Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 27.06.22
17

alt17.11.2010

 

Телефон доверия для детей

 

В Пензе начал работу детский телефон доверия. Он призван оказывать социально-педагогическую и психологическую помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации. Их проконсультируют специалисты экстренной психологической помощи. Их задача - не просто успокоить и дать советы обратившимся, но и, что немаловажно для подростковой психологии, сформировать у него уверенность, что он получил необходимую поддержку в решении его проблемы.

По телефону доверия могут обращаться не только сами дети, но и их родители, учителя и другие заинтересованные лица.

Общероссийский номер 8-800-2000-122.

Телефон работает круглосуточно.

Егор СЕМЕНОВ

http://www.gazetang.ru/zarnews/6609-telefon-doveriya-dlya-detej.html

Похожие сообщения

http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/2010/11/15/13044176

http://penzanews.ru/content/view/21200/29/

 

16.11.2010

 

Учебники должны давать бесплатно!

 

"Государство будет на 100% финансировать школы. Нельзя это вешать на родителей... Но и запрещать помогать школе не стоит. Пусть родители платят только за дополнительные услуги. Вот собрались, допустим, дети в турпоход. Не будет же это государство оплачивать!

Но что касается процесса обучения, содержания зданий и сооружений, оборудования, вообще не предполагается участия родителей в этом процессе".

Из заявления Владимира Путина 11 ноября 2010 года.

Правильно говорят: мысль материальна. Не успел премьер-министр высказать ее на встрече с педсоставом одной из московских школ на минувшей неделе, как эхо тут же отозвалось у нас. Как раз в эти дни областная прокуратура проводила проверку общеобразовательных учреждений. Выяснилось, что в наших школах не все так гладко.

Кому платить за учебники?

"Мы проверили исполнение законов в сфере образования, - рассказывает Елена Ленина, старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних. - В первую очередь, конечно, денежный вопрос. Разговаривали с родителями учеников. И хотя они не жаловались, нас насторожил тот факт, что в некоторых школах они безропотно отдают фиксированные суммы денег "на нужды класса" или ремонт - раз в месяц или в четверть. Если этот жест (как они говорят) добровольный, то почему же существует фиксированная ставка?"

В частности, выяснилось, что практически во всех проверенных школах родители вынуждены скидываться на учебники, хотя по закону их должны закупать из областного бюджета! Но по результатам проверки 15 - 20% учебных пособий мамы и папы вынуждены оплачивать из своего кармана.

Обеспечение учебных заведений тоже вызвало массу нареканий. Например, в медицинских кабинетах нескольких школ Пензы нет необходимого оборудования и инструментов. В других обнаружились огрехи в укомплектовании аптечек - в частности, лекарства оказались просроченными. Требования исправить ситуацию направились в суд.

Тема урока: сайт "Одноклассники"

Компьютерные классы - еще одна больная мозоль пензенских общеобразовательных учреждений. Главная напасть в том, что ученики находят лазейки и забираются на сайты далеко не детского содержания! "На учебных компьютерах должны быть системы контентной фильтрации, - поясняет Елена Викторовна. - То есть программы, не позволяющие попадать на ресурсы, содержащие информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания".

Но, открыв журнал посещений сайтов, работники прокуратуры ахнули: подростки блуждают на порталах, посвященных музыке, рекламе, продаже автомобилей, даже наркотикам и, конечно, в социальных сетях. Такие вылазки, в частности, происходили в школах Пензы, Мокшанского района и сел Золотаревка и Леонидовка.

А вот в Лунинском, Пензенском и Сердобском районах ученики не то, что на "Одноклассники", вообще никуда зайти не могли! К компьютерам выстраивались очереди - в одной из школ из 9 ЭВМ работало только шесть. А в школе Мокшанского района детям элементарно не хватало компьютерных стульев… Ну вот как тут проводить информатику?

Сигареты в двух шагах

Да и с другими уроками не все гладко. В школах Бессоновки и Вазерок дети учились по своеобразному расписанию. Уроки по ряду дисциплин были сдвоенными, а вопреки нормативам динамических пауз или уроков физкультуры между ними не было.

Впрочем, это еще не все. В школах Камешкирского, Земетчинского и Башмаковского районов у нескольких школ вообще отсутствовала лицензия на образовательную деятельность!

Немало изъянов обнаружилось в школьных столовых и других хозяйственных помещениях. "В учебном заведении села Вишневого Тамалинского района не работает холодильник, - продолжает Елена Ленина. - Классные доски не освещаются, канализация бездействует, а в туалетах сломаны унитазы. В Наровчатском районе в нескольких школах скоропортящиеся продукты хранятся без термометров, а работники столовых не проходят ежедневный санитарный осмотр. На директоров возбуждено три дела об административных правонарушениях".

А в Малосердобинском районе предприимчивый бизнесмен развернул торговлю сигаретами буквально под боком у школы, но администрация учебного заведения ничего не сделала, чтобы оградить детей от опасных соблазнов.

"Всего по результатам этой проверки прокуроры направили 60 протестов, 72 представления и 49 исковых заявлений в суд, а также возбудили 42 дела об административных правонарушениях, - подытоживает Елена Ленина. - Кроме того, разослали письма в Заксобр и в областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а в адрес министерства образования внесли представление".

Сам минобр щедрым на комментарии не оказался. Как сообщил нам замначальника отдела кадровой политики и организационно-правового обеспечения Сергей Казаков, о представлении прокуратуры чиновники знают. И в течение месяца будут принимать все меры по устранению нарушений. А виновных, конечно, накажут…

http://publish.pnz.ru/ml/index.html

 

В Пензу для участия в Приволжском учительском форуме прибыли 100 педагогов16.11.2010

 

В Пензу для участия в Приволжском учительском форуме прибыли 100 лучших педагогов

 

Делегации участников Приволжского учительского форума, состоящие каждая из 7 лучших педагогов в своей области, стали прибывать в Пензу во вторник, 16 ноября. Открытые уроки учителя представят друг другу в среду, 17 ноября. Первый день Приволжского учительского форума в Пензе открыли школьники.

Дети презентовали гостям свою новую газету, актуальную не только для молодежи, но и для педагогов. Искать поддержки ребята решили именно у педагогов неслучайно. Все рубрики газеты посвящены вопросам самоопределения, выбора жизненного пути и профессии, потому что именно педагог является истинным наставником ребенка.

После форума газета разлетится по всем 14 регионам Приволжского Федерального округа, и поможет наладить взаимосвязи с такими же «деловыми и молодыми» людьми. «В этой газете можно много интересного узнать, например, как выбрать правильно то, чем заниматься после школы, куда пойти учиться», – рассказала организатор областной молодежной газеты «Я – деловой» Лилия Андресян.

После общения с молодыми журналистами гости продолжили знакомиться с местными особенностями среднего, дошкольного и профессионального образования. Первой остановкой своеобразной экскурсии стал лицей информационных систем и технологий, где гостей познакомили с системой «здоровьесбережения». Показали, как детям восстанавливают зрение. Как закаляют в бассейне, в тренажерном, спортивном залах, на занятиях, которые проходят в рамках областного проекта «Танцующая школа».

Участники из других регионов также готовятся удивить хозяев форума. «Я в течение 30 лет преподаю английский язык. Урок, который я буду давать завтра, отличается от предыдущих моих уроков, так как это не урок английского языка, а урок экономики на английском языке. Я решила приблизить уже в школе их к этой интересной сфере, которая потом может стать их работой», – сказала учитель английского языка школы №124 города Самары Рамзия Скрижалина.

Другая группа гостей посетила один из новых детских садов Пензы. Участники форума смогли оценить то, что значит поистине «современные» условия дневного пребывания детей. Игровые, спортивные залы, бассейн, столовая, спальня. Учителя задают много вопросов, много фотографируют на память. «Это первый день, который принес много впечатлений. Мы видели замечательную школу, оздоровительный центр, садик замечательный, ради этого стоило приехать», – поделилась впечатлениями учитель физики и информатики школы №2 поселка Сернур Республики Марий Эл Светлана Дмитриева.

Однако главные впечатления ждут участников во второй день, уверены организаторы. «100 лучших учителей федерального округа примут участие в форуме. Из них будет выбрано 7 педагогов, которых станут называть великолепная семерка. Учителя должны будут показать фрагмент урока, презентацию, защитить педагогическую концепцию. У Пензы есть уникальная возможность увидеть лучших учителей всего федерального округа, посмотреть их наработки, что-то взять себе на вооружение. Такой обмен опытом произойдет за 2 дня», – прокомментировала министр образования Пензенской области Светлана Копешкина.

Ноу-хау этого форума заключается в том, что те открытые уроки, которые дадут 98 лучших учителей ПФО, будет оценивать не отдельное жюри, а его участники. Признание коллег – есть высшая награда.

Репортаж: Ирины Одуло, Александра Меньшова

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=17006&cid=7

 

17.11.2010

 

В семи образовательных учреждениях Пензы проходят открытые уроки лучших учителей ПФО

 

В Пензе в среду, 17 ноября, в школах города состоятся открытые уроки "золотой сотни" преподавателей Приволжского федерального округа. По истечении дня будут выбраны семь лучших работ.

Уроки будут проходить в рамках конкурса «Лучший учитель Приволжского округа».

"Преподаватели начнут давать уроки с 9 часов утра. Конкурс будет продолжаться полный рабочий день, в семи учебных учреждениях города", - сообщила ИА "Пенза-Пресс" главный специалист-эксперт Министерства образования Пензенской области Анна  Лещенко.

По ее словам, в классической гимназии №1 делиться опытом будут историки. В лингвистической гимназии №6 – учителя иностранных языков. В гимназии № 44 – математики. В многопрофильной гимназии № 13 – учителя русского языка и литературы, в лицее № 2 - физики, в школе №65 – учителя химии, а в школе №74 преподаватели физкультуры продемонстрируют инновационные методики, направленные на привлечения детей к здоровому образу жизни.

http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/2010/11/17/9425131

 

17.11.2010

 

Пензенский преподаватель стала призером Всероссийского конкурса «Мой лучший урок»

 

Преподаватель из Пензы заняла второе место на V Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок", который проходил в Москве с 6 по 13 ноября.

Одной из лучших на конкурсе среди учителей со всей России стала преподаватель физической культуры средней образовательной школы №3 города Кузнецк Марина Трошина.

Жюри она представила урок по теме «Баскетбол». По мнению М. Трошиной, она завоевала столь высокую награду благодаря тому, что наглядно демонстрировала практические навыки, результаты, достигаемые учениками в ходе урока, тогда как большинство ее соперников делали упор на использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков.

М. Трошина была награждена ценным подарком и грамотой финалиста конкурса.

Всего в конкурсе приняли участие более 150 преподавателей различных школьных дисциплин из разных городов России. Учителя должны были презентовать свой урок, обосновать правильность выбора методов и приемов, форм работы. В состав жюри входили доктора педагогических и исторических наук, но оценивать каждую презентацию по 50-бальной шкале могли все участники секции, - сообщили ИА "Пенза-Пресс" в пресс-службе областного правительства.

http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/2010/11/17/9184684

Похожие сообщения

http://penzanews.ru/content/view/21240/29/

 

 В Пензенской области реорганизовано 160 малокомплектных школ17.11.2010

 

В Пензенской области реорганизовано 160 малокомплектных школ

 

Более 160 малокомплектных школ были реорганизованы в сельских районах Пензенской области в период с 2005 по 2010 гг. По данным на 1 октября 2010 года 106 расформированных образовательных учреждений были перепрофилированы под различные нужды.

Как сообщили в Управлении Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления, более 40 школ переданы под размещение социально-культурных объектов: библиотек, домов культуры, спортивных залов, больниц, детско-юношеских центров и т.д.

Кроме того, более 30 зданий сданы в аренду или проданы представителям малого и среднего бизнеса. На свободных площадях размещаются парикмахерские, магазины, перерабатывающие предприятия, мелкие производства.

Остальные используются в качестве жилья для малообеспеченных семей, а также переселенцев из других государств.

К настоящему времени по различным причинам незадействованными остаются около 60 зданий.

http://www.penza.ru/press/chronicle/ah16112010al1452

Похожие сообщения

http://penzanews.ru/content/view/21262/29/

 

 В Пензенской области проходит Приволжский учительский форум17.11.2010

 

В Пензенской области проходит Приволжский учительский форум

 

Приволжский учительский форум начал работу в Пензенской области в среду, 17 ноября. Представители министерств и ведомств, курирующих сферу образования, а также преподаватели и ученые регионов Приволжского федерального округа познакомятся с работой образовательных учреждений региона, примут участие в определении лучшего педагога ПФО.

Всего в школах города организовано 7 площадок, на которых участники конкурса представляют свои разработки в области преподавания профильных предметов.

Итоги форума будут подведены вечером 17 ноября в Пензенском областном драматическом театре им. А.В. Луначарского.

http://www.penza.ru/press/chronicle/ah16112010al1357

 

Григорий Рапота прибыл в Пензу на Приволжский учительский форум17.11.2010

 

Григорий Рапота прибыл в Пензу на Приволжский учительский форум

 

С корабля на бал. Из аэропорта Григорий Рапота в сопровождении губернатора сразу отправился в ФОК «Чайка», где проходили открытые уроки лучших учителей физкультуры из 14 регионов Поволжья. Почему первый в своем роде форум решили провести в нашей области - очевидно. У нас есть, что показать, и каким опытом поделиться.

«Сегодня гибкий учебный план, гибкая индивидуальная нагрузка для каждого ребенка. И наша программа так и называется «К здоровью через движение», - сказала министр образования Пензенской области Светлана Копешкина.

Каждый педагог в течение 30 минут мог демонстрировать свое мастерство, помогали ему в этом ученики 74-й школы. Оценки друг другу преподаватели выставляли сами по 100-балльной шкале, в итоге из 14 человек определился один лидер. У каждого свои секреты - кто-то использовал в уроке элемент соревновательности, кто-то, как пензенский учитель Любовь Новиченко, новые подходы в физвоспитании. Аэробика, которая прочно вошла в расписание всех пензенских школ, полюбилась детям сразу.

Спортивно-массовая деятельность в школах носит не только оздоровительный характер. Регулярные занятия физкультурой дисциплинируют и учат стремиться к поставленной цели, что оказывает важнейшее влияние на формирование личности и характера. В будущем такой ребенок сможет достичь многого: победить в спорте, построить карьеру, организовать собственный бизнес. Даже выполнение элементарных упражнений несет глубокий смысл.

Как отметил Григорий Рапота, показательные уроки - это своеобразная мастерская для профессионалов. Учеников педагоги заряжают бодростью и хорошим настроением, сами же перенимают друг у друга положительный опыт. Конечно, каждый из них хочет победить. Но со стороны власти требования к учителям несколько другие, более масштабные.

«Я от них хочу здоровых детей. Я не имею в виду, от них конкретно, хотя и это было бы не лишним. А чтобы дети, у которых они преподавали, были, прежде всего, здоровыми. Здоровыми и нравственно, и духовно, и, самое главное, физически, поскольку речь идет о физкультуре», - отметил полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота.

Открытые уроки и защита своей педагогической концепции проходили в среду на 7 площадках. В мастерстве помимо физкультурников соревновались учителя математики, физики, химии, истории, иностранного языка, русского и литературы.

 

      

Григорий Рапота и пензенские чиновники могли воочию увидеть разработки учителей Приволжского федерального округа

Лучшие повожские учителя физкультуры продемонстрировали свои методы преподавания предмета

На сегодняшний день физвоспитание играет огромную роль в образовательном процессе, так как от самочувствия детей зависит их успеваемость на уроках

http://www.tv-express.ru/news_info/15524/

 

Григорий Рапота поздравил победителей Приволжского педагогического форума 17.11.2010

 

Григорий Рапота поздравил победителей Приволжского педагогического форума

 

Лучшие учителя Поволжья собрались в областном драматическом театре. Гости делились впечатлениями о прошедшем форуме.

«Замечательные люди приехали. Форум, как мне кажется, очень удачно организован именно с этой целью - обмен опытом. Посетив уроки своих коллег, которые являются ведущими учителями в своей области, всегда находишь какие-то изюминки, которыми с коллегами хочется поделиться», - отметила Светлана Кузьмина, победительница в номинации «Учитель химии» (г.Чебоксары).

Торжественную церемонию награждения открыл Григорий Рапота. Он поблагодарил Василия Бочкарева за теплый прием и признался, что всегда преклонялся перед учителями.

«Для меня всегда был вопрос, что делает учителя таким человеком, к которому тянутся ученики, и с которым хочется встретиться даже после того, как окончил школу. Учитель должен знать намного больше, чем ученик, и уметь эти знания показать», - сказал полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота.

В числе семерых победителей оказалось две представительницы Пензенской области - математик из 230-ого зареченского лицея Елена Мухаметова и историк Мария Савинкина.

Инициатива проведения подобного форума пришлась по вкусу и хозяевам, и гостям - мероприятие посетили более 100 учителей со всего округа. Важным вопросом для обсуждения стала роль педагога в современном обществе.

«Школа, учитель, дети, родители - это фундамент экономики настоящей России, завтрашней. Мы должны сегодня сделать намного больше, чем вчера», - отметил губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.

Итоги форума достигнуты - это не только обмен опытом и выявление лучших в своем деле. Присутствующие сошлись во мнении, что модернизация российского общества лежит в первую очередь через школу.

http://www.tv-express.ru/news_info/15526/

Похожие сообщения

http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=36866

http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=36865

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=17088&cid=7

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=17090&cid=7

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=17046&cid=7

http://www.penza.ru/press/chronicle/ah18112010al0936

 

В кабинете Щетинина стены увешаны грамотами и дипломами. Здесь и благодарности от местных властей за помощь в субботнике и от казаков за возрождение славных традиций.

В кабинете Щетинина стены увешаны грамотами и дипломами. Здесь и благодарности от местных властей за помощь в субботнике и от казаков за возрождение славных традиций.

17.11.2010

 

Лицей Михаила Щетинина: Уникальная школа или заурядная секта?

Здесь за один год дают среднее образование. Чудо?

 

Лет двадцать назад эти имена гремели на весь немаленький Советский Союз: Щетинин, Амонашвили, Шаталов, Газман. Педагоги-новаторы, которых в те годы яростно поддерживала «Комсомолка». Считалось, вот когда все остальные школы станут использовать их опыт, школьники будут учиться радостно и успешно и наступит в стране образовательный рай.

С той поры сохранилась лишь школа Михаила Щетинина. Да и та осела глубоко в провинции, в Краснодарском крае. У нее по-прежнему есть горячие сторонники и непримиримые противники.

В конце узкой улочки в поселке Текос, что под Геленджиком, упираемся в черно-белый шлагбаум. Рядом разбросаны по распадку с десяток добротных кирпичных теремков под шиферными крышами. Стрельчатые окна, колонны, узорчатые изразцы в простенках, башенки. На одной из стен белыми камешками выложено: «Быть России вечно без ворогов».

Это и есть Лицей комплексного формирования личности, как назвал свою школу Щетинин. У шлагбаума - парта, за которой сидят двое парней лет по пятнадцать. Оба в камуфляже. Один из них что-то дописывает в тетрадке. Второму машет мой водитель, и тот открывает путь.

Еще из Москвы я созвонился со Щетининым. Он поставил условия: прилетаю в четверг вечером, меня устраивают в гостинице за пределами школы, все передвижения - только с его водителями:

- У нас так принято!

Вот так, в  виде образов и схем, постигают ученики школьные науки.

Вот так, в виде образов и схем, постигают ученики школьные науки.

ЦЕЛОК ТЕЧЕ

- Я буду говорить с тобой не как со журналистом, а как с личностью... - Один из основателей Российской академии образования Михаил Щетинин расположился за столом в своем огромном кабинете. На улице тепло, но за спиной седовласого директора, больше похожего на былинного кудесника, потрескивает камин. Неслышно появляются две девушки лет двадцати. Одна из них - секретарь - накрывает стол к чаю. Другая - референт - протягивает Щетинину мобильник.

- Ты когда придешь? Только не позже! - говорит в трубку директор, а мне поясняет: - Хореограф должен на репетицию прийти, но он подрядился где-то машину разгружать, опаздывает.

- Михаил Петрович, сколько у вас тут детей и сколько преподавателей?

- Триста учителей. И триста учеников. Все, кто здесь есть, и преподают, и получают знания. Я не делю никого на взрослых и детей. У ребенка есть чистый образ, он стремится к совершенству. А взрослый - он уже приспособился к социальной жизни и закрыт для космоса. Ребенок - идеальный человек. Вслушайся: «Че» - это «Отче», чистота, святость, единение мужского и женского начала. «Ло» - событие, наполненное любовью, «Ве» - проникновение в круг сил, а «К» - главенство от Бога. Зачем такому «Че-Ло-Ве-К-у» взрослый? Ребенок и сам найдет правильное в своем образе, и другого кратчайшим путем выведет к пониманию.

В лицее штатных педагогов, кроме самого директора, только двое: Ирина Крылова - завуч и Александр Осипов - завхоз, он же занимается с ребятами историей. Еще есть два хореографа, портниха и художница. И ни одного учителя-предметника.

Суть нашумевшей методики Щетинина проста: никого ничему учить не надо. Уроки - это от лукавого. «Урочить», объясняет директор, в старину означало «сглазить».

- «Сведеме процуэ целок тече», - любимая присказка Щетинина. - С древнерусского она переводится примерно так: «Все, что делается по совести, ведет к гармонии». Лицеисты «по совести» постигают предметы, тем самым стремясь к идеальному в себе и в мире. А для этого используются «погружения».

Подъем в лицее в пять утра. Пробежка в лес, где на полянке - зарядка.

...На деревянной площадке, настеленной между теремками, два десятка мальчишек в камуфляже и спортивных костюмах прыгают через шесты, которые держат двое ребят лет семнадцати.

- С кем-то воевать собираетесь? - спрашиваю.

- Никогда не знаешь, что ждет тебя через полчаса.

От прыгающих парней Ирина Крылова - бойкая брюнетка лет двадцати пяти - ведет в девчачий теремок.

- Мы тоже рукопашный бой знаем и с шашками умеем, - по пути сообщает она мне. - Три дивчины вообще в казачьей «Волчьей сотне» состоят. Это такой женский казачий спецназ. Ну а, кроме того, мы и шить можем, и кирпичную кладку делать. Наших дивчин хорошо замуж берут!

- Я бы такой жены испугался...

- А мы женихам не все показываем. Вот домик девушек. Сами себе построили!

Стены теремка нарочито неправильной формы, окна то ли двух, то ли трех этажей понатыканы вразнобой. В холле первого этажа два огромных портрета - мужской и женский - в крестьянских одеждах XVIII века.

Такие домики-общежития здесь называют ассоциациями. Вот эта - «Синегорье». В каждой есть старший, обычно лет двадцати. Кроме школьников, у Щетинина обитают еще и студенты. Часть выпускников, получив аттестат, не разъезжается по домам, а поступает на заочные отделения дружественных лицею периферийных вузов, оставаясь в Текосе. Ребята ведут предметные «лаборатории», готовят еду, работают в созданных при лицее фирмах. У Щетинина есть мебельное производство, несколько строительных бригад. Одна из них тянет газопровод по кавказским горам. Заработанные деньги идут на нужды школы.

На втором этаже - те самые знаменитые занятия-«погружения». В просторном зале за сдвинутыми по две партами расположились несколько «экипажей». Большинству учеников-учителей лет по двенадцать, хотя есть ребята и постарше, и помладше.

Постижение предмета делится на две части. Сначала ребята разбиваются на «лаборатории» (у кого к чему душа лежит) и по учебникам и книжкам с помощью студентов пытаются постичь «единый образ предмета». Когда им это удается, «лаборанты» отправляются преподавать науки своим однокашникам. Тут возраст не имеет значения. В роли наставника может оказаться одиннадцатилетний мальчик, а в роли ученицы - шестнадцатилетняя красавица.

- У нас сейчас цикл физики и математики, две недели все учат эти предметы, - поясняет Крылова. - Каждый - на своем уровне.

На доске - схема, тот самый «идеальный образ» естественных наук. Ирина хвалит ребят - очень они, на ее взгляд, точно смогли увязать физику, химию и биологию в единый образ. Вообще, как я понял, сверхзадача всех «лабораторий» - вывести идеальную формулу всего человеческого знания: чем крупнее масштаб такой схемы, тем более удачной она считается.

Над столом гомон - народ всерьез что-то обсуждает. Ни беготни, ни подколок - ничего, что бывает в обычной школе, когда на уроке учитель на минуту выходит из кабинета. Спрашиваю паренька лет двенадцати, который уверяет, что очень ему полюбилась биология:

- Из чего состоит наш организм?

- Из воды на 80%... Ну и еще из крови.

Ирина морщится:

- Хлопец растерялся.

У хлопцев боевая подготовка, как у спецназовцев.

У хлопцев боевая подготовка, как у спецназовцев.

ДИЕТА ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

На обед все собираются в просторную столовую. Когда-то здесь была заброшенная армейская казарма. Щетининцы приспособили ее под школу. На столе салаты, пирожки с капустой, щи, рыба, гречка.

- Мяса мы не едим. Когда животное убивают, оно так страдает, что все его тело пронизывается негативной энергетикой. Кто ест мясо, никогда не сможет прийти к гармонии, - объясняет Щетинин и, чуть задумавшись, добавляет: - А рыбу пока что едим, но и от нее вообще-то стоит, наверное, отказаться...

- Так у вас же дети с утра до вечера на ногах, много физических нагрузок - и такая скудная пища.

- Им хватает!

После обеда - заседания «лабораторий», тренировки по рукопашному бою, репетиции ансамбля «Колокола России», музыку и стихи для которого пишет сам Щетинин. Художники вместе с взрослой преподавательницей готовят эскизы, по которым будут расписывать печку в очередном только что отстроенном теремке. В швейной мастерской портниха объясняет дивчинам, как шить сценические костюмы. У каждого лицеиста есть роскошные наряды для исполнения русского, чеченского или ирландского танцев.

В лицей привезли грузовик угля, и парни по двое таскают топливо на носилках в бункер.

- Здравствуйте! - приветствуют нас со Щетининым.

- Здравствуйте! - ответствуем.

Прием в лицей открыт постоянно. За год сюда приезжают несколько тысяч желающих, наслышанных о необычной педагогической методике.

- Никаких испытаний я не устраиваю, но с каждым беседую, - объясняет Щетинин. - Если вижу, что школьник сможет у нас учиться, я предлагаю остаться на пару недель и решить, тут он будет или вернется домой. Мне достаточно в глаза посмотреть.

А еще я обычно спрашиваю про Третью мировую войну. Если ребенок «наш», то он подумает, что-нибудь скажет или меня спросит. Если он уже потерян, живет только по заданным Марьванной шаблонам, то упрется и скажет: не было такой. (По мнению Щетинина, она закончилась, когда американцы добились развала СССР. Сейчас же идет Четвертая мировая война за окончательное уничтожение России. - Авт.) Хлопцам и дивчинам, которые по своему сознанию уже бесполезные взрослые люди, мне дать нечего. Этим сразу отказываю.

Учатся в Текосе ребята из Ростова, Чечни, Татарстана, Владивостока, Хабаровска, Калининграда - русские, украинцы, татары, чеченцы, говорят, был даже один японец. Меня познакомили со студентом-немцем, приехавшим из Германии.

«Я из Ростова, дома в школе все было плохо, родители привезли сюда, - рассказала мне четырнадцатилетняя Лена, - а тут вдруг все начало получаться...»

- Здравствуйте! - мимо нас проходят с носилками те же парни.

- Здравствуйте! - склоняет голову директор.

- Так ведь здоровались только что?

- Ничего, лишним не будет.

КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА

- Я - казак, - вещает Щетинин. - Мое дело - для страны Кавказ удержать. И вообще думать о России. Сейчас будет потерянное поколение - деды нынешних подростков строили Советский Союз, а отцы разваливали. В народе произошел такой слом идеалов, веры в прекрасное, что теперь очень сложно будет. А СССР был идеальным воплощением народных чаяний.

Михаил Петрович пускается в глобальные размышления о России, ее великой истории и тревожном будущем. Они построены на фактах и событиях, о которых никто, кроме текосского директора, не знает. Революция, коллективизация, индустриализация, сталинские репрессии у Щетинина превращаются в прекрасные и гармоничные события, которые абсолютно ложатся в энергетику космических сил и Божественную волю. Попытки спорить бесполезны - на каждое возражение он выдает новый заворот смыслов и подтекстов.

...С 2003 года школа Щетинина живет без госфинансирования. Как поведал директор, ему предложили перейти из федерального подчинения в региональное, а он гордо отказался:

- Был бы слишком плотный контроль.

В июне того же года в пожаре сгорела большая часть строений.

- Я еле упросил: дайте нам времени до ноября, - вспоминает Щетинин. - Мы с ребятами за лето отстроились заново и начали учебный процесс. Так сохранили лицензию.

Сейчас у лицея лицензия, полученная в 2006 году. Она дает право выдавать аттестаты гособразца. Как уверяет новатор, среднее образование методом «погружения» можно постичь всего за один год. Правда, начальных классов нет, принимают к Щетинину после четвертого класса.

Уже три года лицеисты сдают Единый госэкзамен.

- Тестовая оценка знаний глубоко чужда российскому менталитету, но я согласился на ЕГЭ, чтобы ребята могли учиться в вузах, - объяснил Щетинин.

Лицей год от года богатеет. Раньше ребята спали на двухъярусных шконках, теперь у каждого - кровать и тумбочка, шкаф - один на комнату. В корпусах мраморный пол с подогревом. В каждой ассоциации стоит телевизор (его включают только для того, чтобы посмотреть новости). В актовом зале хорошая аудиотехника. Ученики обеспечены спортивной формой и рабочей одеждой. А вот компьютеры под запретом.

- Надо понимать суть, а не нажимать на кнопки, - рубит директор.

Зато у большинства ребят есть мобильники. «Позвонить домой и рассказать о делах можно, - комментирует Щетинин, - а подолгу болтать - это пустое».

Никто не мешает нажаловаться родителям на тяготы жизни и, собрав вещички, уехать восвояси. Но уходят от Щетинина по доброй воле считанные единицы.

P.S. Вернувшись в Москву, я позвонил в Российскую академию образования, чтобы выяснить, как педагогические умы относятся к детищу академика.

- Для деревни нужен универсальный преподаватель, - ответил мне завотделом экспериментальных школ РАО Таймураз Тимиров. - Подготовку таких педагогов мы будем отрабатывать на базе школы Щетинина.

А недавно принято решение: с 2011 года лицей в Текосе будет финансироваться как экспериментальная площадка РАО.

СПРАВКА «КП»

Михаил Петрович ЩЕТИНИН родился в 1944 году в Дагестане. В 1973 году заочно окончил Саратовский пединститут по специальности «музыка и пение». Играет на баяне. Был директором музыкальной школы в Кизляре.

В середине 1970-х годов в поселке Ясные Зори Белгородской области создал школу-комплекс, где основное внимание уделял гармоничному развитию личности за счет сочетания учебы, работы на земле, музыки, пения и хореографии. Потом перебрался на Украину. До 1986 года был директором школы под Кировоградом, где пытался создать школьный агропромышленный комплекс в рамках эксперимента Академии педагогических наук  СССР. Результаты были признаны неудачными. Опыт работы на Украине и в Белгородской области описал в книге «Объять необъятное». Это единственная педагогическая публикация Щетинина.

В 1988 году создал школу в станице Азовская Краснодарского края. В 1994 году оставил ее и перебрался в поселок Текос.

Отличник народного просвещения России и Украины, заслуженный учитель России.

Женат, есть сын и дочка. Но, по словам Щетинина, семья с ним не живет.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Это чушь и святотатство!

Краснодарский священник отец Алексей (Касатиков), преподающий сектоведение в местном вузе, - один из ярых противников «метода Щетинина»:

- Я по первому образованию учитель физики, три года преподавал в школе, и только потом пошел в семинарию, был рукоположен. То, что делается у Щетинина, меня не устраивает и со светской точки зрения, и с церковной. Там дурят детям головы. Я, когда был у них, захожу в класс, начинаю общаться с детьми.

- Батюшка, а вы знаете, зачем в церкви купол? - спрашивают они меня.

- Нет, - отвечаю и жду, чем они меня удивлять будут.

- Ну как же! Там торсионные поля собираются!

После таких откровений я понял, что говорить мне с ними не о чем. Ранние подъемы, физподготовка, тяжелая черновая работа - и скудное питание без мяса. Разве так можно?

С религиозной точки зрения у щетининцев - явный гуруизм (то есть руководитель наделяется таким авторитетом, что заменяет собой Бога. - Авт.), закрытая организация. По моим сведениям, директор старается держать своих школьников при себе и после выпуска. Решает, кому из парней какую девушку взять в жены. Большинство браков заключается, уже когда невеста беременна. И то, что он проповедует, - явная ересь.

Но я бы очень со многим смирился и очень многому поверил, если бы кто-то из выпускников Щетинина чего-то в жизни добился. Так нет, все пропадают, как в болоте. Он говорит, что у его ребят высокие баллы по ЕГЭ, но оценки не называет. Если бы вдруг кто-то из моего прихода попросил благословения отправить ребенка туда учиться, я бы попытался отговорить.

У современных школьников есть множество проблем. Да, образование нуждается в реформе. Нынешние дети очень плохо усваивают информацию, низкий уровень интеллекта, минимальные знания о мире. Но Щетинин - не выход. Его школа только ухудшает ситуацию. Надо искать другой путь развития отечественного образования.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Две правды педагога-новатора

Эта командировка оставила двойственное ощущение. С одной стороны, принимали меня приветливо. Но все было организовано так, чтобы чужак свой нос не совал туда, куда не нужно. Что-то скрывают?

Впрочем, все, что происходит в Текосе, можно трактовать с двух сторон. С одной стороны, Михаил Щетинин - явный демагог, причудливо смешивающий язычество, оккультизм, христианство, космизм и казачьи традиции. Православные иконы в холлах и вегетарианский отказ от мяса. Подзарядка энергией от космоса и «разработка интегративного курса физики, математики и астрономии». Поди пойми, как в голове у школьников укладываются рассуждения о Четвертой мировой войне и теория Большого взрыва.

С другой - его методика «погружения», очищенная от словоблудия, неплохо работает. По большому счету, в чем главная проблема нынешнего образования? В том, что школа - система принуждения: жесткое расписание, четко определенная последовательность тем. Много есть ребят, которые с удовольствием бегут на уроки? Как сделать так, чтобы дети хватали учебники с желанием разобраться, что за науки в них описаны?

- Мы адаптировали методику Михаила Петровича под традиционную школу, - рассказывала мне директор лицея в станице Азовская Виолетта Лукьянова. Эту школу в 1988 году тоже основал Щетинин. Уроки здесь проводят методом «погружения»: неделю изучают один предмет, следующую неделю - другой, не шарахаясь каждые 45 минут от математики к ОБЖ. Но под присмотром  учителей-предметников и в рамках привычного учебного распорядка дня. Результат - ребята побеждают в школьных олимпиадах.

Да, щетининцы неплохо сдали ЕГЭ по сравнению с учениками других школ края. В управлении образованием Геленджика мне дали цифры: средний балл ЕГЭ по математике в лицее Щетинина - 63,3 (по Кубани - 59), по русскому языку - 43,1 балла (41,5). Но для продвинутой образовательной методики это очень уж маловато - набранные баллы тянут на сомнительную четверочку.

С одной стороны, что плохого в том, что ребята с удовольствием живут в интернате (а по сути, лицей Щетинина и есть самый настоящий интернат), который еще и сами строят? Что занимаются зарядкой и спортом, красиво поют и изучают ремесла? Что живут крестьянским укладом, вставая с зарей и укладываясь около девяти вечера? По сравнению с другими интернатами, где нравы почти что тюремные, где воспитатели боятся своих воспитанников, - просто красота. С другой - ребячий труд явно эксплуатируют сверх меры. Почему учебный год начинается у Щетинина 1 ноября? Потому что первые осенние месяцы щетининцы подряжаются убирать урожай. Причем зачастую вкалывают по взрослым нормам.

Наверное, если бы не жесткая трудотерапия и накачка эклектичной философией Учителя, щетининский лицей мог бы быть примером почти что идеального устройства дома для детей, растущих без родителей. Где ребята, выходя в жизнь, умеют и обед приготовить, и ремонт в своем жилище сделать, и за себя постоять.

Но щетининцы, обладая набором полезных для жизненного устройства навыками, не так легко социализируются, воспринимая жизнь сквозь призму витиеватой философии гуру. Поэтому-то многие остаются под крылом Михаила Петровича и получив аттестат. Щетинин говорит, что его ребята поступают в вузы. Но по большей части это невзыскательные местные пединституты или их филиалы, которые открыты на базе того же самого лицея.

С одной стороны, Щетинин жалуется на то, что ему отказали в госфинансировании. С другой - в Интернете один из его сторонников приводит цифру: годовой бюджет общины педагога-новатора несколько лет назад составлял 19 миллионов рублей (проверить ее мы не смогли, Щетинин свою бухгалтерию не раскрывает). Сюда входят и заработки «птенцов гнезда Щетинина», и немалые пожертвования, которые приходят и от сторонников патриотически-космической философии педагога, и от бизнесменов и чиновников, которые видят в лицее прообраз школы будущего.

Смотрите также галерею

Алексей ДУЭЛЬ, Фото автора.

http://kp.ru/daily/24592/760356/

 

В Пензе завершился первый Приволжский учительский форум18.11.2010

 

В Пензе завершился первый Приволжский учительский форум

 

100 лучших педагогов округа из столицы Пензенской области с наградами и новым опытом отправляются домой в четверг, 18 ноября. Из тысячи мероприятий, посвященных году учителя первый учительский форум, который в течение 3 дней проходил в Пензе, стал самым необычным в Поволжье.

100 лучших преподавателей Поволжья на первом учительском форуме делились друг с другом своими ноу-хау. Парад педагогических находок открыли учителя физкультуры. Любовь Новиченко наглядно показала, как с помощью дополнительного третьего урока можно обычных школьников превратить в бронзовых призеров чемпионата мира по фитнес-аэробике. «Конечно, на уроке мы бы ничего не сделали. Тренируемся и после уроков, но для того, чтобы дети пришли после уроков, нужно провести хорошо урок», – прокомментировала учитель физической культуры (г. Пенза) Любовь Новиченко.

На форуме работали 7 творческих площадок по 7 школьным предметам. Первая пензенская гимназия – одна из старейших в России, построенная еще при Екатерине второй. Среди ее выпускников 2 десятка известных имен. От литературного критика Виссариона Белинского до маршала Советского Союза Михаила Тухачевского. Символично, что именно в стенах гимназии прошла встреча педагогов-историков.

Дискуссия о том, как оградить современных детей от неграмотных фантазий на исторические темы – еще одно яркое событие форума. Нужен ли стране один на всех учебник истории, чтобы избежать фальсификации? Мнения педагогов разделились. Однако в одном они оказались единодушны. В том, что каждый учитель-историк обязательно должен быть патриотом. «С детьми нужно проговаривать острые моменты, не замалчивать о них. Если они не учатся правильно выбирать, правильно работать с информацией, то они будут, к сожалению, просто управляемым большинством», – сказал учитель истории (г. Казань) Юрий Лазарев.

Мастер-классы, обмен мнениями и методическими новинками. Первый учительский форум в Поволжье – событие неординарное. За 3 дня педагоги не просто показали, что такое инновации в образовании, а постарались создать идеальную модель «новой школы», проекта, который утвержден Президентом в год учителя. «В ходе общения с педагогами, со студентами мы услышали много интересного. Увидели, что учителя, во всяком случае, те, которые здесь представлены, люди креативные, со своими технологиями, со своими предложениями по поводу того, что надо сделать, чтобы новая школа, которую мы сейчас выстраиваем, была по-настоящему новой», – сказал полномочный представитель Президента РФ в ПФО Григорий Рапота.

Реакция на этот форум не заставила себя ждать. Главы Поволжских регионов свежим взглядом оценили значимость учительского труда. «Все зависит от образования, от учителя. Хороший журналист, хороший Губернатор, хороший квалифицированный рабочий. Страна будет сырьевая, если не будем вкладывать деньги в учителя, в образование, в технологии», – прокомментировал губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.

Кульминацией форума стал выбор из «золотой сотни» «великолепной семерки», в которую вошли лучшие учителя-предметники Поволжья. В качестве членов жюри были сами же педагоги. Для победителей, а это преподаватели из Мари-Эл, Чувашии, Ульяновской, Саратовской, Кировской и Пензенской областей, признание коллег – высшая награда. «Это действительно огромный опыт, огромный талант. У нас появилась возможность обменяться мнениями, выяснить проблемы, как их можно решать. Это было здорово», – рассказала победитель учительского форума в номинации «Лучший учитель истории» (г. Пенза) Мария Савинкина.

В год учителя в Приволжском федеральном округе уже прошли более тысячи значимых мероприятий. В регионах проводили конкурсы и фестивали, учреждали гранты, вручали педагогам нетбуки, открывали памятники учителям и музеи образования. 2010 стал годом, в котором заложили прочный фундамент для будущего строительства школы, которая полностью отвечает требованиям XXI века.

Репортаж: Анастасии Разенковой

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=17126&cid=7

 

Участники форума возвращаются домой с хорошим настроением и конспектами уроков18.11.2010

 

Участники форума возвращаются домой с хорошим настроением и конспектами уроков

 

Участники первого Приволжского педагогического форума покидают Пензу в четверг, 18 ноября. Впечатления, по их признанию, остались самые лучшие не только от работы в школах, но и от организации.

С цветами в руках и с хорошим настроением делегация учителей Ульяновской области перед дорогой домой, остановилась в фойе гостиницы. Здесь педагоги провели 3 дня. «Встреча была прекрасной. С самого первого момента, когда нас встретили на подъезде к Пензе, подарили цветы, устроили небольшой пикник в лесу, представляете. Потом разместили в гостинице и ни одного момента мы не чувствовали себя брошенными, одинокими. Всегда были окружены вниманием, любовью организаторов этого форума. Сам форум, конечно, дал нам очень много в плане профессионального роста», – рассказала учитель немецкого языка (г. Ульяновск) Ирина Чумакова.

По признанию педагогов, учительский форум дал им новый всплеск энергии, который в дальнейшем позволит обучать детей с использованием новых методов, позаимствованных у коллег. К себе на родину школьные наставники возвращаются с новыми силами. «Уезжать охота, потому что там родные. Ученики нас с утра уже теребят, спрашивают, когда вернемся. То тепло, с которым нас встретили, оно останется в сердцах», – прокомментировала учитель химии из Ульяновской области Марина Карпова.

Вслед за ульяновской делегацией Пензенскую область покинули педагоги из соседнего Саратова. Геннадий Заступенко, учитель физкультуры признаётся, что после волнения и бессонных ночей, чувствует удовлетворение. «С чувством выполненной работы уезжаем. Мне очень понравилось, как нас вчера поприветствовали, концертная программа замечательная. Давно не был в театре. Остались только хорошие впечатления и от гостей, и от хозяев, которые провели это мероприятие», – поделился впечатлениями учитель физической культуры лицея №36 (г. Саратов) Геннадий Заступенко.

В состав саратовской делегации входили представители министерства образования. Нина Грачева отмечает высокий уровень проведения форума и большое его значение, а также не скрывает, что самое яркое впечатление у нее осталось от встречи с почетным гостем – полномочным представителем Президента в Приволжском округе Григорием Рапотой. Уже сегодня все учителя вернутся в свои города. По признанию большинства, они навсегда оставят тёплые воспоминания о Пензе.

Репортаж: Олеси Вишняковой, Анатолия Вольникова

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=17166&cid=7

 

18.11.2010

 

Григорий Рапота высоко оценил организацию Приволжского учительского форума в Пензе

 

Приволжский учительский форум завершил свою работу в Пензе в среду, 17 ноября. В нем приняли участие полномочный представитель президента РФ в ПФО Григорий Рапота, помощник полпреда Олег Мельниченко, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев, а также 100 лучших педагогов Приволжского федерального округа.

Участники встречи познакомились с работой образовательных учреждений Пензенской области и определили лучшего педагога ПФО. Подведение итогов мероприятия состоялось в пензенском областном драматическом театре имени А.В. Луначарского.

«Профессия учителя — одна из тех, при встрече с которой я всегда несколько робел. Что делает учителя таким человеком, к которому тянутся ученики и с которым хочется встретиться даже после того, как закончил школу? Наверное, на этот счет может быть много теорий, но мне кажется, что это, во-первых, профессионализм. Учитель должен знать намного больше, чем ученик, и уметь эти знания показать. Во-вторых — чистота помыслов и, наконец, третье — учитель должен быть искренним. Вот эти качества могут быть залогом успеха любого преподавателя», — сказал, обращаясь к собравшимся, Григорий Рапота.

Полномочный представитель президента особо подчеркнул безукоризненность и высокий уровень организации прошедшего в Пензе учительского форума, поблагодарил «золотую сотню» преподавателей, принявших участие в мероприятии, и пожелал присутствующим как можно чаще встречаться.

Губернатор Василий Бочкарев высказал мнение о том, что Приволжский учительский форум приобрел статус международного, так как в его работе приняли участие представители белорусской делегации, посетившие регион с целью развития торгово-экономических связей.

«К сожалению, этот год скоро завершится, и, возможно, мы не успели сделать для педагогов все, что было запланировано. Однако надо жить не только Годом Учителя, но и в будущем изыскивать резервы, ведь школа, учитель и дети — это фундамент экономики настоящей России. Необходимо сегодня сделать намного больше, чем вчера, иначе мы останемся на задворках цивилизации», — отметил Василий Бочкарев.

«Я не сомневаюсь, что после данного форума руководители всех регионов Приволжского федерального округа будут больше денег и внимания уделять учителю. Вы это заслужили», — подчеркнул губернатор Пензенской области.

В результате борьбы за звание лучшего учителя округа из 100 педагогов была выбрана «великолепная семерка», в которую вошли два преподавателя из Пензенской области. В номинации «Учитель истории» путем голосования лучшей была признана педагог средней школы №68 города Пензы Мария Савинкина. Первой в номинации «Учитель математики» стала преподаватель лицея №230 города Заречного Елена Мухаметова.

http://penzanews.ru/content/view/21270/29/

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг