АРХИЕПИСКОПУ АВСТРИИ И ВЕНГРИИ ПОДАРИЛИ «РОССИЮ».
Татьяна Чагорова в представлении не нуждается. Она единственный на сегодняшний день художник в Пензе, который творит в такой древней восточной технике, как батик. Ее удивительные работы покорили сердца как тонких ценителей прекрасного, привыкших облекать свое мнение в термины искусствоведения, так и обычных людей, которые мыслят в категориях «нравится – не нравится». Яркие, причудливо узорчатые, излучающие огромную энергетическую силу батики Чагоровой – это, без сомнения, художественное явление в масштабе не только сурского края, но и всей страны.
С позиции стороннего наблюдателя, обретению Чагоровой
общероссийской известности в настоящий момент мешают только два обстоятельства. То, что она живет не в Москве или, на худой конец, в Петербурге, и то, что слишком много сил и времени поглощают ученики, – Татьяна Геннадьевна преподает в художественной школе №3. Но сама художница считает с точностью до наоборот. Любовь к ученикам и любовь к родной Пензе – это источники, питающие ее вдохновение.
Татьяна Геннадьевна только что вернулась из Будапешта, где в Российском культурном центре проходила выставка тридцати ее работ.
Приглашение посетить Венгрию она получила после того, как некоторое время назад навестить своих пензенских родственников приехала Татьяна Каса. Татьяна Николаевна – наша землячка, вышла замуж за студента-венгра и уехала жить на родину мужа. Она, будучи в городе на Суре, увидела работы Чагоровой, пришла в восторг и, возвратившись в Будапешт, взяла на себя хлопоты по организации выставки.
Вместе с Татьяной Чагоровой
была
приглашена и
ее
родная сестра Елена Пыкова со своим коллективом – ансамблем «Миряне».
–
Татьяна Геннадьевна, какие впечатления от этой поездки самые яркие? – спросила я художницу.
– О, их слишком много! Сам Будапешт – необыкновенной красоты город. Кстати, очень чистый для глаза россиянина. Выставочный зал центра – огромный, светлый. Люди – доброжелательные, гостеприимные. Кстати, там довольно много русских эмигрантов, в основном женщин, которые, как и Татьяна
Каса, в свое
время
влюбились в студентов-иностранцев.
Приезжало венгерское телевидение. Журналист
спросил, почему в представленных батиках (а я возила работы, посвященные весне, старинным русским обрядам, в частности свадьбе) преобладают красный, белый и черный цвета. Я ответила, что эти цвета – излюбленные у русского народа. Белый означает начало жизни, чистоту, черный – ее конец, то есть смерть, а красный – это и есть сама жизнь, чувства, страсть, любовь.
Работу, которая называется «Россия», я подарила владыке Иллариону, архиепископу Австрии и Венгрии. Чтобы прихожане чаще слышали русскую речь, чтобы происходил этот энергообмен
между теми,
кто
живет в
России, и теми, кто покинул ее, но по-прежнему любит, владыка идет на то, чтобы гости пели в православном храме Будапешта. Правда, использовать инструменты нельзя. И «Миряне» исполнили под сводами храма несколько своих композиций а капелла. Это было великолепно.
–
Что вы привезли из Будапешта, помимо впечатлений? – поинтересовался я.
–
Очень красивые бусы. А сестра Елена – сдвоенную дудочку, вырезанную из яблони. Наверное, она зазвучит на концертах «Мирян».
–
Татьяна Геннадьевна, не могу не спросить. Вы известны в Пензе не только как художник «для выставок», но и как мастер, расписывающий одежду. Не за горами выпускной бал. Какие необычные заказы вы уже начали осуществлять?
–
Да, бывают очень интересные проекты. Например, выпускное платье черного цвета, расписанное золотыми драконами. Но еще не время. Вот когда до бала останется всего ничего, тогда и начнется. А пока город готовится к весне. И я с удовольствием украшаю цветами шарфы и платки для сурских модниц.
Галина УСМАНОВА,
Владимир ГРИШИН (фото).
«ЛГ-Программа»№14(497)2006