28.09.2010
Матрешкин день пензенцы
отметили с размахом
«Щечки порумяней!»,
«Фартук должен быть в горошек!», «Глаза подобрее сделай!» - такие возгласы
слышались в минувшее воскресенье на одной из загородных баз отдыха.
Впервые в истории
Пензенской губернии здесь провели фестиваль русской матрешки - в честь
111-летия с того момента, как деревянную куклу стали почитать национальным
символом.
МАТРЕНА-АГИТАТОР
Уже с утра здесь кипела
работа. Самые маленькие участники мероприятия осваивали русские промыслы. Правда,
с учетом веяний моды XXI века. «Я знала, что из шерсти делают валенки, -
поведала семилетняя Вика Нагорнова. - Но чтобы из нее валяли цветы - такое я
увидела впервые!» И не только увидела, но и успешно освоила это мастерство.
Взрослым на празднике тоже
скучать не пришлось. Засучив рукава и откинув со лба пряди (ну прямо как
настоящие живописцы!), они принялись творить своих собственных матрешек.
Правда,
уменьшительно-ласкательное словечко к главным героиням дня явно не подходило.
Каждая деревянная кукла была ростом со среднестатистическую пензячку. На
белоснежном фоне командам предстояло увидеть и изобразить яркое содержание.
Краски, фломастеры и
даже опавшие осенние листья - все пошло в дело. Оказалось, что матрешки могут
выполнять не только декоративные функции, но и являться оригинальными
рекламными носителями.
Несколько представителей
разных пензенских компаний с удовольствием одели своих «девочек» в фирменные
цвета и атрибутику организаций.
Некоторые живописцы
пошли еще дальше. Одна группа превратила белый контур в социальную рекламу «За
здоровый образ жизни». Розовощекая хрюшка в платочке призывала окружающих ее,
не есть и за это обещала спеть песенку.
А рядом догорали угольки
в мангале. Как пояснили авторы, так и планировалось: арт-инсталляция должна
заставить людей в следующий раз задуматься, стоит ли класть в рот очередной
кусочек такой симпатичной свинины…
УНИКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Вместе с пензенской
общественностью своеобразный юбилей русской матрешки отмечала и пензенская
мастерица Галина Михотина. В ее доме хранится около 1000 расписных красавиц.
Львиная доля досталась от бабушки Любови Устиновой - именитой собирательницы
деревянных кукол.
«С 11 лет я сама начала
заниматься росписью, - рассказывает Галина. - А затем стала преподавать это
искусство детям. Так у бабушкиных матрешек появились сотни новых подружек.
Сначала я пыталась давать им всем имена, но когда количество экземпляров
коллекции перевалило за триста, отказалась от этой идеи».
По мнению Галины
Михотиной, матрешка - это не просто самый главный русский сувенир, это еще и
символ исконной культуры. Ведь на фартуках матрен прорисованы игровые сценки,
сюжеты преданий, предметы утвари.
Кстати, не факт, что
название ее пошло от Матрены. В литературе встречаются версии о том, что оно
происходит от латинского слова «mater» (мать) и даже от имени индуистской
богини-матери Матри. Но Галина все равно остается патриоткой.
Недавно она победила на
всероссийском конкурсе в Нижегородской области. Жюри высоко оценило сувениры,
привезенные из Пензы: на всех матрешках красовались символы Сурского края:
подвесной мост, Росток, Спасский собор, Засека, усадьба «Тарханы». Теперь
работы нашей землячки живут в частных коллекциях в Испании, Японии, Франции.
Агата Богданова
«Аргументы и факты,
Пенза», №39, 28 сентября 2010г.
http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=36112
Похожие сообщения
http://penzanews.ru/content/view/19951/29/
http://publish.pnz.ru/ml/index.html
28.09.2010
В
музее народного творчества состоялась выставка изделий зареченских умельцев
«Калейдоскоп чудес» - такое название
получила выставка работ педагогов и воспитанников зареченского детского
эколого-биологического центра в пензенском музее народного творчества. Вниманию
гостей были представлены более 250 поделок, причем, весьма разнообразных -
учебный процесс учреждения дополнительного образования осуществляется по
нескольким направлениям.
Живописный язык глиняной игрушки,
чудесный мир бисеровязания и вышивки, цветочная аранжировка - все это результат
кропотливого труда. Самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету
и фактуре, рукотворное изящество, неповторимость красок и линий - отличительная
особенность работ детей, обучающихся в объединении «Мастерицы»
эколого-биологического центра.
«В объединении «Мастерицы» детишки
занимаются бисеровязанием, ручной вышивкой. Причем ручная вышивка счетная - это
вышивка крестиком. Дальше - ручная вышивка шелковыми ленточками. Мои ученицы
стали лауреатами всероссийского конкурса «Юные хранители» в 2005 году в городе
Сызрани», - отметила педагог объединения «Мастерицы» Детского
эколого-биологического центра города Заречного Ольга Платонова.
Самые маленькие воспитанники центра
начинают с выполнения несложных, но тонких работ в виде украшений из бисера. По
мере взросления задания усложняются - здесь есть и программы для
старшеклассников, которым искусство будет интересно и как хобби, и как
возможная профессия.
Вниманию
гостей были представлены более 250 поделок, причем весьма разнообразных
Педагог
объединения «Мастерицы» Детского эколого-биологического центра города Заречного
Ольга Платонова
Самобытность
и мастерство, рукотворное изящество - отличительная особенность этих картин
http://www.tv-express.ru/news_info/14920/
28.09.2010
Мастерицы привезли в Пензу
необычные поделки
Все, что умеют делать
руками зареченские дети, привезли в Музей народного творчества. Авторов работ
на выставке не оказалось: педагоги не смогли вывезти их из режимного объекта.
Рассказывать о поделках пришлось взрослым мастерам.
Ольга Платонова
преподает бисероплетение и вышивку детям от пяти лет. Научить делать необычную
красоту талантливый педагог может практически каждого, было бы желание и
усидчивость
«В нашем объединении
занимаются дети с ограниченными возможностями, но их работы ничем не хуже
поделок обычных школьников», - отметила педагог детского эколого-биологического
центра Ольга Платонова (г. Заречный).
Екатерина Малкина учит
детей лепить из глины. На выставке в Пензе она показывала не только работы
учеников, но и свое последнее увлечение - лоскутную технику. На изготовление
одеяла ушло несколько старых халатов и месяцы труда.
Самый большой интерес на
выставке вызвали объемные картины. Но секрет изготовления цветов пензенцы так и
не узнали: из Заречного в Пензу их автор приехать не смогла.
ТРК «Наш Дом»
http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=36118
29.09.2010
Определены
место расположения и вид нового здания филармонии
К 350-летию Пензы планируется построить
немало социально значимых объектов. К их числу относится и новое здание
областной филармонии, которое наверняка поразит любителей музыки своим
масштабом. Автором проекта является известный пензенский архитектор Александр
Бреусов, по чертежам которого возводился и областной драматический театр.
Планируется, что строительство новой филармонии начнется в 2011 году и
завершится в 2013. На эти цели из федерального и областного бюджетов выделяется
порядка 1,5 миллиардов рублей.
Пока этот участок на улице Суворова,
с левой стороны от здания суда, ничего примечательного из себя не представляет.
Однако именно здесь уже в 2011 году начнется крупномасштабное строительство -
нового здания областной филармонии. По проекту, который уже практически готов,
это будет большое разноэтажное сооружение. С одной стороны - 6 этажей, с другой
- 4. Но самое главное, новая филармония - это не просто отдельное здание, а
целый культурный комплекс.
«Перед зданием у нас будет
амфитеатр, открытая парковка, в составе новой площади - открытая эстрадная
площадка для проведения концертов на свежем воздухе, заезд с улицы Некрасова по
Бакунина», - сказал главный специалист-эксперт министерства культуры Пензенской
области Алексей Минякин.
Что касается внутренних помещений,
то новая филармония сулит небывалый простор. Планируется, что у каждого
коллектива появится свой репетиционный зал, помещения для хранения инструментов
и костюмов, гримерные. Концертный зал рассчитан на 750 мест. Но, пожалуй,
главным сюрпризом для всех любителей музыки станет то, что в здании новой
областной филармонии появится органный зал. Это самый сложный и дорогостоящий
этап работы. Полгода потребуется германской фирме Хуга Майер для установки и
монтажа инструмента, стоимостью 250 миллионов рублей.
«Сейчас ведутся переговоры по его
закупке, по проектированию непосредственно под этот зал, то есть это будет
индивидуальный уникальный орган Пензенской области, это весьма дорогостоящий
объект, но губернатор сказал, что мы должны выглядеть достойно», - отметила
министр культуры Пензенской области Марина Бойцова.
Как отметила на пресс-конференции Марина
Бойцова, уже сейчас решается и кадровый вопрос - причем речь идет в первую
очередь о специалисте, который будет следить за техническим состоянием
инструмента. Для проведения же концертов планируется приглашать исполнителей из
других городов и стран - по крайней, в первое время. В том, что среди пензенцев
обязательно найдутся ценители органной музыки, никто не сомневается.
«Эта музыка может служить для
релаксации, для духовных исканий, я думаю, что этот зал на 200 мест, при
наличии классного исполнителя, музыканта это будет пользоваться большим
спросом», - считает директор Пензенской областной филармонии Алексей
Львов-Белов.
По мнению специалистов, подобного
объекта в нашем городе еще не возводили. И если все удастся воплотить в жизнь
так, как задумано, то Пенза получит прекрасный подарок к своему 350-летнему юбилею.
Пока этот
участок на улице Суворова, с левой стороны от здания суда, ничего
примечательного из себя не представляет
Министр
культуры Пензенской области Марина Бойцова
По проекту,
который уже практически готов, это будет большое разноэтажное сооружение.
http://www.tv-express.ru/news_info/14925/
http://www.tv-express.ru/news_info/14971/
30.09.2010
В
Литературном музее состоялось открытие выставки работ Елены Штефан
«Я с детства любила рисовать –
сначала это было детское увлечение, а потом уже стало потребностью. Я не могу
уже не писать!», - сказала автор выставки Елена Штефан.
Этим летом Елена Ивановна отметила
80-тилетний юбилей. Ее рукой было создано несколько сотен красочных
натюрмортов, прекрасных пейзажей и огромное количество замечательных портретов.
Большая часть творений давно разлетелась по миру. Но самый первый портрет Пензу
не покидает.
«Самым первым был написан портрет
мужа, его я очень и вышла замуж по любви. Сначала были ученические наброски, скромные,
детям моим осталось его 5 или 6 портретов в разном возрасте», - рассказала
Елена Штефан.
Супруг для нее всегда был источником
вдохновения. С ним бокобок она долгое время работала оформителем в
художественном фонде, а в душе всегда хотела быть художником. Выставка,
организованная в Пензенском литературном музее, подводит итог полувековой
творческой деятельности. Поздравить Елену Ивановну пришли друзья и коллеги по
цеху.
На выставке звучало немало теплых
слов и пожеланий. Главное из них - чтоб эта выставка была не последней. Елена
Ивановна охотно согласилась еще не раз порадовать своим искусством любителей
живописи.
Автор
выставки Елена Штефан
Самым первым
был написан портрет мужа, который всегда был для Елены Ивановны источником
вдохновения
Выставка,
организованная в Пензенском литературном музее, подводит итог полувековой
творческой деятельности Елены Штефан
http://www.tv-express.ru/news_info/14946/
Похожие сообщения
http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=36153
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=12766&cid=7
30.09.2010
Пензенская мастерица создает уникальные
изделия из бересты
О белоствольной
березе на Руси сложено множество пословиц, поговорок и песен. Когда-то она даже
была символом Нового года. За белую кору и получила она свое название, а
изделия из бересты являются одним из символов русских традиций.
Природная красота
деревьев и декоративные изделия мастеров манили Наталью Коняеву с детства.
Однако свою давнюю мечту ей удалось воплотить в жизнь лишь 6 лет назад. «Когда
в школе училась, видела картинки, вывески, туеса из бересты. И мне очень
хотелось научиться делать. Подросли мы с дочкой, и пошли вместе с ней учиться в
кружок. Повела её, а училась вместе с ней», - рассказала Наталья Коняева.
На рабочем столе
Натальи Коняевой ничего лишнего, только инструменты, нарезанные кусочки бересты
и будущие лапти. Рабочий материал мастерица заготавливает в мае-июне, во время
сокодвижения. В этот период береста эластична и легко снимается со ствола.
«Наплывы есть на бересте, они очень красивые попадаются, и их хочется
использовать в изделии, чтобы показать красоту. Но не всегда это получается,
потому, что с обратной стороны она бывает деревянная, инструментом не
возьмёшь», - пояснила Наталья Коняева.
Плетение из бересты
- занятие трудоёмкое. Для начала рабочий материал необходимо очистить и
разделить послойно до необходимой толщины, и только потом, шаг за шагом, плотно
переплетать между собой полоски бересты. Главным инструментом в работе
мастерицы служат отвёртка и ножницы. Кружки и лапти - это те изделия, над которыми
ей нравится трудиться больше всего. «Подошва плетется в несколько слоёв, чтобы
она была прочной, слоя 2-3, чтобы они не протекали. Иногда их подвивали для
прочности. Лыковые они жёсткие, а вот из бересты они мягкие, тёплые, приятные
на ощупь», - отметила Наталья Коняева.
Лукошки, корзинки,
туеса, кружки, сувенирные игрушки, украшения и корабли - более 500 изящных
изделий из бересты увидели свет, благодаря умелым рукам мастера. Среди
берястяного чуда, величественно возвышается корабль, устремляясь куда-то вдаль,
и одна из первых цветных работ Натальи Коняевой - картина с изображением зимней
поры, где в сочетании с тёплым и мягким материалом деревянный домик кажется
необыкновенно родным.
Репортаж: Татьяны Гусевой, Александра Толкачева
http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=12726&cid=7
02.10.2010
Зрители рыдали на
спектакле «Юнона и Авось»
Ради одного романса на
«Юнону и Авось» идти стоило. Но пензенцев привлекло и то, что в центре культуры
и досуга представили классическую версию рок-оперы в исполнении театра Алексея
Рыбникова. На сцене было все в точности, как в 1981 году, когда рок-оперу на
стихи Андрея Вознесенского впервые представил Московский театр «Ленком».
Половина зрителей в зале
не раз видели и слушали эту рок-оперу, но снова и снова готовы покупать билеты
на «Юнону и Авось». За сердце хватает горькая история любви графа Резанова и
дочери калифорнийского губернатора Кончиты. Все это было на самом деле, лишь
поэтически украшено Вознесенским.
«Наверное, у каждого
народа есть своя легенда. Например, Пенелопа два десятка лет ждала Одиссея.
Юнона и Авось - это классика духа», - поделилась мнением начальник управления
культуры г. Пензы Вера Фейгина.
Спектакль, названный
антисоветским за присутствие в нем образа Казанской Божьей матери, пережил все
нападки. Ему предначертана долгая судьба. Главный режиссер театра рассказал,
как чудесным образом труппа подготовила рок-оперу всего лишь за месяц до
международного фестиваля Пьера Кардена в Лакосте.
«Мы репетировали каждый
день, за месяц выучили все партии, пошили костюмы, придумали декорации. Когда
мы открывали фестиваль Пьера Кардена, то был грандиозный успех. Но переводить
часть сцен на французский язык я отказался наотрез», - рассказал главный режиссер
театра А. Рыбникова (г. Москва) Александр Рыхлов.
Никто не покидал зал до
самых последних аккордов. Многие зрители еле сдержали слезы, когда Кончита и
Резанов прощались навсегда.
ТРК «Наш Дом»
http://www.pnz.ru/getnews.php?tid=news&&news_id=36187