Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

События, вехи истории, имена... 20.04.24
20

В селе Поим пройдет архиерейская литургия в честь Рождества Пресвятой Богородицы20.09.2010

 

В селе Поим пройдет архиерейская литургия в честь Рождества Пресвятой Богородицы

 

Ежедневные богослужения накануне Рождества Пресвятой Богородицы в Благовещенском храме на Советской площади начали в Пензе в понедельник, 20 сентября. Первое всенощное бдение совершил епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин.

С этого дня, в Благовещенской церкви станут молиться за тех, кого записали верующие, совершающие пожертвования на строительство Спасского кафедрального собора. Имена указаны на символических свидетельствах в виде кирпичиков. 21 сентября, на сам праздник, владыка Вениамин совершит Божественную литургию в одном из крупнейших сел Пензенской области – Поиме Белинского района.

Репортаж: Евгения Белохвостикова

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=11608&cid=7

 

Епископ Пензенский и Кузнецкий Вениами20.09.2010

 

Храмы в Саловке и Никульевке освятил епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин

 

Два храма, в Никульевке Башмаковского района и в Саловке Пензенского района, освятил епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин в воскресенье, 19 сентября. Помимо этого, владыка подвел некоторые итоги своего годового пребывания в регионе как управляющего Пензенской епархией.

В Саловке под молитвенный дом в середине 90-х годов ХХ века переоборудован пустующий магазин. «Я часто слышал от людей, что это бывший хозяйственный магазин и как можно молиться в магазине. Тяжело было объяснить, что это место, где есть алтарь, где служится Божественная литургия. Невоцерковленным людям тяжело было объяснять», - поделился настоятель храма преподобного Сергия Радонежского священник Василий Кочетков.

После освящения храма с амвона владыка Вениамин выразил свою благодарность настоятелю и прихожанам, благотворителям и представителям власти. Ведь только совместными усилиями можно возрождать духовность на Руси. «Сегодня по всей стране возрождаются старые храмы, строятся новые. И это способствует культурному возрождению нашего Отечества. Без духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения невозможно возрождение нашего Отечества», - сказала глава администрации Саловского сельсовета Ирина Тимакова.

Год назад епископ Вениамин впервые вступил как управляющий епархией на Пензенскую землю. За это время в Пензенской области под его началом было открыто множество новых храмов и рукоположен не один новый священник. Однако главный итог его деятельности - люди получают духовную поддержку, верят в лучшее. «Этот год пролетел как день. Я старался посетить как можно больше храмов и совершить божественные службы, помолиться с людьми, особенно в это трудное время, когда и погодные условия, и на душах людей особое состояние. И передать им веру, надежду, что с Божией помощью можно пережить все трудности», - отметил епископ Пензенский и кузнецкий Вениамин.

Кроме того, на освящении храма обсудили восстановление Троицкой церкви соседнего села Константиновки. Если взяться всем миром, это возможно.

Репортаж: Евгения Белохвостикова

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=11526&cid=7

 

20.09.2010

 

Владыка Вениамин освятил храм в селе Саловке Пензенской области

 

Епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин с представителями духовенства посетил храм преподобного Сергия Радонежского, расположенный в селе Саловка Пензенского района, в воскресенье, 19 сентября. Владыка Вениамин выполнил обряд освящения храма и совершил таинство хиротонии (рукоположения) иподиакона Антона Злобина во диакона.

«Дорогие братья и сестры, сегодня мы подвели итог многолетнего труда. С именем преподобного Сергия Радонежского связаны особые события. Это 630 лет Куликовской битвы. Нельзя не оценить ту духовную силу, которую вложил в народ преподобный Сергий. И мне хотелось бы всегда видеть в этом храме много людей, молодых людей, детей, которые приходили бы сюда за благодатью, благословением и созиданием», — сказал владыка Вениамин в заключение обряда.

Епископ Пензенский и Кузнецкий наградил настоятеля храма отца Василия золотым крестом. Почетным жителям села, принимавшим активное участие в возведении храма, вручил медали святого праведного Иоанна Оленевского III степен. Главе администрации Саловского сельсовета Ирине Тимаковой и нескольким сотрудникам прихода нового храма передал благословенные грамоты, сообщает пресс-служба Пензенской епархии.

http://penzanews.ru/content/view/19804/29/

 

21.09.2010

 

21 сентября православные верующие отмечают праздник Рождества Богородицы

 

Во всех храмах совершаются молебны. Главная служба состоялась в храме Благовещения Богородицы. Ее возглавил епископ Вениамин.

В этом событии многие верующие увидели особый смысл. Христианский праздник Рождества матери Спасителя совпал с началом постоянных богослужений в церкви Благовещения, что в Лермонтовском сквере. Появилась на свет Богородица, - и еще одним храмом на Сурской земле стало больше.

«Регулярно здесь будут совершаться божественные литургии, где наши пензенские прихожане могут молиться, и особенно здесь будут поминаться те имена за здравие и упокой, обозначенные на кирпичиках, которые наши пензенцы приобрели и тем самым приняли участие в строительстве Спасского кафедрального собора», - сказал ключарь Покровского архиерейского собора Иоанн Яворский.

Сквозь стропила храма уже больше не увидишь небо - работы на кровле закончены. На стенах церкви развешены иконы, в алтарной части установлены царские врата. Торжественную службу по случаю христианского праздника совершил владыка Вениамин.

«Родилась матерь Господа нашего Иисуса Христа и благодаря ей пришел в мир Богочеловек, который спас ветку Адама и даровал нам жизнь вечную. Я всех поздравляю с праздником. Желаю вам крепости сил, милосердия, Благословение Божье да будет со всеми вами», - обратился к прихожанам епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин.

Уже решено, что настоятелем храма Благовещения Богородицы будет владыка Вениамин, а его помощниками во время богослужений - наиболее достойные священники пензенской епархии.

 

  

Ключарь Покровского архиерейского собора Иоанн Яворский

Епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин

http://www.tv-express.ru/news_info/14841/

 

21.09.2010

 

В храме Благовещения начались церковные службы

 

Во всех пензенских храмах прошли торжественные богослужения. Верующие отмечали Рождество Пресвятой Богородицы, один из 12 главных православных праздников. Установленный еще в IV веке, он является первым двунадесятым, поскольку по старому стилю церковный год начинается первого сентября.

По преданию, Дева Мария родилась в небольшом галилейском городке Назарете. Она была долгожданным ребенком в семье своих родителей - святых Иоакима и Анны, которые долгое время оставались бездетными. Анна пообещала, что посвятит свое дитя служению Господу, и Ангел Господень внял их молитвам.

Знаменательно, что с праздничной литургии в честь Рождества Пресвятой Богородицы в храме Благовещения начинаются регулярные богослужения.

«Православная Церковь отмечает три праздника, связанных с рождеством: Рождество Господа по плоти, Рождество Божией Матери и Рождество Иоанна Крестителя. В эти великие дни пензенцы смогут помолиться в нашем храме», - рассказал начальник строительного отдела Пензенской епархии Иоанн Яворский.

Теперь храм на Советской площади будет ждать своих прихожан ежедневно на утреннюю (в 8 часов) и вечернюю (в 17 часов) службы.

ТРК «Наш Дом»

 

21.09.2010

 

Духовное училище готовится стать семинарией

 

Столичная православная комиссия приехала в провинцию с серьезным заданием. Священнослужители должны оценить возможность повышения статуса Пензенского духовного училища до семинарии.

«Мы внимательно изучили документацию, осмотрели помещения духовной школы, встретились с представителями областной администрации», - рассказал профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

С инициативой такой оценки выступил епископ Пензенский и Кузнецкий. Владыка Вениамин посчитал, что уровень подготовки в духовном образовательном заведении достаточно высокий.

«Пензенских студентов с учащимися других духовных школ объединяет идеальное побуждение, ради которого молодые люди стремятся получить духовное образование», - подчеркнул Максим Козлов.

Комиссия находилась в Пензе в течение двух дней. О результатах проверки будет доложено в Святейший Синод, который примет окончательное решение.

ТРК «Наш Дом»

 

В селе Поим освятили храм, который восстанавливали в течение 15 лет21.09.2010

 

В селе Поим освятили храм, который восстанавливали в течение 15 лет

 

Рождество Пресвятой Богородицы отмечают православные христиане. В этот день двойное торжество у жителей одного из крупнейших сел Пензенской области – Поима. Никольский храм, который восстанавливали 15 лет, освятил епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин во вторник, 21 сентября.

Разрушенный некогда пятикупольный собор вновь принял под свои своды прихожан. «Разрушали не кто-нибудь, не войска вражеских государств, не иноплеменники, а те же наши предки, русские люди, которые возможно венчались в этом храме, крестились, молились в этом храме, но они были взяты в плен сетями безбожия», – прокомментировал епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин.

Никольский храм в селе Поим восстанавливали 15 лет. «Люди Поима и близлежащих сел ждали этого события 90 лет, как когда-то Иоаким и Анна ждали и чаяли, что у них родится ребенок, и все прихожане верили, что когда-то эти врата откроются», – сказал настоятель Никольской церкви села Поим протоиерей Георгий Красевич.

Село Поим большое, в нем живут почти 4 тыс. человек. Однако сложностей в восстановлении хватало. Во-первых, здесь уже есть небольшой деревянный действующий храм. Во-вторых, поднять из руин собор, который мог бы украсить любой город, для самих сельчан задача непосильная. Помогали благотворители.

Собор предстоит еще обустраивать, впереди и роспись церкви. Напротив него в руинах стоит еще один храм, который тоже ждет своего часа. Однако православные поимцы верят, что с Божьей помощью восстановят и его.

Репортаж: Евгения Белохвостикова

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=11658&cid=7

 

22.09.2010

 

В селе Поим состоялся обряд освящения восстановленного храма

 

Епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин провел обряд освящения храма Николая Чудотворца в селе Поим Белинского района Пензенской области в день Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября. Владыка поздравил настоятеля храма отца Георгия, поблагодарил всех, кто участвовал в восстановлении храма, вручили благодарности и награды.

Как сообщили ИА «PenzaNews» в пресс-службе пензенской епархии, храм в Поиме был разрушен почти столетие назад.

«Около 15 лет из руин мы восстанавливали данный храм. Было тяжело, было много проблем, но мы не сдавались. Данный храм — это мост между прошлым и настоящим, и, восстановив его, мы смогли вновь соединить две эпохи», — отметил настоятель отец Георгий.

За особый вклад в восстановление храма Николая Чудотворца епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин наградил генерального директора башмаковского агрохолдинга Сергея Ванюшина орденом Иоанна Оленевского III степени. Также за содействие и помощь в возрождении храма были вручены грамоты предпринимателям и активистам.

http://penzanews.ru/content/view/19862/29/

 

22.09.10

В БЕЛИНСКОМ РАЙОНЕ ОСВЯТИЛИ ПОИМСКИЙ ХРАМ

 

При большом стечении верующих прошло торжественное богослужение владыкой Вениамином.

В пятницу, в день Рождества Пресвятой Девы Марии, произошло освящение храма в с. Поим владыкой Пензенским и Кузнецким Вениамином. Все, кто смог побывать в этот день в Никольском храме, смогли оценить по достоинству перемены, произошедшие с ним за последнее время. Многие из присутствовавших внесли посильную лепту в восстановление святыни. Хор из Пензы, священнослужители, вся церемония были очень торжественными. Присутствовавших было много, несколько сотен, но и теперь храм был на треть пуст. С каждым разом посещая храм, можно отметить новые перемены в убранстве, новые образы. Много и старинных, почерневших икон, но оттого еще более дорогих каждому православному, потому что они помогают тысячам людей. Первыми владыку встретили ученики поимской воскресной школы. Стихи и приветствия детей были выслушаны с отеческим вниманием. В честь чудесного рождения Богородицы прошло праздничное богослужение. А затем владыка Вениамин поздравил и настоятеля Поимского храма отца Георгия, поблагодарил всех, кто участвовал в восстановлении храма, вручили благодарности, награды.

Источник: Сельская новь (Белинский район)

http://www.mediadep.ru/news2792.html

 

В Пензенской области в храме заброшенного села продолжаются службы21.09.2010

 

В Пензенской области в храме заброшенного села продолжаются службы

 

К западу от Пензы располагаются две деревни - Вязовка и Матвеевка. «Следы человеческой жизни глохнут очень скоро» - эта фраза Тургенева невольно вспоминается при их посещении. Однако эти поселения до сих пор хранят свое историческое наследие.

В Вязовке, бывшей Дурасовке, располагалось главное имение некогда богатейшего дворянского рода Дубенских. Храм, пруд и плотина - наследие того времени. Основал село около 300 лет назад служилый человек Василий Афанасьевич Дурасов - по его роду и получило оно свое первое название. Чуть позже появились здесь помещики Загоскины, среди которых - отец исторического романиста Николай Михайлович. За ним в 1785 году числилось около 300 крепостных. В конце ХVIII века появился третий помещичий род - Дубенских. От них идет к селу вторая литературная нить: Григорий Дубенский был хорошим знакомым Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Именно у него останавливалась она, приезжая в Пензу вместе с внуком - юным Михаилом Лермонтовым.

Первая половина XIX столетия для Дурасовки - эпоха Порфирия Николаевича Дубенского, сенатора, человека уважаемого не только в Пензе, но и в Петербурге. Перед отменой крепостного права только в одной Дурасовке ему принадлежало свыше 1 тыс. крестьян. Именно при нем построили здесь каменный барский дом, а за ним разбили большой парк. В настоящее время усадебный дом Дубенских сохранился, однако перестраивался он так много раз, что узнать в нем памятник архитектуры начала XIX века практически невозможно. От классицизма сохранилась разве что симметрия фасада.

При Порфирии Дубенском появился в Вязовке-Дурасовке и величественный каменный храм, строительство которого завершилось в 1836 году. Главный придел освятили во имя Николая Чудотворца. Южный - в честь преподобного Ксенофонта, а северный - в честь святителя Порфирия Газского, небесного покровителя помещика.

Вся красоту Никольского храма до наших дней не сохранилась - долгие годы здесь была машинно-тракторная станция. Главный вход для въезда техники соединили с соседним окном, 4-колонные портики уничтожили. От колокольни, стоявшей неподалеку от храма, осталась лишь глыба кирпичей. О восстановлении даже задумываться не приходится - в селе давно осталось меньше 100 жителей. Даже фельдшерский пункт в бывшей барской усадьбе - на замке.

Если выехать из Вязовки через Васильевку и Крутец на трассу «Пенза-Тамбов», и еще через несколько км. свернуть на север, можно попасть сначала в Ермоловку, а затем и в Матвеевку. Здесь картина полностью противоположная и немного нестандартная: село вымерло полностью, а вот храм — действует.

Основали Матвееку в те же годы, что и Вязовку - на рубеже XVII-XVIII веков, а первым помещиком был Матвей Дубасов. Потом от Дубасовых имение перешло Бахметевым. Представители этого дворянского рода стали главными храмоздателями в матвеевской истории. По преданию, на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Именно в честь этого события прапорщик Александр Александрович Бахметев решил возвести в своем имении храм. Благословение первого пензенского епископа Гаия получили в 1800 году, разрешение Синода - в 1801 году. Еще через 4 года церковь достроили - сначала она была кладбищенской, а вскоре стала и самостоятельным приходом.

В настоящее время Тихвинский храм одиноко стоит среди чистого поля. Когда стало возможным возрождение храмов, в Матвеевке уже не осталось жителей. Так что теперь за несколько км. от церкви - ни одного жилого дома. Прихожане - в основном из соседней Ермоловки. Формально к ней же здание и относится. Однако приехать на службу стоит даже ради до сих пор по-своему прекрасных руин эпохи классицизма.

Репортаж: Евгения Белохвостикова, Александра Толкачева

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=11656&cid=7

 

21.09.2010

 

Пензенские священнослужители начали молиться за пожертвовавших на восстановление собора

 

Ежедневные богослужения начаты в Благовещенском храме на Советской площади в Пензе накануне Рождества Пресвятой Богородицы. Первое всенощное бдение совершил епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин. Кроме того, в храме стали молиться за тех, кто совершил пожертвования на строительство Спасского кафедрального собора.

Имена жертвователей указаны на символических свидетельствах в виде кирпичиков, которые можно приобрести за 100 рублей в любом храме пензенской епархии, передает ГТРК «Пенза».

Как ранее сообщало ИА «PenzaNews», строительство Спасского кафедрального собора на Советской площади в Пензе планируется начать в конце 2010 года. Все средства, собранные от продажи именных символических кирпичиков, пойдут на возведение храма.

По проекту, новый Спасский собор будет больше старого. Он сможет вместить до 4 тыс. верующих. Высота храма составит около 60 м, колокольни — 75 м. Здание займет почти всю нынешнюю Советскую площадь.

http://penzanews.ru/content/view/19843/29/

 

21.09.2010

 

Возродим нашу общую святыню!

 

Строительство Спасского кафедрального собора, о котором так много говорили в последнее время, возможно, начнется уже в этом году. Как стало известно "МЛ", территория Соборной площади уже возвращена епархии, а значит, первый ковш в землю может врезаться совсем скоро.

"Но для того чтобы начались строительные работы, необходимо провести археологические и другие изыскания, - рассказывает наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря иеромонах Нестор (Люберанский). - Правда, материальных средств, как всегда, в обрез. Но на Руси традиционными всегда были пожертвования. И Пензенская епархия также пошла по этому пути.

Уже выпущено 100000 открыток, выполненных символически в виде кирпичей, и любой верующий, приобретая "кирпич" ценою в 100 рублей, вносит свой вклад в строительство собора".

Любой пензяк, внесший собственную лепту на богоугодное дело, вписывает имена родственников (в графу о живых либо усопших) в отрывной талон.

"Приобрести именные "кирпичи" можно в любом храме города и области, - показывает открытку с видом Спасского кафедрального собора иеромонах Нестор. - Первая партия их разошлась почти мгновенно. Уже готовится еще один выпуск.

Если дело и дальше пойдет так, то мы надеемся, что в следующем году к нам приедет святой патриарх Кирилл и совершит чин основания. Тогда же будет заложен первый камень в фундамент будущего собора".

И последнее, владыка Вениамин очень надеется, что в юбилейном для Пензы 2013 году собор пусть и не до конца, но будет готов и украсит главную городскую площадь.

http://publish.pnz.ru/ml/index.html#A01

 

Где покупать свечи?22.09.2010

 

Где покупать свечи?

 

Из номера в номер на вопросы зареченцев продолжает отвечать ответственный секретарь Пензенской епархии, настоятель Воскресенского молельного дома отец Серафим.

— Можно ли покупать свечи не в церкви?

— К сожалению, у нас есть такие дельцы, которые узнали какие-то азы православия и на этом наживаются, например, открывают фирмы по производству икон или свечей. Но ведь что такое свеча? Это жертва Богу. Стоит она 3 или 5 рублей — вот эту жертву человек приносит Богу, когда покупает свечу в церкви. Наши прихожане зачастую этого не понимают и покупают свечки пачками где-нибудь на рынке (оптом, зато дешевле), а потом приносят их в храм. При этом теряется смысл ее предназначения. Да и можно ли экономить на жертве Богу, от которого мы ждем спасения?

— Как правильно лечиться святой водой?

— Святую воду можно добавлять и в питье, смачивать ею больные места, кропить себя, свои вещи, больничную койку, лекарства. При головных или иных болях можно приложить к больному месту ткань, смоченную крещенской водой. Но все это никак нельзя назвать «лечением святой водой»! Не делайте из воды культа. Святая вода действительно помогает человеку во многих болезнях, но на самом деле помогает вера. По вере человека Господь дарует исцеление посредством святой воды.

— Что положено делать, когда умирает близкий человек?

— Если ваш близкий был крещен, договоритесь с батюшкой об отпевании, закажите сорокоуст об упокоении его души. В 9-й и 40-й день закажите панихиды. Подавайте за него посильную милостыню, совершайте в его память добрые дела.

— Почему святая вода портится? Это говорит о моих грехах?

— Такое случается, хотя и очень редко. Это говорит о том, что воду надо набирать в чистые емкости. Хранить ее лучше рядом с домашним иконостасом. Нужно относиться к воде аккуратно и самому вести благочестивую жизнь. Если святая вода, несмотря на появившийся осадок, допускает употребление, то можно ее выпить. Если вы опасаетесь ее пить, то вылейте ее в цветочный горшок.

А если происходящее заставляет вас вспомнить о каких-то грехах, то лучше не углубляться в мистические размышления, а сходить в церковь и исповедаться.

Татьяна Никулова.

http://zarpressa.ru/2010/weekly.php?news=3824

 

22.09.2010

 

Патриарх Кирилл: Молитва - лучший антидепрессант

Святейший совершает большую пастырскую поездку по Камчатке, Сахалину и Якутии.

Святейший совершает большую пастырскую поездку по Камчатке, Сахалину и Якутии.

Фото: АП

"Религия в жизни современного человека необходима как воздух"

 

Предстоятель РПЦ уверен: лучше всех справиться со стрессами и обрести спокойствие современному человеку поможет именно молитва.

«Когда обращаешься к Богу в молитве, то входишь в совершенно иное измерение жизни, с высоты птичьего полета смотришь на свою жизнь. Молитва помогает человеку выстраивать жизненные приоритеты, приходить в спокойствие, справляться со стрессами, - подчеркнул Святейший в интервью телеканалу «Россия 1» во время своего визита в Южно-Сахалинск. – Молитва – не просто  ритуал, языческие действия, когда кто-то в бубен ударил или какой-то тканью покрутил вокруг себя. Это, в первую очередь, способность правильно ориентировать свою жизнь, это методология жизни, которой две тысячи лет, поэтому религия в жизни современного человека необходима как воздух».

В утренних молитвах Патриарх советует просить об избавлении от «дьявольского поспешения»: «Эти слова надо бы над кроватью повесить: мы все время куда-то спешим... Огромное количество времени - это дьявольское поспешение. Надо научиться останавливаться».

Делясь впечатлениями о Сахалине, Патриарх Кирилл отметил рост религиозности людей. По его словам, представить, что здесь будут действовать 52 храма, и станут строить новый кафедральный собор, еще несколько лет назад было очень трудно.

Елена ЧИНКОВА

http://penza.kp.ru/daily/24562/736370/

 

23.09.2010

 

Мстить или простить?

Ректор Российсокго православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев).

Ректор Российсокго православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев).

Фото: ivepar.ru

 

"Прощение опустошает корзину зла. Но "профилактика отношений" иногда не помешает", - считает гость радиопередачи "Прощеное воскресенье" протоиерей Петр Еремеев

 

Антон Челышев:

- В качестве темы мы предложили поговорить о мести. Мы встречаем ее проявления абсолютно повсюду, с другой стороны у нас есть заповедь о необходимости подставить другую щеку.… Где же правда? У нас в гостях игумен Петр Еремеев, ректор Российского Православного института святого Иоанна Богослова. Отец Петр, наказываем же мы преступников? Получается, живем не по канонам…

Петр Еремеев:

- Это разные вещи. Заповеди «подставь щеку» не существует. Есть обращение Христа к своим ученикам, говорящее о совершенно других вещах. Не о том, чтобы государство уступало другому государству. Или общество обществу. Это обращение к сердцу конкретного человека. И если один человек оскорблен другим или уязвлен другим, словом или делом, то христианин, следуя заповеди Христа, обращение к этому сердцу, должен его простить. Другая щека, левая щека, подставленная врагу, означает по отношении к верующему человека слова Христа именно прощение обиды, не памятование этого зла. Прощение от чистого сердца. Именно поэтому, я считаю, и "толстовство" глубоко заблуждалось и те или иные мнения сегодняшних гуманитариев, что христианин или христианское государство обязано прощать и не возвращать, другие шаги совершать по отношению к врагам государства, Отечества – это разные вещи. Здесь не нужно смешивать эти понятия. Христианские государства всегда воевали. Защищали свой народ. Это и цель государства – защищать народ. Это касается и защиты отцом семейства своей семьи. И совершенно другая вещь – духовная жизнь конкретного христианина. Прощение обиды, прощение зла, чистое сердце по отношению к окружающим.

Елена Чинкова:

- Читательница Ольга спрашивает: «А что в православии понимается под словом «простить»? Каковы формы прощения? Обязаны ли прощать воины?»

- Если мы говорим о прощении одним человеком другого, то, мне кажется, любой прекрасно понимает, о чем идет речь. О том, чтобы не оставить в своем сердце, душе ни капли гнева на другого человека и от всего чистого сердца освободиться от порока под названием «память зла», освободить душу от этого растлевающего чувства. Отпустить человека, отпустить любую память зла. Если мы говорим о воине, который дал присягу и вышел на брань, защищая государство и Отечество, семью, нормы жизни, противопоставляя свою позицию, оружие, руку злу и неправде – где здесь прощение? Это защита. Оборона. И в этом случае христианские воины совершали добродетель. Это принципиально разные вещи и их не стоит путать.

Антон Челышев:

- Когда речь идет о войне, человек должен воспринимать себя, как часть государства, которое он должен защищать?

- Понимание нашими современниками сегодня государства и государства в средние века русскими воинами несколько отличается. Во-первых, потому что прежде общество, государство, народ, церковь – эти вещи были неразделимы в сознании обычного русского человека. Допустим, если Пересвет и Ослябя выходили на поле брани, водимые Дмитрием Донским, для них не было отличия в осознании себя. Они часть государства, часть общества. Думаю, что и сегодня, когда выходит верующий человек, и неважно, он мусульманин, православный или католик, но защищать русское Отечество, Россию, он рассуждает с позиции того, что он делает. Он защищает или нападает, он противостоит злу и неправде. Или же стоит на страже непонятных ценностей, географических границ, некоей земли, не имеющей для него смыслового наполнения, как Родина, Отечество, мать.

Я честно скажу, когда сравнивают заповедь так называемую Христа «подставлять непременно щеку» и увязывают это с жизнью государства, общества, народов, то обычно лукавят, прекрасно понимая, что понимание этих вещей разнится в корне. И в истории нашего Отечества это прекрасно иллюстрируется замечательными примерами. Ведь мы не знаем ни одной захватнической войны со стороны русского государства. В тысячелетней жизни русского народа православие в жизни россиян, русских оно настолько пропитало стороны жизни русского общества, человека…

Антон Челышев:

- Советское время в счет или не в счет?

Петр Еремеев:

- Не в счет.

Антон Челышев:

- А как же советско-финская война? Чем не захватническая?

Петр Еремеев:

- Если мы говорим о войне Второй мировой, об Отечественной и опускаем постыдные примеры, когда советские правители, поступающие из принципов, совершенно противоположных христианским, пытаясь взять реванш, то мы включим и Вторую мировую войну в том числе в эту череду войн защитников, войн оборонителей. Поборников правды. И никогда мы не найдем в истории нашего Отечества, чтобы русский государь или князь, или даже правитель советского государства шел во имя захвата чужой территории, чужого богатства. Даже советские правители, если мы вспомним войну в Афганистане, все равно мотивировали несколько иными ценностями. Христианство даже в этом случае сыграло свою роль в восприятии ими себя, своей роли в жизни России, советского государства и мира.

Антон Челышев:

- А как можно характеризовать продвижение Руси на Восток, захват Сибири, североамериканских территорий? Что это было, как не завоевательные войны?

Петр Еремеев:

- Мне больше понравилось выражение ваше: продвижение на Восток. Я пять лет провел на Дальнем Востоке. И с большим удовольствием изучал историю того, как Дальний Восток без единого выстрела присоединился к Российскому государству. И Северная Америка, Аляска. Мы здесь говорим о вещах единственных, в своем роде, в мировой истории, когда колоссальные территории без выстрела, волеизъявлением людей, живущих там, постепенно прирастали к большой стране. И здесь, если любой историк нас слышит, он подтвердит, что миссия Муравьева Амурского, митрополита Иннокентия, первого епископа Дальнего Востока, наших первопроходцев заключалась не в том, чтобы захватить, а изведать, увидеть, познакомиться. И когда эти малые народы прирастали, присоединялись к большой империи, они получали под ее видом покровительство некую общую государственную общину.

Антон Челышев:

- И необходимость платить в казну государя богатствами, которые в этой земле водились: пушнина, рыба и всякие прочие звериные шкуры…

Петр Еремеев:

- В то время они платили, в том числе, и китайскому государству. Подать. И в отношениях с первопроходцами из России эта ситуация менялась в лучшую сторону. Потому что русские первопроходцы от иных соседей, не проводили зачистки, как сегодня говорят. Не было карательных операций. И никто не вторгался, не сгонял с насиженных мест целые народы, как это было до прихода русских на эти земли.

Елена Чинкова:

- Вернемся к разговору о мести в жизни конкретного, отдельного человека. Отец Петр, для тех, кто пытается побороть в себе чувство мести, обиды, как ему простить с полнотой души своего обидчика?

Петр Еремеев:

- Христианство – потрясающий путь жизни. Сегодня многие люди называют себя христианами, но по действиям, поступкам, мыслям христианам не являются. А ведь христианство освобождает от многих вещей, которые являются наносными в жизни человека. Христианство борется не с последствиями порока, не с симптоматикой. Христианство учит человека бороться с первопричиной, с источником зла. На самом деле в духовной жизни очень важно себя ограничивать на уровне мыслей, восприятия, себя правильным образом контролировать. Если человек на уровне мысли себя остановит, то дальнейшего действия не будет. Христианство предлагает увидеть свое сердце, свою душу. Не бороться с последствиями, это бессмысленная трата времени. Бороться с источником. Разобраться в себе: что именно заставляет тебя реагировать так. И уловить на излете мысль, которая подвигает тебя на действие – совершить дурной поступок взаимно.

Антон Челышев:

- Многие сейчас воспринимают действия людей, которые следуют вашему примеру, их бездействие, как слабость…

Петр Еремеев:

- Если руку не заносить, она не будет остановлена. Я говорю о том, что сам по себе человек, который не отвечает злом на зло, но старается любовью, прощением и терпением преодолевать возникшие недоразумения, он гораздо большего достигнет. Зло за зло рождает большее зло. Порождает утверждение в этом состоянии одного и другого человека. А прощение останавливает движение зла, опустошает корзину зла. Отношение упрощаются и легче прощать друг друга. Говоря обывательским языком, мы сжигаем мосты, мы увеличиваем противостояние…

Звонок слушателя Дмитрия:

- Интересная передача… Вопрос концептуальный к отцу Петру. Считает ли ваш гость, что существуют точки взаимодействия между Русской православной церковью и, скажем, мусульманами, в вопросах категории всепрощения? Если да, то в каком формате? Не видит ли он в этом наличие неких семян раздора, то, что называется, конфликта цивилизаций?

Петр Еремеев:

- Я убежден в том, что традиционный ислам, в силу того, что все больше набирает оборот нетрадиционный ислам, ваххабизм, сам по себе неагрессивное религиозное учение. И в условиях Российской империи жизни, многовекового сосуществования православия и ислама, не было ярких примеров противостояния мусульманина христианину или наоборот, или мусульмунской общности христианской. Более того, на площадях строили одномоментно и мечеть, и храм. И порой синагогу. Считаю, что если внимательно мы познакомимся с Кораном, то мы найдем много интересных вещей, которые характеризуют традиционный ислам, как миролюбивую религию. Я считаю, что если мы увидим без шор телевизионных мусульманина с позиции традиционного восприятия Корана и традиций ислама, то мы не увидим в жизни мусульманина мести, в том числе кровной. Это не мусульманское явление. И в позиции ценности жизни, восприятия ценностей жизни человека или людей, думаю, мы во многом схожи. Поскольку и христианское, и исламское отношение к человеку, к ценности его жизни, базируется на книге, на Священном писании Ветхого Завета. И многие новозаветные примеры отношения к личности человека были приняты и в Коран в том числе. И посредством общения этих культур на протяжении веков мы видим, что очень многие учители, те, которые занимались толкованием Корана со стороны исламской образованной общности, воспринимали христианские идею.

Я глубоко убежден в том, что открываемые сегодня и развивающиеся образовательные площадки, исламские университеты, медресе помогут российскому исламу вернуться к корням. Преодолеть то, что мы видели в 90-е годы, когда молодежь выезжала за рубеж, в Саудовскую Аравию, в частности, возвращалась обратно и пыталась навязывать общинам мусульман в России какие-то иные ценности, нетрадиционные для ислама, для России в том числе. Считаю, что между нами существует много уже налаженных мостов, позволяющих взаимодействовать именно с точки зрения провозглашения ценностей жизни человека, устоев существования, дружбы народа с народом. Считаю, что да.

Елена Чинкова:

-А как быть с мощным религиозным конфликтом в Нью-Йорке? Протестующие против строительства мечети христиане уже жгут Коран, а мусульманский мир отвечает погромами и сожжением американского и израильского флагов.

Петр Еремеев:

- Вопрос в том, каковы эти христиане. И христиане ли они. Конфликт в Нью-Йорке я вижу несколько шире, чем трактуют сегодня политологи и обозреватели нашего телевидения. Это не просто оскорбление религиозного чувства, это глубокое непонимание вообще замысла Бога в отношении христиан, как они должны говорить о своей вере. Мало кто знает, что единственное храмовое строение, пострадавшее при взрыве «близняшек», был православный греческий храм. И сегодня мало кто говорит о том, что не просто выдано разрешение на строительство мечети подле взорванных строений, но не разрешено восстановить православный христианский храм. Я считаю, что есть все-таки третьи силы, которые заинтересованы сегодня в конфликте в Нью-Йорке, который провоцирует и христиан американских, в том числе и православных, и провоцирует вместе с тем и мусульман на противостояние. И когда мы видим одномоментно разрешение и поощрение строительства мечети на этом месте и неразрешение строительства храма за счет церкви, неуважение мнения большинства и допущение в стране, которая провозглашает ценности общественной морали, выслушивание мнения большинства, толерантности, терпимости, публичности всех процессов. Но ведь при обсуждении темы строительства мечети все эти принципы были совершенно попраны. Я убежден, анализируя ситуацию в Нью-Йорке за последние несколько недель, что есть заинтересованные силы, которые намеренно обостряют ситуацию.

Антон Челышев:

- Эти силы, надо полагать, кроются где-то в недрах нью-йоркского муниципалитета. Потому что именно он принимает решения о том, что строить, где строить, на какие деньги строить, кому отказать, кому разрешить. В общем, все вопросу к Майклу Блумбергу, который является мэром Нью-Йорка.

Звонок от радиослушательницы Ирины:

- Мы росли вдвоем с сестрой, разница у нас 8 лет. И вот всю жизнь нас растили, я бы сказала, во вражде – что она младшая, лучшая, ты старшая, вечно ты глупая, ты ей не уступаешь и т.д. Выросли две девочки. И почему-то младшая поняла, что я по жизни устроилась лучше, чем она. И она начала всячески мстить: ходить по знакомым, меня оговаривать. Я, в конце концов, сказала, что мне не нравится такая постановка вопроса. Или ты ведешь себя нормально, и я буду помогать тебе, раз ты считаешь, что плохо устроилась по жизни, или мы прекращаем всякие отношения. Она решила, что ей лучше прекратить всякие отношения. И через какое-то время она умирает при загадочных обстоятельствах. И меня на похороны ее дочь не зовет. И вот сейчас (уже 2 года прошло) ее дочь не выходит со мной на связь. Я живу с очень тяжелым грузом на сердце, мне это очень неприятно. Я хотела бы знать, где она похоронена, как она умерла. Я ее простила, что она не захотела со мной общаться. А теперь мне очень тяжело. Как в данном случае поступить?

Петр Еремеев:

- Я думаю, что многие люди сегодня, хотя и называют себя христианами, забывают, что жизнь имеет начало и не имеет конца. И можно искать могилу, пытаться совершить те или иные ритуальные действия, подойти, попросить прощения у лежащего тела покойной сестры. Но для верующего человека нет пространства и времени. Для верующего человека, если человек ушел в мир иной, где бесконечность, где царствует Божья правда, ваше прощение от чистого сердца и завершает эти споры, возникшие с детства. Я могу вам предложить только одно. От чистого сердца, если остались какие-то тяготы на сердце по отношению к сестре, простить ее, не помнить этого зла. Если вы ощутите в своем сердце покой по отношению к сестре, считайте, что и Бог, и сестра приняли ваше раскаянье. Можно искать могилу, можно помогать ее дочери, семье. Но самое главное в этих отношениях, в отношениях вашей души и души вашей сестры, это совершить акт прощения от чистого сердца. Чтобы ничто вас не тяготило, чтобы вы ощущали в мире сердечный покой. Покой в отношениях с ней, потому что она живет и вы живете. Просто она жива в царстве Божьем, а вы живете здесь.

Антон Челышев:

- Странное дело. Люди, добрые сердцем, чуткие начинают испытывать чувство вины по любому поводу. От этого, наверное, тоже нужно избавляться, потому что люди жестокосердные могут этим постоянно пользоваться. С другой стороны, наверное, иногда лучше поставить на место сразу, чтобы потом не возникало таких ситуаций?

Петр Еремеев:

- Знаете, замечательная была ремарка по ходу этого вопроса. Наша радиослушательница решила расставить точки над i. Она сказала сестре, что я тебя люблю, хочу жить в мире, помогать тебе, преодолеть нашу рознь, и давай решим, как действовать дальше: мы будем жить, дружить или же расстанемся, чтобы не причинять зла друг другу. Нужно простить друг друга, вместе с тем прекрасно понимая, что если мы не меняемся, и дальше будем мстить и пребывать во вражде, может быть, даже временно расстаться. Это называется профилактика отношений.

Звонок от радиослушателя Николая Александровича:

- Чеченская война показала огромное противостояние религий христианской и исламской. И это противостояние продолжается. Нашим пленным солдатам отрезали головы. Мы со своей христианской религией (я, кстати, верующий христианин) должны прощать за это. А посмотрите, что сейчас делается в Москве или в других городах. Исламисты (это в основном кавказские народности) завалили всю Россию преступностью. Это не случайно. Потому что у них в религии основной постулат, основная заповедь: убей неверного. У нас - прости любого ближнего, инородца, всех прости и всех люби. Я с этим согласен. Но у ислама-то заповедь: убей неверного. А неверный – это я, русский, христианин, другой веры человек. Как это совместить?

Петр Еремеев:

- Я хочу вас несколько поправить. Заповеди «убей неверного» в нашем понимании (как у христиан есть заповеди Божьи) у ислама не существует. В исламе очень трепетное отношение к жизни человека. И если мы говорим о традиционном исламе, именно о людях верующих, то они руководствуются тремя принципами наказания за преступления смертной казнью. Первое – это преднамеренное убийство. Второе – это демонстративная, явная супружеская измена. И третьи – это наказание смертной казнью человека, бывшего верующим мусульманином и ушедшего из мусульманской общины и начинающего хулить мусульманскую общину. То есть явного противника исламского учения, который выходит на улицы и вызывает в мусульманской общине противостояние.

Если мы сегодня говорим о конфликте, который называется чеченская война, я думаю, там не было ни христианства, ни ислама. Вы говорите о межнациональных конфликтах скорее, чем о межрелигиозных. Об этом много уже сказано, но в большинстве мировых и региональных войн места для религии вообще не было, нет и не будет. Как правило, во всех военных конфликтах, крупных или малых, работают и действуют страсти человеческие, которые для всех нас, вне зависимости от веры нашей, совершенно идентичны, одинаковые и для русского, и для нерусского. Поэтому, если мы говорим сегодня откровенно и по существу, то я глубоко убежден, что если бы по-настоящему тот или иной народ был исламский в традиционном понимании этого учения, а другой был христианский в традиционном понимании этого смысла, то какая-либо война между ними была бы невозможна. Если мы говорим сегодня серьезно об этом. Но очень много стереотипов существует, много мифологии в этом смысле. Часто пинают православных христиан спорщики: а как же крестовые походы, чем лучше христиане? Крестовые походы это постыдные моменты в жизни христианской общины Запада. Довольно вспомнить четвертый крестовый поход, нашествие на православную Византию, разорение величайшего города в истории христианской цивилизации. А чего стоит постыдный детский крестовый поход, где «христиане»-рыцари продавали детей в рабство. Я считаю, что сегодня очень много наслоений существует – выражений, определений: христианская, исламская угроза, принципы жизни или принципы мировоззрения. А это мишура. Очень часто за этими выражениями ничего толком-то и не стоит. И очень часто, когда мы сравниваем учения мусульман и христиан по каким-то примерам жизненным, мы глубоко ошибаемся, беря на вооружение примеры, вовсе не относящиеся к религиозной жизни того или иного человека или религиозной общины. Простите меня за такой ответ.

Звонок от радиослушателя Дмитрия:

- Откровенно говоря, стал свидетелем смерти своего отца не путем самой смерти, а на нее повлияла мачеха. Я не смог доказать это в суде, ничего у меня не получилось, чтобы ее посадили, и врачей, которые в этом были замешаны.

Петр Еремеев:

- Вопрос очень важный. Что такое наказание вообще? Наказание в любой религиозной культуре это не просто акт возмездия. Это возможность  показать человеку его неправоту. То есть исправить человека и посредством наказания показать всему обществу, что данный путь губителен для человека, для общества. То есть оградить общество и людей от разложения нравственного. Это есть наказание. Во-первых, это возмездие, и, во-вторых, это метод ….. или, скажем так, воспитательный момент по отношению ко всему обществу. Если вы не смогли убедить судью в том, что другой человек нанес зло обществу или своему ближнему, что должно быть наказано, это одна сфера. Если вас волнует вопрос вашего личного к этому отношения. Но вы как гражданин сделали все, что вы могли. Вы показали обществу и суду поступок другого человека. Но судья рассудил иначе.

Я думаю, что если мы продолжаем эту мысль и говорим о ваших чувствах, вашем настроении, то это гораздо более важная вещь, чем мнение судьи. Если вы лично не простите этого человека, то вам очень трудно будет жить. Я не могу иначе вам отвечать, потому что на примере своем знаю, что непрощение другого человека, какое бы ни было глубокое совершенно им зло по отношению ко мне или к другому человеку, оно разрушает душу, мешает жить. Более того, побуждает человека совершать совершенно гнусные поступки, и малое зло порождает большее зло. А грех непрощения, грех утверждения в таком непрощении настолько ожесточает, очерствляет душу, что потом человеку очень трудно вернуться обратно. Он проходит в непрощении часто точку невозврата. Этого очень нужно бояться.

Антон Челышев:

- Мы говорили о мести. Вспомним под конец строки из послания к римлянам: «Мне отмщение, аз воздам». Но вот если человек не видит, что Господь воздает, тогда у человека остаются вопросы: кто же воздаст-то? И тогда у человека может и своя рука подняться. Потому что кто знает, что будет там, в жизни вечной, и будет ли там что-нибудь. А чувство справедливости в тебе говорит уже сейчас.

Петр Еремеев:

- Я думаю, что любой из нас, совершая той или иной поступок, делая тот или иной выбор, говорит: а что дальше? Если мы отвечаем на вопрос «мстить или не мстить?», а дальше что? Пустота. Я считаю, что если мы прощаем, дальше начинается свободная легкая жизнь. Если мы не прощаем, мы отягчаем свою душу этим грехом и укореняемся в этом зле в большей степени, чем прежде.

Слушайте программу "Прощеное воскресенье" на радио "Комсомольская правда" (97.2 fm) каждое воскресенье в прямом эфире с 14.05-15.00 мск. Свои вопросы гостям можно задавать на нашем сайте kp.ru

Елена ЧИНКОВА

http://penza.kp.ru/daily/24563.4/737159/

 

23.09.2010

 

В Кузнецке будет открыт памятник воину-мученику Евгению Родионову

 

Памятник воину-мученику Евгению Родионову будет открыт на территории школы №4, носящей имя героя, в городе Кузнецке Пензенской области. Монумент представляет собой бронзовую свечу, пламя которой обнимает держащего крест воина. Об этом ИА «PenzaNews» сообщили в пресс-службе Пензенской епархии.

Автором монумента стал украинский художник-скульптор Сергей Мардарь.

Евгений Родионов — уроженец села Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Был призван на службу в пограничные войска в 1995 году. В январе 1996 года был направлен на Северный Кавказ. В феврале 1996 года при досмотре на административной границе Чеченской и Ингушской республик машины «скорой помощи», в которой, как оказалось, были боевики, завязался бой, в ходе которого Евгений Родионов с тремя сослуживцами был взят в плен.

В плену Евгений находился 100 дней. Увидев у солдата нательный крестик, боевики предложили ему отречься от православия и принять ислам. Родионов отверг условия боевиков. 23 мая в день рождения Евгения его вместе с тремя сослуживцами казнили.

Сегодня воина Евгения почитают как святого многие православные люди не только в России, но и в других православных странах. В Сербии его называют Евгением Русским. Иконы с изображением мученика Евгения Родионова есть в 30 храмах России.

http://penzanews.ru/content/view/19893/29/

 

23.09.2010

 

В Пензенской области появится памятник воину-мученику

Монумент откроют в память о Евгении Родионове

В Кузнецке откроют памятник воину-мученику Евгению Родионову

В Кузнецке откроют памятник воину-мученику Евгению Родионову

Фото: http://gorodkuzneck.ru

В городе Кузнецке Пензенской области 25 сентября в 12 часов откроют памятник воину-мученику Евгению Родионову на территории 4-й школы, носящей его имя. Об этом «Комсомольской правде» сообщили в пресс-службе пензенской епархии.

Монумент представляет собой бронзовую свечу, пламя которой обнимает держащего крест воина. Автором работы стал украинский художник-скульптор Сергей Мардарь.

Евгений Родионов - рядовой армии России, был жестоко убит боевиками в плену в Чечне 23 мая 1996 года. Его обезглавили за отказ снять нательный крест и принять ислам. Тело солдата опознала мать по нательному кресту.

Надежда Миншараева

http://penza.kp.ru/online/news/744477/

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг