23.09.2013
Школьники будут подробно
изучать эпоху правления Владимира Путина
Уроки истории станут иными.
Российским школьникам предстоит подробно изучать эпоху Владимира Путина,
конкретно - первое десятилетие XXI века. В ныне действующих учебниках этот период
рассматривается поверхностно.
«В школе следует изучать и историю
начала XXI столетия. Я неоднократно заявлял о том, что так будет правильно.
Единственное, чего бы хотелось избежать, так это слишком субъективных оценок и
вообще оценочных суждений. Должна излагаться в основном фактологическая часть»,
- высказал свое мнение декан историко-филологического факультета ПГУ Олег Ягов.
Пока не ясно, как будет изложен
материал о ныне действующем президенте - в отдельной главе или разделе. Также
не оговаривается, на что авторы-составители обратят особое внимание - на
экономику, политику или культуру.
«Роли первого лица, будь то царь,
император, первый или генеральный секретарь, мы всегда придаем большое
значение, потому, что в нашей истории от человека, который стоит на вершине
политического олимпа, зависит очень многое», - подчеркнула доктор исторических
наук, профессор Ольга Сухова.
Сергей Жгут учится на 4-м курсе
истфила. Любимый период молодого человека - первая половина XIX столетия, но и
XXI век ему интересен.
«Надо понимать, что история - это
конкретная наука, необходимо объективно освещать все события, независимо от
того, в какое время они происходят», - заметил Сергей.
Еще в июне 2013 года министр
образования и науки России Дмитрий Ливанов заявлял, что считает правильным
ограничить изучение истории страны 2000-м годом. Его поддержал и федеральный
министр культуры Владимир Мединский.
«Точку в изучении отечественной
истории нужно ставить на 2000-м, моменте вступления в должность президента
Владимира Путина», - уточнил Мединский.
«Я думаю, что Путина будут изучать
лет через двадцать. Сейчас пока слишком рано: это еще не история, а натуральное
хозяйство», - поделился точкой зрения житель Пензы.
Министерство образования и науки
России планирует опубликовать концепцию нового учебника уже на следующей
неделе.
http://www.penzainform.ru/news/social/2013/09/23/...
23.09.2013
С юбилеем, учитель!
Молоденькой девчонкой она пришла в
школу, чтобы преподавать, рассказывать о нашей любимой Родине, победившей врага
в жесточайшей войне XX века. Не удивительно, что пришла в это село, в эту
семилетнюю школу (в то время школа была семилеткой).
Мария Ивановна здесь родилась, здесь
и осталась на всю жизнь. Создала семью, вырастила сына, двух внучек и двух
правнуков. Сегодня она старейший житель села: завтра, 26 сентября, ей
исполняется 90 лет.
Все свои знания, тепло души и сердца
она отдавала своим ученикам. Какие же интересные уроки географии проходили у
нас! Мы, ученики, по одному или группами заочно путешествовали по всему
Советскому Союзу. Рассказывали, чем живёт город, республика, какие
достопримечательные места, чем богат этот край. Дома мы тщательно готовились к
выступлению, старались как можно больше изучить дополнительного материала,
чтобы не опозориться и блеснуть своими знаниями перед учителем.
Весной Мария Ивановна водила нас по
знакомым и незнакомым тропам Нижнеломовского района, иногда мы даже ночевали в
лесу. До сих пор вспоминаем эти походы, наше послевоенное детство.
И совершенно ясно, почему мы так
любили уроки географии и ждали их с нетерпением. Заслуга в этом, конечно,
любимого учителя – Марии Ивановны Тужиковой.
Спасибо, дорогая наша учительница,
за всё, что дали Вы своим ученикам, и примите в день своего юбилея самые
искренние и добрые пожелания крепкого здоровья, долгих лет жизни, низкий поклон
от всех, кого Вы учили, от всех жителей села Большие Хутора. Мы Вас любим!
М. М. УШАКОВА, с. Большие Хутора.
http://www.kurant-mayak.ru/news-3-2088.html
23.09.2013
«Люблю народные песни»
Грандиозный успех ожидал на V
Межрегиональном фестивале-конкурсе имени заслуженного работника культуры РФ
А.Г.Тархова "Песни родной стороны" ученика каменской школы искусств
Илью Бояркина.
На фестивале, прошедшем в рамках
празднования 350-летия Пензы, Илья занял первое место в своей возрастной
категории. Победу ученику 3 класса принесло исполнение песни "Роза".
Как признается сам победитель, конкурс был непростым. Незнакомая сцена,
авторитетное жюри, которое внимательно следит за тобой, - всё это держит в
напряжении. "Но я настроился на победу, и все получилось", - говорит
он.
"Конкуренция была очень
высокой, - рассказала Е.В.Токарева. - В этой категории выступили 15 солистов из
Саратова, Самары, Пензы, Выборга. Илья был единственным мальчиком. Среди его
соперниц оказались лауреатки областных и даже всероссийских конкурсов".
На фестивале Илья познакомился и с
автором песни, которую исполнял, - Михаилом Устиновым. "После выступления
он подошел ко мне, пожал руку и сказал: "Молодец". Было очень
приятно, - делится Илья Бояркин. - Я думаю, что именно это мне и помогло: песня
привела к победе".
Встреча с М.Устиновым стала первым
неожиданным приятным сюрпризом. Еще один приготовила для Ильи Алла Тархова:
известная ведущая пригласила юного каменского артиста на съемки программы
"Моя мелодия" 16 сентября. Здесь Михаил Устинов, восхищенный талантом
Ильи, сам ему аккомпанировал.
Вернувшись из поездки домой,
И.Бояркин не останавливается на достигнутом, продолжает репетиции, готовясь к
новым конкурсам. Почетная грамота и кубок победителя займут достойное место в
его комнате. А главный приз - планшет - мальчику, конечно, даже из рук
выпускать не хочется - так он ему нравится. Только времени на новое развлечение
у Ильи не так уж и много остается. Он на "отлично" учится в обычной
школе, а после занятий еще идет в музыкальную.
Педагоги - Денис Михайлович и Елена Владимировна
- гордятся своим воспитанником. "На таком серьезном конкурсе ребенок может
растеряться, но Илья прекрасно справился", - говорит Елена Токарева. Быть
может, все дело в том, что песню "Роза" мальчик полюбил всей душой:
когда он её исполняет, глаза его горят. "Мы стараемся репертуар для
конкурса подбирать так, чтоб самому ребенку нравилось то, что он поёт , -
продолжает наставник юного дарования. - Тогда и результат получаем
хороший".
Илья, кстати, начал заниматься у
супругов Токаревых еще с подготовительной группы детсада. "У нас там был
замечательный педагог Лидия Михайловна Калачихина. Она сказала: вам обязательно
нужно идти на народное пение", - вспоминает мама Светлана Александровна
Бояркина. Она сама с детства увлечена пением и поэтому поддержала сына в его
стремлении. "Как только я его услышала в первый раз, поняла: это наш
ученик", - с улыбкой говорит Елена Токарева. И действительно, таких
голосов, как у Ильи Бояркина, еще поискать. А он упорно хочет стать артистом,
исполнять только народные песни. "Потому что они задорные и веселые",
- говорит Илья.
http://www.novkamen.ru/news-7-1670.html
23.09.2013
Учитель от Бога
Наверное, в жизни каждого человека
есть Учитель в самом высоком понимании этого слова: мудрый советчик, суровый
наставник, верный друг и помощник.
И таким Учителем для многих
колышлейцев стала учитель начальных классов Нина Николаевна Асеева. 38 лет она
давала самым маленьким школьникам прочные знания, раскрывала их внутренний мир,
развивала таланты.
Самые старшие её ученики сегодня уже
"разменяли" пятый десяток, а "самые маленькие" отметили
девятнадцатилетие. Но, несмотря на разницу в возрасте, на палитру профессий
учеников Нины Николаевны, на разнообразие их интересов, все они сходятся во
мнении: "Нина Николаевна Асеева - учитель от Бога".
Жизнерадостная и в то же время
строгая, добрая и требовательная, она моментально становилась любимой для
каждого воспитанника.
Школьные годы быстро пролетают
вереницей бесконечных круговоротов. Дети вырастают и уходят, а учитель снова и
снова встречает, учит и провожает со школьного двора своих воспитанников. И
Нина Николаевна продолжала сеять "разумное, доброе, вечное". Только
теперь в качестве учеников к ее младшим школьникам добавились и молодые
педагоги. А она вновь не скупилась на "щедрые подарки": все, что
знала и умела сама, передавала молодым коллегам.
А дома любви и внимания ждала ее
большая дружная семья: любимый муж Василий Васильевич Асеев (с которым Нина
Николаевна состоит в браке уже 44 года!), две дочери - Ольга и Людмила с
мужьями, трое внуков. Кстати, Ольга продолжила семейную традицию, пошла по
стопам мамы и преподает химию и биологию в Колышлейской средней школе № 2,
которой Нина Николаевна отдала 18 лет своей педагогической деятельности.
Сегодня Н.Н. Асеева находится на
заслуженном отдыхе, но свою родную школу не забывает. Она все так же находится
в гуще событий: живо интересуется успехами коллег, посещает школьные
мероприятия.
В сентябре этого года она отмечает
свой юбилей. Коллектив педагогов и учащихся Колышлейской средней школы № 2
сердечно поздравляет эту удивительную женщину со знаменательной датой.
Желаем Вам, дорогая Нина Николаевна,
крепкого здоровья, молодости духа, жизненного оптимизма! Пусть Ваша жизнь
всегда будет мирной и радостной, и пусть Вас всегда окружают любовь и понимание
родных и близких!
Инна Хованцева
от имени выпускников и учителей
МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей.
http://www.trudchest.ru/news-3-1846.html
24.09.2013
Письмо Учителю
В жизни каждого человека были и
первые шаги, и первое слово, и первая книжка…
И, конечно же, первый учитель, с
которого, по сути, и начинается становление нас как личностей!
Нашим первым учителем стала
известная многим не только в нашем поселке, но и за его пределами, Нина
Николаевна Асеева, воспитавшая несколько сотен таких же, какими и мы были
тогда, несмышленышей.
Нина Николаевна, помните, как мы
встретили Вас в классе 1 сентября 1983 года? А мы хорошо помним. Вы зашли,
точно фея - невысокая, кареглазая, хрупкая на вид, с улыбкою на устах.
"Ах, вот она какая, моя первая учительница!" - подумал каждый из нас.
Мы дружно крикнули: "Здравствуйте!", а Вы приветливо улыбнулись нам в
ответ. "Теперь это ваша вторая мама, школьная", - зашептали нам
родители.
Уважаемая Нина Николаевна! Теперь мы
можем, не стесняясь, признаться, как нравились нам Ваши уроки! Да и сейчас,
думаю, немногие могут так познавательно и красноречиво объяснять труднейшие
темы и правила. А для нас, первоклашек, Вы были словно огромнейшая
энциклопедия, знающая ответы на все наши детские вопросы. Вы умели превращать
уроки в сказки, интересные путешествия, игры. Мы смотрели на Вас широко
раскрытыми глазами и старались впитывать каждое ваше слово. Да, с удовольствием
посидели бы мы у Вас на уроке и сейчас! Помним, как Вы всегда поощряли слабых
учеников, терпеливо помогали им, искренне радовались их маленьким победам,
старались зажечь в них искорку желания учиться.
Милая Нина Николаевна, мы помним Вас
доброй и строгой, приветливой и справедливой. С каким нетерпением мы ждали
утра, чтобы совершать вместе с Вами новые открытия. Никто из нас и не
догадывался: для того, чтобы мы утром попали в "тайну", Вы весь вечер
сидели за столом, ища интересный материал для завтрашнего урока.
В то время, когда мы ложились спать,
Вы все еще проверяли наши тетрадки, придумывали, сочиняли, и иногда ложились
спать только под утро. Вы ведь всегда хотели, чтобы мы с удовольствием шли в школу
и не скучали на занятиях.
Нина Николаевна, Вы заложили в нас
не только прочный фундамент знаний, но и надежду, добро, любовь, терпение,
настойчивость, веру в успех, умение дружить. А ведь все мы были очень разные:
озорные и спокойные, любознательные и несмышлёные, послушные и, мягко говоря,
не очень. Откуда у Вас только брались силы для всех нас?
Бывало, что и шалили мы. А Вы
никогда не кричали на нас, а спокойно останавливали. Может быть, обожали
детскую возню и шум? Или обладали поистине ангельским терпением?
Дорогая наша Нина Николаевна! Мы
должны признаться Вам, как каждому из нас хотелось стоять возле Вас, держаться
за тёплую руку, а на прогулках быть только около Вас, потому что, только
находясь рядом, мы чувствовали себя спокойнее.
Мы первые буквы писали в тетрадки
И сложных примеров решали загадки.
Учились дружить, и всегда были рядом
Вы, согревая нас любящим взглядом.
Впрочем, Ваши заботу и поддержку мы
чувствовали всегда: и когда закончили 4 класс и перешли в основную школу, и
когда сдавали выпускные экзамены.
Прошли годы… И уже наши дети учатся
в школе. А Вы и сейчас внимательно следите за судьбами Ваших питомцев,
переживая и радуясь за них.
Дай бог Вам, Учитель, здоровья и
долгих лет жизни, счастья и благополучия! Примите от нас, Ваших учеников,
искренние слова благодарности, уважения и безмерной любви!
Ваш 4 "в" класс 1983-1986
гг.
http://www.trudchest.ru/news-3-1849.html
25.09.2013
Сельская школьница знает
свой край
Министерство образования области
подвело итоги интернет-викторины «Знай свой край».
В состязаниях приняли участие сто
школьников из районов области. Сельские ребята показали неплохой уровень
знаний, отвечая на вопросы заочной краеведческой викторины, посвященной
350-летию основания Пензы.
- Сосновская школьница Анжела Михеева
заняла 2 место, - поделилась радостью директор школы Галина Маркина.
http://www.vestibek.ru/news-10-1852.html
25.09.2013
Чему теперь научат в школе
С 1 сентября российское образование
живет по новому закону.
Новый закон об образовании вызвал
бурное обсуждение у родителей и их недовольство. О том, чего на самом деле
ждать после вступления в силу нового Закона об образовании в Российской
Федерации, и о других новшествах 2013 — 2014 учебного года рассказывает Елена
Аникина, начальник Департамента образования Заречного.
О новом законе
Не стоит думать, что после принятия
закона все будет совсем по-другому. Заметных для родителей и учеников изменений
пока не произойдет. По крайней мере, в этом учебном году. Закон — это
направление, в котором мы должны двигаться.
О платном образовании
Новый закон об образовании не
подразумевает платного обучения. За все, что преподают в рамках
государственного стандарта, платить не придется. То есть русский язык, литература,
математика, физика, химия, биология, история, обществознание, музыка, ИЗО, МХК,
технология, физическая культура, география, природоведение, иностранный язык,
информатика, ОБЖ, как и прежде, останутся бесплатными, как и факультативы по
предметам. А вот если ребенок хочет освоить дополнительные дисциплины, не предусмотренные
программой, например второй иностранный язык, за эту услугу родителям придется
платить.
О школьной форме
Организация образовательного
процесса требует введения школьной формы. Сейчас практически во всех школах
обязательным является деловой стиль, а в некоторых классах введена единая
форма. Нам хотелось бы, чтобы одежда учащихся была единой во всем городе, с
отличительным элементом для каждого образовательного учреждения. Ее введение —
длительный процесс: от обсуждения цвета до рассмотрения необходимости поддержки
определенных категорий семей.
О профильном обучении
Новый закон требует от школы давать
прикладные знания, чтобы ребенок мог использовать их в дальнейшей жизни. Профильное
обучение поможет подготовить школьника к профессиональному образованию. В нашем
городе во многих школах уже открыты профильные классы, а в Межшкольном учебном
комбинате проводятся занятия по освоению дополнительных профессий. В этом году
мы открыли там новое направление — педагогическое.
Точка зрения
Татьяна Петровна, учитель химии: В профильном классе в этом году
дали на дополнительные занятия по предмету пол-урока в неделю, хотя раньше по
два было. Им же нужно и более углубленно темы изучать, и к ЕГЭ готовиться на
хорошие баллы. Получается, за недостающими знаниями ребенку придется обращаться
к репетитору.
Виктор, отец старшеклассника: Раньше учителя проводили
дополнительные консультации, и сын, если что-то пропустил или не понял на
уроке, приходил, и ему объясняли. А теперь, если пропустил занятие по болезни,
надо платить за то, чтобы учитель с ним позанимался?
Ирина, молодая мама: Слышала, что по новому закону будем
больше платить за садик, потому что бесплатными останутся только
образовательные услуги, а уход будет платным.
Я готова платить больше! Но только
если от этого вырастет зарплата воспитателей и, соответственно, качество ухода
за моим ребенком.
Мария Родионова.
http://www.zarpressa.ru/2013/weekly.php?news=3907
25.09.2013
Сбой памяти
Совсем недавно памятник Победы был
осквернен хулиганскими надписями и рисунками. Сделавшие это молодые люди,
очевидно, не понимали, что оскорбляют святыню.
«Удивительно и другое: взрослые,
проходившие мимо стелы, не придали этому событию никакого значения» — с этих
слов начал заседание метод-объединения учителей истории зам. директора МВЦ
Виктор Кладов.
Как выяснилось, случай осквернения —
это не единственный сбой исторической памяти. «На одном из уроков истории в
школе ребятам предложили рассказать, кто были их деды, где они воевали в годы
войны и какими наградами отмечены. Из 75 школьников в трех классах на вопрос не
смог ответить ни один», — поделилась личным опытом учитель истории лицея №230
Ольга Львова. К сожалению, и во многих семьях не помнят имен родных и близких,
погибших на полях сражений. Дети вырастают, не чувствуя себя сопричастными к
великим событиям, потому что история страны и начинается с истории семьи.
Постоянно меняющиеся образовательные
программы тоже не лучшим образом сказываются на воспитании подрастающего
поколения. «Все меньше часов отводится в школах на уроки литературы и русского
языка. Не остается времени на осмысление и обсуждение лучших литературных
произведений, которые раскрывают трагизм событий Великой Отечественной войны, —
отметила заслуженный учитель России Тамара Задорожная. — А на смену фильмам о
героических подвигах на фронте и в тылу приходят военные сериалы, где ряженые
солдаты становятся участниками военных приключений». На таких фильмах трудно воспитать
гражданина и патриота.
Как считают педагоги, перекосы
непродуманной воспитательной работы нужно исправлять, чтобы не рвалась нить,
которая связывает воевавших дедов с выросшими под мирным небом внуками. Только
тогда не будет появляться свастика на фасадах домов.
Светлана
Оксенюк.
http://www.zarpressa.ru/2013/weekly.php?news=3919
26.09.2013
Вместе с родителями
Школа села Чернозерье входит в число
старейших школ района. Во все времена она была центральным образовательным
учреждением больших и малых населенных пунктов Чернозерской зоны.
Когда-то здесь одновременно
обучалось более 400 школьников. Новый учебный год 2013 года начали 92 ученика.
Школа хорошо подготовилась к учебному году. Проведен большой объем ремонтных
работ. Как отметила директор учебного заведения Галина Даржина, огромную помощь
оказали в этом важном деле родители. Покраска кабинетов и классов, мелкий
ремонт полностью легли на их плечи. - Пользуясь случаем, - сказала директор, -
выражаю самую искреннюю благодарность им за проделанную работу. Каждое утро два
школьных автобуса без опозданий доставляют мальчишек и девчонок на учебу из
ближайших населенных пунктов. Учащихся ждут отличные кабинеты информатики,
производственного обучения. Но, конечно, гордостью школы является новый пищеблок,
оснащенный в этом году самым современным оборудованием. Новейшие жарочные
шкафы, электромясорубка, электросковорода, мармиты позволяют готовить быстро,
качественно, а главное, с большой пользой для учащихся. Овощи, картофель - все
выращено своими руками, хватит на весь учебный год. Плюс к этому ребята
заработали 20 тысяч рублей в Голицынско-Долгоруковском лесничестве на сезонных
работах. Есть полная уверенность, что учебный год пройдет с высокой отдачей.
Валерий ТИТОВ.
http://www.selpravda.ru/news-11-2147.html
26.09.2013
Семь школ Пензенской области принимают участие в программе
«Доступная среда»
Пензенский регион принимает участие
в государственной программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
Как сообщили ИА «Пенза-Пресс» 26 сентября
в пресс-службе регионального министерства образования, региону на реализацию
программы предоставляется субсидия из федерального бюджета – на условиях
софинансирования (50% на 50%). Общая сумма в текущем году составляет 17,3 млн.
рублей.
«В этом году в реализации
мероприятий участвуют семь общеобразовательных учреждений, которые были
отобраны рабочей группой министерства образования Пензенской области: школа №51
города Пенза, школа №225 города Заречный, школа №10 города Кузнецк, школа №2
города Никольск, школа №1 города Городище, школа № 1 села Средняя Елюзань,
школа №1 поселка Мокшан», - рассказали в пресс-службе Минобра.
В прошлом году в программе
участвовали шесть образовательных учреждений - школа №27 Пензы, школа №226
Заречного, школа №4 Кузнецка, лицей №2 Сердобска, школа №8 Каменки, пензенский
губернский лицей-интернат для одаренных детей.
В них был проведен капитальный
ремонт зданий, произведена установка пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов, подъемников, специально оборудованных санузлов, учебных и других
помещений.
http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/...
26.09.2013
Прокуратура проверила сведения о
понуждении родителей покупать школьную форму в «Элеганте»
Органы прокуратуры Пензенской
области провели проверку информации, получившей широкое распространение в
региональных СМИ в августе–сентябре 2013 года, о понуждении со стороны
руководства ряда школ приобретать школьную форму исключительно в магазине
промышленно-торговой фирмы «Элегант».
«Установлено, что в образовательных
учреждениях города и области в мае–июне текущего года состоялись родительские
собрания, на которых обсуждался вопрос о школьной форме. В большинстве школ был
выбран свой вариант формы, который впоследствии был утвержден приказом
директора. Договоры о пошиве и поставке школьной формы с индивидуальными
предпринимателями и магазинами образовательными организациями не заключались»,
— сообщила ИА «PenzaNews» старший помощник прокурора Пензенской области Юлия
Макарова.
Она добавила, что опрошенные в ходе
проверки родители учащихся различных школ города и области пояснили, что к
покупке формы исключительно в магазине «Элегант» их не принуждали — многие
приобретали ее в других торговых точках, в том числе в магазинах «Алекс-М»,
«Лист», «Лента», «Муравейник», на Центральном рынке, а также шили на заказ.
«Вместе с тем, выявлено, что на
сайтах отдельных школ и органов образования размещена информация, из которой
следует, что с 1 сентября 2013 года вводится единая форма для обучающихся, и
указаны модели, например «Параллель» и «Деко Джинс», которые предлагалось
приобрести в магазинах сети «Элегант» с указанием их адресов. Изучение сайта
фирмы показало, что среди коллекций формы есть «Параллель» и «Деко Джинс».
Изложенное свидетельствует о том, что в школах фактически установлены
требования о приобретении школьной формы у конкретного производителя — ПТФ
«Элегант», — пояснила собеседница агентства.
Юлия Макарова подчеркнула, что
определение производителя школьной формы и понуждение родителей учащихся к ее
приобретению в конкретных магазинах являются незаконными и нарушают права детей
на равный доступ к образованию и его общедоступность.
«По результатам проверки районными
прокурорами руководителям ряда образовательных организаций внесены
представления об устранении нарушений законодательства об образовании», —
сказала старший помощник прокурора региона.
Она добавила также, что
своевременное информирование органов прокуратуры о подобных нарушениях
законодательства способствует их выявлению и устранению.
http://penzanews.ru/incidents/73038-2013
27.09.2013
Лучшие краеведы в
Павло-Куракино
Недавно по инициативе Пензенской
областной станции юных туристов среди учащихся школ была проведена
краеведческая интернет-викторина «Знай свой край». Она была приурочена к
350-летней годовщине со дня основания Пензы.
В состязаниях по краеведению
участвовали около ста учащихся из Лунинского, Бековского, Городищенского,
Пачелмского, Пензенского, Башмаковского, Нижнеломовского районов и города
Кузнецка. Из ста человек участников – девятнадцать были только из
Павло-Куракино, четыре учащихся – из Средней Елюзани.
Интернет-викторина проводилась с 1
января по 15 сентября 2013 года. Чтобы ответить на сложные вопросы об истории
Пензы, ее достопримечательностях, известных людях, ребятам пришлось немало
«покопаться» в дополнительной литературе.
По итогам первого тура лучшими были
признаны сорок девять ребят, из них – девять из Павло-Куракино. Надо отметить,
что под руководством наставника О.В. Маховой школьники-краеведы из
Павло-Куракино отмечены как наиболее активные участники викторины.
В итоге первое место заняла учащаяся
из Лунинского района, второе – из Бековского, третье место поделили Елена
Шулагина и Виктория Кучерова из Павло-Куракино и школьник из Нижнего Ломова.
М. Беляева.
http://www.vesti-gorod.ru/news-10-1203.html