Обзор
сообщений 50-ти областных и районных СМИ
за
седмицу 04 – 11 декабря
2011 года
05.12.2011
Победитель конкурса получила грант
В рамках областного конкурса
«Педагогическая инициатива» в 2011 году денежного поощрения в размере 100 тысяч
рублей удостоена завуч Бикмурзинской школы Наталья Николаева.
– В профессии я уже давно, – говорит
Наталья Владимировна. – После окончания Городищенского педучилища по
распределению проработала 17 лет в рабочем поселке Верхозим Кузнецкого района,
10 из которых – завучем по воспитательной работе. С
2000 по 2004 год без отрыва от производства заочно училась в педагогическом
институте. И вот уже четыре года работаю в Бикмурзинской средней школе.
Продолжаю династию учителей – мои родители тоже всю жизнь посветили воспитанию
детей. Работая учителем математики, я обратила внимание, что в учебниках 5-6
классов мало логических задач. И мы вместе с учениками решили, что такие задачи
нужно придумать самим. Итогом совместной работы стал выпуск методички «Заряжай
мозги», в которую и вошли наши «доморощенные» задания. В 2010 году в рамках
открытого урока я провела мастер-класс по заданной теме для учителей района. По
окончании участникам были розданы выпущенные нами методички. Позже на сайте
министерства образования Пензенской области нашла условия конкурса для
педагогических работников и решила отправить свои наработки. Результат
превзошел все ожидания: меня включили в список победителей грантового конкурса
инновационных учительских проектов «Педагогическая инициатива», что послужило основой
для получения солидного денежного поощрения. Грант планирую использовать
следующим образом: 50 процентов пойдут на личные нужды, вторая половина – на
развитие проекта.
http://www.selvesti.ru/news-3-873.html
06.12.2011
Первая контрольная без слез
В классе, где занимается 2 «А», две
стены — как два символа разных эпох. На одной — изображение масляными красками
мультяшных советских Вини Пуха, Пятачка и Ослика Иа.
Эта картинка «висит» в классе уже лет двадцать, не меняясь. А на центральной
стене, там, где классная доска, символ нынешней эпохи — доска интерактивная.
Изображение на ней меняется то и дело.
Учительница Татьяна Ячменникова
ловко нажимает кнопки пульта, и картинка следует за картинкой. На каждой —
задачка. Стоящий у доски карапуз выбирает ответ из предложенных вариантов.
Компьютер поздравляет его, если ответ правильный, а если «не совпало»,
предлагает подумать еще.
Школа № 66 — обычная школа города
Пензы, не гимназия и не лицей, но у нее есть своя «фишка» — здесь самое большое
в области число учащихся.
В прошлом году она вошла в число 33
учебных заведений региона, где в экспериментальном порядке внедряли новые
образовательные стандарты для начальной школы.
В этом году уже все учебные заведения
региона на новые стандарты перешли, как, впрочем, и во всей России.
Первоклассники (и второклассники, участвовавшие в эксперименте) получили
бесплатные учебники. На эти цели из бюджета Пензенской области было выделено 18
миллионов рублей.
О плюсах нового
Татьяна Сергеевна особо отмечает то,
что благодаря новым стандартам у детей появился выбор — в каких объемах изучать
предметы. Есть базовый уровень, которым необходимо овладеть всем. Есть уровни
дополнительной сложности — для желающих. Такая система позволяет разгрузить
ребенка. И жаль, продолжает свою мысль Татьяна Сергеевна, что у старших ребят
пока не так, пока к изучению обязательны все предметы в одном заданном объеме.
Еще положительный момент — ведение
внеурочной деятельности. Второклассники 66-ой бесплатно занимаются ритмикой,
шахматами и ходят в бассейн.
Главная идея новых стандартов — то,
что дети должны учиться искать знания сами. Ведь информационное общество, в
котором мы живем, обрастает знаниями, словно снежный ком. Благодаря новому подходу
ребята становятся более самостоятельными. И у них появилось право на ошибки и
сомнения.
Раньше требовалось, чтобы школьник в
любое время дня и ночи мог ответить, скажем, сколько будет шестью восемь, и не
дай бог он забыл. Как говорится — «Садись, Иванов, два!» Сейчас ребенок знает,
что можно посчитать ответ на палочках, можно заглянуть на обратную сторону
тетрадки. Так, собственно, поступает любой взрослый человек, если вдруг после
продолжительной умственной работы его «перемкнет» — он активирует функцию
«калькулятор» на своем сотовом телефоне.
Конечно, таблицу умножения надо
знать, и малыш ее тоже выучит, но насколько легче становится жизнь, если ты
умеешь исправлять ситуацию, зашедшую в тупик.
— Когда мы проводили первую
контрольную работу, уже перейдя на новые образовательные стандарты, впервые в
моей педагогической практике на уроке не было детских слез. Это же для ребенка
целая трагедия, вселенская несправедливость — я учил, но забыл, растерялся!...Дети все разные. Один человечек может запомнить с первого
раза, а другой нет, но тому, кто не смог, теперь дается право искать ответ,
чтобы не оставить пример нерешенным.
— У меня в классе есть математически
одаренный ребенок, очень умный, — продолжает Татьяна Сергеевна. — Он
развивается по индивидуальной образовательной программе, намного опережающей базовую. Теперь, с введением новых стандартов, такое тоже
возможно.
И о зарплате
Стандарт предусматривает развитие
материально-технической базы школ, системы внеурочных дополнительных занятий по
различным направлениям, информатизацию всего учебного процесса. Информатика как
отдельная дисциплина будет изучаться с первого класса.
К окончанию четвертого класса дети
должны будут уметь пользоваться компьютером, находить в интернете информацию и
пользоваться ею, делать электронные презентации и иллюстрировать ими свои
устные ответы. Прописано в стандарте и использование современных технологий (с
применением компьютеров, smart-досок и т.п.) при преподавании других дисциплин.
Поскольку 16 лет назад, когда
Татьяна Сергеевна училась в ПГПУ, компьютерные технологии не преподавали, то,
что сегодня учительница с электронной техникой на «ты» — результат ее
собственных усилий в свободное от работы время. Плюс специальные курсы. Ну и, конечно,
сильно поспособствовало делу прошлогодняя инициатива губернатора — закупить на
средства регионального бюджета нетбуки и раздать их всем учителям Пензенской
области.
Новые компьютеры появились в классе
по программе модернизации общего образования. На закупку нового современного
оборудования из регионального бюджета было выделено свыше 330 миллионов рублей.
— То, что я с детьми занимаюсь
дополнительно, то, что наши детки участвуют в различных образовательных
мероприятиях, теперь оплачивается, — говорит Ячменникова. — Благодаря этому моя
зарплата значительно выросла.
И не только у нее.
Если в прошлом году на 1 сентября
средняя зарплата педагогов в области составляла чуть больше 8 тысяч рублей, то
теперь — 16 347 рублей. И это даже больше, чем уровень средней зарплаты по
экономике региона (14 600 рублей), а именно достижение такого уровня
правительство РФ объявило одной из задач модернизации образования.
— Я считаю, что новые
образовательные стандарты пойдут на пользу и учителю, и детям — говорит Татьяна
Сергеевна. — Наверное, лишь об одном приходится пожалеть, что они не появились
раньше.
МНЕНИЯ
Как вы оцениваете переход на новые
образовательные стандарты для начальной школы?
— Конечно, делать серьезные выводы
стоит после того, как пройдет достаточно времени. Но если судить уже сейчас —
то дело это нужное, важное. И дети дополнительные внеурочные занятия посещают с
удовольствием.
Елена Калинина, учитель начальных
классов школы № 16 города Пензы.
— Стандарты нового поколения меня
радуют, потому что они направлены на воспитание конкурентоспособной личности.
Они взяли самое хорошее из многих образовательных программ. Признаться, пока я
не вижу в них слабых сторон.
Ирина Бондарева, учитель начальных классов
школы № 17 города Пензы.
— Думаю, что более правильно было бы
спросить мнение тех учителей, кто участвовал в пилотном проекте, у них больше
опыта. Но коли спросили меня, скажу так: посыл в стандартах заложен хороший —
воспитание деток мобильных, готовых жить в постоянно меняющемся мире, готовых
брать на себя ответственность.
Анна Оборина, учитель начальных классов
школы № 31 города Пензы.
Ольга ЯМЩИКОВА, фото автора
http://www.pravda-news.ru/node/10553
06.12.2011
Дети должны осознать практическую составляющую школьного
образования – губернатор Василий Бочкарев
В
Пензенской области проводится мониторинг внеурочной занятости детей в
общеобразовательных учреждениях. К настоящему времени проанализирована
деятельность пяти школ Пензы, Сердобска, Кузнецка и Каменки. Об этом сообщила
министр образования Пензенской области Светлана Копешкина на еженедельном
оперативном совещании в Правительстве региона во вторник, 6 декабря.
По ее словам, работа
общеобразовательных учреждений детально изучалась в течение трех недель.
«Спортивное и художественное
направления в системе дополнительного образования на сегодняшний день
преобладают. В то время как техническое, эколого-биологическое имеют
недостаточный объем. Мы пришли к выводу, что в регионе необходимо разработать
стратегию развития технического и технологического образования школьников», –
пояснила Светлана Копешкина.
С этой целью в школах были проведены
встречи с преподавателями, «круглые столы» с участием родителей и специалистов,
занимающихся техническим образованием детей. По мнению Светланы Копешкиной, эти
меры позволят усилить практическую составляющую процесса обучения.
Губернатор Пензенской области
Василий Бочкарев, в свою очередь, напомнил об инициативе развития промышленного
туризма. Проект предусматривает проведение для школьников экскурсий на
промышленные предприятия региона с целью их ознакомления с рабочими
профессиями.
«Дети должны осознать практическую
составляющую школьного образования, встретиться с людьми, работающими на
различных предприятиях, узнать об особенностях той или иной профессии. Проект
реального образования необходимо начинать со школы, и уже потом переходить к
высшим учебным заведениям», – отметил Губернатор.
По его мнению, главным инновационным
проектом в регионе должно стать создание системы воспитания здорового человека,
готового к работе в реальном секторе экономики.
«То, что есть сегодня, не годится.
Нам нужна система, ориентированная на результат», – подчеркнул глава региона.
http://www.penza.ru/news/2011/12/6/11255086
06.12.2011
Сосновские школьники собирают роботов
В рамках модернизации системы общего
образования Сосновская средняя школа Бековского района получила робототехнику.
Учащиеся начального звена изучают
управляемые конструкторы LEGO,
учащихся среднего звена - роботы LEGO MINDSTORMS NXT. Для старших классов
предусмотрены более сложные модели этих представителей.
Ребята с удовольствием собирают и
исследуют модели мини-роботов. Самое сложное - научить их "думать",
"анализировать ситуации", составив для них "умные"
программы.
У школьников эти игрушки вызывают
интерес, даже самые нерадивые ученики на занятиях становятся “шелковыми”.
Конструкторы используются не только
на уроках информатики, физики, технологии, но и во внеурочной деятельности.
Фото с сайта
http://mousosnovka.edusite.ru/
http://www.vestibek.ru/news-10-675.html