Обзор
сообщений 50-ти областных и районных СМИ
за
седмицу 18 – 25 ноября
2012 года
19.11.2012
Школьники и учителя алеевской школы получили доступ в Интернет
В пятницу, 16 ноября, в рамках
реализации программы модернизации закончились работы по монтажу локальной
вычислительной сети в средней школе села Алеева Неверкинского района. Теперь
выход в Интернет возможен практически из любого кабинета и учебного класса.
Также приблизительно на половине
площади первого этажа и 85% второго есть Wi-Fi, хотя первоначально
предполагалось оборудовать беспроводными сетями только учительскую. Благодаря
этому педагоги-предметники и школьники получили возможность доступа в Интернет
в стенах школы в любом удобном им месте и в любое время.
Доступ во Всемирную паутину осуществляется
по принципу «белых ссылок» под учетными записями «Ученик» и «Учитель». Это
делается для предотвращения посещения учениками сайтов, содержащих элементы
порнографического и экстремистского характера.
Дети имеют доступ к определенным
сайтам только после того, как информационные ресурсы пройдут тщательную
двухступенчатую фильтрацию. Первая ступень проверки осуществляется
установленным в школе сервером, вторая - сервером Министерства образования
Пензенской области.
http://www.penzainform.ru/news/social/2012/11/19/
20.11.2012
Быть молодым учителем – выгодно!
Для молодых учителей жилье станет
доступнее. В Пензенской области началась реализация нового проекта, который
предусматривает государственную поддержку в улучшении жилищных условий молодых
педагогов общеобразовательных учреждений.
Светлана Назарова – молодой педагог
из Ухтинки – стала одной из первых участниц проекта «Ипотека для молодых
учителей». Государство оплачивает первоначальный взнос – 20% от суммы
ипотечного кредита. При этом дополнительно предусмотрена льготная процентная
ставка по кредиту – она не должна превышать 8,5% годовых.
«Сейчас нам дают государственную
поддержку как молодым специалистам. Она нам очень помогла, потому что мы с
мужем давно хотели жить отдельно и если бы не эта поддержка, мы, наверное, так
бы и не начали искать новое жилье», – говорит учительница физики и информатики
школы села Ухтинка (Бессоновский район) Светлана Назарова.
На 2012 год документы на участие в
программе подали 54 специалиста, 47 из них уже имеют свидетельства на право
получения господдержки.
«Конечно, 20% от стоимости
ипотечного займа – это хорошая поддержка. Деньги никогда не лишние.
Замечательно, что министерство такую поддержку оказывает учителям», – отметила
учительница русского языка и литературы лицея №230 (город Заречный) Ольга
Череднякова.
Ипотечная программа кредитования
молодых учителей будет действовать до 2015 года. Включиться в нее могут
педагоги в возрасте до 35 лет, постоянно проживающие в Пензенской области и
проработавшие по профессии не менее года. На текущий год список участников уже
сформирован, сейчас принимают документы на 2013 год. Первый список составят в
марте. Помимо ипотечного кредитования для молодых работников образования
существуют и другие формы господдержки. Например, единовременные денежные
выплаты.
«35 тысяч рублей получают в течение
первых 3 лет работы молодые специалисты, 24 тысячи получают молодые
специалисты, которые работают на должностях не учительских. Это
педагоги-организаторы, психологи, педагоги дополнительного образования детей»,
– рассказывает начальник отдела кадровой политики и организации правового
обеспечения министерства образования Пензенской области Надежда Гераськина.
В настоящее время решается вопрос о
предоставлении ЕДВ молодым учителям, которые придут работать в учреждения
начального и среднего профессионального образования. Также для начинающих
педагогов предусмотрен повышающий коэффициент к должностному окладу ежемесячно,
а для молодых учителей из районов – ещё и 25% так называемых «сельских». Кроме
того, педагогам, проживающим в сельской местности, предоставляются льготы по
оплате жилья, услуг по отоплению и освещению.
А еще в регионе проходят конкурсы
профессионального мастерства. Например, «Педагогический Олимп» стартовал в 2005
году – лучшие получают по 50 тысяч рублей. Уже два года проводится грантовый конкурс
учительских проектов «Педагогическая инициатива» с премией в размере 100 тысяч.
Ведется работа по привлечению перспективных выпускников вузов в школы –
победителям конкурса студенческих грантовых проектов выдают по 50 тысяч рублей.
Все это позволило изменить возрастной состав учителей. С начала этого учебного
года в школы Пензенской области пришли на работу 98 молодых специалистов. Год
назад их было всего 45.
Учительница физики и информатики
школы села Ухтинка (Бессоновский район) Светлана Назарова
Учительница русского языка и
литературы лицея №230 (город Заречный) Ольга Череднякова
Начальник отдела кадровой политики и
организации правового обеспечения министерства образования Пензенской области
Надежда Гераськина
http://www.tv-express.ru/news_info/23963/
21.11.2012
Названы имена лучших юных экологов и биологов области
Во вторник, 20 ноября, на базе
Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского прошла XVI областная
научно-практическая конференция юных исследователей окружающей
среды. К защите было представлено более 60 исследовательских работ и
экологических проектов из образовательных учреждений городов и районов области.
В детских трудах нашли отражение
актуальные вопросы экологии и сохранения биологического разнообразия родного
края, проблемы загрязнения водного и воздушного бассейнов, состояния флоры и
фауны, утилизации бытовых отходов, затрагивались вопросы
интенсификации сельского хозяйства, здоровья человека.
Выступления юных экологов оценивало
компетентное жюри, в состав которого вошли ученые, сотрудники регионального
минлесхоза и Пензенского института развития образования.
По мнению комиссии, уровень работ
участников был высоким, многие доклады имели научную и практическую ценность.
Впервые на конференции принимали участие учащиеся 4-5-х классов.
Гран-при конференции завоевала
ученица 11-го класса средней школы села Чунаки Малосердобинского района Наталья
Тимохина.
Две учащиеся школы № 71 г. Пензы - Татьяна Зюзина и
Анастасия Дикова - признаны лучшими соответственно в номинациях «Зоология и
экология животных» и «Ботаника и экология растений».
Победителями в номинациях «Водная
экология и гидробиология» и «Окружающая среда и экология растений» стали
воспитанницы Кузнецкой станции юных натуралистов Оксана Демина и Елена
Самышева.
В номинации «Практическая
природоохранная деятельность» I место занял восьмиклассник средней школы № 2 р.
п. Мокшан Василий Нырков.
«Лучшие работы победителей областной
научно-практической конференции будут направлены для участия во всероссийских
конкурсах эколого-биологической направленности», - сообщает пресс-служба
Министерства образования Пензенской области.
http://www.penzainform.ru/news/social/2012/11/21/
21.11.2012
Пензенцы противоречиво относятся к появлению в школах
молельных комнат
В школе № 46 каждый урок начинается
с молитвы. В кадетском корпусе свято чтут православные традиции. И в кабинете
директора, и в учебных классах висят иконы. Руководство даже планирует выделить
одно помещение под молельную комнату, поскольку в корпусе уверены, что казак
без веры не казак.
«Если кадет свершит что-то
противоправное, пусть зайдет в эту комнату и попросит милости Божьей», -
высказался директор кадетской школы № 46 Виктор Борисов.
Депутаты Государственной думы внесли
поправки в закон об образовании. Общественностью бурно обсуждается вопрос о
том, нужны ли в светских учебных заведениях молельные комнаты.
Представители ислама к планируемым
нововведениям в школах относятся настороженно.
«Светская школа должна оставаться
светской, а углубляться в религию нужно в религиозных образовательных
учреждениях. Я такую идею не поддерживаю, а о молельных комнатах даже речи идти
не может, ведь школы у нас многонациональные», - поделилась мнением педагог
татарской воскресной школы Асия Акжигитова.
В воскресной татарской школе якшэмбе
религиозной атрибутики нет. Сюда ребята приходят изучать литературный татарский
язык, читать стихи Габдуллы Тукая.
В 2010 году в общеобразовательных
школах ввели курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5-х
классов. В кадетском казачьем корпусе данный предмет изучают даже
первоклассники.
«Этот курс ориентирован на
духовно-нравственное воспитание. Во всех конфессиях важно учить ребенка творить
добро, быть милосердным и сострадательным», - заключила педагог дополнительного
образования Тамара Карасева.
Конец спорам о введении молельных
комнат будет положен 11 декабря. Именно тогда в Госдуме должны утвердить или
отклонить новый закон об образовании.
http://www.penzainform.ru/news/religion/2012/11/21/
21.11.2012
Подведены итоги первого этапа конкурса
педагогов-предпринимателей
В финал заочного этапа конкурса
«Лучший педагог-предприниматель Пензенской области» вышли 13 человек.
Соревнования проводятся по 5
номинациям, победитель в каждой из них получит денежное поощрение в размере 100
000 рублей.
После завершения очного этапа
конкурса станут известны имена лучших педагогов-предпринимателей в различных
сферах: строительной отрасли, производстве товаров народного потребления,
декоративно-прикладном творчестве, сельском хозяйстве, области оказания услуг.
Финалистами первого этапа стали
педагоги Пензенского многопрофильного колледжа Денис Гришин, Владислав
Мельников и Наталья Кузнецова, учитель пензенской школы № 8 Андрей Холуев,
преподаватель Сердобского многопрофильного колледжа Наталья Кроткова,
преподаватель Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса Алексей
Голышев, педагог дополнительного образования лицея № 21 г. Кузнецка Рафия Дроздова,
воспитатель пензенской средней школы № 12 Александра Печененко, мастер
производственного обучения Каменского колледжа промышленных технологий и
предпринимательства Галина Быстрова, учитель средней школы № 1 Средней Елюзани
Сафура Кирасирова, преподаватель многопрофильного лицея р. п. Исса Ольга
Белорунова, педагог школы № 7 г.
Каменки Алексей Глазунов и учитель школы села Новая Пятина Нижнеломовского
района Наталья Богатова.
Очный этап конкурса,
предусматривающий презентацию предпринимательской деятельности участников, состоится
в пятницу, 23 ноября в 10:00 в центре развития предпринимательских компетенций
Пензенского многопрофильного колледжа (ул. Антонова, 14Б).
http://www.penzainform.ru/news/social/2012/11/21/
21.11.2012
Интерактивная доска – неотъемлемый атрибут урока
50 педагогов нашего района прошли
обучение по работе с интерактивной доской.
Семинар для вадинских учителей провела
преподаватель учебного центра «Успех и карьера» г.Пенза Наталья Нагодкина.
Педагоги учились не просто работать с интерактивной доской, ставшей
неотъемлемым атрибутом любого урока, но и создавать интерактивные презентации.
Фото с сайта tatarstan.er.ru
http://www.vestivad.ru/news-1-922.html
21.11.2012
Детскую школу искусств им. А.А. Тряпкина посещают более
пятисот детей из Наровчатского района
Основной целью и предметом
деятельности школы искусств является развитие творческих способностей детей в
возрасте от 5 до 18 лет в области музыкального, художественного,
хореографического, вокально-хорового образования, а также
декоративно-прикладного искусства.
Основной целью и предметом
деятельности школы искусств является развитие творческих способностей детей в
возрасте от 5 до 18 лет в области музыкального, художественного,
хореографического, вокально-хорового образования, а также
декоративно-прикладного искусства.
В детской школе искусств
декоративно-прикладное отделение пользуется у детей большой популярностью. В
группе у Татьяны Викторовны Кайшевой двадцать четыре девочки. Некоторые из них
посещают детскую школу искусств еще с дошкольного возраста.
- Понятие
"декоративно-прикладное искусство" достаточно широкое и многогранное,
- рассказывается педагог детской школы искусств Татьяна Викторовна Кайшева, -
это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков,
и традиционные художественные промыслы, связанные с народным искусством, и
современное декоративно-прикладное искусство. Занимаемся мы бисероплетением,
росписью по камню и по дереву, тестопластикой, рисованием и многим другими
промыслами. Я стараюсь воспитать любовь к прекрасному, ознакомить детей с
различными видами искусства и, в первую очередь, с произведениями народного
творчества.
В другой группе у Поелуевой Ирины
Геннадьевны занимаются двадцать ребятишек. И больше всего меня удивил тот
факт, что на вязание крючком ходят не только девочки, но и мальчики. Когда я
зашла к ним в класс, было видно, что девочки немного засмущались, а вот мальчик
ни капельки не смутился, он продолжал с гордостью вытягивать красивые петельки.
- Познавая красоту народного
творчества, - говорит И. Г. Поелуева, - ребенок испытывает только положительные
эмоции. В нашем классе занятия проходят по желанию самих детей. Я учу ребят
вязанию на спицах, на вилке, крючком. Большим спросом пользуется лепка из
соленого теста. Бывают такие моменты, когда ребенок приходит и говорит, что
хочет сделать своими руками подарок, например, для мамы. И тогда в ход идут все
сподручные материалы: бисер, бусинки, пластиковые бутылочки, каштаны, камни и
многое другое. В процессе работы могут быть и слезы, так как что-то не получается,
но в основном у детей развиваются глубокие чувства радости, восхищения и
восторга от проделанной работы.
Занятия в детской школе искусств
проходят шесть раз в неделю, кроме воскресенья.
Рисовать, пилить, выжигать, плести,
неординарно и творчески смотреть на мир дети учатся с детства. А
соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка,
воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и
культуре.
Завлечь ребенка посещать детскую
школу искусств очень просто. Важно сохранить его привязанность к любимому делу,
чтобы ребенок долгое время с огромным удовольствием посещал любимый
"кружок". Полюбив то, что его окружает, он будет ценить историю
родного края.
http://www.narovchat.ru/news-13-985.html
21.11.2012
Виктор Щербин: «Я против нового закона об образовании»
50 лет зареченской системе
образования исполняется в этом году. В преддверии полувекового юбилея мы
встретились с Виктором Щербиным, возглавлявшим систему образования в городе на
рубеже 80–90-х, когда большие перемены происходили не только в школе, но и в
жизни страны.
— Виктор Евдокимович, как можно
объяснить, что 20 лет назад политика образования была более осмысленной, не
такой разрушительной, как сегодня?
— Да, так было. Но школе в то время
не хватало демократизации, которая началась во второй половине 80-х. Я как
руководитель считал тогда главным создать условия для работы учителей, их
самообразования, чтобы они не отвлекались на бумаготворчество. И закон об
образовании 1991 года был очень хороший.
— Что на том этапе в образовании
можно считать самым большим завоеванием?
— Учителя получили свободу для
творческой деятельности.
— Педагогическое сообщество могло
тогда противостоять директивам сверху?
— Педагогика консервативна, и в этом
ее жизненность. На съезде работников народного образования в 88-ом году в
Москве я был свидетелем массового выступления педагогов против системы бумажных
отчетов.
И в городе сопротивлялись. Когда мы
вдвоем с Вячеславом Шуниным, в то время директором школы №216, разработали и
оснастили 14 кабинетов системами по проверке знаний, педагоги оценили эти
технические средства, только, когда поняли их пользу.
— Вам удавалось видеть с высоты своего
поста конкретных учеников?
— Я вел уроки истории в старших
классах. Моим ученикам было все равно, начальник я или нет. А ученики у меня
были интереснейшие!
— Что, по-вашему, нынешняя школа
потеряла и что приобрела?
— Приобрела материальную базу, не
сравнимую с прежней. Хорошо, что в городе начали ремонтировать школы. Но
педагоги сегодня страдают от бумаготворчества.
— Что в сегодняшней школе стоит
изменить?
— ЕГЭ! Я бы оставил его только по
точным наукам. Ведь идет натаскивание! Хотя плюс в том, что можно поступать без
экзаменов в разные вузы. И еще я противник проекта нового закона «Об
образовании», потому что каждый выпускник школы должен хорошо знать и язык, и
литературу, которые сегодня хотят зачем-то объединить в один предмет. К тому же
в школе до сих пор нельзя выучить иностранный язык. В свое время я хотел
открыть в Заречном школу, где преподавание велось бы на иностранных языках. К
сожалению, не успел этого сделать.
Кстати, Виктор Щербин — заслуженный учитель РФ, отличник
народного просвещения, ветеран труда. Возглавлял гороно, Департамент
образования в 1986–1999 гг. В эти годы в систему образования были включены ДДУ,
открылись лицей №230, параллельная школа, школы для детей с задержкой
психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для
аллергиков, классы для тубинфицированных детей; начало развиваться профильное
обучение.
Арина Родионова.
http://zarpressa.ru/2012/weekly.php?news=4702
22.11.2012
Изменен порядок приема в школы
Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 года № 107 утвержден новый
порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения.
Согласно документу, школа
самостоятельно определяет правила приёма учащихся. По новому порядку,
первоочередное право при зачислении в школу имеют жители из закрепленного
района либо населенного пункта. Закрепление территорий г. Спасска, поселений
Спасского района за муниципальными общеобразовательными учреждениями утверждено
постановлением администрации Спасского района от 3.02.2012 № 62, которое было
опубликовано в информационном бюллетене «Спасские районные ведомости» и
размещено на сайте отдела образования.
Заявления о приеме в 1 класс от
жителей закрепленной территории школы начинают принимать не позднее 10 марта и
заканчивают не позднее 31 июля текущего года; для жителей, не
зарегистрированных на закрепленной территории - с 1 августа до заполнения
свободных мест, но максимум до 5 сентября. При этом общеобразовательные
учреждения обязаны принимать детей без вступительных испытаний. Единственной
причиной отказа в зачислении ребёнка в школу может быть отсутствие свободных
мест.
Для приема в школу родители ребенка
подают заявление, к нему прилагают свидетельства о рождении ребенка и
регистрации его по месту жительства на закрепленной территории (оригиналы и
ксерокопии). Родители вправе по своему усмотрению представить медицинское
заключение о состоянии здоровья ребенка.
Новый порядок четко разъясняет: преимущественное
право при поступлении на свободные места имеют федеральные и региональные
льготники. Это, в числе прочих, дети военнослужащих, прокуроров, судей, дети,
оставшиеся без попечения родителей.
При приеме в первый класс в течение
учебного года или во второй и последующий классы родители обучающегося
дополнительно представляют личное дело обучающегося, выданное учреждением, в
котором он обучался ранее. При приеме в учреждение на ступень среднего
(полного) общего образования родители обучающегося представляют выданный ему
документ государственного образца об основном общем образовании.
И. Шадчнева, ведущий специалист
отдела образования администрации Спасского района.
http://www.vestnik58.ru/news-21-1119.html
22.11.2012
Будущее за экологами
17 ноября в Пензе в рамках
регионального экологического проекта "Юность. Экология. Будущее"
прошла 16 областная научно-практическая конференция юных исследователей
окружающей среды.
Мероприятие состоялось на базе
педагогического университета им. В.Г. Белинского под патронажем
Министерства образования Пензенской области, Министерства лесного,
охотничьего хозяйства и природопользования, института развития образования
"Центр развития творчества детей и юношества" и дирекции заповедника
"Приволжская лесостепь". Более 70 школьников из 16 районов области
защищали свои учебно-исследовательские работы в пяти номинациях.
Сердобский район представляли
11-классница школы №1 Анастасия Бирючевская и лицеистки Ирина Варфоломеева и
Софья Тезикова. Все они являются воспитанниками станции юннатов и уже не один
год занимаются в объединении "Эколог-исследователь" под руководством
Александра Морунова. За их плечами неоднократные победы не только в районных и
областных конкурсах и конференциях, но и ряд исследовательских работ по
изучению экологических систем "своей малой родины".
Исследовательский проект Ирины
Варфоломеевой "Конхиологичесие параметры Chondrula tridens разных
местообитаний" в номинации "Зоология и экология животных" за
ценный вклад в изучение биоразнообразия Пензенской области был отмечен жюри
Дипломом III степени и ценным подарком.
Работа Анастасии Бирючевской
"Родники моего города" была представлена в номинации "Водная
экология и гидробиология". Особенностью исследования стало социальная
направленность и актуальность.
Тема конкурсного материала Софьи
Тезиковой "Экотоксиканты и их значение в жизни человека" в номинации
"Экология и геохимия" вызвала неподдельный интерес членов жюри и
участников конференции. Работы Анастасии и Софьи были отмечены дипломами за
особые успехи.
Ольга Федорова
http://www.serdobsky.ru/news-4-2110.html
24.11.2012
Пензенская гимназия № 4 отметила 130-летний юбилей
Гимназии № 4 исполнилось 130 лет. В
этот день поздравления принимали все: и те, кто выступал на сцене (ученики), и
те, кто сидел в зале (нынешние и бывшие учителя, выпускники, родители).
Зоя Бухлина много лет проработала
здесь заместителем директора. Она помнит, как отмечали 100-летие школы, и рада
снова увидеть знакомые лица. Несмотря на то, что по роду деятельности ей
приходилось общаться с педагогами разных учебных заведений, тех, кто трудился в
4-й, женщина выделяет особо.
«Всех учителей, с которыми в свое
время работала, я бы назвала достоянием сферы образования города Пензы», -
заявила Зоя Бухлина.
Помнит 100-летие родной школы и
Дмитрий Коцарь, тогда учившийся в 8-м классе. Теперь он пришел поздравить тех,
кто научил его разумному, доброму, вечному.
«Несмотря на то, что мне приходится
достаточно часто выступать перед людьми, здесь я чувствую себя учеником и
поэтому волнуюсь», - признался начальник Управления здравоохранения г. Пензы.
Несколько лет назад старинному
зданию, в котором сейчас располагается 4-я гимназия, а когда-то было реальное
училище, дали новую жизнь. Строение капитально отремонтировали, максимально
сохранив облик исторического памятника.
Не повредил учебному заведению и
новый статус, который оно получило при объединении с гимназией «Ступени».
«Неспроста гимназия, располагавшаяся
при ПГПУ, с ее богатым и мощным педагогическим потенциалом вошла именно в эти
благословенные стены, где все пропитано аурой просвещения», - высказала свое
мнение директор гимназии № 4 «Ступени» Валерия Вишненкова.
Если в первые годы после объединения
двух учреждений образования ученики и педагоги еще негласно делились на
гимназических и школьных, то сегодня это сплоченный коллектив, который теперь
отмечает общий праздник - 130-летний юбилей заведения.
http://www.penzainform.ru/news/social/2012/11/24/