Успение Пресвятой Богородицы
Православная Церковь
празднует этот великий двунадесятый праздник 28 августа (15 августа по
церковному календарю).
Когда Пресвятой
Богородице, жившей после Вознесения Господня в Иерусалиме, пришло время перейти
из земной жизни в жизнь вечную, Ей явился благовестник тайн Божиих, Архангел
Гавриил, возвестивший Пречистой Деве Ее грядущую кончину. По молитве Матери
Божией, желавшей перед кончиной проститься с учениками Ее Божественного Сына, в
то время проповедовавшими веру Христову по всей земле, апостолы чудесным
образом были собраны к Ее смертному одру. Когда же пришло время кончины
Пресвятой Богородицы, Сам Господь Иисус явился у Ее одра и принял Ее душу в
Свои руки.
Оплакав разлуку с
Пресвятой Богородицей, апостолы торжественно пронесли Ее тело по Иерусалиму и
погребли тело Пречистой Богоматери в Гефсимании, в пещере. Апостол Фома,
Промыслом Божиим не успевший на погребение, прибыл в Иерусалим лишь на третий
день после прощания с Божией Матерью. Желая его утешить, апостолы открыли гроб,
но увидели в нем только погребальные пелены; так они уверились, что Пресвятая
Владычица была с телом вознесена на Небо.
Для нас праздник Успения
Богоматери – свидетельство Ее предстательства за мир и Церковь Христову: Она не
умерла и, телесно оставив мир, не перестает ходатайствовать за нас пред Своим
Сыном. Об этом же говорит и само название праздника – Успение (от слова «уснуть»),
указывающее на то, что Пресвятая Дева осталась по своей видимой телесной
кончине непричастной смерти.
В этот день
заканчивается Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной
Церкви.
Окончание Успенского поста
Двадцать восьмого
августа великим православным праздником Успение Пресвятой Богородицы
завершается двухнедельный Успенский пост.
Церковно-славянское
слово "успение" означает кончину, смерть. Успение Божьей Матери
отмечается в честь окончания Ее земной жизни и перехода к жизни небесной. И
пост несет в себе оттенок легкой грусти прощания.
Успенский пост длится
две недели, но по строгости своей приравнивается к посту Великому. Но несмотря
на строгость в пище, Успенский пост является обильным поспевшими овощами и
фруктами и поэтому не считается очень тяжелым. В народе даже сложилась
поговорка: "Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка". Название
"Спасовка" Успенский пост получил потому, что он связан с тремя
радостными праздниками - Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа:
первый и третий приходятся на начало и конец поста, а второй - на середину.
Устанавливая Успенский
пост, Церковь, с одной стороны, руководствует нас к духовному преображению, с
другой - побуждает нас подражать Богоматери, которая всю свою жизнь провела в
подвигах поста и молитвы.