О чем не сказал освистанный министр
Проходившие в Москве в конце января под эгидой Русской Православной Церкви XIV Международные Рождественские чтения по каким-то причинам не привлекли широкого внимания общенациональных средств массовой информации. Хотя и место проведения мероприятия (Кремль), и состав участников (министры, высшее православное духовенство, писатели,
известные ученые и политики) вроде бы должны были такой интерес стимулировать. Чтобы восполнить этот информационный пробел, мы обратились к нашему
земляку, участвовавшему в Рождественских чтениях, настоятелю Никольских храмов игумену Христофору.
–
Отец игумен, насколько представительным был состав участников Рождественских чтений?
–
На чтениях были представлены самые широкие слои православного общества. Их возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В числе докладчиков
- министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, министр культуры Александр Соколов, генеральный прокурор РФ Владимир Устинов. Депутатский корпус представляла вице-спикер
Государственной Думы Любовь Слиска. В числе докладчиков и выступавших были также писатель Валентин Распутин, чемпион мира по шахматам член общественной палаты Анатолий Карпов, высшие иерархи РПЦ, представители Министерства обороны РФ и многие другие.
–
Как известно, Рождественские чтения традиционно посвящаются обсуждению какой-либо
одной
темы.
Что
обсуждалось на этот раз?
– В
программе чтений их задачи были сформулированы пространно: воспитание подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству, определение места религиозного образования в системе российского образования, православное осмысление важнейших проблем, стоящих перед обществом и т. д.
Но главной темой и камнем преткновения стала проблема введения в учебных заведениях преподавания основ религии и культуры. По данной теме высказался Патриарх. Ее актуальность подчеркивали и другие докладчики. Дело в том, что законодательно преподавание основ религиоведения в образовательных школах и других государственных учебных заведениях разрешено, это не противоречит ни закону об образовании, ни закону о свободе совести. Но недоброжелатели православия, как внешние, так и внутренние, под любым предлогом не пускают священников в школы, и происходит такое как в провинции, так и в Москве, хотя в провинции эта проблема стоит острее.
В отечественном образовании в настоящее время продолжается процесс реформирования, которое и сами педагоги называют губительным. Учебники, особенно по истории, содержат множество противоречий и разночтений. Школы лихорадит от различных экспериментов, вроде индивидуального подхода к обучению, на 90 процентов оказавшегося неудачным. А такие новшества, как пресловутый курс культуры сексуальных отношений, вызывают протесты общественности. Все это создает сумятицу в умах наших юных сограждан. Их неокрепшие души при отсутствии религиозного воспитания, нравственной проповеди с готовностью воспринимают то, что обильно поставляет через телевидение и другие средства коммуникаций так называемая «массовая культура»: пропаганду насилия, вседозволенности, бездумного меркантилизма.
Сказанное выше и стало главной темой дискуссий во время чтений. Общий вывод – так можно потерять страну. Упоминалась угрожающая демографическая ситуация и другие проблемы современного российского общества. Назывались и их причины, главная – противодействие определенных влиятельных кругов нравственному оздоровлению. Ведь наркоманами, пьяницами, развратниками управлять легче. Человек, имеющий нравственные устои, не даст взятку, не станет лжесвидетельствовать в суде
– нынешнему правящему классу, коррумпированному от низа до верха, такой гражданин не нужен.
Отношение к выступавшим на чтениях было разным. Некоторые вызывали у аудитории одобрение и уважение, а, к примеру, министра образования во время его выступления неоднократно «захлопывали» и даже освистали. И неудивительно: высокопоставленный чиновник, глава российского образования говорил так, как будто он живет в другой стране. Ответа на главный вопрос, волновавший всех собравшихся: когда, наконец, в
российских школах будут преподаваться основы религиозной культуры, – министр так и не дал. (Далее…)