07.12.2006 Культура
Новое передвижничество
Конец осени, зима -
это процесс обновления и возрождения не только природных процессов. Процесс
возрождения передвижничества начался фестивалем "Новое
передвижничество", который проходил в Заречном с
29 ноября по 4 декабря.
В самом названии
фестиваля заложена его главная задача - передвижение ценностей высокого
искусства из центра на периферию. Фестиваль "Новое передвижничество"
- это начало по-своему беспрецедентной художественно-просветительской и
художественно-образовательной программы для городов атомной отрасли, имеющее
долгосрочное продолжение.
Программа фестиваля
удивительным образом сочетала в себе атмосферу камерности, свойственную
закрытым городам, и блеск исполнителей мирового уровня. В нее вошли круглые
столы и музыкально-педагогические чтения, вечер фортепьянной музыки,
выступление камерного оркестра и оркестра народных инструментов, опера и балет.
День первый
На открытии фестиваля,
состоявшемся в ДК "Современник" 29 ноября, присутствовали министр
культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, профессор А.С. Соколов,
полномочный аппарата президента А.В. Коновалов,
руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко,
архиепископ Пензенский Филарет, делегации городов Минатома и творческая
интеллигенция Заречного. И началось оно с церемонии награждения почетными
грамотами за большой вклад в развитие культуры. Среди награжденных были и
заслуженные работники культуры Заречного, заместитель главы города по вопросам
культуры, спорта и молодежной политики С.В.Радюк и преподаватель детской школы
искусств В.А.Борзиленко.
Венцом
открытия стало выступление лауреата международных конкурсов, заслуженного
артиста России, восходящей звезды фортепьянного искусства Дениса Мацуева. В его
исполнении прозвучали пьесы П.Чайковского, этюды А.Скрябина, прелюдии
С.Рахманинова, фрагменты из балета "Петрушка". Молодой, красивый
пианист, обладающий колоссальной энергетикой, виртуозно владеющий инструментом,
с первых аккордов покорил не только женскую половину аудитории. Даже у
искушенных слушателей пробежали по телу мурашки. Взрыв эмоций, восторг, плавно
переходящий в умиротворение и эйфорию.
День
второй
"Только
музыка может вырубить человека из мира событийности и врезать только в
музыку".
В.В.Задерацкий.
Программу
фестиваля "Новое передвижничество" продолжил камерный оркестр
"MUSICA VIVA" под управлением главного дирижера, Народного артиста
России, лауреата Государственной премии Российской Федерации Александра Рудина.
Концерт состоялся 30 ноября в ДК "Современник". Представил оркестр и
его солистов доктор искусствоведения, профессор, лауреат государственной премии
В.В.Задерацкий.
В
программе оркестра звучали как уже знакомые произведения В.Моцарта
"Маленькая ночная серенада" и П.Чайковского цикл "Времена
года", так и известные не очень широкому кругу концерт для фортепьяно с
оркестром №1 Д.Шостаковича.
Но
тот же Чайковский предстал перед аудиторией в новом звучании. Акварельные
зарисовки времен года в переложении Л.Гофмана и изображении оркестра
превратились в станковую масленую живопись.
День
третий
В
последнее время фольклор перестает быть данностью какой-либо этнической группы,
становится частью культурного наследия, художественным достоянием народа.
Д.В.Покровский объединил подлинно научное изучение фольклора с его
воспроизведением на сценической площадке. В рамках фестиваля 1 декабря состоялся
концерт ансамбля Дмитрия Покровского.
Эх,
разгулялись добры молодцы, эх, потешились! И не только
сами, но и народ потешили песнями да плясками. И дело делали, и хороводы
водили, и сватали, и свадебку играли. Разные этнические стили, произведения,
уже ставшие классикой этого жанра, и новые современные... В исполнении ансамбля
звучали залихватские казачьи, обрядовые русские песни, игровые, протяжные,
пастушьи наигрыши и монологи гуслярские. Неожиданным сюрпризом стала
"Свадебка" И.Стравинского в новой фольклорной интерпретации.
