Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 22.11.24
27

27.12.2010

 

Почему о Церкви вспоминают, как о "последней соломине"?

 

Протоиерей Игорь Фомин.

Протоиерей Игорь Фомин

Фото: foma.ru

 

"Если мы вспоминаем о Боге только тогда, когда он нужен, такой "бог в баночке", это совершенно неправильно. Или ты с Богом, или ты вне общения с ним", - считает гость "Прощеного воскресенья" (97.2 fm) протоиерей Игорь Фомин

Антон Челышев:

- Сегодня мы решили поговорить о тех случаях, когда человек обращается к Богу, что называется, как к последней инстанции, когда у человека беда или он находится на смертном одре. Когда говорят: «Остается только молиться». Как относиться к таким ситуациям, когда они возникают внутри себя, как относиться к таким людям? Кто они, лицемеры, трусы или приспособленцы, люди, которые к Богу обращаются только тогда, когда надо? А если Господь что-то дал, помог, то снова светскость, мир, гламур, а Бог…. Ну, дал и хорошо.

Отец Игорь Фомин:

- Каждый человек своими путями приходит к Господу. Кто-то с детства, для кого-то это естественно, кто-то пришел в ряду умозаключений каких-либо к осознанию Господа. Но кто-то, как вы сказали, через страдания, болезни, несчастья или какие-либо другие катаклизмы. И таких, к сожалению, в наше время очень много. Вообще, когда человек через какие-то страдания приходит к Господу, мне всегда кажется, что в этот момент человек взрослеет, умнеет. Знаете, как среди семьи ребенок лет в 15-16 знает и умеет все, а его родители ничего не знают и ничего не умеют. В его понятии, естественно. И он пренебрежительно относится к их опыту, к их взглядам, к тому, как они себя ведут в обществе. Но бывают и какие-то катаклизмы, когда мы утыкаемся плачущими глазами в плечо или в колени родителей и просим у них.… Даже не всегда помощи, а, может быть, какого-то утешения, понимания и защиты. С этим можно сравнить и состояние, когда человек через какие-то страдания приходит к Господу.

Почему это происходит? Допустим, человек заболел какой-то страшной болезнью. Он испробовал все, что мог – чудодейственные кремлевские таблетки, поездил по всем врачам, бабкам, знахарям. И остается последняя инстанция – вернуться к Господу. Он, конечно, не понимает, что возвращается к Господу, но Господь его ждет, когда тот обратится и скажет: «Господи, помоги». И, как сказано в Священном Писании, кто призовет имя Божие, тот спасется. У меня перед глазами множество таких случаев, множество людей, которые уже на смертном одре обратились к Господу очень искренне, даже попытались сделать какие-то подвиги в сторону Господа. Совсем недавно один знакомый, всю жизнь смеявшийся над нами (когда мы приезжали к нему, он говорил: «У вас пост, и мне пожарьте котлетки на постном масле»), оказался на смертном одре, и его взгляды стали совсем другие. Он переосмыслил очень многое, искренне исповедался, вспомнил всех, кого обидел. Почему-то в этот момент очень хорошо это вспоминается. Может быть, хочется попросить прощения в такой момент, чтобы и тебя простили. Наверное, совесть здесь более обнажена в твоем сердце, в твоей душе. Он очень долго пользовался каким-то целителем, магом. Я его просил: я вас исповедаю, но причастить я вас не смогу, так как вы находитесь «в юрисдикции» мага этого. Если вы от него откажетесь, я готов вас причастить. И он действительно совершил этот подвиг, он отказался от этого мага и стал с Господом.

Елена Чинкова:

- Отец Игорь, исходя из вашего личного опыта, таких людей, которые после просьбы к Богу меняли свой стиль жизни, становились верующими, много ли? Или, в основном, получив свое заветное, они возвращаются к прежнему образу жизни?

Отец Игорь Фомин:

- Полностью обратиться к прежнему образу жизни, наверное, не позволяет совесть человека. У каждого она есть. Какой бы отпетый мошенник или негодяй ни был, если тебе оказали благодеяние, а особенно благодеяние в каких-то сферах твоей жизни очень значимых, будь то здоровье, жизнь или еще что-либо, все равно ты остаешься благодарным Богу. Может, они не становятся уж такими воцерковленными людьми, но относятся с пиететом, если можно так выразиться, к Господу, к церкви, где они получили то, что хотели.

Челышев:

- Сейчас, когда миром правит золотой телец, очень многие люди, которые привыкли все покупать и все продавать, придя к Господу и получив то, чего хотели, почувствуют, что их долг – расплатиться каким-то образом. И что? Они скажут: я пожертвую на храм. И все, с меня взятки гладки, я свое отдал. Или, скажем: я пойду, помогу кому-нибудь. Мне помог Господь, я от его имени пойду и еще кому-нибудь помогу. И все, с меня взятки гладки, больше на меня косо смотреть сверху не надо, я расплатился.

Отец Игорь Фомин:

- Позвольте анекдот рассказать. Умирает «новый русский». Приходит к вратам рая, его встречает апостол Петр. И он говорит: «Где мне в раю поставить свою раскладушку?» Петр спрашивает: «А как ваша фамилия?». Полистал и говорит: «Знаете, вам не к нам, вам в ад». Он говорит: «Как?! Я пять детских домов восстановил, домам престарелых помогал, церкви строил, монастыри восстанавливал!». «Вы за деньги не переживайте, все вам вернем», - отвечает Петр.

Понимаете, нельзя купить любовь. Естественно, если это любовь с большой буквы. Точно так же нельзя купить веру. Можно отблагодарить какими-то своими поступками, делами, но, как мы знаем, благодарность - это уже постфактум каких-либо деяний. То есть ты можешь отблагодарить, а можешь и не отблагодарить, от этого многое не зависит. От этого зависит дальнейшее твое общение с Господом или с любым человеком, которому ты благодарен. А благодарность может быть разная. Это деньги, добрые дела, открытое сердце. Господу, по большому счету, ничего и не надо. Ему нужно только сердце человека. Вот и всё.

Звонок от радиослушателя Романа:

- Никогда никто не вспоминает маму, когда ему хорошо. Но как только ребенок плачет, он начинает звать маму. В человеке заложено это, что ли.

Отец Игорь Фомин:

- Вы правильно заметили. Есть даже такая примета: если ребенок пишет из армии очень часто, значит, ему там плохо. Как только он перестает писать из армии, значит, ему там хорошо. Но поверьте, это не общая тенденция. Среди людей есть те, которые с детства благодарны своим родителям. Есть люди, которые родителям своим помогают, и есть люди, которые своих родителей вспоминают всегда и везде. И есть люди, которые к церкви и к Господу точно так же относятся, как к любящей матери.

Звонок от радиослушательницы Марии:

- Я пришла к церкви слишком поздно, меня не крестили. Мне уже почти 55 лет. Я глубоко верующий человек.

Челышев:

- Вы пришли к Господу после того, как что-то с вами произошло? Вы попросили помощи и получили ее?

Мария:

- Я жила в военном городке, куда направили моего мужа. И окружение было глубоко верующим. Проанализировав все, что происходит вокруг меня (а складывалась очень сложная ситуация, много было трагедий, несчастий), я сделала этот шаг. Я приняла крещение, и я благодарна такой ситуации. Потому что реально меня Бог спасал. Спасал с того света, в сложнейших ситуациях, когда меня выгоняли с работы, выгоняли моего мужа. Мы ходили к батюшке, исповедовались, он нам давал программу, и мы все это выполняли. Мы чувствовали (я говорю совершенно искренне и хочу, чтобы это слышали) это присутствие. Сейчас, конечно, тяжело (я военнослужащая) все это соблюдать. Но без этой веры, даже какой-то короткой молитвы, я уже не представляю своей жизни. Что-то ведет меня по этой жизни, и я даже не знаю, если бы этого не было, что случилось бы. Потому что у меня уже нет ни мамы, ни папы, ситуация сложная.

Хочу спросить протоиерея Игоря вот о чем: мне все-таки удалось отвести свою дочь в храм на исповедь. Она, преломив себя, пошла. И батюшка, к которому она впервые пришла, увидел под ее длинной шубой брюки и сказал: «Нет, отойди в сторону, я не буду принимать исповедь». И она пришла и высказала мне: «Я столько готовилась, я бы закатала брюки!». И это ей создало такой заслон. Она вышла замуж, я прошу ее обвенчаться. Но она уже не может переступить. Что можно сделать?

Отец Игорь Фомин:

- Вы очень долго уговаривали свою дочь прийти в храм, но ее надо было не только уговорить, ее надо было взять за руку и довести до того батюшки, которого вы знаете, и передать с рук на руки. Разные бывают люди и у алтаря, в церкви. Поэтому контролировать надо ребенка до последнего. Я ни в коем случае не перекладываю вины с больной головы на здоровую, с себя на вас. Да, здесь, конечно, тоже есть перегибы, об этом и Патриарх недавно говорил на собрании епархиальном в Москве. Но я думаю, что у вас есть еще возможность, точно так же пообщавшись предварительно со священником, привести свою дочь и другую жизненную ситуацию ей преподать.

Челышев:

- Отец Игорь, прокомментируйте действия того батюшки. Должен ли он в такие детали вдаваться или нет? Есть какие-то правила очень жесткие, гибкость здесь не предусмотрена?

Отец Игорь Фомин:

- Прокомментировать очень сложно те обстоятельства и что там было. Если взять эту голую ситуацию, что он отверг человека, первый раз пришедшего на исповедь, он, конечно, сделал совершенно неправильно. Это тяжело. Патриарх возлагает на таких священников ответственность за души людей, которых мы отвергли, не приняли в лоно церкви, не дали им возможность войти, не помогли им войти. Мой комментарий, что ответственность будет полностью на этом священнике.

Чинкова:

- Просто настолько привыкли, что служительницы в храмах постоянно тебе говорят: как ты посмела сюда прийти накрашенная, без платка, не в юбке! И лишний раз не хочется идти в храм. Я по себе сужу.

Отец Игорь Фомин:

- Да, я с вами полностью согласен, есть такие перекосы.

Звонок от радиослушателя Валентина:

- Насчет того, что приходят, когда нужно человеку. Мне 31 год. Крестился. У меня никого не было крещеных, и верующих вокруг меня до сих пор, в общем-то, мало. И в церковь я пришел, когда мне было лет 15, можно сказать, самостоятельно. В принципе, ситуация до сих пор не изменилась. Но у меня не было никаких проблем и до сих пор нет. В церковь я то много ходил, то мало, потом вообще прекращал. Могу сказать, что здесь была внутренняя потребность какая-то.

Челышев:

- Такого не было, что вы церковь воспринимали как объект культурного наследия, если здание старинное, а тут вдруг приперло, и вы поняли: а еще и сюда можно сходить, здесь можно попросить, авось, помогут?

Чинкова:

- Перед экзаменами, может, свечки ставили?

Валентин:

- Нет. Наоборот, если у меня возникали жизненные проблемы, это меня только отталкивало от церкви. Я не понимаю, как можно у Бога попросить машину, грубо говоря, или чтобы хорошо сдать экзамен. Чем больше я углублялся в церковную жизнь, тем более это для меня становилось противоестественным. Я не мог попросить чего-то материального. А чем дальше, тем это становилось больше и больше. Я просто не понимаю, как можно о житейском что-то спрашивать у Бога. Хотел задать отцу Игорю вопрос: почему я не могу прийти в церковь так, чтобы оттуда больше не уходить?

Отец Игорь Фомин:

- Почему вы не можете? Вы можете, это только от вас зависит, от вашего желания, от ваших возможностей. Вы можете посвятить себя служению церкви, служению в церкви. Если вы человек церковный или, как сейчас говорят, воцерковленный, то вы уже находитесь в церкви. Как вы можете туда прийти, чтобы не уйти? Вы уже внутри находитесь. Неважно, где вы – в миру, на работе, куда-то уехали за границу, вы все равно представитель церкви. Я иногда не мог совершить какие-то поступки только потому, что на меня смотрели как на христианина. Вот это был один из важных сдерживающих факторов моей жизни. Но это один из многих, другие там тоже присутствовали. Но я не мог поступить так, потому что был христианин, потому что по мне будут судить о том, какова церковь, каков Христос.

Мне, кстати, было очень приятно слышать от вас, что у вас нет рыночных взаимоотношений с Господом: ты – мне, я – тебе, свечку поставить – экзамены получить и т.п. Но почему бы церковному человеку не попросить Господа во время экзаменов держать, как говорится, за него кулачки?

Чинкова:

- То есть это все-таки не грех?

Отец Игорь Фомин:

- Я считаю, не грех, когда у нас хорошие, нормальные взаимоотношения. Когда мы учителю постоянно хамим, а потом удивляемся, почему он нам ставит плохую оценку, мне кажется, то же самое и в церкви. Если мы о Боге вспоминаем только тогда, когда он нужен, такой бог в баночке (вот стоит баночка с гречкой, баночка с телевизором, баночка с богом), когда надо, нужную баночку мы открываем, это совершенно неправильно. Или ты с Богом, или ты вне общения с ним. Хотя колебаний может быть очень много в жизни. Человек может и уходить, и приходить к Господу. Но он просто себя растратит, если постоянно будет меркантильным.

Челышев:

- Если у человека «бог в баночке», он периодически его открывает и достает, Господь что делает в таких случаях? Он приходит, когда его зовут?

Отец Игорь Фомин:

- Любой родитель на любой возглас ребенка о помощи всегда приходит. Ребенок просто со временем перестает замечать, что ему помогают родители, но не перестает пользоваться помощью родителей.

Звонок от радиослушательницы Светланы:

- Я родилась перед войной, в 39-м. Меня крестили в духовской церкви, бабушка у меня была верующая, водила меня маленькую в храм. Когда я повзрослела, в силу обстоятельств не часто ходила в храм. В глубине души я всегда считала себя православным человеком. У меня случилось несчастье, умер муж в 2000 году. Моя двоюродная сестра подарила мне молитвенник, говорит: читай, чтобы 40 дней читала. Я не знаю, кто мне помог. Я только два раза прочитала, и у меня все осталось в памяти.

Челышев:

- А жизнь ваша каким-то образом изменилась после этого?

Светлана:

- Мне стало немножко легче. Мне было трудно без супруга. Я каждый день молюсь, хожу в храм. У меня неплохой голос, я даже хотела петь там. Но в таком возрасте вроде уже не принимают. Мне очень помогло. Но меня удивило то, что я смогла сразу выучить наизусть молитву.

Отец Игорь Фомин:

- Когда из-под ног уходит почва, естественно, хватаешься  за любые соломинки. И когда вдруг ценности, которые ты выстраивал всю жизнь, рушатся, те цели, которые ты ставил – вырастить прекрасных детей, а ребенок уходит от тебя, умирает, допустим, - страшнейшее горе. Я считаю, что это одно из самых тяжелых испытаний, что можно пережить здесь, на земле. Когда, как у нашей радиослушательницы, умер супруг, все прекратилось в жизни, все пришлось переиначивать. В этот момент, естественно, человек приходит к Господу. Он хватается, и он получает очень серьезную помощь, если он способен ее воспринять. Вы же сами понимаете, не каждый человек, даже придя в больницу, способен воспринять ту помощь, которую ему готовы оказать врачи, он сопротивляется, противится, иногда, бывает, мешает врачам. Точно так же бывает, что мешаем и мы Господу, чтобы он действовал в нашей жизни.

Челышев:

- Старый анекдот. Тонет человек, его несет бурная река. Человек сильно верит. Он думает: выбраться бы, выбраться. Ветка свисает с берега. Он думает: нет, не буду хвататься, есть Господь, он мне поможет. И так три раза. Потом водопад, он погиб. На том свете встречает Спасителя, говорит: «Господи, я так верил, что ты мне поможешь». Тот отвечает: «Я тебе три раза пытался помочь».

Звонок от радиослушателя Юрия:

- Я человек верующий, в детстве был крещен. Постоянно и в советское время ходил в церковь, и в смутные 90-е. А вот сейчас, после некоторых событий, я почему-то не могу ходить в церковь. Я представитель старого дворянского рода, это старинный род Пашковых. Для дворян, умных, образованных, Николай II всегда был кровавый. Вспомните Ленский расстрел, когда 5 тысяч человек убили, в Питере расстрелы. И вдруг церковь его канонизирует. И второе, что отвратило от церкви, - это когда хоронили Ельцина. Я не могу ходить в церковь. Скажите, это грех или нет? Я молюсь, у меня много икон.

Отец Игорь Фомин:

- Юрий, приветствую вас как дворянина, я очень долго служил в Дворянском собрании, храм Дворянского собрания был приписан к нашему храму. Понимаете, очень часто церковь пытаются затянуть в какие-либо политические партии: пусть церковь осудит того-то, пусть выскажет свое мнение по отношению к этому человеку. Церковь – это не политическое устройство, церковь открыта всем, даже тем цапковским бандитам, которые совершили страшное злодеяние в Кущевской, но если они раскаются, церковь открыта и для них. Потому что перерождение возможно только в церкви. Это очень важный вопрос, который вы задали. Только любящая мать может плакать, может достойно провожать в последний путь свое чадо, даже если это чадо является каким-то преступником. Потому что в последний момент мы не знаем, что происходит между человеком и Богом. Но церковь верит, что Господь не хочет смерти грешника. Юрий, обратите внимание на милосердие.

Чинкова:

- Хотела уточнить вопрос насчет отпевания. А если у священника какая-то личная неприязнь к этому человеку, которого надо отпеть, он может отказаться, или не имеет права?

Отец Игорь Фомин:

- Не имеет права. Потому что священник действует не по своей воле, не по своему хотению. Он действует от имени церкви, от имени правящего архиерея, который его поставил служить.

Звонок от радиослушательницы Татьяны:

- Мне 52 года, я с малолетства хожу в церковь. Вы говорите, что нельзя у Бога просить. А я прошу, чтобы он дал здоровья мне и детям. У меня два раза был инсульт. Бог мне всегда помогает.

Отец Игорь Фомин:

- Будем за вас молиться тоже, чтобы Господь вам помог.

Звонок от радиослушательницы Ксении:

- Хотела поделиться общением с православными священниками. Я попала в такую тяжелую жизненную ситуацию, когда осталась с детьми одна. Я очень долго думала, попросить мне материальной помощи у Русской православной церкви или нет. Я долго молилась и вспоминала в это время Николая Угодника. Я подумала, что надо переступить через свой стыд, спасти своих детей, свою жизнь. Я попросила у Русской православной церкви довольно приличную сумму денег. Я ее получила. И я очень благодарна. Я постараюсь всеми своими силами вернуть. Ибо я просила на развитие своего дела.

Челышев:

- Дело пошло?

Ксения:

- Да. Я вам очень благодарна. Я хочу сказать всем людям: наши православные священники получают, думаю, мизерные зарплаты. И они как-то умудрились сделать доброе дело мне и моим детям, спасти нас.

Отец Игорь Фомин:

- Спасибо большое, Ксения. У меня есть одна знакомая, она очень щедрый человек, спокойно может давать в долг серьезные суммы денег. Когда ей звонят из другого города, говорят, что готовы вернуть, она всегда говорит: «Отнесите в ближайший храм, а Господь найдет, как мне вернуть эти деньги». Эта такая вера, очень серьезная вера, иногда даже поражает. Так что спасибо большое, Ксения. И будьте верующими людьми, доверяйте Богу.

Елена ЧИНКОВА

http://penza.kp.ru/daily/24614.5/783192/

 

27.12.2010

 

Музеям и заповедникам в новом году разрешат кормить и размещать гостей

 

При музеях и заповедниках в следующем году могут появиться рестораны и гостиницы, которые ранее были законодательно запрещены. Об этом заявил на пресс-конференции в РИА Новости министр культуры РФ Александр Авдеев.

По его словам, музеям и заповедникам, к примеру, ранее запрещалось иметь у себя пункты питания, и музеи, открывавшие кафе, штрафовались налоговыми органами.

"Вторая несуразица: им нельзя иметь гостиницы. Например, лермонтовские "Тарханы" расположены далеко от Пензы. Почему бы не остановиться там, на 2-3 дня, не изучить заповедник. Вдобавок, приезжают коллеги, кто-то работает в архивах, кто-то пишет диссертацию. Надеемся в этом году решить и проблему с гостиницами", - добавил Авдеев.

По словам министра, подобные недостатки должны быть исправлены после принятия федерального закона, который будет нацелен, прежде всего, на оптимизацию расходования государственных средств, в сфере культуры и на придание большей самостоятельности культурным учреждениям, - сообщает РИА Новости.

http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/2010/12/27/14103252

 

28.12.2010

 

Епископ Вениамин проведет рождественские богослужения в Успенском кафедральном соборе

 

Епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин проведет несколько праздничных богослужений в Успенском кафедральном соборе с 6 по 8 января 2011 года. Праздничная Божественная литургия в Рождественский сочельник начнется в четверг, 6 января, в 08.00 мск.

В ночь с 6 на 7 января Божественная литургия в честь праздника Рождества Христова в Успенском кафедральном соборе начнется ровно в полночь. Великая вечерня и поздравления епископа Вениамина с праздником Рождества Христова намечены на 17.00 мск.

8 января владыка посетит поселок Земетчино, где отслужит Божественную литургию в храме Рождества Христова. Начало богослужения в 09.00 мск, сообщает сайт пензенской епархии.

http://penzanews.ru/content/view/22193/29/

 

28.12.2010

 

Чудеса и исцеления в Сазанье

 

На днях в редакцию позвонила читательница: "Очень внимательно слежу за вашими публикациями о святых местах Пензенской губернии. Даже вырезаю и складываю их в специальную папку. И хочу дать вам совет: непременно поезжайте в Сазанье, там в Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни есть на что посмотреть и чему подивиться".

Здесь всегда рады гостям

От Сердобска до поселка Сазанье чуть более двух километров. Асфальтовая дорога стараниями местных властей проложена вплоть до монастыря. Первое, что бросается в глаза, - это великолепная срубовая деревянная колокольня с шестью колоколами и храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Одно слово - лепота!..

Тут же, рядышком с оградой обители, детская игровая площадка. Послушник, подметавший снег, видимо, прочитал в наших глазах вопрос и неспешно ответил: "Часто с родителями и ребятишки приезжают. Всю службу целиком им отстоять не под силу. Вот братия и оборудовала для них уголок. А еще у нас есть ослик Джамбо и пони Степка. Малышня в них души не чает".

В ожидании настоятеля обители отца Андрея (Афанасьева) мы успели немного осмотреться. На территории монастыря уже возведены несколько строений - братский корпус, библиотека, помещение под кухню и трапезную, церковная лавка и даже баня. Чуть поодаль теплица и скотный двор. А снаружи летняя кухня для паломников и… немецкий купейный вагон.

"Его нам презентовал Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД", - поясняет отец Андрей. - Я сам написал ему письмо и объяснил, что паломников много, а разместить их негде. Нас с Владимиром Ивановичем объединяет один небесный покровитель - святой Андрей Первозванный. Видимо, он и помог".

От Пугачева до Распутина

Местные жители уверены, что пещерную обитель монахи-отшельники вырыли в XVIII веке. Здесь, в глухом лесу, они и молились о спасении мира. После подавления пугачевского восстания к монастырю прибились бунтовщики, укрывшиеся от властей. И жители не выдали их. Но карательный отряд не стал разбираться, где монахи, а где смутьяны. Всех живых изрубили прямо в пещерах…

Лишь в 1901 году была открыта новая страница Сазанских пещер. Старец Серафим (в миру Сила Жулин) увидел во сне Божию Матерь, которая благословила его найти пещеры и поселиться в них: "Спасешься сам и спасутся рядом с тобою".

Серафим и вырыл в Сазань-горе келью. Со временем здесь появились подземный храм, кельи для затворников и ниши для погребения. Келья монаха Серафима, жившего затворником в пещере до 1918 года, сохранилась до сих пор. Каменный лежак, полка с иконой и маленькое окошечко, через которое старцу подавали еду, - и вот так десять лет, не выходя на воздух!

Еще одним основателем монастыря стал сердобский мещанин Андрей Грузинцев. Он попросил Думу "уступить ему для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ с владениями князя Куракина место".

Говорят, что в начале прошлого века пустынь посетил Григорий Распутин. Он приезжал сюда, чтобы помирить двух разругавшихся между собой священников. Григорий Ефимович был так впечатлен увиденным, что даже выразил желание обустроить и себе келью.

В 1923 году обитель закрыли по постановлению местного уисполкома. Имущество было разграблено. Но старец Андрей Грузинцев утешал верующих: "Обитель возродится трудами моего тезки". Слова эти оказались пророческими.

50 "КамАЗов" мусора

Над восстановлением обители отец Андрей (Афанасьев) трудится шестой год. Наследие с советских времен осталось, мягко скажем, внушительное. Когда-то на этом месте собирались устраивать базу отдыха - как раз вокруг родника. Но вылазки на природу быстро превратились в банальные пьянки-гулянки. В живительную воду полетели объедки, окурки и бутылки…

Словно устыдившись происходящего, источник взял да и ушел под землю. А на это место люди продолжали уже по привычке бросать мусор. Так постепенно всеобщими стараниями здесь выросла настоящая свалка.

Все это "богатство" священнику пришлось разгребать в буквальном смысле слова своими руками. Помогали и окрестные жители - преимущественно женщины. В итоге из оврага вывезли 50 (!) "КамАЗов" мусора!

Засыпанные входы в пещеру тоже раскапывали подручными средствами. Земля словно проверяла людей на духовную прочность: она так спрессовалась, что превратилась в природный бетон - когда ковш экскаватора ударялся в нее, искры летели! Но настойчивость и молитвы сделали свое дело - верующие не только расчистили все ходы и подземные кельи, но и облагородили их. Здесь захоронили останки основателя подземного монастыря, отца Андрея Грузинцева, а также всей братии.

"Слава Господу, что посылал нам безымянных помощников, - радуется священник. - Были случаи, когда люди инкогнито оставляли крупные денежные суммы для строительства. Когда же не хватало на стройматериалы, народ приносил сюда кирпичи".

Так же дружно и быстро (всего за четыре месяца!) возвели храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Уже на Пасху 2006 года здесь прошла первая служба.

Невероятно, но факт!

Первое чудо произошло в Сазанье как раз в момент закладки будущего храма. Старая сухая яблоня, на которой никогда не было плодов, зацвела!

С тех пор необъяснимые события множились с такой быстротой, что отцу Андрею даже пришлось завести специальную рукописную книгу, куда паломники и прихожане записывают новые благодати, дарованные Господом. Чтобы никто не заподозрил в подлоге, верующие записывают сюда свои паспортные данные.

"Вот Александр Макаров страдал болезнью сердца, - листает уникальную подборку отец Андрей. - Уже была назначена дата хирургической операции. Однако после регулярного употребления воды из святого источника его состояние настолько улучшилось, что операцию отменили... Женщина из села Соколка Сердобского района испытывала ужасные головные боли, а когда стала пить сазанскую водичку, то исцелилась.

Еще одна прихожанка долгие годы страдала от папиллом - они покрывали все ее тело. А когда начала обливаться водой из источника, бородавки сами отвалились, как чешуя..."

Отдельная тема - это бесплодие. Как говорит отец Андрей, "у нас родилось уже 20 детей". Все эти малыши появились на свет благодаря усиленным молитвам и… вопреки науке. Одна женщина смогла даже выносить ребенка, хотя у нее были удалены фаллопиевы трубы!

В местном храме такая концентрация святынь, что чудеса просто неизбежны. Есть здесь частица Животворящего Креста Господня, частица хитона Божией Матери и 50 (!) частиц мощей святых угодников, в том числе пророка Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, святителя Димитрия Ростовского, преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского и многих, многих других.

Уникальный случай произошел и с самим священником. "Я занимал на строительство крупную сумму денег - 86 тысяч, - вспоминает настоятель. - И так получилось, что нечем было отдавать. Накануне "дня икс" я страшно терзался. Конечно, никто меня бы не убил за это, но совесть не позволяла расслабиться: я же обещал вернуть точно в срок!

В отчаянии я спустился под землю к могиле старца Андрея и горько заплакал, изливая ему свою душу и прося совета.

А когда вышел из-под земли, ко мне подошел незнакомый мужчина и протянул сверток. "Помолитесь за меня, батюшка. И буду рад, если эти деньги пригодятся на нужды храма", - произнес он и быстро зашагал прочь. Когда я открыл конверт и пересчитал деньги, то вновь заплакал. Но уже от счастья: там было ровно 86 тысяч!"

"Царство Небесное нудится"

Помимо отца Андрея в обители живут еще восемь человек - три монаха, один послушник и трудники (рабочие-помощники).

"Послушание превыше поста и молитвы" - это один из главных постулатов монастырской жизни. Полностью смириться с этим не всем под силу. Многие насельники монастыря не выдерживают. Настоятель объясняет это так: "В душах начинаются смущение и разлад. Меж тем в Библии сказано: "Царство Небесное нудится", то есть зарабатывается трудами и лишениями".

За эти несколько лет пробу на роль монахов не прошли более полусотни человек. Одни не выдержали дисциплины, другие - распорядка, а третьи вообще обворовали обитель.

Были и такие, кто приходил в монастырь, точно зная, что навсегда не останется.

Отец Андрей с теплотой вспоминает некоего Кирилла, которого прислала сюда мать. Парень вернулся из армии и стал совсем нелюдимым - гулять с друзьями не ходил, с девушками не встречался, а все время сидел у себя в комнате. "Трудником он оказался изумительным, - говорит настоятель. - И водителем знатным был, и скотником, вся работа у него в руках спорилась.

А через полгода Кирилл подошел ко мне, сердечно поблагодарил за все и попросил разрешения уйти: мол, душа успокоилась, теперь начну жить. Я отпустил его с Богом, благословив. Сейчас у него жена и маленький ребенок. Мы постоянно созваниваемся, скоро они приедут сюда крестить наследника".

Дружная семья

Живут монахи в кельях. Здесь все, как в обычной комнате общежития, - стол, кровать, шкаф. Только вместо телевизора или компьютера - иконы и духовные книги. Периодически настоятель самолично проверяет обстановку и порядок в комнатах. Все-таки мужской контингент, и некоторым понятие уюта необходимо прививать.

Следующий пункт нашей экскурсии - обеденная трапеза.

Половник грибного супа и ложка пшенно-тыквенной каши - казалось бы, ну разве это обед? Но, то ли продукты здесь настолько натуральные и питательные, то ли действительно место особое… Скромная трапеза невероятно насыщает! В Рождественский пост на столе еще винегрет, майонез без животных жиров, горчица, хрен. На третье - чай и опять же постная выпечка: ароматные пряники и слоенки-плетенки.

За столом никаких разговоров. Только шепотом "Спаси, Господи" - так здесь произносят "спасибо". Женщины и мужчины трапезничают отдельно. Нам, конечно, без телевизора непривычно. Но тут он абсолютно неуместен. На стене - лик Богоматери. И этим все сказано.

"Завтрак у нас по желанию, встаем же очень рано, - продолжает отец Андрей. - У меня самого, например, на заре кусок в горло не лезет. Но на кухне всегда есть что-то к утренней трапезе: каша, булочки, чай".

"Меню у нас довольно разнообразное, - улыбается настоятель. - Наемницы очень стараются. Есть два чудесных рецепта сырных супов, бывает лапша с грибами и щи, крапивный суп и похлебка "с шабалами" - с разболтанным яйцом. На дни ангела братьев случаются торты и более изысканные салаты. Еще мы очень любим тихвинскую кашу - смесь гороха и гречки. Попробуйте, вам тоже понравится!"

А вот мяса в монастырях не едят никогда, даже на Рождество и Пасху. Это слишком тяжелая пища, а сытое брюхо, как известно, к молитве глухо. Братья позволяют себе разговеться рыбой и иногда икрой, а также брынзой, маслом и сметаной, которые производят тут же. Натурпродукт, как говорится.

Правда, по словам отца Андрея, один бывший обитатель монастыря пытался нарушить устав и пронести в келью… сало. Есть в комнатах строжайше запрещено - нечего тараканов и мышей разводить. Да и спрятать в келье что-то съестное невозможно - запах тут же чувствуют окружающие.

Вообще, тут все для всех одинаковое. Настоятель ест то же, что монахи и работники. Коров доят по очереди. Скуфьи - черные шапочки - заказывают сразу на всех. Теплые ботинки с ироничным названием "Прощай, молодость" тоже закупают на Кузнецкой обувной фабрике целой партией. Все как в крепкой дружной семье.

Владимир Вержбовский, Ксения Вдовикина

http://publish.pnz.ru/ml/index.html

 

29.12.2010

 

Пензяки накупили кирпичиков на семь миллионов

 

Святые отцы пришли в Бюро технической инвентаризации с символическими кирпичиками. Сотрудники МУП «БТИ» пожелали внести свою лепту в строительство собора на Советской площади. Первым бумажные кирпичики по 100 рублей купил руководитель пензенского отделения.

«Я хочу купить кирпичики для своей семьи. У меня уже два внука, одного из них недавно крестил отец Сергий. На каждого члена семьи я приобретаю по 10 сертификатов», - изъявил желание директор пензенского филиала федерального БТИ Владимир Фомин.

Потом за символическими кирпичиками в кабинет директора пошли и подчиненные. Представители епархии подчеркнули, что люди не просто делают вклад в строительство Спасского собора, но и получают именной документ об этом.

«Лет через сто ваши правнуки и праправнуки найдут эту бумагу и будут рады, что их дедушка принимал участие в строительстве Спасского кафедрального собора», - считает начальник строительного отдела Пензенской епархии протоиерей Иоанн Яворский.

Сейчас с помощью пожертвований на возведение главного храма Пензы собрали семь миллионов рублей. Всего требуется два с половиной миллиарда.

ТРК «Наш Дом»

http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=37474

 

С Рождеством Христовым!29.12.2010

 

С Рождеством Христовым!

 

Жителей Заречного поздравляет отец Серафим (Домнин), настоятель Воскресенского храма и проректор Пензенской православной семинарии:

«Дорогие братья и сестры, поздравляю вас со светлыми днями наступающих праздников Рождества Христова, Богоявления и Новолетия благости Божьей!

Рождество Христово — великий христианский праздник.

Две тысячи лет назад, с рождения Богомладенца, для человечества началась новая эра. Господь пришел на землю, чтобы исправить человеческую природу, освободить нас от греха. Он принес нам новую систему ценностей. Его Крестная Жертва сделала человеческий род свободным! И мы должны осознавать, что подлинную свободу может нам дать только учение Христово, Святая Церковь. Чем больше мы потрудимся над своей душой, чем больше будем думать не о себе, а о других, тем больше Господь нам будет помогать.

Желаю вам от родившегося Богомладенца радости глубокой, святой и деятельной, чтобы примером всей своей жизни возвещать миру, что с нами Бог!

Приглашаю всех вас посетить в эти дни храм Божий и разделить духовную радость праздника, очистить свою душу от греховной скверны через молитву и покаяние, приобщиться Божественной благодати через Таинства христианской церкви».

Татьяна Никулова.

http://zarpressa.ru/2010/weekly.php?news=5214

 

Непостного вам Нового года!29.12.2010

 

Непостного вам Нового года!

 

Вот уже полгода газета «Заречье» вместе с настоятелем Воскресенского молитвенного дома отцом Серафимом отвечает на вопросы горожан.

В новом году вы тоже сможете задать вопрос по телефону редакции 60-01-43.

— Можно ли праздновать в пост Новый год?

— Зачем же Церковь будет запрещать праздник, который существовал еще до возникновения христианства? Люди церковные, несомненно, могут принимать в нем участие, особенно семьи, где есть дети. Вспомните, как Вы сами в детстве ждали Нового года. Это хорошая возможность собраться вместе с близкими сердцу людьми. Понятно при этом, что излишества Церковь не приветствует ни в какой день.

— Когда детям дарить подарки: на Рождество или на Новый год?

— В некоторых семьях детям говорят, что на Новый год под елочку приносит подарки Дед Мороз, а на Рождество — ангелы. Главное, в Рождество за вкусным столом мы можем рассказать детям, что означает это торжество, сделать вместе с ними добрые дела. Православные праздники нас учат, воспитывают. Неслучайные праздники дают неслучайную суть.

— Грех ли делать УЗИ беременной?

— УЗИ по медицинским показаниям не является грехом.

— Зачем внутри икон висят цепочки, крестики, кольца?

— Люди просят повесить их к иконам в знак благодарности за исцеление или иную Божью помощь.

— Можно ли есть перед Рождеством?

— В навечерие Рождества, 6 января, благочестивый обычай требует – не есть до появления первой звезды. После чего принято есть сочиво — отварной рис с изюмом или варенные в меду зерна пшеницы. От слова «сочиво» происходит название этого дня — сочельник.

— Можно ли гадать после Рождества?

— Нет. Ни на Святки, ни в какой другой день гадание не является церковной традицией. Наоборот, гадание и оккультизм — хула на Бога. Иоанн Златоуст предупреждал: «Если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны милости Божьей и этим приготовите для себя многочисленные бедствия». Гадание — это либо праздное любопытство, либо стремление строить свою жизнь, опираясь не на разум и Богом данную свободную волю, а на нелепый случай.

У телефона дежурила Татьяна Никулова.

http://zarpressa.ru/2010/weekly.php?news=5216

 

Простое рождественское чудо29.12.2010

 

Простое рождественское чудо

 

Когда уходит вера в Деда Мороза, который оставляет подарки под елкой, остается вера в святителя Николая Угодника, совершившего немало чудес по молитвам страждущих. И остается чудо Рождества.

Когда же уходит вера в Бога, не остается ничего, кроме недолгого всенародного ликования по поводу смены номера года. И пустоты в сердце…

Сегодняшний рассказ — из дневника некой Яны И.

Один человек не верил в Бога и не почитал Рождества.

Этот человек был добрым и порядочным, щедрым к своей семье, честным с другими людьми. Но он не верил во все то, о чем говорилось в церкви. И был слишком честен, чтобы притворяться, что верит.

«Я не хочу тебя огорчать, — сказал он своей жене, которая исправно ходила в церковь, — но я просто не могу понять, что Бог стал человеком. Для меня это полная бессмыслица».

На рождественский вечер его жена с детьми пошла в церковь, а он остался дома. Пошел снег. Человек подошел к окну: «Ну что ж, если у нас будет Рождество, — подумал он, — то пусть оно будет белым». Он вернулся к своему креслу у камина и сел читать газету. Через несколько минут он вздрогнул от глухого стука в окно. Потом раздался еще один удар. Потом еще. Он подумал, что кто-то бросает снежки в окно.

Когда он выглянул, чтобы узнать, что это за звуки, то увидел стайку съежившихся птиц. Они были настигнуты непогодой.

«Я не могу позволить бедным птицам замерзнуть», — подумал он и вспомнил о сарае. Он быстро надел пальто и ботинки и потопал по глубокому снегу к сараю, широко открыл дверь и включил свет. Но птицы туда не полетели.

«Их нужно заманить», — подумал он. Сбегал домой за хлебом и раскрошил его по направлению к сараю. Птицы не обратили внимания на хлеб и продолжали биться в глубоком снегу.

Он попытался загнать их в сарай, взмахивая руками. Птицы бросились в разные стороны, но не в теплый сарай.

«Наверное, я кажусь им странным и пугающим созданием, — сказал он сам себе. — Но как же мне дать им понять, что они могут доверять мне? Если бы я сам мог стать птицей на несколько минут, я бы привел их в безопасное место…» И на этих словах начали звонить церковные колокола.

Человек замер на месте, прислушиваясь к звону, возвещающему добрую весть Рождества. Потом упал на колени прямо в снег. «Теперь я понимаю, — прошептал он, — теперь я знаю, почему Ты стал человеком!»

Обычай устанавливать рождественские елки основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И ветвь произрастет от корня его», так и на словах церковного песнопения в честь Рождества: «Христе — отрасль от корня Иессеева и цвет от него».

Украшение веток свечами, огнями и сладостями символизирует, что наша природа — бесплодная и безжизненная ветвь, которая только с Богом (источником жизни и света) может принести духовные плоды.

Татьяна Никулова.

http://zarpressa.ru/2010/weekly.php?news=5215

 

31.12.2010

 

В Наровчате началась реставрация храма тюремного замка

 

Реставрация храма тюремного замка — памятника архитектуры XIX века — началась в селе Наровчат Пензенской области. Работы в муниципальном учреждении культуры «Музей-заповедник» ведутся с помощью наровчатского землячества.

Как сообщили ИА «PenzaNews» в администрации Наровчатского района, в настоящее время оформляется алтарная часть храма. Все художественные работы по благословению настоятеля Покровского собора отца Валерия Волкова проводит местный художник Андрей Хоменко.

http://penzanews.ru/content/view/22270/29/

 

31.12.2010

 

Патриарх отслужил новогодний молебен

 

Патриарх отслужил новогодний молебен

Патриарх отслужил новогодний молебен

Фото: архив «КП»

 

В храме Христа Спасителя помолились о мире и благоденствии россиян

- Будем просить Господа о даровании мира и благоденствия всей исторической Руси, Отечеству нашему России, Церкви нашей, народу, - сказал патриарх Кирилл перед молитвой. - Будем просить Господа об избавлении всех нас от напастей, бед и зол, чтобы Он Своей Божественной силой укрепил наши немощные силы для решения многих задач, для преодоления трудностей, для устроения жизни, которая была бы отмечена и духовным, и нравственным, и материальным развитием.

Перед Новым годом по церковной традиции во всех храмах верующие благодарят Бога за «лето минувшее» и просят об успехах в будущем.

Как отметил патриарх, 2010 год для России сложился непросто, страна прошла «через многие испытания, пожары и наводнения».

- Было много трудностей в экономике, всем памятны тяжелые события декабря в Москве, - напомнил первосвятитель. - Но верим, что когда человеческие устремления сопровождаются молитвой, то Господь преклоняет к людям свою милость.

Как сообщает РИА «Новости», в службе в храме Христа Спасителя участвовали более 10 архиереев РПЦ. В главный храм столицы пришли более тысячи человек.

Александр ИГОРЕВ

http://penza.kp.ru/daily/25618.01/784825/

 

31.12.2010

 

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил в храме Христа Спасителя молебное пение на новолетие

 

Вечером 31 декабря 2010 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие.

Его Святейшеству сослужил сонм иерархов и духовенства Русской Православной Церкви.

Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

– Остается несколько часов до завершения 2010 года, и мы вступим в новое лето благости Божией. По обычаю, установленному Церковью, мы совершаем особое молебное пение. Мы благодарим Господа за лето минувшее и простираем к Нему свою молитву о предстоящем нам жизненном поприще.

Минувший год не был простым ни для страны нашей, ни для всего мира. Страна наша проходила через многие испытания, связанные с природными катаклизмами: и пожары, и наводнения; было много трудного в экономике; всем памятны тяжелые декабрьские события в Москве. И одновременно минувший год дает возможность свидетельствовать о том, что страна наша движется по своему историческому пути, преодолевая эти трудности. Наверное, все могло быть гораздо хуже, но верим, что когда человеческие усилия сопровождаются молитвой, то Господь приклоняет к людям Свою милость. Вступая в следующий год Божией благости, мы должны помнить о том, что только такое сочетание Божественного и человеческого помогает людям преодолевать трудности и устремляться вперед.

Будем просить Господа о даровании мира и благоденствия всей исторической Руси, Отечеству нашему — России, Церкви нашей, народу. Будем просить Господа об избавлении всех нас от напастей, бед и зол. Будем просить Его и о том, чтобы Он Своею Божественной силой укрепил наши немощные силы для решения многих задач, для преодоления многих трудностей, для устроения жизни народа, которая была бы отмечена и духовным, и нравственным, и материальным развитием.

Верим, что в ответ на молитву, которая искренне, от сердца идет к Богу, Он слышит наши воздыхания и дает просимое. С этой уверенностью, с этой надеждой и обратим к Господу молитвы в канун Нового 2011 года. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/1372275.html

 

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг