской общине
города Каменки я привезла двухтомник вышедший в 2010 году в Казани. В это
издание вошли репринтный перевод Корана Мусы Бигеева на татарский язык и моя
книга "О Мусе-эфенди его времени и современниках". Это просто сборник
историко-биографических материалов, написанных на основе архивных документов,
воспоминаний дочери и дневника жены татарского мыслителя.
Автором самой книги "Муса
Джаруллах Бигиев" является муфтий Турции, министр по вопросам религий
Мехмет Гёрмез. В 1999 году, когда в Казани проводился симпозиум по случаю
50-летия со дня кончины Бигеева, он еще был специалист по татарскому
богословию. Издание перевода Корана, в свое время, не состоялось, но, по
сохранившимся у потомков Мусы Бигеева гранкам, недавно вышло в печать и стало
достоянием научного мира."
Равиль Салюков
Председатель регионального общества
татарской культуры "Якташлар"-
"Сейчас в России настало самое
благоприятное время для распространения всех религий. Труды великого татарского
мыслителя Мусы Бигеева признаны учеными всего мира. Он выходец из татарского
медресе, достигший всемирной славы своим трудом и не утративший дух российского
ислама за пределами исторической родины. Нам есть с кого брать пример, есть, у
кого учиться патриотизму. Уверен, что благие начинания каменских татар перейдут
на более серьезный уровень и станут достоянием всей международный уммы."
Справка
До середины 30-х годов страна жила
по Конституции СССР, принятой в 1924 году, но уже тогда, вплоть до 1936 года,
начали происходить серьезные изменения в государственном устройстве. С конца
20-х годов наметилась тенденция к расширению прав союзных органов за счёт
сужения прав республик. Изменилась компетенция высших органов СССР. Съезды
Советов теряли своё значение, с 1927 года они собирались раз в два года вместо
прежних ежегодных. Важнейшие решения принимались уже не на съездах Советов СССР
или сессиях ВЦИК, а партийными органами.
Наряду с изменением и
перераспределением властных полномочий высших органов власти в 20-30-е годы
происходило усиление карательно-репрессивного аппарата и силовых наркоматов. В
1924 году ЦИК СССР утвердил "Положение о правах ОГПУ в части
административных высылок и заключения в концентрационный лагерь", согласно
которому принятие постановлений о подобных мерах возлагалось на особое
совещание при ОГПУ. В связи с требованием Сталина централизовать всю работу правоохранительных
органов в 1934 году был образован Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР. В него в
полном составе вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление
госбезопасности. При этом происходило постоянное расширение полномочий
ОГПУ-НКВД.
В 1930 году было образовано
Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, переименованное в 1931 году в Главное
управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ). Общая численность заключённых в лагерях и
колониях ГУЛАГа по официальным данным возрастала со 179 тыс. человек (1931) до
2 млн. в 1941 году. Каждый третий заключённый был осуждён по политическим
мотивам, а многие другие в той или иной степени являлись жертвами социальной и
экономической политики сталинского режима.
Изменения в системе госучреждений в
1930-е годы свидетельствовали о складывании основ тоталитарного режима с мощным
репрессивным аппаратом. При этом большое значение имели кадровые перестановки в
руководстве центральными органами. В течение 20-х годов важнейшие посты в
правительстве и других центральных учреждениях были заняты сторонниками
Сталина.
Искандер Бахмутов
http://www.penza-online.ru/news.33989.htm
25.12.2013
Пензенские католики празднуют Рождество
Католическое Рождество - праздник
древний и почитаемый во многих странах мира. Накануне у католиков был
сочельник, сегодня они отмечали Рождество Христово.
В Пензе проживает более ста
католиков - это поляки, немцы, украинцы. Многие из них стараются следовать всем
традициям особого для всех верующих дня.
В семье Казимира и Ларисы Цисельских
христианские праздники отмечают по два раза. Сначала католические - эту религию
исповедует глава семьи, а затем и православные - в этой вере крещена хозяйка.
Готовиться к Рождеству, которое отмечает западный мир, здесь начинают загодя.
Например, кексы испекли еще в
ноябре, и они, приготовленные в строгом соответствии с рецептурой, не
зачерствели и не засохли.
«Изюминка кексов в том, что,
во-первых, они делаются с цукатами, с орехами, которые должны быть вымочены в
крепком алкоголе, виски, коньяке или роме. Аромат отдается тесту, и получаются
вкусные кексы», – пояснила Лариса Цисельская.
Одну из стен украшают многочисленные
фотографии - родные и близкие Цисельских. Дочь Наталья живет сейчас в южной
Германии, но регулярно связывается с родными по скайпу, в том числе и в
рождественский сочельник.
Трапеза начинается с ритуала -
вкушения освященного хлебца из рисовой муки. Его переламывают пополам, просят
прощения друг у друга, желают здоровья.
Одни католики считают обязательным в
сочельник посетить храм. Цисельские считают Рождество, прежде всего, семейным
праздником.
«Мы понимаем все больше с каждым
годом, что день прошел - и ближе к Богу становишься, начинаешь осознавать, что
все мы бренны в этом мире, и никуда мы не денемся – откуда пришли, туда и
уйдем», – говорит Казимир Цисельский.
На рождественскую мессу пензенские
католики шли на следующий день. К началу богослужения небольшой храм был
заполнен. Это очень обрадовало сестру Клару, приехавшую в Пензу вместе со
священником из Саратова.
«Я миссионерка и уже 20 лет живу в
Саратове, служу там в кафедральном соборе. Люди, наши прихожане, добрые,
верные, потому что было время, когда храма не было, но все собирались и
молились», – миссионерка Клара Гарсиа.
Католическую веру исповедуют в Пензе
более ста человек, но до последнего времени едва ли десятая часть посещала
службы. В последние годы, по словам отца Томаша, особенно после того, как новым
папой римским стал Франциск, прихожан в храме значительно прибавилось.
http://tv-express.ru/sobitiya/...
25.12.2013
Пензенские католики встретили Рождество
Пензенские католики встретили
Рождество. Праздничная служба состоялась в Католическом приходе непорочного
зачатия Девы Марии во вторник, 25 декабря. Рождественские молитвы и песнопения
звучали на четырех языках: русском, английском, испанском и итальянском.
Католическая религия объединяет
представителей разных культур, расс и национальностей. Яркое отличие православной
традиции от католической — Святой Николай вместо нашего Деда Мороза, а также
обычай ставить сценку из объемных фигур, символизирующую Рождение Христа.
«Перед Рождеством зажигаем свечи и
ждем, когда он наступит. 6 декабря — День святого Николая. Дети верят, что он
приносит им подарки», — сообщили прихожане католического прихода.
Католическим рождество 25 декабря
названо условно: большинство православных мира отмечают этот праздник вместе с
католиками. По Григорианскому календарю после Нового года Рождение Христа
празднуют только Русская православная, Грузинская и Сербская церкви.
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=137752&cid=7
25.12.2013
В Пензе более ста человек
празднуют католическое Рождество
Сегодня католики празднуют
Рождество. У Дениса Смолко важная миссия: на молодого человека возложено
музыкальное сопровождение праздничной литургии, в течение полутора часов он
будет исполнять религиозные произведения.
«Это традиционные рождественские песнопения,
которые приняты у католической церкви. «Ночь тиха» - самое популярное
произведение, исполняется и православными христианами», - рассказал Денис.
Чтобы отслужить торжественную мессу
в Пензу прибыл отец Томаш Тшебуня. Он настоятель католического прихода в Марксе
Саратовской области.
«Господь нас ищет, но он не просто
приходит, он хочет, чтобы его нашли - это главное в празднике Рождества», -
заметил священник.
Несмотря на то что в 2013-м
Рождество выпало на будний день, в храме много людей. Среди прихожан и Агата
Криумс с дочерью Юргенией, которая с разрешения директора пропускает занятия в
школе.
В Пензе более ста человек официально относят себя к западным
христианам.
В течение восьми дней католики
отмечают Рождество: дарят подарки, ходят в гости, накрывают праздничные столы.
http://www.penzainform.ru/news/religion/2013/12/25/...
25.12.2013
В Яксарке прошло заседание
клуба "Хранитель Шемышейской памяти"
Малую свою Родину яксарцы любят,
гордятся известными талантливыми земляками, которых вырастила их земля, хранят
родной язык, традиции. Здесь не забывают прошлое, живут полной жизнью в
настоящем и думают о будущем.
А ведь переводится название села как
бродячее болото. В лесном краю, на месте нынешней Старой Яксарки более 300 лет
назад шумели леса, в которых было много болот. Село расположено на холме в
пойме реки Суры. Река разливалась, образовывалось много болотцев, которые
меняли свои места. Вот и получилось "Яксаркс". О том, как
образовались Новая Яксарка и Сучкино (Колдаис), о мордвах-мокша и эрзя,
проживающих в селах, сельхозартели "Смычка" и первом колхозе, о том,
что представляет поселение сегодня, рассказали сотрудники
историко-краеведческого отдела райбиблиотеки и глава администрации
Старояксарского сельсовета С.В.Кадеров.
Почтили на этой встрече и память
земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, сказали благодарные
слова оставшимся в живых. На защиту Родины из поселения было призвано 378
человек, погибли 208, вернулись 170. Живых свидетелей той войны все меньше.
Крепкого здоровья, семейного благополучия пожелали односельчане Ф.Ф.Моисеевой -
участнице Великой Отечественной. Судьба сберегла ее на трудных военных дорогах.
А сегодня у нее 6 детей, 12 внуков и 8 правнуков. Вечный пламень памяти горит в
сердцах жителей поселения. В память о погибших в селе установлен памятник с
мемориальной доской, на которой высечены их имена. А в Новой Яксарке открыт
памятник кавалеру трех орденов Славы И.П.Кульдину.
Под стать героям Великой
Отечественной войны выполняли свой долг перед Родиной и участники Афганской,
Чеченской войн. С большим уважением и почтением относятся к ним яксарцы: это
А.В.Чуваев, И.Н.Чукуров, Н.А. Мельников, В.М.Панкичев, А.М. Ваньков, В.М.Табаксюров,
В.Н.Суруткин, В.П.Анисимов, В.В.Вильдяев, А.Е.Тюминкин, М.И.Борискин,
А.В.Бояркин, А.С.Нарваткин.
Жители поселения по праву гордятся
педагогами и учениками своей школы. Первым учителем здесь была заслуженный
учитель школы РФ Е.К.Ульянова. И хотя школа небольшая, из ее стен вышло столько
замечательных людей, профессионалов, что всех и перечислить трудно. В их числе
Герой соцтруда П.Ф.Саулькин, академик Н.С.Немцев, генерал А.И.Пронин, инженер
генерал-полковник авиации П.В.Сафронов, генерал армии П.И.Чуваев, полковник
А.В.Чуваев, а также судьи, адвокаты, врачи, главы администраций, директора
заводов, труженики сельскохозяйственного производства и т.д.
Чествовали на встрече
Е.Е.Мельникову, которая 33 года проработала в колхозе дояркой, а сейчас
на заслуженном отдыхе и находит время петь в ансамбле "Яксарочка".
Много заслуженно добрых слов было
сказано и о М.Н.Парфеновой, которая 33 года проработала в культуре и много лет
поет в "Яксарочке". У Марии Николаевны - много профессиональных
отличий, но теплые слова земляков, их признание ее труда запомнятся надолго.
А уж народный
фольклорно-этнографический ансамбль "Яксарочка" знают и любят не
только в селе и далеко за его пределами. Он является визитной карточкой и села,
и всего района.
Очень любят яксарцы песни, которые
звучали на протяжении всего мероприятия. Расходились неохотно. Уж очень теплой
и задушевной получилась встреча.
Читайте также:
В Центре детского творчества прошел благотворительный
марафон
В историко-краеведческом отделе райбиблиотеки прошло
мероприятие "Будем жить, друг друга уважая", посвященное Дню
толерантности
В Шемышейской райбиблиотеке уже
не первый год работает компьютерный клуб "Импульс"
http://www.nov-vremya.ru/news-7-2866.html
25.12.2013
В Правительстве Пензенской области прошла встреча Губернатора
Василия Бочкарева с мусульманскими религиозными и общественными организациями
Во
вторник, 24 декабря 2013 года, Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев
провел заседание Совета по взаимодействию с мусульманскими религиозными и
общественными организациями.
Имамы и руководители общественных
организаций высказали предложение об объединении усилий духовных Управлений
мусульман в вопросах укрепления гражданского мира и согласия, воспитания
молодежи в духе патриотизма, традиционного духовного образования и
благотворительности.
Данное предложение было поддержано
большинством членов Совета. Многие высказывали мысль об объединении духовных
Управлений мусульман на территории Пензенской области и созданию системы
общественного контроля за их деятельностью. В данном направлении уже сделаны
первые шаги, подписано соглашение о намерениях совместно работать по сохранению
стабильных межнациональных и внутриконфессиональных отношений на территории
Пензенской области.
Глава региона Василий Бочкарев
призвал лидеров мусульман к консолидации, заверив, что поддержит любые
позитивные начинания во благо мира и стабильности в нашем регионе.
На территории Пензенской области
зарегистрированы 465 религиозные организации. Из них 77 мусульманских
религиозных организаций, входящих в состав четырех региональных духовных
Управлений мусульман региона.
http://www.penza.ru/news/2013/12/25/17074696
26.12.2013
В Пензе впервые пройдет
конкурс юных чтецов Корана
В дни новогодних каникул в
Пензенской области будет впервые организован конкурс чтецов Корана.
«Мальчики в возрасте до 12 лет будут
состязаться в чтении наизусть с 93 по 114 суру 30-й части Священного Писания.
Мероприятие позволит юным
мусульманам с пользой провести свободное время. Организаторы обещают интересные
конкурсы, театральные сценки, подарки участникам и щедрое угощение», - сообщили
ИА «ПензаИнформ» в Духовном управлении мусульман Пензенской области.
Состязания пройдут 7 января в
Соборной мечети г. Пензы, начало
в 10:00.
http://www.penzainform.ru/news/religion/2013/12/26/...
26.12.2013
Песня и труд рядом идут
Предстоящему в феврале 2014 года
юбилею Пензенской области они посвятили открытое праздничное мероприятие
«Деревенские посиделки», которые подготовили вместе с учителем А.А.
Акбулатовой, педагогом Дома детского творчества И.Н. Киселевой, преподавателями
школы искусств Н.П. Верховой и И.А. Кувшиновой, руководителями кружков РДК А.Н.
Федосеевым и Г.В. Хохловой, своими родителями. Почетными и желанными
участниками праздника стали гости из Белыни – знаменитый ансамбль «Завалинка».
Деревенские посиделки украсили скоморохи, шутки-прибаутки, песни и танцы. Но,
как говорит известная русская пословица: «Делу – время, а потехе – час». На
Руси испокон веков парни и девушки на посиделках занимались работой, рукоделием.
Вот и дети 21 века показали трудолюбие: вместе со своими мамами достали кто
вышивку, кто вязание. И замелькали руки в работе, зазвучала русская народная
песня.…
– Бабушка, а расскажи, как раньше
было? Как праздники справляли? – спрашивает внучка Ангелина Трапина у бабушки
Галины Сидоровны.
– Ну, слушай! Длинными осенними и
зимними вечерами, когда окончены работы по дому, когда скотина на дворе напоена
и накормлена, собирались парни и девушки в крестьянской избе для общения и
рукоделия.… Так на протяжении веков и создавалась русская народная культура.
Развеселый Петрушка – Денис Осин –
рассказал об истории возникновения нашего поселка Пачелма, занимающего
полноправное место в составе Пензенской области.
Дети узнали, что образовалась она в
70-х годах 19 века. А до этого царь Александр II утвердил сеть железных дорог в
России. Вместе с железной дорогой началось и строительство поселка. В октябре
1874 года через Пачелму проследовал первый поезд. Истории поселка, юбилейному
дню рождения Пензенской области четвероклассники посвятили свою стенгазету с
фотографиями областных и районных достопримечательностей.
Есть в нашем районе самобытное село
Белынь. Какие голосистые тут живут люди и сохраняют песенные традиции своих
предков! В гости к школьникам приехала белынская «Завалинка». Ее руководитель
Мария Васильевна Батракова рассказала о своем ансамбле много интересного. Дети
и родители тепло поздравили коллектив «Завалинки» с замечательным событием,
которое произошло в этом году, – ансамблю присвоено звание Народного.
Украшением посиделок стали песни в
их исполнении под аккомпанемент баяниста Карибуллы Тулякова. Мальчишки и
девчонки с открытыми ртами слушали певуний и хлопали, что есть сил! И еще долго
потом делились впечатлениями.
Но и сами ребята не ударили в грязь
лицом и показали гостям народные танцы, пели песни, частушки, учили всех
русским забавам и прибауткам. Было очень весело! И главное, дети поближе
познакомились с народным творчеством, узнали, как проводили досуг бабушки и
дедушки, увидели убранство деревенской избы. А значит, история не канет в Лету,
традиции живут и передаются из поколения в поколение.
http://www.rodzem58.ru/news-14-1605.html
26.12.2013
Кузнечанин отметил 90-летний юбилей
Сегодня Михаил Анисимович Попов,
кузнечанин и труженик тыла, отпраздновал свой 90-ый день рождения. Такая памятная дата не осталась без
внимания главы администрации города Кузнецка Сергея Златогорского.
Градоначальник посетил долгожителя,
пожелал ему крепкого здоровья и вручил поздравление Президента России Владимира
Путина, а также памятный подарок.
В разговоре с мэром города Михаил
Анисимович поведал о свой судьбе и жизненных испытаниях, которые он мужественно
преодолевал.
Родившись в Казахстане и проведя
ранние годы в детском доме, именинник решает уехать в город Джамбул, где
поступает в училище железнодорожного транспорта. Получив образование,
долгожитель работает на железной дороге бригадиром путейцев.
В Кузнецке Михаил Анисимович с 2007
года. В свои 90 лет кузнечанин ведет активный образ жизни, занимается спортом и
продолжает саморазвиваться.
В этот праздничный день душевным
теплом, заботой и любовью мужчину окружают его многочисленные дети, внуки и
правнуки.
http://gorodkuzneck.ru/news/id/4926
27.12.2013
Губернатор поручил руководителям муниципалитетов продумать
меры по предотвращению межпоселенческих конфликтов
На совещании с главами администраций
районов губернатор Пензенской области Василий Бочкарев поручил руководителям
муниципалитетов обратить особое внимание на развитие межпоселенческих
отношений.
«Поселениям надо разработать
программу по развитию культурных взаимоотношений - чтобы русские, татары и
мордва были одной командой. Продумайте массовые мероприятия, чтобы участвовали
представители всех народов», - отметил глава региона.
Губернатор дал поручение
руководителям муниципалитетов продумать меры по предотвращению межпоселенческих
конфликтов, разработать программу по укреплению культурных взаимоотношений.
http://www.penza-press.ru/lenta-novostey/54497
27.12.2013
В Пензенской области удалось снизить смертность населения
В Пензенской области на 25%
снизилась смертность людей трудоспособного возраста от сердечнососудистых
заболеваний.
Об этом сообщил министр
регионального здравоохранения Владимир Стрючков в докладе по годовым итогам
реализации приоритетного нацпроекта «Здоровье» на заседании правительства
Пензенской области 26 декабря.
«Динамика остается положительной», -
отметил Владимир Стрючков.
Он сообщил об улучшении ряда других
демографических показателей, достигнутых благодаря реализации приоритетного
национального проекта и других программ здравоохранения.
«За 11 месяцев этого года в
сравнении с аналогичным периодом 2012 года отмечается снижение младенческой
смертности на 25,8%, или до 5,3 на 1000 родившихся в прошлом году. Смертность
населения от новообразований, в том числе злокачественных, снизилась на 1,5%,
от туберкулеза - на 3,5%, от дорожно-транспортных происшествий - на 14,6%.
Пролечено 1217 пациентов, из них 75 детей», - отметил Владимир Стрючков.
По его словам, область вошла в
первую семерку регионов, завершивших реализацию запланированных мероприятий
программы модернизации здравоохранения в срок – до 1 июля.
Министр напомнил, что в следующем
году в Пензе начнется строительство перинатального центра. На это из
федерального бюджета будет выделено 2 млрд. 61 млн. 573,5 тысяч рублей. Кроме
того, из областного бюджета на 2014 и 2015 годы выделят 515 млн. 393,4 тысяч
рублей.
http://www.penza-press.ru/lenta-novostey/54485