День
четвертый
Еще
одна страница фестивальных дней была открыта В.В.Задерацким, который 2 декабря
в ДШИ провел цикл музыкально-педагогических чтений. Первая тема называлась
"О знаковой природе музыкальных инструментов" - мэтр рассуждал об
особенностях тех или иных музыкальных жанров.
Вечерняя
встреча была посвящена культурному наследию, и называлась она "На пути к
новому контуру культуры". Здесь Всеволод Задерацкий уже коснулся вопросов
культурного наследия и судьбы искусства на новом этапе развития общества,
связанным с глобализацией, исчезновением акцентов. Великолепный лектор в полном
объеме осветил все проблемы, связанные с новым этапом развития общества, и
высказал свое видение их решения.
День
пятый
"Настоящее
искусство могут воспринять не все, а лишь тонко чувствующие, мыслящие
существа". В.В.Задерацкий.
Опера,
как вид настоящего искусства, для нас практически стала недосягаема. Надо
отдать должное советским временам, когда каждый рядовой гражданин, не каждый
день, но все же мог дотянуться до этого искусства. В прошлое ушла и культура
поведения в театре, когда приходили минимум за полчаса до спектакля, празднично
одетые, и обязательно со второй обувью. Да и само действие спектакля никогда не
обрывалось аплодисментами, а мобильников тогда еще не было, и не надо было
напоминать об их выключении. Но не будем об этом - чего нет, того, к сожалению,
нет.
А
опера и оперные театры все же есть. И атмосфера театра, уже практически
забытая, царила в ДК "Современник" 3 декабря, ведь там в этот вечер
давал спектакль Центр оперного пения Галины Вишневской, оперу Н.
Римского-Корсакова "Царская невеста", ставшую классикой этого жанра.
Театр начинается с вешалки, и уже в фойе были слышны звуки настраивающегося
оркестра, была открыта оркестровая яма, и девчушка лет шести с удивлением
рассматривала, что там происходит.
Но
вот погас свет, заиграла увертюра, и... зрители окунулись в полынью чарующей
музыки и просто божественных голосов. В основу оперы легла трагическая история
о судьбе жены Ивана Грозного Марфы Собакиной, начавшей сохнуть сразу после
сватовства и так и не оправившейся от болезни.
Трагизм
был настолько ярок, что прошибал слезу, но это были
плюс ко всему и слезы очищения. В антракте сидевшая рядом пожилая женщина, как
молитву, повторяла: "Какое счастье, какое счастье!"
День
шестой
Несмотря
на то, что у нас в городе есть и хореографические коллективы, иногда балующие
нас своими новыми постановками, мы, к сожалению, все же остаемся вдалеке от
этого вида искусства. А душа-то стремится ввысь, хочется ей взлететь и сделать
па.
Поэтому
и в заключительный день фестиваля зал ДК "Современник" был полон.
Солисты балета Большого Театра России - и на нашей сцене! Кто мог это себе
представить еще в недалеком прошлом. И вот оно свершилось. Жаль не всем выпал
счастливый пригласительный билет.
В
программе были сами по себе шедевры балетного жанра - па-де-де из балета
"Эсмеральда" С.Пуни, из балета "Сильфида", Х.Левиеншелля,
"Видение розы" К.Вебера. А сюрпризом стал балет "Тамаши",
основанный на традиционной японской музыке, в постановке М.Ивата. Был не только
монолог солистов балета, произошло общение с высочайшим видом искусства. Зал
реагировал на тонкие вибрации, раскрывался и расцветал подобно цветку,
вкушающему животворные капли росы, испытывая вожделенное удовольствие.
Фестиваль
"Новое передвижничество", как глоток чистого воздуха, глоток, так
необходимый в нашем "заатомненном" городке. Вдохнешь его, а выпустить
боишься. И как лавина накатывается мысль о том, что вот и все, и когда еще
будет, не известно. Видно так и придется жить на этом одном вдохе. Повезло
тому, у кого легкие пошире.
"ЛГ - Заречный", №49
Светлана
ПОПЕЕВА