Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 22.11.24
12

12.06.2011

 

День Святой Троицы. Пятидесятница

 

Удивительно само Троичное название праздника, который связывает ветхозаветные и новозаветные времена, знаменует собой начало Церкви Христовой, показывает Промыслительное действие в мире Единого Триипостасного Бога. В этот день явился обещанный Богом Сыном Бог Дух Святой, этот день является выдающимся актом попечения Бога о роде людском. Отныне просвещенный Духом Святым человек готов к распространению евангельской проповеди о спасении. ..ы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8).

Автор: o.Maksim 12/06/2011 Другие новости этого автора

 

Описание этого события находится в книге Деяний, во второй главе. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1-4). Композиционная схема иконографии праздника, ранние образцы которой дошли до настоящего времени в виде книжных миниатюр в Евангелии Рабулы (VI век) и в кодексе Григория Назианзина (IX век), хотя и имеет вполне устоявшийся вид, но отличается деталями, которые придают изображению различные оттенки Богословского содержания.

В центральной части иконы, симметрично, по дуге, расположены фигуры апостолов - по шесть слева и справа. Удивительно, что на вершине составленной из фигур дуги изображены апостолы Петр и Павел. Согласно книге Деяний, Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице. Почему же он изображен на иконе? Ответ в том, что икона являет нам не хронологически верное историческое свидетельство праздника, а его духовную суть. Сошествие Духа Святого на апостолов - начало христианской Церкви как сообщества всех объединенных верой и стремлением к спасению людей - и живущих, и ушедших из земной жизни. Поэтому вполне обосновано появление на иконе праздника святого провозвестника слова Божия - апостола Павла, апостола, без которого немыслимо было бы создание и торжество христианской Церкви.

Слева и справа от апостолов изображены палаты. Как правило, они не соединены велумом - он мешал бы изображению огненных языков, отображающих Духа Святого, нисходящего из небесного полукруга. В нижней, центральной части иногда изображают закрытую дверь с закругленным верхом - образ затворенной от внешнего мира горницы, в которой свершается великое таинство. К примеру, подобное изображение можно встретить на знаменитых вратах Рождественского собора в Суздале (XIII век). В других случаях в полукруглом проеме нижней части изображают, согласно книге Деяний, собрание народов.

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их, говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деян. 2, 6-12).

На многих изводах, в проеме с закругленным верхом, на темном фоне изображен старец в короне, держащий на руках плат, на котором находятся двенадцать свитков. Свитки есть также и у одиннадцати апостолов, а в руке апостола Павла традиционно изображена книга в виде кодекса. Старец в короне - это символическое изображение мира, космоса, вселенной.

На некоторых иконах Пятидесятницы, в верхней части композиции, среди апостолов встречается и изображение Богородицы. Такие иконы получают распространение с XVI века. Основанием для подобной иконографии служит упоминание о присутствии Богоматери в Сионской горнице - все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян. 1, 14), а также сочинение преподобного Симеона Метафраста (X век) «Житие Богородицы», которое получило широкую известность именно в этот период времени.

Следует заметить, что до сих пор существуют споры о том, уместно ли в иконе, называемой «Сошествие Святого Духа на апостолов», делать значительный акцент на изображении Богородицы, не нарушается ли при этом основной смысл праздника? Ведь считается, что Она, по словам протоиерея Сергия Булгакова, «имела Свою личную Пятидесятницу в Благовещении, когда сошел на Нее Дух Святой».

Леонид Александрович Успенский пишет, что «поскольку Пятидесятница есть обожение человека, то первая из всех обожженных – несомненно, Богоматерь. Основываясь на этом, некоторые оправдывают Ее изображение в Пятидесятнице как образ первого человека, достигшего полного единения с Богом, как вершину человеческой святости. Но, конечно, личный подвиг Богоматери - единственный и не может сравниться, ни с каким другим человеческим подвигом. Икона же Сошествия Святого Духа есть образ Церкви с ее таинствами, учением, установлениями и святостью, т. е. образ нормы. И в этом плане Богоматерь, в силу Своего Богоматеринства, не может стоять на одном уровне с другой, хотя бы даже апостольской святостью. Пресвятая Богородица является исключением, а не нормой: Она не в ряду со всеми, а над всеми».

Единого мнения нет, но справедливости ради следует отметить, что уже в древности, на миниатюре сирийского Евангелия Равулы, среди апостолов изображена Божия Матерь. Характерно, что на этой миниатюре присутствует также изображение голубя, от которого нисходит на главу Богородицы огненный язык.

Второе духовное значение такого события, как Сошествие Святого Духа на апостолов - это завершение того откровения Бога о Самом Себе, которое Он предназначил для человека. В этот день в мир, к людям, в Церковь сошел Бог Дух Святой - третье Лицо Пресвятой Троицы. По рассуждению святителя Василия Великого, человек, «привлекший Духа, привлекает вместе и Сына и Отца». Поэтому празднику Пятидесятницы соответствует также икона, называемая «Троица Ветхозаветная».

Иконография иконы появилась на основе другого, более раннего извода, который называется «Гостеприимство Авраама» или, иначе, «Явление трех Ангелов Аврааму». В книге Бытия, в восемнадцатой главе содержится описание явления Господа в виде трех странников праотцу Аврааму. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18, 1-8).

К древнейшим образцам иконографии «Гостеприимство Авраама» можно отнести фреску в катакомбе Виа Латина, IV века, а также мозаику первой половины VI столетия, которая находится в алтаре церкви святого Виталия в Равенне. В после-иконоборческий период этот сюжет получает широкое распространение и в Византии. На Руси подобные изображения появляются уже с XI века - примером может послужить фреска Софийского собора в Киеве.

Характерной особенностью композиции «Гостеприимство Авраама», наряду с центральным изображением трех крылатых Ангелов с нимбами, является и изображение Авраама, Сарры и слуг, закалывающих жертвенного тельца. Иногда изображений слуг нет, а праотцы Авраам и Сарра изображены среди Ангелов, за их спинами. На некоторых изводах праотцы изображены в окошках палат на заднем плане или на переднем - перед столом, за которым восседают Ангелы. Основной Богословский смысл иконографии «Явление Аврааму трех Ангелов» заключается в обетовании, данном Аврааму Господом:

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем (Быт. 18, 18-19).

Совсем другое значение имеет иконография «Троица Ветхозаветная». Возникшая в Византии и не имевшая поначалу самостоятельного значения, эта иконография получила окончательное осмысление в древнерусском иконописании. Образцом подобной иконографии служит совершенная и по Богословию, и по своим художественным достоинствам икона преподобного Андрея Рублева. Она написана предположительно в 1423-1427 годах для иконостаса Троицкого собора Лавры преподобного Сергия. На иконе нет Авраама, Сарры и слуг, приготовляющих трапезу. Центральное место отведено трем крылатым Ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья, характерное изображение стоп ног, палаты, древо и горка на заднем плане - все это образует своеобразный композиционный круг.

И выражение ликов Ангелов, и гармоничное единство всех элементов иконы, и ее колорит доносят до предстоящего перед образом ощущение покоя, Божественной упорядоченности и согласия. Это мир, где нет места хаосу.

Икона являет уже не сцену посещения Господом Авраама и Сарры, а предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия - Бога Слова, для спасения человечества от вечной смерти. В центре иконы помещена стоящая на столе, а правильнее сказать - на престоле, чаша, с головой жертвенного тельца. Левый Ангел благословляет чашу правой рукой, центральный также совершает благословляющий жест, который одновременно можно истолковать как жест нисхождения в саму чашу, а правый Ангел со склоненной головой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающееся на таинственном и непостижимом для людей совете Святой Троицы. Традиционно считают, что облаченный в синий хитон и вишневый гиматий с клавом центральный Ангел символизирует собой Иисуса Христа. На некоторых поздних повторениях рублевской иконы изображали даже крестчатый нимб вокруг головы центральной фигуры.

Стоглавый Московский собор 1551 года дал следующее определение по поводу подобных икон: «У Святой Троицы пишут перекрестье ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых писмах и в греческих подписывают "Святая Троица", а перекрестье не пишут ни у единого. А иные подписывают у среднего "IС ХС Святая Троица". И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и прочии пресловущии живописцы, а подписывать "Святая Троица". А от своего замышления ничтоже претворяти».

Однозначно сказать о том, кого именно из Лиц Святой Троицы представляют фигуры Ангелов, нельзя. Есть весьма распространенное и убедительно обоснованное мнение, что центральный Ангел символизирует и Бога Отца, и воплощенного Богочеловека Иисуса Христа одновременно. К примеру, Ю. Малков в статье «"Святая Троица" преподобного Андрея Рублева» пишет: «...с достаточной уверенностью можно утверждать, что преподобный Андрей, стремясь передать неразрывное единство Ипостасей при обязательном Их различении, не мог не отразить в своей иконе... нераздельность-неслиянность. При этом он, в соответствии со всей святоотеческой традицией, сознательно представил образ Отца через образ Сына - по евангельскому слову: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Более того, Рублев, смог непосредственно иконографически-художественными средствами выразить эту символическую традицию восприятия Сыновнего образа как "замещающего" образ Отца, что, естественно, всегда подразумевалось православным сознанием...».

С. Алексеев. Пятидесятница. День Святой Троицы. Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов. Зримая истина. Книга о православной иконе для семьи и школы. – СПб.: Ладан, Троицкая школа, 2006 г.

http://troitsa.paskha.ru/history/Alexeev/

Похожие сообщения

http://k-pravoslav.ru/news+article.storyid+751.htm

 

12.06.2011

 

Сегодня День Святой Троицы

 

К религиозным праздникам, которые в представлении христиан уже прочно слились с языческими обрядами, относится Троица.

Праздник Троица в нынешнем году выпадает на 12 июня. День Святой Троицы - великий христианский праздник в память Сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло в виде огненных языков над головой каждого из учеников Христовых на 50-й день по Воскресении Христовом. Ученики также получили дар говорения на разных языках, так что иностранцы понимали их речь. Этот дар был дан им для проповеди в разных странах.

Апостолы получили дары Святого Духа для устроения Церкви. В Священном Писании повествуется, что люди, на которых апостолы возлагали руки с молитвой, получали дары Святого Духа. Церковь создана Господом на века, поэтому апостолы передавали благодать Святого Духа своим последователям - епископам, а также священникам и диаконам.

Благодать Святого Духа пребывает в Церкви до сего дня и проявляется в святости таинств, в истинности церковного учения и в благодатном действии на каждого члена Церкви.

Праздник Пятидесятницы берет название от ветхозаветного, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. В православной церкви - великий двунадесятый праздник.

В этот день церкви украшаются молодой зеленью и цветами, которые символизируют обновление людей Духом Святым.

Троица предполагает почитание Бога как триединство - слияние Бога-отца, обладающего мудростью и пониманием жизни, вездесущего Бога-сына и Святого Духа. Истинно религиозный, один из великих праздников, Троица всегда отмечается в воскресенье.

Фото с сайта www.prokavkaz.com

http://www.nov-vremya.ru/news-3-450.html

 

12.06.2011

 

На Троицу прихожане выстлали дорогу к храму цветами

 

Пионы, ирисы, люпины, калина и жасмин - этими цветами усыпана архиерейская дорожка. Второе ее название - путь в рай. Ковер выкладывают раз в году на Троицу. В Пензе признают, что самая красивая дорожка, как правило, бывает в Успенском кафедральном соборе: ее ширина - полтора метра, длина - около шестидесяти.

«Эта дорожка - плод коллективного творчества прихожан и сотрудников собора. Здесь нет никаких канонов, это экспромт. Пройдет владыка, и от дорожки ничего не останется, поэтому вся прелесть заключается в процессе работы», - рассказала сотрудница Успенского кафедрального собора Галина Рожкова.

Троицу называют Зеленым воскресеньем: снаружи и внутри церкви украшены березовыми ветвями, а полы и территорию у храма устилают травой. Это древняя традиция. Как известно, апостолы, ожидая сошествия Святого Духа, украшали горницу свежей зеленью. Символическое значение этого - обновление души человека.

В основе праздника - евангельское событие, случившееся на 50-й день после воскресения Христова. Святой Дух в виде огненных языков сошел на учеников Иисуса. Они познали триединство Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа Святого и стали проповедниками веры.

Цветочную дорожку разобрали за несколько минут. Сначала прихожанки разувались и босиком шли по траве, а потом набивали ею сумки.

Кроме того, Троица - день рождения христианской церкви, поэтому в течение всего зеленого воскресенья в храмах проводят праздничные литургии. На одной из них были Антон Макарский с супругой Викторией. В этом году Троица совпала с Днем города, и артисты будут поздравлять пензенцев с праздником.

ТРК «Наш Дом»

http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=39896

 

13.06.2011

 

Сельчане отметили Троицу народным гуляньем

 

С подачи молодежи в селе Пазелки местные жители организовали праздник на Троицу. «Согласно христианскому обычаю, такой праздник отмечается испокон веков. Каждый год в этот день люди собирались на поляне и устраивали народные гуляния. Мы хотим продолжить традицию, чтобы наши внуки помнили о нас и об этом празднике», - отметил организатор мероприятия Сергей Мальцев.

Троица здесь проходила в национальных традициях, коллективы пели на эрзянском языке. Ритуальное приготовление молодого бычка - одна из важных составляющих православного праздника на селе.

«На Троицу режут бычка и варят селянку, которую все должны попробовать. Тогда будет урожайный год», - рассказала жительница с. Пазелки Ольга Полежаева.

Потом - народные забавы: песни и пляски, стихи и частушки, а также выставка старинных промыслов. Жители окрестных сел - стрелки, борцы, силачи - стали главными героями этого праздника. Троицу принято отмечать массово и всенародно.

ТРК «Наш Дом»

http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=39908

 

16.06.2011

 

День Святой Троицы

 

День Святой Троицы (в этом году 12 июня) празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, когда они собрались в Сионской горнице в Иерусалиме.

Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда апостолы увидели разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из них. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Первый день Пятидесятницы, то есть воскресенье, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

На Руси праздник Святой Троицы еще именовался зеленым праздником. К этому празднику принято было украшать храмы и жилище древесными ветвями и цветами. Вот и наш святой храм Вознесения Господня к этому празднику как будто превратился в зеленую рощицу: пол был устлан душистыми травами, иконы украшены садовыми цветами, а небольшие берёзки, словно сестрицы, «разбежались» по всему храму - все было сказочно-торжественным! На иконах Лик Пресвятой Богородицы и Лики святых были светлее и теплее.

Божественная Литургия была по-особенному торжественной и праздничной. Единая молитва, звучавшая из уст нашего батюшки - настоятеля храма Вознесения Господня отца Геннадия, прихожан и церковного хора, разливалась по всему храму и поднималась ввысь под купола.

На следующий день, в понедельник 13 июня, в нашем храме совершалось особое празднование в честь Святого Духа - третьего Лица Святой Троицы. После праздничной Божественной Литургии был Водосвятный молебен. Наш батюшка окропил святой водой всех прихожан, стоящих с веточками берёз и цветами. Великое торжество замечательного праздника проходило в нашем храме!

Чувство этого торжества, Божественную благодать и духовную радость ощутили все верующие. И пусть это чувство как можно дольше пребудет в наших сердцах и душах!

Слава тебе, Боже! Слава Тебе!

http://www.vestnik58.ru/news-12-316.html

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг