Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 25.11.24
Обзор сообщений пензенских областных и районных СМИ

Обзор сообщений пензенских областных и районных СМИ

за седмицу 10 – 17 марта 2013 года

 

08.03.2013

 

В храме Богоявления Господня села Сосновка Бессоновского района состоялось первое богослужение

 

  

 

8 марта, в пятницу, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин возглавил первое богослужение в Богоявленском храме села Сосновка.

Строительство деревянного храма Богоявления Господня началось в 2008 году при поддержке УФСИН. Огромный вклад в строительство храма внес Сергей Юрьевич Лисовол.

Божественная литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Вениамин, стала первым богослужением, которое совершилось в построенном храме.

Владыке Вениамину сослужили секретарь Пензенской епрахии протоиерей Сергий Лоскутов, благочинный Бессоновского округа протоиерей Виталий Ещенко, настоятель храма иерей Василий Кочетков, духовенство епархии.

По окончании богослужения со словами благодарности к владыке обратился иерей Василий Кочетков. Настоятель поблагодарил митрополита Вениамина за совершенное богослужение, испросил его архипастырских молитв за новый храм и его приходжан.

После этого ко всем присутствующим обратился митрополит Вениамин.

Владыка обратил внимание на то количество людей, которые собрались на первое богослужение в Богоявленский храм. "Сегодня на нашей земле зажглась еще одна свеча молитвы - новый храм, место, где будет приноситься Бескровная Жертва за грехи всего человеческого рода",- сказал Высокопреосвященнейший митрополит Вениаимн. Владыка подарил храму икону Усекновения главы Иоанна Предтечи, потому что первое богослужение совершилось в день празднования Обретения главы святого пророка Иоанна. Празднование Обретения главы Иоанна Предтечи было перенесено согласно Церковному Уставу на 8 марта (23 февраля ст. ст.) в связи с тем, что на 9 марта (24 февраля ст. ст.) приходится поминовение усопших - Вселенская родительская (Мясопустная) суббота. Владыка выразил благодарность благотворителю храма Сергею Юрьевичу Лисоволу, которому подарил образ Божией Матери за понесенные им труды. Также владыка поблагодарил всех, кто принимал участие в строительстве.

http://penzaeparhia.ru/publ-6-1036.html

 

09.03.2013

 

Кузнецкая и Никольская епархия

 

Парастас накануне Вселенской родительской (мясопустной) субботы

 

8 марта, накануне Вселенской родительской (мясопустной) субботы, епископ Кузнецкий и Никольский Серафим совершил парастас - заупокойное богослужение, в Вознесенском кафедральном соборе города Кузнецка.

 

Фото

08.03.201308.03.201308.03.2013

http://eparhia-kuznetsk.ortox.ru/novosti/...

 

09.03.2013

 

В родительскую субботу пензенцы очистили от снега могилы близких

 

Православные верующие совершают паломничество к местам захоронения близких. В церковном календаре 9 марта - Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

В этот особый день поминовения в храмах прошли панихиды и заупокойные литургии. На кладбищах люди очищали от снега могилы родственников.

«Это не праздник, мы отдаем дань памяти и уважения людям, которых знали, вспоминаем всех усопших», - пояснила одна из горожанок.

«Моей мамы нет уже 12 лет. До сих пор я ее вспоминаю, чувствую ее советы. Я к ним всегда прислушиваюсь», - рассказала другая пензячка.

Также 9 марта православные отмечают Обретение головы Иоанна Предтечи. В IV веке могила Крестителя была уничтожена, а его мощи сожжены и развеяны.

По преданию, перед смертью Иоанну отрубили голову. Когда жена царя Ирода налюбовалась ею, то велела выбросить. Служанка спрятала голову и закопала ее на горе Елеонской.

Спустя некоторое время на этом месте стали строить церковь и обнаружили сосуд с головой Крестителя. Так и совершилось первое Обретение головы Иоанна Предтечи.

http://www.penzainform.ru/news/religion/2013/03/09/...

 

10.03.2013

 

Зареченцы стали охотнее жертвовать деньги на строительство храма

 

В Заречном начался новый этап строительства храма Рождества Христова. В четверг, 7 марта, глава администрации города Вячеслав Гладков проверил ход работ по возведению цоколя здания - здесь будет располагаться нижняя часть храма и крестильня.

«В настоящее время рабочие начинают строительство колонн и монолитных стен, высота которых составит порядка 5,2 метра. С учетом сложной конфигурации колонн завершить работы на цокольном этаже предполагается в течение трех месяцев», - сообщил директор МП «Ремонтно-строительный комбинат» Юрий Устинов.

Впрочем, темпы возведения храма зависят в первую очередь от верующих жителей Заречного, поскольку именно на их пожертвования ведутся работы. Согласно проекту, на строительство требуется 55 млн. рублей: в 21 млн. обойдутся стены, в 12 - возведение цокольного этажа, в 9 - металлические конструкции куполов. Еще 7 млн. потребуется на кровлю и 6 - на входы.

После завершения строительства здание храма станет самым высоким в городе: крест будет установлен на высоте 45 м. Планируется, что зареченцы смогут увидеть его из любой точки города.

«Мы отмечаем постепенное повышение активности со стороны неравнодушных горожан. Так, за три февральские недели на храм было пожертвовано 432 тысячи рублей. Раньше подобная сумма набиралась в жертвенных кружках в течение года», - сообщила начальник отдела по работе со СМИ Управления общественных связей Заречного Татьяна Сальцова.

http://www.penzainform.ru/news/religion/2013/03/10/...

 

11.03.2013

 

Кузнецкая и Никольская епархия

 

Сырная седмица – Масленица

 

10 марта на территории Вознесенского кафедрального собора города Кузнецка прошел праздник Масленицы.

На Масленичные гуляния собрались прихожане храма, воспитанники воскресной школы, жители города.

Все желающие смогли поиграть в различные подвижные игры, поучаствовать в традиционных народных забавах, конкурсах, спортивных состязаниях. Большую радость вызвало катание с ледяной горки и на лошадях. Работала полевая кухня: всех угощали кашей, блинами и горячим чаем.

Смотрите: ФОТО

o.Maksim Другие новости этого автора

http://k-pravoslav.ru/news+article.storyid+2052.htm

 

В Заречном строители приступили к возведению цоколя храма Рождества Христова11.03.2013

 

В Заречном строители приступили к возведению цоколя храма Рождества Христова

 

Работы завершатся в течение 3-х месяцев.

В Заречном Пензенской области строители приступили к возведению колонн и монолитных стен храма Рождества Христова. Высота стен составит порядка 5,2 метров. Здесь будут находиться нижняя часть храма и крестильня. С учетом сложной конфигурации колонн завершить работы по строительству цокольного этажа предполагается в течение 2,5 — 3 месяцев.

Как отметили в администрации Заречного, со стороны неравнодушных горожан отмечается повышение активности в плане пожертвований на строительство. За три февральские недели на храм было пожертвовано 432 тыс. рублей. Раньше подобная сумма набиралась в жертвенных кружках в течение года.

Елена СИНИЦЫНА

Фото: soft-market.ru

http://pravda-news.ru/topic/18583.html

 

11.03.2013

 

Прикоснулись к мощам

 

6 марта в 6 часов утра двери храма-часовни Георгия Победоносца открылись, чтобы принять в лоно церкви прибывшую частицу мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого. Бессоновцы уже знали, что этот святой исцелял недуги духовные и телесные, укреплял веру и давал силы православным.

Обретение останков врача и целителя Луки, причисленного к лику святых, состоялось в 1998 году, и теперь они хранятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Ковчег с частицей мощей, о чудодейственной силе которых говорят давно, прибыл к нам благодаря стараниям Митрополита Пензенского и Нижнеломовского Вениамина.

Сутки простоял ковчег с чудодейственной частицей в бессоновском храме-часовне. За это время к нему прикоснулось более двух тысяч православных верующих. Лишь за полночь прекратился людской поток, но настоятель храма-часовни Георгия Победоносца отец Александр и его помощники не уходили из храма всю ночь, отдав дань святым мощам Литургией, которую верующие вместе со своим духовным наставником служили всю ночь.

http://www.gazetanasha.ru/news-19-733.html

 

11.03.2013

 

Мощи Святого Луки побывали на малосердобинской земле

 

 

Ковчежец с мощами святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского прибыл в наш район 8 марта. Радостным переливом колокольного звона извещен был православный люд о прибытии святыни в Никольский храм.

Совершив с прихожанами крестный ход, отец Сергий вошел в храм. Следом за ним хлынул поток жаждущих исцеления. Пока длилась служба, народ все прибывал. На автомобилях и микроавтобусах приезжали люди с соседних сел. Паломничество длилось до поздней ночи. Последний посетитель вошел в храм в 21ч.10 мин. Святыня находилась в нашем храме сутки, за это время здесь побывало 400 человек. Каждый житель района имел возможность попросить исцеления у святого Луки.

http://www.trud58.ru/news-11-1725.html

 

11.03.2013

 

На строительство храма Александра Невского не хватает 7 млн. рублей

 

В Каменке заморожено строительство храма Александра Невского. Он должен появиться в центре города, в одном из самых густонаселенных микрорайонов - Сельмаше.

Возводится церковь исключительно на пожертвования, а они кончились. Семь миллионов рублей, собранных верующими, потрачены на стены. Но впереди еще очень много дел.

«Дорогостоящие работы - возведение основного купола и двух луковиц (звонницы и молельного зала)», - объяснил председатель приходского совета храма Дмитрия Солунского Алексей Суетин.

«Для окончания работ требуется такая же сумма - семь миллионов рублей. Если мы получим эти деньги, то сможем закончить строительство храма, оштукатурить его, вставить окна, поставить купола. Но на роспись и иконостас средств не хватит», - уточнил благочинный Каменского и Мокшанского районов Даниил Бойков.

Для сбора пожертвований на новый храм привлекли и каменскую молодежь. Ей тоже в этой церкви молиться.

«Без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего. Активное возрождение и восстановление храмов как раз говорит о том, что мы помним свое историческое прошлое», - подчеркнула советник главы администрации г. Каменки Ольга Янковская.

Возобновление строительства храма Александра Невского запланировано на апрель. К этому времени священнослужители надеются собрать хотя бы часть необходимой суммы.

http://www.penzainform.ru/news/religion/2013/03/11/...

 

11.03.2013

 

Каждому дается по вере

 

Сутки, с 11 утра воскресенья до 8 часов понедельника, ковчежец с мощами святого Луки пребывал в Башмаковском храме Покрова Пресвятой Богородицы.

 

фото

 

Какого бы прогресса ни достигло человечество, вера в чудо по-прежнему живет в нас. Когда нет силы жить, живут вдвойне. Когда у человека не остается надежды на людскую помощь, он обращается к Богу. Когда мы истово хотим победить страшный недуг, мы готовы верить в чудесное исцеление. И оно приходит… только к истинно верующим. Или к тем, кто не хочет сдаваться. Находит силы, чтобы бороться.

Сутки, с 11 утра воскресенья до 8 часов понедельника, ковчежец с мощами святого Луки пребывал в Башмаковском храме Покрова Пресвятой Богородицы. Желающие попасть в храм и приложиться к святыне, попросить помощи выстраивались в очередь. Мужчины и женщины, старики и дети. Приходили семьями. И тихо просили... Каждый о своем…

Святого Луку (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) православные священники за рубежом называли Святым Пантелеймоном нашего времени. Он сочетал в себе несовместимое: профессию врача (материалиста) и священнический сан. Профессор медицины, практикующий хирург, этот человек занимался целительством душевным и телесным. Вспоминают, что перед операцией он обязательно творил короткую молитву, крестил больного и чертил на теле оперируемого йодом крест. Операции на всех без исключения органах проходили успешно. Больших успехов достиг именно в гнойной хирургии. Его книга «Очерки гнойной хирургии» до сих пор является настольной у хирургов. За эту книгу он получил Сталинскую премию I степени. А за свои убеждения подвергался глумлению, гонениям, открытым издевательствам, преследованиям - около 12 лет тюрем, ссылок. На одном процессе гособвинитель издевательски спросил, видел ли он когда-нибудь Бога.

- Бога не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести там тоже не находил.

Мощи святого Луки хранятся в Симферополе. 11 июля 1996 года он был прославлен как святой, в земле Русской просиявший.

Людмила Кривцова

http://www.vestibash.ru/news-19-1867.html

 

12.03.2013

 

Духовная поэзия

 

Многие великие поэты в своем творчестве обращались к теме церкви и религии. Духовная поэзия учила людей жить с верой в Бога, с любовью к Творцу и ближним. Духовные стихи, как иконы, и ныне помогают человеку заглянуть в невидимый мир, облегчают ему общение с Господом. Наши местные поэты тоже не стали исключением. У каждого из них есть стихи на духовную тему.

Стихотворение В.С. Умнова посвящено православному храму Иоанна Златоуста, построенному в с. Никульевка.

По кирпичику, русской сметкою.

Когда негде достать и гроша.

Поднялась она, всем приметная.

И приблизилась к Богу душа.

Воскресение? Вознесение?...

Тяжек Родины путь роковой.

И стоит она - символ спасения.

И как наших грехов искупление.

Возрождение Веры святой.

У большого села, близ околицы.

Днем весенним блеснут купола.

Кто-то тихо вздохнет и помолится.

Повторяя молитвы слова,

Упомянет он имя спасителя,

И что сердце подскажет его,

Может, вспомнит и имя зиждителя

Православного Храма сего...

Век пройдёт и другой разменяется.

Будет солнце и мрак непогод.

Что-то рухнет, но Вера останется.

И спасётся от мрака народ.

А с Иконы с печалью нездешнею

Когда Храм осиян и не пуст,

Будет зорко глядеть в души грешные

Муж святой Иоанн Златоуст.

В. Умнов

Есть стихотворения на духовную тему у Н.М. Рагутской. Вот одно из них.

ЗАПОВЕДЬ

Бог даровал нам возможность любить

Весь этот мир и друг друга.

С чувством божественным надо прожить -

Легче становится мука.

Бог научил нас обиды прощать

И не впадать в искушенье,

И от добра вновь добра не искать,

Тихо сносить все лишенья.

Бог милосердно грехи нам простил,

Взяв на себя тяжкий крест.

А воскресеньем своим возвестил -

чудо для каждого есть.

Н. Рагутская

http://www.vestibash.ru/news-19-1869.html

 

12.03.2013

 

В Успенском соборе организовали праздник для детей-инвалидов

 

В воскресенье, 10 марта, в административном здании Успенского кафедрального собора прошла благотворительная акция: представители Союза православных женщин организовали для 30 пензенских детей-инвалидов празднование Сырной недели.

«С ребятами и их родителями пообщался протоиерей Вадим Ершов. Он рассказал о Великом посте и его значении для православных христиан, а также о предшествующей ему Сырной неделе», - пояснили ИА «ПензаИнформ» в пресс-службе Пензенской митрополии.

Затем для детей выступил вокальный ансамбль музыкальной школы № 7. Помимо этого, для гостей организовали подвижные игры и конкурсы, а завершился праздник трапезой - всех собравшихся накормили блинами.

Напомним: Масленичная (Сырная) неделя началась 11 марта. В течение семи дней верующим нельзя употреблять мясную пищу, однако разрешены сыр, масло и другие молочные продукты, а также яйца.

После воскресенья - дня, когда принято навещать родственников и друзей и просить у них прощения за обиды, - начнется семинедельный Великий пост.

http://www.penzainform.ru/news/religion/2013/03/12/...

 

В Пензенской области освятили храм, который строился 5 лет12.03.2013

 

В Пензенской области освятили храм, который строился 5 лет

 

В селе Сосновка Бессоновского района теперь есть свой храм. Его начали строить в 2008 году. Спустя 5 лет малое освящение и первую литургию в его стенах совершил правящий архиерей.В Пензенской области освятили храм, который строился 5 лет

Богоявленская церковь в Сосновке получилась на редкость изящной и гармоничной. Строить ее начали 5 лет назад, по инициативе тогдашнего начальника местной колонии-поселения. Затем подключились и местные жители, и уроженцы села. «Инициатором был тогда начальник колонии Недвига Владимир Иванович, совместно с Сергеем Юрьевичем Лисоволом начали возводить фундамент. Потом случилось так, что Владимира Ивановича перевели на другую работу, строительство затянулось», - рассказал священник, настоятель Богоявленской церкви с. Сосновка Бессоновского района Василий Кочетков.

Когда-то в селе уже был деревянный храм - его построили в 1900 году, но недолго суждено было ему радовать местных жителей, уже через три десятилетия церковь закрыли и затем разобрали. Теперь православные вновь могут поставить свечку, не выезжая из Сосновки. По словам владыки Вениамина, если бы он знал, сколько людей придет на первую службу, распорядился бы, чтобы церковь построили в 2 раза больше. «Зажглась еще одна свеча молитвы, у престола Господня. Здесь будут совершаться божественные службы, будет приноситься бескровная жертва за грехи каждого из нас, за весь человеческий род. Будут приноситься особые молитвы за людей, которые живут, трудятся в близлежащих местах», - сказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин.

На память о первой службе, которая прошла в день обретения глава Иоанна Предтечи, митрополит Вениамин подарил прихожанам нового храма образ этого святого.

Евгений Белохвостиков

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=101216&cid=7

 

12.03.2013

 

В селе Сосновка освятили храм Богоявления Господня

 

В пятницу, 8 марта, в селе Сосновка Бессоновского района состоялось освящение храма Богоявления Господня.

Церковь строилась с 2008 года на средства прихожан и благотворителей. За помощь в возведении культового здания заместитель главы администрации Бессоновского района, член правления местной общественной организации «Бессоновское землячество» Нина Асташина вручила благодарственные письма.

В освящении храма Богоявления Господня принял участие митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин, которому была вручена почетная грамота за оказанную помощь, сообщает пресс-служба администрации Бессоновского района.

http://www.penzainform.ru/news/religion/2013/03/12/...

 

12.03.2013

 

Прощай, февраль, и здравствуй, март!

 

Так было названо широкое гуляние накануне масленичной недели, которое прошло на площади перед мужским монастырем Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни.

В празднике приняли участие ученики и педагоги сазанской школы, работники библиотечно-досугового центра, а также все желающие жители поселка. Прихожане храма Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни поздравили друг друга с праздником весны, любви и добра, попробовали масленичных блинов.

Фото с сайта rserd.pnzreg.ru

http://www.serdobsky.ru/news-3-2468.html

 

12.03.2013

 

У святого Луки просили об исцелении и помощи

 

Ранним утром 7 марта в молитвенный дом Преподобного Сергия Радонежского была доставлена частица чудотворных мощей святителя Луки Крымского.

 

 

Со всех концов Лунинского района спешили в храм взрослые и дети, женщины и мужчины. В храме Божием все равны, потому каждый пришел с одной и той же мыслью – помолиться о своем здоровье и здоровье своих близких, испросить у Святителя благодатной помощи и приложиться к мощам Святого Луки.

Торжественно и красиво, под церковное песнопение, благочинный Лунинского и Иссинского районов иерей Павел Курганов провел божественную литургию и молебен Святителю Луке. Каждый мог приобрести икону исповедника, архиепископа Симферопольского.

По мнению лунинских прихожан, Святого Луку (в миру Валентина Феликсовича Воино-Ясенецкого) почитают.

(Продолжение на стр. 3).

Между службами Павел Курганов поведал верующим историю жизни Святого Луки:

– В мирской жизни этот святой человек был знаменитым, талантливым врачом, целителем от Бога. Однажды, после выступления на епархиальном собрании, ему было сказано епископом, что он должен стать священником. Этот наказ Святой Лука выполнил, но врачевание не бросал. В войну, находясь в ссылке, был главным хирургом и консультантом всех госпиталей, что в Красноярском крае. Спас много человеческих жизней. После войны за научные медицинские труды ему присуждалась премия, большую часть которой Святой Лука перечислил в помощь пострадавшим в войну детям. Ушел в мир иной этот святой человек именно в день празднования всех святых. Он прошел по многострадальному и скорбному пути. Служение Богу и людям возвели его на высоту святости. В 1996 году он причислен к лику святых. В Симферополе, где хранятся его мощи, врачи тоже приходят в храм, чтобы помолиться святому Луке и просить успешного исхода сложной операции.

Ковчежец с мощами пробыл в Сергиевском молитвенном доме ровно сутки. Все это время храм Божий был открыт для прихожан.

http://surapravda.ru/news-7-1583.html

 

13.03.2013

 

Гонения на Церковь в Пачелмском районе

 

фото

 

«История Русской Церкви в XX веке – это 70 лет бесправного положения, угнетения и уничтожения Церкви, это эпоха массовых жестоких репрессий, едва ли сравнимых по своим масштабам даже с гонениями в первые века христианства. Но прежде всего – это история того, как в условиях притеснений, преследований и открытых гонений многочисленные сонмы святителей, священников, монашествующих и простых русских людей явили высоту величия и благородства  христианского духа и свидетельствовали свою верность Христу праведной мученической кровью. Их подвигами и заступничеством Божией Матери Господь сохранил Церковь Русскую». Так охарактеризовал прошедший период церковной истории Святейший Патриарх Алексий II. Да, сейчас еще нельзя до конца осознать, оценить подвиг тех, благодаря кому удалось сохранить нашу Церковь. Но вот уже прославлены в лике святых Тихон Московский, Владимир Киевский, Вениамин Петроградский, Кирилл Казанский… Перечислять всех только иерархов той поры, положивших душу за други своя, можно долго. Что уж говорить о прочем клире, монашестве, мирянах – тысячах, десятках тысяч их?

Но мучимы за веру, образно говоря, были не только люди. Сколько пережили русские храмы! Сначала их осквернили (чего только не творили с росписями – в лучшем случае их просто замазывали, а бывало – сбивали лики и глаза святых, испещряли погаными словами), потом – обезглавили, взрывали, растаскивали бульдозерами, тракторами, разбирали на “колхозные нужды”; в церквах были клубы, школы, свинарники, птичники, а чаще – склады, склады, склады. Потом пришла в большинство мерзость запустения.

* * *

Гонения на Православие в ХХ веке традиционно разделяются на ленинские, сталинские и хрущевские. Первые, по большому счету, были целиком связаны с Гражданской войной, и потому местами отличались особенной жестокостью. Но в этот период (1917-1923) само руководство страны к собственно идеологической борьбе с Церковью еще не приступило. В актах упразднения монастырей (1918) и изъятия ценностей под предлогом помощи голодающим (1921-23) мы склонны видеть скорее экономические меры, а уж попутно получилось и уничтожить главные оплоты Православия, и обезвредить основных его защитников. Впрочем, в плане хитрости и беспринципности все дела Ильича были поистине дьявольски гениальны.

Сталинские гонения отсчитывать с 1923-го было бы не совсем логично. Собственно, в 20-х гонений как таковых не было. Церковь раздирали расколы – поначалу обновленчество, а после смерти Святейшего Патриарха Тихона (1925) вызванные борьбой в церковных верхах за власть. В том же 1925 году был создан и Союз воинствующих безбожников (СВБ). В пензенских краях он появился в 1926-м и вскоре развернул активную деятельность.

Но, как это ни парадоксально, храмов закрыть удалось СВБ не так уж и много. Верховная власть пока не сосредотачивала на Церкви своего внимания; населению (кроме молодежи, конечно) тоже в большинстве вопрос был безразличен. К 1930 году были закрыты всего лишь около 45-ти (из 1000, т.е. менее 1/20 части, или 5%) храмов по области (не считаем домовых церквей, часовен и храмов, бездействующих из-за отсутствия священника; число последних с 1929 года серьезно увеличилось). Более того, в 1918-1932 годах еще продолжалось строительство и устройство новых храмов. 

Протоиерей М. А. Лебедев относил эпоху “террора” по отношению к Церкви к 1931 – 1943 годам. Этот промежуток времени и составляет собственно сталинские гонения. Именно им, в основном, и посвящен этот очерк.

Важной вехой в истории гонений стал 1929-й – год начала коллективизации и выхода постановления Президиума ВЦИКа “О религиозных объединениях”. Оба эти события не замедлили сказаться на судьбе храмов.

Последнее позволяло во многих случаях властям просто расторгать договоры с общинами (и отбирать храмы) и назначать совершенно непосильные для приходов налоги. В основном из-за отсутствия средств к оплате несколько общин отказались от своих храмов. Но явление это такого массового характера, как можно было бы предположить, все же не приобрело.

С учреждением колхозов дело обстояло по-другому. Еще до их создания можно было предположить, что собранное при первом же урожае зерно ссыпать будет некуда. Председателям, таким образом, предлагалось самим выходить из столь затруднительной ситуации. Не знаю, кто первый из них догадался ссыпать хлеб в церковь, но затея эта широко пошла гулять по России. (Сыграла определенную роль здесь и директива В.М. Молотова – “в связи с перегрузкой элеваторов…”) Поначалу верующие отдавали храмы действительно добровольно, а колхозы занимали их действительно временно. Это вполне логично – колхозники и прихожане-то, собственно, были одни и те же люди, по крайней мере, односельчане, и, если бы не вмешались некоторые обстоятельства, так полюбовно бы все и обошлось.

На руку сыграло и то, что как раз в это время начались массовые аресты духовенства. Многие церкви стояли потому бездействующими, и у прихожан не было никаких причин возражать против их “временного” использования.

* * *

Итак, первый этап сталинских гонений, условно относимый к 1930-34 годам, можно сказать, имел вид достаточно мирный (не везде, разумеется) и “идущий снизу”. Но невольно возникает вопрос: сколько же случайных совпадений должно было произойти, чтобы можно было сразу и посадить “попов” (часто – как противников коллективизации), и обеспечить без малейших затрат новоявленные коллективные хозяйства зернохранилищами, и закрыть основные оплоты контрреволюции? Что-то не верится в “случайность”.

Так или иначе, большая часть храмов именно с этих лет стояла недействующей. Часто – с полностью сохраненной утварью, просто из-за отсутствия клира (некоторые еще откроются), но все же без служб. Большинство так никогда не возродились и теперь уже не возродятся.

Почти одновременно с “колхозной” волной началась другая – “клубная”. Основной ее разгул пришелся на 1937 год, но и до него, в 1935-36, и после – до 1939-41 годов “клубное дело” шло полным ходом. В этот период церкви (как действующие, так и “складские”) отбирали под предлогом необходимости “культурно-просветительных учреждений” – клубов, школ, домов соцкультуры, реже – хозяйственных объектов. Тогда как-то неожиданно обнаружилось, что, во-первых, полномочиями на закрытие обладает лишь край (обл-) исполком, а в спорных случаях – ВЦИК, но никак не РИК, сельсовет или “собрание колхозников”; а во-вторых – закрывать храмы под склады вообще нельзя (!), в них следует размещать исключительно культурные организации. Конечно, после этого никто ни склады не выселил, ни церкви верующим не вернул, но забеспокоились на местах об оформлении закрытия. Оказалось, что закрытых официально церквей почти нет. Начались “сборы подписей” бывших прихожан о согласии с закрытием. Нередко “подписки” были наполовину фальшивыми (или собирались подписи детей, подростков, жителей других сельсоветов), но чаще, думается, они делались без грубых подлогов – почему бы сельчанину не расписаться за закрытие церкви, если она уже пять-десять лет не работает (да и тогда не без его молчаливого согласия закрывалась), а то и вовсе снесена или перестроена?

* * *

В Пачелмском районе к 1930 году фактически были закрыты церкви в Покровской Варежке и Титово. На 30 октября 1936 года было всего церквей 23, закрыто 18, под клубами 4, столовая 1, не занято 1, под школой 1, райцентр 1, складов 9.

В Алексеевке в середине 1936 года церковь закрыта не была, но не работала, т.к. не было священника. Тем не менее ее все равно указали как ближайшую действующую при закрытии Козловского храма. А к ноябрю того же года здесь устроили склад.

В селе Архангельск церковь к 1932 году закрыта не была, но использовалась под зерносклад. В октябре 1935 года верующие снова отдали свой храм на два месяца колхозу под зерно. Но на сей раз назад его, несмотря на жалобы, не получили даже к сентябрю следующего года.

На общем собрании 5 ноября 1933 года часть жителей Белыни выступила за переоборудование церкви под начальную школу. Но вот какая часть – документы расходятся: от 2000 или 1256 единогласно, до 654 из 1256-ти или даже 292 из 1560 человек. В любом случае, Чембарский райисполком утвердил закрытие 26 апреля 1934 года, как сообщалось позже, “на школу”. Крайисполком закрыл церковь 23 февраля 1936-го, теперь приводилась еще одна цифра: 654 из 894 белынцев выступили “за”. Но ВЦИК не торопился утверждать уже состоявшееся закрытие: в апреле 1936 года верующие жаловались ему на запрещение богослужений, и материалы о закрытии церкви он вернул РИКу.

В Веденяпино храм был закрыт по постановлению собрания колхозников 26 августа 1933 года, оно решило передать здание колхозу под клуб; РИК утвердил сие 3 сентября. В 1935 году в селе сгорела школа. Райисполком 11 февраля 1935 года постановил перевести школу во вновь закрытую церковь. Но в 1936-м шло ее переоборудование под клуб. 

В 1931 году церковь в Вороне действовала, а в конце 1936 года в здании уже находилась НСШ. В Калиновке храм в 1928-32 годах тоже работал, после войны он  открылся в конце 1945 года.

В Кашаевке (Б. Кашаевке) до 1930-го службы не прерывались, с 1931 года храм не работал по своей ветхости, к 1932-му использовался под зерносклад, а 23 февраля 1936 года КрИК закрыл его на слом. К концу года полученные стройматериалы перевезли в райцентр.

Церковь в Козловке в 1928 году действовала; в 1936 году 251 из 324-х козловцев высказались за переоборудование ее под школу. Пачелмский райисполком утвердил это 5 июня.

В Малом Буртасе и Русско-Никольском в 1932 году церкви действовали. 

В Мокром Мичкасе церковь с 1930 года пустовала, в 1931-32 году ее закрыли и заняли хлебом; в 1935-м прихожане просили ВЦИК вернуть его. В июне 1937 года 609 из 847 жителей сельсовета решили ее закрыть (т.е. у местных властей дошли руки и до оформления этого акта). Соответствующее распоряжение Нижнеломовского РИКа последовало 26 июня. Кирпич здания предполагалось использовать на строительство сельский школы.

Церковь Новой Толковки в 1932-м действовала, а к 1936 году пустовала.

24 ноября 1935 года райисполком закрыл церковь в Новом Валовае (одновременно с Черкасской) по ветхости, но документы в КрИК не выслал. А во всем Ново-Валовайском сельсовете в 1932 году было три православных молитвенных здания; к 1936 году осталось две церкви, занятые под клуб и склад.

В начале 1931 года церковь в селе Пачелма действовала. В сентябре 1935 года – 1, 2 и 3-го – колхоз, сельсовет и райисполком соответственно постановили отдать ее здание под ссыпной пункт. С конца года началась кампания передаче храма “под с/х или к/п значение”: 23 декабря сельсовет ходатайствовал об этом (по решению 1102 граждан, или 70%); 13 января 1936 года был составлен акт; 4 февраля сельсовет определил быть здесь клубу; 23 февраля это утвердил крайисполком. С января верующие писали жалобы в КрИК и ВЦИК; последнему в мае сообщалось, что решение о закрытии было зачитано верующим 1 марта, но они от подписания отказались, а у будущего клуба уже разобрана крыша и начата переделка внутреннего вида.

Попытка открыть храм была предпринята во время войны, но облисполком постановлением от 27 декабря 1944 года этого не допустил, мотивировав свое решение тем, что об открытии ходатайствуют лишь Ю. К. Богатырев и М. А. Великанов, а зданию требуется капитальный ремонт, в нем нет полов, потолков, окон, дверей, часть стен разобрали на кирпич.

22 ноября 1928 года Пачелмский райисполком просил разрешения закрыть церковь на станции Пачелма и перестроить ее под школу, у которой своего здания не было; утварь же передать Пачелмскому железнодорожному клубу. 22 сентября закрытие утвердил окрисполком, 26 декабря – облисполком, а к 5 марта 1929-го церковь перестала существовать, утварь же планировалось продать и полученные средства пустить на оборудование новой “школы”. В 1929 году верующие подали на это жалобу, не имевшую, впрочем, никаких последствий.

В Пачелмском сельсовете в начале 1932 года обновленческая церковь действовала, тихоновская была закрыта; в октябре 1936-го: одна из них была закрыта под клуб, другая – под склад.

В 1928-32 годах храм в Порошине еще действовал. В апреле 1935 года умер священник Корягин, нового сельсовет регистрировать отказался, в июне и вовсе отобрал ключи от церкви, и активисты все в ней изломали (согласно жалобе верующих лета 1936).

С 1933 года службы в церкви Пустыни не проводились по ветхости, в 1934 году материалы на ее закрытие оформлялись. 23 февраля 1936 года крайисполком официально постановил закрыть и снести храм, но к концу года здесь расположились школа и клуб.

В конце 1931 года верующие Салтыкова согласились передать трапезную (2/3 храма) своей церкви колхозу под зерносклад (сама она оставалась действующей). В 1935 году местные власти решили отобрать и оставшуюся часть храма. Верующие написали жалобу, и крайисполком 7 января 1936 года приказал вернуть церковь к 25-му. Но 17 января из РИКа приехал техник Горин, который составил акт о непригодности здания к эксплуатации и различных его “дефектах”, правда, не указывая, что находятся они в колхозной части. Таким образом, возможность не открывать ее была найдена. Но 28 января прихожане снова отправили в КрИК жалобу, в которой писали: “Действительно, когда дело коснулось ремонта дефектов, допущенных правлением колхоза, то храм является принадлежностью верующих, а когда дело коснулось отнятия у нас нашей молитвенной части храма, то предправления т. Гречишников и не думал спросить согласия на то верующих, а забрал ключи к нашему замку и засыпал сам храм хлебом”. Через месяц, 7 марта, краевые власти категорически потребовали вернуть храм в трехдневный срок. Вряд ли это удалось сделать столь быстро, но к августу он действительно работал. Впрочем, не столь долго: около 1936-38 года церковь вновь закрыли.

В Старом Валовае с 1931 года и, по крайней мере, до 1937-го в церкви был склад. В 1932 и даже к апрелю 1936 года формально она закрыта не была и числилась работающей, но “бездействовала два года” (т.е. с 1933-34).

С января 1932 года службы в Никольском храме Студенки не совершались – священник Николай Дмитриевич Смирнов был арестован. В конце 1936 года в здании размещался склад.

В Титово по решению общего собрания 10 мая 1929 года церковь была закрыта (по другим сведениям – в 1930). В 1931 году и священник скрылся, храм по крайней мере до конца 1932-го стоял бездействующим. В 1934 году здание разобрали на строительный материал, а 16 июня 1937 РИК ходатайствовал о ее официальном закрытии.

В 1932 году церковь в Черкасском действовала, 24 ноября 1935 года райисполком закрыл ее по ветхости, документы на утверждение в КрИК не выслал (т.е. официально она еще оставалась не закрытой), но колхоз уже начал снимать железо с крыши.

Сельсовет 11 августа 1936 года постановил изъять церковную сторожку в Шейно. На следующий день, 12 августа, местный священник Василий Павлович Фемистоклов, который как раз в ней и жил, обжаловал это перед райисполкомом. Он писал, что половина сторожки уже и так занята пекарней сельпо, а проживает он здесь вполне законно, как ночной сторож. 14 августа последовала аналогичная жалоба от митрополита Куйбышевского края (видимо, обновленческого) Василия. Сама же церковь в конце этого года действовала.

Евгений Белохвостиков, краевед, г. Пенза

http://www.rodzem58.ru/news-24-1192.html

 

Зачем мы строим храм?13.03.2013

 

Зачем мы строим храм?

 

Прочитал в вашей газете статью «Построй свой храм» и решил поделиться своими размышлениями.

Безусловно, Заречному нужен храм Божий. Стыдно служить Богу, сотворившему небо и землю, в бывшем спортзале. На дворе все-таки 21 век. Вот только вопрос в том, какой храм нужен зареченцам?

В России за последние 20 лет восстановлены и построены заново тысячи храмов. Золотые купола сверкают на солнце. А что же происходит с народом российским? Как храмы меняют нашу жизнь, сердца людей?

У нас миллионы алкоголиков и наркоманов. Спиваются целыми селами, да и в городах не меньше пьющих.

Воровство и ложь стали нормой жизни. Госдума пишет законы, а сама же их и нарушает. Слуги народа живут как господа, имея миллиардные счета за рубежом и огромное количество недвижимости.

Прелюбодеяние и блуд разрушают тысячи семей.

Тысячи детей-сирот живут в детдомах при живых родителях.

Мат стал нормой жизни. На нем разговаривают и на улице, и в средствах массовой информации.

Сребролюбие завладело сердцами людей. Причем для обогащения все средства хороши.

Так зачем же нам нужен храм в Заречном?

Чтобы совершать крещения, венчания, отпевания и т.д. Но нужен ли нам храм для покаяния, для оставления греховной жизни? А зачем вкладывать в его строительство более 200 миллионов рублей? Кого поражать величием? Бога?

Богу нужны просвещенные Словом Божьим умы и сердца. Чтобы мы любили ближнего, защищали сирот, помогали обездоленным и больным. Бог хочет, чтобы мы не назывались православными («правильно славящими Бога»), а были ими!

Николай Данюк.

http://www.zarpressa.ru/2013/weekly.php?news=1122

 

Храму быть13.03.2013

 

Храму быть

 

Работы по строительству храма Рождества Христова в городе Заречном возобновляются. Накануне 8 Марта на стройплощадку вернулись строители. Расчищали снег, шумела спецтехника.

Причиной оживления на ул. Заречной стал рост активности горожан, неравнодушных к строительству церкви: за три недели февраля было пожертвовано 432 тысячи рублей. Раньше такая сумма набиралась в жертвенных кружках за год.

Как только растает снег, начнется строительство колонн и монолитных стен цокольного этажа высотой около пяти метров.

Татьяна Никулова.

http://www.zarpressa.ru/2013/weekly.php?news=1102

 

Пензенцы познакомятся с православными бестселлерами13.03.2013

 

Пензенцы познакомятся с православными бестселлерами

 

День православной книги состоится 14 марта. Он был учрежден по решению Священным Синодом РПЦ 3 года назад и приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года, или 14 марта по новому стилю.

Интерес к церковной литературе у пензенцев растет от года к году, свидетельство тому - расширение ассортимента в книжных лавках при храмах. Поэтому уже 3 год в Пензе широко отмечается День православной книги. В 2013 году основные торжества пройдут в филармонии, где в полдень начнет работу выставка-ярмарка, на которой все желающие смогут познакомиться с новинками и бестселлерами православной книги. «Одна из известных книг «Несвятые святые архимандрита Тихона /Шевкунова/», которая стала бестселлером, в Пензенском регионе представлена не только в своем стандартном варианте, но еще и с диском. Будут представлены и несколько новых книг, приуроченных к юбилею Пензы. Например, это наш пензенский календарь, выпущенный специальной издательским советом Московской Патриархии для нашего региона», - рассказал председатель реакционно-издательского отдела Пензенской епархии игумен Нестор.

Напомнить перед Великим постом о высотах русской духовной музыки будет призван концерт, который пройдет в филармонии. В его программу включили не только церковные, но и светские произведения. «Традиционно мы приглашаем архиерейский хор Пензенской епархии. Его руководитель Ольга Ростиславовна Горшенева представит духовные произведения. Также мы планируем несколько наших народных ансамблей, которые завоевали и интерес у слушателей. Также будут сольные номера, романсы, или русская песня», - сказал игумен Нестор.

На праздник приглашают всех, кто любит православную книгу и хорошую музыку. Вход свободный.

Евгений Белохвостиков, Александр Кармишев

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=101290&cid=7

 

В Пензе проходят мероприятия, посвященные Дню православной книги 14.03.2013

 

В Пензе проходят мероприятия, посвященные Дню православной книги

 

День православной книги состоялся в Пензе в четверг, 14 марта. Праздник сравнительно молодой, в России его отмечают с 2010 года, но корни его древние. Именно в этот день в 1564 году вышла в свет первая печатная книга на Руси, кстати, именно православная, - «Апостол» Ивана Федорова.

Любители православной литературы собрались в областной филармонии. В фойе открыта выставка-ярмарка, где можно познакомиться с самыми разными изданиями православной тематики: от книг Священного Писания до детской и краеведческой литературы. Естественно, любой экземпляр можно приобрести. «Эти книги порой недоступны для широкого круга читателей, их можно встретить только в храме. На выставке же встречаются самые разные люди. Это и молодежь, и старшее поколение. Я приобрела очень интересную книгу для молодежи «Один раз и на всю жизнь». В широком ассортименте она не встречалась мне, а на выставке она есть», - сказала председатель пензенского Союза православных женщин Людмила Голяева.

На концерте, посвященном Дню православной книги, исполняли не только духовные песнопения. Своим творчеством собравшихся порадовали народные и академические коллективы Пензы. В исполнении архиерейского хора прозвучали и древние распевы, дошедшие до нас тоже благодаря книгам, а именно нотным сборникам. Все музыканты убеждены, что православная книга - важнейшая составляющая культурного пространства. «Она должна возрождать в нашей молодежи, в наших детях духовность, желание и потребность узнавать что-то новое для себя, открывать высокие вершины и воспитываться на этом», - поделилась художественный руководитель учебного хор Пензенского музыкального колледжа Ольга Лабеева.

Любая книга - не просто совокупность информации, иллюстраций и полиграфии. Хорошее издание, а именно с такими постарались познакомить пензенцев организаторы выставки-ярмарки, в своем роде, произведение искусства. «Мы любим читать, мы любим книгу. Она нас интересует не только своим содержанием, но и оформлением. Само знакомство с книгой, с мыслями других людей, конечно, формирует нас», - сказал председатель редакционно-издательского отдела Пензенской епархии игумен Нестор.

Главная задача Дня православной книги - напомнить о том, что именно через чтение формируется образ мыслей человека, его представление о жизни и нравственные идеалы. О том, что в начале было слово.

Евгений Белохвостиков, Марат Янборисов

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=101488&cid=7

 

14.03.2013

 

К 5 мая закончится основное строительство часовни в Бессоновке

 

В центре Бессоновки полным ходом возводится пристрой к зданию храма-часовни Георгия Победоносца. В дальнейшем планируется строительство колокольни.

Храм-часовня был основан в конце апреля 2010 года. Стройка началась по просьбе жителей Бессоновки при поддержке органов местного самоуправления.

Первая служба состоялась 6 мая 2010 года, а закончить основные работы планируется к 5 мая 2013-го, сообщает пресс-служба администрации Бессоновского района.

http://www.penzainform.ru/news/religion/2013/03/14/...

 

14.03.2013

 

Цена встречи со смертью

 

В Регион-центр обратились жители района с просьбой разъяснить, какова стоимость вскрытия трупа в морге при ЦРБ в 2013 году, из чего она складывается. Должны ли обязательно выдаваться квитанции (чеки) об оплате за данную услугу? В каких случаях родственники покойного имеют право отказаться от вскрытия?

Данные вопросы редакция адресовала в Министерство здравоохранения Пензенской области. Мы получили ответ, подписанный заместителем Министра О. В. Чижовой, который публикуем ниже.

В Башмаковском районе вскрытие трупов производит Башмаковское межрайонное отделение ГБУЗ "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы" на безвозмездной основе.

Все трупы больных, умерших в стационаре от ненасильственных причин, подвергаются вскрытию. Исключением являются религиозные или иные мотивы в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни.

В случае смерти от насильственных причин или подозрений на них, от механических повреждений, отравлений, в том числе этиловым алкоголем, механической асфиксии, действия крайних температур, электричества, после искусственного аборта, произведенного вне лечебного учреждения, а также при неустановленности личности умершего труп подлежит обязательному судебно-медицинскому исследованию.

В ГБУЗ "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы" установлены тарифы на санитарно-гигиеническую обработку трупа в размере 780 рублей (обмывание, одевание, косметическая реставрация головы трупа), бальзамирование трупа - 570 рублей. В стоимость услуг включены расходы на заработную плату с начислениями, расходный материал, накладные расходы, рентабельность. Данные услуги оказываются по желанию родственников умершего.

С заказчиком должен быть заключен договор на оказание платных услуг, с указанием предмета договора и цены услуги. При оплате выдается чек или бланк строгой отчетности, подтверждающий факт оплаты. Взимание платы без договора и выдачи кассового чека или бланка строгой отчетности является неправомерным.

http://www.vestibash.ru/news-13-1877.html

 

14.03.2013

 

Зареченский священник призвал полицейских к сдержанности

 

В Пензенском ЛО МВД России на транспорте состоялась очередная беседа члена Общественного совета при линейном отделе иерея Воскресенского молитвенного дома Заречного отца Владимира с личным составом подразделения.

В ходе беседы отец Владимир рассказал собравшимся о наступлении для всех православных Великого поста, объяснил, как его соблюдают верующие, для чего накладываются такие ограничения в поведении, мыслях, питании.

Священник призвал сотрудников быть терпимее к людям, особенно к тем, кто не может контролировать свое поведение.

«Сотрудники правоохранительных органов – это люди, обличенные определенной властью и имеющие доступ к оружию, поэтому им обязательно нужно уметь четко себя контролировать, чтобы оружие не обернулось против них самих», – отметил в ходе беседы Отец Владимир.

«По окончании беседы сотрудники индивидуально обращались к священнослужителю со своими вопросами», – сообщили ИА «Пенза-Пресс» в пресс-службе Пензенского ЛО МВД России на транспорте.

http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/2013/03/14/11553835

 

15.03.2013

 

Опрос: "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МАСЛЕНИЦЕ?"

 

Отец ПЕТР, настоятель Никольского храма села Неверкина:

«Народный обычай праздновать Масленицу имеет многовековую историю. Истоки его берут начало еще в дохристианские времена. В сущности, это не совсем религиозное событие, а добрая традиция, связанная с желанием людей, чтобы закончилась долгая студеная зима и на землю пришла теплая, зеленая и благоухающая многоцветьем весна красна. Именно поэтому в финале масленичной недели молодежь разжигает на пригорках жаркие костры, чтобы растопить лед и снег. Люди пляшут, поют, водят вокруг огня хороводы и, в конце концов, сжигают чучело Зимы, надеясь ускорить приход Весны. В этих действиях много языческого, хотя присутствует и религиозная составляющая. Веселясь и празднуя, истинно верующие готовятся к Великому посту, который продлится до самой Пасхи, символизирующей Воскресение Христа-спасителя. В масленичную неделю люди стараются очиститься от грехов и неблаговидных поступков, встретить пост с чистой душой и помыслами. Особенно важен в этом отношении последний день недели – Прощеное воскресение. В этот день принято просить прощения у близких и дальних и самим прощать других за все дурное. Бог прощал и нам велел. Да будет так!»

http://www.selvesti.ru/news-7-1701.html

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг