Обзор
сообщений 50-ти областных и районных СМИ
за
седмицу – 04 – 11 марта
2012 года
05.03.2012
Школе присвоят имя
Столыпина
Президентом РФ подписан Указ о
праздновании юбилея, 150-летия со дня рождения выдающегося реформатора Петра
Столыпина.
В нашей области по распоряжению
губернатора будет проведена Неделя П.А.Столыпина – русского государственного
деятеля, министра внутренних дел, председателя Совета министров, руководителя
аграрной реформы в России, названной позже столыпинской. И это оправданно – с Сурским
краем юбиляра связывают самые тесные отношения. В числе мероприятий,
учрежденных к празднованию юбилея славного сына Отечества, есть одно – очень
важное и для жителей Неверкинского района: будет открыта мемориальная доска на здании
средней образовательной школы райцентра и присвоено ей имя великого
реформатора. Данная акция подтверждает, насколько были дальновидными инициативы
первых лиц района, побудившими работников образования провести еще в конце
прошлого года конкурсы исследовательских работ и Столыпинские чтения.
http://www.selvesti.ru/news-11-1054.html
05.03.2012
Поем свой край
Районный конкурс-фестиваль детских и молодежных хоров «Поющий край» имени А.А.
Архангельского прошел на сцене ДК «Хопер».
На мероприятие со своими программами
прибыли учащиеся 7 школ района.
- Жаль, что некоторые наши участники
приболели и не смогли поддержать друзей, - говорит заместитель директора школы
№ 1 поселка С.С. Родин. - Тем не менее, ребята подготовили и хорошо исполнили
две песни и, по оценке жюри, разделили 2-е место с коллективом из школы № 2
(руководители хоров соответственно С. Потаенкова и С. Лачугина). А первое место
вполне заслуженно, на мой взгляд, заняли ребята из Названовской школы. Они молодцы!
С мнением Сергея Степановича согласна
и член жюри О.В. Могучева.
- Названовские юные хористы
(руководитель О. Бегунова) представят район на зональном конкурсе в Сердобске,
- продолжает она. - Очень достойно выступили и младшие коллективы из Красной Горки
(О. Шалева) и Старой Потловки (О. Кузина). Кстати, потловские юные хористы
выгодно отличались и сценическими костюмами, соответствующими именно хоровому
пению.
Третье место в конкурсе заняли
ребята старшего возраста из Хопровской (Ю. Захарова) и Родниковской (И.
Матвеева) школ. По мнению Оксаны Валентиновны, уровень исполнительского
мастерства участников в сравнение с предыдущими годами значительно вырос. Это
говорит о том, что у руководителей хоров есть сложившаяся система подготовки
детских коллективов, выбравших для конкурса народные песни, о родном крае и
Родине.
На зональном конкурсе будут
представлены сильнейшие школьные хоры из соседних районов, поэтому названовским
ребятам – удачи и успеха!
Ольга Юдина.
http://www.trudchest.ru/news-1-581.html
06.03.2012
В пензенские школы первоклашек будут принимать по-новому
Школы Пензы начали принимать
заявления от родителей на поступление ребенка в первый класс. Порядок приема в
2012 году изменился, как и закон, по которому за знаниями теперь далеко ходить
не придётся. Зачислять в школу сначала будут жителей одного микрорайона, а уже
потом, если останутся места, - других желающих.
Познают мир и приобщаются к наукам в
школе Пензы №7 670 человек, из них 300 - жители соседних или отдалённых
микрорайонов. В том, что в новом учебном году преимущества при зачислении будет
у «местных» ребят, педагоги видят скорее положительный эффект. «Конечно, есть
плюсы. Потому что если в нашем образовательном учреждении учатся дети, прежде
всего, нашего микрорайона, то это вроде бы как одна единая семья. Они близко с
нами, они друг друга знают. Это и проведение совместных мероприятий,
праздников, походов. До любого ребенка можно дойти - порядка 10 минут, и вы
сможете посетить его семью», - сказала директор общеобразовательной школы №7
города Пенза Анита Благодерова.
К тому же, уверяют в управлении
образования, такое территориальное разделение поможет «разгрузить» школы, в
которых сейчас слишком много детей, и восполнит недобор в учебных заведениях,
не пользующихся особой популярностью. Федеральный приказ вступил в силу, на
муниципальном уровне документы только готовят. Однако, все пензенские школы об
изменениях уже предупредили. «За каждым образовательным учреждением закрепляется
определенная территория, проживающие граждане которой обеспечиваются доступным,
бесплатным образованием в наших учреждениях. Уже после того, как эта проблема
решена, школа может принимать, будем говорить так, детей с других территорий»,
- отметила начальник отдела управления образования города Пенза Татьяна
Лиханова.
Родители, желающие отдать детей в
учебное заведение вдали от дома, могут подать заявление после основного приема.
Он закончится 31 июля. При наличии свободных мест ребенка зачислят.
Динна Ишмухаметова, Валерия
Пономарёва, Марат Янборисов
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=64408&cid=7
09.03.2012
Школа – как счастье и жизнь
Учительница из Пензы отметила
полувековой юбилей педагогической деятельности.
Вторник 7 февраля ничем не отличался
от обычных школьных будней. Валентина Ивановна Талиманчук с самого утра
погрузилась в школьную жизнь. Уроки, «разбор полетов» своего 8 «В». Но дети, да
и коллеги, замечали, что учитель химии время от времени задумывается и
улыбается чему-то своему.
И мало кто знал, что день-то для нее
был особенным! 50 лет назад началась учительская карьера Валентины Ивановны.
Она вспоминала своих первых учеников
в школе рабочей молодежи №5… Учительница была моложе многих из них, приходящих
на занятия прямо из цехов и нередко засыпающих за партами.
Главная награда
В трудовой книжке Валентины
Талиманчук обозначено всего три места работы: ШРМ, школа №25 и школа №65, где
она по сей день трудится. А вот странички, отведенные под информацию о
поощрениях, вместили 21 запись! Валентина Ивановна награждена девятью
правительственными наградами. Она ветеран труда, Отличник народного
просвещения, заслуженный учитель России, Соросовский учитель 1996 года,
победитель конкурса «Лучший учитель России» 2007 года…
Но у меня сложилось убеждение, что
самые главные награды для учителя — успехи учеников. Многие из них стали
известными в Пензе людьми: многолетний директор гимназии №1 Ольга Ивлиева,
главный врач горбольницы №5 Дмитрий Зиновьев, заведующая дневным
гастроэнтерологическим стационаром горбольницы №5 Галина Бофанова, заслуженный
учитель России, тоже химик, Людмила Пузарина, работает в гимназии №13 и многие
другие.
С чувством гордости и нежности
Валентина Ивановна рассказывает о каждом.
Дима Шульга — победитель школьных,
городских и областных конкурсов. На зональном этапе Всероссийской олимпиады
школьников по химии в 1997 году он стал третьим и получил приглашение на
досрочную сдачу экзаменов в МГУ на факультет химии. На праздник последнего
звонка Дима приехал уже с сертификатом студента МГУ. Сейчас он, окончив
университет с Красным дипломом, защитив диссертацию, преподает на химическом
факультете МГУ.
Валерия Кулькова тоже «заразилась»
от Валентины Ивановны любовью к химии. Побеждала во многих предметных
олимпиадах, в том числе в такой престижной, как «Покори Воробъевы горы». На
конкурсной основе поступила в академическую гимназию при Санкт-Петербургском
государственном университете. И там не потерялась! В этом году принимала участие
в конференции одаренных детей в Москве и заняла третье место. На городской
школьной олимпиаде по химии в Санкт-Петербурге — первое место.
Когда Валентина Ивановна приехала в
гости к своей воспитаннице, та познакомила ее со своей преподавательницей, профессором
университета Анной Карцовой. «Важно, не куда приехал ребенок, а от кого.
Спасибо вам за подготовку ученицы», — сказала петербургская коллега Валентине
Ивановне.
Мир педагогики
Почему сама Валентина Ивановна
выбрала профессию учителя химии? Тут своя история. Ее родители — педагоги. Они
постоянно говорили о своих учениках. Девочка засыпала и просыпалась, видя
склонившуюся над тетрадями маму. Поэтому о выборе и говорить не приходилось.
Правда, отец надеялся увидеть дочь врачом. Но ей от вида крови становилось
плохо.
Поступила на
естественно-географический факультет ПГПИ. Повезло с преподавателем химии. Она
передавала не только знания, но и свою увлеченность предметом, свою любовь к
профессии.
Те же качества стали сильной
стороной и педагога Талиманчук. Иначе откуда бы взяться стольким успехам и
победам учеников? Без восхищения педагогом и влюбленности в него, редко
возникает увлеченность предметом.
Но! Методики и мастерства никто и
ничто не заменит, конечно. Как же удается Валентине Ивановне превратить каждый
урок в увлекательное путешествие в мир атомов, молекул, химических соединений и
реакций?
— В процессе объяснения той или иной
темы я всегда стараюсь подобрать материал, имеющий большую практическую
направленность. И всегда придерживаюсь правила: верить в способности ученика,
постараться передать ему эту веру, радоваться каждому его шагу вперед, —
делится своими секретами Валентина Ивановна.
Кажется так просто: не только давать
знания, а вместе с детьми радоваться постижению нового… А называется — педагогическим
талантом.
Не дистанция, а уважение
С виду Валентина Ивановна —
классическая учительница. Прямая спина, строгий взгляд. Но стоит присмотреться,
замечаешь затаившиеся в уголках глаз ласковые искорки. На уроках она никогда не
повысит голоса. «Не поняла», — только и скажет, посмотрев поверх очков на
расшалившегося ученика. Нарушитель спокойствия вмиг приходит в чувство. Дети
прекрасно понимают, кто здесь главный — тот, кто больше знает.
Когда заканчиваются уроки, Валентина
Ивановна для своих учеников становится настоящей мамой. Они запросто приходят в
лаборантскую: попить чайку, пожаловаться на мальчишек, с которыми невозможно
дежурить, доложить об исправленной двойке. Кстати, чаепития и беседы
продолжаются и после того, как ученики покидают стены школы.
— Валентина Ивановна, можно, я
приеду? — такие звонки по телефону не редкость.
И вот она сидит с Володей или
Наташей в своей гостиной, угощает чаем и пытается приободрить попавшего в
жизненную передрягу ученика или радуется пришедшей любви, отличной оценки на
экзамене, удачной покупке… — неважно, чему, важно, что вместе.
Если уйду – умру...
Когда мы договаривались о встрече,
Валентина Ивановна произнесла странную, как мне тогда показалось фразу:
«Приезжайте, у меня сегодня методический день, но мой класс дежурит и поэтому я
весь день в школе». Но пообщавшись с педагогом, поняла… Она не может прожить
без школы, ни единого дня. С удовольствием проводит открытые уроки,
конференции. На открытом уроке с присутствием первых лиц города, ее ученики
были так хорошо подготовлены, что глава города Иван Белозерцев поднял руку и
спросил: «А можно всем поставить пятерки и отпустить?!»
В прошлом учебном году Валентина
Ивановна вдвоем с лаборантом подготовила весь необходимый материал и
оборудование для учителей-химиков из 14 регионов, принимавших участие в
Приволжском учительском форуме. Узнав об этом, педагоги не поверили.
За последние 12 лет Валентина
Талиманчук ни разу не была на больничном.
— Представляю, как все удивятся,
если я вдруг не приду в школу, — улыбается она.
Уже давно выработан педагогический
стаж, можно спокойно сидеть дома, но Валентина Ивановна признается, что этого
боится больше всего, говорит:
— Если я уйду из школы, то сразу
умру.
Мне хотелось найти какие-то
правильные приободряющие слова, но вместо этого вырвалось: «Не уходите!» Будто
это меня учит она премудростям химии, со мной готовится к очередной олимпиаде,
дежурит по школе...
У меня были хорошие учителя, но все
же я немного позавидовала ученикам Валентины Ивановны. Когда рядом такой
человек, хочется учиться, и в школу идти — не мука, а счастье.
Екатерина РОГОЖКИНА, фото Владимира
ГРИШИНА
http://pravda-news.ru/topic/12126.html
09.03.2012
Кумир детского мира
Присвоение титула "Лучший
воспитатель - 2012" стало для Оксаны Пикулиной неожиданным, но от этого не
менее радостным, событием.
- Оксана Владимировна, профессия
педагога заслуженно считается одной из самых трудных. Как вышло, что Вы избрали
именно ее?
- В семье я была единственным
ребенком, а так всегда хотелось возиться с младшими братьями-сестрами… Это
нереализованное желание, вероятно, и стало причиной того, что я решила провести
свою жизнь в окружении детей. После окончания Пензенского пединститута работала
в Байковской школе, а пять лет назад пришла воспитателем в детский сад №5.
- Вероятно, работа с маленькими
детьми не в пример сложнее школьных будней?
- Определенные подводные камни,
конечно, есть, но общаться с малышами - это такая радость! Они
непосредственные, открытые, от них сразу ощущаешь отдачу. Сейчас я воспитываю
вторую свою группу, и каждого ребенка воспринимаю как родного.
- Чем стало для Вас участие в
конкурсе "Лучший воспитатель"?
- В первую очередь, проверкой
собственных способностей. Времени на подготовку было мало, и без помощи нашей
заведующей, методиста, коллег, родителей ребятишек я бы просто не справилась.
Огромное им спасибо за поддержку!
- В чем состоит "изюминка"
Вашей работы, получившей такую высокую оценку?
- Я практикую проектную
деятельность, и мой открытый урок был связан как раз с этим. Суть инновации
состоит в том, что каждый месяц мы с ребятами посвящаем какой-либо теме и
рассматриваем ее с самых разных точек. Например, апрель у нас посвящен космосу.
Будем с детишками лепить, рисовать, изучать все по этой теме.
- Широкий простор для творчества! А
что для Вас является отдохновением для души?
- Я очень люблю цветы: и комнатные,
и те, что растут на моем участке. Вяжу, вышиваю крестиком. Свободное время,
конечно же, провожу с семьей: мужем, сыном и дочкой. Они очень гордятся моей
победой!
- Как Вы считаете, без каких качеств
воспитателю не обойтись?
- Без любви к детям, разумеется.
Нельзя забывать и про доброту с отзывчивостью. Без этого никогда не добиться ни
успеха в профессии, ни, что гораздо важнее, доверия и привязанности малышей.
Сердобск
http://www.serdobsky.ru/news-13-1224.html
09.03.2012
Лучшие учителя получили признание
В Неверкинской средней школе прошел
районный этап конкурса «Учитель года-2012».
В конкурсе участвовали педагоги из
пяти школ. Одной из главных номинаций была «Я и мир моих увлечений». Затем
учителя продемонстрировали свое педагогическое мастерство. Следующим этапом был
конкурсный урок и его самоанализ.
Победителем жюри единодушно признало
Владимира Степанова, учителя физического воспитания Неверкинской общеобразовательной
школы. Он удостоен права представлять район на областном этапе конкурса
«Учитель года-2012».
Дипломантами конкурса стали также
Лилия Биксалеева, учитель русского языка и литературы филиала Неверкинской
общеобразовательной школы в Бикмосеевке и учитель немецкого языка Айсылу
Чумаева из Октябрьской школы.
http://www.selvesti.ru/news-11-1065.html
09.03.2012
Желание учить идёт от сердца
К числу таких преподавателей смело
можно отнести Марию Владимировну Куликову, которая 13 лет преподаёт предметы
экономического цикла в Кузнецком многопрофильном колледже.
Уже 13 лет! А, кажется, сама недавно
была студенткой. В душе осталось это незабываемое ощущение, которое помогает
быть с молодёжью «на одной волне». Как говорит она, «студент – это не только
статус, это состояние души. Именно в период студенческой жизни человек получает
завершающую часть знаний и умений, которые будут идти с ним рядом всю жизнь,
станут его визитной карточкой». А значит, надо успеть как можно больше.
Мария Владимировна участвует со
своими студентами во всех областных соревнованиях, затрачивая на это немало
личного времени, щедро передавая им свой опыт, в результате чего юноши и
девушки занимают только призовые места. А недавно она и сама стала участницей
состязания профессионалов – IV областного конкурса преподавателей
образовательных учреждений среднего профессионального образования «Ступени
профессионального мастерства». И тут уже воспитанники её поддержали: после
конкурса раздался телефонный звонок, и группа студентов радостно и громко
скандировала: «По-здрав-ля-ем!». Сил, самоотдачи во второе место было вложено
не меньше, чем в победу (да и отделили её от лауреата всего три сотых балла).
Кузнечане – представители колледжа
электронной техники и многопрофильного колледжа – на этом конкурсе были на
голову выше остальных 9 участников. Лирика, юмор, зрелищность, проявление
личности и характера, – всё это присутствовало в каждом выступлении кузнечан.
После этапа конкурса «Профессиональное кредо» многие, кто был в зрительном
зале, захотели присутствовать на открытом учебном занятии Марии Владимировны.
Аудитория была заполнена «под завязку». И зрители, сами заинтересованные
профессионалы, не прогадали! Сидевшие за партами юноши (группа будущих
автомехаников из Пензы, к изучению экономики отношения не имеющие) один за
другим незаметно включились в диалог с преподавателем. Как дети, радовались
высокой оценке. Некоторым из них, вникнув в объяснения преподавателя, даже
удалось угадать, «что было в чёрном ящике»! Подумать только, а ведь тема урока
– «зануднейшая» – ценообразование на производимые товары! Тридцать минут
пролетели на одном дыхании и заметно прибавили знаний «студентам».
Собственная методика преподавания,
концепция учебно-воспитательной работы, наличие научных разработок – всё это
необходимо было представить на суд жюри и коллег. Без этого, самого ценного
зерна, не может быть ни лауреата, ни дипломанта, ни хорошего педагога.
Мария Владимировна считает, что всё
в жизни надо делать даже не на «хорошо», – на «отлично». В ходе областного
конкурса её надёжно поддерживал супруг Андрей, а дома ждали два очаровательных
мальчугана – сыновья Артём и Сёмочка. И каких бы результатов ни добивалась
Мария в своей педагогической деятельности, она всегда стремится домой, где её
любят и ждут.
Несказанно рада она и настоящей,
творческой поддержке коллег, подруг. «Я безумно благодарна И.П. Гудковой, Н.М.
Загумённовой, А.Ю. Игошкиной, И.В. Кукушкиной, С.Г. Рыженковой, З.А.
Коптилиной. Без их помощи моё выступление не было бы таким уверенным, ярким и
запоминающимся. Спасибо этим милым женщинам и поздравляю их с наступающим
праздником!».
Ольга ПОДРАМЕНСКАЯ
http://www.kuzrab58.ru/news-10-1268.html
09.03.2012
Учитель школы №30 вывела формулу будущего!
Теперь Елена Гусева знает формулу
будущего! Учитель начальных классов пензенской школы №30 стала одной из
победительниц Всероссийского конкурса
педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов -
сокращенно ЭОР – в учебном процессе. Первый опыт на соревнованиях столь высокого уровня – и сразу колоссальный успех.
«Отправила тот урок, который у меня
был, просто захотелось принять участие и попробовать свои силы, и вот – мою работу
оценили», – рассказала учитель начальных классов средней школы №30 города Пензы Елена Гусева.
Активному внедрению современных технологий Елена Геннадьевна обучалась
год, после чего интерактивную доску на занятиях старается применять как можно
чаще – дети в восторге. Вместо
мела – чудо-фломастер.
«На интерактивной доске интереснее,
потому что там, как в тетрадке пишешь, там есть и клеточки, и рука, карандаш
специальный», – отметила учащаяся 1 класса школы №30 города Пензы Ирина
Мурысина.
Педагог уверена, что за подобным оборудованием – будущее российского образования. Учащиеся, особенно самые
маленькие, охотно идут к такой доске. Урок напоминает игру, но одновременно
выполняет свою все необходимые учебные задачи.
«Это создание электронных
образовательных ресурсов, кроссвордов, дидактических игр различных, пособий
электронных, таблиц, плакатов интерактивных», – добавила Елена Гусева.
Диплом Елена Гусева получила в
номинации «Урок с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение
которых дидактически наиболее обоснованно на интерактивной доске». Вела
математику. Во всероссийском конкурсе заочно приняли участие около 4,5 тысяч учителей из 80 регионов страны. В
полуфинал попали 50 педагогов, потом жюри отобрало 12 лучших, в число которых и
попала наша землячка из 30-й школы.
Учитель начальных классов средней
школы №30 города Пензы Елена Гусева
Учащаяся 1 класса школы №30 города
Пензы Ирина Мурысина
Елена Геннадьевна интерактивную доску
на занятиях старается применять как можно чаще – дети в восторге
http://www.tv-express.ru/news_info/21120/